УДК 32
НЕФТЯНЫЕ СТРАТЕГИИ АЗЕРБАЙДЖАНА ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ И ТУРЦИИ
Ахмедов Аррахман Хуру оглу
Доктор философии по истории, доцент Азербайджанского Государственного
Педагогического Университета, Азербайджан, г. Баку
E-mail: journal@printcourt.ru
В статье исследуются некоторые вопросы (актуальная для Азербайджана транспортировка азербайджанской нефти на рынке мира и др.), связанные с внешней политикой Турции и России. Автор статьи уделил особое внимание нефтяной стратегии руководства Азербайджанской Республики, энергетическим проектам, претворенным в жизнь на южном Кавказе, взаимоотношениям России и Турции в этом геостратегическом регионе. Автор статьи отметил исключительную роль магистрального нефтепровода «Баку-Джейхан» в укреплении независимости и в обеспечении достойного места Азербайджанской Республики в мировом сообществе. В статье отмечаются и российско-турецкие отношения 90-х гг. ХХ века. Азербайджанская Республика была одновременно объектом и активным субъектом международных отношений, занимала важное место в этой системе.
Ключевые слова: Азербайджанская Республика, Российская Федерация, Турецкая Республика, энергетическая стратегия Азербайджана, Баку-Джейхан, Лукойл.
AZERBAIJAN'S OIL STRATEGIES IN THE FOREIGN POLICY OF RUSSIA AND TURKEY
Akhmedov Rahman Huru oglu
Doctor of Philosophy in History, Associate Professor of the Azerbaijan State University
Pedagogical University, Azerbaijan, Baku
E-mail: journal@printcourt.ru
The article examines some issues (relevant for Azerbaijan transportation of Azerbaijani oil on the world market, etc.) related to Turkey's foreign policy and Russia. The author of the article paid special attention to the oil strategy of the leadership of Azerbaijan Republic, energy projects implemented in the South Caucasus, relations between Russia and Turkey in this geostrategic region. The author of the article noted the exceptional role the main oil pipeline "Baku-Ceyhan" in strengthening independence and in ensuring a worthy place of the Republic of Azerbaijan in the world community. The article also notes Russian-Turkish relations in the 90s. XX century. The Republic of Azerbaijan was both an object and active subject of international relations, occupied an important place in this system.
Keywords: Republic of Azerbaijan, Russian Federation, Republic of Turkey, Energy Strategy of Azerbaijan, Baku-Ceyhan, Lukoil.
После распада Советского Союза взаимоотношения между государствами кавказского региона вступили на новый этап развития. Эти отношения стали более сложными и богатыми. Этот этап можно оценить, как переходный от острого соперничества к интенсивному сотрудничеству после завершения «холодной войны» во внешней политике. В Кавказском регионе появились новые стратегические концепции России и Турции: усилилось значение процесса сотрудничества между двумя государствами. После «холодной войны» под влиянием глобальных и региональных,
внутригосударственных изменений в отношениях между этими государствами наступил процесс существенных изменений. Например, позиция Турции имеет особое значение для России в деле обеспечения многополярной международной системы, создания препятствий влиянию Запада на Кавказе и в Евразии. В свою очередь Россия является важным партнером Турции в области глобального и регионального сотрудничества. В турецко-российских отношениях энергетическая проблема одновременно носит характер соперничества и сотрудничества. Примерами турецко-российского
сотрудничества в области энергетики являются соглашение о транспортировке советского газа в Турцию, подписанное в 1984 г. Между СССР и Турцией и турецко-российское соглашение о газопроводе «Голубой поток», подписанное в 1997 г. Следует упомянуть также проект «Южный поток» и проект «Голубой поток-2» который в результате ухудшения турецко-израильских отношений потерял ныне свою актуальность. Одним из значительных примеров турецко-российского
энергетического сотрудничества является проект, созданный на основе энергетической стратегии Азербайджанской Республики и успешно развиваемый ныне Россией, Турцией, Азербайджаном. Следует иметь виду и то обстоятельство, что российско-турецкое энергетическое сотрудничество создает для Азербайджана определенные проблемы, а также предоставляет ей некоторые дивиденды. Российско-турецкое
