Научная статья на тему 'Негосударственная пенсия как важнейший инструмент реализации функции социального государства'

Негосударственная пенсия как важнейший инструмент реализации функции социального государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕНСИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / OCCUPATIONAL PENSION / SOCIAL WELFARE STATE / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / LIVING WAGE / MARKET BASKET / COMPULSORY PENSION INSURANCE / NON-STATE PENSION FUND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сухорукова Елена Викторовна

В статье рассматриваются важнейшие критерии социального государства, одним из которых является эффективная система социальной защиты граждан, в частности пенсионное обеспечение. Принципиальное отличие пенсионной системы от любых других институтов социальной защиты состоит в том, что ее участниками являются не только те, кто получает пенсию, но и молодое поколение, которому со временем предстоит пользоваться ее услугами. Поэтому состояние и перспективы развития пенсионной системы затрагивает интересы всех без исключения поколений людей нашего общества. И от того, какие будут приняты решения по ее дальнейшему совершенствованию, зависит в перспективе реализация их конституционных прав на достойное пенсионное обеспечение. Одним из наиболее эффективных решений проблемы является корпоративная система пенсионного обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Occupational Pension As The Most Important Instrument In Actualization Of The Function Of Social Welfare State

In this article considered the most important criteria of social welfare state, one of them is an effective system of citizen's social protection, in particular pension coverage. Fundamental distinction of pension system from any other institutes of social protection is in a fact that its participants are not only people, who receive pension, but also young generation, who will, eventually, use its services. That is why the condition and future development of pension system affect the interests of all generations of our society, without exception. And from the reached decisions on its further enhancement, and what abilities will be created for citizen's pension savings, depend, in a future, actualization of their constitutional rights on well-deserved pension coverage.

Текст научной работы на тему «Негосударственная пенсия как важнейший инструмент реализации функции социального государства»

СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Негосударственная пенсия как важнейший инструмент реализации функции социального государства

В статье рассматриваются важнейшие критерии социального государства, одним из которых является эффективная система социальной защиты граждан, в частности пенсионное обеспечение. Принципиальное отличие пенсионной системы от любых других институтов социальной защиты состоит в том, что ее участниками являются не только те, кто получает пенсию, но и молодое поколение, которому со временем предстоит пользоваться ее услугами. Поэтому состояние и перспективы развития пенсионной системы затрагивает интересы всех без исключения поколений людей нашего общества. И от того, какие будут приняты решения по ее дальнейшему совершенствованию, зависит в перспективе реализация их конституционных прав на достойное пенсионное обеспечение. Одним из наиболее эффективных решений проблемы является корпоративная система пенсионного обеспечения.

Ключевые слова: негосударственная пенсия, социальное государство, Конституция Российской Федерации, прожиточный минимум, потребительская корзина, обязательное пенсионное страхование, негосударственный пенсионный фонд.

Согласно Конституции, «Россия Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»1. Важнейшим критерием социального государства является эффективная система социальной защиты граждан, в частности пенсионное обеспечение. В бюджетном послании президента Д. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 12 ноября 2009 г. в числе первоочередных приоритетов Российского государства названа «поддержка людей, оказавшихся в трудной ситуации. В первую очередь это касается пенсий».

Сухорукова Е.В.

1 Конституция Российской Федерация. НПП «Гарант-Сервис», 2001 г. Ст. 1.

© Сухорукова Е.В., 2009

Несомненно, пенсия — главный источник средств к существованию и механизм защиты пожилых людей. Но можно ли пенсию назвать сегодня инструментом для достижения достойной жизни человека, который работал всю свою жизнь?

Принципиальное отличие пенсионной системы от любых других институтов социальной защиты состоит в том, что ее участниками являются не только те, кто получает пенсию, как принято думать, но и молодые поколения, которым со временем предстоит пользоваться ее услугами. Поэтому состояние и перспективы развития пенсионной системы затрагивают интересы всех без исключения поколений людей нашего общества. И от того, какие будут приняты решения по ее дальнейшему совершенствованию, какие возможности создадут для пенсионных накоплений граждане, зависит в перспективе реализация их конституционных прав на достойное пенсионное обеспечение.

