Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности территориальных центров занятости населения Хабаровского края'

Некоторые аспекты деятельности территориальных центров занятости населения Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
128
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности территориальных центров занятости населения Хабаровского края»

РЫНОК ТРУДА

Некоторые аспекты деятельности территориальных центров занятости населения Хабаровского края

Т.А. Хамина

По результатам выборочных опросов получателей государственной услуги по содействию гражданам в поиске работы, предоставляемой государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения) нами была произведена оценка деятельности и технической оснащенности центров занятости населения (ЦЗН) Хабаровского края. Данным обследованием1 было охвачено 12 ЦЗН. Респондентами выступали граждане, обратившиеся в службу занятости в поисках работы, и работодатели, ищущие через службу занятости необходимую им рабочую силу.

Кроме общекраевого анализа нами проведён территориальный анализ. Для этого из списка было выделено три центра занятости районов, характеризующих три основных типа территориальных образований, расположенных на территории Хабаровского края.

Первый тип — ГУ ЦЗН г. Хабаровска. Краевой центр имеет стабильное социально-экономическое положение, рынок труда здесь

характеризуется следующими показателями: напряжённость составляет 1 безработный на 1 заявленную в ЦЗН вакансию, уровень безработицы - 1%, уровень трудоустройства -51%. Кроме г. Хабаровска к данному типу относится и г. Комсомольск-на-Амуре.

Второй тип - ГУ ЦЗН г. Амурска и Амурского района. Амурский район - это район с неустойчивым социально-экономическим положением, ситуация на рынке труда которого характеризуется «на грани критической», характерной для малых городов и прилегающей к ним сельской местности: напряжённость составляет 12 безработных на 1 заявленную в ЦЗН вакансию, уровень безработицы - 4,5%, уровень трудоустройства -26,6%. Таких районов в крае пять (Бикинс-кий, Вяземский, Николаевский, Совгаванс-кий районы).

Третий тип — ГУ ЦЗН Нанайского района. Нанайский район с критической ситуацией на рынке труда, характерной для сельской местности: напряжённость составляет 30 безработных на 1 заявленную в ЦЗН вакансию, уровень безработицы - 6,2%, уровень трудоустройства - 30%.

Отметим, что среднекраевые показатели рынка труда выглядят следующим образом: напряжённость составляет 3 безработных на 1 заявленную в ЦЗН вакансию, уровень безработицы - 3,3%, уровень трудоустройства - 34,5%.

Проведённое обследование выявило ряд как положительных, так и негативных моментов в деятельности центров занятости населения.

Как показали итоги обследования, в целом степень удовлетворённости граждан предоставлением этого вида государственной услуги высока и составляет 93%. Графиком работы и взаимодействием с работниками

Хамина Татьяна Анатольевна - главный специалист Управления ГСЗН правительства Хабаровского края, аспирантка Института экономических исследований ДВО РАН (г. Хабаровск)

центров занятости удовлетворены порядка 98% респондентов. Размерами и степенью технической оснащённости (наличие компьютеров для поиска подходящей работы, принтеров, телефонов, часов, лавок для ожидания) довольны 92% опрошенных (рис. 1).

100

■ результат предоставления гос.услуги □ график работы

■ размер и степень оснащённости

■ непосредственное взаимодействие с работниками ЦЗН

Рис. 1. Степень удовлетворённости респондентов различными аспектами деятельности ЦЗН Хабаровского края *

воренность как предоставлением самой государственной услуги, так и работой и степенью технической оснащенности центров занятости высказали клиенты ЦЗН, расположенных в районах первого типа (городские ЦЗН): результатом предоставления государственной

услуги удовлетворены 95% респондентов, графиком работы, размерами, степенью технической оснащённости и работой сотрудников ЦЗН довольны 92-99% опрошенных (рис. 2).

Менее всего довольны работой своих центров занятости граждане, проживающие в районах третьего типа (сельские районы): результатом предоставления государственной услуги удовлетворены только 84,6% респондентов, графиком работы, размерами, степенью оснащённости и работой сотрудников ЦЗН

Стоит отметить, что наибольшую удовлет- довольны лишь 70-80% опрошенных.

110

100

тип 1

тип 2

тип 3

СП результат предоставления гос.услуги □ график работы

■ размер и степень оснащённости

Шнепосредственное взаимодействие с работниками ЦЗН

Рис. 2. Степень удовлетворённости респондентов различными аспектами деятельности территориальных ЦЗН**

* Составлено автором по материалам Управления ГСЗН правительства Хабаровского края.

** Составлено автором по материалам Управления ГСЗН правительства Хабаровского края.

При этом стоит отметить, что основной причиной неудовлетворённости работой ЦЗН являются: нехватка мест и канцелярских принадлежностей для заполнения необходимых документов. Из чего следует, что степень удовлетворённости работой ЦЗН зачастую зависит от различных факторов, не связанных непосредственно с его деятельностью. К таковым можно отнести транспортную доступность, возможности финансирования (спонсорская помощь, субсидии от городских администраций и др.), наличие производства в районе и многое другое.

Обращает на себя внимание и тот факт, что из опрошенных граждан каждый второй уже не в первый раз обращается в службу занятости и основной причиной этого обращения является «отсутствие вакансий» (41%) и «не был трудоустроен» (34,5%). Особенно это характерно для сложной ситуации с трудоустройством в малых городах и сельской местности Хабаровского края.

