Научная статья на тему 'НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ'

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / КОНСАЛТИНГ / ПОДКАСТИНГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНФЕРЕНЦИИ / ТРЕНИНГОВЫЕ ЦЕНТРЫ / ЯЗЫКОВЫЕ ШКОЛЫ / NON-FORMAL EDUCATION / LIFELONG EDUCATION / CONTINUING EDUCATION / ADVANCED TRAINING / FORMAL EDUCATION / DIGITAL ECONOMY / INFORMATION ECONOMY / KNOWLEDGE SOCIETY / CONSULTING / PODCASTING / INTELLECTUAL ACTIVITY / CONFERENCES / TRAINING CENTERS / LANGUAGE SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Орлова Елена Геннадьевна

В цифровом обществе, основанном на знаниях, неформальное образование - это стратегический фактор достижения высокого уровня жизни населения. В нашей стране, где треть россиян живут за чертой бедности, это особенно актуально. Благодаря онлайн-курсам, сторителлингу, командным играм, коучингу и моделированию конкретных ситуаций молодёжь может обогатить свой «багаж» знаний и овладеть востребованными личностными и профессиональными компетенциями. Пожилые люди могут пополнить свои умения в сфере межличностных отношений, в области любительских увлечений и в быту. Неформальное образование является многосторонним и проникает во все сферы социальной и духовной жизни человека. Оно обязательно изменит «образовательный ландшафт» на глобальном и национальном уровне. В статье приводится анализ неформального образования в аспекте формирования общества знаний в России. Автор акцентирует внимание на взаимосвязь неформального и формального обучения и сотрудничества между организациями, представляющими эти формы образования. Особое внимание автор в статье обращает на активное участие обучающихся в образовательном процессе, что позволяет усваивать информацию практически полностью. Это подчёркивает явное преимущество неформального образования по сравнению с формальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMAL EDUCATION IN DIGITAL SOCIETY

In a knowledge-based digital society, non-formal education is a strategic factor in achieving a high standard of living. In our country, where a third of Russians live below the poverty line, this is especially true. Thanks to online courses, storytelling, team games, coaching and modeling of specific situations, young people can enrich their "baggage" of knowledge and master the sought-after personal and professional competencies. Older people can replenish their skills in the field of interpersonal relations, in the field of amateur hobbies and in everyday life. Non-formal education is multilateral and penetrate into all spheres of human social and spiritual life. It will necessarily change the “educational landscape” at the global and national levels. The article provides an analysis of non-formal education in the aspect of the formation of a knowledge society in Russia. The author focuses on the relationship of informal and formal training and cooperation between organizations representing these forms of education. The author pays special attention to the active participation of students in the educational process, which allows the assimilation of information almost completely. This underlines the clear advantage of non-formal education over formal.

Текст научной работы на тему «НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ»

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Orlova Elena Gennadievna INFORMAL EDUCATION IN DIGITAL ...

pedagogical sciences

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0042

НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ

© 2020

AuthorID: 448794

SPIN: 7563-3025

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com) Орлова Елена Геннадьевна, кандидат географических наук, начальник отдела маркетинга СХПАО «Белореченское» (665479, Россия, Иркутск, п. Белореченский, а/я 147, e-mail: eg-orlova@mail.ru)

Аннотация. В цифровом обществе, основанном на знаниях, неформальное образование - это стратегический фактор достижения высокого уровня жизни населения. В нашей стране, где треть россиян живут за чертой бедности, это особенно актуально. Благодаря онлайн-курсам, сторителлингу, командным играм, коучингу и моделированию конкретных ситуаций молодёжь может обогатить свой «багаж» знаний и овладеть востребованными личностными и профессиональными компетенциями. Пожилые люди могут пополнить свои умения в сфере межличностных отношений, в области любительских увлечений и в быту. Неформальное образование является многосторонним и проникает во все сферы социальной и духовной жизни человека. Оно обязательно изменит «образовательный ландшафт» на глобальном и национальном уровне. В статье приводится анализ неформального образования в аспекте формирования общества знаний в России. Автор акцентирует внимание на взаимосвязь неформального и формального обучения и сотрудничества между организациями, представляющими эти формы образования. Особое внимание автор в статье обращает на активное участие обучающихся в образовательном процессе, что позволяет усваивать информацию практически полностью. Это подчёркивает явное преимущество неформального образования по сравнению с формальным.

