Научная статья на тему 'Современный российский рынок антиквариата: статика, динамика, ключевые проблемы, специфика правового регулирования'

Современный российский рынок антиквариата: статика, динамика, ключевые проблемы, специфика правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1335
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКВАРИАТ / АУКЦИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОБОРОТ / ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ПРИОБРЕТАТЕЛЬ / КОДЕКС ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ / КОМИССИОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ / КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ / СТРАХОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кузин Артемий Александрович

В статье комплексно проанализированы статические, динамические элементы, основные проблемы, особенности гражданско-правового оборота антиквариата в современной России, наиболее распространенные сделки с предметами старины, в том числе посредством аукционных и электронных торгов. По мнению автора, действующих в настоящее время правовых норм, регулирующих гражданско-правовой оборот антикварных вещей, в целом достаточно для обеспечения позитивного развития отечественного антик-рынка. Но активизировать этот процесс в значительней степени могли бы «правильные» антиквары, эксперты, коллекционеры, иные специалисты, входящие в саморегулируемые профессиональные ассоциации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RUSSIAN ANTIQUE MARKET: STATIC, DYNAMIC, KEY PROBLEMS, SPECIFIC OF JURIDICAL REGULATION

In article comprehensively analyzes static, dynamic elements, main problems, specific of civil-law turnover of antiques in modern Russia, most common dealings with old man objects, including through auction and electronic trade. According to author's opinion, currently valid juridical norms, governing civil-law turnover of antique things, in general, enough for ensuring of positive development of domestic antique market. However, enable this process to a large extent could be «correct» antique dealers, experts, collectors, other specialists, members of self-regulating professional associations.

Текст научной работы на тему «Современный российский рынок антиквариата: статика, динамика, ключевые проблемы, специфика правового регулирования»

3.5. СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ РЫНОК АНТИКВАРИАТА: СТАТИКА, ДИНАМИКА, КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, СПЕЦИФИКА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Кузин Артемий Александрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент кафедры. Место работы: ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии». Подразделение: кафедра гражданского права и процесса гуманитарного факультета. E-mail: artemii-kuzin@mail.ru

Аннотация: в статье комплексно проанализированы статические, динамические элементы, основные проблемы, особенности гражданско-правового оборота антиквариата в современной России, наиболее распространенные сделки с предметами старины, в том числе посредством аукционных и электронных торгов. По мнению автора, действующих в настоящее время правовых норм, регулирующих гражданско-правовой оборот антикварных вещей, в целом достаточно для обеспечения позитивного развития отечественного антик-рынка. Но активизировать этот процесс в значительней степени могли бы «правильные» антиквары, эксперты, коллекционеры, иные специалисты, входящие в саморегулируемые профессиональные ассоциации.

Ключевые слова: антиквариат, аукционная торговля, гражданско-правовой оборот, добросовестный приобретатель, кодекс профессиональной этики, комиссионная торговля, договор купли-продажи, культурные ценности, право собственности, страхование, электронная торговля.

MODERN RUSSIAN ANTIQUE MARKET: STATIC, DYNAMIC, KEY PROBLEMS, SPECIFIC OF JURIDICAL REGULATION

Kuzin Artemii Aleksandrovich, candidate of juridical sciences, docent. Position: docent, senior lecturer. Place of employment: FSBEO HPE «Moscow state university of geodesy and cartography». Division: of chair of civil law and process of humanise faculty. E-mail: artemii-kuzin@mail.ru

Annotation: in article comprehensively analyzes static, dynamic elements, main problems, specific of civil-law turnover of antiques in modern Russia, most common dealings with old man objects, including through auction and electronic trade. According to author's opinion, currently valid juridical norms, governing civil-law turnover of antique things, in general, enough for ensuring of positive development of domestic antique market. However, enable this process to a large extent could be «correct» antique dealers, experts, collectors, other specialists, members of self-regulating professional associations. Keywords: antiques, auction trade, bona fide purchaser, civil-law turnover, code of professional ethics, commission trade, contract of sale, cultural values, ecommerce, insurance, ownership.

Авторы, исследующие ключевые проблемы и особенности правового регулирования отечественного антикварного рынка, не первый год выдвигают идеи реформирования указанного рынка. Самое радикальное их предложение - официально амнистировать культурные ценности, которые находятся в частных

коллекциях. Ведь, по оценкам экспертов, оборот российского антик-рынка доходит до $1-2 млрд в год, в «тени» еще обращаются ценности стоимостью примерно $200-300 млн; за последнее десятилетие спрос на антиквариат в России десятикратно возрос; неизбежно старея, вещи, которые мы принимаем за антиквариат, «набирают» в цене 15-20% в год; прибыль от продаж самых востребованных на антик-рынке предметов составляет 500-1000% [13; 18; 20-22; 25].