Восемнадцатый год в России продолжается реформирование пенсионной системы (началось оно в 1991 году1). Все эти годы не утихают дискуссии о том, какую пенсионную систему считать оптимальной; что необходимо изменить; нужно ли увеличивать пенсионный возраст; как осуществить переход от льготного пенсионного обеспечения к профессиональным пенсионным системам; можно ли отменить накопительный компонент или перевести его из обязательного пенсионного страхования в добровольное?

За прошедший период нередко звучали восклицания о надвигающейся пенсионной катастрофе, проводилась ее модернизация, принимались и отменялись пенсионные законы2. Искались «золотые жилы», увеличивались или уменьшались доли взносов в ПФР.

Принципы пенсионного обеспечения менялись скоротечно и без понятных на то ориентиров. Проводились эксперименты, которые проваливались, принимались ошибочные решения. Правда, были приняты и решения, показавшие свою жизнеспособность. Уже более 16 лет успешно работают негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в России. Однако все эти годы государство не рассматривало этот институт как одну из важнейших составляющих пенсионной системы, не стремилось обеспечить устойчивое развитие негосударственного (дополнительного) пенсионного обеспечения (НПО).

См.: Дегтярев Т.П. Пенсионные реформы в России / Рос. акад. наук; Ин-т соц.-экон. проблем народонаселения. М.: Academia, 2003.

Пенсионное обеспечение в России основывается на обширной нормативной базе, насчитывающей свыше 50 основных федеральных нормативных правовых актов. На 1 января 2000 года законодатель 31 раз вносил изменения и дополнения в Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Кроме того, принято более 100 иных правовых нормативных актов, в том числе ведомственных нормативных документов.

2

С 2010 года пенсионную систему снова ждут изменения. Будет реализовываться «Программа дальнейшего развития пенсионной системы (до 2012 года)», принятая Правительством Российской Федерации в 2009 году. В программе затронуты вопросы совершенствования только государственной распределительной пенсионной системы. Роль НПФ и НПО не рассматривается.

Если в двух словах, то суть правительственных решений сводится к следующему:

1) базовую и страховую части трудовой пенсии объединят и будут финансировать из одного источника — страховых взносов, уплачиваемых работодателем, которые заменят нынешний ЕСН (тариф — 20%);

2) накопительная часть сохраняет статус-кво (тариф — 6%);

3) страховые взносы будут уплачиваться с годовой зарплаты до 415 тысяч рублей в год (34 600 рублей в месяц);

4) в 2010 году будет проведена валоризация пенсионных прав граждан, т.е. переоценка денежной стоимости пенсионных прав, которые были приобретены до пенсионной реформы 2002 года1;

5) в 2010 году также будут созданы механизмы доведения пенсии до прожиточного минимума пенсионера в регионе, т.е. даны гарантии «минимального пенсионного обеспечения».

Впервые в программе определены целевые показатели государственного пенсионного обеспечения для разных возрастных групп населения. Молодые работники за 30 лет уплаты страховых взносов с 2002 года, должны заработать право на пенсию по старости, эквивалентную 40% от той части их заработной платы, которая не превышала 34 600 рублей в месяц и с которой работодатель уплачивал страховые взносы. Если страховой стаж окажется меньше, то от базового размера страховой пенсии будут вычитать по 3% за каждый год до 30 лет. За каждый год работы сверх 30 лет — 6-процентная надбавка. Такой порядок должен вступить в силу с 2015 года.

Для остальных работающих граждан предполагается, что в 2011 году их средняя трудовая пенсия по старости составит 2 прожиточных минимума (ПМ), в 2016 году — 2,5 ПМ, в 2020 году — 3ПМ.

Если оценить целевые показатели государственного пенсионного обеспечения с позиции достойного уровня жизни пенсионеров, то необходимо отметить два принципиальных момента.

Первый. Для молодых работников, чья заработная плата будет превышать сумму 34 600 рублей в месяц, размер пенсии, формиру-

2002 год — год начала реформы, ознаменованной введением обязательного пенсионного страхования (ОПС). С этого года граждане начали формировать пенсионные права в новой системе ОПС.

емый в государственной пенсионной системе, не обеспечит 40-процентного замещения утраченного заработка.

