Научная статья на тему 'О влиянии некоторых факторов на доступность университетского образования'

О влиянии некоторых факторов на доступность университетского образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О влиянии некоторых факторов на доступность университетского образования»

учащимися учебных материалов. Это позволит разования и призвана сформировать поколе-

также усилить акцент на работе с детьми мор- ние, сориентированное на ценности своей

довской национальности из диаспоры. Извест- культуры, ее историю, традиции. Нацио-но, что в границах РМ сосредоточена лишь нальная школа передает молодому поколе-

треть всего мордовского населения страны. Компактными группами мордва проживает в

л

43 регионах — от Калининграда до Камчатки.

Но важно иметь в виду, что даже успешное создание электронных учебников само по себе не способно кардинальным образом поднять качество образования. Очень многое зависит от наличия соответствующей инфраструктуры, а еще больше — от уровня подготовки и переподготовки преподавателей, способных использовать в учебном процессе новейшие технологии.

Национальная школа всегда являлась хранителем и транслятором народного опыта, стояла на страже интересов этноса. Она обладает наибольшим потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции об-

нию нравственные устои, духовные ценности, историческую память своего народа. Все это воспитывает прочный иммунитет против духовного обнищания, национальной нивелировки, обусловливает историческое развитие нации. Поэтому очевидно, что развитие нацио-

нальной модели и ее основы

националь-

ной школы становится актуальной задачей современной жизни республики. Необходимо помнить, как отмечается в Послании Главы РМ Государственному Собранию РМ, что еще очень многое нужно сделать, чтобы выполнить возложенную страной на нашу республику миссию: сохранение и развитие культуры, языков, традиций мордвы как одного из народов великой России [3].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аналитическая записка «Национальное образование в Республике Мордовия: состояние, проблемы и перспективы / ФГНУ «НИИ регионологии». Саранск, 2005.

2. Образование в Республике Мордовия: информационно-аналитический сб. Саранск, 2004.

3. Послание Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия / / Изв. Мордовии. 2004. 23 дек.

Поступила 25.04.07.

О ВЛИЯНИИ НЕКОТОРЫХ ФАКТОРОВ НА ДОСТУПНОСТЬ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Л. П. Канаева, кандидат философских наук, Н. П. Касаткина

Усиливающаяся социальная дифференциация, снижение уровня государственных гарантий для молодежи, а также рост потребности в получении высшего образования приводят к снижению уровня его доступности. Обсуждение проблематики доступности высшего образования приобретает особую важность и в связи с началом реформирования системы приема в вузы. Между тем исследований ре-

ального неравенства в доступности высшего образования и факторов, определяющих это неравенство, немного. Это обстоятельство делает крайне актуальным проведение исследования проблематики доступности университетского образования в республике. Эти соображения были положены в основу проекта «Мониторинг доступности университетского образования в Республике Мордовия». Социо-

© Л. П. Канаева, Н. П. Касаткина, 2007

логическое исследование было проведено 5 — 6 октября 2006 г. методом анкетирования среди студентов очного дневного отделения 2-го курса Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. В ходе исследования опрошено 500 студентов из 17 структурных подразделений университета.

В предлагаемой статье представлены некоторые результаты анализа факторов, влияющих на доступность университетского образования, значимыми из которых являются информационный и институциональный.

Высокая информированность потенциальных потребителей образовательных услуг, бесспорно, способствует повышению доступности университетского образования и, наоборот, недостаток информации или ее отсутствие ее снижает.

Исследование показало, что подавляющее большинство студентов не имеют проблем, связанных с поиском информации об учебном заведении, в котором они собираются учиться. Более половины респондентов (57,9 %) считают, что они информированы полностью о перечне высших учебных заведений города (региона), и 56 % на момент поступления в вуз владели полной информацией о перечне всех специальностей по выбранному профилю. Информацией о возможных и используемых в университете формах вступительных экзаменов и требованиях на вступительных экзаменах по конкретным предметам владеют 62,6 % и 54,4 % студентов соответственно. Необходимую для поступления в вуз информацию респонденты получили из специальных изданий, справочников, буклетов (31,2 %). Однако большинство (59,8 %) эту информацию получили от родителей и родственников, 36,7 % студентов основным источником информации назвали друзей, сверстников и знакомых. Недостаток информации для принятия решения о поступлении ощутили 12,5 % студентов. Кроме того, одной из трудностей, с которыми столкнулись при поступлении в вуз, 5,6 % поступивших отметили недостаточно эффективную работу приемной комиссии.

