л
Е.А. Андреева * ^
I I
и о ш з
История художественной династии Чарушиных
В статье рассматриваются творческие биографии представителей династии Чарушиных. Дан обзор их деятельности. Особое внимание уделяется творчеству талантливого архитектора Вятского края - Ивана Аполлоновича Чарушина - родоначальника нескольких поколений известных петербургских художников-иллюстраторов детских книг.
Ключевые слова: династия Чарушиных, Егор Дмитриевич Чарушин, Дмитрий Яковлевич Чарушин, Иван Аполлонович Чарушин, Евгений Иванович Чарушин, Никита Евгеньевич Чарушин, первый архитектор острова Сахалин, провинциальная архитектура конца XIX - начала ХХ вв., архитектура Вятской губернии, иллюстрация детской книги.
История художественной династии Чарушиных, среди которых были иконописцы, художники, архитекторы, писатели, общественные деятели и даже революционеры-народники, охватывает несколько столетий. Воспоминания потомков и людей, знавших семью Чарушиных, выявленные архивные документы позволяют дополнить их жизненные и творческие биографии. Интерес исследователей и читающей общественности к истории этой замечательной династии, тесно связанной с историей России, не ослабевает и в наши дни [15].
В начале XIX в. своими художественными увлечениями в Вятке была известна семья Чарушиных. Глава семьи, купец Дмитрий Чарушин, имел пять сыновей: Василия, Якова, Егора, Михаила и Ивана. Один из них, Егор Дмитриевич, в 1820-е гг. работал учителем рисования в Вятской гимназии, а в 1833 г. был назначен смотрителем живописного искусства над всеми подрядчиками Вятки, выполнявшими заказы на писание икон. Сохранились воспоминания о художнике: «Личности более оригинальной, чем Е.Д. Чарушин, трудно себе представить даже в то богатое оригиналами время. Высокий старик с длинными серыми волосами, в просторном фраке, напоминающий халат, Чарушин смотрелся человеком свободной профессии и ни мало не походил на учителя-чиновника. Чарушин был знатоком своего дела и рисовал мастерски, поражая учеников своим умением точно начертить круг без помощи циркуля и искусством поправлять рисунок, делая что-то из самого безнадежного» [3, с. 83-85].
Его брат Василий имел аттестат иконописца и, по дошедшим до нас отзывам современников, успешно работал на этом поприще [13, с. 90-94].
Дмитрий Яковлевич Чарушин, сын второго брата Егора Дмитриевича, прошел сложный путь от художника-самоучки до живописца-профессионала, получившего подготовку в стенах Петербургской академии художеств. Решающую роль в его судьбе сыграла встреча с сосланным в Вятку архитектором А.Л. Витбергом, автором гениального храма-памятника Отечественной войны 1812 г. на Воробьевых горах в Москве.
В 1837 г. А.И. Герцен, отбывавший в это время ссылку в Вятке, устраивал «выставку естественных и искусственных произведений губернии». Она была организована в честь приезда наследника престола, будущего императора Александра II, совершавшего путешествие по России в сопровождении своего воспитателя, поэта В.А. Жуковского, и ученого-путешественника К.И. Арсеньева. В этой экспозиции природных богатств и изделий металлургической промышленности, предметов из меха, кожи, дерева А.И. Герцен поместил и автопортрет Д.Я. Чарушина. Сближение А.Л. Витберга и Д.Я. Чарушина состоялось благодаря советам Жуковского, который был поражен искренностью работ молодого художника. По просьбе поэта он стал в конце 1837 г. учеником Витберга.
В 1841 г. Дмитрий Чарушин, благодаря содействию А.Л. Витберга, вернувшегося в Петербург из вятской ссылки, поступил в Академию художеств. После ее окончания в 1847 г. он остался в Петербурге. Эта дружба продолжалась до конца жизни А.Л. Витберга, умершего на руках у своего преданного ученика. Творческая судьба вятского художника сложилась не очень хорошо. Успех, сопутствующий на первых этапах обучения, сменился постоянными неудачами. Выполненные им на звание академика картины отклонялись Советом академии. Последние годы он жил в Вятке, постоянно переписывая свой автопортрет, который собирался показать в Петербурге.
