Научная статья на тему 'Некоторые аспекты динамики уровня жизни в России'

Некоторые аспекты динамики уровня жизни в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты динамики уровня жизни в России»

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИНАМИКИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РОССИИ

Снимщикова И.В.

доктор экономических наук, профессор, г. Краснодар

Генеральной целью социально-экономического развития страны является достижение общественно признанного стандарта уровня жизни, необходимого и достаточного для нормального воспроизводства рабочей силы с точки зрения удовлетворения количественно, качественно и структурно различных потребностей населения на территории проживания, соответствующего достигнутому уровню развития производства.

Данная цель развертывается в систему подцелей, включающих определение структуры и способов получения доходов, обеспечение экономической доступности товаров и услуг в условиях сформировавшегося платежеспособного спроса населения, с учетом доходно-имущественной дифференциации населения и его инвестиционной активности, поддержку маргинальных слоев социума, создание эффективно функционирующей социальной инфраструктуры. В связи с этим стратегические перспективы экономики страны должны быть связаны с поддержанием достигнутого уровня жизни населения, повышением потребительского спроса населения, выработкой такой социально-экономической политики, которая не приводила бы к снижению потребления и благосостояния людей, углублению имущественной и социальной дифференциации.

Уровень жизни можно определить как совокупность условий жизнедеятельности (труда, быта, досуга), устойчиво обеспечиваемых при достигнутом уровне общественного производства. Он отражает объем и структуру потребления, социальные и производственные условия труда, степень развитости сферы услуг и проч.

В ряду важнейших показателей, детерминирующих уровень жизни, выступают заработная плата, ее минимальный размер, прожиточный минимум, индекс потребительских цен, покупательная способность заработной платы, отнесенная к величине прожиточного минимума. Также для полноты оценки социально-экономического положения домохозяйств или отдельного индивида можно рассчитать и такой показатель, как количество средств, остающихся на руках граждан, если они живут по прожиточному минимуму.

В современной России в целом данные по-

6

казатели свидетельствуют о глубокой социально-экономической дифференциации населения по уровню доходов и потребления, в частности, городского и сельского населения; подушевой, повозрастной, гендерной; межрегиональной и межотраслевой; региональной ассиметрии; стратификационной поляризации.

Вышеназванные показатели также испытывают на себе влияние постоянного роста потребительских цен, который остается одной из важнейших проблем экономического развития страны, стимулирует инфляционный процессы, снижает реальные доходы и в целом уровень жизни населения.

Кроме того экономическое развитие страны подвержено воздействию целого ряда деструктивных факторов, оказывающих влияние прямо или косвенно на уровень и качество жизни: низкая инвестиционная активность; слабая конкурентоспособность промышленного, аграрного производства и производимых товаров и услуг; высокая степень износа основных фондов и как следствие, утрата научного и производственнотехнического потенциала; суженный платежеспособный спрос значительного количества населения; низкое качество жизни и высокий уровень бедности большой части жителей, поскольку доля лиц с доходами ниже прожиточного минимума составляет по-прежнему более трети.

Хотя динамика ВНП демонстрирует постоянный рост, минимальная заработная плата по-прежнему остается в разы меньше величины прожиточного минимума. В 2006 г. она составляла 1100 рублей, в 2007 г. - 1400 рублей. Решение о ее предполагаемом удвоении с сентября 2007 г. Госдума РФ не реализовала.

Однако даже такая мизерная минимальная заработная плата в разы меньше, чем минимальная потребительская корзина, стоимость которой выступает базой для определения прожиточного минимума. На ее основе рассчитываются пенсии и пособия. В рамках утверждения закона «О потребительской корзине» ее корректировка составила в 2006 году по сравнению с 1999 годом за семь лет - на 84 рубля. С 2569 рублей до 2653 рублей, т.е. примерно 3% при совокупной инфля-

ции за данный период в 140% [8]. Что касается содержимого данной корзины, то его структура не менялась с 90-х гг. ХХ в., которая была утверждена в период жесточайшего экономического кризиса и трансформационного спада. В рамках потребительской корзины «среднему россиянину» выделяется 350 г хлеба в сутки, одно яйцо на два дня, на год - две пары носков, на пять лет - две куртки, в том числе на растущих детей. Структура потребления, определяемая подобным образом, это узаконенное нищенство, и не имеет ничего общего с необходимостью развития человеческого потенциала в постиндустриальный период.

По некоторым оценкам Россия догнала Европу по отношению зарплат к объему ВВП, что отмечается как опасная тенденция, поскольку вместо вложений в развитие экономики страны доходы якобы проедаются. По итогам 2006 г. зар-платоемкость российского ВВП, т.е. отношение суммарной заработной платы трудящихся к объему национального ВВП, достигла рекордного уровня - 33,3%. А еще в 2000 г. этот показатель был почти на 10% ниже - 23,6%. Несмотря на положительную динамику, в стране наблюдается одна из важнейших диспропорций: слишком низкий уровень оплаты труда наемных работников по отношению к приросту производительности труда. Доля заработной платы в ВВП в 2-2,5 раза меньше, чем в странах с развитой рыночной системой.

