Научная статья на тему 'Конкурсное размещение регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием'

Конкурсное размещение регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сурайкина Л. А.

В статье исследуется проблема формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в целях повышения качества образования, формирования баланса рынка образовательных услуг и рынка труда. Автором дана система показателей регионального государственного задания на подготовку специалистов. Содержание статьи включает материалы социологических исследований. Делается вывод о необходимости разработки модели управления рынком труда и профессионального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сурайкина Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article an attempt is made to research the formation problems of the state order for training higher education specialists with the purpose of increasing the instruction quality and forming the balance between educational services and labour market. The system of indices of the regional task for training specialists is given. The conclusion on the necessity of working out a model of managing labour market and professional education is drawn.

Текст научной работы на тему «Конкурсное размещение регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием»

КОНКУРСНОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ

Л.А. Сурайкина, зав. сектором региональных систем образования НИИрегионологии, доцент

В статье исследуется проблема формирования государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием в целях повышения качества образования, формирования баланса рынка образовательных услуг и рынка труда. Автором дана система показателей регионального государственного задания на подготовку специалистов. Содержание статьи включает материалы социологических исследований. Делается вывод о необходимости разработки модели управления рынком труда и профессионального образования.

In the article an attempt is made to research the formation problems of the state order for training higher education specialists with the purpose of increasing the instruction quality and forming the balance between educational services and labour market. The system of indices of the regional task for training specialists is given. The conclusion on the necessity of working out a model of managing labour market and professional education is drawn.

Существенным риском проводимых российских модернизаций является то, что они всегда осуществляются политическим руководством, иногда экономической элитой. Остальное неструктурированное общество — пассивный объект верхушечных преобразований. Оно очень слабо реагирует на реформаторские усилия руководства.

Учеными, аналитиками предложено множество вариантов модернизации. В частности, сторонники позиции ученых Высшей школы экономики утверждают, что модернизация в России может опираться прежде всего на интеллектуальный ресурс. Знание и образование в современном обществе приобрели несомненную экономическую ценность. Так, в национальном богатстве США 76 % составляет человеческий капитал (т.е. накопленные знания и умения). Физический капитал дает 19 % богатства, природный фактор — 5 %. Соотношение данных по европейским странам аналогично.

Благосостояние России складывается следующим образом: 50 % приходится на человеческий капитал, 10 — на физически воспроизводимый капитал, 40 % — на природу. Поэтому управление передачей знаний, т.е. образованием, в воспроизводстве персонала становится главным элементом экономического и социального прогресса.

С системой образования в нашей стране и республике связано 2/3 населения. Следовательно, необходимо выбрать

© Л.А. Сурайкина, 2003 63

основным ориентиром модернизации формирование интеллектуального слоя экономически активной части общества. Иначе могут вновь возникнуть (и возникают) издержки, свойственные предыдущим реформам, например реформе Столыпина, когда появились миллионы лишних людей, экономически не адаптированных к новым условиям. Таковы исторические уроки в нашем собственном прошлом.

Состояние образования, особенно высшего, определяет уровень развитости страны в целом и отдельного регионального социума, является интегральным показателем, влияет на «рейтинг» страны или отдельного региона в составе государства. Назначение и смысл высшего образования — не столько в решении утилитарно-практических задач, сколько в развитии культуры, интеллектуального потенциала общества, регионального социума.

Республика Мордовия относится к числу субъектов Российской Федерации, на территории которых хорошо развита сеть высшего профессионального образования. В настоящее время подготовку специалистов высшей квалификации осуществляют Мордовский государственный университет, Мордовский государственный педагогический институт, Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации, Мордовский гуманитарный институт, Современный гумани-

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

тарный институт, Средневолжский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации. В районах республики подготовку специалистов с высшим образованием ведут филиалы: Рузаевский институт машиностроения, Ковылкинский и Темни-ковский филиалы МГУ им. Н.П.Огарева, Рузаевский филиал Самарского института инженеров железнодорожного транспорта, Торбеевский филиал Московской государственной технологической академии.

За последние десять лет число обучающихся в вузах республики возросло более чем в 1,5 раза. В 2002/03 учебном году в государственных вузах обучалось 36 114 чел., в негосударственных — 826. Наблюдается увеличение числа студентов дневной формы обучения как в государственных, так и в негосударственных вузах. В 2002/03 учебном году их доля достигала 63 % (в 1992/93 — 58 %). Растет число выпущенных специалистов. В 2002 г. выпуск на 10 000 чел. населения составил 59 чел. (в 2001 г. — 49 чел.).