Вятка была местом ссылки многих талантливых людей России. Кроме А.Л. Витберга и А.И. Герцена, в XIX в. в городе жили М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.Ф. Павленков, А.Н. Муравьев, Э.М. Андриоли. Не в последнюю очередь благодаря им здесь сформировалась особая культурно-историческая среда, частью которой стали и Чарушины. Преемниками «подснеженных друзей А.И. Герцена» называют Б.В. Гнедовский и Э.Д. Добровольская прогрессивно настроенную передовую интеллигенцию г. Вятки рубежа Х1Х-ХХ вв.: «Это были патриоты своего края, просветители и знатоки его художественной старины» [5, с. 8].
Николай Иванович Чарушин (1851-1937) - революционер-народник, был членом кружка чайковцев, арестован, заключен в Петропавловскую
крепость по «процессу193-х», приговорен к 9 годам каторги, которую ^ „ отбывал на р. Каре, а в 1881-1895 гг. жил в ссылке в Восточной Сибири. I § Вернулся в Вятку и с 1895 г. занимался общественно-политической дея- щ | тельностью [15]. 3
Иван Аполлонович Чарушин (1862-1945) уже в детстве мечтал стать * архитектором. Пройдя курс в вятском реальном училище, он поступил 2 на архитектурное отделение Академии художеств, которую закончил в 1888 г. с большой серебряной медалью. Архивные источники свидетельствуют, что учился Чарушин с увлечением и строительно-архитектурные дисциплины были отмечены отличными оценками. Однако на протяжении всей учебы в Академии негласно за ним был установлен полицейский надзор. В этом, по-видимому, сказалось родство с братом-революционером Аркадием, отбывавшем ссылку в Сибири [10]. После учебы теоретические навыки были закреплены двухлетней стажировкой в столице у ведущих профессоров И.К. Китнера, А.И. Резанова. А.И. Томишко. Также молодой архитектор в качестве старшего помощника профессора А.И. Померанцева занимался разработкой проекта Верхних торговых рядов в Москве (ныне - ГУМ). Развитию его способностей способствовали академические конкурсы. В 1889 г. за проект Думы в Санкт-Петербурге И.А. Чарушин получил малую золотую медаль и звание архитектора-художника 2-й степени. Конкурс 1890 г. на программу Великокняжеского загородного дворца принес признание и заслуженную награду - большую золотую медаль и звание архитектора-художника 1-й степени. Этот проект был опубликован в архитектурной энциклопедии второй половины XIX в., создатель которой известный историк архитектуры Г.В. Барановский стремился дать «собрание лучших образцов архитектурно-художественного творчества». В состав такого солидного издания вошли две ранние работы Чарушина - проект Михайловского собора в Ижевском заводе (1896) и академический проект загородного дворца (1890) [2, т. 1, с. 167, т. 4, с. 70-71]. В энциклопедии последняя работа осталась не атрибутирована. Сравнение с подлинными чертежами, хранящимися в семейном архиве Чарушиных в Санкт-Петербурге, неоспоримо доказывает принадлежность ее Чарушину. Проект загородного дворца решен в формах итало-француского ренессанса и барокко. Хотя при проектировании И.А. Чарушин сохраняет эклектическую традицию, но целое решение фасада и плана не дробится на части и не теряется за виртуозной прорисовкой деталей.
Профессор А.И. Померанцев предлагает ему работать в Москве. Но И.А. Чарушин отказывается от заманчивых перспектив и по предложению академического начальства едет в 1890 г. на Сахалин, становит-
ся первым и единственным тогда архитектором острова. Младший сын архитектора Владимир Иванович Чарушин вспоминал, что отец перед поездкой был приглашен на аудиенцию к супруге императора Александра III Марии Федоровне. Она отмечала важность миссии, возложенной на молодого архитектора, и значение освоения этой далекой окраины для России.
На Сахалине И.А. Чарушин очень много работал, составляя до пятидесяти проектов в год. Из-за отсутствия квалифицированных специалистов ему самому приходилось выполнять все работы, наблюдать за строительством больниц, школ, церквей, жилых домов, казарменных зданий, шоссейных дорог, многочисленных мастерских, каждый день объезжая удаленные постройки. А.П. Чехов, посетивший Сахалин летом 1890 г., отмечал, что на «Сахалине нет извести и хорошего камня, и потому каменных построек нет. <...> контроля над постройками со стороны администрации нет. Вероятно, по той причине, что между чиновниками нет ни одного, который знал бы, как нужно строить избы и класть печи. По штату, впрочем, на Сахалине полагается архитектор, но при мне его не было» [16, с. 84]. И.А. Чарушин обнаружил залежи мергеля, наладил производство цемента, который заменил отсутствующую известь, и основал первый кирпичный завод, что совершенно изменило характер местного строительства. О его успешной работе сообщалось в «Неделе строителя» - приложению к журналу «Зодчий» [12]. В 1891 г. архитектор организовал и оформил выставку природных богатств и изделий декоративно-прикладного искусства Сахалина по случаю приезда на Дальний Восток наследника престола, будущего императора Николая II. За эту работу И.А. Чарушин был награжден золотыми часами работы Павла Буре с вензелем императора [4].
