Научная статья на тему 'Дифференциация доходов и бедность населения как угроза экономической безопасности России'

Дифференциация доходов и бедность населения как угроза экономической безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4876
638
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ / ДЕЦИЛЬНЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ / HOMELAND SECURITY / ECONOMIC SAFETY / THREATS OF AN ECONOMIC SAFETY / QUALITY OF LIFE / DIFFERENTIATION OF THE INCOME / DECILE COEFFICIENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Купрещенко Николай Пиманович, Федотова Елена Алексеевна

Статья посвящена анализу и оценке современного состояния индикаторов обеспечения экономической безопасности в социальной сфере России: дифференциации доходов и бедности населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIFFERENTIATION OF INCOME AND POVERTY AS A THREAT TO ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA

Article is devoted to the analysis and assessment of the current state of indicators of ensuring an economic safety in the social sphere of Russia: differentiations of the income and poverty of the population.

Текст научной работы на тему «Дифференциация доходов и бедность населения как угроза экономической безопасности России»

УДК 316.442 ББК 65.9 (2Рос) -94

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ДОХОДОВ И БЕДНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ КАК УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

НИКОЛАЙ ПИМАНОВИЧ КУПРЕЩЕНКО,

доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: [email protected]; ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА ФЕДОТОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством (экономическая безопасность) Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Статья посвящена анализу и оценке современного состояния индикаторов обеспечения экономической безопасности в социальной сфере России: дифференциации доходов и бедности населения.

Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, качество жизни, дифференциация доходов, децильный коэффициент.

Abstract. Article is devoted to the analysis and assessment of the current state of indicators of ensuring an economic safety in the social sphere of Russia: differentiations of the income and poverty of the population.

Keywords: homeland security, economic safety, threats of an economic safety, quality of life, differentiation of the income, decile coefficient.

Обеспечение экономической безопасности — это условие стабильности, эффективной жизнедеятельности общества, независимости страны и достижения устойчивого экономического роста. Это объясняется тем, что экономика является основой развития личности, общества и государства в целом, следовательно, понятие экономической безопасности будет неполным без оценки жизнеспособности экономики, ее устойчивости под влиянием внешних и внутренних угроз.

Угрозы экономической безопасности на современном этапе возникают из-за структурных диспропорций в экономике, роста инфляции, нехватки инвестиционных ресурсов, неравномерного экономического развития регионов, ослабления

национальной валюты, сокращения объемов национального производства, чрезмерного фискального давления налоговой системы, криминализации экономических отношений. Наиболее острые угрозы экономической безопасности проявились в России в годы реформирования, когда проводимые рыночные преобразования привели к хронической запущенности и усугублению проблем в социальной сфере, а в последние годы обострились под воздействием мирового финансового кризиса, санкций Европейского союза.

В научной литературе и официальных документах предлагаются различные варианты набора экономических угроз и опасностей. Однако низкий уровень жизни населения, высокая степень диф-

ференциации его доходов и значительный уровень бедности единодушно называются в качестве значимых внутренних угроз экономической безопасности России в социальной сфере.

Существует определенный набор критических параметров, определяющих экономическую безопасность государства, нарушение которых приводит к утрате его самостоятельности, и в результате государство может перестать существовать как таковое. Социальная стабильность является одной из основных критериальных оценок экономической безопасности страны, показателем способности государства (властных структур) предотвращать возникновение и своевременно разрешать появившиеся конфликты между субъектами социальных отношений, создавать надежный механизм реализации и защиты своих интересов.

Как отмечается в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», мерами противодействия угрозам национальной безопасности в социальной сфере в области повышения качества жизни российских граждан являются содействие росту благосостояния граждан, снижению дифференциации населения по уровню доходов, сокращению бедности, в том числе путем развития пенсионной системы, социальной поддержки тдельных категорий граждан, совершенствования системы социального, обслуживания1.

Основными индикаторами, оценивающими уровень экономической безопасности в социальной сфере России, являются:

• отношение доходов 10% наиболее обеспеченного к доходам 10% наименее обеспеченного населения (децильный коэффициент).

