Научная статья на тему 'Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России'

Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
320
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВА / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФОНДЫ / МЕЖСЕКТОРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГРАЖДАНСКОЕ СОЗНАНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загладина Х.Т.

Раскрываются причины повышенного внимания к неформальному образованию, связанные с глобальными переменами и ростом научно-технического прогресса; показано, что потребность в неформальном образовании была обусловлена необходимостью быстрой адаптации человека к меняющимся условиям жизни, приобретению им новых навыков и компетенций в течение всей жизни (lifelong learning). Дана характеристика трех видов образовательной деятельности, способствующих освоению человеком социально-культурного опыта и составляющих суть непрерывного образования (формальное, неформальное и информальное образование). Рассмотрены подходы, виды учебно-образовательной и воспитательной деятельности и принципы, лежащие в основе неформального образования детей и подростков. Отмечены рост востребованности неформального образования педагогами, родителями и обучающимися, а также его роль в гражданском воспитании молодежи, приводятся примеры эффективных образовательно-воспитательных практик, методик и технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неформальное образование как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России»

ХМАИРА ЗАГЛАДИНА

Неформальное образование

как важнейший фактор социализации детей и подростков в современной России

Аннотация. Раскрываются причины повышенного внимания к неформальному образованию, связанные с глобальными переменами и ростом научно-технического прогресса; показано, что потребность в неформальном образовании была обусловлена необходимостью быстрой адаптации человека к меняющимся условиям жизни, приобретению им новых навыков и компетенций в течение всей жизни (lifelong learning). Дана характеристика трех видов образовательной деятельности, способствующих освоению человеком социально-культурного опыта и составляющих суть непрерывного образования (формальное, неформальное и информальное образование). Рассмотрены подходы, виды учебно-образовательной и воспитательной деятельности и принципы, лежащие в основе неформального образования детей и подростков. Отмечены рост востребованности неформального образования педагогами, родителями и обучающимися, а также его роль в гражданском воспитании молодежи, приводятся примеры эффективных образовательно-воспитательных практик, методик и технологий.

Ключевые слова: неформальное образование, социализация детей и подростков, непрерывное образование, информальное образование, качество жизни, информационное общество, технологическая культура, глобализация, информационная социализация, трансформация общества, некоммерческие организации, фонды, межсекторное взаимодействие, добровольчество, дополнительное образование, гражданское сознание, самообразование, инновационные методики.

В последнее десятилетие наблюдается значительный интерес к развитию неформального образования со стороны как властных структур, так и гражданского общества, которое становится все более требовательным к вопросам успешной социализации молодежи, получения детьми и подростками качественного образования и их способности конкурировать на рынке труда в будущем. В чем же лежат истоки повышенного внимания к неформальному обучению, стремления гарантировать поступление в эту сферу достаточных инвестиций, роста его привлекательности для детей и молодежи?

Прогресс человеческого общества во все времена зависел от развития образования. В современных условиях объем научных знаний, доступных для человека, удваивается примерно каждые пять лет, это относится не только к академическим знаниям, но и к конкретным ноу-хау, которые воплощаются в новых машинах, станках, различном оборудовании, предметах быта и т.д. Постоянно происходит модернизация производственного процесса, исчезают старые профессии, появляются новые, к которым необходимо готовить граждан. Возникает острая проблема повышения квалификации людей, теряющих работу и вынужденных искать новое место для трудоустройства или переучиваться.

102

Х.Т. Загладина, руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, кандидат исторических наук

Сегодня же ситуация складывается таким образом, что знания и навыки, которые человек получал в детстве и юности, вовсе не гарантируют успеха на всю жизнь. Так, Министерство труда США прогнозирует, что те, кто учится сегодня, к 38 году своей жизни сменят от 10 до 14 мест работы. Для студентов технических профессий, обучающихся четыре года на бакалавра, это означает, что то, чему они обучились на I курсе, устаревает уже к III курсу (Асмолов, 2010, с. 3).

В связи с этим проблема постоянной (на протяжении всей жизни) адаптации людей к стремительно происходящим в мире переменам в производственной, социальной, культурной и других сферах стала активно обсуждаться как среди ученых и представителей гражданского общества (на международных дискуссиях в ходе семинаров и конференций), так и на уровне правительств большинства стран мира. К ним относятся страны ев-роатлантической цивилизации и многие развивающиеся государства, которые не стоят в стороне от научно-технического прогресса.

С учетом глобальных перемен, происходящих в обществе, был принят ряд документов ООН, правительственных нормативных актов и документов на уровне Евросоюза о необходимости обеспечения непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. На сам-

С учетом глобальных перемен, происходящих в обществе, был принят ряд документов ООН, правительственных нормативных актов и документов на уровне Евросоюза о необходимости обеспечения непрерывного образования на протяжении всей жизни человека. На саммите, прошедшем в Лиссабоне (2000), утверждалось, что Европейский Союз вступил в «эпоху знаний», или эпоху информационного общества, основу экономики которого составляют нематериальные товары и услуги, а первостепенное значение приобретают знания и умения. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными членами гражданского общества.

