Научная статья на тему 'Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде'

Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ АГРЕССИИ / НАСИЛИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрова Т. А.

В статье исследуются некоторые факторы, мотивирующие агрессию и насилие в молодежной среде, а также совершение преступлений связанных с ними. Раскрываются отдельные направления деятельности органов внутренних дел и других ведомств по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде, выявлены проблемы данной работы, предложены пути их решения. Приведен положительный законодательный и организационный опыт работы по противодействию рассматриваемому негативному явлению в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some aspects of police activity in Russia on tackling and prevention of aggression and violence among young people

Article devoted to research of factors stimulating aggression, violence and related crimes among young people (age 14 30). Author observes steps taken by law enforcement agencies to prevent spreading of aggression and violence among young people. Author discloses issues of such activity of police agencies and offers ways to tackle these issues. The article also contains examples of efficient legislative and organizational steps taken by regional law enforcement authorities in this sphere.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты деятельности органов внутренних дел по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде»

11.4. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ АГРЕССИИ И НАСИЛИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Петрова Т.А., с.н.с.

ВНИИ МВД России Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ

Аннотация. В статье исследуются некоторые факторы, мотивирующие агрессию и насилие в молодежной среде, а также совершение преступлений связанных с ними. Раскрываются отдельные направления деятельности органов внутренних дел и других ведомств по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде, выявлены проблемы данной работы, предложены пути их решения. Приведен положительный законодательный и организационный опыт работы по противодействию рассматриваемому негативному явлению в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: органы внутренних дел, распространение агрессии, насилие, молодежная среда.

В последние годы непрерывно происходит рост актов насилия в молодежной среде, что вызывает тревогу и постоянное обращение ученых к проблеме агрессивного поведения подрастающего поколения.

Особенно четко и часто указанные негативные черты индивида проявляются в правонарушениях экстремистской направленности.

В ряде исследований экстремизм неразрывно связан с агрессивным поведением, которое выражается в нетерпимости к мнению оппонента, в склонности к крайним вариантам решения проблем, в непринятие консенсуса и прав личности1.

В психологической теории агрессия определяется как индивидуальное или коллективное поведение, направленное на причинение вреда другому человеку или группе лиц2. Значительная часть правонарушений экстремистской направленности совершается подростками и молодыми людьми в группе, что свидетельствует об их психологической зависимости от нее. При этом личная ответственность снимается в сознании молодого человека тем, что, по их мнению «так принято» и «это вызывает одобрение»3.

Молодые люди попадают в неформальные объединения по причине отсутствия достаточных возможностей реализовать некоторые свои потребности, интересы и запросы из области общения, досуга, духовной деятельности посредством существующих форм. Все

1 См., напр.: Хлебушкин А.Г. Экстремизм: уголовно-правовой и уголовно-политический анализ: Монография / Отв. ред. Н.А. Ло-пашенко.- Саратов: Саратовский юридический институт МВД России, 2007. С. 11; Устинов В.В. Обвиняется терроризм. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. С.16.

2 Ратинов А.Р., Кроз М.В., Ратинова Н.А., Ответственность за разжигание вражды и ненависти. Психолого-правовая характеристика. М., 2005. С. 10-11.

3 Аминов Д.И., Оганян Р.Э., Молодежный экстремизм. М.: Триада, Лтд, 2005.С. 50.

возрастающее количество объединений, партий, движений экстремистской направленности является отражением нарастающего отчуждения части молодых людей от традиционных институтов социализации, снижения влияния семьи, школы, других учебных заведений на сознание и поведение подростков, юношей и девушек4.

Некоторые средства массовой информации, отдельные теле- и радиопрограммы, различного рода западные боевики и триллеры (а теперь и отечественные), также стимулируют у молодежи жестокость, насилие и желание его применения на практике. Посредством такого рода информации снижается уровень духовности, нивелируются многие морально-нравственные категории, внедряются далеко не лучшие образцы западных ценностей: культ денег и грубой физической силы, понятие вседозволенности.

До настоящего времени продолжаются дискуссии между психологами, педагогами, физиологами, философами о том, является ли агрессивность явлением врожденным, инстинктивным или приобретенным. В своей работе А. Бандура предложил социальную теорию обучения агрессивному поведению и указал, что преступному поведению, как и любому другому, учатся в соответствии с общими правилами теории обуче-ния5.