Второй. Для остальных возрастных групп работающих граждан достаточно низко определены социальные стандарты их государственного пенсионного обеспечения.

Дело в том, что величина прожиточного минимума (ПМ) представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы1.

Состав потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения определяется (среди прочего) с учетом финансовых возможностей государства по обеспечению социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях. Другими словами, ПМ позволяет нашим гражданам удовлетворить лишь самые насущные потребности и определяет границу абсолютной бедности человека.

Исходя из п. 7 Конституции Российской Федерации (имеющей силу закона прямого действия), прожиточный минимум надо рассчитывать не как «продуктовый набор», без которого не выжить, а как гарантированный социальный стандарт потребления. Таким стандартом, по мнению директора Всероссийского центра уровня жизни (ВЦУЖ) В. Бобкова, является восстановительный потребительский бюджет (ВПБ). В отличие от ПМ, он является бюджетом простого воспроизводства уровня жизни и позволяет удовлетворять основные материальные и духовные потребности населения, необходимые для восстановления физических и интеллектуальных сил, социального и физического развития детей.

По расчетам ВЦУЖ, восстановительный потребительский бюджет в 2,5—3 раза больше прожиточного минимума. Именно ВПБ рекомендован специалистами ВЦУЖ в качестве основы государственных гарантий минимального пенсионного обеспечения, с чем нельзя не согласиться. Тогда 2—3-кратное превышение средней трудовой пенсии над ВПБ будет свидетельствовать о «создании условий, обеспечивающих достойную жизнь» пенсионерам.

Если оценивать программу с точки зрения придания пенсионной системе финансовой устойчивости и сбалансированности в средней и долгосрочной перспективе, то нужно обратиться к результатам ак-

С 2005 года величина ПМ в целом по РФ определяется на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006 года № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».

туарных расчетов и прогнозов, полученных независимыми эксперта-ми1. Отмечу три момента.

Во-первых, на реализацию в 2010 году гарантий «минимального пенсионного обеспечения», валоризацию пенсионных прав и ускоренную индексацию трудовых пенсий, проведенную в 2009 году2, из федерального бюджета на покрытие бюджетного дефицита ПФР будет направлено около 10% ВВП. Это практически более чем двукратный рост доли расходов пенсионной системы в ВВП3.

Во-вторых, общая налоговая нагрузка на товаропроизводителя с введением новых консолидированных тарифов, предусмотренных Программой на социальное страхование, достигла роковой черты (34%), за которой она превращается в тормоз экономического роста4.

В-третьих, представляется, что недостаточно учтены масштабы надвигающегося на страну демографического кризиса, так как не предложены механизмы, ослабляющие зависимость финансового состояния пенсионной системы от демографического фактора. Финансовое состояние пенсионной системы будет ухудшаться в связи с тем, что резко сузится база трудовых ресурсов, за счет которых обеспечивается содержание стремительно увеличивающихся групп населения старших возрастов. Проще говоря, доходов работающих поколений не хватит на то, чтобы обеспечить пенсии поколениям, ушедшим на заслуженный отдых. Пенсионная система останется бюджетозависимой.

Проблема заключается в том, что Россия стоит на пороге нового, весьма опасного третьего этапа долговременного демографического кризиса, связанного с процессом сокращения численности населения и его старением.

Прогнозы демографов неумолимы: «демографических дивидендов» не будет, будут одни потери5.

Например, актуарные расчеты долгосрочного развития пенсионной системы, в новой ее конфигурации, провели Центр стратегических разработок, НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» и др.

С 1 марта базовая часть трудовой пенсии проиндексирована на 8,7% (до 1950 р.), с 1 декабря — на 31,4%; (до 2460 р.); с 1 апреля страховая часть проиндексирована на 17,5%,а с 1 августа — на 7,5 %,

В обществе складывается парадоксальная ситуация: из государственного бюджета изымаются огромные средства на пенсионное обеспечение, а довольных уровнем пенсионного обеспечения все равно нет.

Пенсионные взносы будут взиматься по ставке 26% от фонда оплаты труда (ФОТ), взносы на обязательное медицинское страхование — 5,1%, взносы в Фонд социального страхования — 2,9% от ФОТ.

