РАЗБИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
ПЛАКСЕНКО Н.П.,
старший преподаватель, Пятигорский институт экономики и управления, e-mail: [email protected]
В статье проведен анализ динамики объема пенсионных накоплений, выявлены проблемы инвестирования этих средств и разработаны предложения, способствующие обеспечению устойчивости функционирования накопительной компоненты пенсионной системы РФ.
Ключевые слова: пенсионная система РФ; пенсионные накопления; негосударственный пенсионный фонд; частная управляющая компания; трудовая пенсия; страховая и накопи-тельная части пенсии.
The analysis of the dynamics of pension savings identified problems investing these funds and proposals that promote the sustainability of the funded pillar of the pension system of the Russian Federation.
Keywords: Russian pension system; pension, pension fund; private management company; pensions; insurance and funded part of the pension.
Коды классификатора JEL: G23, J32.
Созданный за последнее десятилетие накопительный компонент обязательной пенсионной системы имеет большое значение для обеспечения устойчивости всей системы в долгосрочной перспективе. Поэтому не следует противопоставлять накопительный и распределительный принципы ее организации и рассматривать накопительный компонент только как готовый источник средств для кратковременного улучшения ситуации в распределительном компоненте. В настоящее время в России объем накопленных и размещенных пенсионных резервов составляет всего 2% ВВП. Однако в Великобритании этот показатель 70% ВВП, в Швейцарии — 122% ВВП, в Нидерландах — 130 % ВВП [2].
Таким образом, главным вопросом нынешнего этапа реформирования пенсионной системы России является сбалансированное развитие двух принципов ее построения — распределительного и накопительного, органичное включение в нее накопительной компоненты, которая нуждается в эффективном управлении с позиции инвестирования.
Несомненно, реализация Программы софинансирования пенсий стимулирует дополнительный приток средств, предназначенных для формирования накопительной части пенсии российских граждан. Представленная на рис. 1 динамика объема пенсионных накоплений [3], отражает то обстоятельство, что при незначительном сроке существования рассматриваемой компоненты пенсионной системы результаты весьма удовлетворительны.
Рис. 1. Динамика объема пенсионных накоплений
© Н.П. Плаксенко, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2
60
Н.П. ПЛАКСЕНКО
За период с 2005 по 2011 гг. общая сумма пенсионных накоплений увеличилась в 8,5 раза. По итогам 9 месяцев 2011 г. она составила 1562,8 млрд руб. Тем не менее, следует заметить, что первоначально авансированное участие застрахованных лиц старших возрастов (1953-1966 годов рождения) в формировании пенсионных накоплений увеличило бы их объем, и, как следствие, возросла бы оценка суммарных активов пенсионной системы РФ.
Ежегодно численность граждан, выразивших желание вывести накопительную часть пенсии из-под управления ВЭБ, возрастает, что отражает рост доверия к негосударственным инвестиционным институтам. Так, по итогам 2010 г. изменили способ управления своими пенсионными накоплениями 3,9 млн застрахованных лиц (решение о выборе передачи средств в НПФ приняло 3,4 млн чел., частным УК — 20,3 тыс. чел.). Это показатель превышает аналогичный за 2009 г. (2,1 млн чел.) почти в 2 раза и является рекордным значением с начала пенсионной реформы. По итогам 2011 г., по разным оценкам, количество желающих перевести свои накопления в НПФ может составить 15-16 млн граждан [3].
Прирост объема пенсионных накоплений под управлением НПФ с 2005-2011 гг. (2 млрд руб. и 340,4 млрд руб. соответственно) происходил наиболее высокими темпами, определив их увеличение за данный период в 170,2 раза и долю в общем объеме накопленных резервов — 21,8 % (в 2005 г. — 1,1 %). В 2011 г. из ПФР его негосударственным аналогам было передано 39 млрд руб. Столь значительные показатели явились итогом достаточно активной деятельности НПФ на рынке обязательного пенсионного страхования. Для сравнения, рост пенсионных накоплений, переданных ПФР частным УК, за 5 лет 4,7 раза, что сформировало их объем в 2011 г. в размере 26,3 млрд руб. и составляет 1,7% в общей сумме накопленных средств.
Однако, даже при столь положительной динамике, общие показатели концентрации пенсионного капитала свидетельствуют, что развитие накопительной компоненты пенсионной системы осуществляется в недостаточной степени и находится в связан с неспособностью государства на межведомственном уровне разработать механизм ее эффективной реализации.
