Научная статья на тему 'Негосударственная сфера обеспечения общественной безопасности: теоретико-правовые концепты'

Негосударственная сфера обеспечения общественной безопасности: теоретико-правовые концепты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
негосударственная сфера безопасности / нормативно-правовое регулирование / законопроект № 155863-8 / частная охранная деятельность / новации / non-state security sphere / regulatory and legal regulation / Draft Law No. 155863-8 / private security activities / innovations

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алексей Михайлович Воронов

Анализ нормативно-правового регулирования негосударственной сферы обеспечения безопасности показал, что оно не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и дает основание констатировать, что нуждаются в новой разработке Закон 1992 г. № 2487-I «О частной охранной и детективной деятельности», так и закон 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», а также Закон 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др., в связи с тем, что некоторые из них морально устарели. По мнению автора требуется их разработка, а не внесение дополнений и изменений в старые, уже существующие законы с учетом потребностей развития современной Российской государственности. По ряду приведенных выше обстоятельств в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности автор анализирует положения внесенного на рассмотрение в Государственную Думу РФ 1 июля 2022 г. Законопроекта № 155863-8 «О частной охранной деятельности в Российской Федерации», отмечая при этом, что главная новаторская идея состоит в том, что законодатель наконец-то разделяет два вида деятельности: охрану и детективов, что также целесообразно и с точки зрения юридической техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Non-governmental sphere of public safety: theoretical and legal concepts

An analysis of the legal regulation of the non-state security sector showed that it does not meet the realities of today and gives reason to state that that the law of 1992 No. 2487-I «On private security and detective activities» needs a new development, and the law of 2010 No. 390-FZ «On safety», as well as the law of 1994 No. 68-FZ «On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies», etc., due to the fact that some of them are morally outdated. According to the author, their development is required, and not the introduction of additions and changes to old, already existing laws, taking into account the needs of the development of modern Russian statehood. According to a number of the above circumstances, in terms of improving the regulatory regulation of private security activities, the author analyzes the provisions of Draft Law No. 155863-8 «On Private Security Activities in the Russian Federation» submitted to the State Duma of the Russian Federation for consideration in 01.07.2022, noting that the main innovative idea is that the legislator finally separates two types of activities: security and detectives, which is also appropriate in terms of legal technique.

Текст научной работы на тему «Негосударственная сфера обеспечения общественной безопасности: теоретико-правовые концепты»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья ■УДК 34

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-34-38

https://elibrary.ru/yqkiwb N11014: 2015-0066-4/23-751 М08иКЕБ: 77/27-011-2023-04-950

Негосударственная сфера обеспечения общественной безопасности:

теоретико-правовые концепты

Алексей Михайлович Воронов

Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России, Москва, Россия,

vnii-nic-4@yandex.ru

Аннотация. Анализ нормативно-правового регулирования негосударственной сферы обеспечения безопасности показал, что оно не отвечает реалиям сегодняшнего дня, и дает основание констатировать, что нуждаются в новой разработке Закон 1992 г. № 2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности», так и закон 2010 г. № 390-ФЭ «О безопасности», а также Закон 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др., в связи с тем, что некоторые из них морально устарели. По мнению автора требуется их разработка, а не внесение дополнений и изменений в старые, уже существующие законы с учетом потребностей развития современной Российской государственности.

По ряду приведенных выше обстоятельств в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности автор анализирует положения внесенного на рассмотрение в Государственную Думу РФ 1 июля 2022 г. Законопроекта № 155863-8 «О частной охранной деятельности в Российской Федерации», отмечая при этом, что главная новаторская идея состоит в том, что законодатель наконец-то разделяет два вида деятельности: охрану и детективов, что также целесообразно и с точки зрения юридической техники.

Ключевые слова: негосударственная сфера безопасности, нормативно-правовое регулирование, законопроект № 155863-8, частная охраннаядеятельность, новации

Для цитирования: Воронов А. М. Негосударственная сфера обеспечения общественной безопасности: теоретико-правовые концепты//Вестник экономической безопасности. 2023. №4. С. 34-38. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-34-38. ЕБ№ УОКШВ.

Alexey М. Voronov

All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia, vnii-nic-4@yandex.ru

Abstract. An analysis of the legal regulation of the non-state security sector showed that it does not meet the realities of today and gives reason to state that that the law of 1992 No. 2487-1 «On private security and detective activities» needs a new development, and the law of 2010 No. 390-FZ «On safety», as well as the law of 1994 No. 68-FZ «On the protection of the population and territories from natural and man-made emergencies», etc., due to the fact that some of them are morally outdated. According to the author, their development is required, and not the introduction of additions and changes to old, already existing laws, taking into account the needs of the development of modern Russian statehood.