См.: Интервью «Газете^и» от 18 марта 2008 года директора Института демографии ГУ ВШЭ А.Вишневского Обществу и его политической элите полезно осознать масштаб надвигающейся демографической угрозы. — http://www.demoscope.ru

2

3

4

Процесс старения1 неизбежно исказит демографическую структуру населения, деформирует экономический баланс между поколениями: количество работающих будет постепенно уменьшаться, а количество пенсионеров нарастающим итогом увеличиваться, что сделает государственную распределительную пенсионную систему очень затратной.

Актуарные расчеты показывают, что улучшение положения пенсионеров будет носить временный характер. Средств на обеспечение положительной динамики размера пенсий после 2012 года будет катастрофически не хватать. Правительству придется или прекращать индексацию пенсий, или сокращать численность пенсионеров, т.е. повышать пенсионный возраст, отказаться от выплаты досрочных пенсий2.

С 2011 по 2020 год коэффициент замещения трудовой пенсии может опуститься до уровня 2009 года, то есть станет ниже 28%. Если не предпринимать никаких мер, то государственная распределительная пенсионная система просто обанкротится либо пенсии станут совсем нищенскими.

Возможно, что даже первое повышение ставок страховых взносов, намеченное на 2011 год (до 26% в ПФР), не удастся претворить в жизнь. В 2011 году экономика России еще только будет выходить из рецессии. Оживление экономики, если оно начнется, будет неустойчиво. Рост налогового бремени на российских производителей может привести не только к росту безработицы, но и затормозить инновационные процессы, привести к дальнейшему снижению конкурентоспособности российской экономки на глобальных мировых рынках.

Проблема обостряется и тем, что еще не начался запланированный реформой этап создания профессиональных пенсионных систем, а тогда экономические издержки и социальные обязательства

Уже более 40 лет население страны «недовоспроизводит» себя. В 1992 году число рождений впервые стало меньше числа смертей, и естественный прирост населения России сменился его естественной убылью. С 2009—2010 годов число пожилых станет пополняться многочисленными поколениями, родившимися в послевоенные годы. Это значительно увеличит демографическую нагрузку на работающих, в лице работодателей. В силу продолжающегося старения населения демографическая нагрузка (пожилыми) на одного трудоспособного к 2025 году возрастет почти на 50%, а общая нагрузка (пожилыми и детьми) — на 40%. Соотношение работающего населения и пожилого может сравняться. У 25 процентов всех новых назначений пенсий делаются ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста на 5—10 лет. Покрываются эти периоды времени до достижения 55—60 лет из солидарных обязательств пенсионной системы. Страховые взносы за таких работников уплачиваются на общих основаниях, но пенсии они начинают получать раньше положенного срока.

2

работодателя неизбежно возрастут. С другой стороны, недооценка необходимости создания профессиональных пенсионных систем — специализированных социально-экономических механизмов, обеспечивающих досрочный выход на трудовую пенсию людей, работающих в особых условиях труда, — приводит к существенному обременению солидарных обязательств государственной пенсионной системы.

Причины и решения обостряющихся проблем пенсионной системы нужно искать прежде всего внутри самой системы.

Российская пенсионная система представляет собой трехуровневую структуру, с принципиально различными по социальной значимости, по предмету правого регулирования и экономической природе пенсионными институтами.

Первый уровень представляет государственное пенсионное обеспечение, регулируемое Законом о государственном пенсионном обеспечении (социальные пенсии и пенсии государственным служащим).

Второй уровень — обязательное пенсионное страхование (ОПС), регулируемое Законом о трудовых пенсиях (относится к страховой и накопительной частям трудовой пенсии).

Обязательное пенсионное страхование представляет собой систему накопительно-распределительных механизмов, охватывает всех работающих граждан, страховые взносы регистрируют в ПФР на персональных и условно-накопительных счетах1, открываемых для каждого работника, с целью формирования на них страховой и накопительной частей трудовой пенсии. Страховые взносы, аккумулированные на условно-накопительных счетах, предназначены для текущих выплат пенсий, а страховые взносы, аккумулированные на индивидуальных счетах, капитализируются. Таким образом, страховая часть трудовой пенсии основана на распределительных принципах, а накопительная часть трудовой пенсии — на реальных накоплениях.

