Научная статья на тему '«Некому руку подать…» (о субъектной структуре стихотворения М. Ю. Лермонтова «и скучно, и грустно»)'

«Некому руку подать…» (о субъектной структуре стихотворения М. Ю. Лермонтова «и скучно, и грустно») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
606
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ / LYRICAL SUBJECT / ЛИРИЧЕСКИЙ СЮЖЕТ / LYRICAL PLOT / СУБЪЕКТНАЯ СТРУКТУРА ЛИРИКИ / LYRIC POETRY'S SUBJECT STRUCTURE / ЛЕРМОНТОВ / LERMONTOV / ЛИРИКА / LYRIC POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Малкина Виктория Яковлевна

В статье анализируется субъектная структура стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно»: определяются тип лирического субъекта, граница между лирическим субъектом и субъектом речи, грамматические конструкции, с помощью которых организуется субъектная структура стихотворения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Theres No One Around…» (On the Subject Structure of Mikhail Lermontovs «Bored and Sad»)

The article analyses the subject structure of Mikhail Lermontovs poem «Bored and Sad». The author defines the type of the lyrical subject, the distinction between the lyrical subject and the speech subject, and the grammar constructions that are used to organize the poems subject structure.

Текст научной работы на тему ««Некому руку подать…» (о субъектной структуре стихотворения М. Ю. Лермонтова «и скучно, и грустно»)»

В.Я. Малкина

«НЕКОМУ РУКУ ПОДАТЬ...» (О субъектной структуре стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно»)

В статье анализируется субъектная структура стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно»: определяются тип лирического субъекта, граница между лирическим субъектом и субъектом речи, грамматические конструкции, с помощью которых организуется субъектная структура стихотворения.

Ключевые слова: лирический субъект, лирический сюжет, субъектная структура лирики, Лермонтов, лирика.

Категория субъекта для лирики является наиважнейшей, поскольку специфические субъектные отношения - отсутствие четких границ между субъектами - являются определяющими для нее как рода литературы: С.Н. Бройтман говорит о том, что «специфика конститутивных для лирики эпохи синкретизма отношений между автором и героем состоит в том, что в ней между субъектами сохраняются субъект-субъектные связи. Плата за них - отсутствие между субъектами четкой внешней границы: это генетический код лирики, в разных формах воспроизводящийся на протяжении всей будущей истории»1. Именно такие отношения привели к тому, что в лирике очень часто лирический субъект отождествляется с биографическим автором, причем не только при «наивном чтении», но и в некоторых научных работах.

Поэтому остановимся на этом понятии подробнее.

Согласно определению С.Н. Бройтмана, «лирический субъект -носитель речи, а также основной (объемлющей) точки зрения на мир и оценки в лирическом художественном произведении». В каждой из трех больших стадий развития поэтики был свой тип лирического субъекта (при сохранении, разумеется, инвариантных черт, о

© Малкина В.Я., 2011

B.Я. Малкина

которых говорилось выше): синкретический (в эпоху синкретизма), жанровый (в эпоху эйдетической поэтики) и лично-творческий (в поэтике художественной модальности).

В поэтике художественной модальности категории, связанные с субъектной сферой, вообще становятся ключевыми. Поскольку автор, обретая особый статус, становится реальностью внеэсте-тического порядка (автором-творцом или первичным автором, по определению М.М. Бахтина), то в художественном тексте отделяются и начинают играть большую роль субъекты авторского плана (в эпическом произведении это рассказчик, повествователь и образ автора) и лирические субъекты в лирике.

Дифференцированное описание типов лирического субъекта было впервые проделано Б.О. Корманом2, затем дополнено

C.Н. Бройтманом. В статье «Лирический субъект», написанной для учебника «Введение в литературоведение» 1999 г., он выделяет следующие типы лирического субъекта:

автор-повествователь (высказывание принадлежит третьему лицу, субъект речи грамматически не выражен);

собственно автор («я» грамматически выражено, но в центре внимания не сам переживающий, а некая картина и ее переживание);

лирическое «я» (носитель речи становится субъектом-в-себе, самостоятельным образом);

лирический герой (носитель речи становится субъектом-для-себя, то есть своей собственной темой);

герой ролевой лирики (субъект открыто выступает в качестве «другого»)3.

Мы будем опираться именно на эту, подробную, классификацию, хотя в более поздних работах С.Н. Бройтмана она была урезана4.

Учитывая все вышесказанное, попробуем проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно» (1840). Стихотворение это, как широко известно, не было обделено вниманием критики и литературоведения: начиная с В.Г. Белинского и заканчивая многочисленными упоминаниями в школьных учебниках по литературе.

Анализировали его как этап эволюции лирического героя поэзии Лермонтова5, писали о том, что оно характерно для мироощущения Лермонтова, что это «памятник романтического мышле-ния»6, и почти единогласно сходились на том, что это одно из самых «личных» стихотворений поэта: «Так и чувствуешь, что вся пьеса мгновенно излилась на бумагу сама собою, как поток слез, давно уже накипевших, как струя горячей крови из раны, с которой вдруг сорвана перевязка...»7.