Стоит подчеркнуть, что антиквары и коллекционеры к возможной амнистии относятся скептически, считая, что ее время еще не настало, и первоначально следует официально усовершенствовать «правила игры» на этом рынке. Позиция государственного органа, регу-лир1ующего соответствующие общественные отноше-ния1, по данному вопросу представляется неоднозначной постольку, поскольку, с одной стороны, еще в 2008 году этот орган направил в Минэкономразвития и торговли России проект Постановления Правительства Российской Федерации о правилах антикварной торговли, который так и не был принят. По словам одного из разработчиков данного проекта В.В.Петракова, сегодня предметы антиквариата можно продавать «и в обувном, и в овощном магазинах»; после того, как в России в 2002 году отменили лицензирование антикварной деятельности, соответствующий рынок, по обороту «грязных» денег сравним разве что с нелегальным рынком наркотиков и оружия. Следовательно, его нужно радикально реформировать [18].

С другой стороны, дополнительное и, тем более, радикальное усиление государственного регулирования антикварного рынка, по мнению коллеги В.В.Петракова - А.В.Кибовского, уже не актуально: «Наши антиквары и коллекционеры со знанием дела перемещаются по всему миру в стремлении присмотреть и купить интересные старинные вещи. В Лондоне, Нью-Йорке или Париже российский покупатель - желанный клиент. Уже и в Москве открыты представительства крупнейших аукционных домов. Аукционы "Sotheby's", "Christy's", "Hotel Drought" убеждают мировое арт-пространство, что, порой, именно россияне платят самые высокие суммы за престижные лоты. Цены на русское искусство подскочили так высоко, что подняли планку мировых продаж. Отечественный антик-рынок окреп. На сегодняшний день он уже четко структурирован, определились традиционные лидеры, стабилизировался круг собирателей. Уродливые болезни роста уже прошли» [12].

Так ли это, на самом деле? Как выясняется, не совсем так, а порою и совсем не так. Прежде всего, с правом собственности и «чистотой» приобретений нередко возникают серьезные проблемы. Причем не только в России, но и за рубежом.

Достаточно вспомнить резонансный случай в Нижнем Новгороде, описанный в «Российской газете»: обычный россиянин сдал в антикварный магазин на

1 В настоящее время речь идет, прежде всего, о Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультуре) - правопреемнице Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия (Россвязьохран-культуры). 12.03.2007 - 12.05.2008 Россвязьохранкультура была подведомственна Правительству Российской Федерации. 13.05.2008 Служба была преобразована в: Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций (Россвязь-комнадзор); Федеральную службу по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росо-хранкультура), подведомственную Министерству культуры Российской Федерации.

комиссию горшок с «родословной» в несколько тысяч лет, который он получил в наследство от прапрадеда, собравшего еще в бытность царской России коллекцию предметов старины. Но горшок, как предмет культурной ценности - археологической, - с продажи сняли... оперативники, занимающиеся раскрытием преступлений в культурно-исторической сфере. И, как того требует закон, передали в музей. Вдобавок к горшку правоохранители изъяли у наследника всю прадедову коллекцию, насчитывающую 300 предметов старины. Между тем в России найдется немало людей, владеющих аналогичными сокровищами. И все они, передав реликвии на комиссию в антикварные магазины, рискуют одномоментно лишиться ценных приобретений, а то и заработать репутацию фигурантов криминальных дел [18].

Другой показательный пример: в конце 2012 года внимание СМИ привлекла судьба коллекции произведений искусства, обладателем которой был умерший российский художник, педагог, теоретик искусства Э.М. Белютин. Сообщалось, в частности, что Польша официально обратилась к вдове художника, историку, искусствоведу, писательнице, последней в роду хранительнице этой коллекции Н.М.Молевой, ставшей после смерти мужа его единственной наследницей, с просьбой передать коллекцию этой стране и похоронить Белютина на польской земле. Назывались имена авторов работ, входящих в состав коллекции: Ван Дейк, Микеланджело, Рембрандт, Рубенс, Тинторетто, Тициан, Эль Греко и пр. (такая подборка, бесспорно, заметно приукрасит любой музей мирового уровня). В различных публикациях оценка коллекции колебалась от $400 млн до $2 млрд. Уточнялось, что на нее претендуют также Литва и Италия. Официальные представители перечисленных государств ситуацию не комментировали. Обстоятельства дела обрастали новыми интересными деталями. Стало, в частности, известно, что г-жа Молева завещала коллекцию России в лице Главы нашего государства - Президента Российской Федерации В.В.Путина. С этого момента место хранения коллекции - квартира Молевой - находится под круглосуточной госохраной [24]. С помощью телевизионных СМИ россияне увидели квартиру, заполненную редчайшими произведениями искусства. Было рассказано обо всем - кроме самого главного: какие эксперты, когда и на основании каких исследований подтвердили подлинность коллекции Белютина, и каково ее происхождение? [23].