Третий уровень — негосударственное пенсионное обеспечение (добровольное личное и корпоративное пенсионное страхование), регулируемое Законом о негосударственных пенсионных фондах (НПФ), которые выступают основой данной системы.

Таким образом, российская пенсионная система состоит из трех уровней, в которых параллельно существуют и сочетаются государственная распределительная пенсионная система, накопительные схемы и добровольное пенсионное обеспечение. В ее структуре присутствуют все три механизма формирования пенсий, использование

Условно-накопительные счета отличаются от «безусловно» накопительных тем, что средства, зачисляемые на них, не размещаются в финансовых активах, а расходуются на выплату пенсий в текущем периоде.

которых позволит получать высокий уровень замещения индивидуального заработка. Это: государственное, корпоративное и личное страхование в ПФР и НПФ.

В международной практике пенсионного обеспечения коэффициент замещения, равный 60—75%, считается оптимальным. Он как раз и складывается с учетом поступлений от всех видов пенсионного страхования (государственного, корпоративного и личного). Российские социологи также говорят о зоне комфорта человека пожилого возраста, если его пенсия составляет не менее 75 % от последнего заработка, то есть намного больше, чем обеспечивает государственная пенсионная система. В России сегодня пенсионеры, как правило, получают пенсии в размере 28% от средней заработной платы в стране1. Это очень низкий уровень пенсионного обеспечения.

Однако предоставленной возможностью влиять на размер своей будущей пенсии в нашей стране пользуются лишь 5% населения. Основным видом пенсионных доходов для 95% продолжают оставаться государственные выплаты.

Специфическая особенность российской пенсионной системы — абсолютное доминирование в сфере формирования пенсий государственной пенсионной системы, а в ней — распределительных механизмов. Доля дополнительного (добровольного) пенсионного страхования ничтожна. Доминирующее положение распределительной системы формируется представлением, что пенсии — это дело, за которое несет ответственность государство.

Проблемы пенсионной системы как раз и коренятся в этой специфике. Огромный потенциал добровольного пенсионного страхования (и корпоративного, и личного) — в повышении уровня пенсий россиян, а также укреплении финансовой устойчивости самой системы остался не задействованным.

Данное положение противоречит планам реформы 2002 года, в которых было предусмотрено паритетное развитие распределительных и накопительных принципов пенсионного обеспечения. В частности, доля накопительного компонента пенсионной системы должна быть увеличена к 2025 году до 41,5%.

Еще одна особенность нашей пенсионной системы — до 2022 года для женщин, и до 2027 года для мужчин накопительный компонент государственной пенсионной системы не заработает. В ближайшие 15 лет государственная пенсионная система будет оставаться только распределительной.

На 1 августа 2009 года средняя заработная плате в стране составляла 18 865 рублей. Средний размер трудовой пенсии — 5564 рубля. (И с т о ч н и к: Федеральная служба государственной статистики).

Третья особенность — доля накопительного компонента в трудовой пенсии будет незначительна. Размер взносов на накопительную часть — 6% — недостаточен для принципиального изменения ситуации с пенсией.

Таким образом, в основе современной российской модели пенсионного обеспечения лежит государственная пенсионная система, организованная на распределительных принципах солидарности поколений, в соответствии с которым ответственность за благосостояние пожилых членов общества лежит на работающих поколениях.

Среди достоинств распределительной пенсионной системы, обусловивших широкое ее распространение, можно назвать прежде всего социальную направленность (гарантирует минимальную защиту в старости), независимость от состояния финансового рынка, относительную устойчивость к неожиданным экономическим рискам. Распределительная система позволяет перераспределять средства между поколениями («вертикальная солидарность») и доходы от высокооплачиваемых к низкооплачиваемым работникам («горизонтальная солидарность») и, как следствие, снижать уровень бедности. Финансируемые распределительным способом пенсии обеспечивают более надежную защиту и более высокую норму замещения для лиц с невысокой заработной платой.

Недостатки распределительной пенсионной системы проявляются в том, что она прямо зависит от демографических факторов, от состояния рынка труда, от общего уровня доходов экономически активного населения и уровня собираемости налогов, эффективности административного принуждения. Трансферты системы между поколениями непрозрачны. Сегодня в 10 раз превышена допустимая норма перераспределения доходов между работниками с низкими и высокими зарплатами. Функционирование системы зависит и от политической воли руководства страной.

