Научная статья на тему 'Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей среды в период обучения в вузе'

Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей среды в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
204
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ / МОНИТОРИНГ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ СРЕДА / ЛИДЕР / ГРУППА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беспалов Д.В., Яцун С.М.

Состояние здоровья и психологического самочувствия студентов в период обучения в вузе рассматривается как индикатор адаптации в новой социальной среде. Мониторинг динамики личностных особенностей студенческой молодежи и молодежных лидеров позволит сформировать рекомендации по совершенствованию духовно-нравственных качеств, физическому совершенствованию, а как следствие улучшению состояния здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беспалов Д.В., Яцун С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические аспекты формирования здоровьесберегающей среды в период обучения в вузе»

УДК 378;61;159.9

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

© 2016 Д. В. Беспалов1, С. М. Яцун2

1 канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: bdw23@list.ru;

2докт. мед. наук профессор кафедры медико-биологических дисциплин e-mail:mbdl55@mail. ru

Курский государственный университет

Состояние здоровья и психологического самочувствия студентов в период обучения в вузе рассматривается как индикатор адаптации в новой социальной среде. Мониторинг динамики личностных особенностей студенческой молодежи и молодежных лидеров позволит сформировать рекомендации по совершенствованию духовно-нравственных качеств, физическому совершенствованию, а как следствие - улучшению состояния здоровья.

Ключевые слова: психологическое самочувствие, состояние здоровья студентов, мониторинг, здоровьесберегающая среда, лидер, группа.

В последние годы отчетливо проявляются тенденции ухудшения социально-психологического самочувствия и здоровья студенческой молодежи, что подтверждается результатами ежегодных медицинских осмотров, психологических и социологических исследований [Абдуллина 2014; Глыбочко 2009; Дубровина 1996; Чернышев 2008].

Изучение проблем формирования, сохранения и укрепления здоровья является одним из актуальных направлений научных исследований. Студенчество можно рассматривать по целому ряду признаков как отдельную группу населения, а здоровье студенческой молодежи — как совокупность физических и духовных качеств, которые являются основой долголетия и необходимой предпосылкой успешной трудовой деятельности, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания здоровых детей, составляющих потенциал полноценного государства. Ряд ученых отмечают, что сложность вхождения молодежи в социальную среду ассоциируется с высокой вариативностью и непредсказуемостью самой социальной среды и недостаточной личностной зрелостью учащейся молодежи [Фельдштейн 2005].

В связи с этим ситуация, связанная с ухудшением состояния здоровья студентов, особенно за период обучения в вузе, требует тщательного изучения, анализа и проведения эффективных корригирующих мероприятий.

Мониторинг состояния здоровья был бы неполным без анализа психологического самочувствия студентов. Нельзя забывать, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в ходе непрерывного учебного процесса с октября по декабрь 2014 г. на базе Курского государственного университета. Выборку исследования составили 450 студентов (факультеты

физической культуры и спорта, естественно-географический, иностранных языков, экономический, юридический, филологический, физики, математики и информатики).

Для лучшего понимания происходящих изменений в личностном развитии молодежи в качестве основных эмпирических методов исследования были взяты: опросник А.Н. Майорова, направленный на изучение социального самочувствия в группе; методика Е.Б. Фанталовой, позволяющая изучить ценностные ориентации личности; контент-анализ (см.: [Дубровина 1996; Фанталова 2001]).

С помощью опросника А.Н. Майорова было определено социальное самочувствие студента в группе. Результаты исследования показали, что у 12 % опрошенных - высокое социальное самочувствие, то есть у этих людей учеба складывается успешно, им нравится учиться, с сокурсниками и преподавателями сложились хорошие отношения; у 48% - хорошее социальное самочувствие, то есть студенты удовлетворены учебными успехами, доброжелательно относятся к вузу и группе; у 36% - среднее социальное самочувствие, этим людям учиться приходится больше по необходимости, чем по интересу, у них нормально идет общение со сверстниками; у 4% - низкое социальное самочувствие, учеба этим студентам приносит в основном неприятные переживания, желания учиться нет, отношения с сокурсниками лучше, чем с преподавателями.