• доля во всем населении лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума (% от населения страны);

Весьма существенную угрозу социальной стабильности и экономической безопасности России представляет резкое усиление дифференциации в доходах различных групп населения. Степень социального расслоения общества характеризует индикатор экономической безопасности, так называемый децильный коэффициент, который рассчитывается как отношение совокупного дохода 10% самых богатых граждан к 10% совокупного дохода самых бедных граждан. Если это соотношение превышает 10 раз, то общество вступает в зону социальной напряженности и беспорядков. В Европе нормальным считается отношение 6:1—8:1, в США 10:1—12:1. В России в среднем по официальным данным 10% наиболее обеспеченных граждан в 16,8 раза богаче 10% самых бедных. В реальности показатель больше, так как официальные данные не учитывают скрытых доходов, незаконной прибыли, коррупционный фактор (по расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН-30:1). В то время как в 1991 г. он составлял 4,5:1 (см. рис. 1)2, а по данным Московского отделения Росстата в Москве в 2014 г. он равен 50:1.

Столь глубокого социального расслоения населения не знала ни одна из современных стран мира.

16,8 16,7 16,3 16,8 16,9 —

15,1 13,9 14 14,8 14,9

8

4,50 —

1991 1992 1994 2000 2002 2004 2005 2006 2007 2009 2011 2014 2015 Рис. 1. Динамика децильного коэффициента в России с 1991 по 2015 гг.

Положение усугубляется еще тем, что наряду с подушевой дифференциацией произошло не менее глубокое социальное расслоение экономического пространства России. Разрыв между наиболее и наименее экономически обеспеченными регионами страны по показателю подушевого регионального продукта составляет 60-кратную величину, по объему инвестиций на душу населения —150 раз, по уровню потребления — 30, по уровню безработицы — 49 раз и т.д. Если сравнить эти данные с аналогичными показателями отдельных стран Европейского союза, то там они в 10 и более раз ниже. По-видимому, объединенные европейские страны имеют большую степень целостности и единства, чем отдельные регионы в границах единой России.

Мировая практика подтверждает, что опасность социальных конфликтов сводится к минимуму, если доля населения, живущего, ниже прожиточного минимума, составляет 8%, а разрыв между доходами богатых и бедных не превышает 10 раз. Превышение этих пороговых значений данного социального индикатора экономической безопасности ведет к люмпенизации населения и антагонизации социальной структуры общества.

Ситуация осложняется тем, что и в последние годы уровень бедности сохранялся высоким, а для некоторых слоев населения проблема жизнеобеспечения обострилась и на фоне сегодняшнего кризиса и санкций ЕС стала еще более актуальной.

Следующий индикатор экономической безопасности в социальной сфере определяет уровень бедности населения. Бедными в России считаются лица, имеющие душевые доходы ниже законодательно установленного прожиточного минимума. Бедность особенно характерна для занятых в бюджетном секторе экономики, в сельской местности и в малых городах, для больших семей и семей с неполным составом. Бедность означает не просто низкий уровень текущего потребления, но и низкое качество жизни вообще, обусловленное и низкой имущественной, прежде всего жилищной, обеспеченностью людей.

При этом на уровень бедности влияют не только объективные факторы, но и такие причины, как личностные характеристики значительной части населения, как плохое здоровье, недостаточное

