АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
И ПРОЦЕСС
О.А. Быстрова*
Основные нормативные понятия и определения в сфере административно-правового регулирования музейной деятельности
Аннотация. Музейная деятельность, как и любая значимая сфера жизни общества, требует законодательного урегулирования. Нуждается в нормативном определении и понятийный аппарат. Единственный Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации», посвященный регулированию деятельности музейного фонда и музеев в РФ, дает определения наиболее необходимым и важным для осуществления музейной деятельности терминам: музейный предмет, музейный фонд, музей, музейная коллекция, культурные ценности. В статье сравниваются нормативные и научные определения базовых понятий в сфере музейной деятельности. При их рассмотрении выясняется, что то, что сами музейные работники считают самым главным в существовании музея, законодатель не учел. Закон не соответствует научному подходу, сформированному учеными-музееведами и непосредственными участниками музейной деятельности, что влечет за собой то, что большинство статей Закона является исключительно декларативным и нежизнеспособным. При этом отсутствуют те определения и нормы, которые исключительно важно урегулировать на законодательном уровне. Ключевые слова: музейная деятельность, музейный предмет, музейный фонд, музей, музейная коллекция, культурные ценности.
Музейная деятельность, как и любая значимая сфера жизни общества, требует законодательного урегулирования. Нуждается в нормативном определении и понятийный аппарат. В Российской Федерации принято небольшое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих отношения в области деятельности музеев, да и в сфере культуры в целом.
Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон) является основным и, пожалуй, единственным законом, непосредственно регулирующим сферу деятельности музеев. В первую очередь законодатель определил музейный фонд Российской Федерации как основной предмет регулирования закона, посвятив ему большую часть статей. Также Закон определил, что, с точки зрения государства, может называться музеем, и кем осуществляется его регулирование.
Закон дает определения наиболее необходимым и важным для осуществления музейной деятельности терминам. Прежде всего он закрепляет понятие «культурные ценности». Закон РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», ссылка на который дается в определении «культурные ценности», устанавливает перечень объектов, включаемых в рассматриваемую категорию. В сравнении с Основами законодательства РФ о культуре от 09.10.1992 № 3612-1, Закон дает лишь узкое материальное понимание культурных ценностей. Необходимо отметить, что не только в законодательстве России, но и в международных нормативных правовых актах отсутствует унифицированное понятие «культурные ценности».
Кроме того, Закон дает определение, что такое музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд, а также музей. Далее Закон раскрывает понятие хранения как одного из основных видов деятельности музея. Иным функциям,
© Быстрова О.А., 2015
* Быстрова Ольга Александровна — аспирант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА^ ведущий юрисконсульт Государственного бюджетного учреждения культуры г. Москвы «Московский международный Дом музыки». [[email protected]]
117218, Россия, г. Москва, ул. Новочеремушкинская, д. 23, корп. 3. DOI: 10.17803/1994-1471.2015.58.9.059-065 Актуальные проблемы российского права. 2015. № 9 (58) сентябрь 59
таким как изучение и публичное представление, определения не даны. Однако в ст. 3 закреплен термин «публикация». Законодатель различает понятия видов и форм деятельности и выделяет хранение и публикацию музейных предметов и музейных коллекций обособленно.
Стоит отметить, что в общепринятом смысле понятие «публикация» определяется как «доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, радиовещания или телевидения; печатание в различных изданиях (газетах, журналах, книгах) отдельных работ; текст, опубликованный в каком-либо издании»1.
Определение, данное Законом, включает в себя термин «публичный показ», не разграниченный с термином «публичное представление». Вероятно, законодателем публикация воспринимается как форма публичного представления. Далее из ст. 36 Закона ясно, что публикация есть форма деятельности музея, подразумевающая представление музейного предмета как в оригинале, так и с помощью «изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений музейных предметов и музейных коллекций, зданий музеев, объектов, расположенных на территориях музеев, а также с использованием их названий и символики». Таким образом, не сложно определить, что это не что иное, как коллизия в Законе.