В результате исследования, проведенного Германским институтом по проблемам молодежи в сотрудничестве с Мюнхенским и Иенским университетами, было установлено, что до попадания в поле зрения полиции, фактически все подростки отличались чрезвычайно агрессивным поведением уже в детстве. Малолетние учащиеся прогуливают занятия, слоняются по улицам, распивая спиртные напитки, им нравится вызывать раздражение взрослых - например, выкрикивая нацистские лозунги, смысла которых они еще не совсем понимают в этом возрасте. За это некоторые из них были исключены из школы. В процессе своего развития они воспринимают экстремистскую идеологию. Многие родители и педагоги не ладят с такими детьми и ведут себя с ними строго, что усиливает агрессивность детей6.

Элементы агрессии можно выявить уже на ранних стадиях развития ребенка в детском саду или начальной школе и с помощью ряда профилактических мероприятий, проводимых образовательными учреждениями совместно с учреждениями здравоохранения, органами внутренних дел исключить их дальнейшее развитие. В данном случае речь идет о ранней профилактике, которая может быть обеспечена при постоянном и длительном взаимодействии указанных ведомств.

Органами внутренних дел ведется определенная работа по предупреждению проявлений экстремизма в молодежной среде. Данная категория молодых людей, привлеченная к уголовной и административной ответственности за преступления и административные правонарушения экстремистской направленности, состоит на профилактических учетах в ОВД. На списочном

4 Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001. С. 448.

5 См.: Бандура А. Агрессия в период возмужания. Варшава, 1968.

6 См.: Валь Клаус Развитие ксенофобии и агрессии. Научный доклад, представленный на рассмотрение «Второй международ-

ной конференции по проблемам миграции, культурного конфликта и преступности», Трирский Университет (Германия), 5-6 октября, 2001 г.

Пробелы в российском законодательстве

1'2009

учете состоят несовершеннолетние, поддерживающие и разделяющие взгляды экстремистов, использующие элементы нацистской символики в одежде, находящиеся в сложной жизненной ситуации. Инспектора подразделений по делам несовершеннолетних (далее - ПДН) также осуществляют контроль над неблагополучными родителями и взрослыми, проявляющими жестокость по отношению к своим детям и несовершеннолетним, вовлекающими их в противоправную деятельность. Жестокость взрослых по отношению к детям усугубляет ситуацию с беспризорными и безнадзорными детьми, которые, как правило, становятся жертвой насилия и преступности. По данным МВД России в течение последних пяти лет ежегодно находятся в розыске от 50 до 55 тысяч несовершеннолетних, самовольно ушедших от родителей или из детских воспитательных учреждений. В 2007 году родители и отчимы совершили против детей более 6 тысяч преступлений, квалифицированных в основном как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с ним (ст. 156 УК РФ). Жестокое отношение к детям в дальнейшем перерождается в проявление жестокости с их стороны по отношению к сверстникам, пожилым людям, лицам нерусской национальности и, как правило, заканчивается привлечением к уголовной ответственности за совершение преступлений, в том числе преступлений экстремистской направленности. Данной статьей предусмотрено наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, либо ограничением свободы на срок до трех лет. Мы полагаем, что на сегодняшний день назрела необходимость в ужесточении ответственности за совершение данного вида преступления.

Ввиду несовершенства федерального законодательства некоторые субъекты Российской Федерации самостоятельно решают проблемы с неблагополучными родителями. Так Белгородской областной Думой 20 января 2005 г. был принят Закон «Об ответственности родителей за воспитание детей»7, который конкретизирует обязанности родителей по воспитанию и образованию, всестороннему развитию, защите прав и интересов их несовершеннолетних детей, а также определяет способы профилактики неисполнения или ненадлежащего исполнения указанных родительских обязанностей. В соответствии со ст. 3 указанного Закона, исполняя обязанности по воспитанию детей, в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних, родители предпринимают меры по недопущению: пребывания детей в возрасте до 16 лет в летнее время после 23 часов, а в зимнее -после 22 часов, в кафе, барах, компьютерных салонах, дискотеках, а также в иных общественных местах без сопровождения взрослых; совершения детьми хулиганских действий; употребления детьми пива, алкогольных или спиртосодержащих напитков, либо наркотических или психотропных веществ; табакокурения детьми; совершения детьми иных антиобщественных действий.

Понятно, что только наказанием эту проблему не решить, поэтому ежегодно милицией ставится на учет

7 См.: Закон Белгородской области от 31 января 2005 г. № 167 «Об ответственности родителей за воспитание детей» // Сборник законов, принятых Белгородской областной Думой в 2005 г. 2006. Том XI.

