Из жизни вуза
103
Г.А. БЕРУЛАВА, ректор, Развитие
академик РАО
Э.М. САГИЛЯН, зав. кафедрой гуманитарных дисциплин потенциала студента
В статье анализируется проблема формирования продуктивного коммуникативного поведения студентов на основе новой методологической платформы развития личности - теории сетевого образования. Рассматривается влияние информационной среды на формирование коммуникативных стереотипов личности.
Ключевые слова: теория сетевого образования, поведенческий подход, коммуникативный потенциал личности, коммуникативные стереотипы, продуктивное речевое поведение
Профессиональный карьерный рост выпускника вуза в значительной степени зависит от сформированности его коммуникативного потенциала. Развитие последнего осуществляется в университете на основе теории сетевого образования, предполагающей системную интеграцию традиционного и электронного внутривузовского образовательного пространства. Новизна нашего подхода состоит в том, что коммуникативный потенциал формируется при этом не только как деятельность, но и как поведение [1]. Зачем вводится такое различение? Если коммуникация как деятельность ориентирована на достижение цели и базируется на асимметричной субъект-объектной парадигме, т.е. прагматичном использовании “другого” в качестве объекта (средства), то коммуникация как поведение принципиально субъект-субъектно и требует принятия “другого” в качестве самодостаточной ценности [2].
Разработанные в университете технологии формирования коммуникативного потенциала студента учитывают то обстоятельство, что язык становится сегодня все более онтологическими все менее семиотическим или эпистемологическим, что означает вытеснение доминирующей функции смысла слова доминирующей функцией смысла вещей [3]. В свою очередь, это отражает новый тип глобальных коммуникаций, изменяющих традиционную сущность правил поведения [4]. Известная коллизия
методологического дуализма номологичес-кой и идиографической парадигм, установок натуроцентризма и культуроцентризма находит сегодня свое разрешение в идеях коммуникации, диалогичности. «Понимающая парадигма» в социальном познании также предельно актуализируется в своем коммуникативном аспекте, а методологические принципы феноменологии и герменевтики столь же ориентированы на субъектно-личностные отношения [5].
В процессе реализации теории сетевого обучения акцент делается не на первичности обучения как такового, а на обучении как необходимой составляющей осуществления реальных практических целей и задач. Образование направлено не столько на развитие рационального сознания, сколько на формирование продуктивного поведения, в частности эффективных коммуникативных стереотипов. Инструментом становления личности студента в контексте данной теории является интеграция традиционного и электронного образовательного пространства через «социальное обучение ». Создающаяся при этом распределенная образовательная среда характеризуется открытым информационно-коммуникативным пространством, что предполагает принципиальное изменение его дизайна, прежде всего - опору на мультимедийные средства обучения и гипермедиа. Распределенное обучение осуществляется с помощью социальных интеракций, опосредованных
104
Высшее образование в России • № 12, 2014
компьютерной коммуникацией, что выводит образовательную среду за рамки временных и локальных ограничений и порождает знание как результат совместной деятельности в «сообществах практики ».
Реализация данного подхода в значительной мере основывается на том, что личность в ее коммуникативной составляющей является интегративной совокупностью бессознательных коммуникативных стереотипов [6]. Их изучение осуществляется с учетом динамики развития современного социума, характеризующейся в настоящее время принципиальными изменениями, определяющими специфику общения субъектов в электронном информационном пространстве.
что большая часть коммуникативных ситуаций в жизни человека носит стереотипный, повторяющийся характер, определяя траекторию его индивидуального поведения и детерминируя его успешность в различных контекстах социальных отношений. Такой подход позволяет выявлять направления коррекции непродуктивных и, напротив, развития продуктивных коммуникативных стереотипов. Сложившаяся модель образования, ориентированная на усвоение гуманитарной культуры человечества через слово, книгу, не учитывает того обстоятельства, что языковых стереотипов, которые имели место у авторов изучаемых произведений, на уровне бессознательного в коммуникативном репертуаре сегодняшних но-
Теории сетевого обучения и разработанным на её основе образовательным технологиям посвящены множество конференций, симпозиумов, круглых столов, проводимых на базе Международного инновационного университета
Особенности коммуникативного потенциала «языковой личности» описываются с помощью понятий “языковый вкус”, “коммуникативная грамотность”, “речевая (коммуникативная культура)”. Все эти феномены в качестве психологической основы имеют под собой систему коммуникативных стереотипов, которые, как особая форма психической активности личности, и обусловливают ее коммуникативное поведение (в отличие от коммуникативной деятельности, детерминированной целью) [7].
Итак, формирование коммуникативной личности в Международном инновационном университете базируется на идее о том,
сителей языка уже нет. Поэтому для того, чтобы сформировать коммуникативную культуру студента, надо довести продуктивное речевое поведение до уровня стереотипа, что возможно только через многократное использование соответствующего речевого репертуара. С этой целью должна осуществляться систематическая тренинговая работа по формированию продуктив-ныхкоммуникативных стереотипов и коррекции непродуктивных. Данный процесс осуществляется у нас как в поле личных, так и в поле деловых взаимоотношений [8].