Удельный вес студентов гуманитарно-социальных специальностей составляет 27 %, экономики и управления — 17, естественно-научных — 10, специальностей образования — 9 % (в 1992/ 93 учебном году — соответственно 14; 10; 4 и 6 %).

Республика Мордовия располагает огромным интеллектуальным потенциалом. Однако с разрушением плановой экономики прервалась связь между работодателями и учебными заведениями, а потому возникает необходимость государственного регулирования эффективного использования накопленного ресурса для экономического и духовного развития региона.

2002 г. стал последним годом существования плана приема в вузы. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.01 № 606 «О конкурсном порядке размещения государственного задания на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» в республике проводится работа по формированию и организации конкурса по размещению

регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием. Теперь система высшего образования основывается на конкурсном распределении заказа по отраслевому принципу с учетом специфики региона.

Предварительные итоги изучения потребностей в специалистах показывают диспропорции в развитии рынка образовательных услуг и рынка труда: число выпускников вузов значительно превышает потребность в конкретных специальностях и профессиях. Не востребованными на рынке труда оказались юристы, бухгалтеры, экономисты, учителя-предметники. В то же время не удовлетворяется спрос на таких специалистов, как инженеры, технологи высоких технологий, менеджеры, маркетологи, а также многих специалистов машиностроительного блока. Сложившаяся ситуация показывает, что требуется сокращение на 2/3 выпуска юристов, бухгалтеров, осуществляемого почти всеми профессиональными учебными заведениями республики. Идет дублирование в подготовке более чем по 10 специальностям, что приводит к перенасыщению рынка труда и росту безработицы.

Естественно возникает вопрос о перспективах филиалов московских вузов в регионах. Министерство образования Российской Федерации поставило задачу осуществить переаттестацию филиалов по каждой специальности в течение 2002—2003 гг.

Процессы перепрофилирования, структурной перестройки высшего образования необходимо активизировать: в ближайшее время должна сложиться новая структура специальностей в вузах республики, ориентированная на подготовку многопрофильного специалиста.

В ситуации перепроизводства специалистов по конкретным направлениям особенно актуален для вузов республики вопрос конкурентоспособности специалиста. Повышение качества подготовки специалистов приобретает решающее значение и для выпускника, и для самого вуза. В 2002 г. и 2003 г. Республика Мордовия была включена в эксперимент Минобразования России по введению

111!111Й1И1!Ш №3,

единого государственного экзамена (ЕГЭ) и государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Это обстоятельство, безусловно, должно стать фактором повышения качества образования и впоследствии использоваться в формировании заказа.

Складывание системы государственного (регионального) заказа на подготовку специалистов создаст конкурентную среду, поможет повысить уровень и качество обучения: конкуренция на рынке образовательных услуг будет расти, вузы будут бороться за госзаказ. Станет возможным осуществлять гибкое регулирование рынка образовательных услуг и рынка труда, а следовательно, процессов трудоустройства выпускников.

Трудоустройство выпускников является индикатором эффективности функционирования профессионального образования. Так, в странах Европы университет оценивается по тому, в течение какого времени его выпускники находят работу. В России же система оценки высшего учебного заведения не включает показатели трудоустройства в качестве основных критериев эффективности его функционирования. Так, во Временной методике определения рейтингов специальностей и вузов, разработанной и утвержденной 26.02.01 Минобразованием России, приведены следующие критерии оценки вуза: интеллектуальный потенциал, материальная база, социальнокультурная база, активность (подготовка кадров, производство и апробация новых знаний и технологий, конкурентоспособность прикладной науки, интеграция в мировое сообщество).

В то же время трудоустройство молодых специалистов — одна из серьезных проблем профессионального образования. В 2002 г. более 30 % выпускников всех типов учебных заведений республики остались невостребованными. По расчетам, этот показатель может возрасти до 40 %.

Нужны систематические мониторинги качества работы вузов, определение регионального рейтинга вуза по специальностям, что дает основания для участия вуза в региональном конкурсе на размещение заказа на подготовку специали-

стов по конкретным специальностям. Назрела необходимость создания под эгидой Правительства Республики Мордовия Республиканского исследовательского центра качества профессионального образования как независимого учреждения (юридического лица).