Анализ использования информационных каналов показал, что невозможно выделить группу студентов, которая бы не имела доступа к любому из них. Скорее, можно структурировать респондентов на группы по степени активности в получении информации из источ-

ников, перечисленных в анкете. Самой активной группой являются дети из семей специалистов с высшим образованием. В равной мере эта группа использует все источники информации: специальные издания (50,7 %), школьные мероприятия (51,2 %), мероприятия вуза (42,2 %), Интернет-сайты вузов (53,5 %), газеты высших учебных заведений (50,6 %), республиканские и городские газеты (35,9 %). Остальные группы студентов используют в качестве источников информации один или два наиболее предпочтительных для себя. Так, семьи, в которых отец — работник производственного предприятия, предпочитают узнать о высшем учебном заведении из Интернет-сайтов вузов (21,4 %) и из специальных изданий (19,1 %). Для студентов же, проживающих в семьях, где отец — работник предприятия, одним из главных источников информации о вузах становятся школьные (12,2 %) и вузовские (9,1 %) мероприятия. К Интернет-сайтам вузов обращаются менее 2,5 % детей этой категории.

В целом сельские школьники и их родители демонстрируют более низкий уровень информированности о возможных стратегиях поведения на рынке образовательных услуг (используемые в вузе формы вступительных экзаменов, требования на вступительных экзаменах по конкретным предметам, перспективы трудоустройства по выбранной специальности).

Вопрос трудоустройства молодых специалистов сегодня является одним из наиболее актуальных. В то же время исследование показало, что полностью информированы о перспективах трудоустройства по выбранной специальности только 32,6 % опрошенных студентов. Доля студентов — выпускников обычной общеобразовательной школы, информированных относительно перспектив трудоустройства, составила 35,1 %, не информированы 13,6 %, кроме того, у 7,4 % этот вопрос вызвал затруднение. Следует отметить, что среди студентов, принявших участие в проводимом исследовании, процент выпускников обычной общеобразовательной школы равен 65,4.

Наиболее полной информацией о перспективах трудоустройства по выбранной специальности владеют студенты математического (47,1 %), медицинского (45,5 %), юридического (40,0 %) факультетов, Аграрного института (44,0 %), ИМЭ (42,9 %), архитектурно-строи-

тельного факультета (44,4 %), частично ин- 27,7 % студентов известно о таких кредитах.

формированы студенты Рузаевского института машиностроения (70,8 %), Института национальной культуры (59,1 %), биологического факультета (53,8 %), факультета иностранных языков (50,0 %).

Таким образом, низкая информированность о перспективах трудоустройства говорит о том, что абитуриенты выбирают конкретную специальность, не ориентируясь на потребности рынка труда.

Для повышения доступности и обеспечения

О

равных возможностей получения качественного образования сегодня создана система государственной поддержки образовательных кредитов. Но проведенное исследование позволяет констатировать тот факт, что о порядке и условиях предоставления и возврата образовательных кредитов, правах, обязанностях заемщика респонденты недостаточно информированы. На вопрос «Знаете ли Вы о предоставлении банковских кредитов для оплаты образовательных услуг в вузе?» 65,2 % опрошенных ответили отрицательно, и только

Среди ответивших отрицательно 67 % — выпускники обычной общеобразовательной школы, 50 % — закончивших среднее специальное учебное заведение, 100 % — вечернюю среднюю школу.

Процент студентов, наиболее информированных о наличии банковских образовательных кредитов, выше на ФЭТ (42,4 %), юридическом факультете (40,0 %), ИМЭ (40,5 %), ИФХ (40,0 %). Процент ответивших на этот вопрос в разрезе специальностей наглядно показан на рис. 1.

