негосударственные (частные) музеи в российской федерации. правовой аспект
Аннотация: В статье исследуется организационно-правовая форма функционирования проекта «Музея частных коллекций Республики Татарстан». Отдельное внимание уделено вопросу регламентации создания и деятельности частных музеев, осуществляемых на законодательной основе.
Ключевые слова: правовая форма, частная коллекция, правовая база, регламентация законодательства.
Summary Abstract:This article examines the legal form of functioning of the «Museum of private collections of the Republic of Tatarstan.» Special attention is paid to regulate the establishment and operation of private museums whether through legislation.
Keywords: legal form, collection, legal framework, regulation legislation.
В рамках комплексного правового сопровождения деятельности Инвестиционной группы компаний АБС, в которую в том числе входит и Международный институт антиквариата, перед Поволжским антикризисным институтом была поставлена задача найти правовую форму создания на территории Республики Татарстан объединенной «площадки», позволяющей обеспечить публичное представление и популяризацию культурных ценностей, принадлежащих частным коллекционерам. Главной целью проекта является привлечение инвестиций в сохранение культурных ценностей и формирование понятия «инвестиции в культурные ценности» для частного капитала в порядке его диверсификации.
Основой для начала функционирования проекта станет Большое собрание изящных искусств АБС, в которое на сегодняшний день входит около 3 000 предметов изобразительного и прикладного искусства.
Для целей разрешения поставленной задачи сотрудниками Поволжского антикризисного института было не только изучено действующее законодательство, но и проанализирована практика частного коллекционирования в россии, формы публичного представления частных коллекций, опыт работы действующих частных и государственных галерей и музеев.
В ходе проведенной работы была найдена оптимальная правовая форма функционирования проекта, соответствующая не только заявленным целям проекта и социальной миссии АБС, но и отвечающая требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Татарстан - реализация проекта в форме музея.
В результате Инвестиционной группой компанией АБС принято решение о создании Частного учреждения « Музей частных коллекций Республики Татарстан». Учитывая тот факт, что в России в целом и в Республике Татарстан в частности существует немало частных коллекционеров, полагаем, что данный музей станет объединяющей площадкой, способствующей внедрению стандартов инвестирования в культурные ценности, созданию научно структурированных, общественно-доступных частных коллекций. При этом
указание в наименовании музея на его функционирование на территории Республики Татарстан предполагает возможность объединения в рамках указанной «площадки» культурных ценностей, принадлежащих физическим и юридическим лицам, имеющим культурные, исторические и этнические связи с Республикой Татарстан.
уверены, что посредством создания Музея частных коллекций Республики Татарстан Инвестиционная группа компаний АБС внесет свой вклад в сохранение и приумножение культурного наследия путем вовлечения частного капитала в процессы духовного возрождения общества и формирования нового поколения меценатов.
На сегодняшний день, по данным информационного портала «Музеи России»[1], в Российской Федерации действует более 2 700 музеев. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, в России действует более 5 000 организаций, позиционирующих себя в качестве музеев, из них более 450 являются негосударственными (частными) музеями. На территории Республики Татарстан по сведениям информационного портала «Музеи Татарстана» [2], действует около 120 музеев, из которых чуть более 10 являются негосударственными (созданными по инициативе частных лиц).
Имея в наличии сведения из неофициальных реестров музеев и официальных данных о зарегистрированных юридических лицах, к сожалению, невозможно оценить соответствие создаваемых частных музеев понятию музея, которое придает ему действующее законодательство Российской Федерации о музейном деле.
В настоящее время процесс создания негосударственных (частных) музеев носит весьма хаотичный характер, приводящий к появлению организаций, весьма отдаленно напоминающих учреждения культуры, способствующих сохранению, изучению и экспонированию по-настоящему ценных в культурном плане предметов.
В то же время, на сегодняшний день имеется нормативно-правовая база, регламентирующая порядок созда-
Леонид Романов, генеральный директор ЗАО «Поволжский антикризисный институт», к.ю.н.
