Научная статья на тему 'Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних по уголовному и административному законодательству Российской Федерации - проблемы и пути решения'

Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних по уголовному и административному законодательству Российской Федерации - проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних по уголовному и административному законодательству Российской Федерации - проблемы и пути решения»

© 2006 г. М.Н. Шашев

НЕИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПО УГОЛОВНОМУ И АДМИНИСТРАТИВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ -ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Одной из мер наказания за жестокое обращение с несовершеннолетними является уголовная ответственность в соответствии со ст. 156 УК РФ. Содержание данной статьи гласит следующее: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего или лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается...» [1, ст. 156 УК РФ].

Однако практика показывает, только по каждому пятому факту совершения родителями или законными представителями деяний, содержащих признаки преступления, предусмотренного ст. 156 УК РФ, возбуждается уголовное дело по указанной статье. И одной из основных причин сложившегося положения является отсутствие единого подхода к толкованию понятия «жестокое обращение».

В большинстве случаев прокуратурой и судом «жестокое обращение» трактуется как причинение вреда здоровью ребенка путем нанесения телесных повреждений, документально зафиксированных актом судебно-медицинской экспертизы. Анализ материалов в отношении родителей, которые занимаются воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей, показывает, что некоторые из них грубо нарушают психофизические потребности детей (отсутствие питания, невыполнение элементарных гигиенических норм и т.д.), злоупотребляют спиртными напитками, не работают, источников дохода не имеют. Зачастую в возбуждении уголовного дела в таких случаях отказывают из-за отсутствия доказательного материала по жестокому обращению, так как физического насилия к детям данные граждане не применяли [2, с. 37-38].

Данное положение противоречит ст. 65 Семейного кодекса Российской Федерации [3, ст. 65 СК РФ] и постановлению Верховного суда России от 27.05.1998 г. № 10 «О применении судами законодательства при разрешении поров, связанных с воспитанием детей», где понятие «жестокое обращение» излагается в следующей редакции:

- лишение питания, обуви, одежды, грубое нарушение режима дня, обусловленного психофизическими потребностями ребенка определенного возраста, лишение сна, отдыха, невыполнение элементарных гигиенических норм и рекомендаций врача по лечению ребенка, отказ от оказания необходимой медицинской помощи и т.д.;

- активные действия, грубо попирающие основные права и интересы субъекта воспитательной деятель-

ности, состоящие в применении недопустимых методов воспитания и обращения, т. е. все виды физического, психического и эмоционального насилия над детьми, предъявление явно завышенных требований к ребенку, демонстрация неприязни к нему;

- систематическое проявление физического и психического насилия к близким родственникам (к примеру, матери в присутствии ребенка) [4, с. 1-2].

Анализируя толкование официального органа, можно лишь прийти к выводу о размытости содержания ст. 156 УК РФ, так как вышеперечисленные насильственные действия могут подпадать также под ст. 116, 117 УК РФ. Все эти возможности широкого толкования статей УК РФ создают предпосылки злоупотребления ими, что приводит к безнаказанности нерадивых родителей.

К одному из недостатков содержания ст. 156 УК РФ относится также невозможность привлечь к уголовной ответственности лиц, не являющихся родителями или законными представителями несовершеннолетнего, однако проживающих совместно с ним и допускающих жестокое обращение при бездействии близких родственников (к примеру, сожителей отца или матери). Причина этого - содержащаяся в статье оговорка о том, что ответственность за жестокое обращение могут нести лишь те лица, на которых возложена обязанность воспитания по закону, т.е. по Семейному кодексу и другим нормативно-правовым актам. По нашему мнению, следует также обратить внимание на детализацию ч. 2 данной статьи, где речь идет о воспитателях, педагогах и других лицах, несущих обязанности по воспитанию в соответствии с «законом». Ненадлежащим их исполнением следует определить действия или бездействия, допускающие нарушение правильного воспитательного процесса, наносящего вред физическому и психическому развитию подростка или ребенка. Примером необходимости такой конкретизации являются реальные случаи из практики применения норм уголовного права, когда воспитатель школы интерната давал указания группе своих воспитанников тянуть за уши провинившегося, причинять иной физический вред, или же напрямую давал указания нарушителю дисциплины бить себя по губам или тянуть себя за уши. Зачастую подобные мероприятия заканчивались необходимостью оказания медицинской помощи детям [5, с. 120].

Не изжиты еще факты насилия в отношении детей в дошкольных и образовательных учреждениях со стороны педагогического и обслуживающего персонала. В домах ребенка, детских домах, интернатах и других аналогичных учреждениях дети полностью зависят от любого взрослого, а не только должностного лица. Даже при наличии физических телесных повреждений правоохрани-

тельные органы могут возбудить уголовное дело только на основании личного заявления потерпевшего, поскольку, согласно требованиям российского законодательства, подобные дела относятся к делам частного характера.

