Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования'

Некоторые аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
332
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марачёва А. В.

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме формирова-нию у студентов факультетов журналистики методологической культуры в процессе профессионального образования. Эта задача тем более актуальна, что в настоящее время именно в высшем образовании углубляется разрыв ме-жду педагогической теорией и педагогической практикой. Это вызывает ряд противоречий, которые представлены в данной работе. В статье есть указа-ния на некоторые аспекты истории журналистского образования в нашей стране, использованы авторские разработки в области методологии препо-давания журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марачёва А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования методологической культуры будущего журналиста в процессе профессионального образования»

А. В. Марачёва

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ЖУРНАЛИСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ключевые слова: журналист, методологическая культура.

Статья посвящена актуальной педагогической проблеме - формированию у студентов факультетов журналистики методологической культуры в процессе профессионального образования. Эта задача тем более актуальна, что в настоящее время именно в высшем образовании углубляется разрыв между педагогической теорией и педагогической практикой. Это вызывает ряд противоречий, которые представлены в данной работе. В статье есть указания на некоторые аспекты истории журналистского образования в нашей стране, использованы авторские разработки в области методологии преподавания журналистики.

Несмотря на богатую историю журналистского образования в нашей стране, методология преподавания журналистики все еще недостаточно разработана. Это, прежде всего, связано с тем, что выпускников факультетов журналистики не готовят к преподаванию в школах и вузах. Но, как известно, одна из функций журналистики - это формирование общественного мнения. В своей трудовой деятельности журналист зачастую выступает пропагандистом, а иногда и воспитателем, которому необходимо аналитически мыслить, адекватно оценивать факты, а также интерпретировать их в медиа-текстах. Кроме того, по мнению С. Корконосенко, к ресурсам педагогики журналистики относится «разработка как отдельного направления теории журналистики» [2, С. 25].

Поэтому, на наш взгляд, профессиональное образование журналистов нуждается в развитии и более пристальном внимании со стороны преподавателей журналистики. В настоящее время именно в высшем образовании углубляется разрыв между педагогической теорией и педагогической практикой, особенно в непедагогических высших учебных заведениях [1, С. 21]. Этим обусловлена актуальность нашего исследования. Во взглядах многих журналистов-практиков, а также некоторых теоретиков журналистики наблюдается противоречивость по поводу необходимости системного профессионального образования при создании модели личности журналиста-практика. Практически не разработаны критерии формирования имиджа журналиста и, в частности, радиожурналиста. Анализ вузовской практики свидетельствует, что обучение часто сосредотачивается на теоретико-научных целях, не уделяя внимания практическим навыкам. Это вызывает ряд противоречий:

1) Между высокой степенью научности и практическим подходом к подготовке профессионального журналиста, умеющего создавать не только журналистское произведение, но и себя, свой имидж в журналистике.

2) Между теоретическими подходами, сложившимися в формировании профессиональной методологической культуры журналиста, и недостаточной разработанностью современных педагогических технологий их реализации.

3) Между требованиями государственного образовательного стандарта к развитию у будущих журналистов профессиональной методологической культуры и традиционным предметоцентрированным подходом к организации учебного процесса в вузе.

В свете вышеназванных противоречий и актуальности выбранной темы исследования нами была сформулирована проблема: каковы организационно-педагогические условия для эффективного формирования методологической культуры журналиста в период обучения в вузе на факультете журналистики.

Цель исследования: определение педагогических условий повышения эффективности процесса формирования методологической культуры журналиста.

Объект исследования: профессиональная подготовка будущих журналистов.

Гипотеза исследования: формирование методологической культуры будущего журналиста будет эффективным, если:

- уточнена сущность понятий «методологическая культура»;

- выявлены педагогические условия формирования методологической культуры будущего журналиста, уровни, критерии, показатели модели личности журналиста.

Методы исследования. Из эмпирических методов нами использовались интервьюирование, анкетирование, целенаправленное наблюдение над усвоением теоретического материала, творческим процессом студентов, беседы со студентами о трудностях в учебном процессе, с преподавателями об учебно-методических и воспитательных моментах, а также с кураторами курсов и производственных практик об индивидуальнопсихологических особенностях студентов. Кроме того, проводилось изучение документов (стандарты ряда дисциплин журналистики, программы производственных практик). Изучение теории и практики журналистики позволили нам наметить программу исследования, которая включала организацию и проведение педагогического эксперимента. На этапах констатирующего (2000-2001 г.г.) и формирующего (2001-2004 г.г.) экспериментов мы использовали собственные тестовые методики и личностные тестовые методики Ганса Айзенка.

В ходе экспериментальной работы студенты должны были овладеть общей методологией социального познания, методологией сбора эмпирических данных, методологией интерпретации эмпирических данных на следующих уровнях:

- организационном - умение правильно определять цели и задачи учебной деятельности в целом и конкретного практического задания в частности;

- коммуникативном - умение слушать респондента, задавать вопросы, контролировать ситуацию, ориентироваться в окружающей действительности;

- интеллектуальном - запоминать, анализировать и синтезировать, систематизировать полученные знания;

- творческом - умение мыслить нестандартно и создавать новое.

