Научная статья на тему 'Инвестирование пенсионных накоплений в системе обязательного социального страхования'

Инвестирование пенсионных накоплений в системе обязательного социального страхования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
500
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РФ / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ЧАСТНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ / ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитенко Т.В., Жидкова И.Ю.

В статье исследуется механизм управления пенсионными накоплениями, а также подводятся промежуточные итоги развития накопительного компонента системы обязательного пенсионного страхования, на основе которых выявлены проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений и обозначены предложения, способствующие эффективному их росту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестирование пенсионных накоплений в системе обязательного социального страхования»

ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 336.055

ИНВЕСТИРОВАНИЕ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Т. В. НИКИТЕНКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: t-v-k@bk. ru Московский гуманитарно-экономический институт, Ставропольский филиал И. Ю. ЖИДКОВА, аспирант E-mail: Irina-1@yandex. ru Северо-Кавказский государственный технический университет

В статье исследуется механизм управления пенсионными накоплениями, а также подводятся промежуточные итоги развития накопительного компонента системы обязательного пенсионного страхования, на основе которых выявлены проблемы инвестирования средств пенсионных накоплений и обозначены предложения, способствующие эффективному их росту.

Ключевые слова: пенсионное страхование, накопительная часть трудовой пенсии, пенсионная система РФ, негосударственный пенсионный фонд, частная управляющая компания, инвестирование пенсионных накоплений.

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 г. в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного

обеспечения. В основу обновленной пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. Использование страхового подхода означает, что размер трудовой пенсии должен определяться величиной страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР). При этом пенсионная реформа предполагала внедрение обязательного накопительного компонента финансирования пенсий на основе индивидуальных счетов и с передачей управления накоплением частным компаниям.

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно-распределительном принципе. Распределительный принцип финансирования предполагает, что взносы, упла-

чиваемые в течение определенного периода, используются на выплату пенсий, предоставляемых в том же периоде. Индивидуальная доходность подобной системы зависит от соотношения коэффициентов поддержки и динамики реальной заработной платы. Очевидно, что если снижение коэффициента поддержки компенсируется пропорциональным ростом заработной платы, параметры пенсионной системы — ставка взносов или размер пенсии — останутся неизменными. Однако, как правило, ухудшение коэффициента поддержки выводит распределительную систему из равновесия. В долгосрочной перспективе под влиянием общемировой демографической тенденции старения населения государственные программы, основанные на распределительном принципе финансирования, оказываются в состоянии финансового кризиса, а в некоторых случаях становятся неплатежеспособными.

Для обеспечения минимальных выплат одному пенсионеру требуются взносы не менее чем двух работающих. Однако демографическая ситуация в России такова, что в настоящий момент на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного возраста, а к 2030 г., по оценкам экспертов, на одного работающего будет приходиться один пенсионер. Соответственно, финансовая нагрузка, связанная с содержанием пожилых, стала существенно возрастать, и по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат.

Такие меры, как повышение пенсионного возраста и сокращение размеров пособий или их комбинация, позволяют избежать финансового кризиса по крайней мере в среднесрочной перспективе, однако их реализация часто сдерживается политическими факторами. В соответствии с мировой практикой существуют два пути обеспечения минимальных пенсионных выплат в условиях старения населения. Первый — это увеличение тарифов взносов. Однако такой путь может привести к сокращению экономической активности населения и негативно повлиять на экономический рост страны. Второй — переход к накопительной пенсионной системе, в которой

пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода.

Накопительное финансирование предполагает предварительное резервирование средств, необходимых для выплаты пенсий, и их размещение на финансовых рынках. Уровень накопления определяется тем, в какой степени финансовые активы пенсионных фондов обеспечивают дис-котированную стоимость будущих пенсионных обязательств. Кроме того, существует мнение, что накопительная система приводит к существенному повышению нормы сбережений и инвестиций как за счет роста пенсионных накоплений, так и за счет формирования страховых резервов в других отраслях социального страхования, и таким образом способствует экономическому росту.

Ныне действующая российская пенсионная система так же, как и в большинстве зарубежных стран базируется на комбинации различных пенсионных моделей. В итоге будущая трудовая пенсия работника формируется из двух частей: страховой (условно-накопительной) и накопительной. Но в связи с тем, что большинство нынешних пенсионеров заработали свои права на пенсию еще по старому пенсионному законодательству, то основной объем пенсионных обязательств государства реализуется через распределительные механизмы. Получатели пенсий, включающих накопительную составляющую, начнут появляться только с 2013 г. В то же время у данных лиц накопительная часть пенсионных выплат будет незначительна. Как известно, возрастной группе мужчин от 1953 до 1966 г. и женщин от 1957 до 1966 г. рождения до 2005 г. было предоставлено право на накопительную составляющую пенсии и зарезервировано 2 % от страховых платежей на ее будущее финансирование. Однако позднее законодатель обязал работодателей направлять полный объем пенсионных взносов на финансирование страховой части пенсии данных лиц, что было вызвано очевидным фактом — за годы, оставшиеся им до пенсии, с помощью механизмов пенсионного накопления значительная прибавка не сформируется. В то же время у тех групп людей, кто родился в 1967 г. и позднее, значение накопительной части пенсии будет ежегодно возрастать. По мере роста пенсионных накопле-

ний застрахованных лиц относительный размер трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, в долгосрочной перспективе, по прогнозам разработчиков пенсионной реформы, должен составить около 50 % общей величины трудовой пенсии.