образование и вытекающая из этого низкая конкурентоспособность на рынке труда, низкое качество семейной жизни, социальные патологии и т.д. Также низки доходы и части людей с высоким уровнем личностного развития, что часто является результатом низкого качества среды их жизнедеятельности, не позволяющей реализовать их потенциал. В такую социальную среду попали и многие люди, ранее имевшие высокие доходы, в настоящее время испытывающие материальные лишения. В таком положении оказались миллионы людей. Доля и численность бедных в целом по стране остается высокой. Одним из факторов увеличения бедности является снижение доходов населения. Среднемесячная заработная плата в России в номинальном выражении в январе 2016 г. составила 32 122 руб. или 27,5 тыс. руб. после вычета подоходного налога. По сравнению с январем предыдущего года в реальном выражении она уменьшилась на 6,1%. При этом около 70% работников получают меньше средней зарплаты3.Средний доход (то есть зарплаты, пенсии и т.д.) минус обязательные платежи с поправкой на инфляцию) россиян в январе 2016 г. составил 21 365 руб.4. Тем не менее, нужно понимать, что средний доход примерно в полтора раза выше медианного дохода(то есть ниже которого имеет доход 1\2 людей, и выше которого доход у другой 1\2 людей). Таким образом, доход половины населения меньше примерно 14 тыс. руб. Это включает в себя тех, чей доход значительно ниже. В среднем эта более бедная половина населения имеет доход около 11,5 тысяч рублей. Следовательно, можно сделать вывод, что доходы 30—35% взрослого населения ниже прожиточного минимума. Это резко отличается от заявлений правительства о 13— 15% населения (20—22 млн человек), находящихся за чертой бедности в России. Если учитывать, что у большого числа людей есть несовершеннолетние дети, прожиточный минимум которых немногим уступает прожиточному минимуму взрослых, получается, что примерно 50% населения Российской Федерации (70—75 млн человек) живет за чертой бедности.

При этом прожиточный минимум для трудоспособного населения в целом по России — 10 187 руб., что является уменьшением (по решению правительства) по сравнению с 2015 г., когда за II квартал

Таблица 1

Величина прожиточного минимума за II квартал 2015 г., январь 2016 г.

Период, за который исчислена величина прожиточного минимума по Российской Федерации Величина прожиточного минимума, руб.

Трудоспособное население Пенсионеры Дети

II квартал 2015 г. 10 792 8 210 9 806

Январь 2016 г. 10187 7 781 9 197

года он был равен 10 792 руб. для трудоспособного населения. Он был снижен также и для детей с 9 806 руб. до 9 197 руб., и для пенсионеров с 8 210 до 7 781 руб.5 (табл. 1).

Численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума по официальным данным в 2015 г. достигла 23 млн человек, составив 15,8% населения, что стало первым существенным повышением уровня бедности за период после кризиса 1998—1999 годов. Для сравнения, в 2014 г. численность населения, проживающего за чертой бедности, была менее 20 млн человек. Одним из факторов увеличения бедности явилось сокращение реальной зарплаты.

По данным Росстата, в октябре 2015 г. реальная зарплата среднего россиянина сократилась на 10,9%. Такими темпами реальные зарплаты не сокращались в течение 16 лет. Минэкономразвития в своем макроэкономическом прогнозе на 2016— 2018 гг. сообщило, что из-за высокой инфляции и не поспевающей за ней индексации пенсий и зарплат бюджетников, доходы россиян останутся ниже уровня 2014 г. и в 2018 г.6.

Сохраняются случаи задолженностей по заработной плате. Так на 1 февраля 2016 г., по сведениям организаций (не относящихся к субъектам малого предпринимательства), суммарная задолженность по заработной плате составила 4 332 млн руб. и по сравнению с 1 января 2016 г. увеличилась на 760 млн руб. (на 21,3%)7.

Как следствие, в 2015 г. покупательная способность населения упала на 25—35%8. По данным опроса «Левада-центра», 58% россиян вынуждены экономить на питании и повседневных расходах,

57% опрошенных экономят на приобретении товаров длительного пользования.

По оценке «ВТБ Капитал», в этом году россияне расходуют 50—55% семейного бюджета на покупку продуктов, что также является одним из факторов, определяющих бедность.

Доля «бедных» семей, которым не хватает даже на еду, и тем, кому достаточно средств на еду, но покупка одежды затруднительна, за год выросла с 22% до 39%. Таковы результаты опроса ВЦИОМа, проведенного 12—13 декабря 2015 г. Участники исследования, проведенного 11—12 июля 2015 г., к разряду бедных отнесли бы семьи, в которых на одного человека приходится 11 тыс. руб. в месяц. По словам опрошенных, минимальная сумма, необходимая им самим для того, чтобы сводить концы с концами, составляет 22,7 тыс. руб. на человека. По опросу «Левада-центра» 75% россиян, по их собственному признанию, могут купить только еду и одежду. Еще 23% некоторые дорогие вещи, такие как телевизор или холодильник, но не могут купить автомобиль. Его могут купить лишь 4%. 60% населения считают, что товары и услуги в 2015 году подорожали в среднем на 15—50%. По мнению еще 20% людей цены выросли на 50—100%9.

