Научная статья на тему 'Некоторые аспекты эффективности функционирования среднего профессионального образования'

Некоторые аспекты эффективности функционирования среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
101
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашкина Н. В.

Экономика регионов требует специалистов системы СПО более высокого уровня подготовки, только тогда они будут востребованы как более практико-ориентированные специалисты. В статье рассматриваются возможные пути совершенствования системы среднего профессионального образования и управления профессиональной подготовкой молодых специалистов в соответствии с социально-экономическими потребностями региона. Представлен анализ материалов социологического исследования, проведенного среди студентов ссузов Республики Мордовия, Чувашской Республики и Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты эффективности функционирования среднего профессионального образования»

№ 4,2003

— соответствующее поощрение и вознаграждение работников.

Процесс профессионального обучения начинается с выявления несоответствия между требованиями организации к профессиональным знаниям и навыкам своих сотрудников и теми знаниями и навыками, которыми они в действительности обладают. Поскольку затраты на обучение рассматриваются как капиталовложения в квалификацию сотрудников, организация ожидает от них отдачи в виде повышения эффективности ее деятельности. Выбор конкретных

способов обучения определяется стоящими перед организацией задачами, характеристиками обучающихся и находящимися в распоряжении организации ресурсами.

В целом на предприятиях и в организациях Республики Мордовия обучение персонала находится на достаточно высоком уровне. Большинство руководителей постоянно заботятся о соответствующем кадровом обеспечении своих организаций, а их работники в основном заинтересованы в повышении качества своей профессиональной подготовки.

Поступила 09.10.03.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Н.В. Ивашкина, научный сотрудник сектора региональных систем образования НИИрегионологии при МГУ им. Н.П. Огарева

Экономика регионов требует специалистов системы СПО более высокого уровня подготовки, только тогда они будут востребованы как более практико-ориентированные специалисты. В статье рассматриваются возможные пути совершенствования системы среднего профессионального образования и управления профессиональной подготовкой молодых специалистов в соответствии с социально-экономическими потребностями региона. Представлен анализ материалов социологического исследования, проведенного среди студентов ссузов Республики Мордовия, Чувашской Республики и Пензенской области.

Regional economies demand from the specialists of SPE system a higher level of preparation. In that case they will be demanded as more practiced and oriented specialists. The articles examines the possible ways of improvement the SPE system and the management of professional preparation of young specialists in accordance with social and economic requirements of regions. An analysis of materials of sociological research carried out among students of Mordovian, Chuvashian and Penza regions is presented.

В России с начала 1990-х гг. на фоне глубоких социальных перемен происходит реформирование системы образования. Область образования является приоритетной, так как без серьезных вложений и конструктивного реформирования этой системы нельзя осуществить глубокие преобразования в социально-экономической сфере. В условиях нарастающего динамизма изменений предвидение развития системы образования становится как функцией органов управления ею, так и предметом научных исследований, призванных вооружать многообразную управленческую образовательную практику обоснованными выводами и рекомендациями.

Среднее профессиональное образование — важное звено системы непрерывного профессионального образования России. В последнее время оно приобретает все более важную роль как поставщик кадров специалистов для разных сфер жизнедеятельности общества — производственной, социальной, духовной. Гибкое реагирование на меняющуюся социально-экономическую ситуацию, достижение соответствия потребностям общества и государства — основные приоритеты в развитии среднего профессионального образования.

На современном этапе социальноэкономического развития России среднее профессиональное образование вносит

© Н.В. Ивашкина, 2003

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

значительный вклад в обеспечение модернизации экономики и качества человеческих ресурсов, создание условий для профессионального самоопределения и удовлетворения образовательных потребностей личности.

Социальная значимость среднего профессионального образования еще более возрастает в связи с расслоением российского общества и снижением территориальной мобильности малообеспеченных слоев населения. Большое количество средних специальных учебных заведений, их достаточно равномерное размещение по территории России, а также относительно небольшие сроки и невысокая стоимость обучения обеспечивают гибкость и мобильность системы среднего профессионального образования. Таким образом, система среднего профессионального образования не только играет важную роль в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы, но и способствует удовлетворению образовательных потребностей населения с ограниченными экономическими возможностями.

