Научная статья на тему 'Культура понимания как поле интегральных исследований журналистики'

Культура понимания как поле интегральных исследований журналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
358
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕГРАЦИЯ / ПОНИМАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ / SCIENTIFIC DIRECTION / INTEGRATION / UNDERSTANDING / RESEARCH PROJECT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Корконосенко С. Г.

В статье затрагиваются вопросы интеграции разных дисциплинарных подходов к исследованию журналистики. Возможности и эффекты интеграции рассмотрены на примере исследовательского проекта «Культура понимания в журналистике современной России», выполненного в Санкт-Петербургском государственном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CULTURE OF UNDERSTANDING AS A FIELD OF INTEGRAL STUDIES IN JOURNALISM

The article deals with the issues of integration of different disciplinary approaches to the study in journalism. Opportunities and effects of integration are considered on the example of the research project "Culture of understanding in journalism in modern Russia", arranged in St Petersburg State University.

Текст научной работы на тему «Культура понимания как поле интегральных исследований журналистики»

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27

5

УДК 811.161.1

КУЛЬТУРА ПОНИМАНИЯ КАК ПОЛЕ ИНТЕГРАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЖУРНАЛИСТИКИ CULTURE OF UNDERSTANDING AS A FIELD OF INTEGRAL STUDIES IN JOURNALISM

С. Г. Корконосенко

S. G. Korkonosenko

Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Университетская,

7-9

Saint Petersburg State University, 7-9, Universitetskaya embankment, Saint Petersburg, 199034, Russia

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: научное направление, интеграция, понимание, исследовательский проект.

Keywords: scientific direction, integration, understanding, research project.

Аннотация. В статье затрагиваются вопросы интеграции разных дисциплинарных подходов к исследованию журналистики. Возможности и эффекты интеграции рассмотрены на примере исследовательского проекта «Культура понимания в журналистике современной России», выполненного в Санкт-Петербургском государственном университете.

Resume. The article deals with the issues of integration of different disciplinary approaches to the study in journalism. Opportunities and effects of integration are considered on the example of the research project "Culture of understanding in journalism in modern Russia", arranged in St Petersburg State University.

В изучении журналистики признанным фактом стали разобщенность и отсутствие общего смыслового пространства. Об этом с беспокойством говорят зарубежные и отечественные специалисты. Не приходится возражать против такого, например, диагноза: «Сегодня в России нет классификации главных теоретических направлений в исследовании массовой коммуникации. С одной стороны, мы можем видеть терминологический беспорядок в объектах теоретического анализа... С другой стороны, исследователи иногда не знают, что следует называть теориями, понятиями, подходами, традициями анализа, школами и исследовательскими работами, принципами, научными направлениями, парадигмами, методологиями, методами и т. д.»1.

В то же время в литературе отчетливо звучит мысль о том, что практическая журналистика целостна и несет в себе элементы системности. Так, настаивая на существовании интегративного вектора в деятельности медиа, при множестве форм деятельности, функций и эффектов, М. В. Шкондин пишет: «Выявлению интегративной функции может помочь интегративный результат функционирования медиасистемы. Если есть результат, на который работает вся система, то существует и интегративная функция, которая приводит к этому результату»1 2. И далее следует существенно важное замечание для организации исследовательской работы и построения отдельных проектов: «...практика с помощью журналистики тоже имеет возможность воздействовать на теорию, на всю духовнопознавательную. и духовно-практическую деятельность.»3.

Идея о том, что практика журналистики должна не только влиять на характер и направленность теории, но и «заказывать» пути развития науки, нам очень близка. Конечно, в данном случае речь идет не о заказе на прикладные проекты и уж тем более не о прямых директивах ученым со стороны медиабизнеса. Естественно будет допустить, что влияние практики сказывается на методологии научного познания журналистики, а именно на его стремлении к интеграции. И действительно, исследователи констатируют движение в данном направлении. В частности, это можно видеть на примере конвергенции двух дисциплин -социологии журналистики и социологии массовой коммуникации, тенденция к которой на

1 Dunas, D. V. Mapping Mass Communication Theories in Contemporary Russia / / World of Media. Yearbook of Russian Media and Journalism Studies / Elena L. Vartanova (ed.). Moscow, 2013. P. 89.

2 Шкондин М. В. Интегративные качества медиасистемы / / Вопросы теории и практики журналистики. 2014. № 2 (6). С. 19.

3 Там же. С. 20.

6

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27

Западе явно обозначилась в начале 1980-х гг. В настоящее время процесс интеграции продолжается: «Наблюдается дальнейшее взаимопроникновение социально-психологических, социопсихолингвистических, экономических, культурологических, политологических подходов. Зачастую представители этих наук используют одни и те же методы сбора информации»4.

