Научная статья на тему 'Образование как фактор реализации жизненной стратегии студенческой молодежи: региональный аспект'

Образование как фактор реализации жизненной стратегии студенческой молодежи: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букин Василий Петрович, Бойцова Марина Васильевна

В статье даны основные характеристики студенческой молодежи в региональном социуме. На основе социологических исследований определены жизненные стратегии, ценностная иерархия, социально-профессиональное становление студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования Пензенской и Ульяновской областей, республики Мордовия. Дается оценка роли образования в реализации жизненных целей и обеспечении социальной мобильности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Букин Василий Петрович, Бойцова Марина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образование как фактор реализации жизненной стратегии студенческой молодежи: региональный аспект»

УДК 316.334:37

В. П. Букин, М. В. Бойцова

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЗНЕННОЙ СТРАТЕГИИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье даны основные характеристики студенческой молодежи в региональном социуме. На основе социологических исследований определены жизненные стратегии, ценностная иерархия, социально-профессиональное становление студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования Пензенской и Ульяновской областей, республики Мордовия. Дается оценка роли образования в реализации жизненных целей и обеспечении социальной мобильности студентов.

Социологический подход к исследованию молодежи предполагает рассмотрение ее как большой социально-демографической группы, особенности которой определяются ролью и местом молодого поколения в системе воспроизводства и развития общества. В российской социологической энциклопедии молодежь определяется как «большая общественная группа, имеющая специфические социальные и психологические черты, наличие которых определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое и общественное положение, их духовный мир находится в состоянии становления, формирования. К молодежи обычно относят (в статистике, социологии) людей в возрасте 16-30 лет [1, с. 67].

Особое положение в составе молодежи занимает студенчество - специфическая часть молодого поколения, которая, как социальная группа, характеризуется определенным возрастом, принадлежностью к средней и высшей профессиональной школе, вовлеченностью в процесс формирования слоя интеллектуалов и обладающая значительным инновационным потенциалом. Спецификой современной студенческой молодежи стало то, что она потеряла присущую ей в советский период однородность и дифференцировалась по ряду параметров:

- уровень материальной обеспеченности и социальный статус семьи;

- неоднородность ценностных ориентаций и политических взглядов;

- источник оплаты стоимости получаемых образовательных услуг;

- отношение к религии;

- регион происхождения и национально-этнические особенности.

Кроме того, студенчество резко потеряло свою пространственную ло-

кализованность. Так, если ранее высшие учебные заведения концентрировались в крупных городах - промышленных и научных центрах, то в 90-х гг. было создано не только значительное число учебных заведений в средних и малых городах, но и осуществлено формирование развитой филиальной сети вузов в более мелких населенных пунктах, позволяющей включить в процесс получения высшего профессионального образования молодых людей непосредственно в месте их проживания или вблизи от него.

Проблеме особенностей профессиональных и социальных ориентаций студенческой молодежи посвящены исследования А. Н. Дмитриева, В. И. Добрыниной, С. Н. Иконниковой, И. С. Кона, О. В. Крыштановской, Т. Н. Кухтевич, Л. Я. Рубиной, Л. А. Саара, М. Х. Титмы, Л. В. Топчинского,

Ж. Т. Тощенко, В. Н. Шубкина, В. И. Чупрова. Основные тенденции изменения ценностных ориентаций студентов в области образования проанализированы А. П. Ветошкиным, Л. А. Журавлевой, И. М. Ильинским, Н. В. Калин-киной, А. А. Матуленисом, В. Г. Мордковичем, В. Г. Немировским, А. А. Овсянниковым, С. В. Полутиным, Ф. Р. Филипповым, Е. А. Якубовой и др. Основные факторы трансформации и региональной дифференциации молодежи изучены Г. И. Осадчей. Она считает, что «изучение базовых принципов организации жизнедеятельности общества на постсоветском пространстве привело к модификации поведения всех групп населения. Но молодежь, как самая динамичная, более восприимчивая к изменяющимся условиям социальнодемографическая группа, легче адаптируется к новым обстоятельствам, а поэтому является лидером этого процесса. Отмечаемые в общественном мнении разнонаправленность, диверсификация образцов поведения в молодежной группе, пассивность, индеферентность, апатия, за которыми становятся непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых, безусловно, требуют научного осмысления» [2, с. 88].

