ISSN 0321-3056 ИЗВЕСТИЯ ВУЗОВ. СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ РЕГИОН. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ._2016. № 4
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
УДК 94.4 Б01 10.18522/0321-3056-2016-4-32-36
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ! ВЕКОВ
© 2016 г. А. С. Ибрагимов
NON-STATE SECTOR OF HIGHER EDUCATION AND FEATURES OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN OF ITS OPERATION AT THE TURN OF XX-XXI CENTURIES
A.S. Ibragimov
Ибрагимов Арсен Сулейманович -аспирант, кафедра истории, Дагестанский государственный педагогический университет, ул. М. Ярагского, 57б, г. Махачкала, 367003. E-mail: medzhids_saidov@mail. ru
Arsen S. Ibragimov -
Postgraduate Student, Department of History, Dagestan State Pedagogical University,
M. Yaragskogo St., 57b, Makhachkala, 367003, Russia. E-mail: medzhids_saidov@mail. ru
Дается обзор формирования негосударственного сектора высшего образования в 90-х гг. ХХ в. Прослеживается процесс активизации вузов, сотрудничество государственных и негосударственных секторов высшей школы, анализируется качество подготовки специалистов негосударственными вузами. Вывод - Дагестану необходимы новые ориентиры развития науки и подготовки специалистов, отвечающих нуждам и требованиям рыночных механизмов.
Ключевые слова: рыночная экономика, научный потенциал, высшее образование, негосударственный сектор, образование, прогресс, филиал, образовательное учреждение.
This article provides an overview of the formation of state higher education sector in the 90-es. The author traces the process of revitalization of universities, cooperation between state and non-state sectors of high school; the quality of specialists training by non-state universities are analyzed. Conclusion - Dagestan requires new guidelines for the development of science and training to meet the needs and requirements of market mechanisms.
Keywords: market economy, scientific potential, higher education, private sector, education, progress, branch, educational institution.
Демократические реформы в России в 90-е гг. создали условия для возникновения негосударственных высших учебных заведений. Им было предъявлено требование готовить больше и лучше образованных людей, способных активно участвовать в непосредственном содействии экономического развития за счет совместных с промышленностью научных исследований.
В сфере высшего образования и вузовской науки в Республике Дагестан сложился следующий парадокс: с 90-х гг. наряду с государственными вузами, сформировался негосударственный сектор высшего образования. Начали функционировать множество филиалов российских вузов с новыми «престижными» факультетами и отделениями, которые сняли определенную напряженность при выборе будущей
профессии и поступлении. Они решали такие же задачи, как и государственные высшие учебные заведения, готовили специалистов по новым специальностям, предоставляли возможности дополнительного заработка для профессорско-преподавательского состава государственных вузов. Наличие негосударственного сектора разрушило монополию государственной системы высшего образования и создало ситуацию конкуренции (табл. 1) [1].
Развитие негосударственного сектора высшей школы сначала носило стихийный характер и осуществлялось вопреки различным государственным и общественным структурам. Оно характеризуется высоким уровнем мобильности. Этим, в частности, объясняется быстрая переориентация вузов на различные виды и модели образования. В
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
результате смены ориентации часть негосударственных образовательных учреждений сумели приспособиться к современным рыночным отношениям.
Формирование образовательной государственной политики в отношении негосударственных вузов способствовало решению коллегии Минобра-
Одной из основных идей, которая звучала на коллегии и на конференции, была мысль о сотрудничестве государственных и негосударственных секторов высшей школы.
За период с 1991 по 1998 г. количество негосударственных вузов при базовом методе исчисления (когда один из годов берется за основу, а остальные рассчитываются по отношению к нему) увеличилось со 102 до 807 %, т. е. более чем в 8 раз [3, с. 45].
2016. N0. 4
зования РФ, которая в апреле 1999 г. обсудила вопрос «О проблемах развития негосударственных образовательных учреждений по материалам лицензионной, аттестационной и аккредитационной работы Министерства, а также Всероссийской конференции негосударственных вузов в мае 1999 г. [2].
Таблица 1
Контингент студентов, обучающихся в негосударственных вузах и филиалах, составляет всего 10 % от общей численности студентов. Сокращение в 2001/2002 уч./г. связано с закрытием института «Инсан» и преобразованием филиала Московского открытого социального университета в государственный филиал Санкт-Петербургского педагогического университета им. А. Герцена (табл. 2).
Таблица 2
Показатель 1994/ 1995/ 1996/ 1997/ 1998/ 1999/ 2000/ 2001/ 2002/ 2003/
1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004
Число негосудар- 4 5 6 10 11 15 16 14 16 19
ственных вузов
Численность про- 101 200 212 414 380 589 606 642 740 739
фессорско-препода-
вательского состава
Из них имеют уче-
ную степень:
доктора наук 30 22 22 38 27 48 62 52 63 82
кандидата наук 58 76 91 162 128 223 231 195 247 254
Из общего числа про- - 86 88 213 204 274 353 317 328 311
фессорско-препода-
вательского состава -
численность препода-
вателей, работающих
на условиях штатного
совмест.
