Научная статья на тему 'К вопросу личностной зрелости студентов в период адаптации в вузе'

К вопросу личностной зрелости студентов в период адаптации в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРАЗВИТИЕ / SELF-DEVELOPMENT / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / SELF-REALIZATION / ЛИЧНОСТНАЯ ЗРЕЛОСТЬ / PERSONAL MATURITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сагилян Эмма Михайловна

В современном вузе образовательные стратегии должны быть направлены не только на приобщение к знаниям, но и к духовным ценностям. Процесс обучения в вузе надо организовывать таким образом, чтобы студент сам мог влиять на процесс развития своей личности по мере усвоения структуры знаний. В учебном процессе студентов, особенно первокурсников, необходима реализация целостного материла, где под целостностью материала курса понимается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов. Ведущими тенденциями учебных занятий в вузе должны быть помимо становления профессиональной деятельности студента, еще и развитие его личности, духовной культуры, регулятор его поведения и отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF THE PERSONAL MATURITY OF STUDENTS IN THE PERIOD OF ADAPTATION IN THE UNIVERSITY

In the modern university, educational strategies should focus not only on acquiring knowledge, but also on spiritual values. The process of training in a university should proceed in such a way that the student himself can influence on the development of his personality during the comprising of the structure of knowledge. In the educational process of students, especially first-year students, it is necessary to implement a holistic approach to the content of education, where the integrity of the course appears as the unity of cognitive, emotional and behavioral components. The leading tendencies of educational activities in the university should be, in addition to the formation of the professional competence, the development of his personality, spiritual culture, the regulator of his behavior and relationships.

Текст научной работы на тему «К вопросу личностной зрелости студентов в период адаптации в вузе»

Сагилян Э.М.

К ВОПРОСУ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ В ВУЗЕ

Современные образовательные стратегии 21 века связаны не только с развитием технологий, информационного общества, но со становлением и саморазвитием культуры.

Молодые люди - студенты вступают во взрослую жизнь, выбирают профессию и направление в жизни. Именно в этот возрастной период молодые люди определяются с дальнейшей жизнью, ищут себя, т.е. происходит дальнейшее развитие. Развитие человека - это процесс, не прекращающийся в течение всей жизни. И от осознания человеком лимита времени его жизни и как он им распоряжается, какими делами ее наполняет, зависит развитие и зрелость личности. Зрелая личность является субъектом жизненного пути и тесно связана со зрелостью психологических механизмов.

В западной психологии одна из наиболее полных концепций личностной зрелости принадлежит Г. Олпорту. Он в своей концепции выделяет шесть критериев зрелости: расширенное чувство Я, теплота по отношению к другим, эмоциональная безопасность и принятие себя, реалистическое восприятие и понимание себя.

В концепции К. Роджерса в качестве основных критериев личностной зрелости выделяется самопринятие, конгруэнтность, осознанность и рефлексивность, направленность на саморазвитие. В трактовке Э. Фромма зрелость - это зрелость межличностных отношений, которые характеризуются: заботой, ответственностью, уважением и эмпатийностью в отношении других людей.

В гуманистической психологии личностная зрелость приравнивается к понятию психологического здоровья, где понятие зрелости связывается со стремлением к самоактуализации. Основными чертами, характеризующими зрелых, самоактуализирующихся людей согласно А. Маслоу являются реалистичность, сосредоточенность на проблеме, спонтанность, автономность и самодостаточность, уважительное отношение к другим, сострадание, способность формировать глубокие, но избирательные отношения, нравственная убежденность, креативность.

В психологии развития (Э. Эриксон, Дж. Ловингер, Г.Крайг) в представлении о личностной зрелости делается акцент на преемственности ее формирования и вклад возрастных этапов в развитие определённых характеристик зрелости. В своей концепции развития Э.Эриксон рассматривает возможность обретения зрелости только в старости и основным ее качеством является целост-

ность, которая предполагает развитие в достаточной степени таких качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность, компетентность, ответственность, индивидуальность. Продолжая идеи о преемственности развития в течение всей жизни, Дж. Ловингер зрелость определяет развитостью Эго, что предполагает автономность и независимость личности, опору на себя, совлада-ния с внутренними конфликтами, целостность, терпимость и уважение в отношениях к другим.

В отечественной психологии в качестве критериев личностной зрелости рассматриваются субъективная характеристика личности (Л.И. Анцыферова, Д.А. Леонтьев, А.Г. Асмолов) -ответственность.

В психологической науке существуют различные подходы, рассматривающие понятия личностной зрелости. Стержневая составляющая личностной зрелости - это присутствие нравственной характеристики.

