Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее юридическое образование / преподаватель вуза / юрист / российское общество / качество высшего юридического образования / higher legal education / university lecturer / lawyer / Russian society / quality of higher legal education

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Костина Наталия Ивановна

В статье исследованы проблемы качества высшего юридического образования в России. Отмечается, что качество юридического образования в России постоянно обсуждается на протяжении многих лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME TOPICAL ISSUES OF LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article examines the problem of the quality of higher legal education in Russia. It is noted that the quality of legal education in Russia has been constantly discussed for many years.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 9(225)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_9_14

НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ SOME TOPICAL ISSUES OF LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

КОСТИНА Наталия Ивановна,

кандидат юридических наук. Е-mail: кostina_1982@mail.гu;

KOSTINA Natalia Ivanovna,

Candidate of Legal Sciences. e-mail: кostina_1982@mail.гu

Краткая аннотация: в статье исследованы проблемы качества высшего юридического образования в России. Отмечается, что качество юридического образования в России постоянно обсуждается на протяжении многих лет.

Abstract: the article examines the problem of the quality of higher legal education in Russia. It is noted that the quality of legal education in Russia has been constantly discussed for many years.

Ключевые слова: высшее юридическое образование; преподаватель вуза; юрист; российское общество; качество высшего юридического образования.

Keywords: higher legal education; university lecturer; lawyer; Russian society; quality of higher legal education.

Для цитирования: Костина Н.И. Некоторые актуальные вопросы юридического образования в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 9(225). С. 14-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_14.

For citation: Kostina N.I. Some topical issues of legal education in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 9(225). pp. 14-15. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_9_14.

Статья поступила в редакцию: 09.08.2023

Уровень развития любой правовой системы определяется правосознанием людей. Основным источником правосознания в современном российском обществе является высшее юридическое образование. Высшее юридическое образование является частью правовой культуры общества. Оно передаёт из одного поколения другому поколению профессиональных юристов. Юридическое образование подчиняется закономерностям развития и функционирования правовой системы общества. В современном российском обществе требования, предъявляемые к содержанию и формам высшего юридического образования достаточно мобильно меняются.

Правовую основу образовательного процесса в России составляют: статья 43 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека (1948), ч. 1. статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966), Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ. Статья 5 Федерального закона «Об образовании РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ закрепила, «что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование». Право на образование относится к числу социальных прав и свобод.

Содержание субъективного права на образование составляют возможности, которые обеспечивают отсутствие трудностей при его реализации [5, с. 107].

Научные статьи, исследующие проблемы высшего юридического образования написано много. Большинство тем касаются проблем качества высшего юридического образования. Качество юридического образования в России постоянно обсуждается на протяжении многих лет. Высшее юридическое образование сегодня может получить любой желающий, поскольку в каждом субъекте Российской Федерации имеется несколько высших учебных заведений по профилю подготовки. Россия богата грамотными специалистами по направлению подготовки «юриспруденция», но стоит остро проблема, связанная с тем, что выпускники юридических вузов работают не по своей специальности.

Ведущую роль в процессе юридического образования играет педагогический работник. От его профессиональных знаний и зависит качество юридического образования. В настоящее время упал спрос на преподавательскую деятельность со стороны молодежи, поскольку наблюдается рост учебной нагрузки и появление дополнительных видов работ [4, с. 149].

Поскольку сократились связи с западными коллегами, снизилась мобильность преподавателей и студентов.

Профессия юриста входит в пятерку наиболее востребованных и элитных, а предъявляемые к ней требования остаются достаточно высокими, поскольку принимаемые органами власти решения требуют высокой юридической квалификации, профессионализма и компетентности его работников [3, с. 9-10].

Выпускники юридических факультетов имеют теоретические знания в области права, они оторваны от практики, поэтому они являются невостребованными. А работодатели предъявляют на работу для любых должностей стаж работы. Тем самым выпускник не имеет профессиональной компетенции.

Подготовка юристов должна соответствовать целям и потребностям именно правового государства. Выпускник должен осознавать неизбежность перемен, психологически готов к переменам, нацеленных на постоянное получение и обновление знаний, отвечать за свои действия. Тогда он сможет решить проблемы.

