Научная статья на тему 'Когнитивные стереотипы в профессиональной сфере жизнедеятельности субъекта'

Когнитивные стереотипы в профессиональной сфере жизнедеятельности субъекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
211
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕРЕОТИПЫ / КОГНИТИВНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Непша О. В.

В статье рассматриваются когнитивные стереотипы в сфере профессиональной жизнедеятельности молодежи. Предложен авторский опросник для исследования когнитивных стереотипов студентов в гендерном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные стереотипы в профессиональной сфере жизнедеятельности субъекта»

Литература

1. Абдулина, О.А. Демократизация образования и подготовка специалистов: проблемы и поиски //Высшее образование в России. 1996. №1.-73-78с.

2. Венцель, К.Н. Свободное воспитание: Сб. научн. трудов. М.:Наука, 1993.-96 с.

3. Газман, О.С. Проектирование в воспитании, сайт otherrefe-rats.allbest.ru/peda-§о^сз/00003951_...

Общая психология

Непша О.В.

Когнитивные стереотипы в профессиональной сфере жизнедеятельности субъекта

Важной сферой жизнедеятельности молодежи является сфера профессиональной деятельности. По отношению к этой сфере у студентов, которые еще не приступили к реальной профессиональной активности, уже сложилось достаточно много когнитивных стереотипов, функционирующих на уровне бессознательных представлений, которые в дальнейшем, после того, как молодые люди приступят к этой деятельности, будут превращаться в поведенческие стереотипы. Несомненно, что эти стереотипы во многом носят тендерный характер.

С целью исследования этих стереотипов нами был разработан специальный опросник, который представлял из себя систему распространенных практических ситуаций, которые обязательно будут иметь место в будущей профессиональной жизнедеятельности студентов, и они, соответственно, имеют представления о том, как они будут действовать в данной сфере.

Экспериментальное исследование, посвященное выявлению когнитивных стереотипов личности в сфере профессиональных социальных взаимоотношений, проводилось на базе Черноморской гуманитарной академии. В эксперименте приняло участие 120 студентов 3-5 курсов (60 девушек и 60 юношей).

Респондентам была предложена анкета с вопросами практического характера, затрагивающими их представления о сфере профессиональных взаимоотношений. Например: «По каким качествам в процессе трудовой деятельности Вы будете дифференцировать коллег мужчин?», «Какие черты характера женщин Вы будете учитывать в процессе общения на работе?», «Каким образом, по Вашему мнению, женщина может самореализовать себя в трудовом коллективе?», «По Вашему мнению, благодаря каким качествам мужчины продвигаются по служебной лестнице?» и др. На основании проведенного пилотного исследования вопросы анкеты в дальнейшем были формализованы

Проведенное экспериментальное исследование выявило как различия в гендерных стратегиях мужчин и женщин на рынке труда, так и их сходство. Анализ и обобщение экспериментального исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Когнитивные стереотипы молодежи в сфере профессиональных социальных

взаимоотношениях

| Юнвши (%) | Девушки (%)

При выборе шеста трудовой деятельности Вы будете исходить из того, что работа должна.....

работа должка нравиться 47,3 32,5

работа должна быть высоко оплачиваемой 40,5 47,5

работа должна быть по специальности 12,2 20

По Вашему мнению, полработннка влгоет на его профессиональную карьеру в процессе трудовой деятельности?

шш работника не влияе т на его профессиональную карьеру 30 87,5

шш работника влияет на его профессиональную карьеру 20 12,5

По каким качествам в процессе трудовой деятельности Вы будете дифференцировать коллег мужчин?

пв профессиональным качествам 23,6 80

пв трудолюбию, серьезнвму отношению к работе 20,9 0

пв исполнительности 16,3 0

пв порядочности 16 0

пв честнвстн 15,1 0

пв успешности 1,7 0

пв интеллекту 6,4 12,5

пв отзывчивости, открытости 0 7,5

По каким качествам в процессе трудовой деятельности Вы будете дифференцировать коллег женщин?