Экспериментом было охвачено 250 студентов и преподавателей факультета журналистики, связей с общественностью и международных отношений Калужского филиала МГЭИ, а в экспериментальную группу вошли 80 студентов.

Содержание работы и анализ результатов

История формирования журналистской методологической культуры насчитывает более ста лет. В нашей стране основными вехами журналистского образования принято считать создание государственных институтов журналистики (ГИЖей), открытие факультетов журналистики при государственных университетах, появление в конце XX - начале XXI веков негосударственных высших учебных заведений, предоставляющих, в том числе, и журналистское образование [7].

В конце XX - начале XXI веков изменилась сама методология образования. Если в советское время вуз должен был не только готовить специалиста, но и формировать прежде всего методологию социального познания журналиста, то новая концепция образования предусматривала предоставление будущему журналисту возможности сформировать себя самому, больше совершенствоваться в познании общей журналистской методологии, методологии сбора и интерпретации эмпирических данных

С момента возникновения первых школ журналистики и до настоящего времени среди журналистов-практиков, исследователей журналистской профессии идут споры о необходимости получения специального журналистского образования. На наш взгляд, профессиональное журналистское образование необходимо даже тем журналистам, кто обладает ярко выраженными литературными способностями, красивым голосом, телегеничной внешностью. Сейчас журналистам приходится работать в условиях, требующих глубоких системных знаний. Знание истории, философии, знакомство с основами других наук, причем не только гуманитарного цикла, становится одной из составляющих методологической культуры журналиста - общей журналистской методологией[6]. Профессиональное журналистское образование призвано помочь реализоваться в профессии прежде всего студенту со средними способностями. Большая роль при этом отводится преподавателю теории и практики журналистики. В первую очередь он должен помочь студентам правильно организовать учебный процесс.

Проанализировав результаты констатирующего и формирующего экспериментов, мы выяснили, что за время обучения в институте у студентов экспериментальной группы повысился уровень общей методологической культуры журналиста. Это показал анализ результатов мониторинга знаний по дисциплинам «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». Будущие журналисты овладели методологией сбора эмпирических данных, знаниями по теории, этике и социологии журналистики.

У студентов, обучавшихся в контрольной группе, уровень знаний был значительно ниже уровня знаний студентов экспериментальной группы и колебался от 3,5 до 4,5 балла. Наиболее высокий уровень знаний студенты показали непосредственно после изучения дисциплин «Основы журналистики» и «Основы творческой деятельности журналиста». На этапе формирующего эксперимента многие положения теории журналистики студентами этой группы были забыты, тогда как студенты экспериментальной группы стабильно демонстрировали высокий уровень знаний по этим дисциплинам (от 4,2 до 4,8 балла), применяя на практике знания по теории журналистики, методологии сбора эмпирических данных, основам правовой и этической культуры журналиста.

На этапе формирующего эксперимента была решена задача по формированию такой составляющей методологической культуры журналиста, как методология сбора и интерпретации эмпирических данных. Для ее решения мы развивали и повышали такие личностные качества журналиста, как адекватная самооценка, рефлексивность, активность, коммуникабельность, ответственность, готовность к риску.

Нормальным уровнем самооценки на конечном этапе формирующего эксперимента (2004 г.) по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента (2000 г.) стало обладать на 43,3% студентов больше. Это выразилось в том, что студенты экспериментальной группы обладали более реалистичной, адекватной оценкой себя, собственных сил, возможностей, внешности. Они научились сравнивать себя и свои произведения с другими работами (своих одногруппников, журналистов-классиков), учитывая при этом не только собственные достижения, но и достижения других людей. Адекватная оценка формирова-

лась не только путем сравнения себя с другими журналистами, но и путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своего творчества.

В экспериментальной группе количество студентов, обладающих средним уровнем рефлексивности на конечном этапе формирующего эксперимента, по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента повысилось на 43,3% (в контрольной группе -на 1,7%). По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной группы легко овладевали многими формами творчества, хотели создавать новое и совершенствовать старое, обладали хорошей фантазией и демонстрировали способность к самоанализу. Количество студентов с высоким уровнем активности на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента увеличилось на 49% (в контрольной группе был зафиксирован рост только среднего уровня активности). По сравнению со студентами контрольной группы студенты экспериментальной группы демонстрировали энергичность, способность легко переключаться с одного вида занятий на другой, обладали хорошей концентрацией внимания.

Сравнительные результаты уровня коммуникабельности в контрольной и экспериментальной группах показали, что уровень коммуникабельности на этапе констатирующего и формирующего экспериментов повышался и в контрольной, и в экспериментальной группах. Изменения уровня коммуникабельности в контрольной группе, студенты которой, так же, как и студенты экспериментальной группы, начали эксперимент с уровня, близкого к нормальному, были не столь заметны. На завершающем этапе исследования 56% студентов контрольной группы достигли высокого уровня коммуникабельности, в то время как в экспериментальной группе такого уровня достигли 93% студентов. Итак, в экспериментальной группе на завершающем этапе эксперимента студентов, продемонстрировавших умение быстро и легко входить в коммуникативный контакт с незнакомыми собеседниками, любопытство, желание высказываться по различным вопросам, быть в центре внимания, было на 47% больше.