Страховая и накопительная части пенсии формируются из обязательных страховых взносов, перечисляемых работодателем за работающего гражданина в ПФР и распределяемых в следующем порядке: 20 % от фонда оплаты труда — это страховая часть, 6 % — накопительная.

Пенсионные взносы учитываются на индивидуальном лицевом счете гражданина. Номер индивидуального лицевого счета содержится в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования, которое выдается гражданину в начале его трудовой деятельности. Назначение и выплата пенсий, финансируемых из распределительного и накопительного источников, должны производиться ПФР раздельно друг от друга. Страховая часть трудовой пенсии аккумулируется в ПФР на условно-накопительном счете и ежегодно индексируется государством. В состав страховой части входит фиксированный базовый размер. Условно-накопительные счета отличаются от «безусловно» накопительных тем, что средства, зачисляемые на них, расходуются на выплату пенсий в текущем периоде. Поскольку работник получает информацию о состоянии счета (поступивших взносах и «доходе» в виде величины индексации сформированного условного «пенсионного капитала»), у него создается иллюзия реального личного счета, что изменяет его отношение к пенсионным отчислениям. При выходе на пенсию условный «пенсионный капитал» конвертируется в регулярные пенсионные выплаты. Подобная распределительная компонента пенсионной системы позволяет более последовательно проводить идею страхового подхода к определению размера пенсий. В то же время размер трудовых пенсий исчисляется только исходя из страховых признаков: возраста, страхового стажа и страховых взносов, поступивших на условно-накопительные счета.

Накопительные пенсионные взносы и накопленные доходы от их инвестирования образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвес-

тированию через управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату трудовых накопительных пенсий лицам, имеющим соответствующие накопления на именных накопительных счетах. Таким образом, пенсионные накопления формируются не только за счет взносов работодателей, но и за счет инвестиционного дохода. То есть итоговый размер пенсии в значительной степени зависит от умелого и своевременного размещения данных средств на рынке ценных бумаг в целях защиты их от инфляции и получения дополнительного дохода от инвестирования. Застрахованным лицам дано право самостоятельно распоряжаться тем, куда вложить накопительную часть своей будущей пенсии. В то же время необходимо отметить, что данная возможность не предполагает физического получения прироста средств до наступления пенсионного возраста.

Таким образом, главным вопросом нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России является сбалансированное развитие двух принципов построения пенсионной системы — распределительного и накопительного, органичное вписывание накопительного компонента в пенсионную систему, который нуждается в эффективном управлении с позиции инвестирования.

Институт пенсионных накоплений является весьма специфичным. Его регулирование осуществляется не только нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 17Э-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», но и другими нормативными актами, в том числе Федеральным законом от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Закон об инвестировании), Федеральным законом от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Закон о НПФ), иными нормативными и правовыми актами Правительства РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ как уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения и страхования, ПФР и прочих институтов.

На базе данных законодательных норм гражданам было предложено несколько вариантов фор-

мирования системы управления накапливаемыми денежными средствами (рис. 1). Гражданин может распорядиться своей накопительной частью тремя способами.

Во-первых, оставить накопительную часть в ПФР. Самостоятельно ПФР не имеет права работать на фондовом рынке, поэтому он передает ее в управление государственной управляющей компании (ГУК) — Внешэкономбанку (ВЭБ). ВЭБ — это специализированный банк, который обеспечивает обслуживание внешнего долга Российской Федерации, валютные и рублевые счета государства, а также имеет право инвестировать пенсионные средства. С 01.11.2009 ВЭБ имеет два инвестиционных портфеля: расширенный (включает в себя государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации, денежные средства в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях, облигации международных финансовых организаций, депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях) и государственных ценных бумаг (дополнен облигациями российских эмитентов, обеспеченных государственными гарантиями, а также денежными средствами в рублях и иностранной валюте на счетах в кредитных организациях). Передача пенсионных накоплений в расширенный портфель производится автоматически, т. е. по молчаливому согласию граждан. В портфель государственных ценных

Обязательное накопительное пенсионное страхование

Пенсионный фонд РФ

Государственная управляющая компания (Внешэкономбанк)

Негосударственный пенсионный фонд

Инвестиционный портфель

51

Инвестиционный портфель (расширенный)

Рис. 1. Система управления средствами обязательных пенсионных накоплений граждан

бумаг инвестируются пенсионные средства граждан, подавших заявление о таком выборе в ПФР. Преимуществом отмеченного подхода является взаимодействие только с государственными структурами, вызывающими максимальное доверие населения, недостатком — непрозрачность механизма начисления инвестиционного дохода, отсутствие письменного договора об обязательном пенсионном страховании, низкий уровень сервиса при решении возникающих у граждан проблем.