Основным, центральным понятием в Законе, да и во всей музейной деятельности, является музейный предмет — «культурная ценность, качество либо особые признаки которой делают необходимым для общества ее сохранение, изучение и публичное представление»2.
Вероятно, в понятии музейного предмета законодатель хотел подчеркнуть обязательное наличие всех трех задач, в совокупности стоящих перед государством и музеями — сохранение, изучение и публичное представление, поскольку каждая из них относится и к культурным ценностям.
В научной литературе можно найти более полные значения термина музейный предмет. А.Д. Тельчаров в своей работе «Музееведение» дал определение через признаки музейного предмета: «Музейный предмет должен обладать свойствами информативности, экспрессивности, аттрактив-ности, репрезентативности, ассоциативности, музейности для установления коммуникативных связей музея с посетителями. Его основными ценностями являются научная, историческая, мемориальная, художественная, музейная. На
1 Большая советская энциклопедия. URL: http://enc-dic.com/enc_big/Publikacija-48884.html (дата посещения: 19.12.2014).
2 Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
этой основе он выполняет генетическую, утилитарно-потребительскую, научно-познаватель -ную, культурную, коммуникативную, моделирующую функции, является артефактом, основой создания музейной среды»3. Автор среди прочих дает термин «музейность», который и включает в себя те три задачи, которые законодатель включил в определение музея в Законе.
Совокупность всех музейных предметов и музейных коллекций, постоянно находящихся на территории РФ, образует музейный фонд. Можно сделать логический вывод, что если культурная ценность не входит в состав музейного фонда, то она и не может называться музейным предметом или музейной коллекцией, и при исключении из состава музейного фонда культурная ценность прекращает именоваться музейной. Однако в понятии музейный предмет и музейная коллекция отсутствует представление о том, что культурной ценности необходимо числиться в музейном фонде, чтобы называться музейным предметом. Таким образом, Закон не позволяет определить, когда культурная ценность признается музейным предметом. В коллективной монографии «Музейное дело России»4 присутствует термин «предмет музейного значения», относящийся к культурным ценностям, которые только предполагается включить в музейный фонд. Такой термин, узаконенный на федеральном уровне, позволил бы четко разграничить, что культурная ценность, отвечающая задачам необходимого «сохранения, изучения и публичного представления», но не включенная в состав музейного фонда, не может именоваться музейным предметом или коллекцией. Во всех нормативно-правовых актах, регулирующих правоотношения в сфере музейной деятельности, наличествует термин «музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав музейного фонда», таким образом, можно допустить, что по логике законодателя существуют музейные предметы, не включенные в музейный фонд. Тогда представляется невозможным разграничить понятия музейный предмет и культурная ценность. Каждый музейный предмет и музейная коллекция подлежат обязательному учету, а значит, при исключении такового из состава музейного фонда он автоматически исключается из Государственного каталога музейного фонда и перестает относиться к категории «музейный», при этом возможно оставаясь культурной ценностью. Необходимо отметить, что включенность музейного предмета в состав музейного фонда исходя из названия должно означать его нахождение в музее. При этом, в соответствии с Законом, музейный предмет может находиться
3 Тельчаров А.Д. Музееведение. 2-е изд., испр. и доп. М.: Науч. мир, 2011. С. 8.
4 См.: Музейное дело России / под ред М.Е. Каулен. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. С. 644.
как в государственной, так и частной собственности, а следовательно, и не в составе экспозиции музея. Авторы труда «Музейное дело России» предлагают следующее определение термина музейный предмет: «движимый объект культурного и природного наследия, первоисточник знаний и эмоций, изъятый из среды бытования и музеефи-цированный вместе с фрагментом среды и включенный в собрание музейное»5.
Законодатель формально относит к музейным предметам и музейным коллекциям культурные ценности, которые включены в состав музейного фонда РФ. Хотя основным признаком «музейного предмета» стоило бы назвать его включение в собрание музея. На законодательном уровне стоило бы разделить музейные предметы, составляющие фонды музея государственного или частного, и иные музейные предметы, находящиеся вне стен музеев.