С целью изучения основных жизненных стратегий, социальноценностных установок, профессионально-трудового определения, образования как потенциала жизненной перспективы провинциальной молодежи в декабре 2005 г. по инициативе Института социологии РАН и Представительства фонда имени Фридриха Эберта в Российской Федерации в Республике Мордовия, Пензенской и Ульяновской областях было проведено социологическое исследование «Молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы?». В исследовательскую группу вошли ученые и специалисты Приволжского Дома знаний, Пензенского государственного университета, НИИ регионологии (г. Саранск), Ульяновского государственного университета, а также авторы настоящей публикации. Руководителем исследования являлся доктор социологических наук В. В. Маркин, научнометодическое руководство осуществляли член-корреспондент РАН, директор Института социологии РАН, доктор философских наук М. К. Горшков и его заместитель - доктор социологических наук Н. Е. Тихонова.

По квотной выборке были опрошены 1500 респондентов (по 500 в каждом регионе) в возрасте от 16 до 30 лет. Каждый третий из них является студентом системы высшего или среднего профессионального образования. Поэтому в процессе исследования было важно выявление социального статуса этих видов обучения, оценка возможностей и роли образования в профессиональном становлении молодежи, качество и эффективность подготовки молодых специалистов.

Рассмотрим более подробно количественные и качественные характеристики студентов Пензенской области в каждом из этих уровней образования. В 38 государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования и их филиалах в настоящее время обучается более 25 тыс. студентов. Анализ показывает незначительные изменения обучающихся в этой сфере образования за последние 12 лет. В 1995 г. - 22195 обучающихся, 2002 г. - 26890 студентов.

В то же время отмечается увеличение количества студентов колледжей и техникумов, обучающихся на платной основе. Если семь лет назад с полным возмещением затрат на обучение обучалось 5,1 тыс. студентов, или 21% их общей численности, то в прошлом году - 7,3 тыс. чел., или 28,3%.

Распределение численности студентов государственных средних специальных учебных заведений по источникам финансирования в 2006/2007

□ 1% - муниципальный бюджет

□ 18% - бюджет Пензенской области

□ 53% - федеральный бюджет

□ 28% - договоры с юридическими и физическими лицами с полным возмещением затрат

Таким образом, больше половины студентов СПО области обучается за счет федерального бюджета и почти каждый третий - на платной основе.

В 2006 г. принято в техникумы и колледжи 7740 студентов, а выпущено 7357 специалистов.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области из 4187 выпускников очной бюджетной формы обучения 1388 чел. являются специалистами в сфере производства, строительства - 197 чел., транспорта - 303 чел., сельского хозяйства -918 чел., экономики - 252 чел., медицины - 526 чел., педагогики - 369 чел., культуры и искусства - 184 чел., сервиса - 100 чел.

В настоящее время на 1000 чел. населения 139 чел. имеют высшее, 263 чел. среднее и 133 чел. начальное профессиональное образование. Из этих данных можно сделать вывод, что выпускники техникумов и колледжей в социально-профессиональной структуре Пензенской области занимают ведущую позицию.

В 2006 г. на 10000 населения области приходилось 184 студента в системе среднего профессионального образования, что выше среднереспубликанского показателя (в РФ в 2005 г. - 173). В 2002 г. по этому показателю Пензенская область занимала 36 место в Российской Федерации. Этот показатель значительно возрастет в связи с переводом семи учебных заведений начального профессионального образования области в разряд техникумов и колледжей. Это, прежде всего, связано с повышением востребованности специалистов со средним профессиональным образованием во многих отраслях производства и социальной сферы региона.

В Пензенской области, как и в целом по Российской Федерации, наблюдается повышенный спрос на получение высшего профессионального образования.

учебном году приведено на рисунке 1.

28%

18%

Рис. 1

Государственная высшая школа области представлена в настоящее время тремя университетами (государственным, государственным педагогическим и государственным архитектурно-строительным), двумя государственными академиями (сельскохозяйственной и технологической) и девятью филиалами различных высших учебных заведений. Изменения численности обучающихся в них представлены в таблице 1.