мите, прошедшем в Лиссабоне (2000), утверждалось, что Европейский Союз вступил в «эпоху знаний», или эпоху информационного общества, основу экономики которого составляют нематериальные товары и услуги, а первостепенное значение приобретают знания и умения. В таком обществе люди сами ответственны за свой успех, они должны стать хозяевами своей судьбы и активными членами гражданского общества. И лучший механизм для этого - образование «длиною в жизнь (lifelong learning)»1. Процесс непрерывного образования рассматривается не как периодическое повышение квалификации, а как приобретение навыка «умения учиться» и желание продолжить свое обучение самостоятельно. Целью непрерывного образования становится постоянное повышение образовательного потенциала личности, рост возможностей ее трудовой и социальной адаптации в меняющемся, глобализирующемся мире, развитие ее способностей и стремлений, обновление навыков, необходимых для поддержания чувства включенности в информационное общество. Генеральная Ассамблея ООН объявила период 2005-2014 гг. «Десятилетием образования в интересах устойчивого развития Организации Объединенных Наций»2.

Понятие «неформальное образование», как было ранее отмечено, стало широко известно благодаря публикации Евросоюзом Меморандума непрерывного образования. В этом документе неформальное образование рассматривалось в качестве одного из актуальных на сегодняшний день видов обучения. В Российской Федерации на вопросы становления, развития и стратегии неформального образования впервые обратили внимание ученые-эксперты Общественной палаты РФ и ГУ ВШЭ (см.: Образование и общество..., 2007; Волков, Климов, 2009; Фрумин, Поляруш, 2009). Российский ученый, поэт, доктор экономических наук, педагог-экспериментатор Е.Ф. Сабуров вместе со своими единомышленниками на практике реализовал новую педагогическую технологию, лежащую вне сферы формального образования (Сабуров, 2007).

1 «Меморандум непрерывного образования Европейского Союза» (см.: URL: http://www.znanie.org/docs/ memorandum.html).

2 См.: URL: httpJ/www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/RES/57/254

Существуют три вида образовательной деятельности, способствующие освоению человеком социально-культурного опыта и воплощающие суть непрерывного образования. Каждый из них (формальное образование, информальное и неформальное) представляет собой специфическую институциональную и неинституциональную форму передачи знаний, социальных компетенций, гражданских установок, ценностных ориентаций и т.д.

Формальное образование - это целенаправленный и структурированный процесс, осуществляемый учебными заведениями (школы, колледжи, университеты и др.). Он имеет долгосрочную программу или же представляет собой кратковременный курс, по завершении которого выпускник подвергается соответствующим испытаниям. Сдача экзаменов - необходимое условие для получения единого диплома (аттестата) общегосударственного или международного образца, дающего основание заниматься трудовой деятельностью или продолжать обучение в учреждении более высокого уровня. Формальное образование связано со стандартизацией обучения, оно изначально функционирует по некоему утвержденному стандарту и организованно реформируется государственными структурами при переходе от одной системы стандартов к другой. В связи с этим формальное образование обеспечивает взаимозаменяемость работников одной и той же специальности или одного и того же уровня квалификации.

Информальное образование сопровождает нашу индивидуальную познавательную деятельность и происходит в процессе повседневной жизни. Оно не обязательно имеет целенаправленный характер, протекает в семье, в трудовых коллективах, в формальных и неформальных группах и объединениях. Главное его отличие от формального образования состоит в том, что оно не носит институционального характера и осуществляется стихийно, бессистемно, вне стен образовательных структур, ограничено рамками эмпирических представлений об окружающей действительности. Специалистами предпринимались попытки его систематизировать, однако далеко не все они были удачны. Ис-

ходя из мотивации субъекта, можно выделить следующие виды информального образования:

• стихийное самообразование в виде самостоятельного поиска ответов на волнующие вопросы или способы разрешения практически значимых проблем;

• взаимообучение в ходе совместного выполнения тех или иных задач;

• приобретение новых знаний посредством современных информационных технологий (Интернет и др.) и через средства массовой информации (программы телевидения, радио, газеты, журналы и др.);

• развитие интеллектуальной сферы и духовного мира человека через чтение и посещение учреждений культуры (театров, музеев, кинотеатров, библиотек, филармоний и т.д.);

• эстетическое развитие в процессе любительской художественной деятельности (творческие объединения, клубы и т.п. как центры непрерывного просвещения населения и т.д.);

• выполнение разных видов работ под руководством наставника или компетентного специалиста (Формальное, неформальное..., 2012).

Несомненно, что информальное образование само по себе не может сформировать целостную картину мира, обеспечить освоение глубоких и систематизированных знаний. Пользователи средств массовой коммуникации (СМК) приобретают весьма разнообразные, противоречивые, несистематизированные сведения об окружающих реалиях, ноу-хау в различных областях науки, экономики и т.д., типах поведения людей и образе жизни в разных стратах российского общества, в регионах и за рубежом. Тем не менее СМК способствуют просвещению различных слоев населения, «существенно влияют на усвоение людьми всех возрастов широкого спектра социальных норм и на формирование ценностных ориентаций личности» (Мудрик, 2004, с. 240-241). В этом плане информаль-ное образование в целом играет большую роль в развитии человека в процессе стихийной социализации.

Под неформальным следует понимать любой организованный образовательный процесс, лежащий за пределами формальной системы. Сегодня неформальное образование набирает силу

и становится важнейшей составляющей образования на протяжении всей жизни человека. Расширение его сферы было вызвано не только экономической необходимостью и особенностями меняющегося рынка труда, но и задачами социально-культурного развития (а именно потребностью вовлечь в образовательный процесс разные социальные группы и возрастные категории населения), осознания растущего разнообразия познавательно-информационных услуг (например, люди стали испытывать желание приобщиться к новым формам досуговой деятельности, художественным видам творчества, созвучным реалиям современного технологи-зированного общества).