Пока в пенсионной системе будут доминировать распределительные принципы, она не сможет стать финансово устойчивой, обеспечить достойный уровень пенсий в реальном исчислении, усилить связь размера пенсий с взносами, снизить налоговую нагрузку на работодателей, легализировать трудовые доходы. Не удастся устранить зависимость от демографических, социально-экономических и политических факторов, преодолеть государственный монополизм и повысить ответственность работника за финансирование своей пенсии.

Задача сделать российскую пенсионную систему эффективной, удовлетворяющей потребности и ее участников, и государства, понимается всеми сторонами. Но одних деклараций явно недостаточно. Нужна продуманная и обоснованная концепция развития наци-

ональной пенсионной системы на долгосрочную перспективу, нужна четкая, сбалансированная программа последовательных действий. В нынешних же дискуссиях не получится ли так, что вместе с водой вдруг выплеснем и ребенка?

Сложившаяся в России структура пенсионного обеспечения определяет ее системный характер. Она позволяет путем организационных преобразований осуществить переход от сложившейся на практике распределительной системы к распределительно-накопительной, в которой обязательное и дополнительное (личное и корпоративное) пенсионное страхование будут функционировать на равноправной паритетной основе. Только дополняя друг друга, эти две системы — распределительная и накопительная — позволят существенно изменить как состояние самой пенсионной системы, так и уровень пенсионного обеспечения. Это наша первостепенная задача.

Такие преобразования чрезвычайно нужны. Нужен курс в сторону развития и распределительных, и накопительных систем, повышения роли НПФ, создания для них оптимальных норм функционирования и взаимодействия с ПФР.

Значение накопительной системы связано с тем, что она не зависит от демографической ситуации в стране. В определенной мере она зависит от темпов экономического роста. Но, с другой стороны, сама выступает фактором, способствующим развитию экономики, поскольку аккумулирует средства для долгосрочного инвестирования, выступает драйвером развития финансового и фондового рынков.

Естественно, наряду с позитивными факторами при использовании накопительной системы возникает ряд проблем. В первую очередь они касаются процесса формирования накопительных пенсией и финансовых рисков инвестирования пенсионных активов. Но эти проблемы научились успешно решать НПФ. Как они это делают — предмет специального разговора, которому будет посвящена следующая статья.

В контексте данной статьи имеет смысл показать, как действует на практике негосударственный сектор пенсионного обеспечения в Российской Федерации на конкретном примере НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ».

Негосударственные пенсионные фонды были специально созданы для развития дополнительного пенсионного страхования в России и выполняют те же функции, что и ПФР, но в области негосударственного пенсионного обеспечения.

Кроме того, НПФ размещают средства пенсионных резервов как самостоятельно, так и через управляющие компании на принципах сохранности, возвратности, доходности и диверсификации. С 1 июля 2004 года НПФ законодательно получили право работать с нако-

пительной частью пенсионных взносов работников, учет по которой ведется в ПФР, и теперь заключают с гражданами договоры на управление их пенсионными накоплениями. Таким образом, появился выбор остаться в ПФР или заключить договор с НПФ и формировать накопительную часть трудовой пенсии там.

Основными принципами деятельности НПФ является применение накопительных пенсионных схем и соответствие накопленных пенсионных резервов принятым пенсионным обязательствам.

Вкладчиком НПФ может стать любое предприятие, вносящее за своих работников взносы, и любой гражданин, пожелавший внести взносы на старость, за себя или за другое лицо. К сожалению, пользуется этим правом пока очень мало как предприятий, так и граждан.

История НПФ началась с момента подписания 16 сентября 1992 года Президентом Российской Федерации Указа «О негосударственных пенсионных фондах». В нем дано определение НПФ как особой организационно-правовой формы некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда.

В самом начале своей деятельности НПФ работали в основном с частными вкладчиками, открывали им индивидуальные лицевые счета. На этом этапе развития НПФ достигли приличных объемов пенсионных выплат, но затем прирост пенсионных взносов затормозился и НПФ стали переходить с работы преимущественно с частными вкладчиками на работу в основном с юридическими лицами.

