дится на политический PR. В этом одно из существенных отличий российского рынка от западного, где лидирует финансовый и кризисный PR. Политические консультанты активно приступили к освоению Интернета с 1998 г.
Использование Интернета для электорального PR имеет смысл в том случае, если его применение рационально с точки зрения достижения целевой аудитории и успешной коммуникации с ней, тогда, несомненно, задействование интернет-технологий наряду с традиционными средствами PR скажется самым лучшим образом на достижении поставленных перед комплексом маркетинга целей.
Таким образом, сегодня в России использование сетевых коммуникаций в PR-деятельности является, во-первых, одной из превалирующих технологий среди PR-операторов, которые осознали важность использования в своем бизнесе или политике новейшего технического средства обработки и передачи информации; во-вторых, интернет-технологии изменяют способы циркуляции социального знания. В связи с этим управление знаниями и интеллектуальный капитал компании имеют в настоящее время значение не меньшее, чем производство материальных ценностей.
Библиографический список
1. Мониторинг Интернета: 1 квартал 2006 года // http://www.romir.ru/news/res_results/268 .html.
2. http://www.e-rus.ru/site.shtml?id=7&n_id=2189.
3. http://www.economy.gov.ru/wps/portal/!ut/p/
4. Мамыкин, А. А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет [Текст] / А. А. Мамыкин // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. - № 2.
5. Андрианов, В. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации [Текст] / В. Андрианов // Экономист. - 2001. - № 8. - С. 15-19.
6. Бушуева, Л. И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности [Текст] / Л. И. Бушуева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - С. 19-29.
Д.Б. Борисов,
соискатель Саратовского юридического института МВД России
НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ МИЛИЦИИ
I I еобходимость рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью участковых уполномоченных милиции (УУМ), обусловливается тем, что функционирование российской милиции оценивается простыми гражданами в основном по результатам работы службы участковых уполномоченных. Участковые уполномоченные находятся в наиболее тесном контакте с населением, и решение значительного круга накопившихся в их работе проблем правового,
организационного, экономического и социального характера не должно ограничиваться со стороны государства лишь распространением социальной рекламы о том, что участковый - от слова «участие».
Одной из центральных проблем организации деятельности УУМ является, на наш взгляд, необходимость повышения уровня их профессиональной подготовки, принципиально иной подход к комплектованию кадров. В соответствии с приказом МВД РФ № 900 от 16 сентября 2002 г. на должности участковых уполномоченных должны назначаться лица, имеющие высшее или среднее специальное образование (преимущественно юридическое), стаж работы в органах внутренних дел не менее двух лет, а также выпускники учебных заведений МВД России [1]. На практике, однако, данные требования не всегда выполняются. Лишь незначительная часть участковых (каждый третий) имеют высшее или среднее юридическое образование.
Для решения этой проблемы необходимо проводить переподготовку сотрудников, назначаемых на должности участковых уполномоченных, и регулярное повышение квалификации действующих участковых на базе высших учебных заведений МВД России. Кроме того, на наш взгляд, отдельным руководителям органов внутренних дел необходимо пересмотреть свое отношение к со-трудникам-участковым, желающим повысить свой образовательный уровень, -не препятствовать им в реализации такого желания, ссылаясь на нехватку «рабочих рук», так как очевидно, что чем выше образовательный уровень сотрудников, тем большей отдачи можно от них ожидать, тем добросовестней они относятся к своим профессиональным обязанностям. Кроме того, вузовское образование не только дает необходимый уровень знаний, но и устанавливает определенные культурно-нравственные приоритеты.
Другой, на наш взгляд, важной проблемой деятельности участковых уполномоченных милиции является недостаточный уровень профилактики преступлений и административных правонарушений на административных участках. В ходе индивидуальной профилактики правонарушений у УУМ возникает немало трудностей. Анализ практики показывает, что основная нагрузка по контролю за различного рода подучетными лицами, в том числе за так называемыми семейными дебоширами, ложится на участковых уполномоченных милиции. Высокая концентрация населения в городских условиях, нерешенность жилищных, социально-бытовых проблем приводят к повышению уровня правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений и соответственно повышению числа лиц, состоящих на списочных учетах. Вместе с тем профилактическое воздействие нередко запаздывает, поскольку подучетный гражданин оказывается на той стадии моральной деградации личности, когда он уже стоит на грани преступления. Например, бывают случаи, когда профилактируемый гражданин, относящийся к категории семейных дебоширов, благодаря «стараниям» участкового в определенные дни приходил в участковый пункт милиции «отмечаться», то есть расписываться в том, что с ним проведена профилактическая беседа, но через какое-то время оказывался на скамье подсудимых за нанесение в состоянии алкогольного опьянения телесных повреждений различной степени тяжести своим родственникам или соседям. Соответственно, после этого подобные граждане ставятся на
учет тем же участковым, только теперь в качестве либо ранее судимых, либо осужденных к уголовному наказанию, не связанному с лишением свободы. Можно привести массу подобных примеров, которые наглядно показывают неумение и формализм сотрудников органов внутренних дел, в том числе и участковых уполномоченных милиции при проведении индивидуальной профилактики.