С ростом объемов привлекаемых частными компаниями и НПФ пенсионных накоплений возрастают и инвестиционные риски, отличающиеся в данной сфере своей спецификой и разнообразием.
В первую очередь, следует выделить следующие виды рисков:
- рыночный риск, который включает: курсовой риск — возможность убытков от снижения стоимости активов во времени (недостаточное качество активов); дефолтный риск — неплатежи по обязательствам или невозврат основной суммы долга (недостаточный страховой резерв);
- операционный риск — зависимость результатов управления пенсионными накоплениями от квалификации и мотивации менеджеров управляющих компаний и НПФ (отсутствие системы риск-менеджмента);
- риск ухода из бизнеса частной управляющей компании или НПФ.
Накопительный компонент обязательной пенсионной системы для полноценного развития остро нуждается в мерах, повышающих его эффективность и надежность.
Среди них наиболее важными являются:
1. Законодательное урегулирование организации финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии и распространение права наследования пенсионных накоплений на период выплат. При этом НПФ предлагают сделать не на пожизненную, а на срочную форму выплаты — постепенное списание пенсионных накоплений до исчерпания счета застрахованного лица [2]. Возможность передачи остатка накопленных средств по наследству, по нашему мнению, привлечет значительное количество лиц в накопительную систему. Однако для реализации данного права необходимо перевести вопросы регулирования накопительного страхования из публично-правовой сферы отношений в гражданско-правовую, не отменяя обязательного характера отчислений.
2. Поддержка и развитие рынка негосударственного пенсионного страхования, которая предполагает необходимость решения следующих моментов.
Во-первых, обеспечение равных прав и обязанностей ПФР и НПФ как страховщиков по ОПС. Так, НПФ должны получить, наравне с отделениями ПФР, доступ к единой системе персонифицированного учета (с ограничением доступа к разделу страховой части трудовой пенсии именного счета застрахованного лица). Указанная мера позволит фонду при заключении договора об ОПС получить все необходимые данные о застрахованном лице, исключив, таким образом, возвраты по причинам неправильного указания места формирования накопительной пенсии (в 2010 г. это 356 тыс. заявлений — 48,6% общего числа отказов). Сведения о принятых от застрахованных лиц заявлениях должны передаваться НПФ в подразделение ПФР, обеспечивающее формирование Единого реестра застрахованных лиц и уполномоченное на принятие решений по внесению изменений в него. Сохранность и защита сведений будут обеспечены их передачей по каналам связи в системе персонифицированного учета. Дальнейшим развитием этой меры может стать преобразование системы персонифицированного учета в Единую систему учета пенсионных прав, в которой дополнительно к пенсионным правам в обязательной накопительной системе учитывались бы пенсионные права сформированные гражданами в системе негосударственного пенсионного обеспечения.
Во-вторых, должно быть создано профильное ведомство, ответственное за регулирование деятельности НПФ и надзор, имеющее право законодательной инициативы, что обеспечит устойчивое развитие системы НПФ.
3. Создание регулирующих инструментов инвестирования пенсионных накоплений предусматривает своей целью повышение эффективности и доходности пенсионных накоплений при снижении рисков их вложений.
Для этого необходима либерализация установленных государством количественных ограничений при инвестировании пенсионных накоплений с переходом к риск-ориентированному надзору за НПФ и управляющими компаниями. Необходимое условие такого перехода — внедрение регулирования с использованием пруденциальных принципов надзора [1].
РАЗВИТИЕ НАКОПИТЕЛЬНОЙ КОМПОНЕНТЫ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РФ
61
Данные принципы направлены на обеспечение высокопрофессиональной работы сторон, ответственных за управление активами, исключительно в интересах НПФ и его участников. Руководящие органы фонда принимают на себя конечную ответственность за его деятельность. В этом случае фонд, в первую очередь, должен иметь действенную стратегию инвестирования и работоспособные системы риск-менеджмента.
4. Создание механизма компенсации рыночного риска инвестирования.
Для обеспечения сохранности пенсионных накоплений и исполнения обязательств перед застрахованными лицами по выплате накопительной части трудовой пенсии из НПФ необходимо формирование системы их страхования, построенной на принципах государственно-частного партнерства.