энергетическое сотрудничество в рамках проектов «Южный поток» и «Турецкий поток» является альтернативой собственным энергетическим проектам Азербайджана и оказывает определенное негативное влияние на энергетические проекты, которые доставляют свои энергетические ресурсы на европейские рынки. Сотрудничество также создает благоприятное условие для реализации нового проекта «Голубой поток-2», предусматривающего транспортировку газа в Израиль, и оно способствует тому, что в ближайшим будущем у Азербайджанской стороны появится новый соперник-проект. С точки зрения дивидендов Азербайджана следует отметить два момента: во-первых, российско-турецкое энергетическое
сотрудничество создает условия для уменьшения российского давления на совместные перспективные азербайджано-турецкие проекты; во-вторых, это сотрудничество ускорило интеграцию Азербайджанской Республики в мировое сообщество. Процесс этот в первые годы конкуренции оставался для России не удачным и безрезультатным. Однако последующие годы вновь повысилась роль России в мировой политике. Наконец Запад вновь начал считаться с Россией. Правящие круги России знали, что энергетическая дипломатия является одним из основных факторов мировой политики, а такая дипломатия опирается на авторитет и силу страны, стремящейся к достижению стратегических целей, а для достижения заветных целей следует активно сотрудничать с соседними странами. Энергетическая дипломатия и ныне является составной частью внешней политики официальных кругов России. В начале мая 2002 г. Министр Иностранных дел России Игорь Иванов в заявлении журналу «Мировая Энергетическая Политика», являющемуся органом Московского государственного
института международных отношений, отметил, что энергетическая дипломатия занимает одно из важных мест во внешней политике Российской Федерации [1]. Вначале Россия выступала против этого проекта. Она создавала препятствия для реализации этого проекта. Однако, вскоре политика России изменилась и официальные круги даже отменили запреты на компании, которые хотели участвовать в этом консорциуме [2]. Отметим также и то, что ПАО «Нефтяная компания „Лукойл"» является заметной российской компанией, имеющей в Азербайджане очень широкую структуру. Россия включилась в этот проект с целью завоевания геополитического преимущества в Каспийском бассейне. Поэтому Россия старалась активизировать нефтепровод «Баку-Новороссийск» и «Баку-Супса» альтернативно нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». Отметим, что основой политики Турции в Каспийском секторе даже при поддержке Запада является энергетической коридор Восток-Запад. Увеличение значения «Северной Линии» как первого этапа и поддержка этой линии странами Запада были показателями амбиций России на международной арене. Приход В.В. Путина к политической власти России и «события 11 сентября» 2001 г. заложили основы политики сближения России и Запада. В.В. Путин сохранил верность традициям внешней политики России -«Энергетической дипломатии». Вообще сравнивая основные принципы
внешнеполитической деятельности Б.Н. Ельцина и В.В. Путина можно утверждать, что в современную эпоху произошли коренные изменения во внешней политики России от военной опасности до энергетической уверенности. Если в период правления Б.Н. Ельцина во внешней политике России важное место занимала система обороны страны, то в годы президентства В.В. Путина основу этой политики занимает оборонные понятия «Энергетическая дипломатия». В это время на передний план были выдвинуты два проекта, которые в основном служат главным целям внешней политики России. Однако эти проекты были тесно связаны также с новой стратегией Азербайджана. Первым проектом было «Голубой поток». Этот проект имеет жизненно-важное значение для России [3]. В последнее время этот проект звучал в Евразии как «основа российско-турецких отношений», который министры иностранных дел Российской Федерации и Турецкой Республики Игорь Иванов и Исмаил Джем разработали в Нью-Йорке - «план совместной деятельности» [4]. По этому плану предусматривалась также их совместная деятельность на евразийском пространстве. Таким образом, Россия, являющаяся заметной военно-политической силой в регионе, начала выдвигать свои условия и в области энергоресурсов.