Появление неформального образования было обусловлено необходимостью быстрой адаптации взрослого человека к постоянно меняющимся условиям жизни. Вначале речь шла о том, что он должен повышать свой профессиональный уровень в течение всей жизни, заниматься самообразованием, расширять свой социально-культурный опыт и коммуникативные навыки. Ставился вопрос о неформальном образовании взрослых как об их непрерывном образовании. Со временем становилось более очевидным, что происходит снижение эффективности традиционных институтов образования (формального образования), которые не успевали за стремительными изменениями жизни в информационном мире. В этих условиях возрастающее значение стали приобретать структуры неформального образования, ориентирующиеся в своей деятельности не только на взрослых, но и на подрастающее поколение.

Исследователи обратили внимание на то, что еще в 70-е гг. прошлого века

Со временем становилось более очевидным, что происходит снижение эффективности традиционных институтов образования (формального образования), которые не успевали за стремительными изменениями жизни в информационном мире. В этих условиях возрастающее значение стали приобретать структуры неформального образования, ориентирующиеся в своей деятельности не только на взрослых, но и на подрастающее поколение.

в массовом сознании на Западе произошла серьезная переоценка взглядов в отношении качества жизни. Все большую роль стало играть растущее осознание того, что его повышение в первую очередь зависит от самих людей, от их образованности, технологической культуры, умения приобретать новые навыки и компетенции. Это содействовало расширению структур неформального образования.

В работе американского профессора Т. Симкинса «Неформальное образование и развитие» (Манчестер, 1977) приводится таблица (см. ниже), характеризующая результаты анализа программ неформального образования с точки зрения целей, сроков, методов и контроля по сравнению с программами формального образования. Таким образом, как пишет Т.В. Мухлаева (2010), исследователь представил идеальные модели обеих форм образования.

В ситуации постсоветской трансформации, глобализации и перехода России от государственного к рыночным механизмам управления стало все более отчетливо осознаваться, что классическая формальная система образования, сложившаяся в ХУП-ХК вв., сдает свои позиции, не всегда поспевая за скоростью технологических изменений и требований инновационного развития; она уже не обеспечивает работнику возможность доучиваться, постоянно расширять свои знания, а также переучиваться (поскольку приходилось менять привычные навыки и стереотипы мышления). Тогда, чтобы восполнить эти пробелы, «на помощь» формальному стали приходить структуры неформального образования, возникавшие в 1990-2000-е гг. в недрах развивающегося гражданского общества. Решение одной из основных задач образования, а именно его соответствия инновационной модели развития российской экономики, связывалось с расширением его неформальных структур как наиболее вариативных и гибких. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. эта задача формулировалась следующим образом: «...переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально

ориентированном экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности» (см.: www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf).

Изучением проблем содержания, ресурсной базы, моделей, субъектов неформального образования, его зарубежного опыта занимались Н.Н. Букина, Т.В. Мухлаева, А.А. Макареня, Д. Москвин, А. Хамадаш и другие. К вопросам неформального образования детей и подростков, развития системы дополнительного образования детей в контексте непрерывного и неформального образования обращались такие ученые-педагоги, как А.К. Бруднов и Л.Н. Буй-лова. Тем не менее вопросы, касающиеся теоретических оснований, методологии, психолого-педагогических характеристик неформального образования, возможности его законодательной поддержки в нормативно-правовых документах, практически не исследованы соответствующими специалистами. С нашей точки зрения, необходимы проведение мониторинговых исследований, разработка механизмов поддержки структур гражданского общества, занимающихся неформальным образованием.

Несмотря на большой эмпирический материал, накопленный структурами

неформального образования, недостаточно изучены проблемы и пути установления партнерских отношений с другими субъектами образовательного процесса, возможности для мотивирования детей и подростков искать информацию, повышающую уровень их образованности, и быть готовыми для перманентного образования. Весьма актуальной на сегодняшний день задачей, стоящей как в теоретической, так и в практической плоскости, представляется исследование потенциала неформального образования для процесса успешной социализации подрастающего поколения, самореализации и самоактуализации современной молодежи, занятия ею достойного места в российском социуме.

Неформальное образование обычно не сопровождается (хотя может и сопровождаться) выдачей документа (сертификата, удостоверения, диплома). Одним из важнейших его признаков является отсутствие образовательного стандарта и единых требований к результатам учебной деятельности.

Специалисты предлагают различные подходы, позволяющие систематизировать или группировать множественные структуры неформального образования. Одни исследователи за основу берут источники финансирования, другие - содержательно-профессиональные компоненты, третьи ориентируются на возрастные особенности обучающихся

Таблица

Идеальные модели формального и неформального образования (по: Симкинс, 1977 - см.: Мухлаева, 2010)

Системные характеристики обучения Образование

Формальное Неформальное

Цели Долговременные и более общие Кратковременные и специфические

Получение официально признаваемых документов об образовании Получение официально признаваемых документов не предполагается

Время Длительный цикл, полный день Короткий цикл, неполный день

Содержание Стандартизировано, ориентировано на основные положения учебного материала Индивидуализировано, ориентировано на результаты

Академическое Практическое

Жестко структурированное Гибкое, лично ориентированное

Входные требования определяют контингент обучающихся Обучающиеся определяют входные требования

Место В учреждениях образования, не ориентировано на близость от места жительства Ориентировано на близость от места жительства

Ресурсозатратность Ресурсозатратно Ресурсосберегающе

Контроль Внешний/иерархический Самоуправление/демократический

и их познавательные потребности, четвертые - на специализированные программы и курсы, пятые делают акцент на различных формах учебной деятельности, исходя из их межсекторной направленности (клуб, общественная организация/объединение, некоммерческая организация, партия, движение, фонд и др.) и т.д.