пв профессиональным качествам 20,2 17

пв трудолюбию, серьезному отношению к работе 13 14

пв интеллекту 16,3 25

пв внешнвсти 13,2 3,5

пв честнвсти 13 7,5

пв порядочности 8,4 0

пв исполнительности 7 0

пв успешности 3,4 0

пв наличию чувства юмвра 0 5,5

пв отзывчивости, открытости 0 27,5

Какие пржмы установления ком» коллегами - мужчинами на работе шртных отношений Вы будете использовать в обисннн с »

бущг более обшитальныг^ой) 31,9 15

найду общие интересы 25,1 15,5

бущ!' проявлять уважение 13,4 14,5

бущг проявлять доброжелательность 13,1 20

бущ!' облиться вне работы 7,1 0

бущг честен 6,2 0

предложу помощь 1,7 5,5

нв буду конфликтовать 1,5 4,5

бущг использовать обаяние при общении 0 20

бущг проявлять тактичность 0 2,5

обращусь за помощью 0 2,5

Какие пржмы установления ком» коллегами - женщинами на работе юртных отношений Вы будете использовать в обигннн с •>

бущг использовать обаяние при общении 17 20

бущг проявлять уважение 13,8 14,5

найду общие интересы 13,6 10

бущг более общительным(ой) 13,6 9

бущг использовать только деловые отношения 13,5 0

предложу помощь 6,8 2,5

бущг честен 6,3 0

бущг использовать юмор 6,7 0

бущг ПрОЯВПЯТЬ доброжелательность 6,6 16

не буду конфликтовать 3,4 5

бущг проявлять тактичность 0 18

обращусь за помощью 0 2,5

бущг общаться вне работы 0 2,5

Какие черты характера мужчин Вы будете учитывать I; процессе общении на работе?

доброжелательность 29,4 12,5

порядочность и надежность 25,4 11,5

общительность 3,5 15

внимательность, деликатность 7,7 6

честность 7,5 15

чувство южра 6,4 2,5

твердость характера 3 0

рассудительность 2,4 0

целеустремлвнно сть 1,7 5

открытость 1,7 2,5

агрессивность 1,7 2,5

трудолюбие 1,7 0

упрямство 1,2 0

эмоцио напьностъ 0,7 0

отзывчивость 0 17,5

пунктуальность 0 5

ответственность 0 5

Какие черты характера женщин Вы будете учнтьпать в процессе обиення на работе ?

общительность 29,4 18

доброжелательность 15,6 8,5

ответственность 12,2 0

открытость 6,9 10,3

ЧЕСТНОСТЬ 6,8 9,7

трудолюбие 2,5

скромность 5,7 0

целеустремлвнно сть 4,7 10

эмоцио напьностъ 4,3 0

рассудительность 3,4 0

лвгкомымше 3,4 0

оптимистично сть 1,7 0

отзывчивость 0 18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

порядочность и надежность 0 13

искренность 0 2,5

пунктуальность 0 2,5

агрессивность (стервозность) 0 2,5

добросовестность 0 2,5

Какие юзможностн, по Вашему мгенню, нниотся у мужчины для служебного н профессионального роста?

неограниченные 41,2 20

наличие острого ума 23,6 18

мужчины более профессиональны, чем женщины 19 15

все зависит от мужчины 5 10

мужчины умеют хорошо работать, трудолюбивы 4,4 7

мужчины амбициозны 3,4 0

мужчины умеют быстро принимать решения 3,4 0

целеустремленно стъ 0 15

мужчины упорны и напористы 0 10

мужчин сразу берут на работу 0 2,5

возможности такие же, как у женщин 0 2,5

Какие возможности, по В ашему мж шло, нивю тс я у женщины для служебного и профессионального роста?

внешность и обаяние 28,7 26

наличие острого ума 27 0

неограниченные 18,6 20

женщины умеют хорошо работать, трудолюбивы, исполнительны 16,9 0

все зависит от женщины 3,7 15

целеустремленность 3,4 0

женщины могут выполнять однообразную работу 1,7 0

женщины более профессиональны, чем мужчины 0 16

пунктуальность 0 7

возможности такие же, как у мужчин 0 10

женщины обладают смекалкой 0 6

Как мужчины, по В ашему мне шло, ощнюают значимость семьи в профессиональной карьере?

семья на первом месте 44,6 25,6

карьера на первом месте 15,2 29,4

всезависитото тноше ния мужчины к семье 16,8 29

семья мешает профессиональной карьере 11,7 0

значимость семьи учитывается мало 11,7 0

семью е профессиональной карьере оценивают, так же как и их родители 0 6

никакие оценивают 0 5

зависит от начальства 0 5

Как женщины, по Вашемумжнню, ощнтают значимость семьиI профессиональной карьере?

