Научная статья на тему 'Некоторые аспекты армяно-иранского экономического сотрудничества'

Некоторые аспекты армяно-иранского экономического сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Армения / Иран / сотрудничество / развитие / экспорт / импорт / сальдо / торговля / транспорт / энергетика / Armenia / Iran / cooperation / development / exports / imports / balance / trade / transport / energy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д. Р. Галоян

Активизация экономических отношений Армении с Ираном особенно актуальны в свете последних геоэкономических трансформаций в регионе. В данной роботе сделан анализ упомянутых отношений и доказано, что торговые отношения Ирана и Армении не являются достаточно активными и не могут играть позитивную роль для развития экономики Армении, так как в структуре экспорта превалируют дешевые сырьевые продукты, которые часто снижают конкурентоспособность идентичной отечественной продукции на внутреннем рынке. Следовательно, экономические отношения с южным соседом должны быть сориентированы в большей степени на углубление энергетического сотрудничества и совершенствование транспортной системы. В частности, предложена реализация существующих строительных проектов в транспортной сфере, а также организация других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Aspects of the Armenian-Iranian Economic Cooperation

The activation of economic relations of Armenia with Iran is especially topical in the light of recent geo-economic transformations in the region. The analysis of above-mentioned relations was made in this article, and it was proved that the trade relations of Iran and Armenia are not sufficiently active and cannot play the positive role for the development of Armenia's economy, as in the export structure the cheap raw material products prevail, which frequently reduce the competitive ability of identical native production on the domestic market. Consequently, the economic relations with south neighbour must be oriented in great extent for deepening the energetic cooperation and improvement of the transport system. Particularly, the implementation of the existing construction projects in the transport area, and the organization of others are suggested. This creates prospects for relations not only in the economic area, but in the social-cultural area either, and also the most important is the fact that it will open possibilities for more active interrelations with other countries of the region.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты армяно-иранского экономического сотрудничества»

УДК 339.9 Доц. Д.Р. Галоян, канд. экон. наук - Армянский государственный

экономический университет, г. Ереван

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АРМЯНО-ИРАНСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Активизация экономических отношений Армении с Ираном особенно актуальны в свете последних геоэкономических трансформаций в регионе. В данной роботе сделан анализ упомянутых отношений и доказано, что торговые отношения Ирана и Армении не являются достаточно активными и не могут играть позитивную роль для развития экономики Армении, так как в структуре экспорта превалируют дешевые сырьевые продукты, которые часто снижают конкурентоспособность идентичной отечественной продукции на внутреннем рынке. Следовательно, экономические отношения с южным соседом должны быть сориентированы в большей степени на углубление энергетического сотрудничества и совершенствование транспортной системы. В частности, предложена реализация существующих строительных проектов в транспортной сфере, а также организация других.

Ключевые слова: Армения, Иран, сотрудничество, развитие, экспорт, импорт, сальдо, торговля, транспорт, энергетика.

Постановка проблемы. Роль Ирана, как стратегического партнера Армении в развитии регионального экономического сотрудничества, не может быть недооценена. Сотрудничество с соседними странами неизбежно, тем более с соседом, с которым у нас дружеские отношения.

Несмотря на то что тысячелетиями армяне и персы жили бок-о-бок, тесные политические, экономические, научные и культурные отношения между ними были установлены лишь в последние 15-20 лет. Но если для углубления научных и культурных отношений нет препятствий, то расширению политических связей мешает взрывоопасное отношение западных стран к Ирану, а экономическим связям - политика закрытой экономики Ирана. В то же время в докладе экспертов МВФ 2014 г. говорится, что в краткосрочном периоде перспективы экономического развития этой страны остаются неопределенными. После двулетнего спада, по мнению экспертов, в текущем году Иран зарегистрирует реальный рост ВВП из-за улучшения состояния внешней среды [1]. Тем не менее, мы считаем, что проблемы слабого экономического роста и высокой инфляции в Иране нужно решать путем осуществления структурных реформ, что особенно актуально в контексте последних геополитических и экономических трансформаций в Европе и Азии.