Ключевые слова: неформальное образование, образование через всю жизнь, непрерывное образование, повышение квалификации, формальное образование, цифровая экономика, информационная экономика, общество знаний, консалтинг, подкастинг, интеллектуальная деятельность, конференции, тренинговые центры, языковые школы.

INFORMAL EDUCATION IN DIGITAL SOCIETY

© 2020

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com) Orlova Elena Gennadievna, candidate of geographical sciences, head of marketing SC PJSC «Belorechenskoe» (665479, Russia, Irkutsk, Belorechensky settlement, PO Box 147, e-mail: eg-orlova@mail.ru)

Abstract. In a knowledge-based digital society, non-formal education is a strategic factor in achieving a high standard of living. In our country, where a third of Russians live below the poverty line, this is especially true. Thanks to online courses, storytelling, team games, coaching and modeling of specific situations, young people can enrich their "baggage" of knowledge and master the sought-after personal and professional competencies. Older people can replenish their skills in the field of interpersonal relations, in the field of amateur hobbies and in everyday life. Non-formal education is multilateral and penetrate into all spheres of human social and spiritual life. It will necessarily change the "educational landscape" at the global and national levels. The article provides an analysis of non-formal education in the aspect of the formation of a knowledge society in Russia. The author focuses on the relationship of informal and formal training and cooperation between organizations representing these forms of education. The author pays special attention to the active participation of students in the educational process, which allows the assimilation of information almost completely. This underlines the clear advantage of non-formal education over formal.

Keywords: non-formal education, lifelong education, continuing education, advanced training, formal education, digital economy, information economy, knowledge society, consulting, podcasting, intellectual activity, conferences, training centers, language schools.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Индустриальный способ производства был основан на использовании станков и механизмов и подчинению людей строгому ритму работы машины. Поэтому главной целью образования была подготовка квалифицированной рабочей силы, которые могли выполнять функцию не созданного ещё инженерами машинного механизма. Шли теоретические разговоры о подготовке трудовых ресурсов, то есть людей продающий свою физическую энергию и создающих добавочную стоимость. Сегодня общество находится в состоянии интенсивных изменений, основанных на знаниях - кодифицированном капитале. Интеллектуальный капитал, состоящий из человеческого капитала (опыт людей и их креативность), интеллектуальных активов (изобретения, программы и проекты) и интеллектуальной собственности (авторские права, патенты и торговые марки), стал основой техни-

ческого прогресса в обществе [1].

За пределами культурной и экономической столиц России образовательный процесс основан на рутинных, а не на творческих началах. Поворот образования в сторону человеческой, а не машинной сущности должен идти посредством образовательных реформ, проводимых сверху вниз и внутренним движением снизу вверх. Такая взаимная активность будет действенной и эффективной. Постоянно усиливающийся поток информации заставляет людей постоянно учиться, чтобы удовлетворительно функционировать в эпоху общества знаний [2]. Поэтому часть учёных считают, что неформальное обучение уже не является добровольным, а осуществляется под скрытым принуждением.

Формальное образование с педагогической точки зрения - это система постоянного по времени и содержанию обучения от начального (школа) до высшего (докторантура). Государственные и частные учреждения должны

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Орлова Елена Геннадьевна НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЦИФРОВОМ ...

иметь лицензию на эту деятельность. Неформальное образование происходит за рамками системы формальных школ и в отличие от академического может осуществляться без участия преподавателя. Данное образование носит бессистемный, пожизненный и неорганизованный характер приобретения взглядов, убеждений, знаний и навыков. Большую роль в этом процессе играют окружающая среда и повседневный жизненный опыт. Такое обучение принимает форму конференций, инструкций, тренингов, курсов и лекций как в живую, так и удалённо.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большое число публикаций по неформальному образованию говорят о большой значимости данного вида обучения в современном обществе. Вопросами неформального образования занимались такие учёные, как: О.В. Ройтблат, Д.Н. Ядранский, М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус, Л.П. Будай, М.В. Груздев, А.В. Золотарева, В.М. Мо-гилевская, Г.В. Ахметжанова, К.В. Вавилина, А.В. Бо-гунова, Н.В. Токарев, Т.В. Кустов, А.В. Тимофеев, Ж.Б. Марголина, Н.А. Шумилова, И.Ю. Тарханова, О.Э. Иванова, Ф.Х. Хабибуллин, А.Н. Свободина, О.Н. Баева, Л.А. Казарина, М.В. Батаева, Б.Ж. Тагаров, И.В. Анохов.