семья на первом месте 52 67,5

карьера на первом месте 13 0

всезависитото тноше ния женщины к семье 15 20

семья мешает профессиональной карьере 0 2,5

семейное положение женщины часто используют в профессиональной карьере как льготу 7 2,5

зависит от начальства 0 2,5

семья равнозначна работе 6 2,5

семья дополнительная ответственность 3,5 2,5

выше, чем мужчины 3,5 0

Благодаря каким качесттам, по Вашему мжнню, мужчины про двигаются по служебной лес тнше ?

уму 23,6 22,5

профессиональным знаниям 21,9 22,5

волевым качествам 20,2 22,5

обаянию 10,6 0

целенаправленности 10,5 10

коммуникативным способ ностям 9,8 12,5

честности 3,4 0

трудолюбию иусердию 0 7,5

таланту 0 2,5

Благодаря каким кадествам, по Валдему шеиию, женщины продвигаются по с луже б юн дестннш ?

обаянию (красоте) 28,7 22,5

ут^ 21,9 22,5

профессиональным знаниям 21,9 19

коммуникативным способностям 16,5 18,5

волевым качЕствам 3,8 7,5

целенаправленности 0 0

трудолюбию иусердию 3,6 5

ЧЕСТНОСТИ 3,6 0

таланту 0 2,5

пунктуальности 0 2,5

На работе прн обисннн с сотрудниками-женщинами Вы будете учитывать так» сдецнфндескж женские особенности, как:.....

общительность 21,9 27,5

доброжелатель ностъ 16,8 7,5

ответственность 15,1 5

ЧЕСТНОСТЬ 13,4 7,5

Ц6ЛЕ УСТРЕМЛЕННОСТЬ 4,7 7

доброта 4,7 19

трудолюбие 4,7 4,5

рассудительность 4,7 0

оптимистично стъ 4,7 0

эмоциональность 4,7 0

ЛЕГКОМЫСЛИЕ 4,6 0

порядочность, надежность 0 14,5

пунктуальность 0 2,5

ИСКРЕННОСТЬ 0 2,5

агрессивность (стервозность) 0 2,5

На работе при обисннн с сотрудниками - мужчинами Вы будете учитывать такие сдещфндескж мужские особенности, как:.....

доброжелательность 23,8 13,7

доброта 17,9 6,2

порядочность, надежность 17,8 11,2

общительность 8,5 11,2

ЧЕСТНОСТЬ 11,1

твердость характера 4,4 0

деле устремленность 3,4 18,6

рассудительность 3,4 0

трудолюбие 2,7 0

искренность 1,7 0

агрессивность 1,7 3,6

оптимистично стъ 1,7 0

эмоциональность 1,7 0

чувство юмора 1,4 3,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

скромность 1,4 6,2

исполнительность 0 3,6

самостоятельность 0 3,6

ответственность 0 3,7

пунктуальность 0 3,7

Каким образом мужчина на работе должен подчиняться требованиям профессногалыгон, деловой и управ ленлеской этнкн?

согласно уставу организации 47,4 75

подстраиваться 28,1 0

по обстоятельствам 24,5 0

не должен 0 25

Каким образом женщина на работе должна подчиняться требованиям профессногалыгон, делювон н

управленческой этики?

согласно уставу организации 50,6 75

подстраиваться 28,5 1,7

по обстоятельствам 15,4 1,7

не должна 0 21,6

во всем подчиняться старшим 2,8 0

беспрекословно 2,7 0

Как Вы будете реагировать га просьбу коллеги - мужчины разобраться в том или ином служебном

вопросе?

с пониманием 46,8 45

разберусь и помогу 2 5,9 20

откажу в просьбе 20,5 15

постараюсь помочь 6,8 12

все зависит от моей 0 5,5

компетентности

помогу, если я с ним в хороших 0 2,5

отношениях

Как Вы будете реагировать га просьбу коллеги - женщины разобраться в том или ином служебном

вопросе?

с пониманием 27,6 30

разберусь и помогу 25,3 22,5

постараюсь помочь 18,2 27,5

по обстоятельствам 16,8 3

бущг флиртовать 5,4 0

откажу в просьбе 3,7 4,5

все зависит от моей 3 7

компетентности

помогу, если я с ней в хороших 0 5,5

отношениях

В решении профессиональных проблем я буду исходить из того, что ...

