Научная статья на тему 'Инвестирование средств пенсионных накоплений в современных условий'

Инвестирование средств пенсионных накоплений в современных условий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3347
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА / НАКОПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ / PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION / PENSION SYSTEM / INVESTMENT PART OF THE STATE PENSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мальцев Дмитрий Борисович

В связи с проводимой в Российской Федерации с 2002 г. пенсионной реформой, заключающейся в постепенном переходе от чисто распределительной к распределительнонакопительной системе пенсионного обеспечения, где накопительная часть в отличие от страховой части не расходуется на выплату текущих пенсий, а вкладывается в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода. Чтобы соотношение пенсий к заработной плате соответствовало среднеевропейским стандартам (40-60% от заработной платы), необходимо правильно инвестировать накопления. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможностей и методов учета накопительной части пенсии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investing of facilities of pension accumulations in modern terms

In connection with the pension reform in Russian Federation carried out in 2002, which includes a gradual transition from a purely distributive to a distributive-accumulative pension system, where the accumulative part, unlike the insurance part, is not spent on the payment of current pensions, but is instead invested in securities and other financial assets in order to accrue investment income. So that the ratio of pensions to earned income corresponds to Central European standards (40-60% of salary), it’s necessary to correctly invest capital. Therefore, studying the possibilities and methods of accounting for the accumulative part of pensions has gained a special relevance. Starting in 2014, there has been significant change to legislation connected with the duties of non-state pension funds and creating and investing pension capital. Legislation sets difficult requirements for non-state pension funds accepted to work within the framework of mandatory pension insurance: the minimum amount of their funds should be no less than 150 million rubles, and 200 million rubles starting 01.01.2020. Authorized capital is to be no less than 120 million rubles and 150 million rubles beginning 01.01.2020. Funds should have at least 20,000 registered pension funds and two years working experience. For non-state pension funds, equal terms are set from the Pension Fund of the Russian Federation. All newly created non-state pension funds should have the organizational and legal form of joint-stock companies. Existing non-state pension funds are required to reorganize themselves from noncommercial organizations to joint-stock companies, or to liquidate: those working in the system of mandatory pension insurance have until January 1, 2016 and the rest have until January 1, 2019. A procedure has been set for the auctioning of funds. Strict limits have been set for future shareholders, and requirements have been designated for the qualification and business reputation of managers of non-state pension funds. The majority of Russians have transitioned to a new class they have become investors. Correspondingly, the main goal on the road to implementing the conditions of laws on investing pension capital is to be successful in investing pension capital so that the accumulative component can in the future become a substantial part of retirement pension. Moreover, since coming into force the laws correspond as much to what has been learned from global experience in reforming pension systems, as to the specifics of the financial, economic and social situation of Russia. Presently, the Russian pension system is experiencing certain difficulties in the rational investment of pension fund capital. The main reason is the absence of the necessary amount of investment tools able to simultaneously satisfy the legislative requirements for investing pension capital while not allowing a reduction of the level of government pension guarantees formed so far. Therefore, there is no doubt that the question of investing pension capital needs deeper and more detailed study, by both economists and mathematicians. The use of quantitative methods and methods of mathematical modeling will allow for the evaluation of long-term profitability from investing accumulated pension capital.

Текст научной работы на тему «Инвестирование средств пенсионных накоплений в современных условий»

ИНВЕСТИЦИИ

УДК 336.5

Д.Б. Мальцев

ИНВЕСТИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЙ

В связи с проводимой в Российской Федерации с 2002 г. пенсионной реформой, заключающейся в постепенном переходе от чисто распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения, где накопительная часть в отличие от страховой части не расходуется на выплату текущих пенсий, а вкладывается в ценные бумаги и другие финансовые активы для получения инвестиционного дохода. Чтобы соотношение пенсий к заработной плате соответствовало среднеевропейским стандартам (40-60% от заработной платы), необходимо правильно инвестировать накопления. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение возможностей и методов учета накопительной части пенсии.