более 100 тысяч неблагополучных семей, с которыми ведется постоянная кропотливая работа по ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних. В Краснодарском и Ставропольском крае, Сахалинской области хорошо зарекомендовал себя эксперимент по введению инспекторов отделения по работе с неблагополучными семьями отдела внутренних дел, которые решают в основном социальные вопросы такие как: материальное обеспечение неблагополучных семей, организация досуга и каникулярного отдыха несовершеннолетних, их лечение и др. Они выявляют и ставят на профилактический учет социально неблагополучных родителей, систематически употребляющих алкогольные напитки, наркотические средства и психотропные вещества имеющих малолетних детей, которые могут стать предметом насилия. Нередко информация об указанных семьях поступает в ПДН от сотрудников здравоохранения, школ и дошкольных учреждений с большим запозданием, либо не поступает вообще8.

Однако на сегодняшний день круг обязанностей и компетенции указанных инспекторов четко не определен и не регламентируется никаким нормативным правовым актом. Нет единой технологии выявления неблагополучных семей, механизма взаимодействия семейных инспекторов по данному вопросу с другими учреждениями и организациями системы профилактики, установленного, четко определенного списка мер по оказанию им своевременной и эффективной помощи. Назрела необходимость принятия нормативного правового акта, регулирующего деятельность семейных инспекторов.

По данным МВД России в настоящее время в крупных городах 72 субъектов Российской Федерации в 9,5 тыс. образовательных учреждений несколько лет успешно работают около 5 тысяч школьных инспекторов милиции. В зону их обслуживания входят образовательное учреждение и прилегающая к нему территория, а также место жительства учащихся, где школьные инспектора9: участвуют в мероприятиях по предупреждению безнадзорности и беспризорности, употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди учащихся; проводят индивидуальнопрофилактическую работу с учащимися, состоящими на учете в образовательном учреждении либо в ПДН, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, и родителями или иными законными представителями названных учащихся, принимает меры по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних; осуществляют меры по предупреждению и пресечению правонарушений и антиобщественных действий, в том числе экстремистской направленности, со стороны учащихся образовательного учреждения либо в отношении них; проводят правовую пропаганду среди учащихся и их родителей или иных законных представителей, работу по формированию у учащихся законопослушного поведения и чувства толерантности к своим сверстникам других национальностей и религиозных конфессий; выявляют причины и условия, способствующие безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, совершению учащими-

8 См.: молодежная правовая газета МВД России «Опасный возраст». 2008. № 3.

9 См.: глава 11 приказа МВД Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № 569 «Об утверждении инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел (в редакции от 6 апреля 2007 г.).

ся правонарушений и антиобщественных действий и др.

Таким образом, уже имеются научные знания о природе формирования агрессивного поведения молодежи и достаточный опыт его профилактики, и мы видим, как посредством законодательного регулирования предпринимаются шаги по приданию системности и организованности данной работе. Но так же очевидно, что государству, гражданскому обществу, опираясь на научный подход к данной проблеме и опыт регионов, еще предстоит сделать очень много для искоренения факторов приводящих молодых людей на путь агрессии и насилия.

Рецензия.

Актуальность темы представленной статьи обусловлена тем обстоятельством, что в последнее время наблюдается тенденция к увеличению проявлений агрессии и насилия в молодежной среде. В качестве факторов, мотивирующих агрессию и насилие, а также совершение преступлений связанных с ними называются неблагоприятные условия жизни в семье, специфические особенности личности, ценности и нормы которым отдают предпочтение в средствах массовой информации и др.

Автор отмечает, что агрессия, насилие и преступность во многих случаях связаны между собой и дополняют друг друга. Особенно четко и часто это проявляется в правонарушениях экстремистской направленности.

В статье указаны некоторые направления деятельности органов внутренних дел и других ведомств по противодействию распространению агрессии и насилия в молодежной среде, выявлены проблемы данной работы, предложены пути их решения.

Кроме указанного в статье приведен положительный законодательный и организационный опыт работы по противодействию рассматриваемому негативному явлению в субъектах Российской Федерации.

Проведенное Т.А. Петровой исследование содержит целый ряд идей, положений и выводов, отличающихся существенной научной новизной и имеющих большое теоретическое и практическое значение. Материал статьи изложен в логической последовательности, она легко и с интересом читается.

Исходя из изложенного можно сделать вывод о том, что научная статья Петровой Татьяны Анатольевны в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она представляет собой завершенное исследование актуальной проблемы юридической науки, имеет существенную научную и практическую значимость, содержит совокупность новых научных положений и может быть рекомендована к опубликованию.

Научный руководитель:

Гпавный научный сотрудник НИЦ №7 ВНИИ МВД России,

доктор юридических наук, доцент Н. Ф. Попова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.