Отечественная история
Е.А. Андреева
Неизвестная постройка В.А. Шретера
В статье описан уникальный случай атрибуции провинциального здания, построенного в конце XIX в. по проекту блистательного петербургского архитектора. На основе архивных документов установлен автор здания удельной конторы в г. Сарапуле - известный архитектор В.А. Шретер.
Ключевые слова: неоренессанс, эклектика, руст, «кирпичный стиль», В.А. Шретер, архитектура общественных зданий.
В г. Сарапуле Удмуртской республики находится здание, фасады которого выдают талантливую руку его автора - большого мастера, профессионала высокого уровня, тонко чувствующего и знающего непростые законы построения архитектурных форм. Это сказывается в умении найти гармоничное сочетание общего и частного, в уверенной прорисовке деталей, в стремлении к правдивости, ясности и выразительности архитектурного облика сооружения.
Речь идет о здании удельной конторы, построенном в 1892 г. (современный адрес: ул. Гагарина, д. 50). До недавнего времени автор этого сооружения был неизвестен, в местных архивах никаких сведений о нем не было. Создателя проекта удалось установить с помощью материалов, обнаруженных в Российском государственном историческом архиве [1]. Подписанный проект 1891 г. позволяет назвать имя Виктора Александровича Шретера (1839-1901), выпускника Берлинской строительной академии, авторитетного преподавателя Института гражданских инженеров, создателя Санкт-Петербурского общества архитекторов и журнала «Зодчий». Блистательный архитектор построил в Санкт-Петербурге ряд самых значительных сооружений тех лет, среди которых Торговый Дом «Штоль и Шмит» на Малой Морской улице, здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества на площади Островского, здание Русского для внешней торговли банка на Большой Морской улице, дом Г.В. Вучиховского на площади Римского-Корсакова, собственный особняк и доходный дом на набережной реки Мойки. В.А. Шретер также осуществил перестройку Большого Александрийского и Мариинских театров. Им спроектированы и построены театры в Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде и Киеве.
Из опубликованной в 2009 г. монографии петербургского исследователя Т.И. Николаевой узнаем, что В.А. Шретер в 90-ее гг. Х1Х в. служил
главным архитектором Депаратамента уделов, которому непосредственно подчинялась Сарапульская удельная контора [2]. Она являлась местным органом управления и хозяйственной эксплуатации земель, лесов и имущества, принадлежавшего царской фамилии. Российские уделы давали государственной казне денежные средства, из которых каждый член императорской фамилии получал назначенные законом ежегодные суммы.
Штат конторы был сравнительно невелик и состоял из управляющего, его помощника, бухгалтера, стряпчего, делопроизводителя, лесника, землемера и окружных надзирателей. Вероянтно, контора нуждалась в собственном здании, поэтому его проектирование было поручено штатному архитектору Управления уделов.
В.А. Шретер создал сравнительно небольшое, если вспомнить его петербургские работы, сооружение. Тем не менее выглядит оно подчеркнуто торжественно и монументально. Стараясь отразить его государственное назначение, архитектор обращается к стилю неоренессанас, дополнив его элементами классицизма.
Чтобы понять мотивы, побудившие В. А. Шретера выбрать именно это стилистическое направление, необходимо обратиться к истории развитии отечественного зодчества второй половины XIX в. Архитектура этого периода представляла собой сложное и уникальное явление. В 1830-х гг. в ней произошел радикальный переворот. Эпоха классицизма сменилась эпохой эклектики, в рамках которой развивались все исторические стили. Суть стилизаторства заключалась в «свободе умного выбора» источника вдохновения. Считалось, что формы здания и его фасады должны были ассоциативно раскрывать назначение здания, отражать его функцию. Поэтому православные храмы строились по мотивам древнерусского и византийского зодчества, протестантские церкви - в готике, дворцы и роскошные особняки - в необарокко и рококо. Административные здания проектировались, как правило, в стиле неоренесанс. Ведущие столичные зодчие зачастую демонстрировали виртуозное владение формами всех исторических стилей. Порой в одном фасаде они умело соединяли элементы ренесанса, барокко и стиля Людовика XVI. При этом большое внимание уделялось функционально-планировочным решениям, использованию новых строительных и отделочных материалов и конструкций. Таков был творческий метод большинства ведущих столичных мастеров конца Х1Х в. - М.Е. Месмахера, П.Ю. Сюзора, Л.Н. Бенуа, И. С. Китнера и, конечно же, В.А. Шретера.