Однако столь же естественно возникает тезис о том, что взаимодействие представителей разных дисциплин не может складываться в абстрактном пространстве, необходимо найти такое предметное поле, в котором их интересы проявляются, пересекаются и нуждаются в поддержке со стороны «смежников». В нашей статье будет рассказано об опыте нахождения такого поля взаимодействия и некоторых результатах коллективной работы в нём.

Почву для взаимодействия создал исследовательский проект «Культура понимания в журналистике современной России», поддержанный грантом СПбГУ 4.23.1667.2014 (2014-2015 гг.). Почему было избрано именно понимание, или - как объясняется актуальность темы?

Во-первых, к выбору толкало повышенное внимание к теме понимания в гуманитарных науках: культурологии, социологии, герменевтике, психологии... Если предельно расширить угол зрения, то появятся основания говорить о том, что в понимании коренятся центральные вопросы жизнедеятельности сообществ и отношений между людьми. Частично, через призму своих дисциплин, к пониманию в процессе массовой коммуникации на современном материале обращаются специалисты из смежных областей знания5. Во-вторых, в исследованиях журналистики данная тема фактически не разрабатывается. К ней приближаются авторы публикаций, посвященных систематизации профессиональных качеств журналиста и критериев его квалификации, трактующие понятие профессионализма, рассматривающие социальные, производственные, психологические, этнокультурные, ценностные компоненты культуры журналиста как условия его эффективного взаимодействия с обществом. Вместе с тем вопрос о культуре понимания как специфической характеристике современной журналистики фактически не поднимается в его прямой постановке. В-третьих, беспокойство об утрате понимания между прессой (журналистами) и обществом постоянно звучит в официальных документах и экспертных оценках. К примеру, в связи с подготовкой международного конгресса СМИ «Формула доверия» (название красноречивое) председатель Союза журналистов России В. Богданов подчеркивал: «Люди оказались более ранимыми, чем казалось технократам. Им хочется любви, понимания, доброты по отношению к себе...»6.

Как представлялось инициаторам, в этой теме заложен потенциал широкого, многопрофильного и увлекательного поиска, имеющего в равной степени и теоретическое, и профессионально-прикладное значение.

Прежде всего требовалось обозначить фундаментальную проблему, лежащую в основе проекта. Она была определена так: комплексная разработка концепта «культура понимания» применительно к журналистике как 1) области практической деятельности, 2) научных исследований и 3) профессионального образования. Таким образом, понимание рассматривается в тех трех средах, в которых журналистика составляет непосредственный и главный предмет интереса. Сосредоточив внимание на культуре, а не понимании во всем его неохватном объеме, мы получили возможность максимально приблизиться к деятельности и критериям ее качественного измерения.

Исследовательский коллектив поставил перед собой ряд взаимосвязанных задач, в том числе имеющих прямое отношение к трансдисциплинарной интеграции:

- формирование и теоретико-концептуальное структурирование исследовательского направления, определяемого как культура понимания в журналистике;

- концентрация исследовательских усилий на данном направлении - на уровне коллектива исполнителей, научного сообщества СПбГУ и межвузовского сотрудничества;

- внедрение концепта «культура понимания» в научно-исследовательскую и учебно-

4 Исследования СМИ: методология, подходы, методы: Учебно-методич. пособие / сост. и науч. ред. И. Д. Фомичева. М., 2011. С. 191.

5 Воскобойников А. Э. Монолог о Диалоге и Понимании / / Знание. Понимание. Умение. 2006. № 1; Микешина Л. А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования / под ред. А. Н. Кочергина. М., 1996; Лапина Т. С. Общее понимание культуры: социально-философское обоснование // Философия и общество. 2008. № 2; Эпштейн М. От гуманитарных наук к гуманитарным технологиям // Современная коммуникативистика. 2014. № 1 и др.

6 Всеволод Богданов: «Добро и зло российской журналистики. Почему умным людям нужны газеты?»

// Союз журналистов России. 2014. 10 апр. URL:

http://www. ruj .ru/_ruk_articles / vsevolod_bogdanov/ dobro_i_zlo_rossiyskoy_zhurnalistikpochemu_umnym_lyudya m_nuzhny_gazety/.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27

7

образовательную практику научных и образовательных организаций по профилю журналистики;

- трансляция положений и результатов НИР в российское и международное научное сообщество.