Проработав три года на Сахалине, И.А. Чарушин возвращается на родину и принимает должность губернского архитектора огромной по территории Вятской губернии. Его постройки (их, по подсчетам самого архитектора, более 500) и в наше время определяют облик г. Кирова и других городов Вятского края, являясь лучшими образцами архитектуры русской провинции. Свои первые значительные сооружения он проектирует в области культовых построек, выполняя их в русском стиле.
Ярким примером построек подобного типа является Михайловский собор в Ижевском заводе (1907). Благодаря живописному силуэту, виртуозной пластике многочисленного декора допетровской архитектуры, собор эффектно выделялся на фоне невысокой постройки завода и поселка и являлся важной архитектурно-градостроительной доминантой. В 1937 г. собор был уничтожен. В 2007 г. - восстановлен в полном соот-
ветствии с авторским замыслом. Еще одним примером русского стиля ^ „ является единоверческая церковь в Вятке (1907). При ее проектирова- х § нии архитектор использует традиционную для православия трехчаст- щ | ную схему построения плана с неизменной колокольней, перекрытой 3 шатровым завершением трапезной и церковью с двумя рядами килевид- * ных кокошников, которые служат основанием пяти барабанов с главами. 2 Выразительность сооружению придает также богатый древнерусский декор.
Главное место в деятельности архитектора занимало строительство общественных сооружений. Архитектура школьных зданий: мужской гимназии в г. Вятке (1903), женской гимназии в г. Сарапуле (1904), реального училища в г. Орлове (1906), Епархиального женского училища в Елабуге (1899) во многом перекликалась с постройками И.С. Китнера, В.А. Шретера, родоначальников кирпичного стиля в отечественной архитектуре. И.А. Чарушин находит новые выразительные образы учебных зданий, рациональные планировочные решения. Прогрессивность мышления, демократичность и патриотизм зодчего сказались в проектировании школьных сооружений, которые мыслились как центры народной культуры и просвещения.
Наиболее успешным и насыщенным в творчестве Чарушина явился период с 1900 по 1917 гг. Среди общественных сооружений тех лет следует выделить универсальный магазин купца П.П. Каблукова, построенный в новом для провинции стиле - модерн - с использованием в композиции фасада элементов декора, выполненных из камня-опоки, кованого металла.
Одной из вершин творчества И.А. Чарушина в предреволюционное время был особняк Т.Ф. Булычева (1908-1911), решенный в романтических формах неоготики. Архитектор вводит новую пространственную систему построения плана, идущую изнутри наружу и ощущение всефа-садности. Дом Булычева является в некотором роде репликой на постройку особняка Морозовой Ф. Шехтеля. И все-таки Чарушин как личность творческая сумел избежать прямой подражательности. Вятский архитектор берет у Шехтеля лишь общее ощущение готики, т.е. общее стилистическое направление, не копируя планировки, которую он выполняет свободно, и живописного силуэта здания. Дом расположен на обширном участке. Одновременно он входит в структуру городской застройки и в то же время окружен парком с эффектной оградой. Использование форм готики придало романтический характер обычному жилому дому, возвышающемуся, подобно средневековому замку. Историческая несправедливость заключалась в том, что в 1930-е гг. Иван Аполлонович не один раз,
по словам родственников, был заключен в подвалы этого дома, занятого службами НКВД.
В 1910-е гг. архитектор строит здания банков на Спасской улице в центре г. Вятки. Следуя новым приемам ретроспективизма, Чарушин использует классические традиции, которые придают зданиям подчеркнутую представительность, торжественность и монументальность.