Ключевые слова: Пенсионный фонд Российской Федерации, пенсионная система, накопительная часть пенсии.

Новым законодательством об обязательном пенсионном страховании, вступившим в действие с 1 января 2002 г., в обязательную пенсионную систему введен накопительный компонент. Ключевым элементом накопительной составляющей обязательной пенсионной системы является инвестирование средств, аккумулируемых в специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, что позволяет защитить эти средства пенсионных накоплений от инфляции и получить доход от их размещения, превышающий сумму внесенных страховых взносов. В связи с этим принципиально важное значение имеют правила, по которым осуществляется инвестирование пенсионных накоплений. Основы формирования таких правил четко прописаны в двух законах - «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.02 № 111-ФЗ и Федеральный закон № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.98.

Закон № 111- ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии» является базовым для проведения инвестирования, он регулирует отношения, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии, причем основное внимание закон сосредоточил на обеспечении внутренней устойчивости системы накопительного финансирования пенсий, организации ее функционирования. В законе установлено, что средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации.

Прежде всего, законом определен круг субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Основными субъектами кроме страхователей и застрахованных лиц являются Пенсионный фонд Российской Федерации, управляющие компании и специализированный депозитарий. Участниками отношений могут быть негосударственные пенсионные фонды (НПФ), брокеры, кредитные, а также другие организации, вовлеченные в процесс формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Государственное регулирование возложено законом на уполномоченный орган исполнительной власти - Минфин. Контроль и надзор в сфере инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляются Центральным банком РФ.

Также закон устанавливает меры общественного контроля за процессом формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. С этой целью предусматривается создание Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений. Общественный совет формируется из представителей профсоюзов, объединений работодателей, объединений профессионального рынка ценных бумаг, иных общественных организаций.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет свои права и обязанности прежде всего исключительно в интересах застрахованных лиц. Он аккумулирует страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии, заключает и расторгает договора с управляющими компаниями и спецдепозитарием, отобранными по конкурсу, передает в управляющую компанию в доверительное управление средства пенсионных накоплений, ведет обособленный учет указанных средств и отражает их на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, запрашивает и получает у управляющей компании средства на осуществление выплат, предоставляет застрахованным лицам сведения о состоянии специальной части их индивидуального лицевого счета способом, указанным застрахованным лицом при обращении в территориальный орган ПФР, информирует застрахованное лицо его правах при формировании и инвестировании средств накопительной части трудовой пенсии путем размещения информации на официальный сайтах ПФР, при личном обращении граждан, а также путем направления застрахованному лицу информации в электронном виде с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, выполняет другие функции.

Средства обязательных пенсионных накоплений, находящиеся в управлении, зачисляются на отдельный банковский счет. При этом закон запрещает зачислять на указанный счет средства, не являющиеся пенсионными накоплениями. Эти средства подлежат исключительно целевому использованию в соответствии с требованиями федерального закона. На указанные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам ПФР, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии (НЧ ТП). Такой порядок работы с пенсионными накоплениями является одним из важных условий их сохранности.

Средства пенсионных накоплений для передачи управляющим компаниям (УК) формируются из поступивших в ПФ РФ сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, а также поступивших сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм взносов работодателя в пользу застрахованного лица,

уплачиваемых в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», сумм взносов на софинансирование, средств материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии в соответствии с ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Поступившие в ПФР неперсонифицированные средства пенсионных накоплений подлежат временному размещению Пенсионным фондом РФ. Постановлением Правительства РФ № 38 от 27 января 2012 г. утверждены правила инвестирования страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года. Согласно этим правилам средства страховых взносов могут быть размещены в государственные рублевые и валютные ценные бумаги, ипотечные ценные бумаги и банковские депозиты. Цель такого размещения - защитить средства от обесценения в результате инфляции.