При наличии у несовершеннолетних телесных повреждений возможно привлечение вышеуказанных лиц к уголовной ответственности по соответствующим статьям УК РФ (имеются ввиду причинение телесного вреда здоровью, легкого, среднего или тяжкого - ст. 115 - 117 и т.п.). При отсутствии таковых фактически виновные лица остаются безнаказанными.

Кроме того, требует пересмотра и система наказаний, применяемых к гражданам в случае совершения ими правонарушений и преступлений, предусмотренных ст. 5.35. АК РФ и 156 УК РФ. Так, при привлечении к ответственности по ст. 5.35. АК РФ [6, ст. 5.35] Комиссия по делам несовершеннолетних (КДН) преимущественно ограничивается наказанием в виде предупреждения или выговора, что является недостаточным, наложение же штрафных санкций в большинстве случаев влечет неисполнение решения ввиду материальных трудностей, свойственных для асоциальных семей. В УК РФ также предусмотрено наказание в виде штрафа, что также наносит материальный ущерб семье и, в конечном итоге, самим детям. В настоящее время предлагается применять более жесткие меры наказания к таким родителям: от административного ареста на 15 сут. до привлечения их к принудительным общественно-полезным работам с целью возмещения государству средств, затраченных на содержание и обеспечение их детей, а также лишению родительских прав.

Также к недостаткам ст. 156 УК РФ можно отнести то, что очень трудно доказывается психофизическое насилие над детьми в семье. Причина этого -либо малолетний возраст детей, либо отставание в психофизическом развитии, либо просто страх перед физической расправой тех же нерадивых родителей. По исследованиям Центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6 - 7 лет; 60 - 70 % таких детей, постоянно избиваемых своими родителями, отчимами (мачехами), сожителями матери (отца), отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Многие дети являются жертвами «пьяной педагогики», которая подчас приводит к трагическим для ребенка последствиям. Ежегодно около 2 млн детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10 % этих детей исходом становится смерть, для 2 тыс. детей - самоубийство. Более 50 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тыс. несовершеннолетних находятся в розыске [7, с. 132-133].

Лишение родительских прав за жестокое обращение с детьми, предусмотренное ст. 69 Семейного кодекса Российской Федерации, на практике применяется крайне редко из-за сложности установления в гражданском процессе истинных причин происхождения травмы у ребенка. Лишение же родительских прав в качестве дополнительной меры наказания в отноше-

нии родителей, совершивших преступление против своих детей, в УК РФ не предусмотрено, в связи с чем необходимо пересмотреть подобный пробел в уголовном законодательстве.

С учетом изложенного предлагается ст. 156 УК РФ изложить в следующей редакции: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию, нормальному физическому и психическому развитию, получению образования несовершеннолетним его родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного, либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним наказывается (оставить перечень существующих наказаний в прежней редакции):

- обязательными работами от 60 до 180 ч;

- лишением родительских прав родителей, не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности, указанные в настоящей статье.

К квалифицирующим признакам отнести:

- сопряженность с жестоким обращением в отношении нескольких несовершеннолетних, а также несовершеннолетнего, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

- корыстные побуждения».

Необходимо закрепить в Семейном кодексе обязанности лица, постоянно (более 3 сут) проживающего с одним из родителей, по воспитанию ребенка, не ограничивая при этом права другого родителя.

Спорным при квалификации ст. 156 УК РФ является необходимость выяснения систематичности неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего. По этому поводу мы разделяем мнение многих криминологов и ученых-правоведов об отсутствии необходимости в доказывании систематичности неисполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего [8, с. 15].

Существует и ряд других проблем, связанных с отсутствием, а зачастую с аморальным семейным воспитанием и требующих решения на современном этапе. К ним, в частности, относятся отсутствие действенного механизма временного помещения в специализированные приемники и последующего выдворения на родину родителей-попрошаек вместе с детьми; продолжающаяся гуманизация законодательства, в настоящее время фактически допускающая вовлечение родителями несовершеннолетних в занятие бродяжничеством и попрошайничеством при наличии «тяжелых жизненных обстоятельств, вызванных утратой источника средств существования или отсутствием места жительства» (примечание к ст. 151 УК РФ).

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1996.

2. Алфимов А.М. Семейное неблагополучие как причина безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Майкоп, 2005.

3. Семейный кодекс РФ. М., 1999.

4. Постановление Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». № 10. 27.05.1998. М., 1998.

5. Пристанская О.В. Применение уголовно-правовых норм направленных против жестокого обращения с несовершеннолетними // Журн. российского права. 2001. № 8.

Ростовский государственный университет

6. Кодекс об Административных правонарушениях РФ (КоАП РФ). М., 2001.

7. Официальный доклад о положении детей в РФ. М., 2002.

8. Гуль В.П. Проблемы уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего // Юридическая жизнь. М., 2005. № 1.

13 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.