СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОЦИАЛЬНАЯ
ШАТАЛОВ С.Н.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДЕПРЕССИВНЫХ МАКРОРЕГИОНАХ
В статье рассмотрены и проанализированы основные подходы к адаптации и развитию институциональной среды пенсионного обеспечения в макрорегионе в условиях преодоления депрессивного состояния его территорий.
Обозначены основные проблемы, связанные с укреплением накопительного компонента пенсионной системы депрессивных макрорегионов и государства в целом, а также предложены возможные пути их решения. Особое место автор уделяет системе корпоративного пенсионного обеспечения, как одной из составляющих системы накопительного пенсионного обеспечения.
Ключевые слова: пенсионная модель, пенсионные накопления, негосударственный пенсионный фонд, частная управляющая компания, корпоративная пенсия.
SHATALOV S.N.
WAYS OF DEVELOPING THE INSTITUTIONAL ENVIRONMENT OF PENSION PROVISION IN DEPRESSIVE MACROREGIONS
Abstract. The article discusses and analyzes the main approaches to the adaptation and development of the institutional environment of pension provision in the macroregion in the conditions of overcoming the depressive state of its territories.
The main problems related to strengthening the savings component of the pension system of depressive macroregions and the state on the whole are noted, and the possible ways of their resolution are suggested. The author places special stress on the system of corporate pension provision as one of the components of the system of savings pension provision.
Keywords: pension model, pension savings, non-governmental pension fund, private managing company, corporate pension.
Действующая пенсионная система Российской Федерации, так же как и в большинстве зарубежных стран, базируется на комбинации различных пенсионных моделей.
Будущая трудовая пенсия работника формируется из двух частей: страховой (условно-накопительной) и накопительной. Страховая и накопительная части пенсии формируются из обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателем за работающего гражданина в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и распределяемых в следующем порядке: 20% от фонда оплаты труда — это страховая часть, 6% — накопительная.
Страховая часть трудовой пенсии аккумулируется в ПФР на условно-накопительном счете и ежегодно индексируется государством. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. Средства, зачисляемые на условно-накопительные счета, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде. Этим они и отличаются от «безусловно-накопительных» счетов. Работник, получая информацию о состоянии своего счета (поступивших взносах и «доходе» в виде величины индексации сформированного условного «пенсионного капитала»), относится к своему счету как к реальному и личному и меняет свое отношение к пенсионным отчислениям в целом. При выходе на пенсию условный «пенсионный капитал» становится источником регулярных пенсионных выплат. Такая распределительная составляющая пенсионной системы дает возможность более последовательно воплощать идею страхового подхода к определению размера пенсий. В то же время размер трудовых пенсий исчисляется только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа и страховых взносов, поступивших на условно-накопительные счета.
Накопительные пенсионные взносы и накопленные доходы от их инвестирования образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию через управляющие компании и мо-
_Региональным провлгмы прюьрлаоьлнии экономики, №2, 2014_
гут расходоваться лишь на выплату трудовых накопительных пенсий лицам, имеющим соответствующие накопления на именных накопительных счетах. Таким образом, пенсионные накопления формируются не только за счет взносов работодателей, но и за счет инвестиционного дохода. То есть итоговый размер пенсии в значительной степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств на рынке ценных бумаг в целях защиты их от инфляции и получения дополнительного дохода от инвестирования. Застрахованным лицам дано право самостоятельно распоряжаться тем, куда вложить накопительную часть своей будущей пенсии. В то же время необходимо отметить, что данная возможность не предполагает физического получения прироста средств до наступления пенсионного возраста.
Основным вопросом нынешнего этапа реформирования и модернизации пенсионной системы Российской Федерации и ее депрессивных макрорегионов является сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы — распределительного и накопительного, органичная интеграция накопительного компонента в пенсионную систему, который нуждается в эффективном управлении с позиции инвестирования.
Гражданин может распорядиться своей накопительной частью тремя способами:
1. Оставить накопительную часть в ПФР. ПФР не наделен правами самостоятельной работы на фондовом рынке, поэтому он передает ее в управление государственной управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанку (ВЭБ). ВЭБ — это специализированный банк, который обслуживает внешний долг Российской Федерации, валютные и рублевые счета государства, а также имеет право инвестировать пенсионные средства.
2. Оставить накопительную часть в ПФР и при этом дать ПФР поручение передать накопительный капитал в доверительное управление частной управляющей компании (ЧУК) — профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Основные обязанности управляющей компании заключаются в инвестировании средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц, исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации. Достоинством данного варианта является более высокая по сравнению с предыдущим вариантом доходность от инвестирования пенсионных накоплений. К недостаткам можно отнести: зависимость прироста пенсионных накоплений от результатов работы одной единственной ЧУК, а также обезличенность клиентов. С одной стороны, управляющие компании работают с пенсионными накоплениями конкретных граждан, а с другой — данные граждане являются клиентами ПФР, который ведет их счета и впоследствии будет осуществлять пенсионные выплаты. В результате практически невозможно предсказать поведение инвестора.
