- в профессиональной сфере при общении с противоположным полом, в первую очередь, необходимо использовать обаяние;
- в сфере занятости мужчинам приписывают следующие специфические особенности: слабость к женскому полу, ранимость и восприимчивость, доброжелательность, трудоспособность, коммуникабельность, пунктуальность, отзывчивость, дружелюбие, внимательность, вспыльчивость, выносливость, красота и обаяние;
- в сфере занятости женщинам приписываю следующие специфические особенности: трудоспособность, красота и обаяние, доброжелательность, ранимость, коммуникабельность, сварливость, мягкость характера, завистливость, склонность к сплетням, дружелюбие, миролюбие, легкомыслие;
- при общении с сотрудниками-женщинами девушки будут учитывать такие специфические женские особенности, как трудоспособность, доброжелательность, коммуникабельность, мягкость характера, завистливость, склонность к сплетням;
- при общении с сотрудниками-женщинами юноши будут учитывать такие специфические женские особенности, как красота, обаяние, трудоспособность, ранимость, сварливость, дружелюбие, общительность, миролюбие, легкомыслие;
Таким образом, установлено, что по отношению к профессиональной сфере жизнедеятельности у студентов уже сложилось достаточно много не всегда рациональных стереотипов, которые в дальнейшем будут мешать им сделать эту деятельность достаточно эффективной. Соответственно, данные стереотипы требуют коррекции и замены на действительно продуктивные, и желательно, чтобы это было сделано при участии педагога еще во время учебы в вузе.
Литература
1. Берулава, Г.А., Берулава, М.М., Боташева, З.С., Непша, О.В., Сагилян, Э.М., Сплавская, Н.В. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/ Под общей редакцией Г. А.Берулава.-Москва; Изд-во «Гуманитарная академия»,- 2010.
Сагилян Э.М.
Когнитивные стереотипы в сфере детско-родительских отношений
Следы кризиса современной семьи ярко отражаются на процессе воспитания молодежи. В период экономического и политического кризиса семья продолжает оставаться одним из трансформаторов капитала человеческих ценностей, поступающего к детям со стороны родителей. Влияние семьи на развитие личности молодых людей в информационную эпоху претерпело значительные преобразования.
Студенческий возраст является особым периодом развития личности, поскольку в традиционном понимании соединяет два возраста - юность и раннюю взрослость. Очень важен будущий образ супружеских отношений, семейной жизни у молодых людей, то есть одним из определяющих моментов успешности и состоятельности молодой личности в семейных отношениях является наличие сформированных в этой сфере когнитивных стереотипов.
Влияние семьи на развитие личности молодых людей в информационную эпоху претерпело значительные преобразования. К задачам современной семьи относятся не только передача капитала человеческих ценностей молодым, но и воспитание в них самостоятельности, инициативности, социальной ответственности с учетом реалий сегодняшнего дня. Современная семья должна учитывать изменения в культурном контексте общества, которые обусловлены массовым вхождением в жизнь человека мировой информационной сети.
Современный молодой человек должен уметь активно действовать в условиях непредсказуемости и неопределенности на фоне меняющейся социально-культурной среды. Одним из определяющих моментов успешности и состоятельности молодой личности в семейных отношениях является наличие продуктивных когнитивных стереотипов в сфере семейных взаимоотношений.
С целью выявления когнитивных стереотипов в сфере межличностных отношений в семье автором был разработан специальный опросник. В качестве основных респондентов к исследованию привлекались студенты в возрасте от 17 до 20 лет.
Мы исходили из того, что когнитивные стереотипы в значительной степени не рефлексируются и в большей степени является прерогативой сферы бессознательного (Г.А. Берулава).
Представления, функционирующие в качестве когнитивных стереотипов, по поводу распространенных практических ситуаций, которые могут иметь место в будущей жизнедеятельности молодых людей, рассмотрены ниже.
Исследование показало, что 86,06% респондентов полагают, что большинство молодых людей советуются с родителями, прежде чем выбрать будущего супруга. 91,94% студентов считают, что большинству молодых людей не нравится, если супруга будет прислушиваться к советам родителей.
Оказалось, что 68% опрошенных уверены, что большинство молодых людей не встречают новый год вместе с родителями. Более того, 79,06% опрошенных респондентов считают, что большинство их сверстников не часто смотрят телевизор вместе с родителями. При этом 76,7% респондентов считают, что большинство молодых людей не обязательно знакомят свою девушку (своего парня) с родителями.
По мнению 76,6% респондентов, большинство родителей не понимают своих детей. Только 23,4% опрошенных молодых людей считают, что большинство родителей уважительно относятся к своим детям.
В результате исследования выявлено, что 91,04% опрошенных респондентов полагают, что большинство их сверстников, как правило, не реагирует на требования родителей на разрыве отношений с подругой (другом).
