Научная статья на тему 'Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России'

Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
11310
1313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL SPHERE / CIVIL SOCIETY / NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SOCIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимова Татьяна Борисовна

Рассматривается место некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества в России, их роль в решении социальных проблем. Особое внимание уделяется появлению института социально ориентированных некоммерческих организаций, проблемам сопутствующих их развитию. Раскрыто содержание социальной ответственности российских граждан, рост которой является необходимым компонентом формирующегося гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Якимова Татьяна Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS THE MAIN INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

The article deals with the place of non-profit organizations in the formation and development of civil society in Russia, its role in solving social problems. Special attention is paid to the emergence of the Institute of socially oriented non-profit organizations, the problems associated with their development. It shows the content of the social responsibility of Russian citizens, the growth of which is a necessary component of the civil society.

Текст научной работы на тему «Некоммерческие организации как основной институт гражданского общества в России»

УДК 334.724 (06.56.51)

Т. Б. Якимова

НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ОСНОВНОЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

В РОССИИ

Рассматривается место некоммерческих организаций в становлении и развитии гражданского общества в России, их роль в решении социальных проблем. Особое внимание уделяется появлению института социально ориентированных некоммерческих организаций, проблемам сопутствующих их развитию. Раскрыто содержание социальной ответственности российских граждан, рост которой является необходимым компонентом формирующегося гражданского общества.

Ключевые слова: социальная сфера, гражданское общество, некоммерческие организации, социально ориентированные некоммерческие организации, социальная ответственность.

Традиционно социальная сфера - это сфера деятельности государства, которое отвечает за реализацию социальной политики. В последнее время можно с определенной уверенностью говорить и о заметной роли некоммерческих организаций на рынке социальных услуг, которые дают возможность снизить избыточную социальную нагрузку на бюджет государства за счет способности негосударственных институтов аккумулировать на низовом уровне большой объем средств и ресурсов, необходимых для решения социальных проблем. В ряде случаев некоммерческие организации действуют успешнее и экономичнее, чем государственные учреждения. В отличие от организаций государственного сектора некоммерческие организации могут быстро реагировать на потребности общества, своевременно разрабатывать и предоставлять широкое разнообразие программ и услуг по этим приоритетным направлениям.

Некоммерческие организации являются основными институтами гражданского общества, которое выступает как основной партнер органов государственной власти в решении стоящих перед обществом проблем.

Как известно, на протяжении большей части человеческой истории государство развивалось и укреплялось как политическая и военная сила, стоящая над обществом. Однако с развитием капитализма отношения между государством и обществом стали меняться: возникло гражданское общество, в рамках которого граждане стали брать на себя решение социальных и экономических вопросов. Постепенно государство начало превращаться в силу, которая является частью общества, соответственно, подлежит контролю со стороны общества. Это было закономерным процессом, отражавшим возрастающую роль человеческой индивидуальности в современном мире.

В своем простейшем определении гражданское общество является совокупностью формальных и неформальных организаций и правил (институтов), которые соединяют отдельного индивида или семью с государством и бизнесом. Отличительный

характер входящих в него организаций - это их неприбыльный характер и добровольность участия граждан в этих организациях [1].

Этот момент акцентирован в следующем определении гражданского общества: «Промежуточное царство», расположенное между государством и домашним хозяйством, населенное организованными группами и ассоциациями, которые отделены от государства, обладают определенной автономией в отношениях с государством и сформированы добровольно членами общества для того, чтобы защищать или распространять их интересы, ценности или идентичность» [2]. Такие функции гражданского общества, как представление интересов граждан, вовлечение их в социальные процессы и оказание им социальных услуг, дают основание трактовать их как дополнительную и весьма действенную силу в реализации социальной политики.

В социальной сфере институты гражданского общества в основном имеют организационную форму общественных организаций и объединений, которые выступают в качестве средства преодоления как изъянов рынка, так и изъянов государства в социальной сфере [3].