Статья 35 Закона посвящена возможностям доступа к музейным предметам и музейным коллекциям и является гарантом соблюдения конституционного права граждан на доступ к культурным ценностям, так же как и норма о запрете ограничения доступа по соображениям цезуры. Однако собственник может ограничить доступ к музейным предметам в случае проведения реставрации, нахождения их в хранилище музея либо при неудовлетворительном состоянии культурной ценности. При этом доступ к музейным предметам, находящимся в депозитарии музея, все же возможен.
Порядок доступа должен быть установлен нормативно-правовым актом Министерства культуры РФ, которого в настоящее время не существует. По мнению специалистов музейного дела, открытое хранение фондов возможно и даже необходимо для просвещения граждан. Но для этого музеи должны обладать таким «универсальным фондовым оборудованием, которое позволило бы одновременно безопасно хранить предмет и демонстрировать его посетителям»6.
Музейная коллекция — «совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета, только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам»7. Музейная коллекция «является основной формой хранения музейных предметов и складывается в результате целенаправленной научной работы, при которой каждый предмет музейной коллекции приобретает особое значение в ряду остальных»8. Монография «Музейное дело России» предлагает следующую классификацию музейных коллекций:
5 Музейное дело России. С. 644.
6 Там же. С. 302.
7 Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
8 Музейное дело России. С. 633.
- систематическая, включающая однотипные предметы;
- тематическая, созданная на основе выбранной тематики;
- мемориальная, посвященная одному историческому событию или личности;
- персональная, состоящая из личных предметов определенного лица. Законодательное определение отличается от
научного в основном тем, что нормативно музейная коллекция имеет ценность только в единстве, и если будет утрачена или разрушена часть музейной коллекции, то, в соответствии с легальным определением музейной коллекции, сохранившиеся элементы будут исключены из музейного фонда, что явно не может служить сохранению бесценных культурных ценностей. В научном определении есть четкое понимание того, что музейная коллекция состоит из музейных предметов, имеющих ценность и по отдельности.
В ст. 15 Закона присутствует постулат, что музейная коллекция является неделимой, но подробно во всей нормативно-правовой базе, регулирующей музейную деятельность, толкования ему нет. Музейная коллекция может быть обменена на другую или на музейный предмет, при этом отчуждается вся музейная коллекция, однако, как было сказано выше, вопрос неделимости при ее утрате или разрушении Законом не урегулирован.
Музейный фонд Российской Федерации — «совокупность постоянно находящихся на территории РФ музейных предметов и музейных коллекций, гражданский оборот которых допускается только с соблюдением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом».
Итак, определив понятие музейного фонда, Закон признал, что музейные предметы и коллекции, находящиеся на выставке в другой стране, не могут именоваться таковыми, поскольку не находятся на территории РФ, что является еще одной коллизией в рассматриваемом Законе.
Музейный фонд состоит из государственной и негосударственной части, которые включают в себя музейные предметы и коллекции, причисленные к музейному фонду на основании решения Министерства культуры РФ. Каждый «предмет музейного значения» должен пройти экспертизу, после которой принимается решение о его включении в состав музейного фонда РФ. «Музейные предметы и музейные коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда РФ»9. На каждый музейный предмет или коллекцию выдается свидетельство, которое передается собственнику.
«Государственный каталог Музейного фонда РФ является учетным документом, содержащим
Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции, включенных в состав Музейного фонда РФ»10. В Российской Федерации ведением Государственного каталога музейного фонда занимается Министерство культуры. Любое действие, направленное на «установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций», фиксируется в Государственном каталоге музейного фонда.
В государственной части музейного фонда числятся музейные предметы, находящиеся в собственности РФ либо субъекта РФ. «Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции»11.