Часть нашего исследования была посвящена проблеме ценностных ориентаций студенческих лидеров. В психологии общепризнанным является положение, согласно которому посредством лидера можно более эффективно воздействовать на группу в целом. Считается, что лидер, с одной стороны, является «отражением» процессов, происходящих в группе, с другой стороны, сам лидер оказывает значительное влияние на последователей.

Актуальность обращения к нравственным качествам лидеров обусловлена не только состоянием духовности современного Российского общества, но и состоянием соматического здоровья. Представители целого ряда наук (психологии, социологии, культурологии и др.), характеризуя духовно-нравственное развитие, не стесняясь в выражениях, констатируют моральную деградацию современного российского общества, или, по выражению Э. Гидденса, «испарение морали» (см.: [Юревич, Ушаков 2009]).

Особенно актуальным является вопрос о нравственных характеристиках лидера. В формировании духовности, общественных оценок, суждений, в усвоении общественных обязанностей и правил поведения большое значение имеет личность лидера. Молодежные лидеры наиболее интенсивно аккумулируют опыт близких им взрослых людей и те прогрессивные веяния, которыми насыщена общественная жизнь. Разумеется, лидер может аккумулировать и негативные проявления из опыта взрослых, становясь в итоге лидером-дезорганизатором. Исследование показало, что лидеры студенческих групп ярко отражают общие тенденции духовно-нравственного развития современной молодежи. Лидер оказывает ведущее влияние на окружающих, часто именно от него зависит духовно-нравственное развитие последователей. Лидер любого масштаба, кроме прочих качеств, должен быть высокодуховным человеком, способным нравственно обогащать окружающих. Особенно это важно в студенческих группах в период активного усвоения социальных норм. Длительный контакт с товарищами на протяжении многих лет обучения в период активного формирования личности во многом определяет формирование духовности, жизненных позиций учащихся [Беспалов 2013]. Естественно, что в этой ситуации студенты, обладающие высоким статусом в группе, оказывают особое влияние на последователей: на лидеров равняются другие члены группы, через лидера преподаватели могут оказывать более эффективное влияние на группу в целом, то есть группа может активизировать своих членов в морально нравственном отношении.

С помощью методики Е.Б. Фанталовой была определена иерархия ценностей респондентов, которая проводилась на основе сравнения реального рейтинга ценностей с оптимальным вариантом. В результате оптимальный вариант распределения ценностей был выявлен у 18 % испытуемых, благодаря чему создается возможность для самосовершенствования, высокосодержательной деятельности и возможность помогать другим в самосовершенствовании. У 22 % студентов - хороший вариант совпадения ценностей, приобщение к которым создает условия для полноценного развития потенциальных возможностей человека и достижения успехов в жизни; однако следует обратить внимание на некоторое смещение сознания с ведущих ценностей на второстепенные. Средний вариант совпадения ценностей, при котором могут возникать затруднения в учебной деятельности, общении, личном самочувствии, присущ 28 % испытуемых. У оставшихся 32 % - недостаточный вариант выбора ценностей жизни, при котором в жизнедеятельности молодежи много трудностей и проблем.

В многогранной деятельности студента все более значимым фактором и спектром воздействия на процессы обучения, воспитания, образования, формирования личностных свойств и качеств становятся физкультурно-оздоровительные технологии. В ходе работы выявлено, что, к сожалению, низкий уровень физической активности присущ большинству студентов КГУ. Всего 48 % студентов 1-3 курсов регулярно посещают занятия по физический культуре, 12% заняты в спортивных секциях, каждый четвертый предпочитает активный отдых и 15 % имеют освобождение от занятий физическими упражнениями по состоянию здоровья. Показатели образа жизни и состояния здоровья студентов КГУ представлены в таблице.

