педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич, Белавенцева Анна Викторовна ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ...
УДК 378.018.43
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0006
ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
© 2020
AuthorlD: 448794
SPIN: 7563-3025
Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Белавенцева Анна Викторовна, магистрант кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис» Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: [email protected])
Аннотация. При внедрении системы дистанционного обучения в вузах, становится актуальным вопрос качества и адаптации новых форм и технологий обучения к традиционным структурам университетов. Одним из критериев оптимизации онлайн-обучения является его рыночная эффективность, то есть потребность общества в готовом электронном образовательном продукте. Однако проблема в том, что российский рынок онлайн образовательных услуг еще находится в зачаточном состоянии, поэтому ни у онлайн-тьютеров, ни у онлайн-студентов ещё нет сформированных потребностей. Поэтому возникает необходимость в разработке обобщающих стандартов в отношении проектов электронного образования. Каждая отдельная личность или группа людей, предлагающая онлайн-образо-вание, создает свои собственные стандарты, и они зависят от используемой технологии преподавания. Поэтому разработчикам онлайн-обучения не хватает универсальных принципов при создании дистанционного обучения и его реализации в существующих образовательных системах. В тоже время автор в статье констатирует, что проблема качества дистанционного образования - это не просто проблема методологических, технических и организационных стандартов электронного курса или проблема достижения запланированной эффективности самого учебного процесса. Возможно, что одни предметы соответствуют концепции электронного обучения, а другие нет.
Ключевые слова: дистанционное образование, электронное обучение, онлайн-студент, онлайн-курс, качество учебного процесса, человеческий капитал, модели образования, чат, онлайн-консультация, традиционное образование, результат обучения, образовательная миссия, образовательные события, лицензированное программное обеспечение.
© 2020
QUESTIONS OF QUALITY OF ELECTRONIC LEARNING
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Belaventseva Anna Viktorovna, undergraduate of the department Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: [email protected]) Abstract. When introducing the distance learning system in universities, the issue of quality and adaptation of new forms and technologies of education to the traditional structures of universities becomes relevant. One of the criteria for optimizing online learning is its market efficiency, that is, the need of society for a ready-made electronic educational product. However, the problem is that the Russian market of online educational services is still in its infancy, so neither online tutors, nor online students have yet formed needs. Therefore, there is a need to develop generalizing standards for e-education projects. Each individual or group of people who offers online education creates their own standards, and they depend on the teaching technology used. Therefore, the developers of online learning lack universal principles for creating distance learning and its implementation in existing educational systems. At the same time, the author states in the article that the problem of the quality of distance education is not just a problem of the methodological, technical and organizational standards of the electronic course or the problem of achieving the planned effectiveness of the educational process itself. It is possible that some subjects correspond to the concept of e-learning, while others do not.
Keywords: distance education, e-learning, online student, online course, quality of the educational process, human capital, education models, chat, online consultation, traditional education, learning outcomes, educational mission, educational events, licensed software.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Проект электронного образования - это неповторяющаяся деятельность, в результате которой за определённое время создаётся уникальный онлайн-курс. Достижение цели проекта предполагает координацию деятельности команды, мониторинг проектных мероприятий, гибкий план и контроль качества. Автор считает, что помимо качественного осуществления стандартных управленческих функций, проектная группа должна найти своё уникальное представление о том, как обучать людей в Интернете. Чтобы дистанционное образование было востребовано обществом, материалы и способ обучения на онлайн-курсах должны быть на голову выше тех, которые были осуществлены и подготовлены традиционным способом. Дистанционное обучение заставляет людей экспериментировать с дизайном онлайн-обучения, то есть приобретать ранее неизвестные навыки и уделять гораздо больше времени обучению, чем при традиционном способе. При внедрении системы дистанционного обучения в вузах существует проблема адаптации
новых форм и технологий образования к традиционным университетским структурам, которые до недавнего времени руководствовались неопределенным и индивидуальным чувством качества обучения. При использовании нескольких методов смешанного обучения одни показатели качества могут приобретать повышенную важность, а другие напротив её терять. Это зависит от применяемой технологии электронного преподавания.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. За последние годы в научных статьях, посвящённых электронному образованию, появилось несколько исследований, описывающих проблемы его качества. Вопросами повышения качества дистанционного обучения занимались такие ученые, как: Н.С. Абрамова, О.И. Ваганова, Л.И. Кутепова, Г.В. Ахметжанова, А.В. Юрьев, Е.Н. Бобышев, М.Н. Булаева, М.Н. Гладкова, Ж.В. Смирнова, М.И. Колдина, М.М. Кутепов, Л.К. Иляшенко, Д.Л. Морозов, А.В. Богданова, И.К. Кондаурова.
Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Belaventseva Anna Viktorovna pedagogical
QUESTIONS OF QUALITY OF ELECTRONIC ... sciences
Абрамова Н.С., Ваганова О.И., Кутепова Л.И. вопрос повышения качества электронного обучения напрямую связывают с индивидуализацией процесса обучения. Благодаря тому, что студент в удобном месте и в удобное для него время может осваивать учебный материал, у него повышается интерес и познавательная активность [1]. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. связывают качество обучения с огромным числом электронных ресурсов (гиперссылки, мультимедийные презентации, аудио- и видеоматериалы) и с инновационными моделями обучения («гибридное обучение» и «перевёрнутый учебный класс») [2]. Бобышев Е.Н. отмечает, что один из существенных факторов, лимитирующих качественное развитие электронного обучения - это недостаточная пропаганда идей развития российского информационного общества [3]. Булаева М.Н., Ваганова О.И., Гладкова М.Н. говорят о качестве обучения с позиции «привычки», так как молодые люди давно уже привыкли пользоваться гаджетами, и электронное обучение вызывает у них намного более положительную реакцию, чем «олд-скульное» традиционное [4]. Ваганова О.И., Смирнова Ж.В., Абрамова Н.С. считают, что качество обучения напрямую связано с функцией учителя, который ни коем случае не должен быть авторитарен. Он должен стать наставником, ментором, тренером или модератором [5]. Ваганова О.И., Колдина М.И., Абрамов О.Н. отмечают, что качество обучения онлайн-студентов напрямую зависят от их осведомлённости о результатах, которых от них ожидают [6]. Гладкова М.Н., Абрамова Н.С., Кутепов М.М. отвергают электронное обучение в чистом виде и в своей статье обосновывают, что только симбиоз дистанционного и традиционного образования может дать максимальный эффект [7]. Кутепов М.М., Иляшенко Л.К., Морозов Д.Л. должный уровень качества электронного курса связывают с множеством различных типов заданий и форм общения (онлайн-кон-сультация, поддерживающий вебинар, личная переписка и групповой чат) [8]. Богданова А.В., Кондаурова И.К. говоря о проблемах эффективной оценки качества онлайн-курсов, где в качестве базового элемента образовательного процесса, выделяют создание условий, способствующих выработке у каждого студента навыков самостоятельного освоения новых компетенций [9].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в ответе на вопрос, что делает онлайн-курс по-настоящему качественным. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- установить основные свойства электронного курса;
- выявить факторы, которые делают онлайн-курс увлекательным для студентов.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Сегодня знания - это динамический и изменяющийся ресурс, требующий постоянного преобразования и расширения области его использования, особенно в эпоху четвёртой технологической революции [10, 21]. Поэтому появилась новая образовательная теория, которая направляет обычных работников и их руководителей на постоянное совершенствование своих профессиональных умений [11]. Постоянное повышение квалификационных характеристик человека - это требование, возникшее на основе увеличивающейся скорости изменения технологий. Модели современного образования -это открытые системы, ориентированные на технологии взаимного обмена сведениями, среду обработки и новые источники получения информации. Все эти изменения заставляют учитывать скорости изменения технологического окружения и инновационные виды отношений между студентом и преподавателем.
Образование в информационном веке должно на первое место ставить личные отношения и гуманистические ценности. Отношения между студентом и преподавателем должны содержать образовательную миссию, которая позволяет понять правильный смысл 36
емый через 1Т-обучение и механистическую концепцию знаний.
Тагаров Б.Ж. утверждает, что повышение качества учебного процесса с помощью инфомационно-комму-никационных технологий напрямую связано с увеличением человеческого капитала индивида [12]. Хотя людей, получающих электронное образование в первую очередь могут интересовать знакомство с другими учениками, социальный статус и занимательное времяпровождение, а уже во вторую очередь - получение востребованных обществом навыков. Поэтому не существует тесной связи между качеством и эффективностью обучения. Можно создать онлайн-курс высокого качества по форме, но который будет нерезультативным и будет содержать откровенно слабые домашние задания и лекции.
Автор считает, что качество электронного образования - это достижение онлайн-студентом определённых результатов в обучении. Качество онлайн-обучения -это компиляция четырех основных свойств электронного курса:
- предметная и методическая полезность дидактических материалов;
- соответствие целей обучения выбранной модели и использованным методологическим и методическим решениям;
- надежность 1Т-систем;
- гибкость адаптации онлайн-курса потребностям он-лайн-студента.