I
Алёна Уласова, руководитель юридических проектов ЗАО «Поволжский антикризисный институт»
уЫр вестник №ждународного института антиквариата
ÎMLUp ИСКУССТВ
ТЕОРИЯ. ПРАКТИКА. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
№1 (01) 2013
ния негосударственных (частных) музеев: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 26.05.1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», Закон Республики Татарстан от 14.10.2010 г. 69-ЗРТ «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан».
так, указанный федеральный закон понимает под музеем учреждение культуры, в котором хранятся, изучаются и экспонируются предметы, являющиеся культурными ценностями. Соответственно, для создания музея необходимо иметь в своем распоряжении предметы, относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей», особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление.
Далее необходимо определиться с организационно-правовой формой создаваемого музея. Закон дает четкий ответ на этот вопрос - учреждение. Вместе с тем, по данным Единого государственного реестра юридических лиц, в России частные музеи создаются в основном в форме коммерческих организаций (обществ с ограниченной ответственностью, акционерных обществ), и лишь 15% частных музеев являются учреждениями, то есть соответствуют требованиям закона, предъявляемым к организационно-правовой форме музея.
думается, что учреждение, будучи по своей сути некоммерческой организацией, функционирующей на базе имущества, собственником которого является её учредитель, является оптимальной формой функционирования музея, что обуславливается следующими обстоятельствами. Собственник культурных ценностей при передаче их музею не утрачивает права собственности на них: он лишь передает их в оперативное управление, полностью контролируя при этом пользование и распоряжение указанными предметами. Не утрачивая право собственности на передаваемое музею имущество, собственник сохраняет за собой право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за музеем, либо приобретенное музеем за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. При наличии явной зависимости функционирования музея от финансовых возможностей учредителя - собственника коллекции частный музей не лишен права изыскивать альтернативные источники дохода и распоряжаться полученными средствами самостоятельно. в соответствии с законодательством музей вправе осуществлять иную приносящую доходы деятельность помимо музейной, но при условии, что такая деятельность будет служить достижению основных целей музея - хранению, изучению и публичному представлению музейных предметов и музейных коллекций. Примером такого рода деятельности может быть издательская деятельность, продажа сувенирной продукции. в свою очередь, некоммерческий характер
учреждения позволяет направлять все заработанные музеем средства на собственное развитие, без необходимости их распределения в пользу собственника.
Необходимо отметить, что иных требований к созданию негосударственных (частных) музеев федеральное законодательство не предъявляет, так же как оно не предъявляет особых требований к функционированию подобных музеев. в законодательстве отсутствуют предписания, предусматривающие какие-либо обязательные требования к порядку хранения, изучения и экспонирования культурных ценностей в негосударственных (частных) музеях. Все эти вопросы, по сути, решаются исходя из предпочтений и материальных возможностей собственника частного музея.
Вместе с тем, в вышеупомянутом законе Республики Татарстан от 14.10.2010 г. 69-ЗРТ «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан» (статья 15) содержатся требования к организации и деятельности музеев в Республике Татарстан (в том числе и частных). Так, музеи могут осуществлять свою деятельность при наличии:
1) музейных предметов и музейных коллекций, количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ и публичное представление в форме музейной экспозиции;
2) материально-технической базы (помещения, оборудования, благоустройства, технических средств защиты и безопасности), обеспечивающей условия для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций;
3) музейных специалистов, обеспечивающих все основные виды деятельности;
4) целостных территориальных комплексов культурного и природного наследия - для музеев-заповедников;
5) постоянных источников финансирования деятельности музея.
Несмотря на наличие очевидного рационального зерна в данных требованиях, следует отметить следующее. При подготовке указанного перечня за основу были взяты требования, соблюдение которых в свое время было обязательным условием для получения лицензии на осуществление музейной деятельности. В настоящее время требование о лицензировании давно отменено, в силу чего усматривается определенное противоречие между законодательством Республики Татарстан, содержащим требования к музеям, и законодательством Российской Федерации, не устанавливающим таковых.
