Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
205
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КИНОИНДУСТРИЯ / КИНОПРОИЗВОДСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ ОБОРОТ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДОГОВОР / УБЫТКИ / ШТРАФ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябова Евгения Васильевна, Рябов Андрей Алексеевич

Предметом нашего исследования является правовое регулирование института киноиндустрии на основе действующего российского законодательства. Киноискусство является важным инструментом правового воспитания. Путем отражения, например, в сюжете социально-значимых установок, мы можем добиться изменения представления людей о праве и, как неизбежное, повышения правовой культуры. В настоящее время российский кинематограф проходит этап становления, нуждается в государственной поддержке. Институт правового регулирования киноиндустрии в России остается недостаточно изученным, именно это определило выбор исследования автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL ASPECTS OF FILM PRODUCTION IN RUSSIA

The subject of our research is the legal regulation of the institute of the film industry on the basis of the current Russian legislation. Cinematography is an important tool of legal education. By reflecting, for example, socially significant attitudes in the plot, we can achieve a change in people's ideas about law and, as inevitable, an increase in legal culture. Currently, Russian cinema is in its infancy and needs state support. The institution of legal regulation of the film industry in Russia remains insufficiently studied, and this is what determined the choice of the authors' study.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ»

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2022. № 6(210)

DOI 10.47643/1815-1329_2022_6_56 УДК 347.77(035.3)

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ* LEGAL ASPECTS OF FILM PRODUCTION IN RUSSIA РЯБОВА Евгения Васильевна,

кандидат философских наук, доцент кафедры права и философии

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

РЯБОВ Андрей Алексеевич,

студент факультета истории и права ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева». 430034, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Пушкина, 72. E-mail: dryha01@rambler.ru;

Ryabova Evgenia Vasilevna,

the candidate of science of philosophy, FGBOUVO «Mordovian state pedagogical University named after M. E. Evsevyev». 430034, Republic of Mordovia, Saransk, St. Pushkina, 72. E-mail: riabova-e@rambler.ru;

Ryabov Andrey Alekseevich,

student of the Faculty of History and Law Mordovian State Pedagogical University. 430034, Republic of Mordovia, Saransk, St. Pushkina, 72. E-mail: dryha01@rambler.ru

Краткая аннотация: Предметом нашего исследования является правовое регулирование института киноиндустрии на основе действующего российского законодательства. Киноискусство является важным инструментом правового воспитания. Путем отражения, например, в сюжете социально-значимых установок, мы можем добиться изменения представления людей о праве и, как неизбежное, повышения правовой культуры. В настоящее время российский кинематограф проходит этап становления, нуждается в государственной поддержке. Институт правового регулирования киноиндустрии в России остается недостаточно изученным, именно это определило выбор исследования автора.

Abstract: The subject of our research is the legal regulation of the institute of the film Industry on the basis of the current Russian legislation. Cinematography is an important tool of legal education. By reflecting, for example, socially significant attitudes in the plot, we can achieve a change in people's ideas about law and, as inevitable, an increase in legal culture. Currently, Russian cinema is in its infancy and needs state support. The institution of legal regulation of the film industry in Russia remains insufficiently studied, and this is what determined the choice of the authors' study.

Ключевые слова: киноиндустрия, кинопроизводство, гражданский оборот, правовое регулирование, договор, убытки, штраф. Keywords: film industry, film production, civil turnover, legal regulation, contracts, losses, fine.

Статья поступила в редакцию: 10.03.2022

Введение

Кинопроизводство представляет собой сложный комплексный творческий, правовой и экономический процесс, связанный с подготовкой и выпуском на широкий экран аудиовизуальных произведений, начиная с формирования авторского замысла и заканчивая запуском готового продукта в гражданский оборот для широкого круга потребителей. Этот процесс требует большого участия людей творческих профессий (продюсеры, режиссеры, актеры, сценаристы, авторы музыкальных композиций и др.) и технических специалистов, в ведении которых находятся работы по подготовке декораций и реквизита в съемочных павильонах, организации и выполнению всего съемочного процесса, монтажу отснятых кадров и иные практические вопросы, связанные с выпуском кинопродукции.

Сегодня в России существует большое количество киностудий, киноконцернов, кинокомпаний и других фирм, занимающихся производством кинофильмов, а также предоставляющих услуги всем желающим снять собственную картину. Кинопроизводство требует больших финансовых затрат, которые компенсируют привлеченные продюсером инвесторы, Фонд кино и другие структуры, оказывающие при соблюдении определенных условий финансовую поддержку организациям кинематографа.

