Научная статья на тему 'Неклассическая философская мысль: история и современность'

Неклассическая философская мысль: история и современность Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неклассическая философская мысль: история и современность»

Научная жизнь

М.А. Белоусов

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФСКАЯ МЫСЛЬ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

9-10 декабря 2008 г. в РГГУ прошла межвузовская конференция «Неклассическая философская мысль: история и современность». Эта конференция была четырнадцатой из числа организованных философским факультетом РГГУ и посвященных обсуждению общетеоретических и методологических проблем историко-философской науки.

Во вступительном слове председатель оргкомитета конференции профессор А.И. Алешин отметил, что в центре внимания настоящей конференции - феномен неклассической философской мысли, ее генезис и наиболее характерные для нее интенции и особенности. Предметом рассмотрения и анализа являются те существенные перемены, которые произошли и происходят в проблемном поле современного философствования за последние полтора века. К их числу он отнес утрату самодостаточности «разумности», «мышления», «Разума» и т. п. самосущих начал классической философии и необходимость их рассмотрения в качестве феноменов, принадлежащих исключительно человеческому миру и его культуре. В развитие этого обретения неклассическая философская мысль пересматривает и безусловность смысла фундаментальной для классического философствования оппозиции «мира по истине» и «мира по мнению» и всех производных от нее и равносильных ей.

В центре ряда докладов находились важнейшие проблемы одного из ключевых направлений неклассической философской мысли - феноменологической философии. В их числе - проблемы времени, пространства, интерсубъективности, истины и жизненного мира. В этой группе докладов следует выделить, прежде всего, доклад В.И. Молчанова «О пространстве внутреннего опыта». На

© Белоусов М.А., 2009

М.А. Белоусов

материале философских учений Брентано и Гуссерля докладчиком анализировалась проблема пространственных метафор, посредством которых описывается опыт времени. Один из главных тезисов доклада заключался в том, что у времени нет собственного языка, то есть время в действительности может быть описано только на языке пространства. В связи с этим докладчиком был выдвинут тезис, согласно которому временной опыт является принципиально несамостоятельным и производным по отношению к опыту пространственному.

В докладе М.А. Белоусова «Ощущение, протенция и интенцио-нальность в гуссерлевском анализе сознания времени» феноменология Гуссерля рассматривалась как решающий проект для всего переосмысления феномена времени в неклассическом философствовании. Поэтому, с точки зрения докладчика, для прояснения проблемных оснований неклассической философской мысли необходимы анализ и рассмотрение основных моментов упомянутого проекта, основных поворотов, происходивших в гуссерлевском мышлении времени, а также его внутренних коллизий.

Из других докладов, посвященных обсуждению проблем феноменологической философии, следует выделить доклад Д.Н. Разее-ва, в котором рассматривался один из самых малоизученных на сегодняшний день в отечественной исследовательской литературе вариантов феноменологии - структурная феноменология Г. Ромба-ха; доклад С.А. Коначевой, анализировавшей проблему истины у позднего Хайдеггера и Б. Вельте. Отдельно следует отметить доклад А.А. Гуцалова «Язык философии интерсубъективности: термины и дескрипция». Докладчик, основываясь на изучении не переведенных на русский язык рукописей Гуссерля, посвященных проблеме интерсубъективности, предложил оригинальную интерпретацию места и роли этой проблемы в феноменологии Гуссерля.

Группа докладов была посвящена анализу методологических проблем историко-философской науки, связанных с понятием неклассической философской мысли. Здесь необходимо отметить прежде всего доклад А.Б. Паткуля «Проблема исторического обоснования философии и современная философская ситуация». В докладе рассматривался такой способ обоснования философских учений, как обоснование их через саму историю философии. В этой связи докладчиком обсуждались и сопоставлялись два ключевых для европейской философии проекта подобного обоснования, нашедших свое воплощение в абсолютном идеализме Гегеля и фундаментальной онтологии Хайдеггера. С точки зрения докладчика, хайдеггеровский проект деструкции истории онтологии предъявляет исчерпанность исторического измерения фило-

Неклассическая философская мысль: история и современность

софии в направлении, обратном тому, которое обнаруживается у Гегеля: если у Гегеля речь идет о завершении философии в системе абсолютного идеализма, после осуществления которой выявление нового, еще не выявленного содержания философии как науки оказывается немыслимым, то у Хайдеггера речь идет не о завершении философии в фундаментальной онтологии, но о попытке возвращения к исходному началу философствования, скрытому или затемненному в ходе развертывания философской традиции. По мнению докладчика, это обстоятельство и обусловливает современное состояние исторического измерения философии.

Большой интерес вызвал доклад В.И. Стрелкова «Бесстыдство: случай Монтеня». С точки зрения докладчика, одним из параметров восприятия Монтеня в Новое время как мыслителя-новатора являлось признание своего рода бесстыдства его текстов и артикулируемых в них подходов к действительности. Монтень делает привычным то, что не представлялось таковым ни его современникам, ни жившим в более позднее время интеллектуалам - описание мира сквозь призму индивидуального опыта. В этой связи, по мнению докладчика, бесстыдство в целом может быть описано как способ трансгрессии, перехода от нормы к неокультуренному полю, где этическая (и иная) ценность человеческих слов и действий не может быть гарантирована принятым порядком. В качестве такого перехода бесстыдство, согласно докладчику, амбивалентно, так как через его посредство создается новый горизонт стыдливости. В случае Монтеня бесстыдство обнаруживается, проявляется вовне в неприкрытой телесности. С этой точки зрения докладчиком анализировались описания Монтенем его телесной конституции и телесных недугов.

Значительный интерес и оживленные обсуждения вызвали также доклады А.И. Алешина «Тема истины в науке и религии в перспективе постмодернизма», С.В. Рыбаченко «О предпосылках критики ранним Марксом политического государства как превратной действительности», Е.В. Золотухиной-Аболиной «Психотерапия как поле неклассического философствования (В. Франкл, А. Лэнгле)» и другие.

Конференция вызвала интерес у студентов, аспирантов, докторантов, сотрудников и гостей философского факультета РГГУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.