Студентам, имеющим отклонения в состоянии здоровья, трудно усваивать учебный программный материал, необходимый для получения высшего образования. Именно поэтому оздоровление, физическое совершенствование необходимо для формирования профессионально важных личностных качеств, что в конечном результате обеспечивает достижение поставленных жизненных целей. Анализ опытно-экспериментальной работы, посвященный проблеме ЗОЖ, показывает, что только 72% респондентов можно назвать «полностью здоровыми», остальные имеют хронические заболевания и различного рода отклонения в состоянии здоровья. Высокий уровень стресса, низкая двигательная активность, нерациональное питание приводят к угнетению иммунной системы, что находит отражение в увеличении частоты острых и хронических заболеваний. Для более эффективного мониторинга ЗОЖ целесообразно внедрять электронный «Паспорт здоровья», который на основе сравнения с возрастными эталонами позволит обосновать индивидуальные рекомендации по повышению функциональных резервов систем организма студента, оздоровлению стиля жизни и укреплению соматического здоровья.

Образ жизни и состояние здоровья студентов КГУ

Семейное положение Официальный брак Гражданский брак Незамужем/ Холост

28% 6% 66%

Место проживания Общежитие Проживают с родителями Арендованное жилье

22% 40% 30%

Источник дохода Стипендия Помощь родителей Работа Социальное пособие

40% 32% 20% 8%

Наследственность Сердечнососудистые заболевания Атеросклероз Сахарный диабет Онкозаболевания Алкоголизм, наркомания

1% 2% 1% 0% 0%

На физкультуру Только Физкультура, Физкультура,

Режим не ходят, в физкультура секция и спорт, секции

физической секции не активный отдых и др.

активности занимаются

15% 48% 25% 12%

Частота Ежедневно Через день Нерегулярно Не делают

утренней 5% 5% 76% 14%

гимнастики

Обливание Холодные Моржевание Не проводят

Закаливающие холодной водой воздушные

процедуры ванны

6% 28% 3% 63%

Баня (сауна) Не посещают Раз в неделю Раз в 2 недели Нерегулярно

15% 5% 20% 60%

Соблюдение Соблюдают Не соблюдают

режима 12% 88%

Не курят От случая к Курят

Курение случаю

71% 22% 7%

Спиртные Не употребляет От случаю к случаю Регулярно

напитки 62% 38% 0%

Регулярность 3-х разовое 5-и разовое «Фастфуд» Нет системы

питания 56% 2% 1% 41%

Овощной Мясной Молочный Смешанный Нет

Рацион питания предпочтений

0% 0% 0% 40% 60%

Острые 1 -2 раза в год 3-4 раза в год Более 4 раз в

респираторные год

заболевания 72% 22% 6%

Обострение Нет хронических Обострения 1- Более 2 раз в

хронических заболеваний 2 раза в год год

заболеваний 72% 19% 9%

На заключительном этапе исследования оценивалась иерархия проблем молодежи. Обработка результатов проводилась с помощью контент-анализа. Проблемы, волнующие современных студентов, представлены на рисунке.

1 - материальные проблемы; 2 - проблемы, связанные с несостоятельностью студента как личности; 3 - семейные проблемы; 4 - проблемы со здоровьем; 5 - проблемы, связанные с учебной деятельностью; 6 - проблемы общения со сверстниками; 7 - другие проблемы

Полученные данные показывают, что качественные особенности личностного развития современной учащейся молодежи отличаются проявлением прагматизма, индивидуализма и снижением социальной активности. В такой ситуации важная роль должна принадлежать развивающей социальной среде, в качестве которой может и должен выступать вуз, в котором происходит процесс совершенствования и становления зрелой, гармоничной личности. Создание развивающей социальной среды и использование социального обучения представляются перспективными не только для духовно-нравственного развития молодежи, но и для физического совершенствования, а как следствие - для улучшения состояния здоровья.

Исходя из полученных результатов, нами выработаны рекомендации для педагогов, психологов, работников сферы молодежной политики и др.

• Необходимо продолжать поддержку молодых граждан, прежде всего путем введения социального обучения, восполняющего недостаток жизненного опыта и способствующего лучшей адаптации молодежи в социуме.