Официальные круги России не хотели оставаться в стороне от грандиозных проектов в регионе, имеющих огромное экономическое значение. С приходом В.В. Путина во внешней политике России на авансцену вышла экономическая политика, опирающаяся на энергоресурсы огромной страны и региона. Такая внешняя политика России вновь актуализировала проблему нефтепроводов, и наступил новый этап экономического соперничества различных государств в этом регионе. Однако после «событий 11 сентября» 2001 г. положение в Евразии изменилось, в некоторых политических кругах России вновь сформировалась мнение в пользу нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан». Одной из главных причин этого изменения стала одна из крупных авторитетных компаний России - «Лукойл». Следует отметить и другие причины: - присоединение к основной экспортной линии нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан» новых и крупных западных компаний; - обнаружение новых богатых залежей нефти в секторах Каспийского моря, относящихся к России и Казахстану; -возрастание роли России в ряде стран мира, добывающих нефть и появление в связи с этим потребности России в новых терминалах для экспорта нефти; - быстрое увеличение нефтяных ресурсов «Лукойла» и «ЮКОСа», являющихся нефтяными магнатами России, способность линии «Баку-Новороссийск» выполнить транзитные потребности и повышение интересов российских компаний к нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан». Именно эти факторы стали причиной положительных изменений в
правительственных кругах Российской Федерации и нефтяных компаниях страны. Однако эти изменения были встречены негативно и появились препятствия. Вначале руководство России запретило участие российских компаний в проектах. Прения между Россией и Турцией по энергетическим проектам вновь разгорелись после пресс-конференции организованной вице-президентом «Лукойла» 1 ноября 2001 г. Так, он отметил, что Россия должна изменить состояние недоверия, связанное с Турцией с энергетическими проектами, необходимо присоединить нефтепровод, открывающий у Белого моря линии «Баку-Тбилиси-Джейхан», в противном случае Россия должна обеспечить возможность транспортировки российской нефти в Новороссийске Черное море хотя бы по линии «Одесса-Броди» до Чехии, Венгрии, Словакии и Югославии. Он заявил, что если и это не произойдет, то российская нефть не дойдет до западных рынков [5]. После этой пресс-конференции президент «Лукойла» В. Алекперов, побывавший в Баку заявил, что его компания будет участвовать в «Баку-Тбилиси-Джейхан» с его долей 7,5%. Через 4 дня после этого заявления (11 сентября 2002 г.)
президент Российской Федерации В.В. Путин встретился с В. Алекперовым и обсудил с ним ряд энергетических вопросов, включая «Баку-Джейхан» [6]. Он отметил, что эта политика связана с экономической действительностью. Даже для претворения этого решения в жизнь Президент РФ В.В. Путин счел нужным выявить отношение российского правительства к этой проблеме. А правительство России заявило, что оно поддерживает доставку энергоресурсов Каспия на западные рынки различными средствами, но не хочет, чтобы эти средства принесли вред интересам России. Проект «Баку-Джейхан» для передовых стран имеет, прежде всего, политическое значение. Основная проблема, которая возникает у стран, связанных с этим проектом, заключалась в том, какими путями будет доставлена нефть. Это связывалось с геополитическими целями страны. Некоторые эксперты полагали, что Западное направление, связанное с Турцией, означало утверждение гегемонии США в Каспийском море. Министр иностранных дел РФ Игорь Иванов в мае 2001 г. [7] заявил, что даже если это не подходит нам с экономической точки зрения, Россия разрешит своим компаниям присоединиться к проекту «Баку-Джейхан» [8]. Президент Азербайджанской Республики Г.А. Алиев, побывавший 24-27 января 2002 г. в Москве с целью подписания Габалинского соглашения, отметил, что «Энергетическая политика была на повестке дня и превратилась в одну из тем переговоров между главами государств» [9]. Вместе с «Лукойлом» другая нефтяная компания России - «ЮКОС» также близко интересовалась нефтепроводом «Баку-Тбилиси-Джейхан». [10]. Поддержка Западом Турции в проекте «Баку-Тбилиси-Джейхан» состояла в «организации отстранения России от деструктивной политики». Несмотря на это официальные круги России и другие передовые государства мира готовились получить своим прибыли от этих проектов. Даже российские издания сформировали вокруг этого вопроса определенные общественные мнения. В одном из них было отмечено, что вопросы, связанные с проектом «Баку-Тбилиси-Джейхан», в
