УДК 378:371 Н.Н. Букина*
Неформальный подход к подготовке сотрудников МВД России в системе позитивной профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи
В статье обсуждается проблема компетентности взрослых в роли воспитателей — это касается и представителей правоохранительных органов, когда они имеют дело с детьми и подростками. Особенно, это значимо в решении проблем профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи.
Ключевые слова:роль воспитателя, асоциальное и зависимое поведение, негативные тенденции поведения, позитивная профилактика.
N.NBukina*. The informal approach to preparation of employees of the Ministry of internal affairs of Russia in system of positive preventive maintenance antisocial and dependent behavior of youth. In article the problem of competence of adult tutors in a role is discussed concerns also representatives of law enforcement bodies when they deal with children and teenagers. Especially, it is significant in the decision of problems of preventive maintenance antisocial and dependent behavior of youth.
Keywords: a role of the tutor, асоциальное and dependent behavior, negative tendencies of behavior, positive preventive maintenance.
Обострение проблем воспитания и социализации, рост негативных явлений в молодежной среде порождают необходимость подготовки сотрудников МВД России к выполнению определенных функций воспитывающего характера. Несмотря на возрастающее внимание к проблемам подростков и молодежи, вложению немалых средств в профилактические мероприятия, тенденции асоциального и зависимого поведения продолжают углубляться, приобретая массовый характер. Причины этого многообразны, но в немалой степени они порождаются недостаточной компетентностью взрослых в роли воспитателей. Это относится прежде всего к родителям, отчасти к педагогам и, как ни печально, к представителям правоохранительных органов тоже — особенно когда по роду службы им приходится иметь дело с молодыми людьми и несовершеннолетними нарушителями закона.
Например, как понимают свою роль представители правоохранительных органов в отношении наркозависимых подростков? Обычно ответ достаточно прост: пресечение и принудительное лечение, т.е. фактически борьба с последствиями. А причины, которые приводят к негативным явлениям в молодежной среде, остаются вне поля рассмотрения и, следовательно, продолжают свое разрушающее воздействие.
Давно известно, что два наиболее распространенных пути — лечение последствий (наркозависимости, токсикомании, алкоголизма, СПИДа) и организация непосредственной борьбы с вредными привычками и негативным поведением — доказали свою недостаточную эффективность, но продолжают оставаться главными направлениями государственной политики и деятельности правоохранительных органов в решении данной проблемы. Это происходит потому, что ответственными работниками, организующими профилактическую работу на местах и в целом по стране, не вполне осознаются огромные формирующие возможности третьего направления — организации профилактики негативных тенденций как осуществление долговременной позитивной адресной политики в отношении личностного развития детей и молодежи-.
Вследствие непонимания необходимости опережающего формирования этих потребностей вопросы профилактики продолжают рассматриваться в контексте непосредственной защиты от угрожающих нежелательных событий («Скажем нет наркотикам!», «Минздрав предупреждает... »). Однако известно, что императивы, содержащие угрозы или запреты в незрелом, инфантильном сознании ребенка или подростка вместо ожидаемой реакции поддержки могут вызвать, наоборот, обостренную потребность попробовать то, что запрещается.
Растерянность взрослых передается молодым, которые мечутся среди соблазнов шоу-бизнеса и сомнительных, но внешне привлекательных развлечений, теряя ориентиры нормального, природосообразного личностного развития и самоопределения. Однако восстановить нормальное сознание даже у начинающего наркомана или молодого человека с девиантным, асоциальным поведением очень трудно. Необходима длительная психолого-педагогической работа по перестройке и глубокой коррекции сложившихся деструктивных привычек и стереотипов жизнедеятельности,
* Букина, Н.Н., заведующая лабораторией, Учреждение РАО «Ннститут образования взрослых» Россия, 191119, Санкт-Петербург, ул. Черняховского, 2, кандидат педагогических наук, доцент, тел. 404-62-39, 8-903-096-91-92, [email protected].
* Bukina, N.N., managing laboratory family studying, Russian Open Society Establishment «Institute of formation of adults» the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. The address: Russia, 191119, St.-Petersburg, street Chernjakhovskogo, 2. Phone: 40462-39, 8-903-096-91-92.
Статья поступила в редакцию 4 июля 2011 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
перестройка которых — дело не только трудоемкое и в масштабах страны весьма затратное, но в конечном итоге и малорезультативное.
