Научная статья на тему 'Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции'

Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4597
589
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ / HISTORY OF RUSSIAN PSYCHOLOGY / ВОЛЯ / ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / VOLITIONAL REGULATION / КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ СТАТУС ПОНЯТИЙ "ВОЛЯ" И "ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ" / THE CATEGORICAL STATUS OF CONCEPTS "VOLITION" AND "VOLITIONAL REGULATION" / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД / SCIENTOMETRIC METHOD / VOLITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батыршина Альфия Робертовна

Проблема воли относится к числу традиционных для отечественной психологии. В данной статье рассматриваются тенденции в изучении психологии воли и волевой регуляции в отечественной психологии. Для анализа особенностей и основных тенденций проблемы использовался «сленговый метод» как один из наукометрических методов. Характерной особенностью развития психологии воли является повышение интереса психологов к волевой проблематике, что отражено в резком росте количества публикаций, углублении теоретических представлений о волевой регуляции и разработке принципов психологического исследования волевой регуляции. Основными тенденциями в изучении психологии воли и волевой регуляции на современном этапе являются: системно-структурный подход в исследованиях; практическая направленность исследований; выделение новых направлений исследований из общей проблематики воли; спецификация исследований на материале различных отраслей психологии: медицинской, специальной, военной, социальной и др. Некоторое отставание может свидетельствовать о неоднозначности связей между общетеоретическими подходами к волевой регуляции и характеристиками научно-исследовательской ситуации в определенной отрасли науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN APPROACHES IN THE RESEARcH OF WILL PSYCHOLOGY AND STRONG-WILLED REGULATION

The will problem is traditional for Russian psychology. This article discusses trends in the study of Psychology of the volition and volitional regulation in Russian psychology. The «slang» method as one of scientometric methods which is used for analysis of the characteristics and main trends in the problem study. А characteristic feature of the volition psychology development is the increasing interest of psychologists to the volition problems. It is reflected in a rapid increase in the number of publications, the deepening of theoretical notions of volitional regulation and the development of principles for the psychological study of volitional regulation. The main trends in the study of the psychology of the volition and volitional regulation at the present stage are: the system-structural approach to research; a practical orientation of research; the identification of new areas of research of common problems of the volition; specification research on the various branches of psychology: medical, military, social etc. Some lag may indicate the ambiguity of the links between theoretical approaches to volitional regulation and the characteristics of the research situation in a certain branch of science.

Текст научной работы на тему «Основные подходы в исследовании психологии воли и волевой регуляции»

6. Берулава М.Н. Развитие творческих способностей личности в аспекте гуманизации образования/ Берулава М.Н. // Гуманизация образования -1998. -№ 1. - С. 14.

3. Когнитивные стереотипы в сфере детско-родительских отношений. Са-гилян Э.М. / Гуманизация образования. 2010.№7.

4. Индивидуализация домашней учебной деятельности младших школьников. Сагилян Э.М. / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Сочи, 1999.

5. Стереотипы поведения современной молодежи в социальной сфере. Сагилян Э.М. /Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015.

Батыршина А.Р.

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ В ИССЛЕДОВАНИИ ПСИХОЛОГИИ ВОЛИ И ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ

Постановка проблемы и концептуальные рамки исследования Проблема воли относится к числу старых и традиционных для отечественной психологии проблем. Возможность введения понятий «воля» и «волевая регуляция» в категориальную систему психологической науки, наряду с такими категориями, как «личность», «сознание», «деятельность», определяется необходимостью ее решения в историко-психологическом ключе. Речь идет не столько о ретроспективном упоминании термина «воля» в истории психологии, о содержательных возможностях использования понятия «волевая регуляция» в современной психологии, сколько об определении категориального статуса и о генезисе данных понятий в истории отечественной психологии. Определение психологического содержания понятий «воля» и «волевая регуляция» есть теоретико-методологическая и историко-психологическая задача.

Постановка проблемы воли в истории отечественной психологии осуществлялась в трех направлениях. Во-первых, в конце XIX века работами И.М. Сеченова была заложена физиологическая трактовка процесса воли как процесса произвольного, сознательного саморегулирования поведения. Во-вторых, Л.С. Выготским был предложен подход рассмотрения воли как высшей психической функции и в рамках овладения собственным поведением. В-третьих, концепция В.А. Иванникова, преобладающая в современной психологии, рассматривает

83

волевую регуляцию через смысловое порождение действия.