В виртуальной среде коммуникативное поведение личности может в значительной
Из жизни вуза
105
степени отличаться от ее коммуникативного поведения в сфере реального общения, где часто происходит депривация ее потребностей. Учебный процесс строится с учетом того, что для разных коммуникативных систем с различным уровнем целостности упор должен делаться на принцип интервальности. Показано, что используемые студентом коммуникативные стереотипы будут различаться в зависимости от уровня целостности систем, в которых человек осуществляет коммуникацию, и могут быть систематизированы в зависимости отлинейки взаимоотношений,в которых он участвует. Для систем с высоким уровнем целостности - это отношения любви и ревности, реализующиеся с помощью разных коммуникативных стереотипов; для систем с менее высоким уровнем целостности - отношения сотрудничества и соперничества; для систем с низким уровнем целостности - отношения конкуренции; для систем с преобладанием самостоятельных элементов над целым - отношения содействия, помощи или игнорирования и дистанцирования.
В эпоху массового потребления и доминирования массмедиа в становлении образа мира и составляющих его стереотипов психической активности нужно опираться на стратегию формирования у человека продуктивного и гуманистического типа поведения в многообразных, но достаточно стандартных ситуациях, которые становятся все более унифицированными из-за увеличения темпа жизни и прогрессирующего временного дефицита. Личность узнается и оценивается обществом прежде всего по своему поведению (в частности, коммуникативному).
Разработка новых технологий развития продуктивного коммуникативного потенциала предполагает акцент на формировании системы продуктивных коммуникативных паттернов. Разработанная теоретическая платформа основывается на том, что интегративным феноменом психики, определяю-
щим все уровни ментальной активности студента, является образ мира. При этом интегративной процессуальной формой поведения является стиль психической активности - коммуникативный, когнитивный и аффективный. В содержательном аспекте поведение раскрывается в качестве такого интегративного феномена, как стиль жизни, который в значительной степени определяет специфику поведенческих стереотипов в зависимости от сферы психической активности и базовых потребностей личности. Сформированность процессуальных стереотипов у лиц с доминированием коммуникативного стиля в университетском образовательном пространстве оценивается на основании выделения дихотомических полюсов: «образная - вербальная информация », «медленный - быстрый темп подачи информации», «форма - содержание», «аналитическая - клиповая подача информации», «интегральность - дифференциаль-ность», «индивидуальная - коллективная познавательная стратегия », «низкий - высокий уровень эмоциональной насыщенности коммуникации и информации» [8].
Очевидно, что разработка индивидуальной траектории развития коммуникативной компетентности возможна только после проведения индивидуальной диагностики этой сферы психической активности студента. Было установлено, что речевой портрет современного студента существенно изменился, прежде всего - в сторону агрессивности. При этом все менее выражена ориентация на объяснение, дискуссию, совет, просьбу, сочувствие, уважение, симпатию. Коммуникативная агрессивность молодежи усиливается в различных сферах социального взаимодействия (и особенно - в электронном информационном пространстве). Показано, что коммуникации в информационном пространстве становятся все более формализованными и все в меньшей степени ориентированными на то, чтобы сформировать позитивные отношения с другими людьми [9].
106
Высшее образование в России • № 12, 2014
Сегодня потребность в повышении своей самооценки и своего социального статуса через общение в электронных сетях приходит в противоречие со сложившейся практикой поведенческой коммуникации, презентуемой через систему коммуникативных стереотипов. Общим местом становится использование в электронных коммуникациях лексики агрессивной направленности, причем большинство ее составляющих уже выступают как коммуникативные стереотипы, снижая общий эмоциональный фон общения, его продуктивность и содержательность. В социальном общении в сети практически отсутствуют коммуникативные стереотипы, демонстрирующие эмпатическое отношение к другому человеку, положительную оценку его знаний, деятельности, поведения, личностных качеств. Коммуникация здесь в значительной степени теряет богатство языка, стремится к его упрощению и унификации. При этом стандартизация общения идет не в направлении его продуктивности и деловой формализации, что требуется для оперативного донесения информации и ее точного понимания, а по пути доминирования за счет снижения образа партнера. В целом в коммуникационных стратегиях молодых людей в электронном информационном пространстве присутствует ярко выраженная агрессия, которая становится общим фоном общения, формируя таким образом
самозапускающиеся отрицательные и непродуктивные коммуникативные стереотипы. Для решения данной проблемы мы ставим задачу формирования ролевых паттернов общения в социальных сетях с ориентацией на необходимость унификации такого общения, а также обучения участников коммуникации продуктивным способам общения [9].
Впервые в центре внимания учебного процесса оказалось не только развитие рациональных установок, но и формирование продуктивного поведения как особой формы психической активности субъекта. На основе разработанных в МИУ авторских диагностических методик выявлены продуктивные и непродуктивные коммуникативные стереотипы психической активности, предложены инновационные технологии формирования эффективных коммуникативных паттернов, на первоначальном этапе не контролируемых сознанием. Таким образом, в учебный процесс внедрены инновационные образовательные технологии, построенные на базе нового теоретического подхода.
