Е.А. Андреева
Влияние петербургской архитектуры на застройку городов Вятской губернии на рубеже Х1Х-ХХ вв.
В статье рассматривается влияние Петербургской архитектурной школы на застройку Вятско-Камской провинции на рубеже Х1Х-ХХ вв. Особое внимание уделяется зданиям, построенным по проектам ведущего зодчего губернии этого периода, выпускника Императорской Академии художеств И.А. Чарушина. По материалам дореволюционной печати и архивных источников устанавливается факт создания проектов для Вятской губернии ведущими зодчими Петербурга.
Ключевые слова: архитектура провинциальных городов, застройка городов рубежа XIX—XX вв., архитектура городов Вятской губернии, кирпичный стиль, И.А. Чарушин, реальное училище в г. Уржуме, архитектор А.И. фон Гоген, здание двухклассной школы в Белохолуницком заводе, здание женской гимназии в г. Сарапуле, учебный корпус Второй мужской гимназии в Вятке, Дом Булычева в Вятке.
Санкт-Петербург, основанный Петром I на невских берегах, на протяжении двух столетий являлся столицей Российской Империи, одним из красивейших и крупнейших городов мира. С момента его основания в 1703 г. здесь развернулись грандиозные строительные работы, которые усилились в XIX в. В это время в Петербурге стремительными темпами развивалась промышленность, торговля, наука, сосредотачивались колоссальные материальные и культурные ценности, действовала Академия художеств, готовившая высокопрофессиональные архитектурные кадры для всей России. В городе успешно работали лучшие отечественные и иностранные зодчие, издавались периодические журналы по архитектуре, как например, «Зодчий» и приложение к нему «Неделя строителя», альбомы проектов, рекомендуемых для строительства во всех губерниях России.
Во второй половине XIX - начале XX вв. в Петербурге появились новые типы зданий (вокзалы, депо, банки, пассажи, торговые и народные дома, промышленные, учебные, музейные и больничные здания). Столичные архитекторы и инженеры применяли новые строительные материалы: железо, железобетон, стекло, облицовочный кирпич, которые повлияли на новое формообразование, разрабатывали новаторские конструкции и прогрессивные для тех лет пространственно-планировоч-
к ные решения. Интенсивно велись поиски средств художественной выразительности, нового архитектурного языка, складывались архитектурные ^ стили и направления. Петербург был тем центром архитектурной жизни, | который диктовал архитектурную моду для всей России. Бурная архи-г тектурно-строительная жизнь столицы не могла не повлиять на строи-5 тельную практику даже в столь удаленной от столицы Вятской губернии. ° В ней, как и в Петербурге, но в иных условиях и масштабах, зачастую отражая местные традиции, но, как правило, с некоторым «коэффицен-том запаздывания» по отношению к Петербургу, застраивались уездные города и губернский центр. При возведении сооружений местные архитекторы старались использовать все многообразие стилей, появляющихся в Санкт-Петербурге в этот период. Влияние петербургской архитектуры на формирование облика городов Вятской губернии рубежа XIX - начала XX вв. просматривается достаточно ярко и убедительно.
Для огромной российской провинции видные петербургские зодчие строили только в исключительных случаях, преимущественно здания общественного назначения. Например, в начале ХХ в. в Пензе Земельный банк был выстроен по проекту А.И. фон Гогена, в Нижнем Новгороде -В.А. Покровского, в Киеве - Ф.И. Лидваля. По проектам В.А. Шретера в городах Рыбинске, Тифлисе, Иркутске, Нижнем Новгороде были построены здания театров. Это были эпизодические примеры, а потому имеющие особое значение в истории зодчества провинциальных городов. Для Вятской губернии петербургские архитекторы составили ряд проектов зданий, некоторые из них и в наши дни играют значительную роль в формировании облика городов края и являются архитектурными доминантами. Не все проекты были осуществлены, но важен сам факт проектирования сооружений известными петербургскими зодчими конца XIX - начала XX вв. для Вятской губернии, где в предыдущий период (барокко и классицизма) работали не сами великие мастера, а их ученики (в Удмуртии - С.Е. Дудин, ученик А.Л. Захарова, в Вятке - Ф. Росляков, представитель школы В. Ухтомского).