Анализ последних исследований и публикаций. Проблема армяно-иранских отношений очень древняя, и ей посвящено огромное количество публикаций - как научных, так и сугубо публицистических. Впрочем, большинство современных работ рассматривают отношения Ирана и Армении в контексте интересов других, более мощных, экономических субъектов и региональных формирований. В частности, систематически анализируются вопросы места и функций России в отношениях Армении и Еревана по ключевым вопросам в регионе Южного Кавказа [2], особенно - энергетические интересы России в отношениях этих стран [3]. Значительное место в научных дискуссиях занимает также проблема выбора геополитического сотрудничества Армении и других стран региона [4], что предполагает анализ не так экономических, как политических факторов.

Науковий вкнпк Н.1ТУ Укра'ми. - 2014. - Вип. 24.9

Вопреки разностороннему анализу и изучению проблемы взаимоотношения стран, вопрос конкретных шагов в экономическом сотрудничестве Ирана и Армении, а также анализ последующих перспектив этого, фактически не рассматривался.

Формирование задачи. В связи с вышеизложенным, целью данной работы является анализ экономического сотрудничества между Арменией и Ираном в транспортной сфере и анализ его последующих перспектив. Заметим также, что поднятая нами проблематика имеет интегрированный характер, затрагивая отношения между странами одновременно в социальной, культурной, экономической и политической сферах.

Изложение основного материала. Что касается развития армяно-иранских торговых отношений, то им в первую очередь препятствует низкое качество продукции иранского производства. Тот факт, что конкурентные преимущества иранской продукции отражаются лишь в низкой цене товаров, проявляется в армяно-иранских торговых отношениях. После провозглашения независимости РА, Иран стал основным торговым партнером нашей страны в течении нескольких лет. Внутренний рынок сразу наполнился продовольственными товарами иранского происхождения. Но в годы экономического спада это явление в течение короткого периода времени продемонстрировало также негативные последствия. Во-первых, дешевый импорт не только причинил вред развитию отечественного производства одноименных товаров, но и стимулировал иммиграцию иранцев в Армению, в то время как из-за высокого уровня безработицы многие армяне искали работу за границей.

С середины 1990-х годов до 2001 г. внешнеторговому обороту Ирана и Армении была типична тенденция спада, которая была обусловлена рядом объективных причин. Во-первых, в 90-тые годы ХХ в. из-за блокады Иран являлся единственным торговым партнером Армении. После этого Армения стала импортировать российские товары, которые были более "родными" для армян. Позже главным торговым партнером Армении стал Евросоюз. Однако с 2001 г. валовой товарооборот двух стран растет в основном за счет увеличения объемов импорта (рис.).

Рис. Экспорт, импорт и сальдо торгового баланса Армении и Ирана в 2001-2012 гг. (млн долларов) [5-7]

Несмотря на то, что в 2008 г. по сравнению с 2001 г. объем экспорта из Армении в Иран снизился на 21,3 %, в 2009-2012 гг. он вырос в 3,4 раза или на 228 %. В отличие от объемов экспорта, объемы импорта в рассматриваемый период сократились только в кризисном 2009 г. на 20 %. Тем не менее, темпы роста в последующие годы были восстановлены, а в 2012 г. объемы импорта превысили докризисный уровень на 8,1 %.

Хотя с 2009 г. экспорт Армении в Иран беспрецедентно вырос, однако сальдо торгового баланса с этой страной всегда имел отрицательное значение. Кроме того, в 2012 г., по сравнению с базисным годом, сальдо торгового баланса увеличился в 2,4 раза, а наибольшее отрицательное значение зарегистрировалось в 2008 г., когда объем импорта превысил объем экспорта в 8 раз. В любом случае, с 2009 г. замечается тенденция сокращения отрицательного сальдо.

В изучаемом периоде существенные изменения произошли также в товарной структуре внешнеторгового оборота. Прежде всего заметим, что если экспорт Ирана включают 75-80 групп товаров, то импорт ограничивается только 2530 группами. В то же время 51,9 % импорта и 84,7 % экспорта приходится на минеральное топливо (импортируется бензин, экспортируется электроэнергия) [7].