3. Передать накопительную часть своей пенсии под управление негосударственного пенсионного фонда (НПФ), который представляет собой некоммерческую организацию с единственным разрешенным видом деятельности — пенсионным обеспечением граждан. Условия НПФ были определены Федеральным законом №75-ФЗ от 07.05.1998 г. о негосударственных пенсионных фондах. Согласно данному документу, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — это часть пенсионной системы, которая обеспечивает в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц. НПФ открывает именной пенсионный счет и ведет учет поступающих из ПФР взносов и полученного инвестиционного дохода [1;2].
НПФ ежегодно информирует граждан о состоянии их счетов. У ПФР остается контрольная функция, т. к. в общероссийской базе данных ПФР продолжают содержаться и обновляться сведения о состоянии пенсионных счетов, учитываемых в НПФ. Пенсионные накопления граждан, перешедших в НПФ, данный фонд обязан передать в управление ЧУК. Преимуществом данного подхода является его гибкость. В частности, НПФ может привлечь несколько различных ЧУК, повысив независимость итогового результата инвестирования от результатов работы одной конкретной ЧУК. Кроме того, НПФ может оперативно заменить ЧУК, показавшую невысокую эффективность (в отличие от предыдущих вариантов, при которых смена ЧУК возможна не чаще одного раза в год), что обеспечивает прозрачный механизм начисления инвестиционного дохода, легкий контроль со стороны граждан за состоянием их лицевых счетов и более высокий уровень сервиса при решении любого рода вопросов.
Отметим, что в настоящее время в макрорегионах Российской Феде-рации реализован целый комплекс мер, обеспечивающих сохранность пенсионных накоплений, переданных в ЧУК и НПФ и направленных на минимизацию выделенных рисков:
1. Правом распоряжаться накопительной частью пенсии граждан обладают управляющие компании и негосударственные фонды, прошедшие строгий отбор, в частности, активы управляющей компании должны составлять не менее 200 млн руб. с учетом собственных средств — 50 млн руб. и более, а совокупный вклад учредителей НПФ — не менее 100 млн руб., т. к. эти средства являются дополнительной гарантией выполнения управляющей компанией и фондом своих обязательств перед пенсионерами. Кроме того, управляющая компания обязана иметь
Шаталов С.Н.
ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЩОНАЛЫЮЙ СРЕДЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б ДЕПРЕССИВНЫХ МАКРОРЕЕИОПАХ
под своим управлением два паевых инвестиционных фонда, два НПФ или по одному представителю из вышеуказанных фондов, а профессиональная ответственность компании должна быть застрахована.
2. За деятельностью НПФ осуществляется жесткий государственный контроль и надзор. Основным регулирующим, контролирующим и надзорным уполномоченным федеральным органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Сдача отчетности фондом производится ежемесячно и ежеквартально. Фонды также отчитываются перед Министерством юстиции РФ (ежегодно) и Центральным банком РФ (раз в квартал). Дополнительные проверки НПФ может инициировать Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба. Все НПФ в обязательном порядке по итогам года подвергаются аудиторской проверке, а также актуарному оцениванию.
3. Средства пенсионных накоплений, переданные в ЧУК или НПФ, остаются собственностью Российской Федерации. ПФР ведет учет всех застрахованных лиц независимо от того, с каким фондом у застрахованного лица заключен договор об ОПС. При аннулировании лицензии или ликвидации НПФ все средства переводятся обратно в ПФР с учетом накопленного дохода без каких-либо потерь для граждан, накопительной частью пенсии которых управлял НПФ.
4. Пенсионные средства могут быть инвестированы только в ограниченный законодательно перечень максимально надежных активов, что минимизирует рыночные риски. При этом строго регламентировано, в каких объемах компания может производить вклады пенсионных отчислений. Так, например, вложения средств в иностранные ценные бумаги и акции одного эмитента не могут превышать 5% от общей стоимости инвестиционного портфеля, данные о котором обязаны раскрываться в инвестиционной декларации. ЧУК своим клиентам может предложить два вида инвестиционных портфелей: консервативный и сбалансированный.
Таким образом, государство очень жестко контролирует ЧУК и НПФ, обеспечивая диверсифицированное вложение денег исключительно в инструменты высшего уровня надежности, существующие на российском рынке. В то же время пенсионные инвестиции в долгосрочном периоде имеют минимальные риски в связи с тем, что повышенная доходность перекрывает кризисные годы. Необходимо отметить и то, что управляющая компания только принимает решения и совершает сделки по инвестированию пенсионных накоплений, а сами активы хранятся в специализированном депозитарии — компании, которая должна ежедневно контролировать их размещение и сохранность. Риск ответственности специализированного депозитария за ошибки, небрежность или умышленные противоправные действия застрахован по каждому страховому случаю.