Динамика роста высших учебных заведений в Дагестане за период 1992-2002 гг. / The dynamics of growth of higher education institutions in Dagestan for the period of 1992-2002
Показатель 1992 2002
Число высших учебных заведений, всего 5 20
В том числе
государственных 5 6
негосударственных - 14
На 10 000 населения приходилось студентов вузов 142 343
В том числе государственных 142 308
На 10 000 населения выпущено специалистов вузов 23,3 43,5
тыс. чел. тыс. чел.
В том числе государственными вузами 23,3 35,8
тыс. чел. тыс. чел.
Основные показатели по негосударственным высшим учебным заведениям (на начало учебного года) / Main indicators of non-state higher education institutions (at the beginning of the academic year)
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.
В государственных вузах по дневной форме обучается 65 % студентов, по заочной - 35 %, в негосударственных - 51 и 49 % соответственно. Численность обучающихся в государственных вузах на
2016. N0. 4
условиях полного возмещения трат за год выросла на 3 %, за счет федерального бюджета снизилась на 49 %. Общая динамика подготовки специалистов в учебных заведениях отражена в табл. 3.
Таблица 3
Динамика подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием в учебных заведениях Дагестана / The dynamics of training of specialists with higher and secondary special education in the educational institutions of Dagestan
Вид учебного заведения 2001 2001 г. в %
к 1995 г. к 2000 г.
Государственные высшие учебные заведения, включая филиалы Число учебных заведений, включая филиалы 24 в 4 раза 114,3
Численность студентов, тыс. чел. 67,2 в 2,2 раза 111,4
Прием, тыс. чел. 15,3 в 2,1 раза 107,0
Выпуск, тыс. чел. 7,8 191,2 112,7
Негосударственные высшие учебные заведения, включая филиалы Число учебных заведений, включая филиалы 14 в 3,5 раза 87,5
Численность студентов, тыс. чел. 7,7 176,0 92,1
Прием, тыс. чел. 1,7 156,4 101,4
Выпуск, тыс. чел. 1,7 в 14 раз в 2 раза
Государственные средние специальные учебные заведения Число учебных заведений 29 107,4 100,0
Численность студентов, тыс. чел. 20,8 119,5 103,3
Прием, тыс. чел. 7,2 133,4 103,8
Выпуск. тыс. чел. 5,9 125,5 111,2
Официальные направления на работу получили 24,7 % выпускников вузов (в 1998 г. - 33,7 %) и 22,3 % - выпускники средних специальных учебных заведений (в 1998 г. - 27,9 %) [1, с. 234].
В республике действуют 7 государственных аспирантур. В 2001 г. в них принято 352 чел., в том числе 61,1 % - с отрывом от производства. Из общего числа поступивших в 2001 г. 58,5 % - женщины.
В 2001 г. аспирантурами выпущено 214 специалистов, из них 14,0 % защитили диссертации. По сравнению с 2000 г. выпуск аспирантов увеличился на 6,5 %.
В целом активизировалась вузовская наука, повысился академический и научный статус самих государственных вузов. Бывшие институты были преобразованы в университеты (педагогический и технический) и академии (медицинский и сельскохозяйственный), оживились их связи не только с российскими, но и с европейскими вузами. Но, к сожалению, многие престижные специальности и по сей день остаются невостребованными в условиях республики. С другой стороны, резко снизилось качество самого образования. Учебная дисциплина и традиционные порядки в вузах во многом подорваны, заметно ослабла творческая самоотдача преподавателей.
Не происходит даже простой обмен накопленным разными вузами опытом, нет творческого сотрудничества между их коллективами.
Практика показывает, что республиканским структурам легче перенять «готовые» научные разработки и проекты, нежели разрабатывать свои и внедрять их в производство, а для этого не осталось и самого производства.
Заметим, что в новых условиях эффективность деятельности научных учреждений не очень ясна, а применительно к интересам республики незначительна (и все это при том, что в массовом количестве защищаются кандидатские и докторские диссертации, присваиваются громкие титулы профессоров и академиков, и т.д.). Сложился также определенный разрыв в подготовке специалистов и их востребованности (к примеру, республика на 40 лет вперед обеспечена юристами и экономистами, но не снижается прием на эти отделения). Практически все вузы выпускают специалистов «для улицы».
Следует отметить, что в течение последующей деятельности для многих профессий в развитых странах предусмотрена периодическая переподготовка, что в свою очередь вынуждает специалистов постоянно «быть в форме» и повышать свои знания и компетентность всеми доступными способами.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
Как подчеркивают многие специалисты, в условиях рынка знания становятся предметом применения, а не поиска истины. Новое знание - больше не результат стремления постичь истину, а итог поиска решения. Знание из общественного блага становится частью рыночного механизма. В результате вузы утрачивают контроль качества социального блага и становятся частью инструментария в конкурентной борьбе за лидерство в сфере высоких технологий.