Таким образом, анализ показывает, что торговые отношения Ирана и Армении не являются достаточно активными и не могут играть позитивную роль для развития экономики Армении, так как в структуре экспорта превалируют дешевые сырьевые продукты, которые часто снижают конкурентоспособность идентичной отечественной продукции на внутреннем рынке. Среди первых 10 групп товаров, экспортируемых из Армении в Иран, есть различные технологические товары, что означает, что в Иране существует спрос на эти товары. Тем не менее, низкий уровень экономического развития Армении не позволяет экспортировать большие объемы технологических, наукоемких товаров, в результате чего Армения теряет чрезвычайно важный потенциал доступа в большой рынок соседней страны. Армяно-иранская внешняя торговля не может быть описана как сотрудничество, основанное на сравнительных преимуществах. Наша страна имеет возможности производства подавляющей части импортируемых товаров из Ирана. Кроме того, ограниченность экспортной структуры, крупномасштабный импорт продовольственных и бытовых товаров, не только приводит к ничем не оправданному увеличению отрицательного сальдо торгового баланса, а также к снижению темпов развития стратегически важных отраслей. Поэтому сотрудничество с Ираном необходимо развивать таким образом, чтобы сохранить с трудом завоеванные три ценности: экономическую независимость, демографическую однородность и национальную безопасность. Следовательно, пока что рано говорить о либерализации торговли между Ираном и Арменией. Правильнее было бы усилить сотрудничество в области энергетики, а протекционизм - в области сельского хозяйства, легкой и продовольственной промышленности, и поощрять инвестиции в малые и средние предприятия.

В настоящее время экономические отношения с южным соседом ориентированы в большей степени на углубление энергетического сотрудничества. Как известно, компании "Газпром" принадлежит 100 % уставного капитала

Науковий вкник НЛТУ У кражи. - 2014. - Вип. 24.9

компании "АйРусгазард". Есть мнение, что этим Армения отдала России монополию на поставки газа. На самом деле это предполагает российскую монополию в газотранспортной системе Армении, а не монополию российского газа во внутреннем рынке Армении.

Система и рынок - это разные понятия и они не могут быть идентифицированы. Армяно-российское соглашение регулирует сотрудничество в области инфраструктуры, а не источников поставок газа. В этих условиях увеличение объемов импорта газа из Ирана в Армению не может иметь никаких препятствий. В случае наличия покупателя, следует использовать газопровод Иран-Армения, принадлежащий компании "АйРусгазард", для которого покупатель или продавец должен сделать соответствующий транзитный платеж, что для такой маленькой страны как Армения будет незначительной суммой и сильно не повлияет на цену природного газа [8, 9].

Взаимовыгодное сотрудничество между двумя странами может быть сформировано также путем развития и совершенствования транспортного сотрудничества. Сегодня Иран - один из мировых лидеров по объему строительства железных дорог. Благодаря реализованным в течение последних нескольких лет крупных строительных проектов, Иран создал крупную магистральную железнодорожную систему, объединяющую в общую железнодорожную сеть железные дороги Турции, Ирака и Туркменистана. Однако в настоящее время Иран непосредственно вовлечен в несколько региональных проектов, которые могут повысить его роль как транзитной и транспортной зоны. Это [10]:

1. Строительство железной дороги Иран-Афганистан-Таджикистан, которая возьмет начало из иранского Машада и завершится в Душанбе. В дальнейшем железная дорога из Душанбе протянется в Кыргызстан и Китай.

2. Строительство железной дороги из казахского города Урен в Иран по территории Туркменистана. Новая железная дорога будет приблизительно на 600 км короче действующей, проходящей по территории Узбекистана и Туркменистана, что приведет к резкому увеличению объемов грузоперевозок. Эти два пункта должны считаться для Армении весьма важными. Если

они воплотятся в жизнь, то Армения может иметь короткий железнодорожный путь к Центральной Азии и Китаю. Для этого важно, чтобы была построена железная дорога Армения-Иран, которая, в свою очередь, создаст прямую железнодорожную связь между Китаем и Черноморскими портами. Не исключено, что именно это обстоятельство сыграет приоритетную роль для строительства железной дороги Армения-Иран с точки зрения обеспечения финансирования. Речь, в первую очередь, идет о Китае, который, согласно официальной информации, весьма заинтересован в этом проекте.