Минимизация рыночных рисков деятельности НПФ обусловлена еще и тем, что инвестирование пенсионных накоплений должно осуществляться на принципах сохранности. Записи в системе персонифицированного учета отражают пенсионные права застрахованного гражданина. Если учтено на его счете 100 руб., то эта цифра не может уменьшиться ни при каких обстоятельствах вне зависимости от происходящих событий на фондовом рынке. Недопущение разнесения убытков по счетам клиентов в настоящее время нормативно не определено, но косвенно обеспечивается пенсионным законодательством и гарантируется Конституцией РФ.
Единая для всех НПФ формула расчета финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений по итогам года и распределения его по счетам клиентов фонда — один из важнейших вопросов развития системы пенсионного обеспечения сегодня. Результат инвестирования рассчитывается как коэффициент прироста средств пенсионных накоплений, при этом он должен быть не меньше единицы. Это значит, что убытков от инвестирования пенсионных накоплений по итогам года на счетах клиентов быть не может. Убытки от инвестирования пенсионных накоплений НПФ могут покрываться за счет страхового резерва фонда, объем которого установлен на уровне 5% от привлеченных средств, а также за счет имущества НПФ и дополнительных взносов учредителей.
Все отмеченные ограничения позволяют создать достаточно эффективную и надежную систему управления пенсионными деньгами, которая должна работать и обеспечивать гражданам достойную пенсию. Вместе с тем граждане, в своем большинстве не имеющие специального опыта и навыков принятия инвестиционных решений, а также оценки ситуации по таким направлениям, как доходность и риск инвестирования накапливаемых средств, должны сделать эффективный для себя выбор управления пенсионным капиталом. Как показывает практика, большинство граждан в настоящее время не готово к принятию такого решения.
В этой связи представляется необходимым в первую очередь существенно сократить количество ЧУК и НПФ, имеющих возможность управления средствами по ОПС (в настоящее время действуют 54 ЧУК и 117 НПФ), допуская к этой деятельности лишь финансово стабильные и высокопрофессионально работающие на фондовом рынке компании. В дальнейшем выбор застрахованными лицами ЧУК (инвестиционных портфелей) следует заменить выбором только НПФ, при этом следует установить правило активного выбора пенсионного фонда — него-
_Региональным провлгмы прюьрлйо&лниу экономики, №2, 2014_
сударственного или государственного — работодателем либо работником. Вместе с тем ПФР должен находить и предлагать простые и понятные всем способы инвестирования, которые соответствуют различным уровням принимаемого риска, максимально доступно разъясняя ключевые моменты.
Доли активов инвестиционных портфелей управляющих компаний должны корректироваться и подлежать эффективной диверсификации на основе объективных расчетов рейтинговых агентств и системы присвоения определенного рейтинга эмитентам ценных бумаг по степени надежности. Разработка такой системы является важнейшей задачей. В договорах между участниками системы накопительного пенсионного страхования должен быть официально закреплен уровень условно безрисковой ставки годовой доходности по результатам управления средствами. Так, в ряде стран всем участникам пенсионной системы гарантируется доходность, незначительно отличающаяся от средней по рынку. Например, в Чили в случае низкой годовой доходности убыток покрывается за счет собственных средств управляющей компании, или фонд подлежит слиянию с более успешным, а в случае высокой — излишек направляется в специальный резервный фонд.
Решения требует и вопрос о введении в системе обязательного накопительного пенсионного страхования элементов, свойственных гражданско-правовым отношениям, с учетом преимуществ, которые присущи системам долгосрочного сбережения средств граждан, в частности: возможности получения гражданином в течение оговоренного срока (не менее 10-15 лет) сформированной суммы пенсионных накоплений в форме ежемесячных выплат; разовой выплаты суммы пенсионных накоплений при незначительности их объема для осуществления периодических выплат; полноценного наследования средств пенсионных накоплений [3].
Это лишь основные проблемы, которые необходимо решить на законодательном уровне для укрепления накопительного компонента пенсионной системы депрессивных макрорегионов и государства в целом. Однако, для того чтобы накопительная система работала успешно, стоит помнить о необходимости реализации трех следующих факторов:
- высокий уровень заработной платы;
- доверие граждан к финансовым институтам;
- развитый и находящийся на подъеме рынок ценных бумаг [4].
В процессе реформирования пенсионной системы депрессивного макрорегиона значимая роль отводится системе корпоративного пенсионного обеспечения. Пенсионная система лидирующих стран состоит как из государственно гарантированной пенсии, так и из корпоративных пенсионных программ. Государственные пенсии часто имеют распределительный характер, при котором из общего объема пенсионных накоплений производятся выплаты всем гражданам, имеющим право на социальную пенсию. Корпоративные пенсии имеют накопительный характер, т. е. это именной капитал, который складывается из взносов во время активной фазы жизни держателя пенсионной программы, а также инвестиционного дохода, полученного по этому капиталу.