Таблица 1

Численность студентов в системе высшего профессионального образования Пензенской области

Учебный год 1995/ 1996 2000/ 2001 2001/ 2002 2002/ 2003 2003/ 2004 2004/ 2005 2005/ 2006 2006/ 2007

Принято студентов 4869 7994 9233 10236 10608 11121 11096 11215

Численность студентов на всех курсах 22196 33491 37433 43251 46108 49028 51228 52461

Количество студентов, обучающихся по договорам с полным возмещением затрат - 2479 3617 4249 15554 17625 19830 21414

Выпущено специалистов 3231 4201 4534 5681 6596 7636 7897 9301

Данные, приведенные в таблице 1, свидетельствуют о том, что в 2006 г. прием студентов увеличился по сравнению с 1995 г. в 2,3 раза, а с 2000 г. на 40,3%, выпуск специалистов увеличился соответственно в 2,9 и 2,2 раза.

Охват молодежи региона высшим профессиональным образованием в последние годы расширяется в основном за счет увеличения доли студентов, обучающихся с полным возмещением затрат в государственных и негосударственных высших учебных заведениях. Этот показатель составил в 2006 г. 40,8% против 7% в 2000 г. Данные приведены на рисунке 2.

□ 41% - договоры с физическими

м.. 0, и юридическими лицами % с полным возмещением затрат

□ 59% - федеральный бюджет

Рис. 2 Распределение численности студентов государственных высших учебных заведений по источникам финансирования в 2006/2007 учебном году

Подготовка специалистов государственными вузами Пензенской области ведется практически по всем направлениям и специальностям, необходимым экономике и социальной сфере региона.

В Пензенской области, как и по всей России, получают дальнейшее развитие негосударственные высшие образовательные учреждения. В настоящее время г. Пензе действуют четыре негосударственных вуза: филиалы Международного независимого эколого-политологического университета, Современной гуманитарной академии, Московского открытого социального университета и Всемирного технологического университета, в которых обучается более 6 тыс. студентов.

Из приведенного анализа можно сделать вывод, что студенчество является самой значительной группой молодежи как по численности, так и по роли в системе общественного воспроизводства региона. Она отличается от других групп молодежи по следующим основаниям: включенность в систему высшего и среднего профессионального образования, четкие установки на выбор профессии, овладение ролью высококвалифи-рованного специалиста.

Таким образом, «получение возможностей в сфере образования в значительной степени обуславливает социальную мобильность, доступ в дальнейшем к другим общественным благам, поскольку в развитом обществе освоение многих ролей, обретение определенных статусов практически детерминируется учебой в образовательных учреждениях, прохождением через формальные организации института образования» [3, с. 66].

Кроме этого, на жизненную ситуацию личности студента непосредственное воздействие оказывают такие факторы, как социальное происхождение, семейные традиции, материальное и духовно-нравственное благополучие семьи, социально-психологический климат в студенческой среде, социальные и правовые гарантии, качество образования и др.

Большинство студентов и на всю жизнь, и на ближайшую перспективу имеют цели, мечты, планы и в зависимости от того, как они претворяются в жизнь, как реализуются, становятся либо счастливыми, уверенными в своих силах, либо теряют перспективу, разочаровываются. Жизненные планы и стратегии молодежи формируются и изменяются под влиянием прежде всего личных, а через них опосредованно и общественных потребностей.

По определению Ю. М. Резника и Е. А. Смирнова, понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. Жизненную стратегию они рассматривают как «динамическую, саморегулирующуюся систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени [4, с. 9].

Жизненные цели ими рассматриваются как способ реализации принципов и норм жизни.

В процессе исследования для нас было важно узнать, какие цели студенческая молодежь ставит перед собой. Для этого было предложено ответить на 17 вопросов. На каждый вопрос необходимо было высказать свою позицию, выбрав один из четырех вариантов ответа. Итоги приведены в таблице 2.

Таблица 2

Оценка студенческой молодежи степени реализации своих жизненных целей, в процентах

Поставленные цели Уже добился(лась) чего хотелось Пока не добил-ся(лась), но считаю, что мне это по силам Хотелось бы, но вряд ли смогу этого добиться В моих жизненных планах этого не было

* ** * ** * ** * **

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1. Получить хорошее образование 8,7 5,6 90,8 82,3 0,3 9,7 0,3 2,4