В настоящее время можно выделить самые разнообразные виды учебно-образовательной и воспитательной деятельности в сфере неформального образования детей и подростков.

Репетиторство является наиболее распространенным видом обучения как дополнение к формальному частному и государственному образованию, призванное помочь учащимся справиться с академическими требованиями формального образования. Репетиторство может принимать различные формы -от индивидуального репетиторства (работы с учеником на дому) до массового, когда педагог или целая организация арендует помещение и проводит занятия. По мнению И.Д. Фрумина, можно предполагать, что «репетиторство как самостоятельный сектор образования будет расти (в том числе благодаря информационным технологиям). Одним из сильных двигателей этого процесса является распространение внешних экзаменов. Поэтому репетиторство становится важным элементом всей образовательной системы и должно отражаться в стратегиях развития образования» (Фрумин, Поляруш, 2009, с. 248).

Курсы, тренинги, короткие программы под руководством соответствующих специалистов, которые имеют место на различных этапах образовательной деятельности и могут рассматриваться как дополнительное, внешкольное, они же

По мнению И.Д. Фрумина, можно предполагать, что «репетиторство как самостоятельный сектор образования будет расти (в том числе благодаря информационным технологиям). Одним из сильных двигателей этого процесса является распространение внешних экзаменов. Поэтому репетиторство становится важным элементом всей образовательной системы и должно отражаться в стратегиях развития образования»

успешно реализуются в структурах неформального образования.

Молодежные общественные организации/объединения как одни из наиболее активных представителей сферы неформального образования способствуют формированию у детей и подростков социальных навыков, умения работать в команде, уверенности в себе и в своих силах, ответственности, коммуникативных способностей, которые являются особенно востребованными в современном мире. В этом процессе заметную роль играют детские общественные организации и объединения, являющиеся наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания. Под руководством взрослого они помогают социальному становлению формирующейся личности, неуклонному росту лидерского и творческого потенциала ребенка, дают возможность самостоятельного выбора той или иной формы объединения, позволяют развивать многообразие форм детской инициативы.

Особое место в неформальном образовании принадлежит некоммерческим и неправительственным организациям (НКО и НПО), деятельность которых направлена на работу с молодежью. Многие из них имеют сетевую межрегиональную структуру, обладают значительным интеллектуальным и организационным потенциалом, они широко используют современные технологии, основанные на активных методах обучения (дистанционные занятия на базе информационно-коммуникационных технологий, кейсы, тренажерные комплексы, деловые игры и т.д.).

Одной из форм предоставления образовательных услуг в сфере неформального образования являются фонды, образованные с участием негосударственного сектора или частно-государственного партнерства. В их багаже - широкий спектр психолого-педагогических и образовательных практик: от разработки программ и стратегий (в области профориентации, родительского и семейного воспитания, здоровьесбережения, развития правовой компетенции и др.) до проведения социально значимых инициатив для детей и подростков, тренингов для учителей, создания учебно-

методических материалов. Как правило, фонды представляют собой профессиональные структуры, которые привлекают к своей работе различных специалистов, проводят исследовательскую и массовую просветительскую работу. Обладая заметными организационными возможностями и опираясь на региональные и межрегиональные филиальные образовательные структуры, они проводят мониторинги, выделяют гранты, организуют выставки-площадки для ознакомления учителей школ, педагогов системы дополнительного образования и своих партнеров по неформальному образованию с новейшими достижениями в различных областях образования.

Работа волонтерских организаций направлена на повышение гражданской активности и ответственности подрастающего поколения, она содействует росту зрелости гражданского общества. Ориентированные на проведение образовательно-развивающих действий среди молодежи, они имеют широкий диапазон добровольческой деятельности; это экология, донорство, активная профилактическая работа, ресоциализа-ция подростков группы риска, оказание помощи социально незащищенным слоям населения, содействие в организации и проведении различных международных спортивных мероприятий (например, студенческие соревнования, спартакиады детей и молодежи, Олимпиада 2014 г. в Сочи). Вовлечению детей и подростков в волонтерскую деятельность предшествуют серьезная подготовка руководителей по развитию у них психолого-педагогической компетентности, организация соответствующих обучающих программ и тренингов. Под сопровождением волонтерских организаций понимается комплекс мероприятий -просветительских, диагностических и профилактических, направленных на пропаганду здорового образа жизни и успешную социализацию школьников. Участие школьников в реальных практических мероприятиях позволяет обрести определенный жизненный опыт, адекватно оценивать себя, свои возможности и поступки, ответственно подходить к деятельности волонтера.

Таким образом, волонтерство можно рассматривать не только как форму про-

явления социальной активности молодежи в разных сферах общественной деятельности, оказания добровольческой помощи нуждающимся в ней, но и как формирование профессионально значимых компетенций будущих специалистов. Реализация волонтерских программ в рамках неформального образования была отмечена Европейской комиссией, которая объявила 2011 г. «Годом волонтерского движения». Российские добровольческие организации активно присоединились к этому движению для решения серьезных социально значимых проблем российского общества.