Ройтблат О.В. говорит о преимуществах форм организации неформального образования (информационная ёмкость, возможность внедрения новаций в практику, прямые вопросы преподавателю, возможность слышать коллег) [3]. Ядранский Д.Н. отмечает специфическую проблему неформального образования - диагностирование полученных практических навыков только в повседневной профессиональной жизни [4]. Якушкина М.С., Илакавичус М.Р., Будай Л.П. приводят интересные примеры диверсифицированных педагогических практик в неформальном обучении детей и их мам в театральной творческой мастерской [5]. Могилевская В.М. рассматривает сайт как инновационный объект неформального образования и выделяет несколько их видов (персональные, справочники, учебная пресса, консультационные, учебно-дистанционные, виртуально-методические) [6]. Ахметжанова Г.В., Вавилина К.В. объединяет в неформальное образование несколько его подвидов (непрерывное, дополнительное и самообразование) [7]. Богунова А.В. считает, что причиной развития неформального образования являются миграционные процессы и увеличение свободного от работы времени людей [8]. Токарев Н.В., Кустов Т.В., Тимофеев А.В. рассматривая потенциал подкастов в сфере неформального образования, выделяют их дискретность прослушивания, возможность создания в домашних условиях и нишевую тематичность [9]. Марголина Ж.Б., Шумилова Н.А. говорят о появление в мире десятка новых профессий, к которым никто академически не готовит и именно этот факт заставляет задуматься о системах неформального образования [10]. Тарханова И.Ю. рассуждает о том, что сегодня неформальное образование заинтересованные стороны делают модным явлением, в противном случае у молодёжи будет отсутствовать любознательность к нему [11]. Иванова О.Э., Хабибуллин Ф.Х. отмечают очень специфичную форму неформального образования - консалтинг, который рассматривают с точки зрения образовательного диалога между двумя равными сторонами [12]. Свободина А.Н. выделяет шесть направлений неформального образования: «бытовое», параформаль-ное, персонального развития, народное, социальное и карьерное [13]. Баева О.Н., оценивая спрос со стороны руководителей на программы дополнительного профессионально образования (ДПО), отмечает, что высокая степень включения в обучение и высокая доля участия наблюдается только в отраслях здравоохранения, образования, транспорта, связи и добывающих производств [14]. Казарина Л.А., Батаева М.В. говорят к том, что образовательные услуги научных организаций могут за-

нять центральную позицию на рынке сервисных услуг в экономике знаний [15]. Тагаров Б.Ж. отмечает, что социальные цифровые площадки ^асеЬоок, Вконтакте, Instagram и Youtube) дают возможность делиться профессиональной информацией и получать прямой (без работодателя) доход от своих знаний [16]. Анохов И.В. говорит о появлении в неформальном образовании новой более ёмкой формы передачи знаний (объёмное моделирование и прототипирование), которые многократно ускорят и усилят усвоение информации любым заинтересованным человеком и с любой квалификацией [17].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в определении условий развития неформального образования в цифровом обществе. Для этого необходимо выделить признаки неформального обучения и охарактеризовать каждый из них.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Благодаря активным методам обучения, неформальное образование можно считать сугубо практическим. Автор выделяет несколько признаков данного образования:

1. Обучающиеся - это люди разных возрастных групп, но имеющие строго определённую потребность в обучении.

2. Учебные программы имеют чётко выраженную целевую направленность.

3. Значительная гибкость в передаче знаний.