У истоков создания кинофильма всегда стоит продюсер, который занимается поиском различных источников финансирования проекта и иными организационными вопросами, которыми сопровождается подготовка кинофильма. Помимо этого, в обязанности продюсера также входит выполнение таких мероприятий, как выбор или заказ сценария будущего фильма, приглашение режиссера, подбор (кастинг) актеров и согласование с ними условий сотрудничества, художника по костюмам, а также иных участников проекта. Продюсер, как правило, контролирует всю работу над кинофильмом от начала до конца, занимаясь, в том числе, его рекламой и выпуском в прокат. В процессе производств кинофильма участники проекта могут совмещать сразу несколько функций в зависимости от утвержденной концепции: например, продюсер может одновременно быть режиссером, либо режиссер - одновременно сняться в фильме и быть автором или соавтором сценария к нему. Субсидирование киноиндустрии

Одной из форм государственной поддержки кинематографа является частичное государственное финансирование создания и продвижения национальных фильмов (как правило, не более 70% от сметной стоимости проекта). Полное финансирование в размере 100% может быть предоставлено в исключительных случаях с учетом художественной и культурной значимости кинофильма. Критерии признания киноленты национальным фильмом предусмотрены в ст. 4 Закона № 126-ФЗ [2].

Удостоверение национального фильма выдает Минкультуры России, которое вправе знакомиться с первичной и другой производственной документацией в процессе производства и проката фильма. Если создание национального фильма полностью финансируется государством, комплекты исходных фильмовых материалов должны быть переданы на хранение в Госфильмофонд, а документальные фильмы и киножурналы - в Российский государственный архив кинофотодокументов. Такие требования установлены приказом Минкультуры России от 27.09.2004 г. № 60 «Об утверждении Положения о национальном фильме».

Государственное финансирование предоставляется организациям кинематографа по линии Минкультуры России на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ [3]. Финансирование за счет бюджета может осуществлятся для создания кинофильма, его проката и продвижения, а также участия в международных кинофестивалях, проведения иных сопутствующих мероприятий, при этом правом на получение финансовой поддержки обладают все организации кинематографа. Отбор заявок осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.01.2016 г. № 38 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на поддержку кинематографии». Решение о выделении бюджетных средств принимается Минкультуры России на основе критериев, разработанных Минкультуры России, которые изложены в приказах Минкультуры России от 06.07.2016 г. № 1533, от 10.03.2016 г. № 522, от 01.03.2016 г. № 489 и в других нормативных правовых актах, регулирующих вопросы поддержки отечественного кинематографа.

"Статья подготовлена в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ЮУрГГПУ и МГПУ) по теме «Особенности формирования правовых ценностей студенческой молодежи».

Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

Кроме общих критериев отбора к кинопроектам предъявляют такие требования, как соответствие сценария, режиссерской разработки объявленным приоритетным темам (тематике), ежегодно утверждаемым регулятором, творческое своеобразие, художественная ценность, актуальность проекта, а также иным обязательным параметрам. Следует учитывать, что оценка проекта по названным критериям относится к исключительной компетенции Минкультуры России и Фонда, в которую суд не вправе вмешиваться. Еще одним требованием к проектам является отсутствие финансирования по линии Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино), который предоставляет его в порядке, предусмотренном своими локальными актами. Так, финансирование создания национального кинофильма регламентировано приказом Фонда кино от 21.04.2017 г. № 23 [4]. Для получения доступа к государственному финансированию участники кинорынка должны в полном объеме соответствовать требованиям, предъявляемым к получателям средств, внимательно соблюдать все параметры оформления и подачи заявок, а также иной документации, вовремя представлять отчеты о расходовании финансовых средств. Нередко заявки на финансирование национальных фильмов даже не проходят процедуру формального отбора из-за некорректного оформления сведений и представления неполного пакета документов. В данном случае неблагоприятные имущественные последствия в виде лишения возможности получить государственную поддержку возникают по вине самого предпринимателя, который при оформлении документов не проявил должной осмотрительности.

Как показывает практика, даже при большом объеме финансовой поддержки участники кинорынка умудряются срывать сроки выполнения своих проектов и не доводить начатые проекты до конца - и это при том, что изначально производство кинофильма и его прокат являются инвестициями с высоким риском, поскольку неизвестна окупаемость готового продукта. На этот случай Фонд кино в контракте на предоставление финансовых средств всегда предусматривает условие о возможности одностороннего расторжения контракта с истребованием обратно выплаченной денежной суммы в полном объеме и с начислением на нее штрафных процентов по ключевой ставке ЦБ РФ в соответствии со ст. 395 ГК РФ. Штрафные проценты могут быть начислены только с момента расторжения контракта, а не с даты предоставления финансовых средств, поскольку в период действия контракта сохраняется возможность исполнения получателем своих обязательств, и на его стороне отсутствует неосновательное обогащение. Соответственно, Фонд кино не вправе включать в период для начисления штрафных процентов или неустойки, предусмотренной контрактом, время, в течение которого он еще являлся действующим.

Вполне обычной является ситуация, когда предприниматель изначально при планировании затрат на создание кинофильма не рассчитывает должным образом бюджет проекта. Это приводит к резкой нехватке средств в ходе реализации проекта и невозможности в принципе завершить его. Такой деловой просчет является обычным предпринимательским риском, в полной мере относится на счет самого участника кинорынка, который действовал неразумно, и не может быть разделен с Фондом кино или Минкультуры России. Предприниматель не вправе рассчитывать на выделение ему дополнительных бюджетных средств на завершение производства кинофильма, равно как и ставить вопрос о возмещении убытков, поскольку данный вопрос полностью находится в зоне его ответственности.