Особенность неформального образования заключается в том, что его структуры гибко адаптируются к современным реалиям. Будучи тесно связанными с институтами гражданского общества, они могут оперативно реагировать на меняющиеся запросы детей и молодежи, а также на новые тенденции, появляющиеся в молодежной среде. Практика показывает их способность находить нестандартные методики и технологии работы в детско-подростковой среде.

Субъекты неформального образования действуют в открытом социуме, как правило, по месту жительства детей. Кроме того, они активны в Интернете, имеют свои сайты, блоги, форумы; благодаря информационно-коммуникационным технологиям и собственной мобильности они привлекают к сотрудничеству учащихся образовательных учреждений различных регионов страны. Их образовательные методики позволяют школьникам лучше усваивать многие академические дисциплины, среди которых русский язык, литература, обществоз-нание, естествознание, география, история, математика и др. Использование эффективных методик гражданского образования дает возможность учащимся осознанно принять активное участие в общественно полезной деятельности, получить практические навыки в процессе добровольческого труда.

К основным принципам, лежащим в основе функционирования неформального образования, могут быть отнесены следующие:

• добровольность, отсутствие принудительного характера обучения, опора на собственную мотивацию детей и подростков;

• свобода выбора программ обучения, их вариативность с учетом потребностей субъектов образования;

• взаимное уважение, доверие и культура общения как основа, на которой должны строиться отношения между обучающими и обучаемыми;

• обеспечение равноправного доступа к образовательным программам благодаря информационной открытости, информационным технологиям и сетевым ресурсам;

• личностно-ориентированное обучение, обращенное к индивидуальным особенностям ребенка, его интересам и стремлениям;

• развитие социального творчества у детей и молодежи как фактора их успешного участия в различных видах социальной практики, а в перспективе в процессах социально-экономического и мо-дернизационного развития страны;

• гибкость (мобильность) в организации и методах обучения;

• поддержка программ, нацеленных на детей из группы риска, с ограниченными возможностями здоровья, из семей с низким социально-экономическим статусом, нуждающихся в особом внимании со стороны государства и общества;

• развитие сферы неформального образования как инвестиционно привлекательной и инновационной;

• установление партнерских отношений с государством, учреждениями формального образования, бизнесом, институтами гражданского общества, семьями, органами власти на местах при учете социокультурных особенностей и традиций регионов.

К числу весьма спорных в психолого-социально-педагогических исследованиях относится вопрос о том, где проходит грань между дополнительным и неформальным образованием, как они соотносятся между собой. Существуют две прямо противоположные точки зрения по этому поводу. Согласно первой, обе формы образования рассматриваются вне зависимости друг от друга, как равнозначные величины. Согласно другой, дополнительное образование является неотъемлемой частью неформального (Посцан, 2012), поскольку они решают одни и те же задачи, ориентированы на сходные целевые группы, осуществляют свою деятельность примерно в одних

и тех же направлениях и т.д. Кроме того, возникают определенные терминологические сложности из-за нечеткости в использовании понятия «неформальное образование» некоторыми отечественными учеными применительно к дополнительному образованию (необходимо заметить, что подобный термин отсутствует в документах Европейского Союза), которые ставят знак равенства между ними.

Дополнительное образование - это целый мир в жизни ребенка, оно дает колоссальный простор для познания, творческой самореализации и открытий, предоставляет неисчерпаемые возможности для духовно-нравственного, интеллектуального и физического развития детей и подростков. Сам термин «дополнительное образование детей» появился в 1992 г. в связи с принятием Закона Российской Федерации «Об образовании». Трудно переоценить огромный вклад дополнительного образования в процессы социализации подрастающего поколения. Дополнительное образование детей рассматривается как «неформальное и непрерывное» (А.К. Бруднов) или как «формализованный институт неформального образования» (Буйлова, 2013). Присущие дополнительному образованию детей свобода выбора, непрерывность, открытость и гибкость обучения, вариативность программ, индивидуально-личностная направленность, создание условий для творческой самореализации детей и подростков позволяют характеризовать его как важнейшую составляющую неформального образования. А.Г. Асмолов считает главной и отличительной особенностью дополнительного образования возможность выбора и вариативность: «Дополнительное образование - поисковое, вариативное образование, апробирующее иные, не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития» (1996, с. 7).

Однако, несмотря на схожие черты, дополнительное образование детей отличается от структур неформального образования особенностями функционирования, институциональной инфраструктурой, источниками финансирования и т.д. Наша страна - одна из немно-

гих, где «обеспечивается бюджетное финансирование организаций дополнительного образования детей в сфере образования, культуры, спорта. Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения» (Государственная программа..., 2013). К сожалению, в последнее десятилетие уменьшилось число учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские музыкальные, художественные, хореографические школы и школы искусств, детские оздоровительные лагеря. Рост участия детей в дополнительном образовании происходит в основном за счет платных услуг, что доступно не всем гражданам, особенно из числа малообеспеченных семей.

В настоящее время неформальное образование начинает находить признание в российском обществе, в том числе среди родителей, детей и молодежи. Оно по своей сути является малобюджетным, что повышает уровень его доступности для малообеспеченных слоев населения. В нашей стране процессам развития неформального образования государство традиционно уделяло недостаточно внимания. Его финансирование осуществляется в основном частным сектором, за счет спонсоров, предоставления грантов социально-ориентированным некоммерческим организациям, благодаря конкурсному финансированию в рамках государственных (целевых) программ.

В Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. отмечается, что сегодня в развитых государства мира, «странах-конкурентах растет внимание к возможностям этой сферы в социализации под-

растающего поколения». В документе указывается на отставание России относительно доступности неформального образования, «важного для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала» (Там же).

Эта образовательная сфера открывает широкие возможности для развития гражданской активности молодежи и ее социальной включенности в жизнь страны (региона, города, села). В условиях повышенного внимания к инновационному развитию страны структуры неформального образования могут оказать мощное содействие гражданскому образованию молодежи, привлечению ее к общественно полезной деятельности и помощи к решению проблем местного сообщества.

Нормативно-правовая база неформального образования находится на этапе становления; тем не менее можно выделить ряд важнейших правовых документов, без которых само развитие неформального образования и рост его структур были бы невозможны3. Сегодня НКО и НПО, осуществляющие свою деятельность в сфере оказания образовательных услуг, руководствуются Распоряжением Президента РФ от 17 января 2014 г. № 11-рп «Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина». Появление этого документа свидетельствует о понимании властями роли неформального образования в гражданском воспитании молодежи.

Наблюдается определенный рост признания и востребованности неформального образования российскими гражданами - педагогами, родителями, детьми и подростками.

Вопрос о связи неформального образования с гражданским воспитанием подрастающего поколения сегодня приобретает особенно яркое звучание.

3 Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г.), Закон № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Закон «О гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ, в редакции федеральных законов от 20.07.2000 № 103-Ф3, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 21.12.2004 № 170-ФЗ, с изменениями согласно федеральному закону от 03.12.2011 № 378-ФЗ), Закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р).

Примером этому служит опыт работы фонда «Созидание», который с 2012 г. реализует проект «Обучение заботой» на средства гранта Региональной общественной организации «Институт проблем гражданского общества» (предоставлен по итогам Открытого конкурса проектов НКО и НПО, имеющих социальное значение в сфере образования, искусства, культуры, общественной дипломатии). В проекте принимают участие представители образовательных организаций из семи регионов России - Республики Татарстан, Чувашии, Дагестана, а также Кировской, Тюменской, Тверской и Самарской областей.

Одной из центральных идей проекта стало развитие эффективной методики гражданского образования детей и молодежи под названием «Обучение заботой», объединяющей общественно полезную деятельность и учебный процесс. Подразумевалось, что сочетание практики и соответствующего знаниевого компонента повысит их обоюдную эффективность. Методика уже апробирована в 10 образовательных организациях пяти регионов России. Преподавателями курса стали специально подготовленные участники стартового семи-нара4, учителя школ, педагоги среднего профессионального образования (СПО) и НКО из семи регионов РФ. Курс ориентирован на учащихся УИ-Х! классов школ и студентов СПО первого и второго года обучения.

Распространение негативных явлений в детско-подростковой среде повышает степень востребованности структур неформального образования, которые благодаря мобильности и гибким обучающим программам, сетевому взаимодействию, умению выстраивать партнерские отношения с государственными образовательными учреждениями, институтами гражданского общества (включая общественные организации, образовательные НКО и НПО) ведут большую работу среди детей и молодежи, в том числе и по профилактике употребления психоактивных веществ. В ряде регионов Российской Федерации благодаря активной работе НКО сложилась си-

стема по обучению подростков инновационным социальным практикам, по реализации социально значимых молодежных инициатив. Формируются региональные центры, способствующие позитивной социализации подрастающего поколения, поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Согласно международным исследованиям, вовлечение детей и молодежи в добровольческую деятельность на 50% снижает риск их приобщения к формам асоциального поведения» (Бодренкова, 2013, с. 113).

Так, успешные результаты достигнуты в Пермском крае. Автономная некоммерческая организация (АНО) «Организация "Вектор Дружбы"» в настоящее время реализует долгосрочный (шестилетний) проект «Тетрадка Дружбы - страницы успеха», который направлен на создание в России системы центров поддержки детских социально значимых инициатив через внедрение инновационных воспитательных компонентов. Проект объединяет творческой и социально значимой деятельностью детей разных национальностей, социальной принадлежности и физических характеристик из образовательных учреждений различных регионов России. На сегодняшний день в проекте участвуют более 80 тыс. школьников, родителей и педагогов из 14 субъектов РФ (Пермский, Красноярский, Краснодарский, Стравропольский край, Челябинская, Кировская, Амурская, Свердловская, Тюменская, Рязанская, Новосибирская области, Республики Карелия, Татарстан, Башкортостан. Школьники и студенты Пермского края под руководством сотрудников НКО -профессиональных специалистов по работе с молодежью (педагоги, психологи, социальные педагоги и др.) - стали авторами и организаторами проекта.

Межрегиональный слет проекта - традиционная площадка для обмена опытом и развития сотрудничества между организаторами и участниками проекта «Тетрадка Дружбы». Основной задачей слетов является выбор новых направлений деятельности по развитию детских молодежных социально значимых инициатив

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 10-11 марта 2013 г. в Москве состоялся двухдневный стартовый семинар для 15 представителей средних учебных заведений и НКО - будущих преподавателей курса «Обучение заботой». На семинаре участники познакомились с основной концепцией и материалами курса, получили возможность принять участие в мастер-классе по основным составляющим курса.

в России5. В числе основных мероприятий III слета участников проекта стали дискуссионная площадка «Социально активная школа. От школьного активиста к социальному предпринимателю», выставка технологий командного взаимодействия «Молодежная команда. Кадры решают всё». В формате рабочего и творческого взаимодействия школьниками разрабатывался механизм развития центров поддержки детских инициатив в регионах России в 2012/13 учебном году. Итоговым событием слета была деловая игра, призванная помочь участникам в режиме реального времени выступить в роли кураторов региональных центров поддержки детских молодежных инициатив.