Проблема воли и вышедшая из нее проблематика волевой регуляции, на наш взгляд, переживает новое осмысление. При исследовании данной проблемы необходимо было учитывать следующие моменты:

1) использовать в исследовании существующие методологические подходы в истории психологии;

2) учитывать хронологическую последовательность работ психологов по проблемам воли и волевой регуляции;

3) сопоставлять научные психологические исследования по проблеме с работами исследователей смежных дисциплин;

4) учитывать терминологические несогласования и расхождения по содержанию понятийного аппарата проблемы.

Исходя из вышеперечисленного, были выделены концептуальные рамки исследования:

I. Определение предметных границ категориального аппарата понятий «воля» и «волевая регуляции» (этимология, содержательные аспект, дифференциация уровней понимания). Первая концептуальная рамка позволяет исследовать этимологию понятий «воля» и «волевая регуляция», зафиксировать изменения содержательной стороны категории в разных дисциплинах, разграничить представления о воле на философские и психологические. Работа с психологическими текстами предполагала учет двух факторов: неоднозначность (разные понятия обозначают одно и то же явление); двусмысленность (одно понятие обозначает разные состояния и процессы); генезис взглядов ученого (изменение употребления понятий на протяжении научных изысканий ученого при сохранении психологического смысла явления).

II. Выявление тенденций в развитии проблемы воли и волевой регуляции в отечественной психологии. Вторая концептуальная рамка разграничивает и выделяет различные подходы и направления в разные периоды в исследовании проблематики воли и волевой регуляции в отечественной психологии: от самого широкого и разностороннего исследования (вплоть до существования лабораторий по изучению волевых процессов), до поверхностного и некоторой «заброшенности» данной проблемы.

III. Обоснование прикладных аспектов проблемы воли и волевой регуляции с точки зрения современной науки. Третья концептуальная рамка позволяет проложить мост между исследованиями в психологии и практико-ориентированными областями применения закономерностей развития воли и волевой регуляции, т.к. исторически изучение воли происходило попутно с другими научными проблемами, что позволяло результаты исследования широко использовать в практике обучения и воспитания.

Описание метода исследования

Еще в начале 90-х годов XX века В.А. Иванников (1991), анализируя состояние проблемы воли в психологии, отметил наличие следующих моментов: несмотря на многовековую историю проблемы воли, нельзя говорить ни о

достижении в этой области, ни о широте исследований, ни о ее популярности; из центральных понятий психологии понятие воли постепенно отошло на периферию, что выразилось в падении интереса психологов к данной проблеме, и как следствие, в снижении числа публикаций и в отставании уровня теоретических, экспериментальных и прикладных исследований.

По количественным данным, приводимые В.И. Селивановым (1969) и В.А. Иванниковым (1991), наблюдается снижение публикаций в советской психологии:

1938-1958 40 работ 1952-1967 70 публикаций 1976-1981 5 диссертаций (из 197) 1978-1983 7 монография

1980-1987 5 статей в журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал»

А.В. Быков (2002) приводит следующие данные: по различным проблемам воли защищено около 200 диссертаций, написано более 300 книг. Но, несмотря на это, отмечает ученый, уровень эмпирического представления о воле еще достаточно велик.

Весьма трудно предположить, что было положено в основу системы подсчета работ данными авторами. Безусловно, с одной стороны, В.И. Селиванов и В.А. Иванников, возможно, считали работы, выполненные в рамках общей пси-хологии. С другой стороны, А.В. Быков, вероятно, имеет в виду все работы, выполненные в психологической науке.

Одной из задач исследования явилось рассмотрение тенденций в изучении психологии воли и волевой регуляции в отечественной психологии. Для анализа особенностей и основных тенденций проблемы в исследовании воли и волевой регуляции использовался «сленговый метод», достаточно широко применяемый в наукометрии. Суть метода состоит в оперировании ключевыми словами, значением названия научной работы, оценкой частоты встречаемости ключевых слов разного содержания.