Как правило, юридическое образование является одной из наиболее дорогостоящих для студентов специальностей в любой национальной системе [2, с. 31]. Для развития юридического факультета вуза переход к уровню бакалавриата и магистратуры является проблемным,

Теоретико-исторические правовые науки

поскольку полноценное образование можно приобрести через 6 лет. Недостатком системы высшего образования является то, что допускается поступление в юридическую магистратуру лиц с высшим образованием, не имеющих специальности «Юриспруденция». Особое внимание заслуживает проблема вступительных экзаменов на магистерские программы. Приём по программам магистратуры осуществляется по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно. Следовало бы организовать в вузах подготовительные курсы в магистратуру. Многие вузы при поступлении по программам бакалавриата организовывают подготовительные курсы, которые демонстрируют положительные результаты.

В период пандемии остро стояла проблема получения образования в дистанционном формате у многочисленных жителей населенных пунктов со слабым интернетом или отсутствие доступа к нему. Некоторые вузы не имели электронной коммуникации со студентами, что затруднило возможность их организации и ознакомление с новыми правилами ведения образовательного процесса. Некоторые преподаватели вуза имеют возраст старше 65 лет, что затруднило реализацию учебной деятельности, поставив на повестку дня вопрос о цифровой грамотности преподавателя вуза. Таким образом, работа вуза в дистанционном формате обострила проблему вовлечения слушателей в образовательный процесс. Необходимо развивать материально-техническую базу вузов в контексте необходимости использования информационных технологий. Дистанционное обучение и онлайн технологии должны быть как дополнение к традиционным формам получения высшего юридического образования, при условии их совершенствования.

Отдельной проблемой высшего образования является проблема теории и практики патриотическому воспитанию студентов. Учебная деятельность студентов предъявляет высокие требования к уровню их подготовки. Патриотическое воспитание студентов вузов предполагает такие качества, как ответственность, самоконтроль, добросовестность, что формирует у студентов их положительную репутацию.

Актуальной проблемой высшего образования выступает проблематика профессионализации обучения посредством междисциплинарных связей. Изучение иностранному языку позволит выработать представления о профессиональном языке и традициях зарубежных стран, освоить новые технологии, формы, методы и приемы общения [1, с. 29].

Для решения актуальных проблем высшего юридического образования необходимо осознать обществом и каждым гражданином потребности в праве на образование. Исследуя тему проблем высшего юридического образования, призываю вернуться к отечественному образованию и российским традициям, когда наука и образование были фундаментальными.

Библиография:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Российская газета от 4 июля 2020 № 144.

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета от 10 декабря 1998 г.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 -ФЗ // Собрание законодательства РФ от 31 декабря 2012 г. № 53 (часть 1) ст. 7598.

4. Зеленова Д.А. Высшая школа: актуальные проблемы и их решение на современном этапе // Международный научно-исследовательский журнал. -2020. - № 10-2 (100). - С. 29.

5. Бочаров Т. Юридическое образование в России и за рубежом: между университетом, профессией, государством и рынком: монография / Тимур Бочаров, Арина Дмитриева. - Москва: Норма, 2021. - 232 с. - С. 31.

6. Муртазалиев А.М. Проблемы юридического образования и обеспечения качества подготовки юристов в региональном видении // Юридический вестник ДГУ. 2021. Т. 40. № 4. С. 9-10.

7. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы // Актуальные проблемы юридического образования. № 1 (134) январь 2018. С. 149.

8. Беляйкина А.И. Конституционное право на образование и проблемы его реализации // Вестник Российского университета кооперации. № 2 (48). 2022. С. 107.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020 // Rossiyskaya Gazeta No. 144 dated July 4, 2020.

2. The Universal Declaration of Human Rights (adopted at the third session of the UN General Assembly by resolution 217 A of December 10, 1948) // Rossiyskaya Gazeta of December 10, 1998.

3. Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273 -FZ // Collection of Legislation of the Russian Federation dated December 31, 2012 No. 53 (Part 1) of Article 7598.

4. Zelenova D.A. Higher School: current problems and their solution at the present stage // International Scientific Research Journal. - 2020. - № 10-2 (100). - P. 29.

5. Bocharov T. Legal education in Russia and abroad: between university, profession, state and market: monograph / Timur Bocharov, Arina Dmitrieva. - Moscow: Norma, 2021. - 232 p. - p. 31.

6. Murtazaliev A.M. Problems of legal education and ensuring the quality of training of lawyers in a regional vision // Legal Bulletin of DSU. 2021. Vol. 40. No. 4. pp. 9-10.

7. Kondrashev A.A. Problems of modern legal education in the context of higher education reform in the Russian Federation: results and prospects // Actual problems of legal education. № 1 (134) January 2018. p. 149.

8. Belyaykina A.I. Constitutional right to education and problems of its implementation // Bulletin of the Russian University of Cooperation. No. 2 (48). 2022. p. 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.