Значительное влияние на развитие системы образования оказывают региональные кадровые и образовательные потребности, обусловленные экономикогеографической, исторической, социально-структурной и демографической спецификой регионов. Именно региональные интересы в лице заказчиков кадров, работодателей и других социальных партнеров заставляют среднее профессиональное образование быть открытой системой с вариативным содержанием образования, позволяющим ей оперативно обновляться в соответствии с динамичным социально-экономическим развитием регионов. Все большее значение в регионах приобретает использование результатов исследовательской деятельности в сфере среднего профессионального образования.

Студенчество — основной субъект системы профессионального образования. Данная социальная группа является субъектом обучения и объектом воздействия всех образовательных новаций. Мне-

ния и оценки студентов позволяют осуществить диагностику состояния этой сферы, а также выявить их отношение к вводимым инновациям и их эффективности.

С целью получения экспертных оценок качественных и количественных характеристик эффективности функционирования системы среднего профессионального образования НИИ регионоло-гии было проведено анкетирование студентов средних специальных учебных заведений в трех регионах — Чувашской Республике, Республике Мордовия и Пензенской области. В ходе исследования было опрошено 300 студентов средних профессиональных учебных заведений (по 100 чел. в каждом регионе).

В опросе принимали участие студенты различных возрастных групп: 17 лет и младше — 37,5 %, 18—19 лет — 57,9, 20—21 год— 4,7 %. Из них студентов техникумов — 45,1 %, колледжей — 53,9, других учебных заведений среднего профессионального образования —

1,0 %. Хотелось бы заметить, что среди опрошенных низка доля студентов из сельской местности: 22,8 % из всего числа респондентов.

Основной формой обучения является бюджетная, она охватывает 64,2 % студентов, 35,8 % оплачивают обучение. В Республике Мордовия половина студентов обучается на платной основе, в Пензенской области — 22,2 % платно и

77,8 % бесплатно, в Чувашской Республике — соответственно 34,7 и 65,3 %. В разрезе получаемых специальностей на платной основе больше всего обучается студентов естественных специальностей (65,4 %); студенты гуманитарных (82,7) и инженерно-технических (71,9 %) специальностей получают образование главным образом бесплатно.

Большинство опрошенных студентов — из семей со средним достатком:

72,4 % считают, что финансовое состояние семьи позволяет обеспечить средний уровень жизни. 23,6 % оценивают финансовое состояние своей семьи ниже среднего уровня жизни по региону. Тех, кто оценил финансовое состояние своей семьи как позволяющее обеспечить уро-

вень жизни ее членов выше среднего по региону, оказалось 4 %.

В ходе опроса большое внимание уделялось аспектам управления учебным заведением. Выяснилось, что основная часть студентов (82,2 %) знакомы с уставом учебного заведения, где получают образование. Не знакомы с уставом

17,8 %. Относительно необходимости внесения изменений в него мнения студентов разделились. Около половины (48,0 %) испытали затруднения при ответе на этот вопрос, 25,2 % высказались за внесение изменений, а 26,8 % — против.

В большинстве учебных заведений имеются органы студенческого самоуправления. Их наличие подтвердили

61.3 % опрошенных. 22,0 % затруднились ответить на этот вопрос, а 16 % заявили об отсутствии таких органов. В студенческом самоуправлении в разной степени участвует половина респондентов.

По мнению 38,0 % ответивших, органы студенческого самоуправления существенно влияют на общественную деятельность учебного заведения. Однако большая часть (51,0 %) опрошенных полагает, что они либо незначительно влияют на общественную деятельность учебного заведения (29,7), либо вообще не оказывают никакого влияния (21,1 %). В Пензенской области (41,1 %) и Чувашской Республике (45,7 %) респонденты более уверены в существенном влиянии органов студенческого самоуправления на общественную деятельность учебного заведения, чем их ровесники в Республике Мордовия, из которых 38,9 % считают данное влияние незначительным, а

24.4 % не признают его вовсе. На наш взгляд, это является показателем того, что студенты ссузов достаточно равнодушны к вопросам управления их учебными заведениями.