В дореволюционный период творчество Чарушина раскрылось в полную силу, советское время определило иную тематику его деятельности. По плану монументальной пропаганды он создал обелиск Жертв революции (1919) и памятник Степану Халтурину в Вятке (1923), которого хорошо знал еще в детстве. Архитектор уделял большое внимание промышленности, строил бытовые и жилые комплексы при ряде заводов, проектировал дома культуры, театры, гостиницы, многоквартирные дома. Веяния конструктивизма нашли отражение в его проектах Дворца культуры в Вятке (1931). Архитектор также возводил интересные постройки, своеобразно передающие настроения НЭПа. К ним относится ресторан «Мавритания» и летний кинотеатр, сооруженный в саду «Аполлло» в Вятке. В 1930-е гг. И.А. Чарушин творчески осмысливал классическое наследие. Этот период оказался наиболее плодотворным в творчестве советского времени. По его проектам строятся самые значительные сооружения г. Кирова тех лет: Центральная гостиница (1937), многоквартирный жилой дом НКВД (1937) и ряд других. Тогда же зодчий выполняет много конкурсных проектов, большинство из которых были отмечены премиями.
Огромное влияние оказал Иван Аполлонович на формирование художественных вкусов и интересов своих детей. Атмосфера любви к искусству, царившая в доме, определила призвание его старшего сына Евгения Ивановича Чарушина (1901-1967) - талантливого детского писателя и художника, чьи рассказы о животных включены в курс обязательной программы начальной школы. Будучи уже известным писателем, он вспоминает о своем отце: «Вечно работает, вечно с карандашом, я тоже тут толкусь, тоже рисую, пристаю к нему, если фантазии не хватает. Он возится со мной порядочно, все похваливая, метод у него такой был - поощрение. <.. .> Я очень благодарен моим родителям за свое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству» [14, с. 28].
Семья Чарушиных жила дружно. В доме, носившем явный отпечаток личности своих хозяев, имелось много экзотических китайских, японских вещей, привезенных с Сахалина, обширная библиотека, а также проек-
ты, подаренные И.А. Чарушину еще в годы учебы профессорами акаде- ^ „ мии Л.Н. Бенуа, А.И. Резановым как знак признания его труда и заслуг. 1 § Стены комнат украшала коллекция живописных работ, среди которых щ J были этюды земляков и товарищей по учебе в Академии - выдающихся i русских художников В.М. Васнецова, А.А. Рылова. *
Будучи блестящим рисовальщиком, отец был первым учителем своего s талантливого сына. Он же привил Евгению любовь к природе и изучению натуры. У Чарушиных в доме находилось много домашних животных, растений. Постоянно объезжая возводимые на огромной территории Вятской губернии постройки, Иван Аполлонович брал с собой Евгения, который впоследствии вспоминал: «Ездили мы и днем и ночью, лесами и лугами в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетерев; и глухарей вспугивали с вершины сосен. Случалось, что и в болоте тонули. И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпался, и как птицы запевают, как колеса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - все это я с детства полюбил и пережил» [цит. по: 9, с. 5].
Окончив в 1927 г. живописный факультет ВХУТЕИНа (быв. Академию художеств) Евгений Иванович в 1930-е гг. работал в ленинградском отделении «ДЕТГИЗа», где сформировался его редкий талант художника-анималиста, графика-иллюстратора детской книги. Первой книгой, проиллюстрированной молодым художником в 1930 г., был рассказ В. Бианки «Мурзук», рисунок из которой приобрела Государственная Третьяковская галерея. В те годы «ДЕТГИЗ» был настоящей творческой лабораторией, в которой создавался совершенно новый тип детской книги - высокохудожественной и познавательной. Под руководством известного русского графика В.В. Лебедева здесь работали Н.А. Тырса, Ю. Васнецов (близкий друг детства и всей жизни Е. Чарушина), В.И. Курдов, А.Ф. Пахомов, В.М. Ермолаева. Н.М. Олейников, В.В. Бианки, А.И. Введенский, Е.Л. Шварц, Н.А. Заболотский, Д.И. Хармс, С.Я. Маршак. В ряду прославленных имен, ставших гордостью отечественной культуры, достойное место занимал Евгений Чарушин. По совету С.Я. Маршака Е. Чарушин стал писать короткие рассказы для детей младшего возраста о животных, дополняя их собственными иллюстрациями, в которых предельно точно передовал мир природы, создавал удивительно трогательные и правдивые образы зверей и птиц. Они отличались безупречной пластикой движений и форм, лаконизмом, смелым обобщением, точной, как и у отца в рисунке, прорисовкой деталей.
В годы войны Евгений Иванович с семьей и отцом, который в то время уже жил с детьми в Ленинграде, был эвакуирован в родной город Киров.
В эвакуации Евгений Иванович рисовал плакаты для «Окон ТАСС», оформлял спектакли, писал картины. После смерти отца в 1945 г. художник возвращается в Ленинград и продолжает работать в книжной графике, иллюстрируя собственные книги и книги С. Маршака, М.М. Пришвина, В.В. Бианки, а также занимается скульптурой и мелкой пластикой, создает серию эстампов, оставаясь верным любимой теме - изображению животных. По подсчетам исследователей, тираж книг, проиллюстрированных Е.И. Чарушиным и изданных в России и за рубежом, превышает 60 млн экземпляров.