По данным Росстата, число общественных объедений и организаций, зарегистрированных на 1 января 2012 г., составило около 120 000 [4]. Основная часть общественных организаций, примерно 50 %, осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 40 % приходится на общественно-гражданские объединения, 10 % - на общественно-политические. Услугами некоммерческих организаций при решении различного рода социальных проблем (социальное сиротство, борьба с наркоманией и туберкулезом, экологические проблемы и пр.) ежегодно пользуются 15 % населения страны. Некоммерческие организации стали фактором и экономического роста. В их рамках создано более миллиона рабочих мест. Наибольшая динамика создания некоммерческих организаций наблюдалась в середине 1990-х гг., что связано с обострением социальных проблем в обществе на фоне ограниченной и неэффективной деятельности государства в социальной сфере.

Во многом высокая активность некоммерческих организаций в социальной сфере определяется их отличительными особенностями, среди которых можно выделить: возможность проникать в те сферы жизнедеятельности общества, которые не затрагиваются либо слабо затрагиваются существующими государственными структурами, а также способность максимально активизировать характер деятельности и поведения их членов в направлении самостоятельного решения возникающих социальных проблем. Общественные организации способствуют вовлечению индивидов в социальную деятельность, в результате чего осуществляется процесс их превращения из нуждающихся пассивных объектов, ждущих помощи извне, в активных самостоятельных субъектов социальной деятельности.

Современным обществом социальная роль некоммерческих организаций признается в качестве существенной, по отношению к ним формируются определенные социальные ожидания, а центр тяжести социальной ответственности все более смещается в их сторону со стороны государства. В связи с этим особо актуальным становится появление института социально ориентированных некоммерческих организаций. В России данный институт появился недавно. В 2010 г. был принят федеральный закон № 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций», который закрепляет ряд механизмов, регулирующих создание и правовые основы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций. Закон определяет понятие социально ориентированных некоммерческих организаций, показывает, какие виды помощи они могут получить (финансовую, имущественную, консультационную, поддержку с точки зрения подготовки специалистов). В 2011 г. постановлением Правительства РФ № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям» закреплены правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.

Поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций курирует Минэкономразвития и как куратор этого направления распределяет субсидии на конкурсной основе по двум направлениям. Первое - это прямые субсидии субъектам РФ. В этом году, как и в прошлом, в регионы будет направлено 630 млн р. Другое направление -«инфраструктурная» поддержка НКО, на нее из федерального бюджета на 2013 г. запланировано 280 млн р., в прошлом году эта сумма была значительно скромнее - 162 млн рублей [5].

Осуществляется поддержка по таким приоритетным направлениям, как поддержка материнства и детства, развитие дополнительного образования, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии, помощь пострадавшим от стихийных бедствий и социальных конфликтов, беженцам и вынужденным переселенцам, профилактика социально опасного поведения и др.

Исследователи проблем развития гражданского общества в России отмечают, что данная федеральная программа способна одновременно решить две важнейшие задачи. Во-первых, обеспечить формирование экономических предпосылок развития некоммерческих организаций, предусматривая не только рост прямого государственного финансирования их деятельности, но и формирование необходимых условий для ускоренного развития сектора. Вторая важнейшая задача - использование потенциала некоммерческих организаций в решении социальных проблем, которые до сих пор недостаточно эффективно решались вследствие недоиспользования потенциала организаций некоммерческого сектора.

Во многих регионах приняты региональные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций. Например, программой принятой в Томской области в 2011 г. предусмотрено проведение грантовых конкурсов, повышение квалификации сотрудников некоммерческих организаций, информационная, консультационная и иная поддержка.

Конкурс проходит в регионе с 2011 г., тогда призовой фонд составил 10 млн р., поддержку получили 37 организаций. В 2012 г. 60 организаций получили гранты на общую сумму 22,7 млн р. В 2013 г. грантовый фонд оказался рекордным - 29,1 млн р., из областного бюджета поступит 15 млн р., из федерального - 14,1 млн рублей [6].

Безусловно, принятие программы - существенный шаг вперед в создании условий сотрудничества социально ориентированных некоммерческих организаций с органами власти, стимулировании общественно-гражданских инициатив населения, некоммерческих, коммерческих организаций, имеющих социальные программы. Однако большинство организаций продолжают сталкиваться со множеством проблем.

