Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / ПРОФИЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / ПЕРСПЕКТИВЫ / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рябова Е.В., Мартынова Е.А., Башаева А.В.

Современное высшее юридическое образование в нашей стране имеет ряд аспектов, вызывающих некоторые вопросы. Исследованию этих аспектов и возникающих в связи с ними вопросов и посвящена данная статья. Особое внимание в первую очередь уделяется роли и значению юридического образования в современной России. Вместе с тем анализируется состояние до настоящего времени системы высшего юридического образования, а также предлагаются возможные направления по улучшению его качества. Важность выбранной темы обусловлена потребностью разрешения многих проблем и задач, которые возникают в современном ходе учебного процесса и получения высшего юридического образования, что, безусловно, влияет и на дальнейшее будущее нашего государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рябова Е.В., Мартынова Е.А., Башаева А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL PROBLEMS AND PROSPECTS HIGHER LEGAL EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

Modern higher legal education in our country has a number of aspects that raise some questions. This article is devoted to the study of these aspects and the issues arising in connection with them. Special attention is primarily paid to the role and importance of legal education in modern Russia. At the same time, the current state of the system of higher legal education is analyzed, as well as possible directions for improving its quality are proposed. The importance of the chosen topic is due to the need to solve many problems and tasks that arise in the modern course of the educa tional process and higher legal education, which, of course, affects the future of our state.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_6_80 УДК 34:378(045)

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЫСШЕГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ1 CURRENT PROBLEMS AND PROSPECTS OF HIGHER LEGAL EDUCATION

IN THE RUSSIAN FEDERATION

РЯБОВА Евгения Васильевна,

кандидат философских наук, доцент, доцент

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева», 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

МАРТЫНОВА Елена Анатольевна,

доктор философских наук, профессор кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430032, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Энгельса, 20. E-mail: martynovaelena56@mail.ru;

БАШАЕВА Алёна Владимировна,

студентка ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М. Е. Евсевьева». 430007, Республика Мордовия, г. Саранск. E-mail: terekhina-alena@mail.ru;

Ryabova Evgenia Vasilevna,

the candidate of science of philosophy, Departments of Law and Philosophy FGBOU VO «Mordovian state pedagogical University named after M. E. Evsevyev». 430034, Republic of Mordovia, Saransk, Pushkin str., 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru

Martynova Elena Anatolievna,

Doctor of Philosophy, Professor of the Department of Law and Philosophy, FGBOU HE "Mordovia State Pedagogical University named after M.E. Evseviev", 430032, Republic of Mordovia, Saransk, st. Engels, d. 20. E-mai l : martynovaelena56@mai l.ru;

Bashayeva Alena Vladimirovna,

student of FGBOU VO « Mordovian state pedagogical University named after M. E. Evsevyev». 430007, Republic of Mordovia, Saransk. E-mail: terekhina-alena@mail.ru

Краткая аннотация. Современное высшее юридическое образование в нашей стране имеет ряд аспектов, вызывающих некоторые вопросы. Исследованию этих аспектов и возникающих в связи с ними вопросов и посвящена данная статья. Особое внимание в первую очередь уделяется роли и значению юридического образования в современной России. Вместе с тем анализируется состояние до настоящего времени системы высшего юридического образования, а также предлагаются возможные направления по улучшению его качества. Важность выбранной темы обусловлена потребностью разрешения многих проблем и задач, которые возникают в современном ходе учебного процесса и получения высшего юридического образования, что, безусловно, влияет и на дальнейшее будущее нашего государства.

Abstract. Modern higher legal education in our country has a number of aspects that raise some questions. This article is devoted to the study of these aspects and the issues arising in connection with them. Special attention is primarily paid to the role and importance of legal education in modern Russia. At the same time, the current state of the system of higher legal education is analyzed, as well as possible directions for improving its quality are proposed. The importance of the chosen topic is due to the need to solve many problems and tasks that arise in the modern course of the educa tional process and higher legal education, which, of course, affects the future of our state.

Ключевые слова: Высшее юридическое образование, качество юридического образования, процесс обучения, профильные юридические вузы, перспективы, проблемы.

Key words: Higher legal education, the quality of legal education, the learning process, specialized law schools, prospects, problems.

Для цитирования: Рябова Е.В., Мартынова Е.А., Башаева А.В. Актуальные проблемы и перспективы высшего юридического образования в Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6(222). С. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_80.

For citation: Ryabova E. V., Martynova E.A., Bashaeva A. V. Current problems and prospects of higher legal education in the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 6(222). pp. 80-82. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_6_80.

Статья поступила в редакцию: 20.04.2023

К числу важнейших показателей успеха в развитии государства относится высокий результат качества образования, в том числе высшего.