According to a number of the above circumstances, in terms of improving the regulatory regulation of private security activities, the author analyzes the provisions of Draft Law No. 155863-8 «On Private Security Activities in the Russian Federation» submitted to the State Duma of the Russian Federation for consideration in 01.07.2022, noting that the main innovative idea is that the legislator finally separates two types of activities: security and detectives, which is also appropriate in terms of legal technique.

Keywords: non-state security sphere, regulatory and legal regulation, Draft Law No. 155863-8, private security activities, innovations

For citation: Voronov A. M. Non-governmental sphere of public safety: theoretical and legal concepts. Bulletin of economic security. 2023;(4):34-8. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-4-34-38. EDN: YQKIWB.

© Воронов A. M., 2023

Original article

Non-governmental sphere of public safety: theoretical ana legal concepts

JURISPRUDENCE

Усиление геополитической напряженности в современном социуме характеризуется рядом факторов. Прежде всего, следует отметить, что с 2014 года коллективный Запад стал использовать Украину в качестве полигона для давления на внутреннюю и внешнюю политику Российской Федерации. В условиях угрозы применения ядерного оружия со стороны Украины Российская Федерация начала специальную военную операцию по денацификации Донецкой и Луганской республик, а также Херсонской и Запорожской областей, которые более 9 лет борются за свою независимость и суверенитет.

В ответ коллективный Запад объявил многочисленные санкции не только для международной изоляции Российской Федерации, но и дестабилизации внутриполитической обстановки в стране с целью изменения конституционного строя в России и развала ее экономики. Европейский союз во главе с Соединенными Штатами Америки и возглавляемым им блоком НАТО руками украинских националистов ведет ожесточенную борьбу против населения Донбасса, защищая при этом интересы Соединенных Штатов Америки как мирового гегемона, диктующего всему миру свои правила построения демократии, вмешиваясь при этом в дела суверенных государств. Более 50 западных стран поставляют Украине различные виды вооружения и боевой техники, оказывают существенную финансовую и материальную поддержку.

В настоящее время идет кардинальное реформирование системы международной безопасности, создаются новые военные блоки и союзы. После развала Советского Союза практически на всех территориях постсоветских республик Соединенные Штаты Америки провоцировали проведение так называемых «цветных революций», направленных на свержение законной власти. Тому есть многочисленные примеры, и Российская Федерация при этом не явилась исключением. Однако усилиями специальных службы, также МВД России данные попытки были пресечены, при этом ряд государств: Грузия, Украина, Молдавия и др. не устояли перед давлением запада, в результате чего была свергнута законная власть и установлены профашистские, русофобские националистические режимы.

Именно в таких условиях повышенной социальной напряженности, накаленной геополитической обстановки в мировом социуме первоочередное внимание необходимо уделять вопросам безопасности, усиления и укрепления защищенности личности, общества и государства от негативных факторов, формирующих угрозы и вызовы безопасности нашего Отечества.

Здесь уместно отметить, что основополагающие документы в сфере обеспечения безопасности, принятые в современной России уделяют внимание вопросам государственной системы безопасности, при этом негосударственная система обеспечения безопасности осталась практически вне поля зрения законодателя.

На страницах своих научных публикаций мы регулярно рассматриваем вопросы обеспечения обще-

ственной безопасности России, обращая внимание на негосударственную систему безопасности, являющуюся действенным резервом правоохранительных органов, а также органов публичной власти в сфере обеспечения безопасности.

При этом уместно отметить, что институты гражданского общества, а также негосударственные общественные объединения правоохранительной направленности, оказывающих содействие правоохранительным органам на безвозмездной основе, по личному убеждению, выполняя конституционный долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества являются системообразующими и составляют основу негосударственной системы обеспечения безопасности. Также в ее состав входят негосударственные объединения правоохранительной направленности по оказанию на возмездной основе услуг по обеспечению безопасности личности и имущество предприятий и организаций с которыми заключен контракт по оказанию охранных услуг, образующие при этом негосударственную сферу безопасности, которая входит в негосударственную систему обеспечения безопасности и является ее органическим элементом.

Институты гражданского общества объединяют в своих рядах значительную часть населения страны. К основным сферам их деятельности относятся: участие в реализации государственной политики по социально-экономическому развитию общества, нравственное воспитание населения, обеспечение общественной безопасности, оказание содействия правоохранительным органам в охране общественного порядка и обеспечение общественной безопасности и др.