После проведения персонификации пенсионных накоплений передача данных средств, включая и чистый финансовый результат, который получен от временного размещения средств, осуществляется ПФР путем их перечисления в соответствии с заявлениями застрахованных лиц на отдельные банковские счета УК. В том случае, если застрахованное лицо не воспользовалось правом выбора инвестиционного портфеля УК, его средства будут направлены в государственную управляющую компанию (ГУК), которая назначена Постановлением Правительства РФ № 34 от 22 января 2003 г. Это Внешэкономбанк.

Оплата необходимых расходов по инвестированию средств пенсионных накоплений производится из средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Вознаграждение доверительному управляющему выплачивается за счет доходов от инвестирования переданных ему средств пенсионных накоплений, но не более 10% величины доходов от инвестирования, полученных доверительным управляющим за отчетный год.

К необходимым расходам по инвестированию средств пенсионных накоплений относятся расходы, непосредственно связанные с доверительным управлением переданными УК средствами, а также оплата специализированных депозитариев, аудиторов, страховщиков по договорам обязательной ответственности, других участников отношений. УК оплачивают указанные расходы за счет средств, перечисленных ПФ РФ на оплату необходимых расходов управляющих компаний в соответствии с заключенными договорами. Перечисление управляющей компании средств на оплату необходимых расходов производится Пенсионным фондом одновременно с передачей средств пенсионных накоплений. Порядок расчета величины указанных средств устанавливается договором доверительного управления.

Что касается договоров, то законодательством конкретно установлены положения, которые должны иметь место в договоре. Договор об оказании услуг специализированным депозитарием имеет срок действия - 5 лет. Договор доверительного управления с УК заключается на срок не более 15 лет, договор с государственной управляющей компанией - на срок не более 5 лет.

Отбор УК и специализированного депозитария для системы обязательного пенсионного страхования осуществляется на конкурсной основе. К участию в конкурсе допускаются организации, имеющие соответствующие лицензии и опыт работы в качестве УК и специализированного депозитария с соответствующим составом и структурой активов, не подвергавшиеся процедурам банкротства в течение двух последних лет, удовлетворяющие установленным Правительством РФ требованиям к минимальному размеру собственного капитала, минимальному количеству клиентов (для специализированных депозитариев), профессиональной квалификации и опыту работы должностных лиц и сотрудников, другим требованиям. В состав конкурсной документации претендентов должны входить: заверенные аудитором бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках за последние три года, а также перечень сведений об акционерах, участвующих в конкурсе компаний и депозитария. Указанные требования позволяют ограничить участие в конкурсах недостаточно надежных организаций и избежать риска неквалифицированного управления средствами пенсионных накоплений.

Для заключения договора об оказании услуг специализированного депозитария по результатам конкурса отбирается один специализированный депозитарий. Число же УК не ограничивается. Закон предусматривает, что размещением пенсионных накоплений должны заниматься не менее трех УК. Это дает возможность выбора между ними и создает стимулы для их эффективной работы.

Законодательством четко установлены требования к субъектам и иным участникам отношений по инвестированию средств пенсионных накоплений.

Передача средств в УК расширяет круг объектов инвестирования, в которые могут быть размещены пенсионные накопления. Это, в свою очередь, позволяет повысить доходность от размещения пенсионных накоплений. Вместе с тем в целях защиты средств от потерь установлены ограничения как по кругу объектов инвестирования, так и по их структуре с тем, чтобы пенсионные накопления могли быть инвестированы только в достаточно надежные активы.

К числу разрешенных объектов инвестирования отнесены:

1) государственные ценные бумаги РФ и ее субъектов;

2) акции и облигации российских эмитентов;

3) паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов;

4) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством РФ об ипотечных ценных бумагах;

5) денежные средства в рублях на счетах в кредитных организациях;

6) депозиты в валюте РФ и в иностранной валюте в кредитных организациях;

7) иностранная валюта на счетах в кредитных организациях;

8) ценные бумаги международных финансовых организаций, допущенных к размещению и (или) публичному обращению в РФ в соответствии с законодательством РФ о рынке ценных бумаг.