10 марта 2016 г. правительство Российской Федерации своим постановлением сократило средний прожиточный минимум (для всех категорий), установив его на четвертый квартал 2015 г. в размере 9 452 руб. Он уменьшился на 221 руб. по сравнению с третьим кварталом (9 673 руб.)10.

Многие независимые эксперты-экономисты, полагают, что занижение МРОТ в России — это сознательная политика правительства через затор-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

маживание роста заработной платы, а официально установленный прожиточный минимум искусственно занижен в 2—2,5 раза, по сравнению с реальным (минимальной потребительской корзиной товаров и услуг). С 1 января 2013 г. правительство РФ изменило принцип формирования потребительской корзины. Теперь в ней учитывается только стоимость продуктов питания, а стоимость непродовольственных товаров и услуг берется как 50% от стоимости продуктовой корзины, а не с помощью подробного списка как было до этого11. По мнению экспертов, это позволяет, за счет «статистических манипуляций», искусственно сдерживать официально установленный прожиточный минимум. Таким образом «государство пытается сократить социальную нагрузку на бюджет» — считают эксперты.

Необходимо актуализировать методику расчета прожиточного минимума, также являющегося ключевым показателем при определении уровня бедности. Почему бедность мы по-прежнему считаем на уровне нищеты, по прожиточному минимуму, если экономическая мощь России выросла: уже в 2007 г. по уровню ВВП мы достигли уровня 1991 г.

Политика правительства по снижению масштабов бедности может служить хорошей иллюстрацией недооценки, и даже непонимания этой проблемы. Определяя уровень бедности на основе прожиточного минимума, правительство связывает снижение масштабов бедности только с повышением МРОТ, зарплаты бюджетникам, пенсий и других пособий, выделяя для этого дополнительные средства, полагая, что эти средства в основном попадают к бедным. Но, как показывает детальный анализ на уровне различных доходных групп населения, даже достаточно радикальные предложения по повышению МРОТ и пенсий не могут привести к заметным сдвигам по снижению бедности и избыточного неравенства.

Измерение уровня бедности на основе прожиточного уровня не является достаточно объективным, так как этот уровень определяется на основе субъективных оценок и в современных условиях уже не отражает реальной ситуации с бедностью.

Важнейшей функцией государства в нынешних условиях экономического спада и санкций стано-

вится обеспечение четкой согласованности приоритетов и тактики экономических преобразований с приоритетами и темпами проведения социальных реформ.

Стала очевидной невозможность проведения нового этапа реформ за счет основной массы населения, особенно средних слоев, в частности, взвинчивания цен на жилищно-коммунальные услуги, при сложившемся уровне бедности населения, осуществление реформы накопительной пенсионной системы и системы социального обеспечения. Углубление реформы за счет дальнейшего наступления на жизненный уровень народа грозит нарастанием бездомности и нищеты, гражданским неповиновением.

Интересы возрождения и обеспечения экономической безопасности России требуют объективного и всестороннего мониторинга социального положения населения в целом и отдельных его составных частей с использованием параметров (пороговых значений), индикаторов экономической безопасности.

Проведенный анализ и оценка современного состояния индикаторов: дифференциации доходов и бедности населения позволяет сделать неутешительный вывод, что современное состояние социальной сферы России имеет серьезные риски и угрозы с точки зрения обеспечения экономической безопасности.

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», утверждена Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683.

2 Федотова Е.А. Бедность как одна из угроз экономической безопасности России в социальной сфере. //Вестник Академии экономической безопасности МВД России, 2009, № 7. М.: АЭБ МВД России.

3 http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/sr-zpl3.

хЬ

4 http//www.Gaap. ru/news/149468/

5 http://www.vedomosti.ru/ economics/news/

6 http//www.rbc.ru/economics/19/11/2015/

7 http://www.gks.ru/free/B04_03/

8 http//www.newsru.com/finance/

9 http//www.levada.ru.

10 Постановление Правительства Российской Федерации от

10 марта 2016 г. № 178 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2015 г.».

11 Федеральный закон № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ». Проверено 11 ноября 2015 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.