Когда мы задумываемся о качестве онлайн-обучения, мы прежде всего говорим о стандартах (технических, организационных и методических) курса [13, 21]. С организационной стороны, например, насколько интуитивно понятно меню онлайн-курса, обратная связь, навигация и читабельность текса. С технической точки зрения - это может быть, например, лицензированное программное обеспечение, требования к 1Т-оборудованию и быстрота реакции на запрос пользователя [14]. Методическая основа учитывает поддержку мотивации студентов, систему оценки успеваемости и практичность знаний, полученных в ходе онлайн-курса [15, 21]. К качеству электронного образования косвенно можно отнести элементы организации обучения через Интернет (комфорт работы онлайн-студента и онлайн-преподавателя, методы контроля за ходом образовательного процесса со стороны деканата и технических служб).
Часто люди считают, что тот или иной онлайн-тре-нинг успешен, если он интересно проведён и затрагивает важную тему. Автор считает, что сущность онлайн-кур-са находится совершенно в иной плоскости. Существуют очень сложные и «скучные» предметы, но способы их представления позволяют достичь большой успеваемости студеном, при этом удовлетворение от учебного процесса получает и ученик, и учитель. Каждый из нас в школьные или студенческие годы помнит одного преподавателя, который не менял образовательную программу, не использовал мультимедиа или плакаты, но который знал, когда, что и в какой последовательности показывать, какие и когда решать задачи. Он просто был отличным методистом и понимал свой предмет изнутри. При этом студенты или школьники получали удовольствие, когда самостоятельно или с помощью родителей и родственников искали несколько дней решение задачи [16].
Суть онлайн-курса в его концепции и оригинальности исполнения. Продюсер курса ищет в его содержании и допматериалах самый важный вопрос и вокруг него уже выстраивает задачи онлайн-курса. Задачи не должны быть тривиальными или скучными. В идеале они должны быть противоречивыми и провоцировать дискуссии, а также основываться на решении реальных проблем. Только тогда можно рассчитывать на синер-гетический эффект взаимодействия между электронными студентами и онлайн-преподавателем. Задания
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Татаринов Константин Анатольевич, Белавенцева Анна Викторовна ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА ЭЛЕКТРОННОГО ...
также должны мотивировать на систематические действия и в тоже время не вызывать перегрузки [17, 21]. Проверочные тесты должны указывать на то, какая цель задачи и каковы критерии её выполнения. Вопросы, обсуждаемые на форуме не должны напрямую проверять полученные знания. Это вопросы практического плана и личного опыта электронных студентов.
При объяснении экономических тем, в которых широко используется математический контент, преподаватель сталкивается со значительной дополнительной нагрузкой. Электронные консультации с онлайн-студен-тами требуют перевода математических формул и схем, и здесь ещё не созданы удобные инструменты взаимодействия. Электронные инструменты чата не позволяют передать математический контент без искажения. Передача математических формул и графиков во время онлайн-консультации с одновременным общением является просто невыполнимой задачей для обеих сторон. Решением конечно может быть сочетание веб-камеры с карандашом и бумагой, но это не даёт той естественной адаптации темпа сообщения к скорости восприятия студентами и концентрации внимания на лекторе, какая проявляется в традиционном классе. Половинчатым решением может быть более широкое использование мультимедийных презентаций, где студент, лишённый непосредственного контакта с лектором, получает трансформированное «зрелище» с неживым актёром (анимированными элементами) [18].
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Основа качественного электронного курса - это продуманные и интересно построенные задачи для онлайн-студентов. Такие задачи нельзя подготовить на основе предыдущего опыта в оф-лайн-классе [19]. Поэтому авторам курсов приходится постоянно находить новые решения и формы активной работы электронных студентов. Онлайн-среда, с одной стороны, является ограничителем, а с другой - предоставляет вовлекающие способы передачи практических навыков [20]. Это проявляется в создании уникальных образовательных событий, где электронный преподаватель - это всегда роль первого плана [21].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Абрамова Н.С. Разработка учебно-методического обеспечения в условиях реализации информационно-коммуникационных технологий / Н.С. Абрамова, О.И. Ваганова, Л.И. Кутепова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. - № 2 (23). - С. 181-184.