Но главная особенность в том, что причина такого роста - исключительно благоприятная мировая конъюнктура на сырьевые товары российского экспорта. Нефтяные доходы позволяют наращивать зарплаты без адекватного роста производительности труда, прежде всего в топливно-энергетическом комплексе, и продолжают способствовать закреплению статуса России как ресурсоэкспортирующей страны [7].

Другая проблема - это высокая степень дифференциации по уровню заработной платы отраслей, регионов и предприятий страны.

В январе 2007 г. средняя заработная плата по стране составила 11410 рублей, что свидетельствует о ее росте по сравнению с январем 2006 г. на 26,6%. Но что демонстрирует этот усредненный показатель при неравенстве оплаты труда по отраслевому признаку? В экспортоориентированных отраслях (добыча нефти, газа, цветная металлургия), а также в электроэнергетике, особенно в банковской сфере заработная плата в 2-3 и более раза превышает средний уровень. Оплата

добычи топливно-энергетических полезных ископаемых составляет 42 382 рублей, финансовой деятельности - 36411 рублей, производства кокса и нефтепродуктов - 30515 рублей. А в машиностроении, сельском хозяйстве, здравоохранении, образовании, культуре и науке она значительно ниже его. В частности, заработная плата в текстильном и швейном производстве составляет 5705 рублей, в сельском и лесном хозяйстве -5995 рублей [7].

Для оценки уровня и динамики получаемого дохода используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода. От величины полученного дохода зависит реализация конечной цели общества - создание условий для удовлетворения потребностей населения, рост благосостояния членов общества.

Уровень жизни зависит от реальных денежных доходов населения, т.е. скорректированных на индекс потребительских цен. В январе-феврале 2007 г. реальные денежные доходы уменьшились по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. на 9,6%, а реальные располагаемые денежные доходы, т.е. доходы с учетом вычета обязательных платежей и скорректированные на индекс потребительских цен - на 8,0% [4].

Значительное влияние на инфляцию в январе-сентябре 2007 г. оказал прирост цен отдельных групп товаров и услуг. В частности, прирост потребительских цен на продовольственные товары составил 8,1%, в том числе только на хлеб и хлебобулочные изделия - 20%, крупу и бобовые - 15,9%, масло сливочное - 17,1%, масло подсолнечное - 17,2%, непродовольственные товары - 4%, платные услуги населению - 11,6%, включая услуги ЖКХ - 13,3%, услуги пассажирского транспорта - 10,6%, услуги связи - 10,8% [2].

На 8,8% выросла оплата на содержание и ремонт жилья в домах государственного и муниципального жилищного фонда, хотя качество проживающих в нем никак не изменилось.

Что касается такой потребности, как приобретение нового жилья, то оно стало практически невозможным даже для представителей среднего класса из-за резкого скачка цен на жилье в 2006 г. По данным российской гильдии риэлторов, цены на столичном рынке жилой недвижимости выросли на 75-80%, в Подмосковье - на 115-118%, в Санкт-Петербурге - на 120% [6].

С рынка ушли даже представители среднего класса, чей доход на одного человека составляет не менее 3 тыс. долларов в месяц, на которых приходилось две трети покупок на рын-

7

ке жилья в столице. В настоящий период времени спрос по сравнению с 2006 г. на квартиры сократился в три раза. И данная тенденция характерна для всех крупных городов страны.

Как и в предшествующие годы подтвердились негативные ожидания превышения прогнозируемой инфляции по итогам 2007 г., зафиксированного в качестве ориентира ЦБ РФ.

Согласно сообщению Российского Комитета по статистике, в первой половине 2007 г. средняя пенсия в России составила 3101 рублей в месяц. При этом отношение пенсии к прожиточному минимуму пожилого человека в стране составило 76,4%, что означает невозможность прожить на такую сумму. «Коэффициент замещения пенсией утраченного заработка» составляет примерно 22%. В Европе нормой считается 40%, в Австрии средняя трудовая пенсия в начале года составляла 2260 евро, в Финляндии - 1155 евро

[9].

Падение уровня жизни людей пенсионного возраста происходит в условиях постоянного роста мировых цен на нефть, газ - главное богатство России. Только проценты от размещения нефтяных денег в западных банках за 12 месяцев составили 3,3 млрд. долларов, что хватило бы по 85 долларов на каждого пенсионера. А сформированный федеральный бюджет на 2007 г. с профицитом в размере 1,5 трлн. рублей позволяет выплатить еще по 12 нынешних пенсий каждому из 38,7 млн российских пенсионеров.