Здания уездной конторы в г. Сарапуле (1891 г.) было построено по проекту В.А. Шретера - основоположника кирпичного стиля в России. Долгое время автор был неизвестен. Найденные архивные материалы позволили атрибутировать это сооружение, выполненное в формах неоренессанса и классицизма [1]. Другой знаменитый зодчий, работающий в основном по заказам царской семьи, А.И. фон Гоген создал проект реального училища на 300 чел. в г. Уржуме [2]. По проекту известного петербургского архитектора, создателя собора в г. Кронштате В.В. Косякова в 1897 г. была построена часовня в русском стиле в Белохолуницком заво-
де Слободского уезда [3]. Архитектор А.Н. Померанцев - автор Верхних торговых рядов в Москве (ныне ГУМ) принимал участие в проектировании здании двухклассной школы в Белохолуницком заводе [4]. Вышеупомянутые проекты были выполнены в различных стилистических направлениях поздней эклектики, что отражало эволюцию русской архитектуры тех лет.
Достаточно редко в провинции работали выпускники архитектурного класса Императорской Академии художеств. Среди них особое внимание заслуживает творчество талантливого архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина (1862-1945), построившего, по подсчетам самого архитектора, около 500 сооружений в Вятско-Камском крае.
Его произведения, выполненные на высоком профессиональном уровне, не уступают лучшим образцам столичного зодчества, и именно он являлся проводником в вятской глубинке новых стилистических направлении в данный период. Рассмотрим крупные произведения мастера, в которых наиболее отчетливо просматриваются петербургские мотивы. Примером тому явились проекты учебных заведений для Вятской губернии. Близкие по стилистике, они образуют целостный период творчества И.А. Чарушина в первое десятилетие XX в. Школьные здания И.А. Чарушин проектирует в кирпичном стиле, создателями которого являлись крупные петербургские зодчие И.С. Китнер и В.А. Шретер. Согласно традициям столичной школы, вятский архитектор четко дифференцирует здания по назначению и решает фасад соответственно функции. Монументальность внешнего облика и продуманная, хорошо отвечающая учебному процессу планировка отличают эти сооружения учебного назначения.
Удачным воплощением кирпичного стиля является здание женской гимназии в г. Сарапуле (1902-1904). К 1900 г. в губернии насчитывалось всего восемь женских гимназий. Поэтому так важна была постройка нового учебного здания гимназии - центра просвещения края. Влияние петербургской архитектуры ощущается в использовании И.А. Чарушиным той модификации неоренессанса, которую применяли столичные зодчие Р.А. Гедике и Р.А. Кракау при возведении здания училища технического рисования барона Штиглица. Это выделение центра укрупненным ризалитом с большими полуциркульными окнами, отмеченными замковыми камнями, рустовка, акцентирование карниза, симметрия в оформлении фасада и, прежде всего, создание функционально-оправданного пространственно-планировочного решения.
Архитектура учебного корпуса Второй мужской гимназии в Вятке, возведенного в 1904-1906 гг., во многом перекликается с известными
к постройками учебных зданий петербургских архитекторов И.С. Китне-ра и В.А. Шретера. Однако вятский зодчий использует и другие архитек-^ турные прототипы, в частности, тот вариант неоготики, который разра-| ботал Н.Л. Бенуа при строительстве придворных конюшен в Петергофе. г В центральной части фасада И.А. Чарушин предельно укрупняет фор-5 му, вводя большие полуциркульные окна, обработанные лопатками, на ° которых опираются архивольты. Эта часть повышена и включает декоративные элементы, перекликающиеся с приемами романтической готики XIX в. Детали вносят пластичность и живописность в фасад здания. Применив контрастное сочетание кирпича и белой штукатурки, напоминающей традиции национального зодчества, архитектор разнообразит кирпичную облицовку, привнося в характеристику здания повышенную эмоциональность. Соблюдение традиций мастеров кирпичного направления известных петербургских зодчих И.С. Китнера и В.А. Шретера дали возможность И.А. Чарушину создать запоминающиеся и необычайно декоративные по цвету сооружения в вятской провинции.