Размещение пенсионных накоплений в иные объекты инвестирования прямо запрещено. Законодательством Правительства РФ предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения по использованию разрешенных активов в качестве объектов инвестирования. Размещение в российские ценные бумаги разрешается только при условии, что эти ценные бумаги обращаются на организованном рынке ценных бумаг. Размещать средства в кредитных организациях можно только при условии соответствия этих организаций требованиям законодательства. Инвестирование в ценные бумаги зарубежных эмитентов осуществляется только путем приобретения паев (акций, долей) в индексных инвестиционных фондах. Это один из наиболее надежных и низкозатратных способов инвестирования. При этом законодательством устанавливаются ограничения по объемам средств, инвестируемых в зарубежные активы, и жесткие требования к отбору инвестиционных фондов. Совокупный инвестиционный портфель УК, которым Пенсионным фондом РФ переданы в управление средства, не может включать более 50% совокупного объема находящихся в обращении ценных бумаг одного эмитента. Депозиты в кредитной организации и ценные бумаги, эмитированные этой кредитной организацией, в сумме не должны превышать 25% инвестиционного портфеля. Максимальная доля в инвестиционном портфеле акций одного эмитента не должна превышать 10% его капитализации.

Установлен также ряд других ограничений, а Правительству РФ предоставлено право корректировать указанные ограничения в рамках установленных предельных значений.

При формировании накопительной части трудовой пенсии застрахованные лица имеют право:

- выбирать инвестиционный портфель управляющей компании, отобранной по конкурсу, либо расширенный инвестиционный портфель государственной управляющей компании или инвестиционный портфель государственных ценных бумаг государственной управляющей компании;

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через ПФР и выбрать НПФ;

- отказаться от формирования накопительной части трудовой пенсии через НПФ и осуществлять формирование НЧ ТП через ПФР (табл. 1).

Таблица 1. Динамика поданных заявлений о способе формирования накопительной части трудовой пенсии в Томской области

Год |

2003 2004 2005 2006 2007 2008

Выбор ИП (УК) 5667 2852 4550 3623 2428 1288

Переход из ПФР в НПФ 0 262 1042 1490 4460 5852

Переход из НПФ в ПФР 0 0 0 4 4 84

Переход из НПФ в НПФ 0 0 0 0 0 550

Итого 5667 3114 5592 5117 6892 7774

Продолжение табл. 1

Год

2009 2010 2011. 2012 2013

Выбор ИП (УК) 597 382 202 207 3555

Переход из ПФР в НПФ 3966 13889 43510 55203 202964

Переход из НПФ в ПФР 458 323 575 1539 2105

Переход из НПФ в НПФ 1152 1054 10372 37349 201404

Итого... 6173 15648 54659 94298 410028

Застрахованное лицо имеет право на получение информации о формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, о состоянии специальной части их индивидуального лицевого счета в системе ПУ, об инвестиционных декларациях. Стандарты раскрытия информации об инвестировании средств пенсионных накоплений утверждаются Центральным банком РФ.

Застрахованные лица 1967 г.р. и моложе, которые заключили договор об обязательном пенсионном страховании и обратились с заявлением о переходе в НПФ либо с заявлением о выборе инвестиционного портфеля частной управляющей компании или государственной, вправе изменить вариант своего пенсионного обеспечения, направив 6,0% индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии либо отказавшись от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направив тариф страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии.

С 2004 г. на рынок обязательного пенсионного страхования вступили НПФ. Работа НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования регламентируется Федеральным законом 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах». На сегодняшний день 93 НПФ работают в рамках обязательного пенсионного страхования.

НПФ смогут осуществлять формирование пенсионных накоплений на финансирование накопительной части трудовой пенсии и выплату указанной части ТП тем застрахованным лицам, которые выберут НПФ в качестве своего страховщика.