Неформальное образование ассоциируют с активными формами проведения свободного времени (театр, языковые, музыкальные и танцевальные школы, библиотеки, частные мастер-классы и бизнес-тренинги). Простое прослушивание позволяет воспринимать только 10% информации, активное участие в образовательном проекте даёт 90% эффект. Если формальное обучение фокусируется на оценке и анализе уже известных данных, то неформальное - основано на прогнозировании, планировании и творчестве. При прослушивании и пассивном наблюдении не все центры нервной системы вовлечены в процесс интеллектуальной деятельности. Обучающиеся в физическом и виртуальном пространстве создают социальные связи, которые способствуют обмену навыками, опытом, знаниями и генерируют новые идеи.

В цифровом обществе знание плюс информация - это рост производительности труда. Люди чувствуют себя изолированными от общества, если не умеют работать с 1Т-технологиями [18]. Повышение возрастного ценза при выходе на пенсию, «русский крест» в демографии и роботизация заставляют людей постоянно повышать свою квалификацию, чтобы быть востребованным на рынке труда [19]. Знание сегодня воспринимается как лекарство от нищеты и ослабляет навязанную политэкономами (неоклассиками, марксистами и кейнсиансами), веру в превосходство земли, труда и капитала. Если социальное расслоение в российском индустриальном обществе является нормой, то в экономике знаний оно недопустимо, так как интеллектуальный капитал не может быть отделён от его носителя. В отличие от сырьевой экономики, знания в цифровой экономике - это неограниченный и неисчерпаемый ресурс, способствующий созданию других ресурсов и являющийся основным фактором роста [20]. В саморегулирующемся обществе знаний решения принимаются в сетях децентрализованно творческими людьми, у которых имеются соответствующие компетенции. Уровень жизни, количество свободного времени и качество работы в нём зависят от информации и уровня её использования.

Большой проблемой системы российского образования является значительная часть профессионально активных людей, которые после окончания академических образовательных учреждений (колледжей и вузов) больше не хотят получать знания. Причины этого явления могут быть совершенно разные, от банального отторжения «знаниевого» подхода в обучении, до ин-

Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)

185

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Orlova Elena Gennadievna INFORMAL EDUCATION IN DIGITAL ...

pedagogical sciences

теллектуальной лени. А ведь прекращение даже на время мыслительной деятельности ведёт к формированию предрассудков и уменьшению способности адаптироваться к быстро меняющейся реальности. Необходимо показать этим людям, что неформальное обучение - это прежде всего удовольствие, и не сколько не обязанность. Обучение вне академических школ более эффективно, так как направлено на активизацию познавательного процесса учащихся, на раскрытие их талантов и на создание социальных связей. При этом формируется гражданская социальная ответственность, уважение к коллегам, способность к общению, настойчивость и смелость, а главное - надобность получать знания. Классическими примерами общероссийского неформального образования являются научные фестивали «WorldSkills» и «Nauka 0+», музейные вечера, многочисленные летние языковые школы, бизнес-конференции от «Университет Синергия», университеты для людей третьего возраста и научные поездки на природу.

Процесс реформы российской системы образования не может быть только сверху вниз, потому что он будет навязан и не принесёт желаемых результатов. Необходимо горизонтальное сотрудничество между местными образовательными организациями (частными школами, тренинговыми центрами, библиотеками, театрами и общественными центрами) [21-24].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В последние десятилетия 21-го века Россия стала быстро развивающейся страной (уровень жизни людей в стране за последние 20 лет возрос в 5 раз), но ей нужно изменить отношение к образованию по остаточному принципу. Гражданин должен чувствовать заботу и внимание, и речь здесь идёт не только о социальной помощи и косвенном финансировании рождаемости. В цифровой век возрастает роль интеллектуального потенциала человека и именно он определяет востребованность на рынке труда [25]. Поэтому возникает настоятельная необходимость постоянного и непрерывного обучения отдельных людей. Однако формальное образование не может закрыть постоянно возникающий пробел в знаниях. Неформальное обучение в течение всей жизни позволит людям генерировать новые идеи, приобретать востребованные обществом навыки, обогащать свой кругозор и делать жизнь насыщенной и интересной. Это требует хорошо продуманных и долгосрочных государственных инвестиций в рамках нацпроектов, а также кооперирования образовательных учреждений на местном уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Балашова М.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.

2. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.

3. Ройтблат О.В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О.В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-2 (19). - С. 210-213.