Особое место среди разнообразных стилей эклектики занимает так называемый «кирпичный стиль». Его создатели в России И. С. Китнер
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова
Отечественная история
и В. А. Шретер, опираясь на опыт немецкой архитектуры и архитектуры итальянского северного Возраждения, отказались от недолговечного штукатурного декора. Для экономичности, рациональности и правдивости они оставляли кирпичную кладку открытой или применяли долговечный облицовочный кирпич. Это позволяло избегать в условиях сырого климата частных ремонтов и в тоже время максимально насытить здание ярким цветом. Нередко И.С. Китнер и В.А. Шретер кирпичную кладку сочетали со штукатуркой.
Характерным примером «кирпичного неоренесанса» является здание удельной конторы в Сарапуле. По замыслу автора, оно должно было стать ярким архитектурным акцентом в облике города. К сожалению, при его возведении местные строители отказались от применения открытой кирпичной кладки второго этажа и выполнили все здание в штукатурке, что, несоменно, исказило первоночальный замысел. Вероятно, в условиях провинции было трудно организовать производство облицовочного кирпича и смелые нововведения Шретера остались только на бумаге. Некоторые изменения притерпел и сам фасад. Ввиду соображения экономии и скудности государственных средств размеры здания были уменьшены. Так, от пяти окон от главной оси по обе стороны осталось четыре.
Композиция главного фасада строго симметрична с выделением главной оси. Она акцентирована ризолитом, по центру которого на первом этаже расположен вход-портал, фланкируемый двумя колоннами римско-дорического ордера. Над ним, на втором этаже, сгруппированны три окна: среднее отмечено лучковым сандриком, остальные - прямоугольными. Первый этаж решен как мощный рустованный цоколь. Руст - это особый способ обработки поверхности горизонтальными и вертикальными швами, имитирующими кладку из крупных камней-блоков. Этот прием использовали итальянские зодчие эпохи Возрождения. Поскольку в постройке В. А. Шретера руст выполнен в штукатурке, то неоренесан-сная стилизация носит несколько графичный и сухой характер. Немногочисленные четко прорисованные элементы декора (сандрики, горизонтальные тяги, фриз под карнизом) подчинены простой структуре фасада. Углы здания закреплены рустовкой, которая отвечает мотивам рустовки первого этажа.
Шретером была четко продумана планировочная структура здания с большими светлыми помещениями, расположенными на втором этаже, на который ведет парадная лестница на металличеких балках-косаурах. Отделка интерьеров проста и деловита. Вестибюль, согласно петербургской традиции оформления общественных зданий, имеет рустовку.
Плоскости стен лестничных маршей профилированными тягами расчленены на панно. Пол выложен хорошо сохранившейся до наших дней метлахской плиткой. Требованиям комфорта отвечало наличие водопровода и вентиляции.
Здание удельной конторы в г. Сарапуле - одно из уникальных памятников русской архитектуры периода эклектики - единственное сооружение на территории Удмуртии, выполненное по проекту петербуржского архитектора. Оно представляет собой довольно редкий пример удачной стилизации, выполненной в духе неоренессанса и классицизма. Его монументальный фасад, спроектированный по законам симметрии, с красиво расчлененными плоскостями стен рустовкой и ритмично поставленными окнами, создают убедительный и выразительный образ здания государственного назначения, эффектно выделяющегося на общем фоне провинциальной застройки.
Причина, побудившая взяться прославленного мэтра за составление проекта административного здания для провинциального города, до конца не ясна. Известно, что петербургские зодчие лишь в исключительных случаях вели строительство общественных сооружений в провинции. Так, в начале ХХ в. в Пензе Земельный банк был выстрен по проекту А.И. фон Гогена, в Нижнем Новгороде - В. А. Покровского, в Киеве -Ф.И. Лидваля. Все эти факты отмечены благодарными потомками мемориальными досками на их фасадах. Теперь такая доска есть и на здании удельной конторы в г. Сарапуле.
Архивные поиски, натурные исследования позволяют установить авторство многих значительных сооружений провинции подобно тому, как это удалось сделать относительно данной работы В. А. Шретера.
Библиографический список
1. Проект здания для удельной конторы в г. Сарапуле (1891 год) // Российский государственный исторический архив. Ф. 515. Оп. 87. Д. 239. Л. 1.
2. Николаева Т.И. Виктор Шретер. Иероним Китнер. СПб., 2009.
ВЕСТНИК
МГГУ им. М.А. Шолохова