В качестве причин низкого уровня профилактической деятельности участковых уполномоченных можно выделить и значительный объем возложенных на них обязанностей, и большую текучесть кадров, и низкий профессиональный уровень сотрудников и многое другое. Однако, на наш взгляд, основной причиной является правовая неурегулированность профилактической деятельности органов внутренних дел. К сожалению, вся работа в данной области организовывалась в большей степени на основе ведомственных приказов (приказы МВД № 390 от 6 августа 1993 г. [2], № 490 от 11 августа 1998 г. [3] (утратили силу) и ныне действующий приказ № 19 от 17 января 2006 г. «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений»). Федеральные законы, которые регулировали бы данные правоотношения, никогда не принимались. Использование только уголовных и административно-правовых механизмов воздействия на правонарушителей не дает желаемых результатов. «Сейчас ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в современных условиях без четко сформированной государственной системы защиты граждан от преступных посягательств должного поступательного развития нашего общества не обеспечить. Поэтому вопросы формирования единой системы профилактики преступности стали актуальны, как никогда ранее. Не случайно на выездном заседании Госсовета Российской Федерации, состоявшемся в г. Казани в августе 2005 года, Президент страны поставил задачу воссоздать единую государственную систему профилактики правонарушений» [4]. В целях более эффективного решения этой задачи Министерством внутренних дел была разработана четырехуровневая базовая модель профилактики правонарушений. Поручением Президента РФ от 26 сентября 2005 г. № ПР-1564 главам регионов рекомендовано, используя базовую модель, с учетом местных условий разработать комплексную программу профилактики правонарушений, инициировать ее рассмотрение в местных законодательных собраниях и сделать все для успешной реализации.
Ответы на многие вопросы, касающиеся совершенствования деятельности службы участковых, необходимо искать в необходимости повышения социального статуса УУМ, улучшения их материально-технического обеспечения. В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» участковым уполномоченным милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома предоставляется не позднее шести месяцев с момента вступления в должность [5]. На практике это далеко не так. Участковых, получивших жилье от органов местного самоуправления, -единицы. Ранее квартиры участковым выделялись после смерти лиц, не имеющих близких родственников. После же введения в действие в 2001 г. третьей части Гражданского кодекса РФ [6], а именно в связи со значительным расширением круга наследников по закону, жилье участковым уполномоченным органами местного самоуправления практически не предоставляется.
Уровень оплаты труда участковых уполномоченных также является крайне низким. Действительно, в соответствии с приказом МВД РФ № 701 от 3 сентября 2003 г. участковые уполномоченные милиции получили некоторые дополнительные денежные выплаты и ряд социальных гарантий [7]. Однако коренным образом престиж службы этот приказ не повысил. На низком уровне остаются предельные потолки специальных званий по должности участкового уполномоченного. Сотрудники, проработавшие на должности УУМ по нескольку лет и даже пользующиеся значительным авторитетом у населения, не видят перспективы дальнейшего служебного роста и ищут выход в переходе в другие службы ОВД.
По-прежнему не на высоте материально-техническое обеспечение деятельности УУМ, в частности обеспечение транспортом, средствами связи, информационно-вычислительной техникой. Впрочем, в некоторых регионах, например в Республике Татарстан, имеется положительный опыт по организации деятельности участковых уполномоченных. Так, в Балтасинском районе республики проводимая начальником РОВД кадровая политика позволила сделать службу участковых одной из самых престижных. Все 17 должностей укомплектованы. Все участковые проживают на обслуживаемых участках, обеспечены транспортными средствами, сотовыми телефонами, их квартиры телефонизированы. За использование личных автотранспортных средств в служебных целях согласно постановлению главы администрации района отделению участковых выделяется 20 тыс. рублей в квартал [8]. Однако в целом по России ситуация выглядит иначе. Мало кто видел, чтобы участковый приезжал на работу на служебной машине. В современных условиях многие участковые уполномоченные имеют личный транспорт и используют его на службе, между тем никто не выделяет им средств на его использование. Получается, что часть своей заработной платы сотрудники вынуждены отрывать от семейного бюджета, тратя ее на бензин и ремонт транспортного средства. Обострил положение вопрос отмены с 1 января 2005 г. права сотрудников ОВД на бесплатный проезд в общественном транспорте. Снижения напряженности удалось добиться путем установления повышенной надбавки за сложность, интенсивность и специальный режим службы [9]. Вместе с тем иногда возникают абсурдные ситуации, когда, не имея транспорта, участковый уполномоченный вынужден везти правонарушителя на автобусе или троллейбусе, например, на проведение медицинского освидетельствования и оплачивать его проезд из собственного кармана. А если сотрудник отказывается это сделать, то те же самые граждане, которых он по долгу службы ограждает от преступных и иных посягательств, возмущенно выражают ему презрение.