Один из механизмов повышения качества образования (фактор развития управленческого персонала) — интеграция образовательных учреждений в разных формах: разноуровневая, однопрофильная, многоступенчатая (ПТУ — ссуз — вуз). Интеграция не есть поглощение одной системы другой, это профессиональная ассоциация образовательных учреждений по типу «университетский округ», «образовательный комплекс». Предлагается основные специальности, необходимые для ведущих отраслей экономики, социальной и культурной сфер республики, готовить в интегрированных образовательных учреждениях; разработать перечень специальностей, формы (типы) интеграции образовательных учреждений для их подготовки. В качестве модели такого многоступенчатого образовательного учреждения рекомендуется комплекс «Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации». Модель указанного комплекса — эффективный механизм развития колледжей с функциями 1-й ступени высшего образования. Это перспективный путь совершенствования подготовки специалистов, управленческой «элиты» республики.

На основе анализа ситуации можно предложить систему показателей, отражающую уровень развития высшего образования в Республике Мордовия и рекомендуемую в качестве ориентиров при формировании регионального задания на подготовку высококвалифицированных специалистов.

1. Средняя плотность выпускающихся студентов на один государственный вуз. В республике она составляет 1 789 чел. (в среднем по Приволжскому федеральному округу — 656,4 чел.).

2. Процент выпускников, получивших направление на работу. В Мордовии он достигает уровня 62,4 %, что говорит

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

о благоприятной обстановке в сфере трудоустройства молодежи. По этому показателю Республика Мордовия стоит в одном ряду с Башкортостаном, Республикой Марий Эл, Пензенской областью.

3. Количество выпускников, подготовленных в рамках целевой контрактной подготовки и в соответствии с заключенными договорами. К сожалению, республика по данному показателю несколько отстает от других регионов.

4. Соотношение численности студентов государственных и негосударственных вузов. Это соотношение зависит от уровня прожиточного минимума и денежных доходов населения. В республике численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 68 % от общей численности населения. Численность студентов негосударственных и, как правило, платных вузов, в перспективе будет возрастать с увеличением среднего уровня денежных доходов и с понижением уровня прожиточного минимума.

5. Медианный индикатор — среднее число лет обучения, приходящееся на каждого жителя региона. По данным микропереписи 1995 г., в республике данный индикатор составил 8,1 года (несколько ниже среднероссийского значения). Это означает, что в Мордовии недостаточно используются образовательные ресурсы для развития кадрового потенциала.

6. Уровень научного потенциала региона, выражаемый в данных об аспирантах, докторантах, подготовке и защите кандидатских диссертаций. В настоящее время более 37,0 % аспирантов заканчивают учебу с защитой диссертаций (это «срединный» показатель по федеральному округу).

7. Уровень естественного прироста населения. За последние пять лет данный показатель имеет отрицательную динамику. Прогнозная ситуация также складывается отрицательно. Поэтому в перспективе до 2010 г. не может быть роста в количественных показателях высшего образования, т.е. в республике не ожидается увеличения приема и выпуска специалистов с высшим образованием.

Названные здесь показатели могут быть использованы в процедурах формирования регионального задания на подготовку специалистов с высшим образованием. Их значение подтверждают социологические исследования (экспертные опросы, анкетирование), которые выступают в качестве механизма формирования и размещения государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием.

В 2001 г. НИИ регионологии проведено анкетирование по теме: «Модернизация системы высшего образования» с целью изучения мнения студентов республики по проблемам деятельности вузов. В частности, выявлялись мотивы поступления в высшее учебное заведение. Для большинства (47,7 %) студентов это возможность иметь хорошую работу в будущем, 27,7 % поступили в вуз с целью получить высшее образование, 13,2 % — чтобы получить любимую специальность, профессию. По мнению студентов, для успешного поступления в высшее учебное заведение необходимы значительные денежные средства (так считают 37,1 %), а также знакомство с нужными людьми, родственные связи и т.д. (24,3 %). Поэтому, на наш взгляд, подавляющее большинство студентов (61,7 %) отмечают необходимость реформирования системы поступления и зачисления в вузы. Только 31,0 % полагают, что для поступления нужны глубокие знания.

Источники информации о выбранной специальности варьируются. 48,5 % студентов узнали о своей будущей профессии от родственников и друзей; 20,4 — от учителей школы, преподавателей и сотрудников вуза; 18,1 — из средств массовой информации; 7,4 % — от выпускников вуза. Таким образом, можно сказать, что пока недостаточна роль учителей школы в формировании профессиональной ориентации у выпускников школ.