В исследовании количественным измерителем развития психологических знаний о воле и волевой регуляции выступили численность опубликованных по данной проблеме работ (книг, статей, диссертаций, монография, сборников). Основными источниками данной информации выступили текущие библиографические указатели по библиотековедению и библиографоведению: издания Российской книжной палаты («Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Газетная летопись» и др.); издания ИНИОН, ВИНИТИ, ГПНТБ; государственные библиографические указатели по различным областям знаний (педагогике, философии). Дополнительными источниками выступили текущие указатели по книжному и издательскому делу, ретроспективные пособия по отдельным проблемам. Просмотру de visu подлежали комплекты журналов и периодических сборников по библиографии; труды ученых, ученые записки высших учебных заведений и научных институтов, сборники научных трудов

библиотечных учреждений, институтов культуры. Были использованы фонды Российской государственной научной библиотеки (г. Москва), Национальных государственных библиотек (г. Казань; г. Ярославль), государственных библиотек институтов и университетов (Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Казанский (Поволжский) государственный университет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова и др.).

В качестве единиц подсчета выступили:

1. Диссертационные работы, защищенные в период с середины XIX века по настоящее время (по философии, общей, возрастной, педагогической, специальной психологии, психологии спорта, педагогической науке).

2. Монографии отечественных философов, психологов, педагогов, раскрывающие основные положения концепций, теорий и подходов к решению проблемы воли и волевой регуляции.

3. Научные статьи в журналах, сборниках и материалах конференций.

4. Психолого-педагогическая учебная литература (учебники по психологии, педагогике, учебно-методические пособия и рекомендации).

Необходимо отметить, что подсчету также подверглись работы, напрямую не связанные с рассмотрением психологических вопросов воли и волевой регуляции, но в содержательном плане имеющие разделы или главы.

Проведенный нами библиометрический анализ публикаций с 1800 по 2016 годы показал, что всего работ по теме исследования составило 6362 наименований. Все работы были сгруппированы по следующим направлениям (см. таблица 1).

Таблица 1.

Общее количество работ по теме исследования

I. Монографии, учебные пособия, сборники трудов, из них: 571

Общие работы по проблеме воли: психологические исследования 292

Работы по волевой регуляции и саморегуляции 19

Работы по эмоционально-волевой регуляции и саморегуляции 60

Работы по воспитанию и формированию волевых качеств в педагогике 168

Работы по волевой подготовке в психологии и педагогике 32

II. Историко-психологические исследования по проблеме воли и волевой регуляции 317

III. Работы по экспериментальному исследованию воли, волевой регуляции и волевых качеств 249

IV. Работы по специальной психологии 285

V. Учебники психологии 336

VI. Статьи из журналов, сборников трудов, пособий, материалов конференции, из них: 4152

Общие работы по проблеме воли 677

Работы по волевой регуляции и саморегуляции 200

Работы по исследованию эмоционально-волевых особенностей личности 185

Работы по эмоционально-волевой регуляции и саморегуляции 85

Работы по изучению произвольности и произвольных действий 172

Работы по психофизиологическим основам воли и волевых процессов 178

Работы по исследованию волевой активности 145

Общие работы по изучению волевых качеств 739

Работы по формированию воли и волевых качеств в психологии 190

Работы по воспитанию воли и волевых качеств в педагогике 964

Работы по формированию эмоционально-волевой сферы и саморегуляции личности 89

Работы по волевой подготовке личности 199

Работы по проблеме воли в военной психологии и педагогике 329

VII. Диссертации по педагогике и психологии, из них: 452

Историко-психологические исследования 73

Исследования по проблеме воли, произвольности, волевой и эмоционально-волевой регуляции 120

Исследования по воспитанию волевой сферы личности и волевых качеств 228

Исследования по психологии труда, социальной психологии, медицинской психологии, коррекционной психологии и психологии развития 31

Результаты исследования

Весь массив работ был распределен по основным этапам историко-психологической периодизации. Поскольку периоды занимают разное количество лет, то для объективности выводов и достоверности результатов подсчета, необходимо ввести показатель относительного количества работ, высчитываемый делением общего количества работ за период на количество лет данного периода. Сравнение относительных показателей, а не абсолютного подсчета работ за изучаемый период будет являться основой для выводов.

Выборка первоисточников (названий диссертаций) охватывала не только исследования, выполненные по направлению «Общая психология», но также диссертации по другим психологическим специальностям (по социальной психологии, педагогической психологии, акмеологии, медицинской, психологии

спорта), а также по педагогической науке. Главным критерием отнесения конкретного диссертационного исследования, выполненного в рамках той или иной области знания, считалась представленность в его названии ключевых слов, соответствующих предметному содержанию интересующей нас проблемы. Анализ данных говорит, что имеет место последовательный рост количества исследований с разной степенью интенсивности. Так, наблюдается повышенный интерес к историко-психологическим работам и соответственно увеличение работ почти в 2 раза. В период с начала 50-х - 60-х годов XX века историко-психологическому анализу подвергаются психологические взгляды советских психологов: И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.И. Новиков, А.Ф. Лазурский, русские общественные деятели первой половины XIX века (Н.Г. Чернышевский и др.).