Основная масса (61,6 %) студентов не знакома с новым Положением о стипендиях. Большую осведомленность в этом вопросе проявили студенты Чувашской Республики (49,9 %), гораздо меньшую — в двух других регионах. Так, не знакомы с Положением о стипендиях в Республике Мордовия 73,2 % опрошенных, в Пензенской области — 62,1 %.

Почти треть (28,8 %) ответивших студентов считают, что необходимо расширить права на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. За расширение прав на ускоренный курс обучения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности техникума (колледжа) высказалось по 20 % ответивших. Предложения по расширению прав на обучение по индивидуальным учебным планам поддерживает 10,6 % студентов.

Важной составляющей эффективного обучения студентов является мотивация поступления в ссуз. На выбор профессии у большинства студентов значительное влияние оказали родители, поскольку 49,3 % студентов о выбранной профессии узнали от них. Для 24,2 % студентов основным источником информации о выбранной профессии стали бывшие выпускники учебного заведения. Необходимо указать на низкую роль учителей школы в профессиональной ориентации. Только 7,0 % студентов об избранной профессии узнали от учителей. Особенно низок показатель информации о профессии, полученной от учителей, в Республике Мордовия и Чувашской Республике — 6,1 и 5,0 %, в Пензенской области он несколько выше — 10,1 %. Невелика также роль средств массовой информации как источника сведений о получаемой специальности (7,4 % ответов).

Специфика экономики регионов нашла отражение в структуре учреждений среднего профессионального образования и в потребностях в специалистах со средним профессиональным образованием. Поэтому нам интересно было узнать, как сами студенты ссузов относятся к выбранной ими специальности. Большая часть (57,8 %) ответивших уверены в том, что выбранная ими профессия соответствует условиям, сложившимся на региональном рынке труда.

20,9 % считают, что их будущая профессия не удовлетворяет потребностям рынка труда, 20,3 % затруднились ответить.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

По регионам уверенность в соответствии выбранной профессии условиям рынка труда различна. В наибольшей степени она свойственна студентам Чувашской Республики (69,0 %), затем — Пензенской области (61,0), менее всего — Республики Мордовия (41,0 %). Городские студенты в основном (60,5 %) считают выбор профессии правильным, в то время как студенты из сельской местности менее уверены в этом (48,5 %). По специальностям в данном вопросе лидируют инженерно-технические (73,4 %), за ними идут естественные (51,8) и гуманитарные (48,1 %).

Помимо правильности выбора профессии немаловажную роль в обучении играет степень подготовленности к осуществлению профессиональной деятельности. Ее студенты средних профессиональных учреждений оценивают не очень высоко. Так, считают себя хорошо подготовленными лишь 21,5 % опрошенных; большая часть (71,0 %) пока не очень уверены в своих знаниях. В разрезе специальностей лучшая подготовка к профессиональной деятельности отмечается у студентов естественных специальностей — 26,5 %, худшая — у студентов инженерно-технических специальностей — 83,3 %.

Одна из основных проблем профессионального образования — трудоустройство. Трудоустройство выпускников по специальности является индикатором соответствия предлагаемых образовательных услуг потребностям рынка труда.

48,8 % студентов, принявших участие в опросе, после получения среднего профессионального образования хотели бы работать в коммерческой организации,

22,9 — на государственном промышленном предприятии, 10,2 % — заняться научной и преподавательской деятельностью, и совсем незначительное количество (6,5 %) желают работать в некоммерческой организации и в неэкономической (нефинансовой) сфере. Хотелось бы отметить, что 65,9 % студентов естественных и 53,8 % инженерно-технических специальностей стремятся заняться коммерческой деятельностью, а гумани-

тарии предпочитают занятие наукой (23,3 %) и работу на государственных промышленных предприятиях (24,3 %). Причем студенты из сельской местности охотнее, чем городские, согласны заниматься наукой и преподавательской деятельностью — таких 18,8 % (по сравнению с городскими 8,0 %).

