Научная статья на тему 'Некоторые аспекты административно-правового регулирования в сфере пожарной безопасности'

Некоторые аспекты административно-правового регулирования в сфере пожарной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
620
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Антонова Л.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты административно-правового регулирования в сфере пожарной безопасности»

СЕКЦИЯ № 9

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЧС РОССИИ

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Л.Б. Антонова,

Воронежский институт МВД России, г. Воронеж

Социальная ценность права проявляется в его способности эффективно регулировать общественные отношения, быть инструментом защиты и охраны прав человека, обеспечения его безопасного существования в обществе. Государство уделяет особое внимание обеспечению национальной безопасности как личности, так и общества в целом в различных сферах жизнедеятельности.

Говоря о национальной безопасности, следует понимать такое состояние защищенности и личности, и общества, и государства когда обеспечены возможности реализации прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации.

Национальная безопасность включает в себя оборону страны и все виды безопасности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, прежде всего государственную, общественную, информационную, экологическую, экономическую, транспортную, энергетическую безопасность, безопасность личности.

В статье 43 Указа Президента РФ от 31декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1] обозначены основные угрозы государственной и общественной безопасности, в качестве одной из которых указано возникновение пожаров.

Таким образом, обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

В числе основных нормативных документов направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности следует назвать Федеральный закон № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности», где в статье 1 законодатель дает понятие пожарной безопасности как состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

С 1 января 2002 г. государственное управление в области пожарной безопасности осуществляет Государственная противопожарная служба Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Несмотря на то, что государством была создана система надзорной деятельности в сфере пожарной безопасности, серьезные проблемы в этом

направлении обнаружились после известных трагических событий декабря 2009 года в городе Перми в ночном клубе «Хромая лошадь», где были впоследствии обнаружены грубейшие нарушения требований пожарной безопасности. «Гром грянул» и начались массовые проверки подобных заведений органами пожарного надзора, которые по нашему мнению должны находиться под наблюдением на постоянной основе, что не допустило бы невыполнение предписаний со стороны субъектов пожарного надзора предпринимателями.

Одним из путей обеспечения пожарной безопасности законодатель называет развитие системы принятия превентивных мер по снижению риска возникновения пожаров на основе совершенствования надзорной деятельности, проведения профилактических мероприятий (ст. 49 ФЗ № 69-ФЗ). В этих случаях могут быть задействованы добровольцы (ст. 13 ФЗ № 69-ФЗ и ФЗ от 06.05.2011 г. № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»).

Система административно-правового регулирования надзорной деятельности по обеспечению пожарной безопасности включает упомянутый нами федеральный закон № 69-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (вместе с «Положением о федеральном государственном пожарном надзоре»), Приказ МЧС России от 30 ноября 2016 г. № 644 «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности»; Приказ МЧС России от 14 апреля 2017 г. № 171 «Об утверждении Перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении федерального государственного надзора в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ, Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Сегодня законодатель учел малую эффективность правового регулирования надзорной деятельности, беря во внимание практику правоприменения и в мае 2017 года в ряд нормативных актов, регулирующих отношения, связанные с обеспечением пожарной безопасности, внес дополнения и изменения, которые должны повысить эффективность правового регулирования. Например, ввел в понятие «пожарный надзор» деятельность уполномоченных органов по проведению проверки состояния продаваемой пожарно-технической продукции (ст. 1 ФЗ № 69-ФЗ). Совершенствуется и правовое регулирование осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности на объектах защиты и территориях. Например, предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие деятельность на объектах обороны, войск Росгвардии, внутренних дел, государственной

охраны, внешней разведки, мобилизационной подготовки и мобилизации наделяются полномочиями по осуществлению пожарного надзора. Предусматривается применение риск-ориентированного подхода при проведении проверок объектов защиты, территорий или земельных участков, который предполагает анализ возможных рисков и сосредоточение внимания только на самых больших. Кроме того, за нарушение требований пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП РФ) штрафные санкции в отношении граждан увеличиваются до 3 тыс. рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - до 30 тыс. рублей [2].

Принят в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания подготовленный МЧС России проект Федерального закона № 305620-5 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности», который предусматривает устранение правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности, дальнейшее развитие правовых институтов негосударственного контроля за соблюдением требований пожарной безопасности [3].

В данных нормативных правовых актах под пожарным надзором понимают проверку соблюдения требований пожарной безопасности как форму реализации полномочий, но в теории права надзор предполагает еще и наблюдение, о чем мы говорили выше. Например, А.В. Мартынов полагает, что надзором должна именоваться вся государственно-управленческая деятельность, которая реализуется в форме наблюдения и проверки, а также иных сочетаемых действий, направленных на соблюдение различными субъектами права действующих норм законодательства с целью защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина, законных интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обеспечения различных видов национальной безопасности и общественного порядка, предполагающая возможность привлечения к юридической ответственности [4, с. 380].

На практике же даже деятельность по проверке соблюдения требований пожарной безопасности существенно сокращена: общее количество проведенных надзорных мероприятий соответствующих органов МЧС в первом полугодии 2017 года уменьшилось на 39 процентов в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (129719 проверок) и составило 85123 проверки [5].

Список использованной литературы

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 31 дек. 2015 г. № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 31 дек. 2015.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. - № 195-ФЗ (ред. от 29 сент. 2017) // Рос. газ. -№ 256. - 2001. - 31 дек.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности саморегулируемых организаций в области пожарной безопасности: проект Федерального закона № 305620-5 // Правовая система КонсультантПлюс. - consultant.ru (Дата обр. 17 сент. 2017).

4. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование. Монография / А.В. Мартынов - М.: NOTA BENE, 2010. - 548 с.

5. Доклады по результатам правоприменительной практики органов государственного контроля (надзора) МЧС России с руководством по соблюдению обязательных требований (утв. МЧС России 30 июля 2017) // Правовая система КонсультантПлюс. - consultant.ru (Дата обр. 19 сент. 2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.