• Учитывая, что молодёжь является, с одной стороны, потенциалом позитивных перемен в обществе, а с другой стороны - возможным фактором социальной и политической нестабильности, становится исключительно актуальным развитие различных форм адаптации молодых людей к современным социально-экономическим условиям.

• В работе с молодежью необходимо больше внимания уделять воспитанию патриотических чувств к своей малой родине, стараться воспитывать любовь к ней. Для этого можно делать акценты на знаменательных событиях в истории родного села и города, прибегать к помощи интересных исторических фактов, изучать биографии великих земляков, то есть направлять внимание на создание благоприятного образа своей малой родины, чувства единства с ней.

• Важно работать не столько с конкретным студентом как индивидуальностью, сколько с группой, в которую он включён, через которую опосредованно можно воздействовать и на отдельных студентов. В учебном процессе необходимо больше внимания уделять внедрению совместных форм деятельности, особенно взаимозависимой деятельности. Необходимо применять на занятиях коллективные формы работы. Кроме учебной деятельности, должны использоваться различные формы воспитательной работы, то есть группа должна быть включена в различные виды деятельности: учебную, трудовую, культурно-массовую, спортивно-игровую.

• Необходим пересмотр понимания молодежью свободы, носящего в современной России крайне искаженный характер. Свобода предполагает ее разумные ограничения, интериоризуемые гражданами. Подобное понимание свободы, прописанное в трудах И. Канта, И. А.Ильина и других выдающихся мыслителей, следует воспитывать у молодежи с помощью специальных мероприятий, органично включенных в систему воспитательной работы.

• Важно осуществлять целенаправленную работу по снижению иждивенческих настроений среди молодых людей за счет включения их в социально значимые проекты.

• Необходимо осуществлять пропаганду здорового и активного образа жизни, социальной ответственности, стремления к личностному и профессиональному росту на основе приоритета общечеловеческих ценностей.

• Следует проводить мероприятия, направленные на формирование у молодежи внутренней установки на недопустимость употребления психоактивных веществ, алкоголя и т. п.

Работа поддержана грантом РГНФ №16-36-01019 «Динамика молодежного лидерства в пространстве группового субъекта».

Библиографический список

Абдуллина Л.Б. Формирование здорового образа жизни студентов в условиях современного вуза: практико-ориентированный аспект // Здоровьесберегающее образование. 2014. №2. С. 78-82.

Беспалов Д.В. Анализ научных подходов к пониманию деструктивности как основа рассмотрения деструктивного лидерства в малых группах // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. №3 (27). URL: www.scientific-notes.ru/pdf/031-031.pdf (дата обращения: 13.02.2016).

Беспалов Д.В. Проблемы психологического исследования лидерства в малых группах // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. Краснодар: КубГАУ, 2013. № 08 (092). С. 231-253.

Глыбочко П. В. Формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / П. В. Глыбочко, И. О. Бугаева, М. В. Еругина // Саратов, науч.-мед. журнал. 2009. Т. 5. № 1. С. 9-11.

Дубровина И.В., Андреева А.Д., Данилова Е.Е. и др. Психологический мониторинг. Вып. 1. Мироощущение подростков и старшеклассников. М., 1996.

Майоров А.Н. Мониторинг в образовании: Изд. 3-е. М.: Интеллект-Центр, 2005.

424 с.

Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара: Издат. дом БАХРАХ-М, 2001. 128 с.

Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления развития психолого-педагогических исследований // Бюллетень ВАК Министерства образования Российской Федерации. 2005. № 6.

Чернышев А.С., Сарычев С.В. Динамика мироощущения и социального самоопределения подростков и юношей в изменяющейся России на рубеже XX-XXI вв.: Программа социально-психологического исследования. Курск: КГУ, 2008.

Юревич А.В., Ушаков Д.В. Нравственность в современной России [Электрон. ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/41-yurevich3.html (дата обращения: 20.01.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.