Кроме общественных объединений, в число институтов гражданского общества входят организации волонтеров, получившие законодательное закрепление в новой редакции Конституции Российской Федерации, добровольные организации (народных дружинников, пожарников и пр.), благотворительные организации, а также политические партии, являющиеся политической организацией гражданского общества. Политические партии имеют дуалистический характер: они являются одновременно элементом гражданского общества и частью государственного механизма, при этом служат своего рода каналом трансляции интересов гражданского общества к государству.

Ожидаемый результат тесного взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества заключается в сплоченности общества вокруг политического руководства государства, консолидации усилий населения по обеспечению безопасности и развития страны, поддержание общественного порядка и повышение уровня защищенности населения.

На основании изложенного следует констатировать, что негосударственная система обеспечения безопасности общества - составная часть системы обеспечения безопасности общества, субъекты которой участвуют в

обеспечении безопасности общества в порядке, установленном законодательством государства.

Обращаясь к заявленной проблематике, а именно рассмотрению вопросов негосударственной сферы обеспечения безопасности, что данная деятельность была законодательно прописана более 30 лет назад в Законе 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» [1].

Анализ нормативно-правового регулирования в исследуемой сфере показал, что оно не отвечает реалиям сегодняшнего дня и дает основание констатировать, что нуждаются в новой разработке как вышеназванный Закон 1992 г. № 2487-1 «О частной охранной и детективной деятельности», так и Закон 2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», закон 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и др., в связи с тем, что некоторые из них морально устарели, так как были приняты в прошлом веке в государстве которое уже не существует. На наш взгляд, требуется их разработка, а не внесении дополнений и изменений в старые, уже существующие законы с учетом потребностей развития современной Российской государственности.

За 30 лет со дня принятия закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» «негосударственная сфера безопасности стала общественно значимой отраслью России, в которой трудятся сотни тысяч специалистов и профессионалов, обеспечивающих безопасность российских граждан, предпринимателей, бизнеса и всего нашего государства. За истекшие годы исследованы и внедрены в практику понятия и принципы государственно-частного партнерства в области общественной безопасности, что позволило частной охране стать полноправным субъектом единой системы безопасности общества игосударства» [2].

Однако здесь уместно обратить внимание, что вопросы взаимодействия субъектов государственной и негосударственной систем обеспечения национальной безопасности изложены в модельных законах Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Парламентской Ассамблеи ОДКБ, а именно:

«Об обеспечении национальной безопасности» (2018 г.);

«О негосударственных субъектах обеспечения национальной безопасности» (2019);

«О негосударственной (частной) охранной деятельности» (2017);

«О негосударственной (частной) сыскной деятель-ности»(2017).

Таким образом, на практике предпосылки для формирования негосударственной системы обеспечения национальной безопасности уже сформированы и частично закреплены в законодательстве и модельных законах Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ и Парламентской Ассамблеи ОДКБ, при этом, на наш взгляд, централизованное использование негосу-

дарственных субъектов обеспечения национальной безопасности в настоящее время наиболее востребовано на территории «прифронтовых» регионов.

С учетом реалий сегодняшнего дня Правительство РФ поддержало пакет законопроектов, направленный на реформирование негосударственного сектора безопасности, предложенный депутатами Госдумы от «Единой России». По ряду приведенных выше обстоятельств в части совершенствования нормативно-правового регулирования частной охранной деятельности в Российской Федерации внесен на рассмотрение в Государственную Думу РФ 1 июля 2022 г. Законопроект № 155863-8 «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» [3].

Настоящим Федеральным законом частная охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе охранных услуг юридическими лицами, имеющими специальное разрешение (лицензию), предоставленное в соответствии с настоящим Федеральным законом, в целях защиты прав и законных интересов своих клиентов (заказчиков услуг).

Уместно отметить, что главная новаторская идея состоит в том, что законодатели наконец-то разделяют два вида деятельности: охрану и детективов. Представляется, правовое регулирование охранной и детективной деятельностей в отдельных законах целесообразно и с точки зрения юридической техники. В действующем Законе «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» содержится немало отсылочных норм, действие которых одновременно распространяется на частную детективную деятельность и на частную охранную деятельность. Однако с учетом существенных различий между этими видами деятельностей применить их практически невозможно [4].

В настоящее время один закон «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» одновременно регулирует два самостоятельных и различных по своему содержанию вида деятельности: частной детективной и охранной. Принятие отдельного нормативного правового акта для каждого из них, на наш взгляд следует воспринять исключительно положительно, особенно учитывая, что деятельность частных детективов, а также частных охранных организаций напрямую затрагивает интересы граждан, а в некоторых случаях - их права и свободы. При этом уместно отметить, что ныне действующий закон принимался в период становления новых общественных отношений, когда такие профессии как частный детектив и охранник только зарождались. При таком подходе у законодателя не было четкого понимания сходств и различий указанных профессий, а также знания нюансов их деятельности, необходимых для четкого правового регулирования так как отсутствовала Отечественная практика частных детективов и частной охраны.