Например, в Томской области зарегистрировано более 3 тыс. некоммерческих организаций и общественных объединений. Деятельность около 1,5 тыс. относится к социальной сфере, из них только около 4 % получают государственную поддержку, большинство же организаций экономически слабы и нередко находятся на грани выживания.

Как показывают исследования, на материальной основе с органами местного самоуправления взаимодействуют от 7 до 12 % некоммерческих организаций в зависимости от организационно-правовой формы: каждая десятая организация получает муниципальные гранты, каждая восьмая выполняет работы по социальному заказу. Большинство организаций имеют нематериальные формы взаимодействия: получение информации от органов власти, предоставление информации, аналитики органам власти, участие в совместных с органами власти общественных советах, в реализации муниципальных программ.

Согласно данным ежегодного всероссийского обследования некоммерческих организаций, в трети организаций нет сотрудников, работающих на постоянной основе на условиях полной занятости. У 24 % некоммерческих организаций численность постоянных сотрудников составляет от 1 до 5 человек. Лишь 36 % организаций имеют 10 и более добровольцев, а 24 % вообще не привлекают добровольцев к своей работе.

Данные исследований свидетельствуют о том, что лишь менее чем в одной пятой российских НКО средств в основном хватает для осуществления всего задуманного, тогда как почти такое же количество организаций балансирует на грани выживания, работая исключительно на энтузиазме, а большинство НКО более или менее остро испытывает нехватку средств [7].

Исследуя проблемы, сопутствующие развитию большинства социально ориентированных некоммерческих организаций, ряд авторов предлагает выделять явные и скрытые проблемы.

Среди явных проблем выделяют: недостаточную квалификацию сотрудников; дефицит целеполага-ния в ходе планирования деятельности; слабость горизонтальной кооперации при декларируемом обмене опытом; слабость институтов местного самоуправления в поселениях; слабость социальных коммуникаций внутри городских сообществ; отсутствие четкой региональной политики в отношении социально ориентированных некоммерческих организаций; низкую вовлеченность людей среднего возраста (30-45 лет) с доходами среднего или выше среднего уровня в деятельность организаций.

Скрытые проблемы: деятельность социально ориентированных некоммерческих организаций в основном направлена на осуществление вспомоществования целевым группам и пропаганды тех или иных ценностей среди них и в гораздо меньшей степени - на решение существующих социальных проблем; отсутствие качественного развития в спектре осуществляемых проектов [8].

В целом в качестве причин существующих проблем можно выделить незрелость пока еще молодых структур гражданского общества и недоста-

точность государственного финансирования в третьем секторе.

Сегодня необходимо время, позволяющее сформировать институты гражданского общества в нашей стране, и здесь немаловажную роль играет государство. В то же время, критикуя пороки и слабые места российской государственности, важно учесть и психологию российских граждан, пока еще не всегда осознающих, что без их личных усилий и участия не возникнут и не упрочатся демократические институты власти, не установится правовой порядок, они не получат возможность в должном объеме осуществлять и защищать свои права и свободы. Необходимым компонентом эффективной гражданской культуры служит социальная ответственность самих граждан. Однако существенного усиления этого качества у россиян не отмечено. Пока социальная ответственность российских граждан ограничена рамками профессиональной деятельности и не распространяется на проблемы общества.

Как показывает опыт развитых стран, рост социальной ответственности граждан происходит при выполнении нескольких требований: во-первых, улучшения экономического и социального положения населения страны в соответствии с ростом деловой активности; во-вторых, широкого участия граждан во владении и управлении объектами собственности; в-третьих, обеспечения оправданной дифференциации доходов и потребления в зависимости от результатов деятельности и предпринимательской активности граждан; в-четвертых, достижения оптимального уровня соотношения затрат на социальные цели, которые несут государство, непосредственно граждане из своих доходов и предприниматели [9].

Важное значение имеет поддержка некоммерческих организаций, что властью признается, в связи с чем разрабатываются федеральные и региональные программы, появился институт социальноориентированных некоммерческих организаций.