В отечественной психологии доминирует положение о том, что личность как максимально социальное существо развивается в направлении от социального к индивидуальному. Причем, социальная среда рассматривается не как совокупность объективно существующих извне влияющих условий, а источник развития высших и специфических человеческих свойств. Социальное окружение - это средство, обеспечивающее существование личности. Изменения, которые характеризуют информационное общество, касаются не только появления новых измерений, но и ревизии ценностей, норм, представлений, т.е. механизмов осмысления, рефлексии, репрезентации опыта и далее. В студенческий период личность осваивает комплекс социальных ролей: гражданских, общественно-политических, профессиональных и активно формирует собственную среду развития, участвуя в различных формах деятельности (Ананьев, 1974).

Поскольку студент должен учиться жить в системе человеческих отношений, надо организовывать процесс занятии таким образом, чтобы тот сам мог влиять на процесс развития своей личности по мере усвоения структуры знаний. Он должен понять, как решать свою проблему самому, а не как бы ВЫ решили эту проблему, будучи на его месте.

По мнению Б.Г. Ананьева «студенческий возраст представляет собой историческое явление, связанное с массовым развитием высшего и среднего специального образования. Данный период играет огромную роль в общественном процессе становления личности как завершающий этап развития, как момент «старта» в деятельности, в освоении социальных функций и ролей».

В настоящее время все чаще становится одной из самых востребованных педагогических стратегий современного образования - поликультурность. Поскольку, главными измерениями образовательных стратегий 21 века становятся полюсные концепции, связанные, с одной стороны, с развитием технологий, информационного общества, а с другой - с развитием и самореализацией личности в контексте культуры, в современном вузе преподаватель должен быть не простым транслятором знаний, а организатором совместного поиска, тогда и аудитория будет воспринимать учебную деятельность на занятиях как естествен-

ную часть жизнедеятельности. Тогда и обучение становится не насилием над личностью, а ответом на те вопросы, которые ставит перед нею жизнь, следовательно, жизненной потребностью.

Студенчество связано с достаточно серьезными изменениями, и прежде всего в духовной сфере, поиском своего места в мире, с выработкой собственного мировоззрения и системы ценностей, с личностным и профессиональным самоопределением. Личность студента, которая социализируется в поликультурном мире, должна быть толерантной в отношении ее когнитивных особенностей в соответствии с такими критериями, которые обеспечивают взаимопонимание с другими.

В современном обществе происходят неоднозначные, но существенные социально-экономические, политические изменения. В настоящее время в обществе существует ситуация, которая характеризуется потерей старых ценностей, когда как новые ценности находятся в состоянии своего формирования. На этом фоне возрастает ответственность социальных институтов в процессе социализации подрастающих поколений, таких как семья, школа и особенно - высшая школа. Повышается воспитательная роль данных социальных институтов, среди которых, высшее образование занимает ведущее место в формировании мировоззрения молодых людей.

Процесс социализации личности в вузе представляет собой единство процессов образования и воспитания, которые в свою очередь, тесно связаны с особенностями развития социума. Современное высшее образование направлено не только на приобщение к знаниям, но и к духовным ценностям. Учебные занятия в вузе - это помимо становления профессиональной деятельности студента, еще и развитие его личности, духовной культуры, регулятор его поведения и отношений.

Студенческий возраст - это время поиска смысла жизни и развития смыс-ложизненных ценностей личности. В связи с реализуемой деятельностью в студенческом возрасте интенсивно также развиваются рефлексивные способности. Развитая рефлексия дает возможность молодого человека оперативно и адекватно реагировать на поступающую информацию, выводя за пределы его внутреннего мира и занимая позицию в этом мире. В этом возрасте молодой человек либо обращается к нравственному цинизму, либо начинает сознательно стремиться к духовному росту, к построению жизни на основе понятия традиционных и новых нравственных ориентаций.

Известно, что важным фактором, определяющим успешность развития личности, формирование и развитие нравственной, психологической культуры молодых людей, являются те отношения, которые складываются у них в семейном окружении.

Для исследования мнения о том, что волнует современную молодежь, автором проведено анкетирование. В качестве основных респондентов к исследованию были привлечены студенты первого курса очной формы обучения Международного инновационного университета (Сочи).

Студенты выделили следующие важные сферы:

Будущая жизнь, работа и семья-50%;

Материальное положение - 40%;

Взаимоотношения с родителями- 10%.

Результаты исследования продуцировали семью, работу, статус, положение в обществе в качестве очень важных. Причем из опрошенных респондентов уважение окружающих считают не очень важно - 16%.