С 2014 г. значительно меняется законодательство в сфере деятельности НПФ по формированию и инвестированию пенсионных накоплений.

Законодательство устанавливает жесткие требования к НПФ, допущенных для работы в рамках ОПС: минимальный размер собственных средств должен быть не менее 150 млн руб., а с 01.01.2020 г. - 200 млн руб.; уставный капитал - 120 млн руб., а с 01.01.2020 г. - 150 млн руб. Фонды должны иметь минимум 20 тыс. именных пенсионных счетов и двухлетний опыт работы.

Для НПФ установлены равные условия с ПФР. Все вновь созданные НПФ должны иметь организационно-правовую форму акционерного общества. Существующие НПФ обязаны преобразоваться из некоммерческих организаций в акционерные общества или ликвидироваться: работающие в системе

обязательного пенсионного страхования - до 1 января 2016 г., остальные - до 1 января 2019 г. Установлен порядок акционирования фондов. При этом предусмотрены жесткие ограничения для будущих акционеров, определенные требования к квалификации и деловой репутации органов управления НПФ.

Полномочиями по контролю за деятельностью НПФ наделяется Центральный банк РФ.

Определены права застрахованных лиц в связи с формированием накопительной части трудовой пенсии в НПФ, в том числе право менять страховщика.

Формирование накопительной части трудовой пенсии в НПФ осуществляется на основании договора об обязательном пенсионном страховании между застрахованным лицом и соответствующим фондом. Законодатель подробно прописал требования к данному договору и порядок заключения договора об обязательном пенсионном страховании, а также механизм передачи средств пенсионных накоплений из одного фонда в другой фонд или ПФР. Сведения о застрахованных лицах, заключивших договоры об обязательном пенсионном страховании с НПФ, регистрируются в Едином реестре застрахованного лица по обязательному пенсионному страхованию в ПФР. Учет пенсионных накоплений в НПФ ведется в индивидуальном режиме на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица.

Что же такое «пенсионные накопления» в НПФ? Определение правового статуса средств пенсионных накоплений для финансирования накопительной части трудовой пенсии, находящихся в НПФ, имеет принципиальное значение для организации работы фонда на всех этапах. Законодательство определяет пенсионные накопления как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для исполнения обязательств фонда перед застрахованным лицом в соответствии с договорами об обязательном пенсионном страховании». Пенсионные накопления формируются, прежде всего, за счет «досрочно выплаченных из ПФР в фонд по заявлению застрахованного лица средств, учтенных в специальной части ИЛСа застрахованного лица, включая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в ПФР для последующей передачи в фонд и еще не переданные УК». Иными словами, НПФ в своей деятельности сосредоточен на работе не со страховыми взносами работодателя, а со средствами, передаваемыми из ПФР в соответствии с заявлениями застрахованного лица и договором с НПФ об обязательном пенсионном страховании, поскольку все страховые взносы, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, уплачивают работодатели (страхователи) за застрахованного лица непосредственно в ПФР. Таким образом, происходит изменение правового статуса: страховые взносы работодателя превращаются в пенсионные взносы вкладчика (а им по указанной схеме является само застрахованное лицо). С правовой точки зрения средства пенсионных накоплений, поступившие из ПФР в НПФ на пенсионный счет накопительной части трудовой пенсии застрахованного лица, фактически приобретают статус пенсионных взносов данного застрахованного лица как индивидуального вкладчика в фонд, т.е. поступают в собственность фонда. Это и есть основное отличие НПФ от УК - при формировании средств пенсионных накоплений в НПФ эти средства становятся собственностью фонда (табл. 2).