Закон дает понятие «управление музейным предметом, включенным в состав государственной части Музейного фонда». Исходя из смысла ст. 16 Закона, можно определить, что данный термин приравнивается к праву оперативного управления, на основании которого за музеями закреплены музейные предметы. Безусловно, эти понятия не тождественны, поскольку, в соответствии с ГК РФ, право оперативного управления является ограничением пользования и распоряжения каким-либо имуществом, наложенным его собственником. Понятие же управления музейными предметами должно включать в себя основные функции государства и музеев по обеспечению сохранности, по ведению учета, изучению, использованию музейных предметов в иных целях. Из буквального толкования статьи следует, что в понятие управления музейными предметами все же входят обязанности музеев по обеспечению «физической сохранности и безопасности музейных предметов и музейных коллекций, ведению и сохранности учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями, использованию музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях»12. Закон также использует словосочетание «решение об управлении», подразумевающее лишь передачу музеям Министерством культуры музейных предметов и коллекций. Стоит отметить, что Закон понятие управления включает в понятие регулирования, как и государственный контроль. Статья 4 Закона устанавливает, что «от имени РФ имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных
в состав Музейного фонда РФ, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, на который Правительством РФ возложено государственное регулирование в области культуры»13, то есть Министерство культуры РФ. «От имени субъектов РФ имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, на которые возложено государственное регулирование в области культуры»14. Например, для Москвы органом, осуществляющим государственное регулирование, является Департамент культуры Москвы. Таким образом, для целей Закона понятие регулирования тождественно понятию управления, употребляемому в научной литературе.
Государственный контроль за государственной частью музейного фонда осуществляет Министерство культуры, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, в чьи полномочия входит государственное регулирование в области культуры. Стоит отметить, что Закон не разделяет понятия контроль и надзор, называя государственным контролем, в общем, надзорные функции, не включающие в себя вмешательство государства в деятельность музеев по управлению музейными предметами и музейными коллекциями. Закон устанавливает всего две формы государственного контроля: проверка состояния музейных предметов, а также получение информации о последних для осуществления учета. Хотя, например, именно Министерство культуры принимает решение о вывозе музейных экспонатов на временный период, а также о включении «предметов, имеющих музейное значение» в музейный фонд РФ, что, безусловно, является государственным контролем.
Важно расширить понятие государственного контроля, данное в Законе, и разграничить его с надзором, особенно ввиду важности урегулирования степени государственного вмешательства в дело сохранения культурных ценностей.
Государственная поддержка государственной части музейного фонда РФ, а также непосредственно государственных музеев осуществляется Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ и заключается в обеспечении последних необходимыми финансовыми и иными условиями, требуемыми для «хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и переданных в оперативное управление государственным музеям,
10 Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
иным государственным учреждениям»15, а также предоставлении гарантий возмещения ущерба, причиненного им.
Закон устанавливает, что Правительство РФ также имеет право принимать решение о применении особых форм поддержки при наличии исключительных условий либо непосредственно в отношении крупнейших музеев России. К сожалению, данная норма является декларативной, поскольку определить, что же является особыми формами, не представляется возможным.
Негосударственная часть — вторая составляющая музейного фонда. Чтобы определить, что же является негосударственной частью музейного фонда, законодатель решил применить метод исключения и определил, что музейные предметы и коллекции, не входящие в состав государственной части музейного фонда, составляют его негосударственную часть. Лицо, обладающее культурной ценностью, для ее включения в музейный фонд подает заявление в Министерство культуры, которое принимает решение о включении представляемого предмета в музейный фонд. Хранение и учет таких музейных предметов производится в соответствии с правилами, установленными в Положении о музейном фонде РФ. Следовательно, собственник музейных предметов обязан вести специальную учетную документацию, а также иметь особое оборудование и помещения для хранения принадлежащего ему музейного предмета. Безусловно, в случае с негосударственными музеями они обязаны вести инвентарные книги и иную необходимую документацию, а также создавать условия для хранения музейных предметов. Однако если собственником является физическое лицо, то указанные требования представляются трудновыполнимыми. К сожалению, сложно предположить, для чего законодатель именно так изложил данную норму закона. Безусловно, собственник должен ответственно подходить к сохранению принадлежащих ему музейных предметов, однако полностью выполнить правила, соответствующие нормативно-правовым актам, устанавливающим порядок учета и хранения музейных предметов, не представляется возможным. Так же как и в случае с государственной частью музейного фонда, государственный контроль за состоянием негосударственной части и частных музеев осуществляет Министерство культуры, которое, помимо проверок состояния сохранности и условий хранения музейных предметов, имеет право на «постановку вопроса перед собственником об изменении места хранения либо об отчуждении музейных предметов и музейных коллекций, переданных в управление негосударственным музеям»16. Органы государственной власти и местного самоуправле-
15 Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591
16 Там же.