4. Ядранский Д.Н. Авторское видение развития неформального образования / Д.Н. Ядранский // В сборнике: XXIX Ершовские чтения. педагогическое образование: вызовы времени сборник научных статей. отв. ред. С.А. Еланцева. - 2019. - С. 13-14.

5. Якушкина М.С. Эффективные практики неформального образования для разновозрастных сообществ в условиях диверсификации образования /М.С. Якушкина, М.Р. Илакавичус, Л.П. Будай // Электронный научно-практический журнал Культура и образование.

- 2014. - № 1 (5).

6. Могилевская В.М. Сайт как эффективное средство неформального образования взрослых / В.М. Могилевская // В сборнике: Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве Сборник статей III Международной научно-методической конференции. Ответственный редактор С.В. Венидиктов. - 2016. - С. 153-160.

7. Ахметжанова Г.В. Опыт организации неформального образования на примере образовательной программы «Eurostars» / Г.В. Ахметжанова, К.В. Вавилина // Балтийский гуманитарный журнал.

- 2019. - Т. 8. - № 4 (29). - С. 17-20.

8. Богунова А.В. Неформальное образование взрослых как фак-

тор развития системы непрерывного образования / А.В. Богунова // В сборнике: Перспективы развития научных исследований в 21 веке сборник материалов 4-й международной научно-практической конференции. - 2014. - С. 177-180.

9. Токарев Н.В. Подкастинг как направление развития неформального образования / Н.В. Токарев, Т.В. Кустов, А.В. Тимофеев // Современное образование: содержание, технологии, качество. - 2019.

- Т. 1. - С. 15-17.

10. Марголина Ж.Б. Неформальное образование в контексте организации непрерывного профессионального образования в современных условиях / Ж.Б. Марголина, Н.А. Шумилова // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2018. - № 2.

- С. 62-68.

11. Тарханова И.Ю. Современные тенденции развития неформального образования молодежи / И.Ю. Тарханова // В сборнике: Апгрейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025 Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2019. - С. 13-17.

12. Иванова О.Э. Трансформация сократической беседы как образовательной практики / О.Э. Иванова, Ф.Х. Хабибуллин //Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 1 (22). - С. 246-249.

13. Свободина А.Н. Сущность неформального образования / А.Н. Свободина //В сборнике: Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей XXIX Международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 76-78.

14. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. - DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.

15. Казарина Л.А. Услуги, оказываемые научными организациями, как особый вид рыночных услуг/ Л.А. Казарина, М.В. Батаева // Практический маркетинг. - 2019. - № 2 (264). - С. 16-22.

16. Тагаров Б.Ж. Влияние цифровой экономики на занятость населения в условиях экономического неравенства между территориями / Б.Ж. Тагаров // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 388-395. - D0I:10.17150/2500-2759.2019.29(3).388-395.

17. Анохов И.В. Движущие силы Индустрии 4.0 и ее последствия для человека и экономики. Новые основания для сборки общества / И.В. Анохов // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 379-387. - D0I:10.17150/2500-2759.2019.29(3).379-387.

18. Красноярова О.В. Медиа как среда современного человека / О.В. Красноярова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2010. - № 6. - С. 159-163.

19. Былков В.Г. Повышение эффективности использования трудового потенциала в процессе актуализации системы оценки квалификаций / В.Г. Былков // Global and Regional Research. - 2019. - Т. 1.

- № 3. - С. 76-81.

20. Суходолов А.П. Факторная модель оценки состояния цифровой экономики / А.П. Суходолов, И.А. Слободняк, В.А. Маренко // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2019. - Т. 20. № 1. - С. 13-24.

21. Колодина Е.А. Исследование тенденций развития местного самоуправления в современной России / Е. А. Колодина // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 2. -С. 162-170. — DOI: 10.17150/2500-2759.2017.27(2).162-170.

22. Черникова Е.Г. Неформальное образование граждан старшего поколения в сфере досуга //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 18-20.

23. Аббасова К.Я. Проблемы личностного саморазвития в современном образовании // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 71-74.

24. Ахметжанова Г.В., Вавилина К.В. Опыт организации неформального образования на примере образовательной программы «Eurostars» //Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 17-20.

25. Баева О.Н. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования / О.Н. Баева, Н.П. Шерстянкина // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 835-850.

Статья поступила в редакцию 13.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.