Заключение. Для развития тесного сотрудничества Иран и Армения должны обратить внимание в первую очередь на экономическую составляющую взаимоотношений. В частности, огромное значение в этом контексте имеет реализация упомянутых выше проектов и организация новых в транспортной сфере. Кроме сугубо экономической выгоды, обе страны смогут максимально реализовать свой логистический потенциал. Это на новый качественный

уровень создаст перспективы отношений не только в экономической, но и социально-культурной сфере, а также, что особенно важно, откроет возможности более активных взаимоотношений с другими странами региона.

Безусловно, многие субъективные факторы будут иметь свое воздействие на все вышеуказанные проекты, однако не могут пресечь их реализацию, поскольку для этого существуют очень важные экономические предпосылки. Все эти проекты дают Армении возможность предпринимать шаги по преодолению блокады и интеграции в региональную и всемирную экономику.

Литература

1. Iran Presses Ahead with Economic Reforms: April 4, 2014. [Electronic resource]. - Mode of access http://www.imf.org/external/pubs/ft/survey/so/2014/car040414 a.htm.

2. Элибегова А.Г. Стратегическая роль оси Москва - Ереван - Тегеран в формировании геополитической картины Закавказья / А.Г. Элибегова // Вестник Российского ун-та дружбы народов. - Сер.: Политология. - 2009. - № 2. - С. 89-93.

3. Коротышев А.П. Сотрудничество Республики Армения и Исламской Республики Иран в энергетической сфере и интересы России / А.П. Коротышев, А.С. Тюменкова // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - 4-1. - С. 347-351.

4. Микаелян Г. Внешняя политика Армении: попытка совместить интересы США, Европы и России / Г. Микаелян // Центральная Азия и Кавказ. - 2009. - № 3(63). - С. 137-146.

5. Статистический ежегодник Армении: 2002 / НСС РА. - Ереван, 2002. - 513 с.

6. Статистический ежегодник Армении: 2008 / НСС РА. - Ереван, 2008. - 457 с.

7. Статистический ежегодник Армении: 2013 / НСС РА. - Ереван, 2013. - 480 c.

8. Саруханян С. Для нас нежелательных энергетических последствий не ожидается / С. Саруханян // Голос Армении. - 01.07.2014. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www. golosarmenii.am/article/24189/dlya-nas-nezhelatelnyx-energeticheskix-posledstvij-ne-ozhidaetsya.

9. Саруханян С. Иранский газ может заменить для Армении российский, но он гораздо дороже / С. Саруханян // REGNUM [Инф. агентство]. - 06.06.2013. [Электронный ресурс]. -Доступный с http://regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1667975.html.

10. Новые транспортные проекты в регионе. [Электронный ресурс]. - Доступный с http:// www.noravank.am/rus/articles/detail.php? ELEMENT_ID=12739&sphrase_id=40195.

11. Евсеев В. Российско-иранское сотрудничество в сфере региональной безопасности / В. Евсеев. [Электронный ресурс]. - Доступный с http://www.noravank.am/rus/articles/detail.php? ELEMENT_ID=12830&sphrase_id=40194.

Галоян Д.Р. Деяга аспекти BipMeHCbKO-ipaHCbKoro eK0H0Mi4H0r0 сшв-робггництва

Активiзацiя економiчних вщносин Вiрменií з 1раном особливо актуальна у свiтлi останшх геоекономiчних трансформацш в регюш. У цш робот зроблено аналiз згада-них вщносин i доведено, що торге^ вщносини 1рану й Вiрменií достатньо активш та не можуть вщгравати позитивно! ролi для розвитку економши Вiрменií, адже у структурi експорту превалюють дешевi сировинш продукти, яга часто знижують конкурентоспро-можшсть щентично! втизняно! продукцп на внутршньому ринку. Отже, економiчнi вщносини з швденним суидом мають орieнтуватися бшьше на поглиблення енергетич-но! сшвпращ i вдосконалення транспортно! системи. Зокрема, пропонуеться реалiзацiя наявних будiвельних проектiв саме в транспортнш сферi, а також органiзацiя шших.