Второй способ — это оставить накопительную часть в ПФР, однако дать ПФР поручение передать накопительный капитал в доверительное управление частной управляющей компании (ЧУК) — профессиональному участнику рынка ценных бумаг. Основными обязанностями управляющей компании являются: инвестирование средств пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц исходя из принципов надежности, ликвидности, доходности и диверсификации. Достоинством данного варианта является более высокая по сравнению с предыдущим вариантом доходность от инвестирования пенсионных накоплений (табл. 1). К недостаткам можно отнести: зависимость прироста пенсионных накоплений от результатов работы одной единственной ЧУК, а также обезличенность клиентов. С одной стороны, управляющие компании работают с пенсионными накоплениями конкретных граждан, а с другой — данные граждане являются клиентами ПФР, который ведет их счета и впоследствии будет осуществлять пенсионные выплаты. В результате практически невозможно предсказать поведение инвестора.

При выборе третьего варианта гражданин может передать накопительную часть своей пенсии под управление негосударственного пенсионного фонда (НПФ) — некоммерческой организации с единственным разрешенным видом деятельности — пенсионным обеспечением граждан. НПФ открывает именной пенсионный счет и ведет учет

Частные управляющие компании

Инвестиционный портфель

Таблица 1

Рейтинг доходности управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов по объему пенсионных накоплений

Наименование компании (фонда), показатель Объем накоплений за 1-й квартал 2011 г., млн руб. Уровень, % годовых Средний уровень (2005— 2010 гг.), °%

2005 г. 2006 г. 2007г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.

Уровень инфляции 10,9 9,0 11,9 13,3 8,8 8,8 10,45

ВЭБ расширенный 941 046,93 12,18 5,67 5,98 —0,46 9,52 7,62 6,75

ВЭБ государственных ценных бумаг 3 234,99 - - - - 5,72 8,17 7,21

Частные управляющие компании

Пенсионный резерв 4 195,42 25,58 19,41 4,99 —18,11 28,67 14,21 12,46

Тройка Диалог 3 513,74 51,72 31,81 2,31 —52,64 93,76 22,72 24,95

УралСиб 2 912,22 36,16 31,45 0,82 —24,82 26,60 15,60 14,37

КапиталЪ 1 352,82 20,80 18,22 4,19 —24,20 35,67 12,49 11,20

СОЛИД Менеджмент 1 119,56 22,00 28,96 1,68 —43,96 59,73 20,67 14,85

Максимальное значение 4 195,42 51,72 39,17 7,32 2,2 110,5 33,21 40,68

Минимальное значение 0,01 2,08 5,95 —1,33 —55,09 7,56 7,52 —5,55

Среднее значение 398,36 21,62 21,02 4,15 —26,72 35,10 15,14 11,72

Негосударственные пенсионные фонды

Благосо стояние 41 086,68 18,70 16,00 0,00 0,00 23,00 10,20 11,32

Лукойл-Гарант 38 181,54 12,07 15,18 9,53 0,00 20,07 10,55 11,23

НПФ электроэнергетики 16 353,75 13,77 16,64 11,43 0,00 12,12 10,51 11,75

Газфонд 16 105,77 16,35 15,48 3,96 0,00 22,60 9,24 11,27

Большой 9 953,30 19,53 20,33 6,40 0,00 28,30 9,90 14,08

Максимальное значение 41 086,68 41,00 24,30 17,30 12,00 62,37 27,10 30,68

Минимальное значение 0,73 8,27 10,46 3,96 —32,00 6,19 7,77 0,78

Среднее значение 2 389,56 16,27 17,55 8,42 —5,98 20,58 11,71 11,43

поступающих из ПФР взносов и полученного инвестиционного дохода. НПФ (так же, как и ПФР) ежегодно информирует граждан о состоянии их счетов. У ПФР остается контрольная функция (в общероссийской базе данных ПФР продолжают содержаться и обновляться сведения о состоянии пенсионных счетов, учитываемых в НПФ). Пенсионные накопления граждан, перешедших в НПФ, данный фонд обязан передать в управление ЧУК. Преимуществом данного подхода является его гибкость. В частности, НПФ может привлечь несколько различных ЧУК, повысив независимость итогового результата инвестирования от результатов работы одной конкретной ЧУК. Кроме того, НПФ может оперативно заменить ЧУК, показавшую невысокую эффективность (в отличие от предыдущих вариантов, при которых смена ЧУК возможна не чаще одного раза в год). Кроме того, НПФ обеспечивает прозрачный механизм начисления инвестиционного дохода, легкий

контроль со стороны граждан за состоянием их лицевых счетов и более высокий уровень сервиса при решении любого рода вопросов. При этом законодательно обеспечивается высокий уровень надежности НПФ.