Опрошенные респонденты считают, что в семейной жизни дороже всего:

доверие, взаимопонимание-40%;

любовь-30%;

помощь родителям, старшему поколению-20%.

В качестве НЕ важного в семейной жизни опрошенные респонденты считают Дети- 10%.

По мнению 12% опрошенных респондентов, первостепенное значение имеют семейные традиции - выезд на природу, совместные праздники. Остальные опрошенные студенты считают, что у них нет семейных традиции, которые бы имели первостепенное значение.

Современное высшее образование должно быть направлено не только на приобщение к знаниям, но и к духовным ценностям, поскольку современный выпускник вуза должен быть готов к жизни завтра. Личность молодого специалиста, которая социализируется в поликультурном мире, должна быть толерантной и когнитивные особенности направлены на обеспечение взаимопонимания с другими.

Студенческий возраст может рассматриваться в качестве центрального этапа становления личности в целом. В период обучения в вузе происходит преобразование всей системы ценностных отношений субъекта, при котором существенное и значимое для личности выделяется из окружающей действительности и становится не только ценностью, но также целью и способом самоосуществления и самовыражения человека. Ценностные ориентации, являясь нераздельной частью системы отношений личности, определяют поступки и поведение человека, стимулируя саморазвитие, самореализацию.

Современное студенчество должно учиться критически и творчески мыслить, искать и формировать проблему, находить оптимальные решения, действовать в условиях неопределенности - всему тому, что относится к процессу познания. В годы учебы закладываются не только профессиональные компетенции, но прежде всего, профессиональное сознание как основа духовного содержания профессии. Следовательно, в учебном процессе студентов, особенно первокурсников, необходима реализация целостного материла, где под целостностью материала курса понимается единство когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, т. е. органическая взаимосвязь информации, которая предлагается студентам, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией, а также с обусловленным их поведением. Если сместить акценты на поведенческие реакции, то целостность материала курса можно интерпретировать так:

на занятиях прорабатываются в виде упражнений те ситуации, которые в данный момент эмоционально значимы и подкреплены информацией, необходимой для понимания их смысла. Такая взаимозависимость предполагает возможность балансировки хода занятий, что является, на наш взгляд, основным подходом к проведению занятий в личностно-ориентированной модели образования и условием эффективности процесса обучения студентов-первокурсников.

Для успешного прогноза и организации оптимальных условий личностного развития и формирования и развития ее духовной культуры необходимо учитывать индивидуальность молодого человека, где каждый должен почувствовать себя равноправным участником познавательного процесса.

И.В. Дубровина справедливо отмечает: «Каждый день учебных занятий -это условие не только становления индивидуального стиля профессиональной деятельности студента, но и развитие его личности, его нравственных ориентиров, то есть превращения моральных норм во внутренние убеждения человека, регулятор его поведения и отношений» [2, с.440]. Следовательно, в современной системе образования при разработке содержания и технологии образования должны учитываться сформированные у обучаемых паттерны поведения, которые должны диагностироваться и анализироваться, развивая когнитивную сферу и формируя у студентов мотивацию к саморазвитию психологической культуры и социально одобряемого поведения. Поскольку образование как социальный институт должно реализовывать в обществе функции: социализации , трансляции культурных ценностей, а педагог современного вуза должен быть не простым транслятором знаний, а организатором совместного поиска, тогда и аудитория будет воспринимать учебную деятельность на занятиях как естественную часть жизнедеятельности. Тогда и обучение становится не насилием над личностью, а ответом на те вопросы, которые ставит перед нею жизнь, следовательно, жизненной потребностью. И.В. Дубровина справедливо замечает, что высшему образованию необходимо решать задачу психологического выздоровления общества, чтобы разбить порочный круг воспроизводства серости и бескультурья [2,с.442].

ЛИТЕРАТУРА

1. Берулава, Г.А. Перспективы развития системы образования в информационном обществе: научная статья/ Г.А. Берулава// Гуманизация образования. - 2015. - №5. - С. 8-15.

2. Практическая психология в лабиринта современного образования. И.В. Дубровина. Монография - М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.

3. Сагилян, Э.М. К проблеме формирования у студентов психологической культуры / Э.М. Сагилян // Гуманизация образования. 2015. №5. С. 57-61.

4. Сагилян, Э.М. К проблеме исследования непродуктивных коммуникативных стереотипов в социальной сфере: научная статья / Э.М. Сагилян // Гуманизация образования. - 2013. - № 2. - 0,4 п.л.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.