Из анализа действующего законодательства о музейном деле можно сделать следующий вывод: с одной стороны, государство никоим образом не вмешивается в деятельность частных музеев и дает им большую свободу действий, с другой стороны, никак им и не помогает. Чтобы рассчитывать на поддержку государства, собственник частного музея должен включить свои культурные ценности в негосудар-
ЧШШР ВЕСТНИК МЭедУНАРОЯДОГО ИНСТУГГУТА АНТИКВАРИАТА
4Чир искусств
ственную часть Музейного фонда Российской Федерации. В ответ на это органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» могут:
- предоставлять государственные реставрационные учреждения для проведения реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации;
- обеспечивать передачу, в случае необходимости, музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации, на хранение в государственные хранилища.
Но и эти меры поддержки не гарантированы частному музею, так как на сегодняшний день отсутствует механизм их реализации.
Здесь уместно будет заметить, что собственник частного музея, включая культурные ценности в негосударственную часть Музейного фонда Российской Федерации, получая только лишь эфемерную возможность поддержки со стороны государства, приобретает при этом вполне реальные ограничения и дополнительные обязанности, связанные с функционированием частного музея. Так, например, на совершение любых сделок (купля-продажа, дарение и так далее) с культурными ценностями надо будет испрашивать согласие у Министерства культуры Российской Федерации; музейные предметы и музейные коллекции подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры Российской Федерации; деятельность частного музея будет контролироваться государственными органами посредством:
- проверки состояния сохранности и условий хранения музейных предметов и музейных коллекций;
- постановки вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям, в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»;
- направления запросов и получения информации о музейных предметах и музейных коллекциях, необ-
ходимой для осуществления государственного учета Музейного фонда Российской Федерации.
Разумеется, подобное правовое регулирование никоим образом не способствует пополнению негосударственной части Музейного фонда Российской Федерации.
Подытоживая все вышеизложенное, можно сказать следующее. Частный музей, созданный в форме частного учреждения, представляет собой самодостаточную организацию, управляющую культурными ценностями, которая при этом контролируется собственником этих ценностей.
Регламентация создания и деятельности частных музеев осуществляется при помощи законодательства, которое можно разделить на две части: гражданское законодательство (частный музей, как и любое другое юридическое лицо, подпадает под его действие) и «музейное» законодательство (регламентация специфики частного музея). Причем последнее может быть разделено на федеральное и региональное, между которыми есть определенные противоречия. В целом же «музейное» законодательство может быть охарактеризовано как носящее весьма общий, незарегламентированный характер и предоставляющее большой простор для деятельности частных музеев.
В законодательстве, к сожалению, отсутствует механизм стимулирования частных коллекционеров к созданию музеев и публичному представлению своих коллекций, между тем принятие таких мер способствовало бы формированию новой системы духовных ценностей российского общества и стимулирования интереса общественности к сохранению художественно-культурного наследия. Однако это не исключает того, что представители крупных корпораций и предприятий в рамках утвердившегося на сегодняшний день общественного тренда социальной ответственности бизнеса должны вносить свой вклад в развитие духовности и сохранение культурных ценностей. В полной мере осознавая свою ответственность перед обществом и позиционируя инвестирование в сохранение культурных ценностей в качестве одного из основных видов своей деятельности, Инвестиционная группа компаний АБС в настоящее время реализует целый ряд проектов в этой сфере, одним из которых будет являться создаваемый Музей частных коллекций Республики Татарстан.
Список использованной литературы и источников:
1. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
2. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» .
3. Закон РТ от 14 октября 2010 г. N 69-ЗРТ «О музеях и музейном деле в Республике Татарстан».
4. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1998 г. N 179 «Об утверждении положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации».
Ссылки:
1. Информационный портал «Музеи России». - Режим доступа: http://www.museum.ru
2. Информационный портал «Музеи Татарстана». - Режим доступа: http://www.tatar.museum.ru
ВЕСПНИК ГкОКДУНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА
шшр искусств