Несомненно, существует и принципиальная разница в мотивации между государственным пенсионным фондом и НПФ, а также ЧУК. Она заключается в том, что ПФР не заинтересован в обеспечении высокого прироста пенсионных накоплений, так как это только увеличивает нагрузку на государство по выплате пенсий. Данное обстоятельство противоречит самой сути проводимой в стране пенсионной реформы, которая, наоборот, должна снизить эту нагрузку. В то же время ЧУК и НПФ напрямую заинтересованы в обеспечении максимальной доходности вложенных средств, так как их вознаграждения исчисляются исключительно как процент от полученного прироста пенсионных

накоплений. В итоге подавляющее их число работает эффективнее ВЭБа, что подтверждается фактическими результатами инвестирования за предыдущие годы. Значения объема пенсионных накоплений 58 портфелей ЧУК за 1-й квартал 2011 г. находились в диапазоне от 4 195,42 млн руб. (Управляющая компания «Пенсионный резерв») до 0,01 млн руб. (Управляющая компания «ТРАНСФИНГРУП»), что в среднем составило 398,36 млн руб., как показано в табл. 11.

Отметим, что средства накопительной части пенсии лиц, не выразивших желание направить их в управление ЧУК или НПФ, ежегодно обесцениваются. Так, доходность ВЭБа за большинство представленных в табл. 1 лет ниже уровня инфляции, в частности, за 2010 г. по расширенному инвестиционному портфелю ГУК она составила 7,62 % годовых, по государственным ценным бумагам — 8,17 % годовых при уровне инфляции 8,8 % годовых. Это значит, что накопления большинства будущих пенсионеров под управлением государства обесценились в прошлом году на 1,18 %. За период 2005—2010 гг. среднегодовой показатель доходности был всего 6,75 % годовых при уровне инфляции за тот же период 10,45 %. С учетом того, что пенсионные накопления представляют собой долгосрочные вложения, то на интервале 20—30 лет потери будут существенны. По итогам представленных лет только в 2005 и 2009 гг. доходность пенсионных вложений ВЭБа превышала уровень инфляции (на 1,28 и 0,72 % соответственно). Между тем среднее значение доходности всех ЧУК и НПФ только в 2007 и 2008 гг. было ниже уровня инфляции. За рассматриваемый период средний уровень данного показателя превысил средний уровень инфляции по ЧУК на 1,27, по НПФ — на 0,98 процентных пункта. При этом максимальное значение уровня доходности по ЧУК в 2010 г. составило 33,21 %, по НПФ — 27,1 %, обеспечив превышение доходности пенсионных накоплений над уровнем инфляции (8,8 %) в 24,41 и 18,3 процентных пункта соответственно. Среднее максимальное значение уровня доходности пенсионных средств за рассматриваемый период, несмотря на кризисные

1 Информация с официального сайта Investfunds (проект Информационного агентства группы компаний Cbonds. ги) // М1р://прГ investfunds. ги.

для фондового рынка годы, по ЧУК составило 40,68 % и по НПФ — 30,68 % годовых.

Столь существенный разрыв в уровне доходности пенсионных средств между ГУК и ЧУК и НПФ обусловлен разными инвестированными возможностями данных институтов. Консерватизм инвестиционной декларации ВЭБа обеспечивает достаточно стабильную, но невысокую доходность, и положителен в нестабильной ситуации на рынке ценных бумаг, что доказали результаты 2008 г. (3-й результат среди 63 портфелей). В то же время результаты ЧУК за данный период в своем большинстве минусовые — только две компании показали положительный результат при максимальном уровне доходности 2,2 % годовых, минимальный отрицательный показатель составил 55,09 %. При этом результаты работы с вложением пенсионных средств НПФ по итогам кризисного года более высокие — максимальная положительная доходность сформировалась на уровне 12 %, минимальная — 32 % годовых. Тем не менее ЧУК и НПФ на длительном промежутке показывают значительно более высокую доходность в сравнении с ВЭБом.