Развитие НПФ сдерживали такие факторы, как: 1) общее состояние экономики, лишающее возможности как граждан, так и предприятий формировать долгосрочные сбережения; 2) не до конца проработанное законодательство и система налогообложения; 3) слабое развитие собственной инфраструктуры; 4) осторожность населения по отношению к финансовым институтам после крахов финансовых пирамид в 1994—1995 годах; 5) недостаточная информированность населения об особенностях деятельности НПФ, их месте и роли в пенсионной системе России.

Решающее влияние на развитие в России добровольного пенсионного обеспечения через систему НПФ сыграл Федеральный закон от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». Закон положил начало формированию нормативно-правовой базы регулирования деятельности НПФ.

В связи с началом пенсионной реформы 2002 года потребовалось внесение изменений и дополнений к указанному закону. Был принят 10 января 2003 года Федеральный закон № 14-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О негосударствен-

ных пенсионных фондах». Главным моментом этого закона явилось то, что он впервые установил право НПФ участия в обязательном пенсионном страховании населения и в создании профессиональных пенсионных систем.

Анализ деятельности негосударственного пенсионного обеспечения показывает, что к настоящему времени в России реально сложился институт негосударственного пенсионного обеспечения в виде 116 НПФ. Сформирована инфраструктура организаций, специализирующихся на работе с фондами: аудиторские фирмы, консалтинговые компании, фирмы, разрабатывающие программные комплексы, осуществляющие оценку рисков НПФ, специализированные депозитарии, управляющие компании.

В России сложилась система, которая при рациональном государственном регулировании может приобрести статус национальной системы негосударственного пенсионного обеспечения.

В железнодорожной отрасли давно поняли его значение. «Кадры решают все» — это мудрое замечание актуально во все времена. Только вот удержать опытных специалистов работодателю становится все сложнее.

Социально ответственный работодатель понимает, что человеку прежде всего необходима уверенность в завтрашнем дне. Это усиливает мотивацию работников и улучшает результаты труда, позволяет сохранить высококвалифицированные кадры, снизить затраты на обучение, подготовку и переподготовку новых сотрудников. Все это в конечном итоге приводит к повышению конкурентоспособности компании на рынке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из инструментов реализации такой политики является негосударственное пенсионное обеспечение сотрудников компании. Корпоративная пенсионная система — это:

• инструмент для удержания ключевых сотрудников компании;

• мотивирующий фактор для улучшения качества работы и лояльности коллектива;

• предоставление наиболее конкурентного социального пакета сотрудникам компании и кандидатам при приеме на работу;

• сохранение уровня дохода сотрудника по завершении карьеры;

• страховая защита сотрудника и его близких на случай смерти или нетрудоспособности;

• улучшение общественного имиджа компании;

• забота о персонале, признание того, что сотрудники — самое ценное достояние компании;

• преимущество над конкурентами в области кадровой политики.

Сегодня корпоративная пенсионная система ОАО « РЖД» является уникальным примером социального партнерства работника и работодателя в России. В ходе серьезной реформы и экономического кризиса забота о бывших работниках железных дорог остается важнейшим аспектом социальной политики ОАО «Российские железные дороги».

Президент компании В.И. Якунин отметил, что «социальную политику корпорации можно рассматривать с четырех позиций: как меценатство, как ответ на требования общества, как PR и как стратегию корпорации. Хочу подчеркнуть, что финансирование социального пакета — это не обуза, не благотворительность, а жизненная необходимость, продуманная и осознанная политика нашей компании». Стоимость социального пакета ОАО «РЖД» составляет 90 млрд рублей в год. В России минимум затрат на социальное обеспечение работников до сих пор четко не определен и фактически отдан на усмотрение работодателей.

Правом на реализацию корпоративного пенсионного обеспечения железнодорожников наделен негосударственный пенсионный фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», созданные в 1996 году. При активном содействии российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей в 1999 году была организована программа отраслевого негосударственного пенсионного обеспечения железнодорожников. Сегодня эту усовершенствованную программу продолжает ОАО «РЖД» Корпоративное пенсионное обеспечение железнодорожников осуществляется в соответствии с Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ОАО «РЖД». Высшим органом управления НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ» является Совет фонда, председатель — президент ОАО «РЖД».