В 70-е годы разворачивается процесс возвращения незаслуженно забытых имен советских психологов (М.Я. Басов, П.П. Блонский Л.С. Выготский), обновляются их исторические портреты, пересматриваются их взгляды и общетеоретические позиции в психологии. В 80-е, и особенно в 90-е годы, возрастает интерес к концепциям классиков мировой и отечественной психологической науки. Продолжаются исследования, рассматривающие вклад русских и советских психологов в разработку теории воли в психологических концепциях Г.И. Челпанова, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптерева, И.А. Сикорского, Л.М. Лопатина, П.Д. Юркевича, Л. Шестова, А.И. Введенского.

Исследование по изучению и формированию волевых качеств претерпевают в большей степени качественные изменения: содержание меняется от работ, рассматривающих отдельно взятые волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность) к исследованию других волевых качеств (ответственность, уверенность в себе) и взаимосвязи волевых качеств с эмоциональными проявлениями личности, к системному рассмотрению проявлений волевой сферы. На современном этапе развития психологии наблюдается увеличение исследований, рассматривающих общетеоретические положения психологии воли и волевой регуляции на материале смежных отраслей психологии: психологии труда, социальной психологии, коррекционной психологии и др.

Одной из первых диссертационных работ, рассматривающей психологические механизмы воли и взаимосвязь воли с другими психическими процессами, является исследование Н.Н. Ланге (1893), защищенной в Московском университете. Как известно, в этой работе был сформулирован закон перцепции, на основе которого доказывалась теория волевого внимания, представляющий интерес для психологической теории ^XK - ^XX вв.

Данные свидетельствуют о том, что некоторые проблемы оставались либо в той же мере актуальными на протяжении всего периода, либо существенных изменений в частоте встречаемости в этих проблем не произошло. По массиву диссертаций к таким проблемам относятся: исследование мотивационных оснований волевых процессов; волевая подготовка на материале различных видов деятельности; изучение взаимосвязи воли с другими психическими процессами;

формирование и развитие волевой сферы личности и волевых качеств.

На современном этапе лидирующее место сохраняется за изучением волевой регуляции и саморегуляции, как в общей, так и смежных отраслей психологии. Так, наряду с изученными ранее общетеоретическими подходами к волевой регуляции, представленными в теории В.К. Калина и В.А. Иванникова, в 90-е и 2000-е годы предметом исследования становятся становление волевой регуляции в онтогенезе (Т.И. Шульга, 1994), генезис волевой регуляции (А.В. Быков, 2003). Отметим, что в истории современной психологии разработаны два методологических подхода к волевой регуляции: В.К. Калина (школа В.И. Селиванова) (1989) и В.А. Иванникова (школа А.Н. Леонтьева - Л.С. Выготского) (1989), но в силу социально-исторического фактора, теория В.А. Иванникова стала основополагающей в общей психологии.

Следует отметить также расширение разновидностей исследуемых особенностей волевой регуляции и саморегуляции. Так, на современном этапе объектом исследования становится волевая регуляция подростков (В.Б. Горский, 1992), взаимосвязь самооценки и волевой регуляции младших школьников (И.В. Боязитова, 1998), волевая регуляция у подростков (М.А. Басин, 2006), волевая саморегуляция у боксеров (Д.Ю. Жихарев), волевая регуляция студентов (Д.Д. Барабанов, 2015).

Происходит повышение работ, рассматривающих эмоционально-волевые проявления и особенности личности, а также происходит выделение исследования эмоционально-волевой регуляции от общего изучения вопросов волевой регуляции как отдельного направления исследования (М.В. Чумаков, 2007).

Начиная с 90-х годов, начинает реже исследоваться психофизиологическая основа волевых процессов. Наблюдается снижение диссертаций, рассматривающих сущность волевых качеств, хотя тематика по формированию и воспитанию волевых качеств на материале различных видов социальной активности увеличивается. Возможно, это связано с тем, что работы стали более точными и конкретными, отражающими специфику исследовательской деятельности.

Объединяя направления в более крупные блоки исследования, то можно указать на следующие приоритетные направления, существующие в данный момент времени в диссертационных исследованиях:

1. Работы по общепсихологическим вопросам воли.