2. Ахметжанова Г.В. Цифровые технологии в образовании /Г.В. Ахметжанова, А.В. Юрьев // Балтийский гуманитарный журнал. -2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 334-336.
3. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества /Е.Н. Бобышев //Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2015. - № 1 (10). - С. 21-23.
4. Булаева М.Н. Деятельностные технологии в профессиональном образовательном учреждении /М.Н. Булаева, О.И. Ваганова, М.Н. Гладкова//Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7. № 3 (24).
- С. 167-170.
5. Ваганова О.И. Проектирование учебного процесса по дисциплине с использованием онлайн-курсов / О.И. Ваганова, Ж.В. Смирнова, Н.С. Абрамова //Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. -№ 1 (26). - С. 277-280.
6. Ваганова О.И. Организация контроля результатов освоения электронных образовательных ресурсов в образовательной организации / О.И. Ваганова, М.И. Колдина, О.Н. Абрамов //Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 200-202.
7. Гладкова М.Н. Особенности профессиональной подготовки бакалавров в условиях электронного обучения /М.Н. Гладкова, Н.С. Абрамова, М.М. Кутепов // Балтийский гуманитарный журнал. -2017. - Т. 6. - № 2 (19). - С. 103-105.
8. Кутепов М.М. Технологии организации учебного процесса с использованием онлайн-курса / М.М. Кутепов, Л.К. Иляшенко, Д.Л. Морозов //Балтийский гуманитарный журнал. - 2019. - Т. 8. № 1 (26).
- С. 230-232.
9. Богданова А.В. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении / А.В. Богданова, И.К. Кондаурова // Балтийский гуманитарный журнал. - 2016. -Т. 5. - № 4 (17). - С. 168-170.
10. Анохов И.В. Движущие силы Индустрии 4.0 и ее последствия для человека и экономики. Новые основания для сборки общества / И.В. Анохов // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 379-387. - D0I:10.17150/2500-2759.2019.29(3).379-387.
11. Баева О.Н. Оценки участия руководителей в дополнительном
профессиональном образовании на основе данных статистических наблюдений / О.Н. Баева // Известия Байкальского государственного университета. - 2016. - Т. 26, № 6. - С. 980-986. -DOI: 10.17150/2500-2759.2016.26(6).980-986.
12. Тагаров Б.Ж. Особенности глобального рынка информационных товаров / Б.Ж. Тагаров // Российское предпринимательство. -2018. - Т. 19. - № 5. - С. 1425-1436.
13. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.
14. Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России /Б.Ж. Тагаров //Креативная экономика. - 2018.
- Том 12. - № 8. - С. 1201-1212 - doi: 1018334/ce12839269.
15. Баева О.Н. Поколение Y: мотивация в работе и обучении / О.Н. Баева, С.В. Пинайкина // Управление корпоративной культурой.
- 2016. - № 2. - С. 134-139.
16. Суходолов А.П. Экономическое образование России и региона: ответ на модернизационные вызовы середины XX века / А.П. Суходолов, Д.Я. Майдачевский // Известия Байкальского государственного университета. - 2017. - Т. 27, № 1. - С. 5-10.
17. Карпикова И.С. Привлечение аудитории к цифровым СМИ с помощью элементов геймификации /И.С. Карпикова, В.В. Артамонова //Вопросы теории и практики журналистики. - 2018. - Т. 7, № 4. - С. 599-614. -DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).599-614.
18. Суходолов А.П. Научно-образовательный потенциал и стратегия развития Байкальского университета (к 85-летию вуза) / А.П. Суходолов // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2015. - Т. 25, № 2. - С. 187-195. - DOI: 10.17150/1993-3541.2015.25(2)187-195.
19. Баева О.Н. Учеба и (или) работа: подходы к типологизации стратегий студентов / О.Н. Баева // Baikal Research Journal. - 2011.
- № 4. - С. 28-32.
20. Суходолов А.П. Цифровые технологии и наркопреступность: проблемы противодействия использованию мессенджера «Телеграм» в распространении наркотиков / А.П. Суходолов, А.М. Бычкова // Всероссийский криминологический журнал. - 2019. - Т. 13, № 1. - С. 5-17. -DOI: 10.17150/2500-4255.2019.13(1).5-17.
21. Mischke J. E-nauczanie - pragmatyka projektu i jakosc ksztaicenia / J. Mischke, Wodecki A.//Rozwoj e-edukacji w ekonomicznym szkolnictwie wyzszym. - 2005. - С. 226-234.
Статья поступила в редакцию 21.11.2019 Статья принята к публикации 27.05.2020