45,3 % респондентов ответили, что владеют только самыми общими сведениями об образовательных кредитах, 30,7 % известны названия банков, которые предоставляют образовательные услуги. Об условиях предоставления образовательных кредитов информированы 16,8 % опрошенных и 6,6 % — об условиях возврата образовательных кредитов. Если об условиях предоставления образовательных кредитов информированы 33,3 % студентов филологического факультета, 30,8 % — Историко-социоло-

100 %

90 % 80 % 70 % 60 % 50 % 40 % 30 % 20 % 10 % 0

и з:

»К >х ЭХ =х е н >Х

X X X X X

X гс X ж

а о и и и о

а» О) о> X о>

У У У X У

к X X а- X

и. о Ч -е- та О- ь 03 г X О) и о ч /«ч

О к и. о О) н £ о ч

10 О) 00 X

1-1 :> е

н

е

»Ж £

о

(V У X

ы

х а-

2

£ а

х

е

К

6->>

е-х (-О

ас х

»к 2 ас сх

стз

X К

е

о <

05

5

е

»25 «

о О) У ¡5

о

X

о

СП

<

□ Да

н Нет

Затрудняюсь ответить

Рисунок 1

Показатели информированности о возможности предоставления банковских кредитов

для оплаты образования в разрезе специальностей

Образование и недаго! ика

29,4 %

гического института, 21,4 % — архитектурно-строительного факультета и 20 % — экономического факультета, то информацией об условиях возврата образовательных кредитов не владеют студенты большинства факультетов и институтов: Исто-рико-социологического института, биологического, географического, математического факультетов, Аграрного института, Института нацио-

ИМЭ, является также преодоление проблем адапта-

нальнои культуры, архитектурно-строительного факультета, факультета иностранных языков.

Таким образом, исследование влияния информационного фактора на доступность университетского образования позволило выделить определенные проблемы.

Университет не выступает основным источником информации для выпускников среднего образования. Таковым источником являются родители, родственники, друзья. В результате при поступлении формируется неадекватно высокий конкурс на одни специальности и, соответственно, недобор на другие. С этим связана и выявленная в ходе исследования недостаточная информированность студентов о перспективах трудоустройства.

Студенты, а значит и выпускники образовательных учреждений среднего образования недостаточно информированы о новых тенденциях в системе образования, в частности о предоставлении образовательных кредитов, что в значительной степени снижает их возможности в образовательной сфере.

Исследование влияния институционального фактора на доступность университетского образования предполагает анализ характера образовательной системы, кбторая представлена широким спектром образовательных учреждений, дифференцирующихся по уровню качества образования. Эта дифференциация обусловливает неравенство выпускников различных учебных заведений при поступлении в университет. На доступность университетского образования оказывают влияние характер сети учебных заведений (общеобразователь-

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ных школ, учреждении начального и среднего профессионального образования), уровень требований к знаниям, формы вступительных экзаменов в вуз. Если определить доступность университетского образования как возможность поступить в учебное заведение и успешно завершить обучение, то важным компонентом институционального фактора доступности вень преподавания основных предметов в сред-

ции в вузе.

Анализ статистики распределения выпускников общеобразовательных школ Республики Мордовия с 2001 по 2005 г. показывает, что традиционно большая их часть (в среднем 96 %) продолжают обучение в учебных заведениях профессионального образования различного уровня: в вузах — более 60 %, в ссу-зах — более 20 %, в ПТУ — около 10 %. Причем в последние годы происходит увеличение доли выпускников, поступающих в вузы за счет снижения поступающих в ссузы и ПТУ. Социологическое исследование также показало, что большинство студентов (69,4 %) перед поступлением в вуз окончили обычную общеобразовательную школу; доля выпускников инновационных общеобразовательных учреждений среди респондентов составила 21,4 % (школа-ли-цей — 12,2 %, гимназия — 9,2 %).

Таким образом, контингент студентов университета складывается в основном за счет выпускников общеобразовательных школ (90,8 %). Среднее специальное учебное заведение (техникум, колледж) окончили 5,8 %, ПТУ, профлицей — 3,0 %, вечернюю среднюю школу — 4,0 %.