Количество студентов с высоким уровнем ответственности на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента увеличилось на 54%. Это выразилось в том, что студентов экспериментальной группы отличала добросовестность, обязательность и надежность, они пользовались доверим респондентов. Такие студенты были и в контрольной группе. Однако в контрольной группе количество студентов, обладающих высоким уровнем ответственности, на конечном этапе формирующего эксперимента по сравнению с начальным этапом констатирующего эксперимента повысилось лишь на 12%.

Как показало наше исследование, уровень готовности к риску студентов экспериментальной группы на этапе констатирующего эксперимента в 2000 году был низким - 75% группы, а на заключительном этапе исследования высоким уровнем готовности к риску обладало уже 76,6% группы. В контрольной группе высокого уровня достигло лишь 53,3% группы. Высокого уровня готовности к риску к концу формирующего эксперимента также достигло большее количество студентов экспериментальной группы - 85% (на 38,4% больше, чем в контрольной группе). Это выразилось в том, что студенты из экспериментальной группы способны были вести жизнь, связанную с опасностями, если того требовали интересы дела и выражали готовность заняться журналистским расследованием во что бы то ни стало.

В рамках нашего исследования нами были намечены не только основные направления организации педагогической работы по формированию модели методологической культуры журналиста, но и основные этапы работы по формированию его имиджа. Формирование имиджа будущего журналиста начинается уже на первом курсе, но целенаправ-

ленный характер этот процесс приобретает на втором курсе, во время изучения дисциплины специализации «Телерадиожурналистика».

К выбору собственного имиджа в профессии, который, несомненно, углубляет и завершает процесс формирования методологической культуры журналиста, мы готовили студентов в процессе специализированной подготовки. Работа над тем или иным имиджем требует знания теории радиожурналистики, основ актерского мастерства, работы над голосом, интонацией, соблюдения правил речевого этикета.

Методологическая культура будущего журналиста предполагает владение не только общеобразовательной культурой, но и общей методологией журналистики. Последнее означает, что студенты должны владеть методами сбора информации, знать все этапы и стадии модели творческого процесса журналиста и уметь применять эти знания на практике в процессе создания журналистского произведения. Последнее особенно важно потому, что журналистское творчество - процесс целенаправленный, он предполагает решение одних и тех же проблем.

В своей работе мы уделили большое внимание методологии анализа журналистского произведения - важнейшей составляющей журналистской методологии и разработали новый педагогический спецкурс «Методология анализа журналистского произведения», основанный на двух авторских методиках - методике анализа журналистского произведения [4] и методике анализа журналистского радиопроизведения [5]. Овладение методиками анализа журналистских произведений - важная часть методологической культуры преподавателя журналистики.

Анализируя произведения классиков журналистики, журналистов-современников, а со временем - и собственные работы, студенты не просто учатся на ошибках, но и вырабатывают свой стиль в журналистике, формируют свою систему ценностей [3].

Огромное значение в процессе моделирования личности и формировании имиджа будущего журналиста имеет сотрудничество высшего учебного заведения и редакции СМИ. На наш взгляд, все производственные практики должны быть заранее спланированы факультетом или отделением журналистики. Именно на практике личность будущего журналиста проходит окончательную «шлифовку». Работа в коллективе дает представление о том, что такое редакционный график, она помогает понять, как важна работа с соавторами, знакомит с парадоксами профессии и помогает, на основе глубокого изучения основ журналистики, работ теоретиков и практиков профессии, в них разобраться.

Литература

1. Зверева, Н. Тележурналистам из регионов: ответы на ваши вопросы / Н. Зверева. - М.: Галерия, 2004. - 68 с.

2. Корконосенко, С. Основы журналистики / С. Корконосенко. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 287с.

3. Марачёва, А.В. Аксиологические аспекты формирования мировоззрения журналиста / А.В. Ма-рачёва //Философия. Наука. Культура. Вып.2:сборник статей слушателей, соискателей кафедры философии ИППК МГУ. - М.: Изд-во МГУ, 2005. - С.177-180.

4. Марачёва, А.В. Анализ журналистского произведения: учебно-методическое пособие / А.В. Марачёва. - Калуга: КФ МГЭИ, 2004. - 28 с.

5. Марачёва, А.В. Анализ журналистского радиопроизведения: учебно-методическое пособие / А.В. Марачёва. - Калуга, 2005. - 24 с.

6. Прохоров, Е. Введение в теорию журналистики / Е. Прохоров. - М.: Рип-холдинг, 2000. - 308 с.

7. Свитич, Л. Профессия: журналист: учебное пособие / Л. Свитич. - М.: Аспект Пресс, 2003. - 255 с.

© А. В. Марачёва - преподаватель факультета журналистики, связей с общественностью и международных отношений Калужского филиала МГЭИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.