Возможности инвестирования пенсионных накоплений ЧУК гораздо шире. Исчерпывающий их перечень закреплен законодательно (Закон об инвестировании). Пенсионные накопления могут быть размещены:

- в государственные ценные бумаги Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- в облигации, а также акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;

- в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

- в ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- в денежные средства и депозиты в рублях, а также в иностранной валюте на счетах в кредитных организациях;

- в ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенные к размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации.

Отметим, что ВЭБ обязан покупать бумаги при первичном размещении по средней цене и держать их до погашения. В то же время ЧУК могут инвестировать на вторичном рынке, вкладывать средства в «голубые фишки», работая с большим количеством инструментов. По данным рейтинга управляющих компаний за 2010 г., проведенного агентством Investfunds, 92 % ЧУК имеют более высокую доходность, чем ГУК.

В условиях принятия решения о переводе пенсионных накоплений в ЧУК или НПФ необходимо учитывать с первого взгляда не очевидное, но важное обстоятельство. При превышении доходности данных институтов по отношению к ГУК на N % разница в сумме пенсионных накоплений при выходе на пенсию между ЧУК или НПФ и ПФР будет существенно больше N %. Данный факт отражен в табл. 2. К примеру, ежемесячная заработная плата мужчины 25 лет (выход на пенсию в 60 лет) — 30 000 руб. Пенсионные накопления к моменту перехода в НПФ составляют 40 000 руб.

В конечном итоге при разнице в доходности в 1,71 раза итоговые пенсионные накопления

отличаются в 3,35 раза. Подобный эффект достигается за счет того, что инвестиционный доход формируется за счет сложного процента. Отметим, что даже небольшое увеличение доходности относительно ГУК при длительном периоде инвестирования приводит к существенному увеличению суммы пенсионных накоплений. При этом дополнительный прирост пенсионных накоплений тем больше, чем раньше гражданин переведет формирование накопительной части пенсии из ГУК в ЧУК или НПФ. В то же время инвестирование данных средств в более позднем возрасте приводит к прямым потерям, как показано в табл. 3. К примеру, ежемесячная заработная плата мужчины 25 лет (выход на пенсию в 60 лет) — 30 000 руб. Пенсионные накопления к моменту перевода средств в ЧУК или НПФ составляют 40 000 руб. Доходность ЧУК или НПФ — 12 % годовых, ПФР — 7 %.

Величина итоговой выгоды от более эффективного управления пенсионными накоплениями или ее потеря напрямую зависят от длительности периода инвестирования. От того, насколько удач-

Таблица 2

Расчет средств пенсионных накоплений

Доходность, % годовых Пенсионные накопления к моменту выхода на пенсию, руб. Разница сумм пенсионных накоплений, руб. Разница, разы Накопительная часть пенсии (ежемесячно), руб.

Доходность Объем накоплений

ГУК НПФ ГУК НПФ ГУК НПФ

7 8 3 412 980 4 313 457 900 477 1,14 1,26 14 969 18 919

7 9 3 412 980 5475 911 2 062 931 1,29 1,60 14 969 24 017

7 10 3 412 980 6 978 224 3 565 244 1,43 2,04 14 969 30 606

7 11 3 412 980 8 921 328 5 508 348 1,57 2,61 14 969 39 129

7 12 3 412 980 11 435 916 8 022 936 1,71 3,35 14 969 50 158

Таблица 3

Расчет потерь в объеме пенсионных накоплений

Возраст гражданина при переводе средств из ГУК, лет Время нахождения пенсионных накоплений, лет Накоплено ГУК до перевода в НПФ, руб. Накоплено в НПФ после перевода из ГУК, руб. Разница (потери) пенсионных накоплений относительно случая перевода средств в НПФ в 25 лет, руб.

в ГУК в НПФ

25 0 35 40 000 11 435 916 0

30 5 30 180318 10 615 099 —820 817

35 10 25 377 121 9 291 093 —2 144 823

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 15 20 653 148 7 856 790 —3 579 126

45 20 15 1 040 290 6 499 337 —4 936 579

50 25 10 1 583 276 5 296 468 —6 139 448

55 30 5 2 344 843 4 269 636 —7 166 280

60 35 0 3 412 980 0 —8 022 936

но будут инвестироваться средства пенсионных накоплений, зависит и их доход, который является одной из составляющих пенсионных накоплений в формуле расчета размера накопительной части пенсии.