Подобным же образом обстоит дело со средствами связи. В некоторых ОВД эта проблема постепенно решается. Усилиями их руководителей, которые находят организации, выступающие в поддержку милиции, участковые обеспечиваются мобильными телефонами. Однако этот процесс идет крайне медленно, от случая к случаю. Большинство же участковых уполномоченных не имеют служебных мобильных телефонов, а если и пользуются, то своими собственными, опять же отрывая на их приобретение и оплату служебных переговоров деньги из своих семей.
Обеспечение компьютерной техникой участковых уполномоченных не выдерживает никакой критики. В ряде участковых пунктов милиции компьютеры вообще отсутствуют и все необходимые процессуальные документы сотрудники оформляют либо от руки, либо по старинке, печатая на пишущей машинке. Некоторые участковые используют в работе свои собственные компьютеры, и у различного рода проверяющих складывается впечатление, что дела в области обеспечения компьютерной техникой обстоят нормально. Вместе с тем решение вопроса компьютеризации участковых пунктов милиции способно поднять на принципиально иной уровень всю организацию их работы, дав возможность производить накопление информации, получаемой из различных источников, ее анализ и разработку основных направлений деятельности, в том числе и профилактической. Вопрос обеспечения компьютерной техникой напрямую связан с повышением качества информационного обеспечения. По-прежнему важнейшим документом, помогающим УУМ осуществлять накопление необходимой информации, является паспорт на административный участок, где фиксируются социально-экономическая и демографическая характеристика участка, сведения о лицах, находящихся под профилактическим воздействием участковых уполномоченных, иная информация. Определенные данные также содержатся в карточках, заводимых на профилактируемых лиц, и в прилагаемых к ним накопительных материалах. Между тем на практике участковые уполномоченные нередко формально относятся к заполнению этих документов, ошибочно полагая, что в состоянии запомнить необходимые сведения. Таким образом, создаются определенные трудности для сотрудников, назначаемых на место выбывших участковых уполномоченных, поскольку в этих случаях преемственность информационного обеспечения их деятельности отсутствует. Требуется немалое время, пока новый сотрудник создаст собственную информационную базу. Использование электронных носителей информации могло бы, на наш взгляд, снять подобную проблему. Однако данные мероприятия должны рассматриваться в комплексе с повышением профессионального уровня сотрудников и иметь соответствующее закрепление в нормативных документах. В перспективе актуальным становится вопрос подключения компьютеров УУМ к единой информационной системе МВД, доступа к оперативно-справочным картотекам информационных центров ГУВД, УВД, другим информационным ресурсам. В МВД работа в данном направлении уже ведется. В 2005 г. министерство приступило к реализации одного из самых масштабных проектов - созданию единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел (ЕИТКС). Примерный срок ее ввода - 2010 г. В обозримом будущем системой смогут пользоваться сотрудники всех служб МВД России, от простого сельского участкового или сотрудника ППС до личного состава дежурных частей ОВД [10]. Для этого современные программно-технические комплексы и автоматические рабочие места будут поставляться во все, включая низовые, подразделения.
Чтобы улучшить ситуацию, необходимо коренным образом изменить отношение государства к органам внутренних дел, в том числе и к участковым уполномоченным, в полной мере обеспечить их в материально-техническом
плане, вооружить современными достижениями ведомственной науки, наделить соответствующими социальными гарантиями. Только в этом случае служба УУМ будет не только самой многочисленной в милиции, как ее сегодня называют, но и самой престижной и востребованной.
Библиографический список
1. Приказ МВД РФ № 900 от 16 сентября 2002 г. [Текст] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 1.
2. Приказ МВД РФ №9 390 от 6 августа 1993 г. [Текст] // Бюллетень текущего законодательства / МВД РФ. - М., 1993. - Вып. 5, ч. 2.
3. Приказ МВД РФ № 490 от 11 августа 1998 г. [Текст] // Правовое регулирование деятельности органов внутренних дел. - 2-е изд. - 2003. - Т. 1.
4. Грани системы профилактики («Профессионал», 2007, N° 2) : выступление первого заместителя министра внутренних дел РФ генерал-полковника милиции Александра Чекалина // www.ormvd.ru/press/mag/256/260/7691
5. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (в ред. от 2 октября 2007 г.) «О милиции» [Текст] // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503; Российская газета. -2007. - 6 марта.
6. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (в ред. от 3 июня 2006 г. с изм. от 29 декабря 2006 г.) [Текст] // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
7. Приказ МВД РФ № 701 от 3 сентября 2003 г. [Текст] // Российская газета. - 2003. - 17 сент.
8. Пресс-релиз «Вопросы финансового обеспечения МВД России в 2006 году, материального обеспечения и предоставления гарантий и компенсаций сотрудникам органов внутренних дел, военнослужащим внутренних войск МВД России и членам их семей» // www.mvd.ru/press/release/4129/
9. Интервью первого заместителя начальника Департамента охраны общественного порядка МВД России генерал-майора милиции Михаила Артамошкина газете «Щит и меч» // wwwmvd.ru/ press/interview/4069/
10. Интервью заместителя министра внутренних дел РФ генерал-лейтенанта милиции Михаила Суходольского газете «Московский комсомолец» // www.mvd.ru/press/interview/4666/