Задачи поставлены в расчете на то, что предложенная тема вызовет интерес и резонанс в исследовательских кругах, с осознанием необходимости через средства массовой информации создавать условия для оптимального социального взаимодействия в обществе. Соответственно, от журналистов требуется развитая культура понимания общества и его разнообразных представителей, проявляющаяся в интеллектуальных, эмоциональнопсихологических и профессионально-методических формах. По оценке исследователей коммуникативных аспектов культуры понимания в современной России, «исторически получалось так, что любой народ, любые государственные институты накапливали и воспроизводили в ряду поколений те формы коммуникативного взаимодействия... которые в наибольшей степени содействовали стабилизации общественных процессов. И согласие выступало в этом случае как результат взаимодействия воспитательных, правовых, образовательных и прочих социальных мер, в многообразии своем составляющих культурную среду.»7. Только постигая и постигнув сущностные доминанты этой культурной среды, журналистика и журналисты органично вольются в нее и станут одной из движущих сил ее развития.

Применительно к практике добавим, что умение и желание понимать окружающий мир представляет собой доминантную характеристику профессионала журналистики, в отсутствие которой иные технические навыки и умения утрачивают позитивную общественную и производственную значимость. Развитая культура понимания способствует раскрытию личностного потенциала сотрудника СМИ, повышению качества и эффективности его деятельности.

Для исследовательской работы в области журналистики овладение культурой понимания открывает путь к адекватному отражению мира прессы, с учетом изменчивости его характеристик, преодолению разрыва между теорией и практикой и продуктивному диалогу между ними на языке взаимопонимания. В этой системе координат практика прессы становится действительностью, требующей верного понимания, а не конструирования воздушных замков, и здесь тоже нужно вырабатывать определенные алгоритмы и модели профессионального поведения.

В образовательно-педагогической практике культура понимания выражается в овладении методическими и психологическими инструментами, способствующими поддержанию диалогического режима общения с учащимися, учету их возрастных и субкультурных особенностей, усвоению аудиторией ценностей профессии и университетского миропорядка. Дополнительную значимость педагогический аспект понимания получает в условиях международного сотрудничества, которое стало нормой университетской жизни.

Тема рассматривается как на фундаментальном, так и на эмпирическом и прикладном уровнях, в том числе - с точки зрения совершенствования взаимодействия преподавательского корпуса с учащимися. На фундаментальном уровне теоретико-методологическую основу составляет теория понимания, разрабатываемая в гуманитарной науке - ее философской, культурологической, социологической, педагогической, психологической ветвях и, в частности, в герменевтике. На уровне частной научной теории (теории среднего уровня) формируется синтез общенаучных, теоретико-журналистских и научно-педагогических подходов, что дает возможность целостно охватить явление культуры понимания применительно к журналистике и журналистскому образованию.

Базовым подразделением проекта стала кафедра теории журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ. Ее сотрудники систематически занимаются вопросами профессиональной культуры и личности журналиста. Ими в последние годы выполнено несколько исследовательских проектов, на этой основе изданы коллективные монографии, в которых в теоретическом и эмпирическом плане представлены вопросы взаимодействия журналиста с непрерывно обновляющейся социальной, ментальной и интеллектуальной средой8. Вопросы такого рода год за годом ставятся в повестку организуемых кафедрой

7 Ротанова М. Б. Философско-коммуникативный аспект феномена культуры понимания // Eurasian Linguistics University. URL: http://www.my-luni.ru/journal/clauses/i30.

8 Медиа накануне постсекулярного мира / под ред. В. А. Сидорова. СПб., 2014; Современный российский медиаполис / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2012; Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2014.

8

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27

семинаров форума «Дни философии в Петербурге»9. В научно-педагогическом отношении кафедра занимается проблемами организации и методики преподавания журналистских дисциплин. Соответствующий потоковый курс читается в магистратуре; в связи с введением в действие учебного плана для аспирантуры исполнители проекта разрабатывают ряд курсов педагогического профиля, которые по материалу и идейной насыщенности существенно отличаются от курсов предшествующих уровней образования.

Насколько удалось решить поставленные задачи? Об этом можно судить по материалам научных дискуссий и публикациям исполнителей проекта. Так, формирование специального исследовательского направления, определяемого как культура понимания в журналистике, представлено в коллективном издании по материалам семинара «Журналистика XXI века: культура понимания», который прошел по программе форума «Дни философии в Петербурге-2014»10 11. Для 40 участников из разных городов России тема оказалась необычайно близкой и взывающей к разработке. Причем среди предметно-дисциплинарных ее аспектов, кроме теории журналистики, присутствуют логика, этнография, психология, политология, коммуникативистика... Вот лишь несколько примеров из обширного оглавления: миропонимание эмигранта в отражении

публицистики русского зарубежья, публицистика Серебряного века: уроки понимания и непонимания жизни, понятие как средство и цель понимания, плюрализм картин мира и релятивизм «личностного знания», понимание как средство поддержания человечности СМИ, методология понимания в научной и журналистской деятельности, категория «Другие» в этнографических экранных путешествиях. На теоретическом уровне стало ясно, что перед нами не столько феномен, нуждающийся в строгой дефиниции, сколько в подлинном смысле поле мыслительной активности в связи и по поводу журналистики. И это, несомненно, пространство интеграции наук и их представителей.