Однако сегодня эта область претерпевает множество изменений и инноваций, что, безусловно, связано с процессом всемирной глобализации. Ввиду этого очень важно в такой обстановке укреплять уровень и качество образования, обеспечивая тем самым достойное существование гражданам. Согласно правовой концепции подъем качества высшего юридического образования признается шагом в формировании правового государства. Без юридического образования невозможно стать квалифицированным специалистом, который сможет оказать помощь в

1 " Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию на тему «Формирование социальной идентичности студентов педагогического вуза в рамках изменяющегося общества»

Теоретико-исторические правовые науки

решении проблем граждан. Юридическое образование является важным фактором в повышении правовой культуры населения [4]. При этом общим положением многих экспертов последних лет стал тезис - снижение уровня качества юридических знаний, как и впоследствии, высшего образования в целом по стране.

Чтобы сделать выводы о том, как можно улучшить качество юридического образования, необходимо оценить ситуацию в данной сфере.

По мнению многих ученых и практиков, именно последнее десятилетие внесло существенные коррективы в преодоление острых проблем высшего юридического образования в России. Этот период является одним из самых противоречивых в своем содержании, который поставил под сомнение всю важность и престиж юридической профессии, ее способность быть инструментом для осуществления социального и политического развития страны. Тем не менее, сложившаяся таким образом сегодня система высшего юридического образования довольно сильно отличается от системы, функционировавшей в советское время, и нынешнее ее состояние оставляет желать лучшего. Ввиду этого, с целью изучения назревших проблем высшего юридического образования в РФ, предлагаю провести следующий анализ наиболее значимых из них.

1. Трансформация идеи образования в качестве духовного блага в идею образования как услуги привело к серьезному, масштабному реформированию юридического образования. Сформировавшаяся в период рыночной экономики система образования стала ориентироваться в понимании юриспруденции на некий определенный продукт, который должен был быть предложен потребителю. В свою очередь сложившаяся ситуация увеличила долю негосударственных образовательных учреждений высшего образования, что повлекло сопутствующее соперничество между университетами. Впоследствии претерпевает изменения и социально-психологический аспект восприятия юридического образования. Первое место принадлежит не качеству образования и подготовке элиты для государственного управления, а получению выгоды в форме прибыли от предоставления образовательных услуг. Эта ситуация нанесла серьёзный ущерб всей системе юридического образования и самому статусу юридических университетов. Некоторые российские и зарубежные ученые в области образования рассматривают в таком развитии высшей школы отказ от идеологической основы университетов как источника духовного развития и роста каждой личности, превращение университетов в субъектов рыночных отношений [6]. В данной ситуации коммерческая направленность является скорее способом достижения финансовой выгоды, а не показателем, побуждающим формирование качественного юридического образования за счет конкуренции между учебными заведениями.

2. Принятие обусловленного трансформацией как образовательной среды, так и начал отбора в вузы характера массовости высшим юридическим образованием. В юридической литературе справедливо отмечается тот факт, что подготовка юристов в России во все времена была задачей воспитания и обучения государственно мыслящих юристов и представляла особый интерес для органов власти. [5]. Следовательно, юридические вузы и факультеты конструировались изначально и оставались таковыми до сравнительно недавнего времени как школы для элиты российского общества. И в действительности, государство в первую очередь заботится о подготовке качественных юристов-профессионалов в области правоприменения и законотворчества, так как это пополняет его личный кадровый резерв. Исходя из этого, количество бюджетных мест в юридических вузах должно увеличиваться, а не уменьшаться, в крайнем случае оставаться на том же уровне. Конечно, представители технических специальностей стратегически необходимы и требуются, но государству, позиционирующему верховенство закона, нужны и юристы соответствующих квалификаций, которые отвечают требованиям специальности и уровню подготовки кадров, а также прошли строгий комплекс отбора.

3. Принятие двухуровневой подготовки юристов - магистратуры и бакалавриата, включение юридического образования в Болон-ский процесс. Он призван создать единое образовательное пространство в Европе, а также предоставить выпускникам возможность продолжить обучение в одной из европейских стран и впоследствии трудоустроиться в них [6]. Однако, вопросы данной реформации в большинстве своем не учитывали индивидуальности начал российского образовательного процесса и остались нерешенными. Признание Российской Федерацией положений Болонской системы не рассматривало специфику конкретных направлений подготовки кадров. Юридическое образование носит национальную направленность в любой стране мира и не дает таким образом право осуществлять профессиональную деятельность в другой стране без получения там полного образования. Следовательно, такая система не может быть применена к высшему юридическому образованию.

По сути, юридическая подготовка в вузах может осуществляться только на двух уровнях. В соответствии с законодательством и юридической практикой степень бакалавра не является подходящей для профессиональной деятельности. Согласно Закону РФ «О статусе судей в Российской Федерации» в качестве образовательного разграничения для занятия должности судьи предусмотрено наличие высшего образования не ниже диплома специалиста или магистра. Это означает, что юрист со степенью бакалавра не может быть принят в качестве судьи, впоследствии они и сталкиваются при трудоустройстве с трудностью, работодатели их не воспринимают в качестве специалистов требуемого показателя подготовки. В целом, существуют непреодолимые национальные барьеры в сфере гуманитарных направлений, не позволяющие говорить об унификации образования, взаимном признании степеней и так называемом допуске к профессиональной деятельности.