Вопрос создания системы страхования пенсионных накоплений — самый непростой в сфере возможных реформ пенсионной системы. Так, Экспертный совет при Общественном совете при Президенте РФ предлагает создание двухуровневого механизма компенсации рыночных рисков инвестирования:
1) страховые резервы НПФ по накопительному страхованию в ОПС;
2) средства гарантийного фонда, созданного с участием государства.
Гарантийный фонд должен формироваться по аналогии с системой страхования банковских вкладов. Источниками формирования фонда могут быть отчисления от обязательных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и дополнительных страховых взносов в рамках программы государственной поддержки формирования пенсионных накоплений, либо отчисления от дохода, полученного от инвестирования указанных средств. Ставки отчислений в фонд должны дифференцироваться с учетом рискованности инвестиционных портфелей НПФ, что решит проблему устойчивости гарантийного фонда. В противном случае, т. е. при дифференциации ставок исключительно по объему обязательств, система взносов приведет к реализации ухудшающего отбора, при которой взносы более устойчивых организаций должны будут компенсировать убытки обанкротившихся структур. Тогда в первую очередь пострадают клиенты надежных НПФ с широкой клиентской базой, так как давление на доходность от инвестирования пенсионных накоплений для них будет наиболее сильным.
5. Привлечение дополнительных ресурсов на формирование накопительной части пенсии, с одной стороны, предусматривает увеличение количества участников обязательного накопительного пенсионного страхования, а с другой — повышение объема пенсионных накоплений.
В настоящее время из накопительного процесса исключены многие государственные служащие федеральных министерств и ведомств, судебно-правовой системы, системы государственной безопасности общей численностью около 10 млн чел. Считаем, что правила накопления средств на пенсию должны быть едиными для всех наемных работников.
6. Перераспределение финансовой нагрузки и ответственности по формированию пенсионных накоплений.
Российские граждане в своем большинстве не имеют специального опыта и навыков принятия инвестиционных решений, оценки ситуации по таким направлениям, как доходность и риск инвестирования накапливаемых средств, однако им надо принимать эффективные решения по организации управления пенсионным капиталом с целью увеличения объема их будущей пенсии. В этой связи, представляется необходимым изначально существенно сократить количество частных УК и НПФ, имеющих возможность управления средствами по обязательному пенсионному страхованию (в 2011 г. действовало 49 частных УК и 103 НПФ), допуская к этой деятельности лишь финансово стабильные и высокопрофессионально работающие на фондовом рынке компании. В дальнейшем, выбор застрахованными лицами частных УК (инвестиционных портфелей) или НПФ следует отменить, установив правило активного выбора только пенсионного фонда — негосударственного или государственного — работодателем либо работником. Таким образом, ответственность за формирование накопительной пенсии будет перераспределяться между работником, работодателем и государством.
Перераспределение финансовой нагрузки предполагает введение обязательных пенсионных отчислений для трудоспособного населения страны в размере действующего норматива — 6% от заработной платы. Эта норма должна распространяться на все категории работников, включая государственных служащих. Ее реализация необходима, так как работники должны реально участвовать в капитализации пенсионных средств, что сформирует у граждан, особенно у молодого поколения, правила личной заботы о собственной старости.
Однако в нынешних условиях крайне низких доходов большинства населения страны данное направление неприемлемо. Основой его выполнения может стать только комплексное реформирование пенсионной сферы и системы оплаты труда наемных работников, активизация формирования трудовых отношений на базе принципов социального партнерства.
Реализация представленных предложений должна способствовать повышению устойчивости накопительного компонента пенсионной системы РФ.
Накопительное пенсионное страхование имеет большой потенциал, который должен быть использован для повышения уровня социального обеспечения в России. Ответственное и эффективное инвестирование пенсионных средств позволит увеличить средний размер трудовых пенсий по старости до рекомендуемых международными соглашениями и действующих в практике экономически развитых государств норм.
ЛИТЕРАТУРА
1. Никитенко Т.В., Кузьменко И.П. Социальное партнерство как механизм совершенствования трудовых отношений //
Сборник научных трудов (по материалам региональной научно-практической конференции 24 июня 2011 г.)
«Перспективы и модели социально-экономического развития России и ее регионов». Ставрополь: Агрус, 2011.
2. Орлова О.Е. Пенсионный план: используем льготы максимально // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и
налогообложения. 2010. № 11.
3. OECD Factbook 2010: Economic, Environmental and Social Statistics / OECD, 2010.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 4 Часть 2