ния в пределах своих полномочий могут оказать содействие в проведении реставрационных мероприятий путем предоставления государственных реставрационных учреждений, а также обеспечить передачу музейных предметов на хранение в государственные хранилища. До 2004 г. в рамках государственной поддержки негосударственной части музейного фонда РФ также производилась частичная компенсация затрат на обеспечение безопасности музейных предметов, а также предоставлялись налоговые и иные льготы.
Любой музейный предмет, отнесенный к негосударственной части музейного фонда, может быть подарен или продан его собственником с обязательным уведомлением об этом Министерства культуры и только после государственной регистрации такой сделки. Новый собственник несет те же обязанности по надлежащему содержанию музейного предмета. Государство при этом имеет преимущественное право покупки и, кроме того, выкупа бесхозного музейного предмета.
Глава 5 Закона посвящена порядку создания и деятельности музеев в Российской Федерации. Музей — «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, а также для достижения иных целей, определенных настоящим Федеральным законом». Такое определение дает Закон.
В «Музейной энциклопедии» можно встретить следующее определение музея: «Музей — исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов»17.
«В 1974 г. международный совет музеев — ИКОМ — принял такое определение музея: "Музей — постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающееся приобретением, хранением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и среде его обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей"»18.
К. Лапэр в своем «Кратком курсе музеологии» определил, что музеи не могут быть упразднены по чьему-либо желанию, поскольку обладают «незыблемым статусом», тем самым подчеркнув важность музея как общественного института не просто для отдельного государства в определенный период истории, а для человечества в целом.
17 Цит. по: Тельчаров А.Д. Указ. соч. С. 8-9.
18 Там же. С. 9.
В 2011 г. Законом наконец было установлено понятие музея-заповедника — «музея, которому в установленном порядке предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам, или ансамблями». При этом были определены права музея-заповедника в его границах охранять и поддерживать традиционные виды деятельности (народные промыслы и ремесла), проводить природоохранные мероприятия, развивать туристскую деятельность.
В научной литературе приводятся более точные определения понятию «музей-заповедник». Например, в работе «Музейное дело России» авторы предлагают следующее: «Музеи-заповедники — группа музеев под открытым небом, созданных на основе музеефикации территорий и недвижимых объектов культурного наследия, и получивших соответствующий статус... Все большую роль начинают играть сохранение или воссоздание взаимосвязей между объектами музея-заповедника, включение в состав последних объектов нематериально культурного наследия, а также ревитализация среды»19.
В соответствии с Законом, музеи в Российской Федерации создаются в целях:
- «осуществления просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
- хранения музейных предметов и музейных коллекций;
- выявления и собирания музейных предметов и музейных коллекций;
- изучения музейных предметов и музейных коллекций;
- публикации музейных предметов и музейных коллекций».
До 2011 г. такая важная цель как осуществление просветительской, научно-исследовательской и образовательной деятельности отсутствовала. Интересно, что в новой редакции Закона указанная цель поставлена на первое место, тем самым законодатель определил новое актуальное и необходимое направление деятельности музеев, поскольку последние перестали быть лишь хранилищами музейных предметов и коллекций, а стали центрами воспитания и развития общества.
Для музеев-заповедников определены те же цели, однако дополнительно в качестве таковых названы права, указанные выше, что, на наш взгляд, требует корректировки, поскольку правами Законом названы именно цели.
Музеи в РФ учреждаются, в соответствии ГК РФ, Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также Основами законодательства РФ о культуре.