4. Вопросы, связанные с регулированием органами власти образовательных стандартов остаются также неразрешенными. Во-первых, вузы делятся на две группы. К первой группе относятся те из них, которые могут заниматься разработкой собственных стандартов. Вторую группу вузов составляют те, которые должны соответствовать требованиям ФГОС, утвержденному приказом Министерства науки и высшего образования РФ. В то же время все перечисленные выше вопросы не имеют однозначного решения, ввиду чего это не позволяет покрыть их узкими рамками этой статьи. Кроме того, стоит добавить и то, что сущность поставленной проблемы определяется более высоким уровнем высшего юридического образования в нашей стране в целом, а также комплексной юридической наукой и практикой.

Перечисленные мной проблемы подводят к самому главному - снижению до нуля качества образования юристов, что негативно ска-

зывается на их влиянии и на всю правовую систему, и на жизнь современного общества в целом.

Обобщая существующие проблемы, следует отметить следующие направляющие положения по подъему качества образования юристов:

1) Возвращение к идее образования как духовного блага, отрицание идеи образовательного процесса как услуги. Тем самым возникает сокращение коммерческих начал в юридическом образовании.

2) Сохранение регулирования подготовки юристов в вузах органами власти.

3) Увеличение приема студентов-бюджетников на юридических факультетах в государственные вузы и тем самым сокращение приема на платной основе.

4) Разработка примерных учебных программ и унификация содержания юридического образования как условие обеспечения к подготовке специалистов качества и единства требований.

Следует отметить, что в статье дается лишь краткий анализ некоторых, но, на мой взгляд, основных аспектов высшей юридической школы на сегодня. Комплексное детальное изучение всегда всё же требует более масштабного подхода к каждой выявленной тенденции и проблеме, только в таком случае они могут быть в определенной степени разрешены.

Библиогра фия:

1. Бикмурзина Н.С. О роли геймификации в процессе формирования правовой компетенции обучающихся / Н.С. Бикмурзина, Д.Г. Давыдов, М.А. Капаев, А.Ю.Куприянов, Е.В. Рябова // Аграрное и земельное право. - № 6(210). - 2022. - С.36-39.

2. Борисов, А.В. Юридическое образование в России: история, современность, перспективы развития : монография / А.В. Борисов, А.В. Корнев, Л.А. Пет-ручак. - Москва : Юр.Норма, 2018. - 208 с. - ISBN 978-5-91768-622-6. - Текст : непосредственный.

3. Демченко, Т.И. О целеполагании и содержании высшего юридического образования в современной России / Т.И. Демченко. - Текст : электронный // Новеллы конституции Российской Федерации и задачи юридической науки. - 2021. - № 18. - с. 394-402. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=47084210. (дата обращения: 14.03.2022).

4. Долгих, Ф.И. Юридическое образование в России в свете больших вызовов : монография / Ф.И. Долгих. - Москва : Университет Синергия, 2020. - 106 с.

- ISBN 978-5-4257-0445-0. - Текст : непосредственный.

5. Рожкова, О.И. Конституциональные проблемы современного высшего юридического образования России: характеристика, пути решения / О.И. Рожкова.

- Текст : электронный // Современные проблемы государства и права. - 2020. - № 65. - с. 523-526. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=45725182. (дата обращения: 15.03.2022).

6. Сазанова, И.В. Реальные и мнимые проблемы высшего юридического образования в России / И.В. Сазанова. - Текст : электронный // Знание. - 2019. -№ 7-1 (71). - с. 94-98. - URL : https://el i b rary. ru/item.asp?id=39195839. (дата обращения: 20.03.2022).

References:

1. Bikmurzina N.S. On the role of gamification in the process of formation of legal competence of students / N.S. Bikmurzina, D.G. Davydov, M.A. Kapaev, A.Yu.Kupriyanov, E.V. Ryabova // Agrarian and land law. - № 6(210). - 2022. - Pp.36-39.

2. Borisov, A.V. Legal education in Russia: history, modernity, prospects of development : monograph / A.V. Borisov, A.V. Kornev, L.A. Petruchak. - Moscow : Legal Norm, 2018. - 208 p. - ISBN 978-5-91768-622-6. - Text : direct.

3. Demchenko, T.I. On goal-setting and the content of higher legal education in modern Russia / T.I. Demchenko. - Text : electronic // The new laws of the Constitution of the Russian Federation and the tasks of legal science. - 2021. - No. 18. - pp. 394-402. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=47084210 . (date of address: 03/14/2022).

4. Dolgikh, F.I. Legal education in Russia in the light of big challenges: monograph / F.I. Dolgikh. - Moscow : Synergy University, 2020. - 106 p. - ISBN 978-5-42570445-0. - Text : direct.

5. Rozhkova, O.I. Constitutional problems of modern higher legal education in Russia: characteristics, solutions / O.I. Rozhkova. - Text : electronic // Modern problems of state and law. - 2020. - No. 65. - pp. 523-526. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?id=45725182 . (date of address: 03/15/2022).

6. Sazanova, I.V. Real and imaginary problems of higher legal education in Russia / I.V. Sazanova. - Text : electronic // Knowledge. - 2019. - № 7-1 (71). - pp. 94-98.

- URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=39195839 . (accessed: 03/20/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.