Контингент студентов формируется из наиболее подготовленной части выпускников среднего образования. Так, большинство студентов (42,6 %) отметили, что в среднем учебном заведении учились на «отлично» и «хорошо». В основном на «отлично» учились 25,8 %, в основном на «хорошо» — 21,8 %, на «хорошо» и «удовлетворительно» — 8,8 %, т. е. более 90,0 % имели положительные оценки при выходе из системы среднего образования. Поэтому абсолютное большинство (91,2 %) студентов удовлетворены качеством знаний, полученных в среднем учебном заведении (школе, ПТУ, колледже и т. д.). Однако необходимо отметить, что полностью удовлетворены качеством полученных знаний только 35,2 % респондентов, 56,0 % ответивших выбрали формулировку «в основном удовлетворены», предполагающую неполную удовлетворенность качеством образования. Видимо, поэтому, несмотря на в целом положительную оценку полученного образования на средней ступени, 15,9 % респондентов в числе трудностей, с которыми они столкнулись при поступлении в вуз, отметили низкий уро-

нем учебном заведении, 14,5 % — низкий уровень знаний по отдельным предметам, 9,7 % незнание требований, предъявляемых на вступительных экзаменах, 9,9 % — несоответствие

О

содержания вступительных испытании содержанию школьной программы, отсутствие возможности дополнительных занятий — 10,9 %. Это свидетельствует о наличии «разрыва» между качеством подготовки на уровне среднего образования и требованиями университета. Однако анализ показал, что университет принимает незначительное участие в преодолении этого «разрыва». Так, большинство респондентов

тов (29,9 %), причем с репетиторами вуза, в который поступали — 6,8 %, и только 11,1 % занимались на подготовительных курсах при вузе.

Необходимо отметить, что полностью удовлетворены качеством знаний чуть больше половины выпускников ссузов (55,2 %) и гимназий (52,2 %), а большинство выпускников общеобразовательных школ (62,5 %), школ-лицеев (47,5 %), ПТУ, профлицеев (53,3 %) «в

основном удовлетворены» качеством полученного образования. Студенты, которые окончили школу-лицей или гимназию, в меньшей сте-

отметили, что к поступлению в вуз они готови- пени в качестве трудностей, с которыми столк-

лись самостоятельно, дополнительно занимаясь (58,8 %), посещали дополнительные занятия в среднем учебном заведении (26,6 %). С репетиторами занималась почти треть респонден-

нулись при поступлении в вуз, приводят низ-

О

кии уровень преподавания основных предметов в школе (6,6 % и 8,7 % соответственно), тогда как 18,3 % студентов — бывших вы-

100 %

90 %

80 %

70 % -

60 % -

50 %

40 % ■

30 %

20 %

10 %

0

» • I .

I «

1

им-

-и-!»'

I .'j i

m

j

t:nn I

»•н.Ь

r • •*«•>*

:шзн:

!: ;iq

ш* lt*l

iiiii

i

I

««•••91•!

' r

и/..;

i у * Г/

■ ' Mi .il '

i • * 'i • 1

if,

>'i WI r

t'jfv

1I-• 1.4

• il i: '■i/v

42ii-i

ii:ii!:ll

El

Г' /',

u ; v=

r : I

' <i

!i2î3l

- • ^

...

s

и

s

=к 5S 'S e H ^ л «

s s s s s

а: s*: x ^

О о a о (J о

СV О) a; ас си

X т 3" s т

S s S s

С— О Ч О X -е- то Он U о H то S ai H s t=i <u S о ^ о ч

LQ О) то s:

Η. s; e

H

e

»s s

о

3"

s

S

S

Оц

X

e

s

CD

X

2

f-

>>

s

H

0

1 s

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I

x s

e

и <

S

e

es

Cl

u <

'S

s

Ùi о cl>

a4 s

s

о ас

о ^

(Т)

□ Обычная общеобразовательная школа Ш Гимназия

□ ПТУ, профлицей

Рисунок 2

Контингент студентов факультетов университета

Школа-лицей I ССУЗ

Вечерняя школа

пускников обычных общеобразовательных школ и 17,9 % выпускников ссузов указывают на эту проблему. Таким образом, можно констатировать, что в образовательной сети есть учебные заведения, которые обеспечивают более качественное образование и, следовательно, предоставляют своим выпускникам больше возможностей для поступления и успешной адаптации в университете — инновационные общеобразовательные учебные заведения, а также ссузы, дающие более качественную подготовку в профессиональном плане.

Контингент студентов каждого факультета университета сформирован из выпускников различных средних учебных заведений. Данная структура представлена на рис. 2.