Поиск эффективных путей преодоления обсуждаемых проблем требует, на наш взгляд, более глубокого изучения причин неадекватного личностного развития нормальных, изначально здоровых детей, а также психологических механизмов передачи от поколения к поколению (от родителей к детям, от педагогов к ученикам) деструктивных, саморазрушающих черт характера. Но, кроме этого, в рамках повседневной деятельности каждого специалиста, каждого сотрудника органов социальной защиты и правоохранительных органов возможно повышение степени понимания истинных причин и следствий проблем асоциального и зависимого поведения. Понимания с целью оказания реальной помощи в рамках профессиональных задач и полномочий.
Мы не имеем в виду подростков из неблагополучных семей или прямых потомков асоциального мира взрослых — там причины обсуждаемых проблем очевидны. Но важно понять, вследствие чего и, главное, каким образом под негативное влияние попадает молодежь, которая, выросла, казалось бы, в нормальных и даже респектабельных семьях, обучается в обычных школах, а нередко в элитных гимназиях. Почему мир наркоманов и преступников становится для этих подростков и молодых людей более привлекательным, чем нормальная человеческая жизнь?
Конкретные причины могут быть разными, но психологические корни одни и те же: дети, не получившие достаточного опыта позитивной самореализации и нормального личностного развития в семье и в школе, естественно, ищут другие, часто неадекватные способы самовыражения и нередко оказываются под негативным влиянием. Речь идет о достаточно «тонких», но далеко небезобидных вещах: заниженной самооценке, неуверенности в своих силах, повышенной тревожности и эмоциональной возбудимости, неспособности к волевому усилию и самоорганизации. Именно эти черты характера становятся предпосылкой неадекватного выбора. Неуверенные в себе, повышенно тревожные и эмоционально неуравновешенные подростки легче всего поддаются негативным влияниям, приобретают склонность к зависимому и асоциальному поведению, демонстрируют явно выраженную «немотивированную» агрессивность. Им трудно сохранять внутреннюю независимость и быть самостоятельными, поскольку они внутренне не готовы принимать решения и брать на себя ответственность. Бывает и наоборот: вырвавшись из-под авторитарного давления взрослых, подростки быстро адаптируются к среде уличных компаний, проявляя удивительную удаль и самостоятельность в деструктивной, асоциальной деятельности.
Это важно понимать тем, кто призван по роду службы не только пресекать негативные асоциальные проявления, но и помогать молодым в поиске средств и способов позитивной самореализации.
Таким образом, педагогическая компетентность сотрудников МВД России в отношении подростков и молодежи (т.е. фактически уже взрослых людей) подразумевает не столько психологопедагогические знания, сколько, прежде всего, способность понимать людей, их проблемы, и оказывать на них позитивное формирующее влияние. Конечно, эта способность связана с определенным уровнем личностной зрелости работника, его общей культуры и собственной нравственной устойчивости. Но в то же время общую способность к пониманию людей, причин и мотивации их поведения можно существенно повысить посредством специально организованной образовательной деятельности, направленной непосредственно на развитие собственного личностного потенциала работника, его способности к самопознанию и пониманию других людей.
В соответствии с этим в структуре подготовки и повышения квалификации сотрудников МВД России, на наш взгляд, целесообразно ввести элементы особой образовательной подготовки, которая активизирует познавательные интересы по отношению к самому себе (связанные с изучением собственного внутреннего «Я») и по отношению к другим людям.
Речь идет о целенаправленной образовательной деятельности, носящей гибкий, неформальный характер и отвечающей конкретным образовательным потребностям обучающихся, которая в системе представлений современной науки — андрагогики, изучающей проблемы образования взрослых, — соответствует понятию «неформальной» образовательной деятельности. Отражая и удовлетворяя личностные потребности человека, неформальное образование как никакое другое мобилизует интегральную способность личности к самосовершенствованию, к духовному внутреннему росту, что не только развивает человека, но и способствует его психологической защищенности от повышенных стрессов и других деструктивных влияний социума.
При этом сам процесс получения (точнее, приобретения) знаний выступает важным, но не решающим фактором. Главный (психологический) «продукт» неформального образования определяется не столько знаниями, сколько позитивными личностными новообразованиями — существенными дополнениями, изменениями в структуре личности, которые обучающийся приобретает в результате образовательной деятельности.
Такое образование правомерно рассматривать более глубоко и широко, чем традиционную общеобразовательную или профессиональную подготовку, образование, как процесс развития и созидания внутреннего «образа Я» работника с позиции профессионала. Этот «образ Я» или «Я—концепция» включает отношение работника к себе как профессионалу, к окружающему миру и своей профессиональной деятельности, а также к другим людям, включая подопечных, подчиненных, коллег и руководителей.