И, наконец, еще один характерный пример: в сентябре 1998 года судья Мозес из Верховного суда Лондона постановил вернуть законным собственникам картину «Святое семейство со св. Иоанном, св. Елизаветой и ангелами» работы голландского маньериста Й.А.Втевала (ок. 1566-1638), которая была вывезена из Германии в качестве трофея в завершающий период Второй мировой войны. Постановление с учетом известной специфики англосаксонского права является прецедентом, который, похоже, имеет далеко идущие правовые последствия, как для решения проблемы «трофейного искусства», так и вообще для мирового художественного и антикварного рынков. Интересно, что судебное решение о возвращении картины состоялось спустя 50 лет после того, как она была вывезена из Германии, хотя вполне могло случиться иначе, потому что истцы (муниципалитет г. Гота, расположенного в Тюрингии, и Федеративная Республика Германия) в связи с истечением срока давности (§195 Гражданского уложения Германии, раздел III, разъяс-

нения [16]) де-юре утратили право требовать возвращения законным собственникам предметов культуры, утраченных в годы Второй мировой войны. Иными словами, правомерные интересы собственника антиквариата по давности владения в странах, которые принято называть «цивилизованными» и «развитыми», также нередко выпадают из правового «поля». И много ли любителей старины с учетом рассмотренного прецедента захотят вынести свои богатства на всеобщее обозрение и легальный рынок?!

Проблематика юридической безукоризненности права собственности на антиквариат не исчерпывается выше изложенным. Не только в Российской Федерации, но и во многих странах мира предельно сложно абсолютно достоверно установить, тянется ли за старинной вещью криминальный шлейф [14, с.175; 15, с.10; 17, с.3]. Несмотря на действие Конвенции ЮНЕСКО 1970 года «О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности» [1], Рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 1988 года №1072 «О международной охране культурного достояния и обороте произведений искусства» [2], иных международно-правовых актов и документов, регулирующих соответствующие общественные отношения, несмотря на то, что Интерпол львиную долю своей деятельности посвящает поиску краденых культурных ценностей, изобличению лиц, причастных к совершению этих хищений, специалисты отмечают: ежедневно в мире похищается 450500 произведений живописи, ваяния, антиквариата, религиозного культа, археологических ценностей и других произведений культуры разных эпох [22, с.45].

Либерализация отечественного антикварного рынка, адекватная общей государственной политике в связи с присоединением России к ВТО, на состоянии указанного рынка сказалась, скорее, негативно: в первый же месяц после отмены лицензирования торговли антиквариатом кражи из музеев (особенно провинциальных, с плохой охраной и контролем, которых у нас 2,5 тысячи) выросли почти в 20 раз. Антикварный рынок России отреагировал попыткой создания профессионального сообщества, призванного установить саморегулирование в этой сфере. Тем не менее, ситуация с оборотом предметов антиквариата по-прежнему остается сложной [21, с.188].

Состоятельных людей в постсоветской России, несмотря на финансово-экономические кризисы, с каждым годом становится все больше. Объемы их денежных накоплений таковы, что в обозримой перспективе на рынок антиквариата выплеснется новый мощный поток желающих приобрести старинные ценности. Но государство к такому вызову, похоже, не готово. И неудивительно, что среди предметов, представленных на отечественном антик-рынке, - немало подделок.

По различным оценкам, до 50% торгового оборота антиквариата приходится на очень искусные фальшивки. Эта эпидемия началась давно: подделки можно встретить в экспозициях всех музеев мира. История подделок развивается параллельно творчеству великих мастеров. С годами интерес к наследию каждого из них увеличивается в геометрической прогрессии, в том числе благодаря усилиям всевозможных мошенников. Специалисты совершенствуют методы экспертиз, законодатели ужесточают уголовную ответственность и наказание, но число фальшивых картин Айвазовского, Дали, Моне и т.п. не сокращается. Нередко подделки выполнены на столь высоком профессиональном

уровне, что сами по себе претендуют на то, чтобы считаться произведениями искусства. Удачно запущенная в коммерческий оборот фальшивка может десятилетиями кочевать по частным коллекциям [27]. Многие «кинутые» таким способом приобретатели антиквариата, иных культурных ценностей понимают, что стали жертвами мошенников, но предпочитают молчать.

С точки зрения обывательской логики, это объяснимо - заплатив за фальшивку несколько тысяч долларов США или евро, они надеются, рано или поздно, сбыть с рук подделки. Ведь антиквариат - это не столько легальный и «теневой» рынок, сколько тонкая игра, изощренная эксплуатация человеческий чувств (эмоций, переживаний), как положительных (ностальгия по прошлому и др.), так и негативных (тщеславие, корысть, чванство и т.п.). Поэтому у тех же инвесторов в коллекции живописи - немало сомнительных (с точки зрения общепринятой морали), но допустимых (с точки зрения маркетинга) уловок, чтобы сделать особо прибыльным свой бизнес, а заодно поднять в цене картины неизвестных или мало известных художников.

Допустим, у состоятельного частного владельца картинной галереи есть десяток соответствующих полотен. Несколько из них он прописывает в каталоге популярного аукциона. Затем во время торгов через агента покупает, предварительно взвинтив цену. Следующий ход - организовать публикацию в прессе о том, что такая-то картина была продана за столько-то. Третьим ходом владелец «дарит картину этого автора муниципалитету или политической партии, что, соответственно, тоже сопровождается публикациями в прессе, и глядишь, на третьих торгах его картины разбирают как "горячие пирожки"» [19].