2. Получить престижную работу 0,9 0,0 89,3 75,8 8,9 23,4 0,9 0,8

3. Создать счастливую семью 3,2 1,6 90,2 86,2 3,5 5,7 3,2 6,5

4. Иметь собственный бизнес 0,9 0,0 46,4 48,4 28,0 30,6 24,8 21,0

5. Стать богатым человеком 0,6 0,0 49,3 45,1 33,6 41,0 16,5 13,9

6.Заниматься любимым делом 12,0 8,2 73,7 70,5 12,9 14,8 1,5 6,6

7. Стать знаменитым 1,4 0,0 16,8 19,5 24,1 23,8 57,7 57,7

8. Побывать в разных странах мира 2,4 0,8 52,4 41,9 32,6 40,3 12,6 16,9

9. Воспитать хороших детей 2,3 0,8 92,4 87,0 2,6 6,5 2,6 5,7

10. Жить не хуже других 23,1 15,3 71,1 75,8 1,8 6,5 4,1 2,4

11. Иметь надежных друзей 66,0 59,3 30,0 35,0 3,7 4,9 0,3 0,8

12. Честно прожить свою жизнь 18,3 14,9 59,0 68,6 15,3 11,6 7,4 5,0

13. Иметь интересную работу 6,7 5,7 84,3 80,3 6,4 9,8 2,6 4,1

14. Иметь доступ к власти 1,5 0,8 32,7 23,0 19,3 23,0 46,4 53,3

15. Сделать карьеру 0,3 0,8 81,4 67,5 10,1 14,6 8,1 17,1

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7 8 9

16. Приобрести свое собственное жилье 3,4 2,4 75,6 80,5 17,8 14,6 3,2 2,4

17. Добиться почета и уважения в обществе 14,4 18,2 73,3 63,6 3,8 9,9 8,5 8,3

Примечание. * - студенты вузов, ** - студенты СПО.

Для изучения степени реализации жизненных стратегий была определена сумма ответов на вопросы «Уже добился(лась) что хотелось» и «Пока не добился(лась), но считаю, что мне это по силам». Отдельно рассматривались стратегии студентов вузов и техникумов (колледжей). Итоги исследования показывают, что в число наиболее важных жизненных целей студентов вузов в первую очередь входят «получить хорошее образование» (99,5%), «иметь надежных друзей» (96,0%), «заниматься любимым делом» (95,7%), «воспитать хороших детей» (94,7%), «жить не хуже других» (94,2%). У студентов среднего профессионального образования главными являются «иметь надежных друзей» (94,3%), «жить не хуже других» (91,1%), «получить хорошее образование» (87,9%), «воспитать хороших детей» (87,8%), «иметь интересную работу» (86,0%).

Во вторую пятерку жизненных целей у студентов вузов входят «создать счастливую семью» (93,4%), «иметь интересную работу» (91,0%), «получить престижную работу» (90,2%), «добиться почета и уважения в обществе» (87,7%), «сделать карьеру» (81,7%), у студентов СПО - «честно прожить свою жизнь» (83,5%), «приобрести свое собственное жилье» (82,9%), «добиться почета и уважения в обществе» (81,1%), «заниматься любимым делом» (78,7%), «получить престижную работу» (75,8%).

Для того чтобы определить, какие цели для студентов труднореализуемы или не входят в жизненные планы, была определена сумма ответов на вопросы «Хотелось бы, но вряд ли смогу добиться этого» и «В моих жизненных планах этого не было». В итоге оказалось, что наименее важны для студентов вузов желание «побывать в разных странах мира» (47,2%), «стать богатым человеком» (50,1%), «иметь собственный бизнес» (52,8%), «иметь доступ к власти» (65,7%), «стать знаменитым» (71,8%), а для студентов СПО - «иметь собственный бизнес» (51,6%), «стать богатым человеком» (54,9%), «побывать в разных станах мира» (57,2%), «иметь доступ к власти» (76,3%), «стать знаменитым» (80,5%).

Практически все студенты вузов считают, что могут получить хорошее образование. В то же время 9,7% студентов СПО указали, что вряд ли смогут этого добиться, и 2,4% считают, что в их жизненные планы это и не входило. Таким образом, для каждого девятого студента системы СПО образование не является важным фактором реализации его жизненной стратегии.

Безусловно, все приведенные данные требуют более детального изучения и могут быть в дальнейшем использованы в разработке теоретических и

практических мер по повышению роли студентов в решении экономических и общественно-политических задач в регионе.

Для уточнения мнения студентов о роли образования в обеспечении их социальной мобильности был задан уточняющий вопрос: «Как вы считаете, какую роль в жизни человека играет полученное образование». Было предложено выбрать не более двух ответов. Результаты приведены в таблице 3.