Построенный архитектором в 1908-1911 гг. Дом Булычева в г. Вятке принадлежит к числу наиболее любопытных примеров вятской архитектуры. Необычным для подобного сооружения в центре города стало обращение к стилистическим чертам готики. Использование готических мотивов было характерно для ряда мастеров рубежа веков: Ф.О. Шехтеля - в Москве, К.К. Шмидта, В.А. Шретера - в Петербурге. С помощью неоготики русские архитекторы пытались ввести новую пространственную систему построения, идущую «изнутри наружу», ассиметричный план и ощущение «всефасадности». Дом Булычева является в некотором роде репликой на постройку особняка Морозовой Ф.О. Шехтеля. И все-таки И.А. Чарушин, как личность творческая, сумел избежать прямой подражательности. Вятский архитектор берет у Ф.О. Шехтеля лишь общее ощущение готики, т.е. общее стилистическое направление, не копируя планировки, которую он выполняет свободно, и живописный силуэт здания. Дом расположен на обширном участке. Он одновременно входит в структуру городской застройки и в то же время окружен парком с эффектной оградой. Использование форм готики придало романтический характер обычному дому, возвышающемуся подобно средневековому замку.
Проект Банка внешней торговли, выполненный И.А. Чарушиным в Вятке в 1911 г., благодаря удачному выбору масштаба здания и четко прорисованным деталям, отличается благородством архитектурного решения. Вероятно, краткое пребывание в Москве, когда И.А. Чарушин работал старшим помощником у профессора А.Н. Померанцева на стро-
ительстве Верхних торговых рядов в Москве, оказало влияние на поиски настоящего стиля и интерпретации классики. Мягкая живописность Бове и Жилярди была более близка провинциальному классицизму, и потому Чарушин обратился к мотивам, свойственным московской школе архитектуры «послепожарной» Москвы. В частности, в фасаде банка архитектор использует в композиции греко-ионический ордер, столь излюбленный московскими зодчими. Большие полукруглые окна, охваченные кессонированным поясом, фигурный фронтон и даже классический антаблемент, так хорошо знакомый по академическим работам, он прорисовывает в московском приеме: с увеличенным фризом, покрытым ленточным орнаментом, с сильным выносом венчающей части. Увлечение столичной классикой проявилось также в четкости архитектурных форм, уравновешенности всей композиции.
Подводя итог, следует отметить, что влияние столичной архитектурной школы на формирование облика городов Вятской губернии конца XIX - начала XX вв. носило прямой и опосредованный характер. Прямой вклад проявился в проектировании петербургскими архитекторами ряда проектов зданий общественного назначения. Опосредованный - сказался в работах И.А. Чарушина, получившего образование в Петербургской Академии художеств и вносившего в застройку Вятского края элементы высокой столичной культуры. Искания его учителей А.И. Резанова, А.А. Парланда, Д.И. Грима, Р.А. Гедике, воспринятые им еще в студенческие годы, легли в основу представлений И.А. Чарушина о соотношении традиционных и новаторских форм в развитии зодчества, сформировали собственный архитектурный язык, основой которого являлась уверенная прорисовка деталей, хорошие пропорции, прекрасно подобранный материал (кирпич), рациональная конструкция, и создание фасадов, ассоциативно отражающих функциональное назначений зданий. Перечисленные факторы обусловили влияние петербургской архитектурной школы на строительство городов Вятской губернии рубежа XIX-XX вв.
Библиографический список
1. Андреева Е.А. Неизвестная постройка В.А. Шретера // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2011. № 3. С. 32-35.
2. Проект реального училища на 300 человек в г. Уржуме Вятской губернии // Зодчий. СПб., 1905. С. 400.
3. Приложение к Вятским Губернским ведомостям за 1896 г. № 55. Дело о постройке часовни в Белохолуницком заводе Слободского уезда // Государственный архив Кировской области (ГАКО). Ф. 583 (Строительное отделение Вятского губернского правления). Оп. 520. Д. 41 (1897 г.)
4. Приложение к Вятским губернским ведомостям за 1898 г. № 41.