Механизмы проекта способствовали возрождению органов школьного самоуправления, активизации профилактики негативных явлений среди подростков, формированию площадок для реализации детских социально значимых инициатив, оказанию помощи в социализации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. «Тетрадка Дружбы» выстраивает систему преемственности в обучении социальным практикам от младшего к старшему школьнику, систему формирования молодежного добровольчества в регионах России. Проект реализует право ребенка на позиционирование своей индивидуальности, свободу выражения взглядов и мнений.

На протяжении последних лет в Федеральном институте развития образования (ФИРО) ведется изучение деятельности структур неформального образования по двум направлениям. Во-первых, в институте созданы инновационно-экспериментальные площадки на базе ряда образовательных НКО, деятельность которых стала объектом серьезных исследований специалистов. Изучение и анализ их обучающих программ, учебно-методических материалов, форм и методик работы с молодежью представляют большой научно-практический

интерес. Дальнейшее развитие исследований и разработок в сфере неформального образования, помощь научно-педагогического сообщества в создании новых образовательных программ и технологий позволят провести апробацию и их внедрение в массовую практику.

Во-вторых, регулярно проводятся всероссийские конкурсы творческих работ, посвященные инновациям в образовании и обращенные (в том числе) к НКО, детско-юношеским организациям/объединениям, ведущим просветительскую, образовательную и социальную работу среди детей и подростков. Результаты их проведения показали, что в настоящее время активизировалась деятельность НКО, которые реализуют образовательные молодежные проекты с использованием разнообразных инновационных методик, направленных на самореализацию и развитие творческой активности детей и молодежи, успешно осуществлялись акции по ресоциализации подростков группы риска средствами современных арт-практик. Несмотря на то что число конкурсантов из числа НКО пока не так велико, анализ их работы свидетельствовал о нестандартных подходах структур неформального образования по вовлечению детей и подростков в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем местного социума.

Современная ситуация характеризуется низким уровнем правовой культуры и правосознания основных участников образовательного процесса, отсутствием системной правовоспитательной рабо-ты6. В рамках экспериментальной работы одной из площадок ФИРО по теме «Формирование правовой компетентности молодых участников образовательного процесса» было предложено начать формирование территориальных, постоянно действующих «матриц» правовой культуры и подростковой правозащиты (только в 2011 г. в отношении детей соверше-

5 В апреле 2012 г. в Перми состоялся III Межрегиональный слет участников культурно-образовательного проекта, заинтересованных в формировании новых подходов к воспитательной системе образовательных организаций и развитии добровольческого движения (социально активные школьники, педагоги, представители НКО, органов власти). Эти 130 человек представляли 17 регионов России.

6 Наблюдается увеличение количества выступлений несанкционированного характера в регионах, что является следствием неумения достигать решения возникающих проблем правового характера мирным конструктивным правомерным путем. По данным Министерства образования и науки РФ, на 2011 г. в России на учете было 742 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Доля детей-сирот в России в 4-5 раз выше, чем в Европе и США, а из 15 тыс. подростков, ежегодно выпускаемых детскими сиротскими учреждениями, 5 тыс. уже в течение года попадают на скамью подсудимых, 3 тыс. становятся бомжами, 66% подростков, понесших наказание, возвращаются в преступную жизнь. Все большее число подростков попадают в первичные пенитенциарные учреждения.

но почти 90 тыс. преступлений). Первичной ячейкой такой «матрицы» могут стать территориальные клубы правовой культуры детей и молодежи. Объединенные между собой информационно, событийно, содержательно, они образуют систему клубов. Их формальными лидерами становятся уполномоченные по правам ребенка образовательного учреждения или, в случаях отсутствия таковых, преподаватели права. Их помощниками являются подростки и родители учащихся, обладающие и развивающие в себе правовою культуру и качества лидеров (ответственный исполнитель экспериментальной площадки Е.А. Певцова, проректор АНО высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации»). Предполагается, что единым научно-методическим и организационным центром Системы клубов на какое-то время станет экспериментальная площадка ФИРО. Однако в перспективе модель создания клубной правовой культуры может быть апробирована и внедрена в массовую образовательную практику структурами неформального образования детей и подростков.

ФИРО на протяжении ряда лет плодотворно сотрудничает с фондом «ФОКУС-МЕДИА» - профессиональной организацией, которая постоянно осваивает новые психолого-педагогические подходы к работе с детьми и подростками по формированию здорового и безопасного образа жизни, дистанционно проводит курсы повышения квалификации педагогов по вопросам использования современных методов работы с молодежью в рамках неформального образования. Фонд открыто делится своим опытом с коллегами, активно привлекает добровольцев и известных людей в поддержку своих инициатив.

Сотрудники фонда много лет используют методику работы «равных с равными». Указанная методика в сочетании с другими (например, методикой использования художественного творчества) оказалась достаточно эффектив-

ной при проведении профилактической работы среди различных слоев молодежи, включая группы риска. Инициированное фондом «ФОКУС-МЕДИА» и набирающее силу движение «Бапсе4Ше» («Танцы во имя жизни»)7 ставит своей целью сохранение репродуктивного здоровья молодежи, а также профилактику ВИЧ-инфекции.