Что касается страхования коллекций антикварных вещей, здесь ситуация - не лучше. Первый в постсоветской России случай, когда частный коллекционер не только застраховал такую коллекцию, но и открыто объявил об этом, произошел в 2007 году: тогдашний президент «Альфа-Банка» П.О. Авен застраховал 222 картины русских художников начала XX века на $150 миллионов. О сумме страхового взноса владелец коллекции распространяться не стал, но, по данным страховщиков, обычно взнос составляет 0,2-1,5% от страховой суммы [26]. Тем не менее, многие отечественные частные коллекционеры не спешат страховать свои коллекции антиквариата, чтобы их не афишировать и не привлекать к себе излишнего внимания. По данным страховщиков, в России застраховано не более 10% частных коллекций.

В различных словарях русского языка слова с корнем «антик» имеют, по меньшей мере, две смысловые коннотации. Первая этимологически связана с античной культурой: «антиквариат» (лат. «ап^иив», в переводе - «старый») - художественно-исторический термин, применяемый для описания различных категорий старинных вещей. Вторая связана с современными значениями: антиквариат - это старые, редкие художественные произведения, иные ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства.

В суждениях экспертов, антикваров, оценщиков, коллекционеров относительно того, что корректно считать антиквариатом, обычно акцентировано внимание на: возрасте вещей («произведенные до Революции 1917 года»); их редкости и уникальности («на сегодня это, пожалуй, единственный сохранившийся экземпляр»); несерийности, связанности с конкретными историческими эпохами, событиями, лицами; особой сложностью скопировать оригинал («автор давно умер и унес

с собой секрет производства»); зависимости от спроса («принимаем на комиссию, все, что вызывает интерес»).

При этом анализ соответствующей научно-юридической литературы и действующего законодательства, положениями которого урегулирован гражданско-правовой оборот антиквариата, иных культурных ценностей, показывает, что сегодня официального толкования понятия «антиквариата» нет, как нет и недостатка в разумных предложениях, адресованных законодателю ввести необходимую дефинитивную норму (например, «антиквариат - это особо охраняемые нормами права редкие вещи, являющиеся таковыми благодаря времени /физическому или историческому/, прошедшему с момента их производства, или художественной ценности /уникальности/ и которые являются объектом коллекционирования и торговли» [13, с.120]).

Тем не менее, действующая редакция Закона о вывозе и ввозе культурных ценностей [6], содержащая отсылочную норму к Основам законодательства России о культуре [5], предусматривает ряд принципиально значимых положений, прямо и опосредованно характеризующих юридическую природу антиквариата и правоотношения с ним.

Во-первых, здесь законодателем предпринята попытка отграничить подлежащие легальной защите культурные ценности от аналогичных ценностей, реально и потенциально охватываемых понятием «антиквариат», временными рамками и иными критериями. Так, вывозу из России не подлежат культурные ценности, «созданные более 100 лет назад» и «независимо от времени их создания» движимые предметы: представляющие историческую, художественную, научную, иную культурную ценность, отнесенные действующим законодательством к особо ценным объектам культурного наследия народов России; охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры; постоянно хранящиеся в государственных, муниципальных музеях, архивах, библиотеках, других публичных хранилищах (п.1 ст.9). Следовательно, чтобы движимый предмет, по общему правилу, обладал правовым статусом не столько культурной ценности, официально не подлежащей вывозу из страны, сколько правовым статусом антиквариата, его (предмета) возраст должен быть де-юре четко установлен. В современной России такой возраст - до 100 лет. Для сравнения: в США - до 1830 года, в Канаде - до 1847 года, в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии - до 100 лет. В большинстве стран мира - до 60 лет [20]. 100 лет - это условно «нижняя планка» для антиквариата. Что касается «верхней планки», на бытовом уровне функционирует цифра 50 лет. Откуда она взялась? Вероятно, из утратившего силу в 2002 году Указа Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» [9]. Этому нормативному правовому акту предшествовал Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16.03.1992 №115 «О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей» [10], где содержался примерный перечень предметов, официально отнесенных к культурным ценностям, и который особо не отличается от аналогичного перечня, закрепленного ныне Законом об их вывозе и ввозе. Но важно, что Указ «трактовал антиквариат как культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Данное определение прочно вошло

в обиход среди участников антикварного рынка» [13, с.119].

Во-вторых, указанный Закон дает обобщенный, хотя и не исчерпывающий, ответ на вопрос о содержании понятия «культурные ценности». Таковыми официально принято считать: исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства); археологические предметы (в соответствии со ст.3 Закона об объектах культурного наследия /памятниках истории и культуры/ народов России [8]); художественные ценности, в том числе: «картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов»; «оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы»; «оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов»; «художественно оформленные предметы культового назначения, в частности, иконы»; «гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы»; «произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов»; «изделия традиционных народных промыслов»; «составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства»; «старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях»; «редкие рукописи и документальные памятники»; «архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы»; «уникальные и редкие музыкальные инструменты»; «почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях»; «старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования»; «редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология»; «копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры» (ст.7).