Споры по субсидиям

В одном деле кинокомпания от Фонда кино на основании договора получила субсидию в размере 30 млн. руб. на финансирование расходов, связанных с производством полнометражного фильма. Лимит выделенных финансовых средств до заключения договора был определен Попечительским советом Фонда кино и был закреплен в его локальном протоколе. В дальнейшем кинокомпания рассчитывала получить дополнительные денежные средства на свой проект в размере 90 млн. руб., однако Фонд кино такую просьбу не поддержал, в связи с чем она обратилась в суд с требованием признать отказ Фонда кино недействительной сделкой. Также кинокомпания требовала внести изменения в протокол попечительского совета данного фонда в части общей суммы поддержки на производство кинофильма в размере 120 млн. руб.

Исходя из п. 3 ст. 166 ГК РФ, требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях - также иное лицо.

В рассматриваемом деле истец в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательств, подтверждающих несоответствие действий Фонда кино требованиям законодательства РФ, а также нарушение ими своих прав и законных интересов. Истцу на основании заключенного с ним договора уже были выделены финансовые средства на возмещение расходов по созданию кинофильма, при этом прямой обязанности выделить ему дополнительные транши закон на Фонд кино не возлагает. При таких обстоятельствах требования истца являлись совершенно безосновательными и были оставлены судом без удовлетворения [5]. Кроме того, даже с формально-юридической стороны дела вызывает вопросы выбор истцом способа защиты права, которое он полагал нарушенным. Истец в своем иске просил не только признать недействительным отказ Фонда кино выделить ему дополнительное финансирование в размере 90 млн. руб., но и отразить этот момент в протоколе Попечительского совета данного фонда. Согласно п. 2 ст. 307 ГК РФ, обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в данном кодексе. Протокол Попечительского совета Фонда кино имеет силу локального акта, который регулирует внутренние отношения в данной некоммерческой организации, и сам по себе он никаких юридических последствий для кинокомпании и иных участников рынка не влечет. Права и обязанности кинокомпании возникают из заключенного с Фондом кино гражданско-правового договора, предметом которого выступает предоставление субсидии на производство кинофильма, его прокат, а также иные связанные с этим цели. Только лишь на основании положений такого договора у кинокомпании возникает право требовать исполнения Фондом кино своих обязательств в порядке и на условиях, которые были им предусмотрены.

Перечень возможных способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим в силу ст. 12 ГК РФ, вместе с тем выбранное средство правовой защиты должно соответствовать характеру допущенного нарушения и реально способствовать восстановлению права. В рассматриваемом деле истец не обосновал, каким образом его права и законные интересы в принципе были нарушены отказом Фонда кино выделить дополнительный лимит финансирования, а также не указал, каким образом требование о внесении изменений в протокол заседания Попечительского совета данного фонда сможет привести к восстановлению его права.

Библиогра фия:

1. Бычков, А. И. Правовое регулирование кинопроизводства в России / А. И. Бычков. - М. : Волтерс Клувер, 2020. - 232 с.

2. О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации : федер. закон : [принят Гос. Думой 17 июня 1996 г. № 126-ФЗ : в ред. от 28 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 33. - Ст. 4136.

3. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : федер. закон : [принят Гос. Думой 22 марта 2013 г. № 44-ФЗ : в ред. от 08 декабря 2021 г.] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2013. - № 14. - Ст. 1652.

4. Об утверждении Порядка и условий предоставления средств на финансовое обеспечение расходов, связанных с производством национальных фильмов : приказ Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии : [от 21 апреля 2017 г. № 23] // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.12.2021).

5. Постановление АС Московского округа от 02 сентября 2017 г. по делу № А40-132411/17-1188 // [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант» (дата обращения: 14.12.2021).

References:

1. Bychkov, A. I. Legal regulation of film production in Russia / A. I. Bychkov. - Moscow : Volters Kluwer, 2020. - 232 p.

2. On state support of cinematography in the Russian Federation : feder. Law : [adopted by the State Duma on June 17, 1996 No. 126-FZ : as amended. dated November 28, 2018] // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 33. - Article 4136.

3. About the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs : feder. Law : [adopted by the State Duma on March 22, 2013 No. 44-FZ : as amended. dated December 08, 2021] // Collection of Legislation of the Russian Federation. - 2013. - No. 14. - Article 1652.

4. On approval of the Procedure and conditions for Providing funds for financial support of expenses Related to the production of national films: Order of the Federal Fund for Social and Economic Support of National Cinematography: [dated April 21, 2017 No. 23] // [Electronic resource]. Access from help.-the legal system "Garant" (date of application: 12/14/2021).

5. Resolution of the AC of the Moscow District of September 02, 2017 in case No. A40-132411/17-1188 // [Electronic resource]. Access from help.-the legal system "Garant" (date of application: 14.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.