Передача управления пенсионными накоплениями ЧУК или НПФ осуществляется на основе заявления гражданина, поданного в ПФР до 31 декабря каждого года лично либо заверенного у нотариуса и отправленного по почте, а также через трансфер-агента (кредитные организации, НПФ и работодатели, с которыми у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей). При выборе управляющей компании гражданам следует обратить внимание на инвестиционную декларацию этой компании. Она является неотъемлемой частью договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В инвестиционной декларации определены цель инвестирования средств пенсионных накоплений, переданных ей ПФР, инвестиционная политика управляющей компании, а также состав и структура ее инвестиционного портфеля, т. е. перечень активов, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. В случае если застрахованный решил передать пенсионные накопления в НПФ, он одновременно с подачей заявления должен заключить с выбранным им фондом договор об обязательном пенсионном страховании. При выборе НПФ необходимо обратить внимание на опыт, репутацию НПФ на рынке негосударственного пенсионного обеспечения, управляющие компании, которым фонд передает средства, а также на доходность размещения пенсионных накоплений

1400

1200

1000 800

в долгосрочном периоде. ПФР рассматривает поступившее заявление и при его правильности переводит накопленные пенсионные средства застрахованного лица в выбранную им ЧУК или НПФ в срок не позднее 31 марта года, следующего за годом подачи заявления. В течение месяца после получения денежных средств НПФ обязан перечислить их для инвестирования. Способ формирования накопительной части трудовой пенсии может меняться ежегодно, т. е. гражданин имеет возможность перевести пенсионные средства обратно в ВЭБ или другие ЧУК и НПФ.

Рассмотрим динамику процесса накопления средств застрахованных лиц, выявленную на основе данных Федеральной службы по финансовым рынкам и Минэкономразвития России (рис. 2).

Если взять в расчет весьма незначительный срок существования накопительной пенсионной системы, полученные результаты можно считать удовлетворительными. За представленный период общая сумма пенсионных накоплений увеличилась в 6,6 раза. По итогам 1-го квартала 2011 г. она составила 1 215,9 млрд руб. Тем не менее следует заметить, что первоначально анонсированное участие застрахованных лиц старших возрастов (мужчин 1953—1966 гг. рождения и женщин 1957—1966 гг. рождения) в формировании пенсионных накоплений увеличило бы объем пенсионных накоплений. Как следствие, возросла бы и оценка суммарных активов пенсионной системы Российской Федерации.

Традиционно пенсионные средства большинства россиян, не выразивших собственное мнение о порядке формирования накопительной

□ Сумма пенсионных накоплений (всего), млрд руб.

□ Сумма пенсионных накоплений в ВЭБе, млрд руб.

□ Сумма пенсионных накоплений в НПФ, млрд руб.

□ Сумма пенсионных накоплений в управляющей компании, млрд руб.

2011

Рис. 2. Динамика пенсионных накоплений граждан России в денежном выражении

части пенсии, отданы под управление ВЭБа. На конец марта 2011 г. их объем составил 944,3 млрд руб. Между тем, опираясь на данные ПФР, отметим, что желающих вывести накопительную часть пенсии из-под управления ГУК с каждым годом все больше. По результатам рассмотренных за 2010 г. ПФР поданными гражданами заявлений положительное решение было принято по 3,9 млн заявлений о выборе ЧУК или НПФ. Эта цифра превышает аналогичный показатель 2009 г. почти в 2 раза и является рекордным значением с начала пенсионной реформы. Из 3,9 млн человек 3,4 млн перешли из ПФР в НПФ, 53,8 тыс. человек вернулись из НПФ в ПФР, 20,3 тыс. человек сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях, 426 тыс. человек перешли из одного НПФ в другой. Для сравнения: в течение 2009 г. только 2,16 млн граждан изменили способ управления своими пенсионными накоплениями, из них 1,9 млн перешли из ПФР в НПФ, 24,8 тыс. человек сменили инвестиционный портфель в управляющих компаниях. На сегодняшний день из общего числа граждан, у которых формируются пенсионные накопления (71,6 млн человек), их управление осуществляется ВЭБом у 60 млн человек, ЧУК свои средства доверили 636 тыс. человек, а НПФ — 11 млн человек. По итогам текущего года, по разным оценкам, количество желающих перевести свои накопления в НПФ может составить 15—16 млн граждан.

В итоге пенсионные накопления под управлением НПФ с 2005 по апрель 2011 г. росли наибольшими темпами. Фонды ведут активную деятельность на рынке обязательного пенсионного страхования (ОПС), привлекая накопления граждан, находящихся в ГУК, и, как следствие, в сравнении с 2005 г. накопленные ими пенсионные средства возросли в 123,8 раза до объема 248,5 млрд руб., что составляет 20,4 % в общем объеме пенсионных накоплений (в 2005 г. — 1,1 %). Всего по переходной кампании 2010 г. из ПФР в НПФ будет передано 39 млрд руб. На 01.07.2011 объем накоплений, сосредоточенных в НПФ, вырос по сравнению с началом года на 94 % и составил 301,5 млрд руб. Это — пятая часть всех средств, находящихся в системе ОПС. Для сравнения, рост данных средств, поступивших в ЧУК за представленный период, составил 4,1 раза, сформировав

их объем в размере 23,1 млрд руб., что составляет 1,9 % в общем объеме пенсионных накоплений.