Задача внедрения концепта «культура понимания» в научно-исследовательскую и учебно-образовательную практику решается неотрывно от создания направления научных поисков. Кроме названного семинара удалось организовать еще несколько дискуссий, каждая из которых собирала широкий круг заинтересованных участников. Назовем здесь панельные дискуссии международных форумов в СПбГУ «Медиа в современном мире. Молодые исследователи», «Журналистика сообществ: опыт и научные исследования в России, США, Северной Европе» и «Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения». За скобками остаются сольные доклады исполнителей проекта на конференциях в России и за рубежом. Отдельного упоминания заслуживают мероприятия

образовательно-педагогической направленности. К их числу относятся секция

«Преподаватель журналистики: диалоги о профессии» конференции «Журналистика в 2014 году» в МГУ им. М. В. Ломоносова, учебно-методический семинар с аспирантами «Аспирантура: студенты высшего уровня?», прямо нацеленный на достижение

взаимопонимания преподавателей и обучающихся, и др. На эмпирическом уровне выполнены замеры состояния самосознания практиков журналистики, преподавателей и обучающихся в системе журналистского образования в плане профессиональной культуры понимания. Эта часть проекта была доверена аспирантам - членам коллектива исполнителей.

Меньше всего хотелось бы превращать статью в отчет о выполнении грантовой программы. Однако главная суть работы и в самом деле состояла в собирании исследовательских сил на общем направлении и пробуждении устойчивого интереса к его разработке. По мере движения по этой линии все яснее становилось, что недостает важного звена - описания методических подходов, которые могут находить применение в исследовательской практике. В конце концов, эмпирические выкладки устаревают, тогда как методики анализа наследуются и воспроизводятся, что ведет к продолжению сотрудничества в общем проблемно-тематическом поле. Соответственно, был организован дополнительный семинар с публикацией результатов11. Как оказалось, тематика культуры понимания в данном случае тоже вмещает в себя богатый спектр подходов и создает простор для нестандартных

9 Журналистика XXI века: к правде жизни / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2014; Журналистика XXI века: навстречу человеку / ред.-сост. И. Н. Блохин, С. Г. Корконосенко. СПб., 2013.

10 Век информации. Журналистика XXI века: культура понимания: матер. семинара всерос. форума с

междунар. участием «Дни философии в Петербурге-2014». № 2 (S2) / ред.-сост. И. Н. Блохин,

С. Г. Корконосенко. СПб., 2015.

11 Методы понимания в журналистике и массовых коммуникациях: матер. научно-методич. семинара «Методы и методики понимания в журналистике и массовых коммуникациях» / под ред. С. Г. Корконосенко. СПб., 2015.

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Серия Гуманитарные науки. 2015. № 18(215). Выпуск 27

9

решений. Приведем некоторые из них, по материалам подготовленного монографического сборника: человек как текст: опыт «прочтения»; понимание как интерпретирующая текстовая деятельность; метод определения понятий в понимании журналистики; экспертиза как процедура исследования культуры понимания в журналистике; интуитивное понимание мира в журналистике и др. Как можно заметить, в списке сочетаются подходы, присущие логике, психологии, интуитивизму, лингвистике и т. д., причем каждый раз разработанные заново, применительно к конкретной проблемно-тематической ситуации. Разумеется, перед авторами не стояла задача собрать исчерпывающе полный реестр методик. Скорее, это тоже был опыт творческого взаимодействия, нацеленный на перспективу дальнейших поисков и оригинальных решений.

Итак, замысел создания широкого исследовательского поля для интеграции различных теоретических и методических подходов, на наш взгляд, себя оправдал. Культура понимания оказалась благодатной тематической средой, открывающей возможности такого взаимодействия. Есть основания считать, что подобные опыты успешно пройдут на других направлениях изучения журналистики, при условии выбора такой тематики, которая располагает к дисциплинарному многообразию и кооперации. Можно даже позволить себе помечтать о широкомасштабных проектах, на базе которых формируются научные школы и достигаются согласие и взаимопонимание в сообществе российских исследователей журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.