В-третьих, Закон конкретизирует права, обязанности, ответственность государственных органов, регулирующих соответствующие общественные отношения, физических и юридических лиц - собственников, иных законных владельцев, пользователей, распорядителей культурными ценностями. Допустим, если физическое лицо - собственник коллекции уникальных произведений живописи или иного искусства выезжает за пределы России на постоянное жительство, то может быть принято официальное решение о возможности вывоза им культурных ценностей, не подлежащих вывозу в соответствии с п.1 ст.9 Закона, если указанным лицом «заключен договор о передаче в дар государственным музеям, архивам, библиотекам предметов из своей коллекции, имеющих особое культурное, историческое или иное значение, либо договор о передаче данных предметов указанным учреждениям на установленных этими учреждениями условиях» (абз.1 п.2 ст.37). Независимо от того, выезжает он за пределы России временно или на постоянное жительство, автор «имеет право вывезти созданные им культурные ценности в любом количестве». Иные лица, «вывозящие при

жизни автора либо в течение 50 лет после его смерти созданные им культурные ценности, обязаны представить доказательства законности приобретения данных культурных ценностей (абз.1-2 ст.40). Лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, относящуюся к культурным ценностям, «обязаны вести реестр, в котором указывается происхождение каждой культурной ценности, фамилия и адрес поставщика, описание этой ценности, ее изображение, стоимость, и по требованию соответствующих государственных органов предоставлять интересующую их информацию о поступивших культурных ценностях» (абз.2 ст.41). «В случае приобретения добросовестным приобретателем незаконно ввезенных из других государств, похищенных или утерянных культурных ценностей указанные ценности подлежат возврату законному собственнику с выплатой справедливой компенсации добросовестному приобретателю, если требование об их возврате предъявляется государством-участником международного соглашения, являющегося действующим для Российской Федерации и предусматривающего такую выплату, или если такая выплата предоставляется на началах взаимности». Лицо, не являющееся собственником культурной ценности, но «добросовестно и открыто владеющее ею как собственной не менее 20 лет, приобретает право собственности на эту культурную ценность» (абз.1, 3 ст.43). Форма гражданско-правовой сделки в отношении культурных ценностей - письменная (ст.45), если устная -соответствующая сделка недействительна (то есть ничтожна или оспорима). Иные легальные требования к сделкам с антиквариатом (их государственная регист-рация2 и др.) Законом не предусмотрены.

Кроме рассмотренного Закона, ГК РФ [4] также предусматривает 20-летний срок добросовестного владения культурной ценностью, как юридическое основание возникновения права собственности на нее. В Кодексе при освещении положений о защите права собственности дается и определение добросовестного приобретателя. Это лицо, которое не знало и не могло знать о том, что сторона, передающая ему имущество, не имела права его отчуждать (п.1 ст.302 ГК РФ). Здесь представлены два юридических основания признания добросовестности приобретателя имущества. Во-первых, имущество должно быть приобретено по возмездной сделке. Во-вторых, покупатель не знал и не мог знать о том, что продавец не является законным собственником. В связи с этим, для того чтобы доказать этот срок, необходимо заключить легальную сделку с антикварной вещью. Но если вещь была похищена, утрачена и т.п., то есть выбыла из владения лица помимо его воли, прежний собственник в любом случае вправе вернуть ее (ст.35 Конституции Российской Федерации [3], пп.2,3 ст.302 ГК РФ). Впрочем, для этого также необходимо доказать в суде ряд существенных обстоятельств: что именно это лицо являлось правомерным собственником, причем именно этой вещи и что она была у него, например, похищена. А это не так просто.

Следовательно, во-первых, предметы старины надлежит приобретать только у проверенных, давно су-

2 Сделки с движимыми культурными ценностями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, на основании Федерального закона Российской Федерации от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» [7], подлежат государственной регистрации в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

ществующих на антик-рынке и хорошо себя зарекомендовавших коммерсантов и коллекционеров, что в существенной мере поможет избежать покупки краденой вещи или подделки. Во-вторых, целесообразно всегда заключать легальные договоры купли-продажи антиквариата [22], иные сделки, чтобы в случае непредвиденных обстоятельств с высокой степенью положительного исхода отстоять свои права добросовестного приобретателя имущества в суде.

Отечественным коммерсантам и коллекционерам, действующим на антик-рынке, следует в большей мере учитывать позитивные моменты отечественного и международного опыта в области торговли антиквариатом. В частности, им, на наш взгляд, было бы целесообразным изучить практику аукционной торговли предметами антиквариата в советской России в период НЭПа (см., например, Постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР от 25.04.1924 «Правила аукционной продажи и торговли антикварно-художественными предметами» [11]), а также особенности регулирования коммерческого оборота антиквариата с помощью моральных норм (в дополнении к нормам правовым). Дело в том, что особую роль в регулировании оборота антиквариата на международном уровне играют кодексы поведения и кодексы профессиональной этики. Одним из первых кодексов такого рода стал Британский практический кодекс 1986 года для контроля за международной торговлей произведениями искусства. Данный кодекс действует для всемирно известных аукционных домов "Sotheby's", "Christy's", а также объединения лондонских торговцев произведениями искусства, британской ассоциации антикваров и других профессиональных организаций в области антиквариата [14, с.176].