Практически на каждом факультете обучаются выпускники школ-лицеев, гимназий. Наибольшая доля выпускников этих учебных заведений обучается в Институте физики и химии, Рузаевском институте машиностроения, на факультете иностранных языков, факультете электронной техники. Во многом это объясняется наличием инновационных общеобразовательных учреждений при университете (Республиканская многопрофильная академическая гим-40 % -1

35 %

О/ !

30 %

31,9 %

25 % !

20 %

15 %

о 1

10 %

5 %

й1

1

7,5 %

4,6 %

О

Л К

2 Л

X

сС

О X

\о о

О) X

со о

X X

»X О)

сх

X »X

* X

X X

а) со

а

о

X

со

та та 2 Я

О)

ь

о

та

X

«=(

о

X

\о о о>

X

та 2

о ш X э*

« 2

к та

X X

О)

м о

X

с

о с

та х

<V

2 та

со *

сп

а>

х

X Ч

с

X X о X

та 2 X

е*

О X О

о

О) X

К эх та о со о

X о X со та

СО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

х

о н х

та 2 а. о

-е-

х

X

ф

а

о

назия, естественно-технический лицей) и реализацией различных моделей интеграции с учебными заведениями разных уровней. Также на некоторых факультетах высок процент выпускников ссузов (ФЭТ, Аграрный институт), что

и

является результатом содержательной интеграции ссузов и профильных факультетов, предполагающей организацию подготовки специалистов по сопряженным планам и программам. Таким образом, наибольшие возможности для поступления имеют выпускники образовательных учреждений, развивающих различные формы интеграции с вузом.

Одним из главных факторов, определяющих

возможности поступления в

вуз, является Большин-

форма вступительных экзаменов, ство опрошенных студентов (58,1 %) зачислены на первый курс по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ). Отношение респондентов к ЕГЭ неоднозначно. Многие опрошенные предпочли альтернативы, характеризующие положительное влияние ЕГЭ на совершенствование системы поступления в вуз. Из них почти треть (29,5 %) считают, что ЕГЭ ее упростил. Между тем 25,9 % указывают на то, что ЕГЭ усложняет поступление в вуз.

37,9 %

17,3 %

й-

0,8 %

О)

о сь

С*

к

X (V

2

о>

ГГ X X

о

X

ш X

>"> о

та

со

Рисунок 3

Распределение ответов по необходимости изменений в системе оценки качества знаний,

получаемых в университете

(удовлетворяет — 43,5 %, скорее удовлетворяет, чем не удовлетворяет — 41,7 %). Поэтому 37,9 % считают, что в системе оценки качества знаний ничего менять не нужно, однако 31,9 % высказались о необходимости рейтинговой системы оценки качества знаний (рис. 3).

С трудностями процесса обучения боль-ется основным фактором успешного обучения шинство студентов справляется самостоятель-

Также 7,8 % респондентов дали альтернативные ответы, содержащие отрицательные отзывы о ЕГЭ. В целом анализ показал, что процедура ЕГЭ для многих остается достаточно сложной, в первую очередь в психологическом плане.

Процесс адаптации студентов в вузе явля-

и важным фактором, определяющим доступность университетского образования. Трудности в процессе обучения на первом курсе не возникали у 46,5 % респондентов. Однако 48,1 % студентов с ними столкнулись: сложно давались отдельные предметы (42,9 %), уровень требований преподавателей был очень высоким, не хватало времени для самостоятельных занятий (21,1 %). Главная трудность, возникающая при самостоятельной работе по дисциплинам учебного плана — не-хватка времени для выполнения индивидуальных заданий (38,5 %). Причем необходимо отметить, что действующая в университете система оценки качества знаний в целом удовлетворяет абсолютное большинство студентов

но, а также помогают друзья, однокурсники (46,5 %), родители, родственники (27,2 %) (рис. 4).

Исследование показало, что университетские структуры мало влияют на процесс адаптации студента в вузе. Только 11,7 % респондентов указали, что с трудностями процесса обучения помогают справляться преподаватели вуза, и 6,0 % — кураторы студенческих группой. Другие университетские структуры, перечисленные в анкете, реального участия в решении проблем студентов не принимают.