Принципиальное значение при поступлении в вуз имеет выбор вида учебного заведения. 65,0 % респондентов считают, что более престижное и качественное образование дается в государственном вузе.

Трудоустройство — одна из основных проблем профессионального образова-

№ 3, 2003

ния. По мнению 54,4 % студентов, предлагаемые вузом специальности отчасти соответствуют запросам работодателей, 26,2 уверены в соответствии предлагаемых специальностей запросам работодателей, 5,7 утверждают обратное, 13,4 % затрудняются ответить. Высок процент тех, кто считает, что скорее всего будет работать не по специальности (32,1 %). 44,7 % не отрицают возможности своего трудоустройства по специальности, но только 19,1 % из них не сомневаются в том, что по их специальности можно быстро трудоустроиться. Примечательно, что 21,5 % респондентов затрудняются ответить на данный вопрос. Это говорит о том, что перспективы своего трудоустройства для них недостаточно ясны. Вместе с тем многими высоко оценена выбранная ими профессия. Так, 37,5 % студентов считают свою профессию востребованной, 31,8 % — престижной.

На фоне неопределенности с трудоустройством отношение к отмене государственного распределения довольно сдержанное: 30,2 % относятся к ней отрицательно, так как это заключает в себе угрозу безработицы, 28,2 — нейтрально, 20,1 % — положительно, так как отмена государственного распределения дает выпускникам возможность самостоятельного выбора места работы.

Таким образом, социологические исследования при формировании государственного заказа (задания) необходимы. Они дополняют официальные источники информации нужными знаниями о сложившейся ситуации в сфере образования.

На практике апробируются следующие механизмы формирования задания:

— создание Межведомственной комиссии по проведению конкурса;

— проведение мониторинга деятельности вуза;

— определение на основе мониторинга рейтинга каждого вуза республики;

— организация конкурса вузов на размещение регионального заказа на подготовку специалистов с высшим образованием;

— подведение итогов конкурса, определение ведущего вуза по подготовке конкретных направлений и специальностей;

— принятие решения Межведомственной комиссии о размещении регионального задания в вузах республики;

— утверждение решения Межведомственной комиссии РМ Правительством Республики Мордовия, представление решения о государственном заказе в Межведомственную комиссию Российской Федерации;

— заключение контрактов (договоров) вузов разных организационных форм и форм собственности с работодателями, органами государственного и муниципального управления образованием на подготовку специалистов с высшим образованием;

— заключение контрактов (договоров) студентов с вузами и работодателями.

Таким образом, основные идеи, изложенные в статье, подводят к выводу о необходимости формирования оптимальной модели управления с четким определением полномочий, функций и ответственности всех субъектов региональной образовательной политики по развитию профессионального образования, совместной деятельности министерств и ведомств с привлечением работодателей, по определению приоритетов подготовки специалистов с высшим образованием с ориентацией на региональный рынок труда, по вопросам подготовки кадров в системе профтехобразования по региональному и муниципальным заказам.

Необходимо также создание нормативно-правовой базы для обеспечения договорных отношений: между гражданами и образовательным учреждением, образовательным учреждением и его учредителями, между соучредителями, образовательным учреждением и работодателями.

Требуются структурное перепрофилирование в подготовке специалистов с высшим образованием на основе потребностей социально-экономического и социально-культурного развития региона и опережающего развития образования, осуществление разноуровневой однопрофильной интеграции профессионального образования ПТУ — ссуз — вуз по типу многоступенчатой модели, реорга-

ИНТЕГРАЦИЯ

низация колледжей, придание им статуса 1-й ступени высшего образования.

Важным вектором является развитие дистанционного образования как фактора обеспечения равного доступа молодежи к полноценному качественному образованию: создание в регионах центров информатизации с подключением к ним образовательных учреждений, разработка технологий дистанционных форм обучения.

Проведение общественной экспертизы платных образовательных услуг и деятельности вузов, формирование механизмов общественного контроля в образовании являются насущной проблемой: требуются систематическое осуществле-

ние мониторингов качества подготовки специалистов, определение регионального рейтинга вузов по специальностям, проведение регионального конкурса вузов на размещение задания по подготовке специалистов с высшим образованием, разработка системы критериев и экспертных оценок по отнесению вузов к категории ведущих, методики по определению рейтинга специальностей для вузов. В этих целях необходимо создание Республиканского исследовательского центра качества профессионального образования при региональных органах управления как юридического лица, межведомственной организации.

Поступила 06.06.03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.