Основными способами получения информации о предоставляемой государственной услуге в целом по краю являются (рис. 3): - работники ЦЗН (25,5%), газеты (19%), знакомые (18,5%), информационные стенды (16%). Менее всего используется сегодня Интернет (2%), что связано с недоступностью это-

го вида информирования для потенциальных клиентов ЦЗН, особенно проживающих в сельской местности.

Следует отметить, что в районах второго и третьего типа основными источниками получения информации о предоставляемой государственной услуге являются работники ЦЗН (35-38%) и газеты (18-20%).

Проведённый опрос работодателей показал, что, как и в случае с работниками, ищущими работу, это клиенты, многократно обращавшиеся в службу занятости (92%).

В основном в службах занятости ищут работников производства (рабочих) (35%), неквалифицированных работников (23%) и служащих (22%) (рис. 4).

Как показало обследование, в целом степень удовлетворённости работодателей предоставлением этого вида государственной услуги высока и составляет 96%. Взаимодействием с работниками центров занятости удовлетворены порядка 98% респондентов, размерами и степенью оснащённости довольны 87% опрошенных, а графиком работы лишь 73% (рис. 5).

Так же, как и в случае с гражданами, обращающимися в службу занятости в поисках работы, необоснованные действия работников ЦЗН в отношениях с работодателями практически отсутствуют: из 100% только 5% указали, что были такие дей-

■ Газеты

ЕЭ Телевидение

■ Интернет (в т.ч. сайт Роструда)

□ Знакомые

■ Работники ЦЗН

□ Информационные стенды

□ Брошюры

■ Плакаты

■ Информационные киоски

Рис. 3. Основные источники получения информации о предоставляемой государственной услуге***

*** Составлено автором по материалам Управления ГСЗН правительства Хабаровского края.

23% 35%

□ менеджер высшего звена

■ высококвалифицирован ный специалист

■ служ ащи й

■ работник производства/рабочий

■ неквалифицированный работник

Рис. 4. Структура заявок работодателей по профессиональной принадлежности ****

■ результат предоставления гос.услуги

■ график работы

□ размер и степень оснащённости

В непосредственное взаимодействие с работниками ЦЗН

Рис. 5. Степень удовлетворённости работодателей различны, ми аспектами деятельности ЦЗН Хабаровского края '**"

ствия, из них только трое отметили требование документов, не предусмотренных законом.

Однако стоит отметить, что зачастую как работодатели, так и обращающиеся в службу занятости граждане просто не знают необходимого списка документов, предоставляемых для получения данного вида государственной услуги. И поэтому утверждение о том, что с них требуют дополнительные документы, не предусмотренные законодательством, зачастую исходит от незнания.

В целом же, подводя итоги, можно сказать, что работе службы занятости края ра-

ботодателями и гражданами, обращающимися к её услугам, была дана высокая оценка, что подчёркивает важность и необходимость этой службы в крае. Однако директорам центров занятости стоит обратить особое внимание на слабую ориентацию населения на информирование через сайты Интернета, низкий уровень информирования средствами телевидения, через брошюры и памятки.

В условиях несоответствия спроса и предложения возрастает роль маркетинговых мероприятий, которые должны стать важным направлением в деятельности территориальных служб занятости. Для достижения этой цели необходимо организовать тесную совместную работу органов занятости и работодателей.

Смещение приоритетов на более предметное взаимодействие с работодателями потребует существенных изменений в технологии работы как подразделений по трудоустройству территориальных служб занятости в целом, так и отдельных их работников.

Целесообразным также видится внедре-

**** Составлено автором по материалам Управления ГСЗН правительства Хабаровского края.

***** Составлено автором по материалам Управления ГСЗН правительства Хабаровского края.

ние прямого посредничества с закреплением предприятий за специалистами службы занятости по профессионально-отраслевому признаку и выделение специалистов в подразделениях по трудоустройству, работающих с предприятиями определённой отрасли или группы отраслей. Зная реальное положение дел на предприятиях, они эффективнее будут вести разъяснительную работу с клиентами, подбирать наиболее подходящих претендентов на вакансии. В работе указанных служб должны будут использоваться различные формы взаимодействия с работниками кадровых служб, такие как телефонный маркетинг, письменное обращение к работодателям, индивидуальные встречи, «круглые столы», дни кадровика.

Тдкжв видится целесообразным обеспечение круглосуточного предоставления справочной информации о графике работы территориальных центров занятости населения и данном виде государственной услуги с использованием средств автоинформирования.

Литература и источники:

1. Примечание: Исследование «Внедрение нового административного регламента деятельности государственной службы заня-

тости населения по Хабаровскому краю: плюсы и минусы», 2006 г. (Ы = 870). Генеральную совокупность составляли граждане, обратившиеся в службу занятости в поисках работы, и работодатели, ищущие через СЗ необходимую им рабочую силу. Тип выборочной совокупности - многоступенчатая районированная, квотная — в разрезе двух основных характеристик (пол, возраст ), случайная на этапе отбора респондентов. Управление государственной службы занятости населения правительства Хабаровского края.

2. Бушмарин, И.В. Рынок труда в современной экономике / И.В. Бушмарин // Общество и экономика. - 2003. - №4. -С.21 - 27.

3. Данные выборочного опроса получателей государственных услуг, предоставляемых государственными учреждениями службы занятости (центрами занятости населения ): Статистические материалы. -Управление ГСЗН правительства Хабаровского края, 2007. - 126 с.

4. Кутепова, Н. Специфика российского рынка труда / Н. Кутепова // Человек и труд. - 2006. - №5.

5. Занятость и безработица в Хабаровском крае. Мониторинг регистрируемой безработицы. - Хабаровск, 2007. - 86 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.