В целом в стране доля социальных трансфертов составляет 12,6% и мала даже по сравнению с небольшой долей оплаты труда. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до полутора лет составляет 700 рублей, и никакие обещания выплат по 250 тыс. рублей будущим матерям через несколько лет не способствуют нормализации демографической ситуации. По статистике из 100 беременных женщин рожают только 40. Российская практика минимизации государственных выплат населению не дает оснований для доказательства дестимулирующего эффекта социальных трансфертных платежей, снижения стимулов к трудовой деятельности и государственного патернализма в сфере формирования и распределения доходов.

На фоне ухудшения условий жизни населения в последние годы резко углубилась имущественная дифференциация. Разрыв в уровне денежных доходов 10% самых состоятельных и 10% самых бедных семей до кризиса 90-х гг. составлял 4 раза, а в 2002 г. - 13 раз. За минувший 2006

8

г. только по официальным данным разница в доходах между богатыми и бедными в России увеличилась с 14,9 до 15,3 раза. По некоторым оценкам сегодня она составляет более 20 раз [5].

На долю 10% наиболее обеспеченных граждан приходится около 34%, а наименее обеспеченных - 2,6% национального дохода. В 20052006 гг. за чертой бедности по официальным данным находилось 32 млн человек, или 22% населения России. Однако величина прожиточного минимума, взятая за основу этого расчета, явно занижена. Это скорее критерий нищеты, а не бедности. Порог бедности, по меньшей мере, вдвое выше и за его пределами находится более 60% населения.

Согласно оценкам специалистов по социально-экономической стратификации, в нашей стране около 50 млн человек находятся в крайне тяжелом положении, не имя возможности обеспечить себе даже полноценное питание. Бедность увеличивается как по удельному весу, так и по категориям населения (помимо инвалидов, многодетных и неполных семей, безработных в данную группу включаются многочисленные категории работающих граждан, так называемые "новые бедные", работники бюджетной сферы). Доля среднего класса по-прежнему неоправданно низка; на 20% наиболее обеспеченных граждан приходится более 50% денежных доходов, а на долю 20% наименее обеспеченных - всего 6% [1].

Дифференциация доходов населения, низкий уровень заработной платы ведет к тому, что потенциал потребительского спроса используется недостаточно. Ослаблено его влияние в российской экономике как фактора роста. Возникновение дисбаланса между спросом и предложением на потребительском рынке ведет к снижению реальной покупательной силы денег, вынужденной замене в потреблении одних благ другими, более низкого качества, а то и вовсе отказа от целого ряда необходимых товаров и услуг и, в конечном счете, замедлению формирования оптимальной структуры потребления.

Бюджет 2007 г. представляет собой составную часть трехлетнего финансового плана (20072009 гг.). Опасаясь давления совокупного спроса на рост цен, правительство за данный период предполагает поменять структуру доходов федерального бюджета: снизить долю доходов от нефтегазового экспорта и повысить долю налогов. Очевидно, что в дальнейшем рост бюджетных доходов за счет НДС приведет к очередному

уменьшению покупательной способности населения.

Располагая огромными финансовыми запасами, сосредоточенными в золотовалютных резервах и стабилизационном фонде (а по состоянию на 1 августа 2007 г. в них находилось 14 трлн. рублей), правительство преследует одну цель -изъять как можно больше средств из экономического оборота в стране под предлогом борьбы с инфляцией. Однако, ежегодно инфляция остается значительно выше запланированной, а из экономики изымаются огромные финансовые ресурсы, которые замораживаются за рубежом, финансируя экономики развитых стран. Реали-

зация же важнейших социально-экономических задач, и в первую очередь повышения уровня жизни всех слоев населения, обеспечения минимального потребительского стандарта, достойного человеческого существования откладывается на неопределенную перспективу 2012 г.

Следовательно, для реализации стратегической цели страны - повышения реального жизненного уровня населения и его качества - необходимо не на словах, а на деле обеспечивать приоритетное развитие России с точки зрения ее национальных интересов и выбранной модели социально ориентированной рыночной экономики.

Литература:

1. Роик В. Механизм регулирования доходов в России // Российский экономический журнал. 2002. № 8. С.

40-42.

2. Россия в цифрах. 2006. Краткий статистический сборник. М.: Росстат, 2006.

3. Фетисов Г Инфляция и рост цен: макроэкономический и региональные аспекты / Общество и экономика. 2006. № 5.

4. Официальный сайт Госкомстата РФ // www.gks.ru

5. Газета "Ва-Банкъ" в Краснодаре. 2007. 15 февр. С. 4.

6. Газета "Ва-Банкъ" в Краснодаре. 2007. 8 марта. С. 10.

7. Газета "Ва-Банкъ" в Краснодаре. 2007. 15 марта. С. 6.

8. Газета "Правда". Спец.выпуск. 2007. авг С. 1.

9. Советская Кубань. Спецвыпуск. 2007. октяб. С. 2.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.