Второй сын архитектора И.А. Чарушина, Владимир (1907-1999), окончив архитектурный техникум, плодотворно работал в Вятке, Москве и Ленинграде. Его старшая дочь Екатерина писала стихи, а также играла в театре Мейерхольда в Москве. Ее дочь Катя была женой известного графика-иллюстратора детской книги Ф.В. Лемкуля.
Духовная преемственность семьи сказалась в выборе профессии народного художника России Никиты Евгеньевича Чарушина (1934-2000). По примеру своего деда и отца он окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина (бывшая Академия художеств) и занялся иллюстрацией детской книги, став художником с собственным поэтическим видением мира. Он нашел свой стиль в графике, напоминающий, отчасти, рисунки пещеры Альтамиры в Испании. Как и знаменитый отец, Никита Евгеньевич правдиво передавал повадки, особенности движения и состояния животных. В основе его творческого метода, как у отца, деда и всех Чарушиных, лежало внимательное изучение натуры, серьезное отношение к делу, ответственность и высокий профессионализм. Проиллюстрированные Н.Е. Чарушиным книги В. Бианки, И. Соколова-Мики-това, Р. Киплинга и других авторов получали дипломы и награды на всероссийских и международных конкурсах.
В наши дни традиции семьи продолжает дочь Никиты Евгеньевича -Наталья Чарушина-Капустина, окончившая институт живописи, скульптуры и архитектуры им И.Е.Репина, художник-иллюстратор детских книг, участница многочисленных выставок.
Подводя итог краткой истории художественной династии Чарушиных, хочется отметить, что ее представители вот уже более двух столетий вносят свой вклад в развитие культуры России. Диапозон их творческих устремлений широк и разнообразен. Они работали в разных видах искусства - живописи, архитектуре, графике, скульптуре, литературе, каждый раз создавая произведения, отмеченные яркой индивидуальностью и талантом.
Библиографический список ^ §
х §
1. Андреева Е.А. Архитектор Иван Чарушин. Ижевск, 2007. и §
2. Барановский В.Г. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века. т1 СПб., 1901-1908. Т. 1. Православные храмы. № 143. Т. 4. Загородные дворцы, охотничьи замки. № 54. ^
3. Васильев М.Г. История вятской гимназии за сто лет ее существования. 2 Вятка, 1911.
4. Выставка сахалинских изделий // Владивосток. Общественно-политическая и морская газета.1891. № 22. С. 3.
5. Гнедовский Б.В., Добровольская Э.Д. Дорогами земли Вятской. М., 1971.
6. Зырин Б.Н Архитектор Чарушин. Киров, 1989.
7. Иван Аполлонович Чарушин. Архитектура на рубеже Х1Х-ХХ вв. Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 150-летию архитектора И.А. Чарушина. Вятка, 2012.
8. Корнилова А.В. Д.Я. Чарушин - питомец А. Витберга // Панорама искусств. 1986. Вып. 9. С. 74-98.
9. Кузнецова Э.Д. Звери и птицы Евгения Чарушина. М., 1983.
10. Личное дело академиста Ивана Чарушина // Российский государственный исторический архив РФ. Ф. 789. Оп. 11. Д. 47.
11. Пешнина Л.П. Художник Д.Я. Чарушин. Киров, 1973.
12. Строительное дело на Сахалине // Неделя строителя.1894. № 13.
13. Труды Вятской ученой архивной комиссии. Вятка, 1910.
14. Чарушин Е.И. Почему я стал художником // Костер.1946. № 4.
15. Чарушин Н.А. О далеком прошлом. Из воспоминаний о революционном движении 70-х годов XIX в. 2-е изд., испр. и доп. М., 1973.
16. Чехов А.П. Остров Сахалин // Чехов А.П. Полн. собр. соч. М., 1978. Т. 14.
М.О. Лихачёв
«Слабое звено»:
Российская империя в глобальной экономике конца XIX - начала XX вв.
В статье рассматривается роль российской национальной экономики в глобальной экономической системе, возникшей в конце XIX - начале ХХ вв. Автор анализирует модель экономического роста, сформировавшуюся в Российской империи на рубеже веков, и ее взаимосвязь с глобальными процессами экономического развития, а также перспективы развития этой