Таким образом, исследование влияния институционального фактора на доступность университетского образования позволило выявить следующие проблемы доступности:

70 %

60 %

64,0 %

50 %

46,5 %

40 %

30 %

, .1

20 %

10 %

0

о

ж

а> н к о

а о

го о

о х

л I

о ^

2 к

ш

и о

X

«=(

* >>

СХ о

с £?

и ь

27,2 %

■ I »

г

: 1 ч

■• .и:

II Л

ч«'

«I 1 • ) • <

• I •

л

= * 3 ж

н х & 1

у а» о да

Си

о

О

К*«»

«Я

11,7 %

6,0 %

* " • Лs (']?[

[ ''¡г:

сх>х

о о £ *

га о

Он <и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у §

о

л с с

0,4 % 1.2 % 0,6 %

К

ГО *

О

а;

у

X и

О

ч

о

X X

о

с

та

К го

та

X со м

с? та

та V©

X *

5 *

о КГ

Ч а

* > <

х «

X X

к*

сх о

и

3,6 %

03 03 к та н »X

ь н СО а; О)

СО О) Я >> X н

ас СО о. (О • о

03 о: о

* н X X

О) >•> 4 К О а»

йй со X I а.

X г § та н

0,6 %

си о

и

4,0 %

<и та и

о

О

с

а) X

о (— X X X

X (-

а о

X

«=(

О.

ь

к

о н

2 та со

X

ч с

та *

та

х

Рисунок 4

Возможные пути преодоления трудностей процесса обучения в оценке респондентов

— дифференциация образовательных учреждений по уровню качества образования, обусловливающая неравенство возможностей их выпускников поступить в университет. Больше возможностей имеют выпускники инновационных образовательных учреждений (гимназий, школ-лицеев), а также образовательных учреждений, реализующих различные модели интеграции с университетом;

— наблюдается «разрыв» между уровнями образования. Так как контингент университета формируется в основном за счет выпускников общеобразовательных школ, проблемой является «стыковка» требований вуза и уровня подготовки в школе;

— следствием «разрыва» между уровнями образования является проблема адаптации студентов к условиям и требованиям процесса обучения в университете, причем университетские структуры мало участвуют в процессе адаптации;

— процедура поступления в вуз в форме ЕГЭ имеет неоднозначную оценку. ЕГЭ сопровождается большими психологическими на-

Поступила 15.07.07.

грузками и, кроме того, уравнивает возможности более подготовленных абитуриентов с менее подготовленными. Опрос показал, что не единичны случаи, когда в университет поступают менее подготовленные претенденты.

Важным выводом мы считаем то, что собственный человеческий капитал молодого человека остается ключевым фактором, повышающим шансы на поступление в вуз и его успешное окончание. Это и успеваемость в школе, и качество самой школы (преимущества на стороне выпускников гимназий и специализированных школ), и ее месторасположение (выпускники сельских школ находятся в худшей ситуации), и дополнительные формы обучения (кружки, музыкальные, художественные и иные необязательные школы, репетиторы, курсы). В то же время затруднен путь в высшую школу для детей из бедных и неполных семей, детей менее образованных и занимающих низшие должности родителей.

Таким образом, вопрос о выравнивании шансов на получение высшего образования снимать с повестки дня преждевременно.

РЕФЛЕКСИЯ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Е. А. Курносикова, кандидат философских наук

Каждая эпоха имеет свое философское видение человека, свои представления о его идеале и соответствующую ему образовательную модель. На протяжении всей истории педагогики и психологии происходила смена фило-софско-антропологических оснований образования, связанная с изменением как представлений о человеке, так и методов, способов его воспитания и образования. В настоящее время, несмотря на множество полезных наработок, складывающаяся веками традиционная модель образования, основанная на принципах сциентизма, монологизма, авторитарности и утилитарности, на представлениях об «одно-

мерном» человеке-пункции, себя исчерпала. В начале третьего тысячелетия педагогическая и психологическая науки пытаются найти и сформулировать те предельные основания, на которых может быть построена современная модель образования. «Научно-педагогическое сообщество все больше осознает, что решение этой проблемы предполагает новый философский взгляд на человека» [13].

Сегодня в психологии образования существуют различные парадигмы (они имеют разные названия), но которые, можно представить двумя основными направлениями: с одной стороны, это традиционная, естественно-научная,

© Е. А. Курносикова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.