Сторонники стратегии гражданского общества утверждают, что финансировать некоммерческие организации дешевле и эффективнее, чем финансировать правительства, поскольку они теснее связаны с населением, которому оказываются услуги, действуют гибче и не так коррумпированы, как правительственные учреждения. Деятельность некоммерческих организаций усиливает ответственность властей, помогая людям более эффективно доносить свои требования до местных и национальных органов власти. Наконец, создание благоприятных условий для организаций гражданского общества позволяет людям больше делать для самих себя, приобретать необходимые для стабильной демократии умения и практику нахождения компромиссов для сотрудничества [10].

Список литературы

1. Аузан А., Тамбовцев В. Экономическое значение гражданского общества // Вопр. экономики. 2005. № 5. С. 29.

2. A Concept Paper of Institute of Development Studies, P.4. URL: http://www.ids.ac.uk/ids/civsoc/public.doc

3. Константинова Л. В. Становление общественного сектора как субъекта социальной политики: опыт концептуализации и реальных практик // Журнал исследований социальной политики. 2004. № 4. С. 447-468.

4. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

5. Минэкономразвития. Социально ориентированные некоммерческие организации. URL: http://www http://www.economy.gov.ru/minec/ activity+/sections/socorientnoncomorg/index

6. Центр исследований гражданского общества и некоммерческих организаций. Аналитический доклад. Справится ли государство в одиночку? О роли НКО в решении социальных проблем. URL: http://grans.hse.ru/doclad

7. Проблемы эффективности и пути развития социально-ориентированных НКО в Пермском крае. Пермь: НИУ Высшая школа экономики, 2012. 81 с.

8. Томские НКО получат 30 млн. руб. в результате конкурса обладминистрации // РИА Новости. 19.07.2013. URL: http://ria.ru/ society/20130719/950783374.html#ixzz2ZTaZziud

9. Якимова Т. Б. Институциональные преобразования в социальной сфере и экономическое развитие России: монография. Томск: РГ Графика, 2012. 188 с.

10. Фролова Е. А. Социальная политика современной России: перспективы развития // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2003. Вып. 5 (37). С. 87-89.

Якимова Т. Б., кандидат экономических наук, доцент.

Национальный исследовательский Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 04.09.2013.

T. B. Yakimova

NON-PROFIT ORGANIZATIONS AS THE MAIN INSTITUTION OF CIVIL SOCIETY IN RUSSIA

The article deals with the place of non-profit organizations in the formation and development of civil society in Russia, its role in solving social problems. Special attention is paid to the emergence of the Institute of socially oriented non-profit organizations, the problems associated with their development. It shows the content of the social responsibility of Russian citizens, the growth of which is a necessary component of the civil society.

Key words: social sphere, civil society, non-profit organizations, socially oriented non-profit organizations, social responsibility.

References

1. Auzan A., Tambovtsev B. Economic importance of civil society. Problems of Economics, 2005, no. 5, pp. 29 (in Russian).

2. A Concept Paper of Institute of Development Studies, P.4. URL: http://www.ids.ac.uk/ids/civsoc/public.doc

3. Konstantinov L. V. Formation of the public sector as a subject of social policy: the experience of conceptualization and actual practices. Journal of Social Policy Studies, 2004, no. 4, pp. 447-468 (in Russian).

4. Federal State Statistics Service. URL: http://www.gks.ru (in Russian).

5. Ministry of economic development. Socially oriented non-profit organizations. URL: http://www http://www.economy.gov.ru/minec/activity+/ sections/socorientnoncomorg/index (in Russian).

6. Center for civil society studies and nonprofit organizations. Analytical report. Will the government cope alone? On the role of NGOs in addressing social problems. URL: http://grans.hse.ru/doclad (in Russian).

7. Problems of Efficiency and the Ways of Development of Socially-oriented NGOs in Perm Region. Perm, Higher School of Economics, 2012, 81 p. (in Russian).

8. Tomsk NGOs receive 30 million rubles as a result of the regional administration contest. RIA Novosti. 19.07.2013. URL: http://ria.ru/ society/20130719/950783374.html # ixzz2ZTaZziud (in Russian).

9. Yakimova T. B. Institutional Reforms in the Social and Economic Development of Russia. Tomsk, RG Graphics Publ., 2012. 188 p. (in Russian).

10. Frolova E. A. Social policy of modern Russia: perspective of development. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, no. 5 (37), pp. 87-89 (in Russian).

National Research Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.