Таким образом, проблема подготовки сотрудников МВД России к выполнению функций воспитателя, педагога (точнее, андрагога) рассматривается нами как создание определенной образовательной ситуации, которая, с одной стороны, отвечает интеллектуальному уровню специалиста и его образовательному запросу (т.е. позволяет ему естественно включиться в доступный и желаемый
для него образовательный процесс), а с другой стороны, расширяет горизонты собственного личностного развития работника, благодаря чему у него возникают позитивные изменения в отношении к себе как профессионалу и к своей профессиональной деятельности.
Среди родителей, педагогов, руководителей образовательных учреждений и других потенциальных воспитателей есть определенное единство лишь в понимании благотворности постоянной занятости детей и подростков «полезными делами», но нет достаточно ясного представления о том, какими именно (по форме и содержанию) должны быть эти дела с точки зрения природосообразного развития личности и каким образом их можно организовать сегодня с учетом современных требований к личностному развитию школьника и сложившихся социальноэкономических условий жизни в стране.
К сожалению, существующая система школьного образования сегодня имеет достаточно низкий воспитывающий потенциал, сохраняет преимущественно авторитарный стиль педагогических воздействий на детей и подростков, поощряя у них потребность не столько в самореализации, сколько в постоянном приспособлении к обстоятельствам, к сравнению себя с другими, более успешными сверстниками. При таких условиях жизни в школе, а нередко и дома, где родители также действуют в основном с позиции «требований-запретов», у многих детей неизбежно возникает тотальное чувство вины и страха за свое несоответствие «образцу». Они становятся либо тревожными, неуравновешенными, либо привыкают к собственной неуспешности как неизбежности (что порождает внутреннюю защиту
— отказ от проявления своего «Я», приобретение таких защитных черт как лень и равнодушие).
Но есть и другие дети, которые в сложившейся ситуации начинают активно искать альтернативные (внешкольные) пути и способы самореализации. И тут далеко не все желающие оказываются в системе дополнительного образования или в спортивных секциях — часть малоимущих или просто недостаточно организованных остаются... на улице, где «свои законы» личностного формирования. В результате некоторые ребята именно в уличной компании становятся злее, агрессивнее и (или) вскоре приобретают черты зависимого поведения.
Однако каким бы ни был конкретный путь, важно подчеркнуть общую закономерность деструктивного развития личности: негативные черты не возникают у ребенка «вдруг» — в результате чьего-то случайного влияния, а формируются постепенно как результат собственного негативного жизненного опыта — опыта неуспешности, неудачно проявленной инициативы, грубого физического или психического подавления. Оставаясь незамеченными воспитателями и вовремя нескорректированными, деструктивные особенности ребенка, младшего школьника постепенно становятся устойчивыми чертами личности подростка, определяя предпочтения и стереотипы всей его последующей жизни. Вполне естественно, что разнообразный негативный опыт у разных детей порождает формирование различных деструктивных типов личности, которые сами по себе могут остаться глубоко скрытыми внутренними особенностями. Но в определенных условиях внутренние предпосылки могут неожиданно для окружающих проявиться, определяя черты зависимого или асоциального поведения.
Для преодоления роста негативных социальных тенденций в молодежной среде необходимо сосредоточить усилия на естественном изначальном формировании позитивных потребностей, привычек и стереотипов поведения ребенка с самого раннего детства. Другого пути просто нет.
Необходима продуманная государственная политика в области воспитания, обеспечивающего нормальное личностное развитие если не каждого ребенка, то, по крайней мере, абсолютного большинства маленьких граждан страны. В результате нормального развития к подростковому возрасту у ребенка, как правило, естественно формируются психологические механизмы самоорганизации и позитивного отношения к жизни. Именно эти внутренние механизмы или, точнее, поведенческие стереотипы составляют устойчивый фундамент в структуре личности, защищая растущего человека от негативных влияний. Как показывает практика и специальные исследования, если ребенок не имеет врожденной патологии здоровья, то причиной его деструктивного, асоциального поведения являются грубые нарушения условий нормального личностного развития и становления (неблагополучная семья, неадекватное родительское отношение, физическое и психическое подавление ребенка взрослыми и т.п.).
Иными словами, можно утверждать, что самая надежная психологическая защита детей и подростков от негативного влияния в любой ситуации и на все времена состоит в формировании позитивного опыта успешности и эмоционального благополучия как основы самодостаточности и стержня личности: интегральной общей способности к самоорганизации в позитивной, социально значимой деятельности. Это защита, которая: 1) всегда с собой, 2) действует изнутри, т.е. не требует специально защищающих, «профилактических» мероприятий и одновременно 3) сама является основой развития высшей человеческой потребности — потребности в личностной самореализации в роли активного деятеля.