Таблица 2. Динамика приема договоров об обязательном пенсионном страховании от негосударственных пенсионных фондов в Томской области

Год

Уведомления 2005 2006 2007 2008 2009

67 123 88 80

Договора об обязательном пенсионном страховании 530 1475 4375 5993 5024

Продолжение табл. 2

Год

Уведомления 2010 2011 2012 2013

369 1056 697 978

Договора об обязательном пенсионном страховании 18530 47574 30001 57004

Благодаря вышеназванным законам большинство россиян перешли в новое качество - они стали инвесторами. Соответственно, главная задача на пути реализации положений законов об инвестировании СПН - добиться успешных результатов в инвестировании средств пенсионных накоплений с тем, чтобы накопительная составляющая могла в будущем стать весомой частью трудовой пенсии. Тем более что вступившие в силу законы отвечают как многому из того, что выработано мировым опытом реформирования пенсионных систем, так и особенностям финансово-экономической и социальной ситуации в России (табл. 3, 4).

Таблица 3. Рейтинг управляющих компаний по результатам инвестирования средств пенсионных накоплений за 2013 г.

№ п/п Формализованное наименование управляющей компании Наименование инвестиционного портфеля долгосрочного роста Номер договора ДУ % доходности

1 ТРИНФИКО УК 22-03У014 9,53

2 АТОН-МЕНЕДЖМЕНТ УК 22-03У025 9,05

3 СОЛИД МЕНЕДЖМЕНТ УК 22-03У004 8,99

4 КАПИТАЛЪ УК 22-03У019 8,74

5 ПАЛЛАДА УК 22-03У037 8,66

6 БИН ФИНАМ ГРУПП УК 22-03У035 8,20

7 РЕГИОН ЭСМ УК 22-03У023 8,00

8 ИНГОССТРАХ-ИНВЕСТИЦИИ УК 22-03У033 7,90

9 ТКБ БНП ПАРИБА ИН-ВЕСТМЕНТ ПАРТНЕРС УК 22-03У059 7,86

10 БКС УК СБАЛАНСИРОВАННЫЙ 22-03У057 7,75

Таблица 4. Рейтинг негосударственных пенсионных фондов по доходности СПН за 2013 г., работающих на территории Томской области

№ п/п Краткое официальное наименование % доходности

1 НПФ «РЕГИОНФОНД» (ЗАО) 8,90

2 ОАО «НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» 8,89

3 ЗАО НПФ «СберФонд РЕСО» 8,67

4 ОАО «НПФ электроэнергетики» 8,38

5 ОАО НПФ «БЛАГОСОСТОЯНИЕ ОПС» 8,23

6 НПФ «Атомгарант» 8,22

7 НПФ «НЕФТЕГАРАНТ» 8,04

8 ЗАО «КИТ Финанс НПФ» 7,91

9 ЗАО НПФ «Райффайзен» 7,71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 НПФ «Европейский пенсионный фонд» (ЗАО) 7,69

Государственная управляющая компания придерживается консервативной стратегии инвестирования и вкладывает средства по принципу «купи и держи» в максимально надежные инструменты. Т.е., выбирая ГУК, обеспечивается наибольшая надежность накоплений при меньшей доходности. Потенциально более высокую доходность можно получить, работая с негосударственными управляющими компаниями или негосударственными пенсионными фондами, которые с 2004 г. были допущены к обязательному пенсионному страхованию. Повышение доходности инвестиций обеспечивается за счет более широкого списка инструментов, в которые разрешено вкладывать средства, и более активной политики инвестирования.

Обычно доходности от деятельности УК выше, чем у НПФ, так как для покрытия расходов НПФ имеют право забирать часть инвестиционного дохода (не более 15%), а также некоторую часть добровольных пенсионных взносов (не более 3%). Однако доходности НПФ хоть ниже, чем у УК, но стабильнее. Это достигается за счет того, что средствами НПФ управляют несколько УК, что снимает риск банкротства или, по-другому, риск неплатежеспособности одной УК. Образовавшийся доход направляется на увеличение накопительной части пенсии.

В настоящее время пенсионная система России испытывает определенные трудности в части рационального вложения средств пенсионных накоплений. Основной причиной можно назвать отсутствие необходимого количества инвестиционных инструментов, способных одновременно удовлетворить требования законодательства по вопросам инвестирования пенсионных накоплений и не допустить снижения сформировавшегося к настоящему времени уровня государственных пенсионных гарантий.