правительственных кругах России уже решены. В российском обществе была также информация о том, что некоторые силы вышли опять против этого проекта. С ноября 2001 г. были заявления против основного нефтепровода «Баку-Тбилиси-Джейхан», 15 апреля 2002 г. помощник президента «Лукойла» на конференции посвященной проблеме энергоресурсов и проведенной в Лондоне, заявил, что «Лукойл» не присоединится к проекту «Баку-Джейхан». За 4 дня до этого заявления, во встрече В.В. Путина с руководителем «Лукойла» В. Алекперовым была выражено отношение к проблеме участия этой компании в этом крупном энергетическом
консорциуме [11]. Российское правительство постоянно старалось установить и развивать теплые отношения с Турцией и Азербайджанской Республикой. В процессе присоединения «Лукойла» к проекту «Баку-Тбилиси-Джейхан», кроме политической элиты Российской Федерации было необходимо получить согласие также и энергетического лобби, находящегося под контролем правительства. В этом вопросе «Лукойл» конкурировал с самой большой компанией России «Транснефть»,
занимающейся доставкой нефти.
«Транснефть» старалась доставить энергоресурсы Каспия на мировой рынок своими силами. В России была заложена основа нового геополитического этапа начавшегося с приходом В.В. Путина к власти. С этого времени Россия начала проводить политику сближения с Западом. В действительности это началось с «Энергетической дипломатии», внесенной во
внешнюю политику России В.В. Путиным. Анализируя внешнюю политику России можно увидеть, что в период правления В.В. Путина основу внешней политики России составляла «энергетическая дипломатия». Необходимо также отметить то, что среди целей Российской внешней политики на передний план вышли два проекта, непосредственно связанные с Турцией. Именно по этим проектам Россия проводила в жизнь «сотрудничество» с Турцией. Таким образом, общий взгляд на систему международных отношений конца ХХ-начала XXI вв. свидетельствует о том, что Россия и Турция сотрудничают во многих областях жизни, выступают в качестве заступников, союзников. Российская Федерация и Турецкая Республика и ныне являются ведущими государствами Кавказского региона, и на фоне международных отношений современности выступают как союзники.
ЛИТЕРАТУРА
1. http://www.wep.ru/arhiv/2002/2/364.shtml, 6 may 2002.
2. Реализуется проект Баку-Тбилиси-Джейхан // газета «Азербайджан», 26 ноября 2001 г. (на Азербайджанском языке).
3. «Лукойл» выступил в поддержку нефтепровода «Баку-Джейхан». http/www.vaalbiz.com/ аrхivmirnеwс2.html, 7 сентября 2001.
4. Michael Lelyveld. Caucausus: Will Russia Lukoyl Join the Baku - Ceyhan. Popeline Porject // REE / RZ, 27 February 2002, p. 43.
5. Андрей Тсунский. Прекраснодушные проекты и интересы России // газета «Независимая газета», 1 декабря 2001 г.
6. Sergey Blaqov, Moskow Maneuvress Ahead of Caspian Summit / Eurasi Net, 22, nisan 2002.
7. Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. Москва: Морская гвардия, 2007.
8. «Баку-Джейхан» без денег "ЛУК ойл»а // «Ведомости», 16 апреля 2002, с. 52.
9. Sinan Ogan. Qabele Radar istasionu: Biri Sozetyor // Stratejik Analiz, Cilt 2(23), 13 mart 2002,
s. 70.
10. Valeriy Eqorov. Rusiya-Turkiye iliskileri ve Hazar bolgesi // Jornal of international Afforis. Son Bahar, 2002, cilt 6(28), s. 12-15.
11. Россия пока не приняла решение по вопросу об ее участии в строительстве нефтепровода "Баку-Джейхан". РИА Новости, 26 декабря 2002 г.