Совет фонда осуществляет общее руководство деятельностью фонда, определяет основные требования к управлению и принципам размещения пенсионных резервов и инвестированию средств пенсионных накоплений. Также этот орган принимает решения о создании новых филиалов и реорганизации фонда, утверждает годовой отчет и финансовые планы.

Основные принципы корпоративной пенсионной системы ОАО «РЖД»:

• паритетное участие ОАО «РЖД» и работника в финансировании корпоративной пенсии;

• установление размера ежемесячного пенсионного взноса работника в зависимости от его возраста на момент присоединения корпоративной пенсионной системе и выбранного варианта пенсионной схемы;

• зависимость размера корпоративной пенсии от уровня заработной платы работника, стажа работы в ОАО «РЖД» или страхового стажа;

• полное финансовое обеспечение назначаемой корпоративной пенсии;

• пожизненная выплата корпоративной пенсии.

Основные направления деятельности фонда:

• негосударственное пенсионное обеспечение,

• личное пенсионное обеспечение,

• обязательное пенсионное страхование.

Фонд «БЛАГОСОСТОЯНИЕ», согласно данным рейтингового агентства «Эксперт-РА», имеет высшую категорию надежности и успешности «А++» и согласно данным национального рейтингового агентства (НРА), высшую оценку в сводном рейтинге надежности российских негосударственных пенсионных фондов — «ААА».

Для определения рейтинговой оценки эксперты принимают в расчет совокупность таких факторов, как прозрачность деятельности, объем пенсионных резервов и накоплений, доходность, страховой резерв, рискованность инвестиционной политики, степень диверсификации клиентской базы, а также надежность управляющих компаний, которые управляют средствами НПФ.

Более всего выгоды от участи в корпоративной программе получат молодые, хотя выгода тут обоюдная. Ведь чем больше молодых работников присоединится к фонду, тем крупнее станет его капитал, что самым положительным образом скажется на вкладчиках. В свою очередь, чем раньше молодежь начнет делать отчисления, тем большую пенсию получит в будущем.

Сегодня железнодорожники, участвующие в корпоративной пенсионной программе, получают две пенсии: одну — из распределительной государственной системы, вторую — из накопительной негосударственной пенсионной системы. Поэтому у них коэффициент замещения утраченного заработка составляет около 42%. Среди вкладчиков фонда уже более 6,5 млн человек могут рассчитывать на пенсию, превышающую планку 40% от заработка.

В условиях реформирования и экономического кризиса компания сохранила социальный пакет для ветеранов железнодорожного транспорта, который закреплен коллективным договором.

Социальный пакет неработающего пенсионера состоит из ежемесячной материальной помощи через благотворительный фонд «Почет» (только тем, кто не получает корпоративную пенсию); обеспечения бытовым топливом; медицинской помощи и санаторно-курортного лечения, изготовления и ремонта зубных протезов; права

бесплатного проезда по годовому билету в пригородном сообщении и в поездах дальнего следования.

Следовательно, денежные доходы ветеранов железнодорожного транспорта составляют социальные льготы. Если их объединить с двумя пенсиями, которые они получают, то коэффициент замещения утраченного ими заработка приблизится к заветному рубежу 70—75%.

Корпоративная пенсионная система РЖД — наглядный пример того, что в России, как и во всех развитых странах, институт добровольных пенсионных накоплений должен стать одной из основных составляющих материального благополучия граждан на заслуженном отдыхе. При этом важно, чтобы его развитие одновременно осуществлялось в двух обязательных направлениях — корпоративные пенсионные программы и индивидуальные накопительные пенсионные программы.

В настоящее время необходимо прежде всего дать азы пенсионного образования нашим гражданам, без которых дальнейшие преобразования в пенсионной системе будут просто неэффективны.

Стержневую роль в привлечении работодателей и работников к добровольному пенсионному обеспечению могут играть профсоюзы через систему коллективных договоров.

Президент Российской Федерации Д. Медведев поставил задачу стимулирования добровольных пенсионных накоплений на государственном уровне. Ее решение значительно повысит уверенность россиян в завтрашнем дне и увеличит число тех, чья пенсия будет выше прожиточного минимума в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.