Важное место в данных технологиях развития коммуникативного потенциала занимает обращение студентов к продуктивным образцам поведения через его имитацию. С позиций сетевой теории обучения впервые разработаны и внедрены технологии, направленные на формирование про-
Тренинги и специальные деловые игры по формированию продуктивных коммуникативных стереотипов студентов Международного инновационного университета
Из жизни вуза
107
дуктивных коммуникативных стереотипов. Разработан широкий спектр диагностических методик, позволяющих выявить их сформированность. Развитие эффективного коммуникативного потенциала достигается тренинговой работой в рамках специальных деловых игр на основе интериори-зации продуктивных моделей коммуникативного поведения.
Литература
1. Берулава Г.А. Новая методологическая
платформа развития личности // Гуманизация образования. 2013. № 3. С. 6-12.
2. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая сете-
вая теория развития личности в информационном образовательном пространстве // Психологическая наука и образование. 2012. № 1. С. 45-49.
3. Семенов И.Н. Философские трактовки
смысла как методологические средства его рефлексивно-психологического изучения // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. № 2. С. 141-153.
4. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг
и др. СПб.: Питер, 2002.
5. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Пер.
с англ. СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с.
6. Солсо Р.Л. Когнитивная психология: Пер.
с англ. М.: Тривола, 1996.
7. Берулава Г.А. Методологические основы
развития системы высшего образования в информационном обществе // Педагогика. 2010. № 4. С. 50-54.
8. Берулава Г.А. Методологические основы
развития личности в системе высшего образования // Вестник практической психологии. 2010. № 4. С. 42-44.
9. Берулава Г.А., Берулава М.Н. Новая мето-
дология развития личности в информационном образовательном пространстве // Педагогика. 2012. № 4. С. 29-35.
Авторы
БЕРУЛАВА Г алина Алексеевна - академик Российской академии образования, д-р психол. наук, профессор, ректор, Международный инновационный университет, [email protected]
САГИЛЯН Эмма Михайловна - канд. психол. наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин, Международный инновационный университет, [email protected]
BERULAVA G.A, SAGILYANE.M. DEVELOPMENT OF STUDENTS’ COMMUNICATIVE POTENTIAL
Abstract. The article analyzes the problem of formation of productive communicative students’ behavior on the base of a new methodological platform of personal development -the theory of network education. The article reviews the influence of the information environment on the formation of personality communicative stereotypes. Formation of students’ communicative culture is based on using a special speech repertoire during systematic repeated training work.
Keywords: theory of network education, behavioral approach, communicative potential of individual, communicative stereotypes, efficient speech behavior strategies
References
1. Berulava G.A. (2013) [New methodological platform ofthe personality development]. Gumanizatsiya
obrazovaniya [Humanization of education]. No. 3, pp.6-12. (In Russ., abstract in Eng.)
2. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New network theory of personality development in the
information educational environment]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education]. No. 1, pp.45-49. (In Russ., abstract in Eng.)
3. Semenov I.N. (2013) [Philosophical interpretations of meaning as the methodological tools of its
reflexive and psychological study]. Psikhologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki [Psychology. The journal of Higher School of Economics]. No. 2, pp.141-153. (In Russ., abstract in Eng.)
108
Высшее образование в России • № 12, 2014
4. Sternberg R.J. (2002) Prakticheskii intellect [Practical intelligence]. St. Petersburg: Piter Publ. (In
Russ.)
5. Hjelle L., Ziegler D. (1997) Teorii lichnosti [Personality Theories: Basic Assumptions]. St.-Petersburg:
Peter Press Publ. (In Russ.)
6. Solso R.L. (1996) Kognitivnaya psikhologiya [Cognitive psychology]. Moscow: Trivola Publ. . (In
Russ.)
7. Berulava G.A. (2010) [Methodological basis for the development of higher education system in the
information society]. Pedagogika [Pedagogy]. No. 4, pp. 50-54. (In Russ., abstract in Eng.)
8. Berulava G.A. (2010) [Methodological basis for the personality development in the system of higher
education]. Vestnikprakticheskoipsikhologii [Bulletin of experimental psychology]. No. 4, pp. 4244. (In Russ., abstract in Eng.)
9. Berulava G.A., Berulava M.N. (2012) [New methodology of personality development in the
information educational environment]. Pedagogika [Pedagogics]. No. 4, pp. 29-35. (In Russ., abstract in Eng.)
Authors:
BERULAVA Galina A. - Academician of the Russian Academy of Education, Dr. Sci. (Psychology), Prof., Rector, International Innovative University, Sochi, Russia, [email protected]
SAGILYAN Emma M. - Cand. Sci. (Psychology), Head of the department of humanities, International Innovative University, Sochi, Russia, [email protected]