В наши дни образовательные учреждения оказались перед двойным вызовом: с одной стороны, им предстоит отстоять и развить то, что делает их особенными - их научную и образовательную автономию, свободу исследования и обучения, подготовку специалистов; с другой - установить, усилить и умножить связи с общественной и экономической жизнью, поставить свой потенциал на службу предпринимательским и общественным структурам.
Кризис высшего образования в России, вызванный «диким» рыночным механизмом, потребовал от общества и государства осознание ситуации и разработки мер по преодолению сложившегося положения.
В частности, была разработана Федеральная программа развития образования в России, которая содержала раздел «Высшее образование» [4].
В новых условиях развития рынка на передний край научно-технического прогресса выдвинулась биотехнологическая наука и производства, используемые при решении многих вопросов по обеспечению народного хозяйства сырьем, повышении эффективности здравоохранения, создании рентабельных источников энергии и безотходных производств.
Достижения в области селекции, молекулярной генетики и генной инженерии способствуют внедрению прогрессивных технологий в переработку сельскохозяйственного сырья, создание новых кормов для животноводства, осуществление биохимических процессов в области виноделия, использование отходов винодельческой и пивоваренной промышленности в качестве питательной среды для производства кормовых и пищевых дрожжей, и др.
В современном обществе, где очевидными и фундаментальными факторами стали конкурентоспособность промышленности и экономическая жизнеспособность, стремительное нарастание темпов изменений в науке и технологии, промышленное производство во все большей мере зависит от состояния знаний и интеллектуальных способно-
стей кадров. Это делает образование главным источником экономического и культурно-нравственного развития общества.
Современный специалист любой отрасли народного хозяйства и тем более специалист обозримого будущего должен владеть не только практическими навыками профессии, но и быть подготовленным к проведению научного поиска, применению на производстве рекомендаций других исследователей, максимально использовать передовой опыт и достижения НТП, уметь приспосабливаться к новым технологиям и рыночным стандартам.
В условиях рынка эффективность науки зависит от того, насколько быстро и полно результаты научных исследований внедряются в производство.
Кризисное состояние экономики, резкое ухудшение общественно-политического положения и нравственно-психологической атмосферы - все это негативно отразилось на вузовской науке. Традиционные порядки и централизованные требования в вузах были подорваны, заметно ослабла творческая самоотдача преподавателей, психологический настрой и профессиональная ориентация студентов были деформированы; в оценке знаний не проявлялось должной требовательности и объективности. В результате из стен вузов с дипломами специалистов высшей квалификации «выходит немало неучей, которые не подготовлены к серьезной профессиональной деятельности» [5].
Переход к рыночной экономике предполагает радикальное изменение производственных отношений, что в свою очередь связано с существенным изменением социально-политического строя и культурно-образовательного облика самого общества. В этих условиях актуализируются вопросы о новых ориентирах развития науки и подготовки специалистов, отвечающих нуждам и требованиям рыночных механизмов.
Рыночная экономика требовала выработки новых концепций и продуманных программ организации и координации научной деятельности и оптимизации системы образования в республике. Настала необходимость провести аналитическую инвентаризацию научного потенциала, дать объективную оценку реальному уровню науки и основным ее направлениям в республике. Целью такого анализа явилось обеспечение консолидации научных сил и возможностей с приданием им практически-целевого назначения в сторону развития республики и обеспечения успешной адаптации ее к условиям рыночных отношений.
ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2016. No. 4
Дагестану следовало бы выработать собственную научно-образовательную политику, определить новые социальные заказы на целевые научные результаты и на подготовку специалистов высшей квалификации.
Литература
1. Дагестан: 2001 : стат. сб. / Госкомстат РД. Махачкала, 2002.
2. Вузовские вести. 1999. № 8. С. 7.
3. Вопросы статистики. 1999. № 1. С. 45.
4. Развитие образования в России : федеральная программа. М., 1993.
5. Проблемы развития науки и высшего образования в Дагестане в условиях рыночной экономики / отв. ред. З.А. Астемиров. Махачкала, 1992.
References
1. Dagestan: 2001 [Dagestan: 2001]. Stat. col. Goskomstat RD. Makhachkala, 2002.
2. Vuzovskie vesti. 1999, no. 8, p. 7.
3. Voprosy statistiki. 1999, no. 1, p. 45.
4. Razvitie obrazovaniya v Rossii : federal'naya programma [Development of Education in Russia: Federal Program]. Moscow, 1993.
5. Problemy razvitiya nauki i vysshego obrazovaniya v Dagestane v usloviyakh rynochnoi ekonomiki [Problems of Development of Science and Higher Education in Dagestan in the Conditions of Market Economy]. Ed. Z.A. Astemirov. Makhachkala, 1992.
Поступила в редакцию / Received 14 ноября 2016 г. /November 14, 2016