2. Работы по воспитанию и формированию волевых качеств.

3. Работы по волевой подготовке личности.

4. Работы по волевой регуляции и саморегуляции.

5. Работы по эмоционально-волевой регуляции и эмоционально-волевым особенностям личности.

Таким образом, из всех выделенных направлений в исследовании психологии воли и волевой регуляции, снижение работ коснулось общепсихологических вопросов теории воли. Однако, это не означает «вымывание» данной категории из научного оборота. Лидирующее место сохраняется за изучением волевой

регуляции и саморегуляции, при этом произошло окончательное выделение исследований по эмоционально-волевой регуляции в отдельное научное направление.

Анализ динамики публикаций показывает, что в послевоенный период интерес к различным сторонам психологии воли повысился. Однако, ряд направлений исследований показывает стабильное повышение, часть исследований носит волнообразный характер. Необходимо учесть, что после 1991 г. появляется большое количество журналов, освещающих различные аспекты проблемы, и многие психологические работы начинают издаваться в непрофильных изданиях.

На современном этапе развития, такие стороны исследования, как исследование психофизиологических основ воли и волевых процессов, волевой активности, волевой подготовки, вызывают все меньший интерес. Как показывает анализ публикационной активности, большое место занимают работы по изучению, формированию и воспитанию волевых качеств в педагогике и психологии. Результаты подсчета показывают, что происходит неравномерное распределение в изучении волевых качеств по периодам. Так, например, интерес к изучению упрямства весьма стабилен, а такие качества, как выдержка и самоконтроль, по сути «сняты» с орбиты изучения. Произошло снижение научного интереса к достаточно традиционным волевым качествам (первые классификации волевых качеств были предложены С.Л. Рубинштейном и К.Н. Корниловым еще в 30-е годы XX века) - таким как смелость, целеустремленность, решительность. Но по-прежнему, исследования таких качеств, как смелость, дисциплинированность, мужество, являются приоритетными в военной психологии. Наблюдается повышенный интерес к изучению волевых качеств, как ответственность, настойчивость, причем, большое количество работ посвящено изучению социальной ответственности на материале различных групп профессий и возрастов, а также многие качества рассматриваются в системе и в приложении с другими проявлениями личности.

Одной из главных тенденций в изучении волевых качеств является переход от исследования «одиночных» проявлений к изучению системы проявлений, относящихся, по мнению авторов, к волевым проявлениям. Второй тенденцией в изучении волевых качеств является усиленная взаимосвязь волевых свойств с эмоциональной сферой и/или эмоциональными особенностями личности.

Библиометрическому анализу подверглись издания монографического характера, книги, учебные пособия и учебники психологии. Анализ публикационной активности книг также показывает неравномерное распределение научного интереса к отдельным вопросам психологии воли и волевой регуляции. Можно говорить об устойчивой тенденции использования в научном обороте двух категорий - «воля» и «волевая регуляция», а также о выделении из исследований по волевой регуляции направления, изучающее эмоционально-волевую регуляцию и саморегуляцию.

Общий итог

В таблице 2 представлено общее количество работ, изданных в России с конца XVIII века по 2016 год включительно, и посвященных различным аспектам психологии воли и волевой регуляции.

Таблица 2. Общее распределение работ по основным аспектам психологии воли и волевой регуляции

Первый период Второй период Третий период Четвертый период Пятый период

Историко-психологические работы - 7/0,11 17/0,8 215/5,3 251/10

Работы по общепсихологическим вопросам воли 8/0,1 43/0,7 99/4,9 445/11,1 431/17,2

Работы по волевой регуляции и саморегуляции - - - 60/1,5 177/7,1

Работы по эмоционально-волевой регуляции - - - 21/0,52 76/3,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Работы по эмоционально-волевым особенностям личности - - 3/0,1 62/1,6 196/7,8

Работы по формированию и воспитанию волевых качеств - 47/0,8 118/5,9 773/19,3 599/23,9

Работы, выполненные в рамках военной психологии и педагогики - 5/0,08 44/0,7 147/3,6 132/5,3

Работы по эксперименталь-ному изучению воли и волевых процессов - 9/0,1 18/0,3 119/5,9 100/4

Работы, выполненные в рамках специальной психологии - 4/0,06 4/0,2 62/1,5 217/8,7

Учебники психологии 10/0,16 106/1,8 27/1,3 84/2,1 87/3,5

Итого 18 221 330 1988 2266

Как показывают результаты исследования, имеет место последовательный рост количества исследований с разной степенью интенсивности:

1) Наблюдается повышенный интерес к историко-психологическим работам и соответственно увеличение работ почти в 2 раза.