Следует отметить, что в современном мире все более популярной становится электронная торговля предметами антиквариата. Она приобрела поистине глобальный и чрезвычайно разветвленный характер. Но, несмотря на такую ее динамику, электронная коммерция содержит огромный массив неразрешенных вопросов правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений. В числе основных следует отметить порядок проведения расчетов между продавцом и покупателем, проблематику налогообложения, криптографической защиты и применения электронно-цифровой подписи.

Итак, представляется, что действующие в настоящее время в нашей стране правовые нормы, регулирующие гражданско-правовой оборот предметов антиквариата, в целом адекватны реальности и дальнейшему позитивному развитию отечественного антик-рынка. Однако быстрее очищаться от «уродливых болезней роста» указанный рынок мог бы, если:

1) официально возродить лицензирование антик-бизнеса,

2) разработать и ввести в действие специальные правила антикварной торговли,

3) ужесточить юридическую (прежде всего, административную и уголовную) ответственность за подделку, нелегальный оборот культурных ценностей. На наш взгляд, формирование подлинно цивилизованного рынка произойдет гораздо быстрее и результативнее, если к этому подключатся «правильные» антиквары, эксперты, коллекционеры, иные специалисты, входящие в соответствующие ассоциации. Между прочим, эти специалисты уже приняли свой кодекс профессиональной этики. Его «idée fixe» - презумпции незнания покупателя о предмете сделки. Иначе говоря, если

профессионал принимает на комиссию или иным образом дает ход коммерческому обороту предмета антиквариата, он обязан досконально изучить его «родословную» и предъявить максимально объективную информацию о его подлинности, художественной и материальной ценности. И, естественно, нести за это не только моральную, но и полноценную юридическую ответственность.

Литература, иные ресурсы:

1. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (заключена в г. Париже 14.11.1970; вступила в силу 24.04.1972; для СССР - 28.07.1988) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. - М.: Издательство «Международные отношения», 1991. - С.283-290; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

2. Рекомендация Парламентской Ассамблеи Совета Европы №1072 (1988 год) «О международной охране культурного достояния и обороте произведений искусства», принятая на 39-й очередной сессии Постоянным комитетом, действующим от имени Ассамблеи 23.03.1986 года (документ №5834: сообщение Комитета по культуре и образованию) // Web-ресурс: http: //docs.cntd.ru/document/902011959

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30.11.1994 №51-ФЗ. Часть 2 от 26.01.1996 №14-ФЗ. Часть 3 от 26.11.2001 №146-ФЗ. Часть 4 от 18.12.2006 №230-ФЗ (ГК РФ) (действующая редакция) // Российская газета (федеральный выпуск). -08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом Российской Федерации 09.10.1992 №3612-1) (действующая редакция) // Российская газета (федеральный выпуск). - 17.11.1992; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

6. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (действующая редакция) // Российская газета (федеральный выпуск). - 15.05.1993; Консультант Плюс. -30.07.2015.

7. Федеральный закон Российской Федерации от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (действующая редакция) // Российская газета (федеральный выпуск). - 04.06.1996; Консультант Плюс. -30.07.2015.

8. Федеральный закон Российской Федерации от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (действующая редакция) // Российская газета (федеральный выпуск). - 29.06.2002; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

9. Указ Президента Российской Федерации от 30.05.1994 №1108 «О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей» (вместе с «Положением о порядке и условиях лицензирования деятельности, связанной с реа-

лизацией предметов антиквариата на территории Российской Федерации») (утратил силу в связи с изданием Указа Президента России от 18.02.2002 №184) // Российская газета (федеральный выпуск). -09.06.1994; Консультант Плюс. - 30.07.2015.

10. Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 16.03.1992 №115 «О первоочередных мерах по обеспечению охраны культурных ценностей» // Консультант Плюс. - 30.07.2015.

11. Постановление Народного комиссариата просвещения РСФСР от 25.04.1924 «Правила аукционной продажи и торговли антикварно-художественными предметами» (вместе с «Инструкцией по проведению контроля торговли антикварно-художественными предметами в торговых помещениях, аукционных залах и т.п., осуществляемого Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Главного управления научных учреждений академического центра Народного комиссариата просвещения») // Консультант Плюс. - 30.07.2015.

12. Александр Кибовский: светлое антикварное будущее уже наступило // Культура. - 13.11.2008; Web-ресурс: http: //www.pressmon.com/ru/a/ru/1871340/

13. Бикмуллина Р.Т. Правовое понятие «антиквариата» // Современные проблемы теории и практики права глазами студентов. Материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции 2628.03.2009. - Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2009. -С.117-120.

14. Богуславский М.М. Судьба культурных ценностей. - М.: Издательство «Юристъ», 2006. - 206 с.