Вместе с тем с ростом объемов привлекаемых ЧУК и НПФ средств пенсионных накоплений возрастают и инвестиционные риски, отличающиеся в данной сфере свой спецификой и разнообразием.

В первую очередь следует выделить рыночный и операционный риски, а также риск ухода из бизнеса ЧУК или НПФ. Рыночный риск включает в себя такие две составляющие, как возможность убытков от снижения стоимости активов во времени — курсовой риск и неплатежи по обязательствам или невозврат основной суммы долга — дефолт-ный риск. Операционный риск представляет собой зависимость результатов управления пенсионными накоплениями от квалификации и мотивации менеджеров управляющих компаний и НПФ.

Отметим, что в настоящее время в Российской Федерации реализован целый комплекс мер, обеспечивающих сохранность пенсионных накоплений, переданных в ЧУК и НПФ и направленных на минимизацию выделенных рисков:

1. Правом распоряжаться накопительной частью пенсии граждан обладают управляющие компании и негосударственные фонды, прошедшие строгий отбор, в частности, активы управляющей компании должны составлять не менее 200 млн руб. с учетом собственных средств — 50 млн руб. и более, а совокупный вклад учредителей НПФ — не менее 100 млн руб. (Закон о НПФ), так как эти средства являются дополнительной гарантией выполнения управляющей компанией и фондом своих обязательств перед пенсионерами. Кроме того, управляющая компания обязана иметь под своим управлением два паевых инвестиционных фонда, два НПФ или по одному представителю из вышеуказанных фондов, а профессиональная ответственность компании должна быть застрахована.

2. За деятельностью НПФ осуществляется жесткий государственный контроль и надзор. Основным регулирующим, контролирующим и надзорным уполномоченным федеральным органом является Федеральная служба по финансовым рынкам. Периодичность сдачи отчетности фондом — ежемесячно и ежеквартально (одни виды отчетов сдаются каждый месяц, другие — каждый квартал). Фонды также отчитываются перед Ми-

нистерством юстиции РФ (ежегодно) и Центральным банком РФ (раз в квартал). Дополнительные проверки НПФ может инициировать Счетная палата РФ и Федеральная антимонопольная служба. Все НПФ в обязательном порядке по итогам года подвергаются аудиторской проверке, а также актуарному оцениванию.

3. Средства пенсионных накоплений, переданные в ЧУК или НПФ, остаются собственностью Российской Федерации (Закон об инвестировании). ПФР ведет учет всех застрахованных лиц независимо от того, с каким фондом у застрахованного лица заключен договор об ОПС. На средства пенсионных накоплений не может быть обращено взыскание по долгам фонда (Закон о НПФ). Пенсионные накопления отделены от оборотных средств самого фонда (Закон о НПФ). При аннулировании лицензии или ликвидации НПФ все средства переводятся обратно в ПФР (с учетом накопленного дохода) без каких-либо потерь для граждан, накопительной частью пенсии которых управлял НПФ.

4. Пенсионные средства могут быть инвестированы только в ограниченный законодательно перечень максимально надежных активов (Закон об инвестировании), что минимизирует рыночные риски. При этом строго регламентировано, в каких объемах компания может производить вклады пенсионных отчислений. Так, например, вложения средств в иностранные ценные бумаги и акции одного эмитента не могут превышать 5 % от общей стоимости инвестиционного портфеля, данные о котором обязаны раскрываться в инвестиционной декларации. ЧУК своим клиентам может предложить два вида инвестиционных портфелей: консервативный и сбалансированный. Таким образом, государство очень жестко контролирует ЧУК и НПФ, обеспечивая диверсифицированное вложение денег исключительно в инструменты высшего уровня надежности, существующие на российском рынке. В то же время пенсионные инвестиции в долгосрочном периоде имеют минимальные риски в связи с тем, что повышенная доходность перекрывает кризисные годы. Необходимо отметить и то, что управляющая компания только принимает решения и совершает сделки по инвестированию пенсионных накоплений, а сами активы хранятся в специали-

зированном депозитарии — компании, которая должна ежедневно контролировать их размещение и сохранность. Риск ответственности специализированного депозитария за ошибки, небрежность или умышленные противоправные действия застрахован по каждому страховому случаю.