что я знаю иумею, что могу, а чего 20,6 26,8

не могу

будет лтучше в данной ситуации 15,5 21,9

нужно узнать причину проблемы, а 10,4 31,9

затем решать ее.

я- мужчина. Бущг решать 10,4 0

я-прав 8,7 0

проблему нужно решать, но не в ущерб своей чести 8,7 0

нужно обратиться к документам, к 8,7 0

компетентным лшцам

проблем нет 0

лпобую проблему можно решить 0

какова моя роль в возникновении 0 19,4

проблемы

Каким образом Вы будете устагавлшватъ неформальпье связи с сотрудниками на работе ?

совместное времяпрепровождение после работы 36,7 24,4

выезд на природ, корпоративные 35 31,9

вечеринки

общение на разные темы 28,3 24,3

устанавливать неформальные связи 0 19,4

с сотрудниками не буду

Каким образом, по Ваивму мжнню, сотрудник - мужчина должен предеставлгять информацию

гышестоящму должностному липу?

учитывая профессиональную и 28,6 23,8

деловую этшу

строго по существу 26 26,2

доклад - сообщение 23,6 26,2

согласно уставу 21,8 23,8

Каким образом, по Ваивму мденню, сотрудник - женщина должна предоставлять информацию вышестоящему должностному лицу?

учитывая профессиональную и деловую этику 30,9 21,9

строго по существу 20,7 24,3

доклад - сообщение 17,3 29,4

согласно уставу 15,6 24,4

флиртуя 15,5 0

Чем будет руководствоваться, по Ваивму мнению, сотрудник - мужчина при выло ллвннн делжностиы обязанностей?

своими знаниями, умениями и навыками 43,5 32,5

должностной инструкцией 36,8 22,5

своим положением 19,7 14,5

конечной целью 0 30,5

Чем будет руководствоваться, по Ваивму мнению, сотрудник - ненщнна при выполнении должность обязанностей?

своими знаниями, умениями и навыками 43,5 29,7

должностной инструкцией 31,7 19,6

своим положением 24,8 12,1

конечной целью 0 27,2

полагаться на удачу 0 11,4

Каким о 5р аз ом мужчина мо же т сампреатсовыватъ себя в трудовом колдектше?

честным и усердным трудом 26 14

выполняя поставленные задачи 17,5 19

посредством общения 15,8 21,5

своими умениями и навыками 14,2 24

способностями 14,1 0

находчивостью, показать себя с хорошей стороны, стать «рубахой» парнем 12,4 0

благодаря своему уму 0 21,5

Каким образом женщина может с амор е алнз о выв ать себя в трудовом коллективе?

честным и усердным трудом 19,9 15,5

благодаря своему уму 14 23

посредством общения 13,9 20,5

своими умениями и навыками 13,9 18

способностями 12,2 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

подружиться со всем КОЛЛЕКТИВОМ 13,9 23

завести связи с начальством 12,2 0

выполняя поставленные задачи 0 0

Различия в стереотипах в сфере профессиональной деятельности довольно заметны. Так, к трудолюбию, серьезному отношению к работе мужчин предъявляются более высокие требования, чем женщины. Однако к интеллектуальным способностям женщин у юношей более высокие требования, чем к интеллектуальным способностям мужчин. Это свидетельствует о том, что мужчинам гораздо чаще, по сравнению с женщинами, приписывается интеллектуальная компетентность.

Кроме того, успехи мужчин в профессиональной сфере, их профессиональный рост чаще оцениваются и объясняются их острым умом и профессионализмом целеустремленностью, в то время как успехи женщин - их внешностью и обаянием, а потом уже острым умом, профессионализмом и другими качествами. 40

Если раньше красота и обаяние рассматривались как чисто женские качества, то сегодня они рассматривают и как мужские, которые учитываются при общении с сотрудниками- мужчинами. Но учитываются только юношами, девушки по отношению к мужчинам данные качества не рассматривают.

В сфере профессиональной деятельности выявлено изменение стереотипов мужчины-кормильца. Если раньше смысл его жизни заключался в работе, то на сегодняшний день приоритеты изменились: девушки считают, что для мужчин карьера на первом месте, а юноши убеждены, что для мужчины на первом месте семья, а потом - карьера. В то же время стереотип «женщина -мать и хозяйка» не изменился. Девушки и юноши считают, что для женщины значимость семьи в профессиональной карьере превалирует.