15. Вилков А.И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты. Курс лекций. - М.: Издательство РГГУ, 2009. - 458 с.

16. Гражданское уложение Германии = Deutsches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz: Вводный закон к Гражданскому уложению (серия «Германские и европейские законы»; книга 1). Перевод с немецкого. Научные редакторы - А.Л.Маковский и др. -М.: Издательство «Волтерс Клувер», 2004. - 816 с.

17. Давлетшина О.В. Уголовно-правовая охрана культурных ценностей в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 12.00.08 - уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право. Научный руководитель: В.Д.Иванов. - Ростов-на-Дону, 2003. - 24 с.

18. Зыкова Т. Тень «Демона». Подпольные частные коллекции предлагают амнистировать, но не сразу // Российская газета (федеральный выпуск). -30.03.2006.

19. Козлова В. Чем культурнее нация, тем больше в ней коллекционеров // Экспресс-неделя. - 1219.03.2009; Web-ресурс: http: //www.234555.ru/publ/11-1-0-224

20. Морозова Л. Прибыльная старина // Российская Бизнес-газета. - 17.04.2007.

21. Нуруллина Р.Т. Некоторые аспекты оснований возникновения права собственности на антиквариат // Актуальные проблемы экономики и права. - 2012. -№2. - С.187-191.

22. Нуруллина Р.Т. Некоторые особенности договора купли-продажи антиквариата // Нотариус. - 2012. - №5. - С.45-48.

23. Пуликова И. Кому выгодна многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина? Эксперты в недо-

умении // Неизвестная Россия. - 2015. - №35, июль-август.

24. Сажнева Е. Путину завещаны шедевры на $2 млрд: Да Винчи, Рембрандт, Тициан... К дому хранительницы полотен приставлена круглосуточная охрана // Московский комсомолец. - 24.01.2015.

25. Соколова А. Антикварные книги - выгодное вложение денег // Известия. - 04.12.2012; Web-ресурс: http://izvestia.ru/news/540822

26. Страхование антикварных коллекций // Web-ресурс: http: //rusantiq.ru/news/1356.html

27. Хабаров А. Антиквариат - выгодное вложение денег // Web-ресурс: http: //www.rutv.ru/tvp.html?id=109568&cid=33&d=0

Reference list:

1. Convention about means, directed on prohibiting and preventing of illegal import, export and transfer of ownership of cultural values (concluded in Paris on 14.11.1970; entered into force on 24.04.1972; for Soviet Union - on 28.07.1988) // Collection of normative acts of UNESCO. -M.: Publishing house «International relations», 1991. -P.283-290; Consultant Plus. - 30.07.2015.

2. Recommendation of Parliamentary Assembly of Council of Europe №1072 (1988) «About international protection of cultural values and circulation of works of art», adopted at 39th regular session of Standing Committee, acting on behalf of Assembly 23.03.1986 (document №5834: message of Committee on culture and education) // Web-resource: http: //docs.cntd.ru/document/902011959

3. Constitution of Russian Federation (adopted by popular vote 12.12.1993, as amended by Laws of Russian Federation on amendments to Constitution of Russian Federation from 30.12.2008 №6-FCL and from 30.12.2008 №7-FCL) // Rossiyskaya gazeta (federal issue). -21.01.2009; Consultant Plus. - 30.07.2013.

4. Civil Code of Russian Federation. Part 1 from 30.11.1994 №51-FL. Part 2 from 26.01.1996 №14-FL. Part 3 from 26.11.2001 №146-FL. Part 4 from 18.12.2006 №230-FL (current edition) (CC RF) // Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 08.12.1994; 06-08.10.02.1996; 28.11.2001; 22.12.2006; RSS Consultant Plus. -30.07.2015.

5. Fundamentals of legislation of Russian Federation about culture (approved by Supreme Council of Russian Federation 09.10.1992 №3612-1) (current edition) // Ros-siyskaya gazeta (federal issue). - 17.11.1992; Consultant Plus. - 30.07.2015.

6. Law of Russian Federation from 15.04.1993 №4804-1 «About export and Import of cultural property» (current edition) // Rossiyskaya gazeta (federal issue). -15.05.1993; Consultant Plus. - 30.07.2015.

7. Federal law of Russian Federation from 26.05.1996 №54-FL ФЗ «About Museum fund of Russian Federation and museums in Russian Federation» (current edition) // Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 04.06.1996; Consultant Plus. - 30.07.2015.

8. Federal law of Russian Federation from 25.06.2002 №73-FL «About objects of cultural heritage (historical and cultural monuments) of peoples of Russian Federation» (current edition) // Rossiyskaya gazeta (federal issue). -29.06.2002; Consultant Plus. - 30.07.2015.

9. Decree of President of Russian Federation from 30.05.1994 №1108 «About realization of objects of antiques and creation of specially body of state control over preservation of cultural values» (together with «Location about procedure and terms of licensing activity, associated with realization of objects of antiques in Russian Federa-

tion») (repealed in connection with publication of Decree of President of Russia from 18.02.2002 №184) // Rossiy-skaya gazeta (federal issue). - 09.06.1994; Consultant Plus. - 30.07.2015.