На сегодняшний день закон имеет множество устаревших положений в части детективной деятельности.

JURISPRUDENCE

Прежде всего детективы не обладают достаточными полномочиями на сбор информации. Закон позволяет детективам лишь собирать со стороны информацию, но при этом обязывая исполнять требования о защите информации. Закон не конкретизирует, какая информация не может быть собрана детективом, ведь персональные данные защищаются законом и не подлежит разглашению. Однако анализ положений законопроекта позволяет утверждать, что в его положениях не прописано - изменится ли реальная ситуация, и в какую сторону. Особое внимание в законопроекте уделено лицензированию детективов, контролю со стороны федеральных органов исполнительной власти, даже их обучению, однако формы и методы получения информации, механизм ее получения в законопроекте оставлен без внимания.

За три десятилетия осуществления частной детективной и охранной деятельности наработана соответствующая практика по каждому направлению, определены кардинальные различия между этими профессиями, что и обусловило необходимость принятия отдельных нормативных правовых актов для регулирования профессиональной деятельности частных детективов и охранников отдельно.

Частная детективная деятельность в России теперь будет регулироваться отдельным законом и при этом следует обратить внимание, что из закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» вносимыми изменениями удаляется «охранная» составляющая.

При таком подходе частные детективы получают право на легальное существование, так как их профессиональный инструментарий был максимально ограничен законом, который практически не оставлял им пространства для маневра.

Сегодня по официальным данным в России зарегистрировано 17,5 тысяч частных охранных структур и свыше 670 тысяч квалифицированных охранников. Под их охраной - более 1,4 млн объектов, однако кто или что конкретно может находиться под охраной, согласно действующему законодательству, не конкретизируется. В законопроекте прописана новая категория частных охранников - телохранитель, которая отсутствует в действующем ныне законодательстве. Пользоваться они смогут только оружием ограниченного поражения [5], т. е. служебным травматическим оружием.

Законопроект заполняет имеющуюся в настоящий момент правовую лакуну, т. е. пробелы в праве в связи с отсутствием четкой правовой нормы по данному вопросу. Профессия телохранителя, по факту, имеет место быть, однако нормативного регулирования данной деятельности нет. Таким образом в законопроекте устанавливаются требования к лицу, претендующему на замещение должности телохранителя, к его уровню образования, прописаны их права и обязанности. При этом все телохранители будут являться частными охранниками,

однако следует понимать, что каждый телохранитель -охранник, но не каждый охранник будет являться телохранителем.

Здесь следует обратить внимание, что что права охранника, в отличии от детектива, не перечислены в законопроекте. На наш взгляд это было сделано намеренно, чтобы стороны в договоре об оказании охранных услуг, могли сами указать права и обязанности сторон. При этом следует отметить, что охранник взаимодействует с обществом, потому важно указать права и полномочия, которыми может воспользоваться сотрудник охраны в отношении гражданина, нарушающего порядок, посягающего на интересы охраняемого или на охраняемый объект.

Также новацией является введение гарантий в виде страхования профессиональной ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при оказании охранных услуг. Однако вместе с гарантиями появляются и новые ограничения. Законопроект ужесточает правила к учредителям и участникам частных охранных организаций, при этом охранная деятельность должна быть для них основным видом деятельности или местом работы. Законопроект должен устранить возможность совмещения работы охранника и иной деятельности, при этом с точки зрения права -это возможно и допустимо.

Для госслужащих аналогичные запреты носят антикоррупционный характер. Однако на наш взгляд, подобного рода ограничения для руководителей коммерческих организаций, которыми являются охранные организации не характерны. Представляется разработчики законопроекта решили усилить персональную ответственность руководителей частных охранных организаций, исключить ситуацию, когда охранный бизнес является лишь одним из многих (например, в группе компаний). При таком подходе руководитель охранной организации будет вынужден сосредоточить все свое внимание на одном юридическом лице, при этом сосредоточиться нужно будет также на взаимодействии с госорганами. Поправки делают акцент на механизме взаимодействия с государством в сфере обеспечения общественной безопасности и охраны правопорядка. Законопроект вводит два типа взаимодействий между частными охранными организациями и госорганами.