«Некому руку подать...» (О субъектной структуре стихотворения...

Но почти никто не пытался проанализировать способы, с помощью которых достигался данный эффект, а весь анализ субъектной структуры данного стихотворения (насколько нам известно) ограничился замечанием Д.Е. Максимова, что «не случайно, например, возникновение безличной формы ("И скучно и грустно"), которая сменяет прежние монологи, обращенные от имени авторского "я"»8.

Действительно, из 9 глаголов этого стихотворения 4 стоят в форме инфинитива (подать, желать, любить - 2 раза), один - в составе идиоматического выражения (не стоит труда), то есть по определению безличной конструкции, два - в форме ед. ч. 2-го лица (заглянешь, посмотришь) и 2 - в 3-м лице (проходят, исчезнет)9.

Что касается местоимений, то их всего 6: некому, кого, (в) себя, все, их, такая.

Как видим, личных среди них нет вообще, есть только возвратное (себя). Согласно грамматическим нормам русского языка, возвратное местоимение возвращает направленность действия на его субъект. Однако возникает вопрос: кто в данном случае этот субъект действия, если рядом с местоимением стоит глагол во 2-м лице (в себя ли заглянешь)? И как он соотносится с субъектом речи? И вообще, сколько тут субъектов?

Если обратиться к упомянутой выше классификации, то тип субъекта этого стихотворения (отсутствие грамматически выраженного «я») можно обозначить как автора-повествователя, или (по более поздней терминологии С.Н. Бройтмана) внеличные (вне-субъектные) формы авторского высказывания. С.Н. Бройтман замечает, что «если представить себе субъектную структуру лирики как некую целостность, двумя полюсами которой являются авторский и "геройный" планы, то ближе к авторскому будут располагаться автор-повествователь и "собственно автор"»10. И далее: «Именно в стихотворениях, в которых лицо говорящего прямо не выражено, в которых он является лишь голосом ("Анчар" А.С. Пушкина, "Предопределение" Ф.И. Тютчева, "Девушка пела в церковном хоре." А.А. Блока), создается наиболее полно иллюзия отсутствия раздвоения на автора и говорящего, а сам автор растворяется в своем создании, как Бог в творении»11.

Собственно, именно это мы наблюдаем и в стихотворении М.Ю. Лермонтова. При «наивном» чтении стихотворение кажется непосредственным внутренним монологом «я», несмотря на то, что никакого «я» (с грамматической точки зрения) тут просто нет.

Но в приведенных С.Н. Бройтманом примерах субъектом речи является 3-е лицо.

Что же касается стихотворения М.Ю. Лермонтова, то здесь как минимум появляется еще грамматическое второе лицо. Некоторый

В.Я. Малкина

намек на него есть уже в первых же двух строках: «...и некому руку подать / В минуту душевной невзгоды.». Появляется и некоторая двойственность: ждет ли лирический субъект руку помощи или сожалеет о том, что он сам не может никому ее протянуть? В любом случае, это намек с отрицанием (некому). Откуда же тогда появляется второе лицо и к кому идет обращение? Видимо, самый простой ответ и будет самым очевидным: с собой. Лирический субъект обращается к себе как к другому. Разумеется, тут не приходится говорить о субъектном синкретизме, тут даже нельзя говорить о двойственности субъектов. Субъект в стихотворении один, но при этом не «я», а «ты». Внеличные формы высказывания, отсутствие «я» и вызванное этим движение рефлексии лирического субъекта от единичной ситуации к глобальному жизненному выводу - как раз и приводят к тому ощущению безнадежности и полного отчаяния, которое возникает при чтении этого стихотворения.

Примечания

1 Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 98.

2 См., например: Корман Б.О. Лирика Некрасова. Ижевск, 1978. С. 42-115.

3 См.: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. М., 1999. С. 141-153.

4 См., например: Бройтман С.Н. Лирический субъект // Введение в литературоведение: Учеб. пособие. М., 2004. С. 310-322.

5 См., например: Усок И. Герой лирики Лермонтова (1836-1841 гг.) // Творчество М.Ю. Лермонтова: 150 лет со дня рождения, 1814-1964. М., 1964. С. 228-230; Гачев Г. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. М., 1962. Т. 1. С. 269 и др.

6 Масловский В.И. «И скучно и грустно» // Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. С. 179-180.

7 Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский В.Г. М.Ю. Лермонтов: статьи и рецензии. Л., 1941. С. 183.

8 Максимов Д.Е. О лирике Лермонтова // Литературная учеба. 1939. № 4. С. 14.

9 Здесь и далее стихотворение М.Ю. Лермонтова приводится по изданию: Лермонтов М.Ю. Собр. соч.: В 4 т. Т. 1. Стихотворения 1828-1841. М.; Л., 1958. С. 468.

10 Бройтман С.Н. Лирический субъект / Введение в литературоведение. Литературное произведение: Основные понятия и термины. С. 144.

11 Там же. С. 145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.