Таким образом, нет сомнений в том, что вопрос инвестирования средств пенсионных накоплений нуждается в более глубоком и детальном изучении как экономистами, так и математиками. Использование количественных методов и методов математического моделирования позволит получить оценки доходно-стей от инвестирования средств накопительной части пенсии в долгосрочной перспективе.

D.B. Mal'tsev

Department of World Economy and Taxation, National Research Tomsk State University, Tomsk, Russia. E-mail: 0108@080.pfr.ru

INVESTING PENSION FUNDS IN MODERN ECONOMIC CONDITIONS.

Keywords: Pension Fund of the Russian Federation; Pension System; Investment part of the state

pension.

In connection with the pension reform in Russian Federation carried out in 2002, which includes a gradual transition from a purely distributive to a distributive-accumulative pension system, where the accumulative part, unlike the insurance part, is not spent on the payment of current pensions, but is instead invested in securities and other financial assets in order to accrue investment income. So that the ratio of pensions to earned income corresponds to Central European standards (40-60% of salary), it's necessary to correctly invest capital. Therefore, studying the possibilities and methods of accounting for the accumulative part of pensions has gained a special relevance.

Starting in 2014, there has been significant change to legislation connected with the duties of non-state pension funds and creating and investing pension capital.

Legislation sets difficult requirements for non-state pension funds accepted to work within the framework of mandatory pension insurance: the minimum amount of their funds should be no less than 150 million rubles, and 200 million rubles starting 01.01.2020. Authorized capital is to be no less than 120 million rubles and 150 million rubles beginning 01.01.2020. Funds should have at least 20,000 registered pension funds and two years working experience.

For non-state pension funds, equal terms are set from the Pension Fund of the Russian Federation. All newly created non-state pension funds should have the organizational and legal form of joint-stock companies. Existing non-state pension funds are required to reorganize themselves from noncommercial organizations to joint-stock companies, or to liquidate: those working in the system of mandatory pension insurance have until January 1, 2016 and the rest have until January 1, 2019. A procedure has been set for the auctioning of funds. Strict limits have been set for future shareholders, and requirements have been designated for the qualification and business reputation of managers of non-state pension funds.

The majority of Russians have transitioned to a new class - they have become investors. Correspondingly, the main goal on the road to implementing the conditions of laws on investing pension capital is to be successful in investing pension capital so that the accumulative component can in the future become a substantial part of retirement pension. Moreover, since coming into force the laws correspond as much to what has been learned from global experience in reforming pension systems, as to the specifics of the financial, economic and social situation of Russia.

Presently, the Russian pension system is experiencing certain difficulties in the rational investment of pension fund capital. The main reason is the absence of the necessary amount of investment tools able to simultaneously satisfy the legislative requirements for investing pension capital while not allowing a reduction of the level of government pension guarantees formed so far.

Therefore, there is no doubt that the question of investing pension capital needs deeper and more detailed study, by both economists and mathematicians. The use of quantitative methods and methods of mathematical modeling will allow for the evaluation of long-term profitability from investing accumulated pension capital.

References

1. RF Federal Law 'On Investing the Funds for Financing the Investment part of the Labor Pension in the Russian Federation' of July 24, 2002 No. 111-FZ. Available at: http://www.consultant.ru/ popular/budget (accessed 17 October 2014). (In Russian).

2. Pension Fund of the Russian Federation. Official Data. Available at: http//www.pfrf.ru (accessed 17 October 2014). (In Russian).

Поступила в редакцию DD.MM.2014 Received December DD, 2014

For referencing:

Mal'tsev D.B. Investirovaniye sredstv pensionnykh nakopleniy v sovremennykh usloviyakh [Investing pension funds in modern economic conditions]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo univer-siteta. Ekonomika - Tomsk State University Journal of Economics, 2014, no. 4 (28), pp. 140-149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.