Первый - обязательный, когда частная охранная организация должна в обязательном порядке такое взаимодействие осуществлять, исходя из своей лицензии. Второй - добровольный, осуществляемый на основе соглашений и договоров.

В ст. 3 ныне действующего закона «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» обязанность оказания содействия правоохранительным органам была вменена охранным организациям, однако как показывает практика, это носило скорее декларативный характер. В законопроекте вопросу взаимодействия с правоохранительными органами посвящен целый раздел, в котором скрупулезно прописаны

все необходимые аспекты, включая новые права и обязанности сотрудников охранных организаций.

При этом эксперты подчеркивают: никаких новых обязательств, например, касающихся работы на массовых акциях и митингах нет и быть не может - это епархия правоохранителей, частникам в ней делать нечего. Также осуществление охраной полномочий, которые законом возложены на государственные силовые структуры, не предусмотрено. Это в принципе нереализуемо в силу того, что фактически данные действия будет считаться делегированием полномочий, вместе с этим, частные охранные организации не смогут осуществлять те полномочия, которые имеются у силовых структур.

При этом защита особо важных критическим объектов, например, атомной энергетики, требует особых навыков, умений и знаний. В связи с чем государству требуется нанимать специалистов соответствующей области для охраны, а также на законодательном уровне установить коммуникацию между самими сотрудниками охраны и госслужбами.

Резюмируя изложенное, следует подчеркнуть, что предложенный законопроект является революционным шагом для всей частной охранной отрасли в нашей стране, в нем более конкретно определяются права, обязанности, порядок их реализации. При таком подходе, принятие законопроекта даст дополнительный импульс развитию сферы частной охранной деятельности, как негосударственной сферы обеспечения безопасности в общей системе безопасности Российской Федерации.

Список источников

1. Закон от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ. 1992 г., № 17, ст. 888.

2. 29 лет Негосударственной сфере безопасности (НСБ) URL:https://psj.ru/hot-news/93395-29-let-negosudarstvennoj-sfere-bezopasnosti-nsb. html?ysclid=lfofrh8yh2697922321 (дата обращения: 28.10.2022).

3. Новый закон «О частной охранной деятельности в РФ. 2022 г. URL: https://www.taggerd.su/info/zakon-o-chastnoy-ohrannoy-deyatelnosti-2022/ (дата обращения: 25.03.2023).

4. URL: https://guardinfo.online/2017/03/15/proekt-federalnogo-zakona-o-chastnoj-oxrannoj-deyatelnosti (дата обращения: 22.02.2023).

5. Комитет рекомендовал Госдуме принять законопроект о частной охране https://regnum.ru/news/ polit/375761 l.html (дата обращения: 25.03.2023).

References

1. Law of March 11, 1992 No. 2487-1 «On private detective and security activities in the Russian Federation» // VSND RF and VS RF. 1992, No. 17, art. 888.

2. 29 years of Non-state security sphere (NSB) URL: http: //p sj. ru/hot-news/9 3395-29-let-nego sudarstvennoj -sfere-bezopasnosti-nsb.html?ysclid=lfofrh8yh2697922321 (accessed: 28.10.2022).

3. The new law «On Private security activities in the Russian Federation». 2022. URL: https://www.taggerd. su/info/zakon-o-chastnoy-ohrannoy-deyatelnosti-2022/ (accessed: 25.03.2023).

4. URL: https://guardinfo.online/2017/03/15/proekt-federalnogo-zakona-o-chastnoj-oxrannoj-deyatelnosti (accessed: 22.02.2023).

5. The Committee recommended that the State Duma adopt a bill on private security https://regnum.ru/news/ polit/375761 l.html (accessed: 25.03.2023).

Информация об авторе

A. M. Воронов - главный научный сотрудник отдела по исследованию проблем охраны общественного порядка и участия органов внутренних дел в обеспечении общественной безопасности научно-исследовательского центра по исследованию проблем административно-правовой деятельности органов внутренних дел Всероссийского научно-исследовательского института Министерства внутренних дел Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, эксперт Парламентской ассамблеи ОДКБ.

Information about the author

A. M. Voronov - Chief Researcher of the Department for the Study of Problems of public order Protection and Participation of Internal Affairs Bodies in ensuring Public Security of the Research Center for the Study of Problems of Administrative and Legal Activity of Internal Affairs Bodies of the All-Russian Research Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Doctor ofLegal Sciences, Professor, Expert of the CSTO Parliamentary Assembly.

Статья поступила в редакцию 29.03.2023; одобрена после рецензирования 23.05.2023; принята к публикации 27.07.2023.

The article was submitted 29.03.2023; approved after reviewing 23.05.2023; accepted for publication 27.07.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.