И начинать профилактическую работу надо не в подростковом возрасте в преддверии возможной встречи с наркотиками и другими негативными влияниями, а гораздо раньше — когда формируется сознание маленького человека: его отношение к окружающим людям, к миру и к себе в этом мире, когда закладываются система его потребностей и способностей. Более того, для построения целостной системы позитивной профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи необходимо обеспечить преемственность передаваемых от поколения к поколению общечеловеческих «вечных» целей и ценностей жизни.
Таким образом, идея позитивной профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи посредством неформального образования взрослых состоит в оказании образовательной помощи взрослым — и не только родителям и педагогам как непосредственным воспитателям, но и
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
работникам служб социальной защиты, и сотрудникам правоохранительных органов, так или иначе взаимодействующим с детьми и подростками и влияющим на их судьбы. Позитивная профилактика начинается с осознания необходимости формирования позитивного опыта успешности и эмоционального благополучия ребенка, подростка как главного средства преодоления асоциальных склонностей и основы его нормального личностного развития.
Список литературы1
1. Букина, Н. Н. Развитие системы позитивной профилактики асоциального и зависимого поведения молодежи посредством неформального образования взрослых / / Роль социальных институтов в профилактике нарко-зависимости среди подростков и молодежи : материалы XI межвузовской научнопрактической конференции / под ред. Г. Е. Гуна — СПб.: ЛОИРО, 2009. — С. 168-172.
2. Гнездилое, М. Л. Изучение влияния направленного воздействия средств физической культуры и спорта на преодоление асоциальных проявлений в поведении подростков // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : материалы X Всероссийской научно-практической конференции. — Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2007. — С. 24-27.
3. Кучуб, H. A. К вопросу склонности современного подростка к асоциальному поведению // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2008. — № 10. — С. 56-60.
4. Медведева, М., Шишова, Т. Почему буксуют наши методики борьбы с наркоманией // Воспитание школьников. — 2003. — № 7. — С. 53-61.
5. Мочалов, Л. Деликатный подход к кричащей проблеме: Наркомания: профилактика и помощь // Основы безопасности жизни. — 2002. — № 5. — С.18-20.
6. Сборник научно-методических материалов по проблеме профилактики злоупотребления психоактивными веществами / / Библиотечка журнала «Вестник образования». — 2004. — № 7. — С. 3-64.
Literature
1. Bukina, N. N. Development of system of positive preventive maintenance antisocial and dependent behavior of youth by means of the informal formations of adults / / Role of social institutes in preventive maintenance Drug dependence among teenagers and youth : Materials of interuniversity scientific conference.
— St. Petersburg, 2009. — P. 168-172.
2. Gnezdilov, M. A. Learning of influence of the directed influence of means of physical training and sports on overcoming antisocial displays in behavior of teenagers // Actual problems of physical training and sports: Materials of X All-Russia scientifically-practical conference. — Tomsk, 2007. — P. 24-27.
3. Kuchub, N. Л. To a question of propensity of the modern teenager to asocial behavior // Bulletin of the Orenburg state university. — 2008. — № 10. — P. 56-60.
4. Medvedev, I, Shishov, T. Why our techniques of struggle against a drug addiction // Education of schoolboys slip. — 2003. — № 7. — P 53-61
5. Mochalov, A. The delicate approach to a shouting problem: The drug addiction: Preventive maintenance and the help / / Bases of safety of life. — 2002. — № 5. — P. 18-20.
6. The collection of scientifically-methodical materials on a problem of preventive maintenance of abusing psychoactive substances / / Library of magazine «Bulletin of education». — 2004. — № 7. — p. 3 — 64.
УДК 378.144/.146 Ю.А. Грачев*
Разработка показателей готовности курсантов к учебной деятельности в вузе МВД России
Статья посвящена обоснованию феномена готовности курсанта к учебной деятельности как состоянию, в котором фиксируется наличие необходимых знаний и учебных умений, учебной мотивации, а также позитивного отношения к процессу обучения. Автор рассматривает конкретные методики показателей готовности курсантов, включающие мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты.
Ключевые слова: готовность курсанта к учебной деятельности, позитивное отношение к
обучению, мотивационный, познавательный, эмоциональный и волевой компоненты готовности.
* Грачев, Юрий Александрович, начальник кафедры специальных мероприятий ОВД Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 188510, г. Санкт-Петербург, Петродворец, ул. Аврова, д.33. Тел. 420-67-32.
Grachev Yury Aleksandrovich, the chief of chair of special actions of organs of Internal Affairs. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the address: Russia, 188510, St.-Petersburg, Petrodvorets, street Avrova, 33. Phone 420-67-32. Статья поступила в редакцию 9 июня 2011 года.