2) На современном этапе развития психологии наблюдается увеличение исследований, рассматривающих общетеоретические положения психологии воли и волевой регуляции на материале смежных отраслей психологии: психологии труда, социальной психологии, коррекционной психологии и др.

3) На современном этапе лидирующее место сохраняется за изучением волевой регуляции и саморегуляции в различных отраслях психологии. Так,

наряду с изученными ранее общетеоретических подходов к волевой регуляции, представленными в теории В.К. Калина и В.А. Иванникова, в 90-е и 2000-е годы предметом исследования становятся становление волевой регуляции в онтогенезе, генезис волевой регуляции, волевая регуляция подростков, студентов, взаимосвязь самооценки и волевой регуляции младших школьников и пр.

4) Происходит повышение работ, рассматривающих эмоционально-волевые проявления и особенности личности, а также происходит выделение исследования эмоционально-волевой регуляции от общего изучения вопросов волевой регуляции как отдельного направления исследования (М.В. Чумаков, 2007).

5) На современном этапе развития, такие стороны исследования, как исследование психофизиологических основ воли и волевых процессов, волевой активности, волевой подготовки, вызывают все меньший интерес.

6) Исследования по изучению и формированию волевых качеств претерпевают в большей степени качественные изменения: содержание меняется от работ, рассматривающих отдельно взятые волевые качества (настойчивость, целеустремленность, инициативность) к исследованию системных волевых качеств (ответственность, уверенность в себе) и взаимосвязи волевых качеств с эмоциональными проявлениями личности. Результаты подсчета показывают, что происходит неравномерное распределение в изучении волевых качеств по периодам. Так, например, интерес к изучению упрямства весьма стабилен, а такие качества, как выдержка и самоконтроль, по сути «сняты» с орбиты изучения. Произошло снижение научного интереса к достаточно традиционным волевым качествам, как смелость, целеустремленность, решительность. Одной из главных тенденций в изучении волевых качеств является переход от исследования «одиночных» проявлений к изучению системы проявлений, относящихся, по мнению авторов, к волевым проявлениям. Второй тенденцией в изучении волевых качеств является усиленная взаимосвязь волевых свойств с эмоциональной сферой и/или эмоциональными особенностями личности.

Таким образом, характерной особенностью современного этапа развития психологии является повышение интереса психологов к волевой проблематике, что отражено в резком росте количества публикаций, углублении теоретических представлений о волевой регуляции и разработке принципов психологического исследования волевой регуляции. Анализируя современное состояние отечественной психологии воли, можно выделить основные тенденции, характеризующие данный этап:

1. Системно-структурный подход в исследованиях.

2. Практическая направленность исследований.

3. Создание либо выделение новых направлений исследований из общего русла работ.

4. Спецификация исследований (на материале различных отраслей психологии: медицинской, специальной, военной, социальной и др.).

Некоторое отставание может свидетельствовать о неоднозначности связей

между общетеоретическими подходами к воле и волевой регуляции и характеристиками научно-исследовательской ситуации в определенной отрасли науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава Г. А. Методологические ориентиры современной психологии / Г. А. Берулава - Москва. - 2009. - 175 с.

2. Берулава М.Н. Методологические основы инновационной сетевой концепции развития личности в условиях информационного общества/ Берулава М.Н., Берулава Г. А // Вестник Университета Российской академии образования - 2010. - № 4. - С. 8-11.

3. Батыршина, А.Р. История психология воли в России: вопросы периодизации // Высшее образование сегодня. - 2011. - № 2. - С.62-65.

4. Батыршина, А.Р. Становление проблемы воли и волевой регуляции в истории отечественной психологии: Монография /А.Р.Батыршина. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВПО «НИСПТР», 2015. - 261 с.

5. Быков, А.В. Генезис волевой регуляции: Монография / А.В.Быков. - М., 2002. - 112 с.

6. Иванников, В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: Монография / В.А.Иванников. - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 142 с.

7. Селиванов, В.И. Вопросы воли в советской психологии // Научные труды Краснодарского гос.пед.ин-та. Краснодар, 1969. Вып.109. Вопросы психологии и педагогики воли. - С.5-42.

8. Тойнби, А.Дж. Постижение истории /А.Дж.Тойнби. - М.: Прогресс, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.