На вопрос, планируют ли студенты работать по специальности, ответили положительно 62,3 %, отрицательно — 13,0, затруднились ответить — 24,7 %.

Анализируя ответы, можно сказать, что студенты озабочены своим трудоустройством, так как 58,7 % респондентов считают необходимым сотрудничество учебных заведений с молодежной биржей труда, отрицательный ответ на этот вопрос дали лишь 6,0 %, затруднились ответить 35,3 %. Больше всего в подобном сотрудничестве заинтересованы студенты Чувашской Республики (64,6 %), чуть меньше — Пензенской области (56,0) и Республики Мордовия (55,6 %).

Очень неоднозначно выглядят ответы на вопрос о необходимости государственного распределения выпускников учебных заведений. Мнения по этому вопросу разделились. Так, 49,3 % опрошенных считают, что следует предоставить возможность свободного трудоустройства, а 47,6 % ратуют за систему государственного распределения.

Продолжить учебу в вузе выразили желание 69,1 % студентов, получить высшее образование в вузе по другой специальности — 20,1, лишь 6,0 % не планируют поступать в вуз. По регионам первый показатель также велик: в Чувашской Республике и Республике Мордовия— 74,0 и 71,7 % соответственно, в Пензенской области — 61,6 %. Характерно, что не планируют учиться в вузе 14,1 % опрошенных в Пензенской области (в Чувашской Республике — 1,0, Республике Мордовия — 3,0 %).

В ходе проведения исследования нам также было интересно узнать, как относятся студенты к процессам модернизации, происходящим в области образования. В связи с этим были заданы вопросы об отношении к введению единого

государственного экзамена и переходу на 12-летнее среднее образование.

С тем, что единый государственный экзамен повысит объективность в оценке знаний учащихся, согласны более половины респондентов — 54,7 %, что в этом нет необходимости — 41,3 %. Что переход на 12-летнее обучение является лишней тратой времени, считают 46,8 % опрошенных, что это снизит учебную нагрузку — 20,7, улучшит качество образования— 19,7, 11,7 % затруднились ответить на этот вопрос.

Несмотря на отрицательные оценки перехода на 12-летнее образование,

27,0 % студентов из Мордовии полагают, что он улучшит качество образования, с ними солидарны 24,2 % студентов из Пензы. А вот студенты из Чувашии относятся к этому весьма скептически: так считают лишь 8,0 %; положительную сторону данного перехода они видят в снижении учебной нагрузки (28,0 %). Однако следует отметить, что студенты из Мордовии и Пензенской области совершенно не согласны с тем, что 12-летнее образование улучшит здоровье учащихся; эту позицию в обоих регионах никто не поддержал.

Проведенное нами социологическое исследование позволило выявить ряд проблем, характерных для системы среднего профессионального образования:

— механизмы действия студенческих органов самоуправления не достаточно эффективны;

— низка профориентационная работа в школах, плохо освещается данная проблема и в прессе;

— наблюдается неуверенность в получаемых знаниях значительного количества студентов.

Исследование подтвердило нашу гипотезу о необходимости изменения профориентационной работы в школах и улучшения качества получаемого среднего специального образования.

Как положительный момент следует отметить стремление большинства студентов работать по специальности и желание продолжить свое образование в вузе.

Практическое значение результатов проведенного исследования определяется его нацеленностью на поиск путей совершенствования управления профессиональной подготовкой молодых специалистов в соответствии с социально-экономическими потребностями региона.

Для рационального соотношения в экономике региона специалистов со средним и высшим профессиональным образованием и увеличения востребованности в специалистах среднего звена необходимо осуществлять подготовку кадров с учетом перспективных запросов экономики региона, структуру подготовки специалистов привести в соответствие со структурой потребностей народно-хозяйственного комплекса, повысить уровень подготовки кадров в свете новых достижений науки и техники.

Поступила 26.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.