При этом, 89,06% респондентов предполагают, что большинство молодых людей имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями из-за выбора спутника (спутницы) жизни. Оказалось, что 62,86% студентов полагают, что большинство молодых людей считают, что конфликты между родителями чаще всего возникают из-за них.
79,19 % опрошенных респондентов уверены, что большинство молодых людей не реагируют на недовольство ими родителей. При этом 87,37% опрошенных считают, что большинство молодых людей уступают место в общественном транспорте своим родителям.
83,48 % молодых людей предполагают, что большинство их сверстников не советуются с родителями, если у них возникают проблемы. Более того, 98,06 % опрошенных студентов считают, что их сверстники, как правило, не советуются с родителями о выборе друзей.
75,81% опрошенных отмечают, что большинство молодых людей не часто навещают своих родителей, если живут от них отдельно. При этом, 86,44% студентов считают, что их сверстники часто просят финансы у своих родителей. 89,03% респондентов предполагают, что большинство молодых людей считают, что родители помогают своим детям, пока они студенты.
Оказалось, что у 74,03% сформирован когнитивный стереотип на тему того, что большинство молодых людей не советуются с родителями о выборе профессии. При этом у 73,19% опрошенных существует стереотип по поводу того, что большинство родителей недовольны своими детьми в плане учебы в вузе.
99,12% респондентов отметили, что большинство молодых людей не советуется с родителями о том, как одеваться. Существует стереотип и на тему того, что большинство их сверстников отказывают в просьбе родителей: посидеть с маленьким ребенком-76,29%; сделать уборку в своей комнате-76,29%; сходить в магазин -76,29%; сделать вместе ремонт- 66,85%; сходить с ними вместе в гости-66,3 %. Оказалось, 64,2 % опрошенных полагают, что большинство молодых людей вообще не рады, что у них есть брат или сестра.
Реакцию протеста вызывает контролирующая функция родителей. 86,94% опрошенных предполагают, что большинство молодых людей не информируют родителей о своем времяпровождении, даже и тогда, когда они в браке. У 93,4 % опрошенных есть стереотип, что целесообразнее жить без отца, чем быть свидетелем домашних скандалов.
При этом, 68% опрошенных уверены, что большинство молодых людей считают, что в семье главным должен быть отец, тогда как 32% респондентов полагают, что большинство молодых людей считают главной в семье - мать. 96,8% опрошенных считают, что большинство молодых людей вмешиваются, если отец обижает мать.
69,6% респондентов полагают, что большинство молодых людей, как правило, не информируют родителей о поведении своей подруги. Причем 87,9% студентов предполагают, что большинство молодых людей уважительно относятся
к своим родителям. При этом, 56,7% респондентов уверены, что большинство их сверстников считают, что проживут ли родители всю жизнь вместе, во многом зависит от детей.
Проведенное исследование показало, что в когнитивной сфере студенческой молодежи существует достаточно большое количество непродуктивных стереотипов, которые требуют коррекции и замены на продуктивные. В противном случае много шансов, что эти стереотипы со временем превратятся в поведенческие.
Литература
1. Берулава, Г.А., Берулава, М.М., Боташева, З.С., Непша, О.В., Сагилян, Э.М., Сплавская, Н.В. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/ Под общей редакцией Г. А.Берупава.-Москва; Изд-во «Гуманитарная академия»,- 2010.
Психология личности
Савченко И. А.
Мировоззренческие ориентиры в межкультурной коммуникации: интегративно-дезинтегративный аспект
Одной из основных проблем межкультурной коммуникации традиционно считается коммуникативный (мировоззренческий, когнитивный) диссонанс, интерпретируемый одновременно как причина и следствие непонимания, а в ряде случаев, конфликта между людьми разных культур. Такой подход органично укладывается в концепцию Ю. Хабермаса [1], который рассматривает коммуникацию в русле теории социального действия и оперирует понятием коммуникативного действия. Согласованность коммуникативных действий ведет к консенсусу, который является альтернативой коммуникативного диссонанса.
Для Хабермаса ценности и ценностный консенсус - магистральный социокультурный маркер коммуникации. Луман же считает ценности подвижными и лабильными. При этом Луман в принципе высказывает сомнения в пользе ценностного консенсуса [2, с. 122]. Автор данной статьи решила подойти к проблеме эмпирически. Так, для исследования ситуации пересечения различных мировоззрений был проведен анкетный опрос среди русских и иностранных студентов, обучающихся в нижегородских вузах.
Из числа иностранных студентов в опросе приняли участие 247 человек из вузов Нижнего Новгорода: Нижегородского государственного технического университета им. P.E. Алексеева (58 чел.), Нижегородского госуниверситета им. Н.И. Лобачевского (98 чел.), Нижегородской государственной медицинской академии (47 чел.), Нижегородского государственного архитектурно-