Государственные музеи федерального уровня создаются, реорганизуются и ликвидируются «в порядке, определенном Правительством РФ, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента РФ. Создание, реорганизация и ликвидация государственных музеев, находящихся в ведении субъектов РФ, осуществляется в порядке, определенном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, если иное не установлено законами субъекта РФ»20. К сожалению, этот порядок не закреплен ни в одном нормативно-правовом акте. Ранее учреждение всех государственных музеев осуществлялось на основании акта Правительства РФ. Музей считался государственным в случае его финансирования государством более чем на 50 %. Отдельное внимание законодатель уделил аренде недвижимого имущества, переданного музею на праве оперативного управления. Плата за аренду поступает в распоряжение музея и должна быть направлена им на поддержание своего имущества. Данное правило не относится к музеям — казенным учреждениям.
Подводя итоги вышесказанному, хочется отметить, что рассматриваемый Закон нуждался в доработке еще со дня его принятия, и хотя в целом поправок к нему было принято немного, большинство из них следует признать необходимыми и своевременными. Очевидно, что Закон создавался без привлечения ученых-музееведов и непосредственных участников музейной деятельности. Понятийный аппарат нуждается в полной переработке ввиду его несостоятельности и несоответствия реальной музейной деятельности, а также по причине противоречия терминов друг другу. Большинство статей Закона являются исключительно декларативными и нежизнеспособными. При этом отсутствуют те определения и нормы, которые необходимо урегулировать на законодательном уровне. Например, Закон не называет такое важное понятие для музейной деятельности, как фонды музея, которые являются «основой музейной жизни, тем фундаментом, на котором строится музейная работа, организуются все без исключения виды музейной деятельности»21. Таким образом, то, что сами музейные работники считают самым главным в существовании музея, законодатель не учел. В монографии «Музейное дело России» предлагается также понятие «музейное собрание», которое включает в себя фонды музея, архив, библиотеку и т.д. Данное определение тоже имеет право на существование в Законе. Важно закрепить механизм сохранения, изучения и представления музейных предметов и коллекций.
Музейное дело России. С. 640.
20 Собрание законодательства РФ. 1996. № 22. Ст. 2591.
21 Музейное дело России. С. 293.
19
O.A. Быстрова
Библиография:
1. Воронцова Е.А., Гуральник Ю.У., Казакова С.Ф. и др. Музейное дело России / под ред М.Е. Каулен. 3-е изд., испр. и доп. М.: ВК, 2010. 673 с.
2. Тельчаров А.Д. Музееведение. 2-е изд., испр. и доп. М.: Науч. мир, 2011. 184 с.
References (transliteration):
1. Voroncova E.A., Gural'nik Ju.U., Kazakova S.F. i dr. Muzejnoe delo Rossii / pod red M.E. Kaulen. 3-e izd., ispr. i dop. M.: VK, 2010. 673 s.
2. Tel'charov A.D. Muzeevedenie. 2-e izd., ispr. i dop. M.: Nauch. mir, 2011. 184 s.
Материал поступил в редакцию 20 декабря 2014 г.
Key normative terms and definitions in the sphere of administrative legal regulation of museum activities
BYSTROVA, Olga Aleksandrovna — postgraduate student of the Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University, leading legal consultant of the Moscow International House of Music. [[email protected]]
117218, Russia, Moskva, ul. Novocheremushkinskaya, 23, k. 3.
Review. The museum activity requires legal regulation, just as any valuable sphere of social life does. The definition apparatus also requires normative terminology. The only Federal Law concerning regulation of museum funds and museums in the Russian Federation provides definitions of the most important terms for museum activities: museum fund, museum, museum collection, cultural values.
The article provides comparison between legal and scientific definitions of the key terms in the sphere of museum activities. In the process of their evaluation it turns out that the legislator has failed to consider the matters, which are deemed to be most important by the museum staff. The law does not correspond to the scientific approach, which was formed by the scholars majoring in museum studies and by those directly involved in the museum activities, as a result, many of the provisions in this law are purely declarative and non-viable. At the same time, the law lacks definitions and provisions, which are needed at the legislative level.
Keywords: museum activity, museum object, museum fund, museum, museum collection, cultural values.