Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ'

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННЫЙ ФОРМАТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсяникова Анжела Николаевна, Колодовская Елена Анатольевна

Статья посвящена проблеме формирования навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста в общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью средств информационно-коммуникационных технологий дистанционного формата. Описаны основные этапы работы формирования навыков словоизменения в онтогенезе, рассмотрены основные средства дистанционного формата, выявлены некоторые особенности работы с детьми в данном формате с учетом всех санитарных норм, описаны периоды работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Статья может быть полезной логопедам, воспитателям и родителям.The article is devoted to the problem of the formation of inflection skills in older preschool children with general underdevelopment of speech (ONR) by means of information and communication technologies of remote format. The main stages of the formation of inflection skills in ontogenesis are described, the main means of remote format are considered, some features of working with children in this format are identified, taking into account all sanitary standards, periods of work with preschool children with general speech underdevelopment are described. The article can be useful for speech therapists, educators and parents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсяникова Анжела Николаевна, Колодовская Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Овсяникова Анжела Николаевна, студентка 4 курса, СмолГУ, Россия, г. Смоленск Колодовская Елена Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент

СмолГУ, Россия, г. Смоленск

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ СЛОВОИЗМЕНЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена проблеме формирования навыков словоизменения у детей старшего дошкольного возраста в общим недоразвитием речи (ОНР) с помощью средств информационно -коммуникационных технологий дистанционного формата. Описаны основные этапы работы формирования навыков словоизменения в онтогенезе, рассмотрены основные средства дистанционного формата, выявлены некоторые особенности работы с детьми в данном формате с учетом всех санитарных норм, описаны периоды работы с детьми дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Статья может быть полезной логопедам, воспитателям и родителям.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста с ОНР, формирование навыков словоизменения, информационно-коммуникационные технологии, дистанционный формат.

Annotation: The article is devoted to the problem of the formation of inflection skills in older preschool children with general underdevelopment of speech (ONR) by means of information and communication technologies of remote format. The main stages of the formation of inflection skills in ontogenesis are described, the main means of remote format are considered, some features of working with children

in this format are identified, taking into account all sanitary standards, periods of work with preschool children with general speech underdevelopment are described. The article can be useful for speech therapists, educators and parents.

Keywords: preschool children with ONR, the formation of inflection skills, information and communication technologies, remote format.

Умение грамотно оперировать языком, умело пользоваться всеми компонентами грамматического строя морфологического и синтаксического уровней является важнейшим приобретением детей в дошкольном возрасте, а правильно сформированный грамматический строй речи является фундаментальным условием функции речи, как средством коммуникации. Формирование грамматического строя речи подразумевает формирование и морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам). В современном контексте словоизменение рассматривается как система процессов, связанных с производством новых словесных единиц, которые являются компонентом языковой способности [7].

Формирование данного уровня у детей с общим недоразвитием речи затруднено. Этой проблемой занимались такие ученые как: Р.И Лалаева, Н.В Серябрякова, Н.С. Жукова, Т.Б. Филичевой, С.Н. Цейтлин, Е.Ф. Соботович.

Н.С. Жукова [3] и Т.Б. Филичева [8] в своих работах выделили следующие нарушения морфологической системы языка у детей с общим недоразвитием речи:

1) нарушение употребления падежных, числовых и родовых окончаний прилагательных, существительных и местоимений;

2) ошибки в согласовании глаголов с местоимениями и существительными;

3) неправильное составление предложно- падежных конструкций;

4) ошибочное употребление родовых и падежных окончаний количественных числительных;

5) нарушение употребление числовых и родовых окончаний глаголов

прошедшего времени.

С.Н. Цейтлин выделила следующие виды агграмматизмов при изменении формы слов детьми с общим недоразвитием речи [9].

1) унификация места ударного слога при закреплении ударения в слове за определенным слогом;

2) игнорирование изменения или наращения суффиксов;

3) отсутствие супплетивизма при образовании форм слов;

4) неиспользование чередований конечных согласных;

5) отсутствие беглости гласных при чередовании гласного звука с нулем.

Такие формы словоизменения, как предложно-падежные конструкции

существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов в прошедшем времени по родам, согласование существительных с прилагательными по падежам, родам и числам, вызывают наибольшие затруднения у дошкольников с общим недоразвитием речи шестилетнего возраста [5].