Проведенный анализ и обобщение экспериментального исследования выявили следующие когнитивные стереотипы:

- у мужчин интеллектуальные способности более развиты, чем у женщин;

- женщины более трудолюбивы, чем мужчины;

- мужчины продвигаются по служебной лестнице благодаря таким качествам, как ум, профессиональные знания, коммуникативные способности и упорство. Юноши выделили еще такое качество мужчин, как обаяние; профессиональный рост мужчин возможен благодаря их целеустремленности;

- женщины продвигаются по служебной лестнице, в первую очередь, благодаря красоте, обаянию, а потом только уму; по мнению женщин, они более профессиональны, чем мужчины;

- в сфере труда мужчин дифференцируют, в первую очередь, по профессиональным качествам, а женщин - по внешности и обаянию;

- в общении с коллегами по работе женщины должны использовать обаяние и проявлять доброжелательность при общении с мужчинами, а к коллегам -женщинам проявлять больше тактичности и вежливости;

- в общении с коллегами по работе мужчины должны использовать обаяние и проявлять доброжелательность при общении с женщинами, а с мужчинами быть более общительными, чем с женщинами;

- для мужчин в сфере занятости характерно проявление таких черт, как отзывчивость, общительность, честность, доброта, надежность, скромность, чувство юмора, внимательность, деликатность;

- для женщин в сфере занятости характерно проявление таких черт, как отзывчивость, общительность, честность, порядочность, доброжелательность, ответственность;

- при общении с сотрудниками-мужчинами девушки, в первую очередь, будут учитывать такие специфические особенности, как целеустремленность, доброжелательность, порядочность, надежность, общительность, честность;

- при общении с сотрудниками-мужчинами юноши будут учитывать такие специфические мужские особенности, как доброжелательность, доброта, порядочность, надежность, общительность, честность, твердость характера, целеустремленность, рассудительность, трудолюбие;

- в профессиональной сфере при общении с противоположным полом, в первую очередь, необходимо использовать обаяние;

- в сфере занятости мужчинам приписывают следующие специфические особенности: слабость к женскому полу, ранимость и восприимчивость, доброжелательность, трудоспособность, коммуникабельность, пунктуальность, отзывчивость, дружелюбие, внимательность, вспыльчивость, выносливость, красота и обаяние;

- в сфере занятости женщинам приписываю следующие специфические особенности: трудоспособность, красота и обаяние, доброжелательность, ранимость, коммуникабельность, сварливость, мягкость характера, завистливость, склонность к сплетням, дружелюбие, миролюбие, легкомыслие;

- при общении с сотрудниками-женщинами девушки будут учитывать такие специфические женские особенности, как трудоспособность, доброжелательность, коммуникабельность, мягкость характера, завистливость, склонность к сплетням;

- при общении с сотрудниками-женщинами юноши будут учитывать такие специфические женские особенности, как красота, обаяние, трудоспособность, ранимость, сварливость, дружелюбие, общительность, миролюбие, легкомыслие;

Таким образом, установлено, что по отношению к профессиональной сфере жизнедеятельности у студентов уже сложилось достаточно много не всегда рациональных стереотипов, которые в дальнейшем будут мешать им сделать эту деятельность достаточно эффективной. Соответственно, данные стереотипы требуют коррекции и замены на действительно продуктивные, и желательно, чтобы это было сделано при участии педагога еще во время учебы в вузе.

Литература

1. Берулава, Г.А., Берулава, М.М., Боташева, З.С., Непша, О.В., Сагилян, Э.М., Сплавская, Н.В. Роль стереотипов психической активности в развитии личности/ Под общей редакцией Г. А.Берулава.-Москва; Изд-во «Гуманитарная академия»,- 2010.

Сагилян Э.М.

Когнитивные стереотипы в сфере детско-родительских отношений

Следы кризиса современной семьи ярко отражаются на процессе воспитания молодежи. В период экономического и политического кризиса семья продолжает оставаться одним из трансформаторов капитала человеческих ценностей, поступающего к детям со стороны родителей. Влияние семьи на развитие личности молодых людей в информационную эпоху претерпело значительные преобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.