Корпоративная пенсионная программа представляет собой совокупность мероприятий и нормативных актов, определяющих порядок взаимодействия руководства компании, работников или их представителей в лице профсоюза и «пенсионного провайдера» (страховая компания или НПФ) с целью создания эффективной системы формирования и выплаты дополнительной пенсии работникам компании.
Посредством организации корпоративной пенсионной программы работодатель может дать дополнительные гарантии своим работникам, тем самым решив широкий круг задач:
- стимулирование персонала к эффективной работе, т. к. у сотрудников появляется уверенность в материальном обеспечении после выхода на пенсию;
- снижение благодаря внедрению программы уровня текучести кадров и удержание в организации наиболее ценных сотрудников.
С другой стороны, дополнительное пенсионное обеспечение стимулирует выход на пенсию работников предпенсионного и пенсионного возраста и, таким образом, позволяет омолаживать штат. Кроме того, безусловно, оно представляет собой важный элемент повышения авторитета руководства и репутации компании на рынке труда.
Существует множество вариантов реализации пенсионных планов, например, участником программы может быть весь трудовой коллектив или избранные сотрудники, или какое-либо подразделение. Средства на финансирование программы могут вноситься не только работодателем, но и самим сотрудником. При наступлении оснований для пенсии пенсионер может получить все накопления единовременно либо на протяжении всей оставшейся жизни, или в течение определенного периода получать периодическое пенсионное обеспечение. После смерти участника пенсионной программы получать пенсию, регулярно или единовременно, могут переживший супруг или несовершеннолетние дети.
Важным аспектом моделирования пенсионного плана является решение вопроса о том, у какого провайдера будет реализовываться программа, в качестве которого может выступить
Шаталов С.Н.
_ПУТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЩОНАЛЫЮЙ СРЕДЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Б ДЕПРЕССИВНЫХ МАКРОРЕГИОПАХ_
негосударственный пенсионный фонд или страховая компания.
Принципы организации пенсионных программ через НПФ и страховые компании во многом сходны. Основное отличие пенсионных продуктов НПФ и страховых компаний состоит в том, что пенсионное страхование гарантирует размер пенсионной выплаты в момент оформления договора путем актуарных расчетов страховой суммы по гарантированной доходности. Однако если фактическая доходность по взносам окажется выше гарантированной, то сверхприбыль останется у страховой компании. Фонд не гарантирует договором точный размер пенсии, он может сделать лишь предварительный расчет. Размер взносов вкладчика определяется на основании актуарных расчетов, в которые также закладывается определенный уровень доходности. На практике фактическая доходность от размещения внесенных средств оказывается выше заложенного минимума. При этом на момент начала выплат участнику фонд делает расчет и назначает пенсию, исходя из фактического объема средств на его именном счете. Немаловажным преимуществом использования страховой компании является наличие дополнительной страховой защиты жизни участника, которая длится все время действия договора; у фондов таких механизмов не предусмотрено.
Таким образом, современные условия социально-экономического развития предполагают необходимость модернизации системы пенсионного обеспечения РФ, которая заключается в развитии и дальнейшем совершенствовании таких институтов пенсионной системы, как базовые пенсии, пенсионное страхование, накопительные, профессиональные и корпоративные пенсии. В процессе модернизации региональной пенсионной системы происходят активные изменения в структуре и параметрах системы пенсионного обеспечения, трансформируются роль и ответственность участников пенсионных правоотношений, а также организационно-финансовые механизмы функционирования пенсионной системы.
Литература
1. Федеральный закон от 12 мая 1998 г. № 7-ФЗ о негосударственных пенсионных фондах (с изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 14-ФЗ о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон о негосударственных пенсионных фондах // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. 13 янв.
3. Концепция развития накопительного пенсионного обеспечения. — URL: http ://www.napf.ru/.
4. Никитенко, Т. В., Жидкова, И. Ю. Инвестирование пенсионных накоплений в системе обязательного социального страхования //Международный бухгалтерский учет. 2012. № 10.
References
1. Federal law on May 12, 1998 No. 7-FZ «On non-governmental pension funds» (with amendments and additions).
2. Federal law on January 10, 2003 No. 14-FZ «On making amendments and additions in Federal law «On non-governmental pension funds» //Assembly of Russian Federation legislation. 2003. No. 2. January 13.
3. Concept of development of the savings pension provision. URL: http ://www.napf.ru/.
4. Nikitenko T.V., Zhidkova I.Yu. Investing Pension Savings in the System of Mandatory Social Insurance.// International Accounting. - 2012. - No. 10.