Основываясь на работы Н.В. Нищевой, С.Н. Цейтлин, а также отечественного лингвиста А.Н.Гвоздева, который выделил последовательность усвоения детьми грамматических форм русского языка:

1) число существительных;

2) уменьшительная форма существительных;

3) категория повелительности;

4) падежи;

5) категория времени;

6) лицо глагола, можно выявить путь от простого, формального выражения грамматического значения к более сложному [1].

Работа по формированию навыков словоизменения должна протекать именно по этому маршруту от простой к сложной форме, а логопедическая работа выстраивается регулярно и систематично. В современном мире есть возможность реализации организации образовательного процесса в любой точке мира с помощью средств информационно-коммуникационных

технологий (ИКТ), которые являются непосредственно средством дистанционного формата. Использование данных технологий не только упрощают организационные моменты, но и способствуют повышению качества образования.

Программно-методическую основу дистанционного обучения позволяет организовать доступ к информационному и учебному обеспечению программ (электронные учебные пособия, видео- и аудиоматериалы, мультипликационные учебно-воспитательные игры). Так как дистанционное обучение-это одна из форм организации учебного процесса.

Дистанционное обучение - тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет [6]. При этом необходимо отметить, что для дистанционного обучения характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов. Стоит обратить внимание на важность всех санитарных норм в использовании с ребенком компьютерных технологий. Так, опираясь на СанПиНы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (2014г), необходимо создать следующие условия:

- перед занятием необходимо проветрить помещение для создания благоприятного микроклимата;

- рабочее место должно быть правильно организованно: стол и кресло должны быть подобраны под рост ребенка;

- монитор должен находиться в 60-70 см от глаз ребенка, линия взгляда должна приходиться на середину или верхнюю треть экрана;

- все персональные настройки должны соответствовать требованиям ГОСТа и санитарным правилам по показателям уровней звукового давления, визуальным параметрам монитора (желательно использовать

жидкокристаллический или плазменный монитор);

- занятия со старшими дошкольниками в дистанционном формате должно длится не более 15 мин в день, желательно не чаще 2 раз в неделю [2].

После создания необходимых условий, можно приступать к работе, но изначально необходимо четко распланировать план заданий. Р. И. Лалаева и Н.В. Серебрякова выделили следующие 3 этапа в работе по формированию словоизменения у детей дошкольного возраста в общим недоразвитием речи (III уровень):

1 этап. Формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм:

- с существительными необходимо отработать дифференциацию слова в именительном падеже единственного и множественного числа, после отработка беспредложных конструкций единственного числа;

- с глаголами на данном этапе необходимо отработать согласование существительного и глагола настоящего времени третьего лица.

2 этап:

- с существительными необходимо провести работу над пониманием и употреблением предложно-падежных конструкций единственного числа, а также закрепление беспредложных форм множественного числа;

- с глаголом ведется работа над дифференциацией в настоящего времени 1,2,3 лица, а также над согласованием существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде;

- с прилагательными ведется работа над согласованием прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа;

3 этап. Закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения:

- с существительными ведется работа над употреблением предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа;

- с прилагательным ведется работа над согласованием прилагательного и существительного в косвенных падежах.

Необходимо помнить, что навыки формирования словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях, затем в предложениях, далее и в связной речи [4].

Библиографический список:

1. Баженова Ю.А., Мохова Ю.С. Особенности навыков словоизменения дошкольников с общим недоразвитием речи // Вестник Мининского университета. 2020. №2. С.7.

2. Гигиенические требования к работе на компьютере для детей разных возрастных групп - Научное обеспечение деятельности. URL:http://rospotrebnadzor.ru (дата обращения: 03.04.2022г).

3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Екатеринбург: АРД ЛТД,1998. 316 с.

4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб.: СОЮЗ, 1999. 160 с.

5. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. М.: Детство-Пресс, 2019.544с.

6. Преимущества и недостатки дистанционного обучения. URL: http://cyberleninka.ru (дата обращения: 31.03.2022).

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-пресс, 2010.448с.

8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М.: Айрис-пресс, 2008. 244 с.

9. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок. Освоение ребенком родного языка. М: Владос, 2017. 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.