10. Order of Ministry of culture of Russian Federation from 16.03.1992 №115 «About urgent measures to ensure of protection of cultural values» // Consultant Plus. -30.07.2015.

11. Resolution of People's commissariat of education of RSFSR from 04.25.1924 «Rules of auction sale and trade of antiques-art objects» (together with «Guidelines for holding of control of trade of antiques-art objects in shopping areas, auction halls, etc., carried out by Department by affairs of museums and security of monuments of art and antiquities of Main directorate of scientific institutions of academic centre of People's commissariat of education») // Consultant Plus. - 30.07.2015.

12. Alexander Kibovsky: bright antiques future has arrived // Culture. - 13.11.2008; Web-resource: http: //www.pressmon.com/ru/a/ru/1871340/

13. Bikmullina R.T. Juridical concept of «antiques» // Modern problems of theory and practice of law through eyes of students. Materials of III All-Russian youth scientific-practical conference 26-28.03.2009. - Ulan-Ude: Publishing house of VCSTU, 2009. - P.117-120.

14. Boguslavskiy M.M. Fate of cultural values. - M.: Publishing house «Yurist», 2006. - 206 p.

15. Vilkov A.I. International conventions and national legislation in sphere of preservation and protection of cultural values. Juridical and law enforcement aspects. Lecture course. - M.: Publishing house of RHSU, 2009. - 458 p.

16. German Civil Code = Deutsches Bürgerliches Gesetzbuch mit Einführungsgesetz: Introductory act to Civil Code (series «German and European laws»; book 1). Translation from German. Scientific editors -A.L.Makovsky and others. - M.: Publishing house « Wolters Kluwer», 2004. - 816 p.

17. Davletshina O.V. Criminal-juridical protection of cultural values in Russian Federation: Synopsis of dissertation for competition of scientific degree of candidate of juridical sciences. 12.00.08 - criminal law and criminology; criminally-executive law. Scientific leadership: V.D.Ivanov. - Rostov-on-Don, 2003. - 24 p.

18. Zykova T. Shadow of «Demon». Underground private collections offer amnesty, but not immediately //Rossiyskaya gazeta (federal issue). - 30.03.2006.

19. Kozlova V. Than cultural nation, the more in it collectors // Express-week. - 12-19.03.2009; Web-resource: http: //www.234555.ru/publ/11-1-0-224

20. Morozova L. Profitable old // Russian business-newspaper. - 17.04.2007.

21. Nurullina R.T. Some aspects of grounds of emergence of ownership for antiques // Actual problems of Economics and Law. - 2012. - №2. - P.187-191.

22. Nurullina R.T. Some features of contract of sale of antiques // Notary. - 2012. - №5. - P.45-48.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23. Pulikova I. Who benefits from multi-year veil of secrecy over collection of Belutin? Experts puzzled // Unknown Russia. - 2015. - №35, July and August.

24. Sazhneva E. Putin bequeathed masterpieces of $2 billion: Da Vinci, Rembrandt, Titian ... To house of keeper of paintings charge of hour security // Moskovsky komso-molets. - 24.01.2015.

25. Sokolova A. Antiquarian books - profitable investment // Izvestia. - 04.12.2012; Web-resource: http://izvestia.ru/news/540822

26. Insurance of antique collections // Web-resource: http: //rusantiq.ru/news/1356.html

27. Khabarov A. Antiques - profitable investment // Web-resource: http:

//www.rutv.ru/tvp.html?id=109568&cid=33&d=0

Статья проверена программой «Анти-Плагиат»; оригинальность текста - 89%.

Рецензия

Представленная на рецензию статья кандидата юридических наук, доцента, доцента кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» А.А.Кузина посвящена мало исследованной, на наш взгляд, теме - ситуации, сложившейся к настоящему времени на российском антикварном рынке, основным проблемам его функционирования и развития, специфике гражданско-правового оборота антикварных вещей и особо охраняемых культурных ценностей, наиболее распространенным сделкам с предметами старины, в том числе посредством аукционной и электронной торговли. Стоит согласиться с аргументацией ключевого вывода автора, что действующих сегодня правовых норм, регулирующих гражданско-правовой оборот антикварных вещей, в целом достаточно для обеспечения позитивного развития отечественного антик-рынка, однако активизировать этот процесс в значительней степени могли бы «правильные» антиквары, эксперты, коллекционеры, иные специалисты, входящие в саморегулируемые профессиональные ассоциации, несущие за информацию о подлинности предметов старины, их художественной и материальной ценности не только моральную, но и полноценную юридическую ответственность.

Особо импонируют язык и стиль изложения материала, логичный, последовательный ход рассуждений автора, основные его выводы, что в совокупности в выше изложенным позволяет положительно оценить данную статью и рекомендовать ее к опубликованию в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК России.

Кандидат юридических наук, профессор, профессор кафедры гражданского права и процесса гуманитарного факультета ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет геодезии и картографии» Владимир Николаевич Васин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.