Минимизация рыночных рисков деятельности НПФ обусловлена еще и тем, что инвестирование пенсионных накоплений должно осуществляться на принципах сохранности. Напомним, что пенсионные права отражаются в виде записи в системе персонифицированного учета, и если на счете застрахованного гражданина учтено 100 руб., то вне зависимости от того, что происходит на рынке, эта цифра не может уменьшиться. Прямого предписания о недопущении разнесения убытков в настоящее время нормативно не определено, но косвенно это следует как из пенсионного законодательства, так и из Конституции РФ. В настоящее время рассматривается проект приказа ФСФР России «Об утверждении порядка расчета результатов инвестирования средств пенсионных накоплений...», который устанавливает единую для всех НПФ формулу расчета финансового результата от инвестирования пенсионных накоплений по итогам года и разнесения его по счетам клиентов фондов. Как говорится в проекте приказа, результат инвестирования рассчитывается как коэффициент прироста средств пенсионных накоплений, причем этот коэффициент должен быть не меньше единицы. Фактически это означает, что по итогам года на счетах клиентов нельзя будет показывать убытки от инвестирования пенсионных накоплений. Покрытие убытков от инвестирования пенсионных накоплений НПФ может осуществлять за счет страхового резерва фонда, объем которого установлен на уровне 5 % привлеченных средств, а также сформированного для обеспечения его уставной деятельности имущества и дополнительного взноса учредителей.

Все отмеченные ограничения позволяют создать достаточно эффективную и надежную систему по управлению пенсионными деньгами, которая должна работать и обеспечивать гражданам достойную пенсию. Вместе с тем граждане, в своем большинстве не имеющие специального опыта и навыков принятия инвестиционных решений, оценки ситуации по таким направлениям,

как доходность и риск инвестирования накапливаемых средств, должны сделать эффективный для себя выбор управления пенсионным капиталом. Как показывает практика, большинство граждан в настоящее время не готово к принятию такого решения.

В этой связи представляется необходимым в первую очередь существенно сократить количество ЧУК и НПФ, имеющих возможность управления средствами по ОПС (в настоящее время действуют 54 ЧУК и 117 НПФ), допуская к этой деятельности лишь финансово стабильные и высокопрофессионально работающие на фондовом рынке компании. В дальнейшем выбор застрахованными лицами ЧУК (инвестиционных портфелей) следует заменить выбором только НПФ, при этом следует установить правило активного выбора пенсионного фонда — негосударственного или государственного — работодателем либо работником. Вместе с тем ПФР должен предлагать более конкретные схемы инвестирования, соответствующие различным уровням принимаемого риска, и давать максимально доступные разъяснения по отдельным ключевым вопросам.

Необходимо также разработать систему присвоения определенного рейтинга эмитентам ценных бумаг по степени надежности, которая позволит управляющим компаниям корректировать доли различных активов в своих инвестиционных портфелях и более эффективно осуществлять их диверсификацию, опираясь на объективные расчеты рейтинговых агентств. Целесообразно официально закрепить уровень условно-безрисковой ставки годовой доходности по результатам управления средствами, отражаемой в договорах между участниками системы накопительного пенсионного страхования. Так, в ряде стран всем участникам пенсионной системы гарантируется доходность, незначительно отличающаяся от средней по рынку. Например, в Чили в случае низкой доходности разница покрывается за счет собственных средств управляющей компании или фонд подлежит слиянию с более успешным, а в случае высокой — излишек депонируется в специальный резервный фонд.

Решения требует и вопрос о введении в системе обязательного накопительного пенсионного страхования элементов, свойственных гражданс-

ко-правовым отношениям с учетом преимуществ, которые присущи системам долгосрочного сбережения средств граждан, в частности: возможности получения гражданином в течение оговоренного срока (не менее 10—15 лет) сформированной суммы пенсионных накоплений в форме ежемесячных выплат; разовой выплаты суммы пенсионных накоплений при незначительности их объема для осуществления периодических выплат; полноценного наследования средств пенсионных накоплений.

Это лишь основные проблемы, которые необходимо решить на законодательном уровне для укрепления накопительного компонента пенсионной системы. Однако для того чтобы накопительная система работала успешно, стоит помнить о необходимости реализации трех факторов: высокий уровень заработной платы, доверие граждан к финансовым институтам, развитый и находящийся на подъеме рынок ценных бумаг.

Список литературы

1. Информация с официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ // http://www. minzdravsoc. гц.

2. Информация с официального сайта Пенсионного фонда России // http://www. р&£ гц.

3. Информация с официального сайта Федеральной службы по финансовым рынкам // http://www. gks. гц.

4. Информация с официального сайта Investfunds (проект Информационного агентства группы компаний Cbonds. гц) // Ы1р://пр£ investfцnds. гц.

5. Кузьменко И. П., Никитенко Т. В. Методические основы прогнозирования социального обеспечения территории // Список научных статей по материалам V Международной научно-практической конференции «Модели управления производством и совершенствование информационных технологий». Ставрополь: СтГАУ, 2010.

6. Муравьева Т. В. Проблемы инвестирования пенсионных накоплений // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 1.

7. Целыковская А. А. Минимизация финансовых рисков в процессе управления пенсионными накоплениями // Финансы: планирование, управление, контроль. 2011. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.