Ключовi слова: Вiрменiя, 1ран, сшвпраця, розвиток, експорт, 1мпорт, сальдо, тор-гiвля, транспорт, енергетика.

Galoyan D.R. Some Aspects of the Armenian-Iranian Economic Cooperation

The activation of economic relations of Armenia with Iran is especially topical in the light of recent geo-economic transformations in the region. The analysis of above-mentioned relations was made in this article, and it was proved that the trade relations of Iran and Arme-

Науковий вкник НЛТУ Украши. - 2014. - Вип. 24.9

nia are not sufficiently active and cannot play the positive role for the development of Armenia's economy, as in the export structure the cheap raw material products prevail, which frequently reduce the competitive ability of identical native production on the domestic market. Consequently, the economic relations with south neighbour must be oriented in great extent for deepening the energetic cooperation and improvement of the transport system. Particularly, the implementation of the existing construction projects in the transport area, and the organization of others are suggested. This creates prospects for relations not only in the economic area, but in the social-cultural area either, and also the most important is the fact that it will open possibilities for more active interrelations with other countries of the region.

Key words: Armenia, Iran, cooperation, development, exports, imports, balance, trade, transport, energy.

УДК338.45:615:330.366(477) Доц. 1.Б. Дутчак, канд. екон. наук -

Львiвський НУ т. 1вана Франка

М1СЦЕ ТА РОЛЬ ДЕРЖАВНИХ 1НСТИТУТ1В У РЕГУЛЮВАНН1 ФАРМАЦЕВТИЧНОГО РИНКУ В УКРА1Н1

Розглянуто роль державних шституйв у регулюванш фармацевтичного ринку, визначено функцн, як щ шститути виконують для потреб господарського i сощального розвитку, а також запропоновано схему мехашзму державного регулювання фармацевтичного ринку в Украш. Мюце державного сектора в змшанш економшд визначаеться через функцн державного регулювання економжи. Державне регулювання фармацевтичного ринку гарантуе реалiзацiю соцiально-економiчних прав людини при розподш медикаменпв, вирiвнюе структуры та регюнальш диспропорцн у забезпеченш медикаментами та гарантуе дотримання вимог щодо якост лiкарських засобiв.

Ключовi слова: фармацевтичний ринок, державне регулювання, шституцшне се-редовище, iнституцiйнi чинники, механiзм державного регулювання.

Роль та мкце iнституцiйного середовища на еташ переходу до ринкових вiдносин в економщ кра'ни становлять окрему гшку дослiдження. Iнституцiйне середовище в економщ загалом, так i на фармацевтичному ринку, вимагае ува-ги до себе не тшьки як результат чи передумова економiчних змiн, але як оче-видний вихiдний генератор процеав економiчного розвитку та еволюцшного вiдновлення у суспiльствi й економщ. Формування iнституцiйних засад соць ально-ринково! економiки потребуе подальшого вивчення процесш формування iнститутiв та !хнього значення для розвитку фармацевтичного ринку зокрема.

Мета дослщження - визначення функцш державного регулювання та формування схеми мехашзму державного регулювання фармацевтичного ринку. У процеа наукового пошуку теоретичш та правовi засади державного регулювання фармацевтичного ринку дослвджено iз застосуванням методов аналiзу та синтезу. Метод моделювання застосовано при побудовi схеми механiзму державного регулювання.

Вiтчизнянi дослвдники I. Малий, З. Ватаманюк, Н. Нижник, В. Олуйко, С. Панчишин, А. Сохецька дедалi бiльше схильш вважати iнституцiйнi чинники головними детермшантами функцiонування економiки [1, 2, 4, 5]. До шститу-цiйних чиннитв належать правовi, полiтичнi, економiчнi "правила гри" органi-зованi та створеш людьми, а також соцiокультурнi чинники, яю класифiкують-ся як неформальш чи неорганiзованi i передаються з поколшня в поколiння.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.