Таблица 3

Роль образования в жизни человека, в процентах

Как вы считаете, какую роль в жизни человека играет полученное образование Кем вы являетесь в настоящее время?

Студент вуза Студент колледжа, техникума

1. Позволяет быстро найти работу 16,6 31,3

2. Позволяет выбрать работу по душе 29,2 27,3

3. Дает возможность служебной карьеры 26,8 32,0

4. Служит основой для материального благополучия 45,0 40,3

5. Дает перспективы продвижения к высшему положению в обществе 36,3 26,9

6. Ничего не дает 3,9 4,1

7. Трудно ответить 10,3 10,5

8. Другое 1,2 0,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как видно, 45% студентов вузов и 40,3% студентов системы СПО считают, что образование служит основой для их материального благополучия; соответственно 16,6% и 31%, что позволяет быстро найти работу; 26,8% и 32%, что дает возможность для служебной карьеры; 29,2% и 27,3%, что позволяет выбрать работу по душе; 36,3% и 26,9%, что дает перспективы продвижения к высшему положению в обществе; только 3,9% и 4,1%, что ничего не дает.

Таким образом, образование, по мнению студентов, является основой для обеспечения материального благополучия, социальной мобильности и дает возможность занять достойное место в стратификационной системе современного общества.

Наряду с целями и жизненными стратегиями ставилась задача определить иерархию ценностей, на которые ориентируются опрошенные респонденты. Полученные данные свидетельствуют, что самыми универсальными ценностями для всех возрастных категорий молодежи в исследуемых регионах являются семья, здоровье, дружба, безопасность, любовь, справедливость и свобода. Следует отметить, что исследования и в других регионах, например в Санкт-Петербурге, показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье [5, с. 37].

Для студенческой молодежи на первом месте по значимости находится также семья (95,1%), на втором - дружба (94,0%), на третьем здоровье (92,6%). Личностно значимой ценность образования является для 82,1% студентов вузов и 80,6% студентов СПО. 17% всех ответивших признают образование ценностью, но для них не приоритетной, и только 0,9% обучающихся в вузах и 2,5% в системе СПО указали, что образование для них не является ценностью.

Было также изучено семейное положение студенческой молодежи, уровень образования и социальный статус родителей1. Итоги нашего и других исследований свидетельствуют, что четко прослеживается связь между уровнем образования, родом занятий родителей и профилем избранного их детьми учебного заведения в системе высшего или среднего профессионального образования. Родители тех, кто поступает в медицинские, экономические и педагогические учебные заведения, имеют, как правило, более высокий уровень образования, а также более высокое устойчивое материальное положение. Родители студентов средних специальных заведений также имеют образование не ниже среднего. По оценкам обучающихся в системе СПО, их семьи в большинстве случаев принадлежат к категории среднеобеспеченных, а каждый пятый учащийся характеризует родительскую семью как находящуюся по материальному достатку на низком уровне.

Выявленные на основе исследований жизненные стратегии, ценностные ориентации, мотивы трудовой деятельности, роль образования в обеспечении достойного положения студенческой молодежи в иерархической структуре общества имеют огромное значение для научного осмысления и практического использования в реализации государственной молодежной политики в современных условиях2.

Список литературы

1. Российская социологическая энциклопедия / под общ. ред. академика РАН Г. В. Осипова. - М. : НОРМА-ИНФА, 1999.

2. Осадчая, Г. И. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация / Г. И. Осадчая // Социологические исследования. - 2002. -№ 10.

3. Константиновский, Д. Л. Образование как фактор гражданского и профессионального становления молодежи / Д. Л. Константиновский // Молодежь в Российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления : сборник материалов. - М., 2006.

4. Резник, Ю. М. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа) / Ю. М. Резник, Е. А. Смирнов. - М. : Институт человека РАН ; Независимый институт гражданского общества, 2002.

5. Семенов, В. Е. Ценностные ориентации современной молодежи / В. Е. Семенов // Социологические исследования. - 2007. - № 4.

1 Российская молодежь в регионах «скромного» достатка: каковы жизненные перспективы? (Аналитический доклад по результатам социологического исследования). Подготовлен в сотрудничестве с Институтом социологии РАН и Представительства Фонда имени Фридриха Эберта в РФ.

2 О системе образование Пензенской области на начало 2006-2007 учебного года. Территориальный орган Федеральной службы Государственной статистики по Пензенской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.