«Бапсе4^е» использует современные средства культурной коммуникации (социальные сети, массовые мероприятия, акции, перфомансы, флэшмобы, кве-сты и т.д.), апеллирует к мнению лиц, популярных в молодежной среде (звездам современной российской и зарубежной эстрады, известным политикам, деятелям шоу-бизнеса и др.) для донесения информации о том, как защитить свое здоровье. При выполнении своих образовательно-профилактических проектов их организаторы широко используют современную музыку и танцы, что вместе с творческими обучающими играми, конкурсами, интеллектуальными викторинами позитивно воспринимается учащимися.

Проект «Бапсе4^е», утверждают его руководители, - это необычная профилактическая инициатива, работающая в области сохранения репродуктивного здоровья молодежи. Одной из целей проекта является создание к 2014 г. общественного движения молодежи, которое включает один миллион «людей перемен» из числа прошедших обучение в рамках проекта и организующих собственные общественно полезные мероприятия в области сохранения здоровья молодежи.

Существует множество примеров, демонстрирующих опыт работы структур неформального образования, смело продвигающих креативные образовательные практики, вовлекающих детей и подростков в различные формы социальной работы, что способствует формированию здоровьесберегающих компетенций и позитивных установок на добровольческую деятельность и самореализацию, повышению уровня правовой

7 Проект «Dance4life» осуществляется фондом «ФОКУС-МЕДИА» с 2005 г. в следующих 22 российских регионах: Астраханская область, г. Балаково (Саратовская область), Новгородская область, Волгоградская область, Республика Удмуртия, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Липецкая область, Москва, Набережные Челны (Республика Татарстан), Нижегородская область, Новосибирская область, Орловская область, Оренбургская область, Ростовская область, Самарская область, Тверская область, г. Тольятти (Самарская область), Республика Бурятия, г. Абакан (Республика Хакасия), Челябинская область.

культуры, умению противостоять негативным явлениям и привычкам.

Все это содействует формированию гражданской идентичности (этнической, общечеловеческой) личности, освоению молодежью культурных ценностей и активному поиску жизненных смыслов и ориентиров в реальных социокультурных условиях изменяющегося мира.

В целом следует констатировать, что неформальное образование создает дополнительные возможности для развития и обновления содержания образования в соответствии с ориентированными на будущее задачами инновационного развития страны. Неформальное образование детей и подростков правомерно рассматривать как особую сферу, предназначенную для отработки перспективных, качественно новых, экспериментальных образовательных моделей и технологий.

Основными условиями для развития неформального образования детей и подростков являются:

• дальнейшее продвижение по пути развития гражданского общества, оказание содействия в реализации гражданских инициатив и социально значимых проектов среди детей и подростков;

• разработка специальных нормативно-правовых документов, определяющих место, цель, задачи и принципы развития неформального образования в системе непрерывного образования, обозначающих характеристики организационной деятельности неформального образования, регламентирующих функции институтов неформального образования детей и подростков;

• оказание помощи по созданию современного научно-методического обеспечения для подготовки кадровых ресурсов работников сферы неформального образования, социально-психолого-педагогического сопровождения для повышения квалификации педагогов неформального образования по внедрению новых образовательных технологий; создание системы курсовой подготовки специалистов для сферы неформального образования детей и подростков, развитие соответствующих Интернет-ресурсов по взаимодействию структур неформального образования;

• разработка механизма государственной поддержки (финансовой, материально-технической, организаци-

Существует множество примеров, демонстрирующих опыт работы структур неформального образования, смело продвигающих креативные образовательные практики, вовлекающих детей и подростков в различные формы социальной работы, что способствует формированию здоровьесберегающих компетенций и позитивных установок на добровольческую деятельность и самореализацию, повышению уровня правовой культуры, умению противостоять негативным явлениям и привычкам.

онной и др.) структур гражданского общества, работающих в сфере неформального образования детей и подростков;

• повышение эффективности стимулирования бизнеса к проведению социально ответственной политики в отношении неформального образования детей и подростков;

• использование механизмов государственно-частного партнерства для обеспечения интенсивного формирования инфраструктуры неформального образования детей и подростков, что создаст условия для более широкого развития детско-юношеских движений, неформальных творческих сообществ, волонтерских организаций, социально-просветительских проектов;

• привлечение СМИ и СМК к оказанию содействия в популяризации возможностей неформального образования, распространении информации об успешных образовательных практиках и социально значимых инициативах молодежи, позволяющих мотивировать детей, подростков и их родителей к участию в неформальном образовании.

Неформальное образование детей и подростков является сегодня одной из наиболее активно развивающихся образовательных услуг, успешно реализующих инновационные педагогические практики в школах и колледжах, в кружках разной направленности, детско-юношеских оздоровительных и физкультурно-спортивных лагерях, дворовых семейных клубах шаговой доступности и т.д.

Представляется целесообразным исследовать возможности использования организаций неформального образования для развития научно-технического

творчества детей и подростков, учитывая востребованность реальным сектором экономики инженерно-технических специальностей. Неформальное образование пробуждает интерес к реальным событиям и явлениям современного мира, способствует формированию у ребенка деятельностных компетенций, так необходимых в XXI в. Развитие сферы неформального образования повышает степень общественной активности российской молодежи, ее участия в социально-гражданских инициативах, в формировании новых трудовых навыков, профессиональной подготовки, эстетических предпочтений, в развитии правового сознания и нравственных ориентиров личности в условиях поликультурного общества. Реализация колоссальных потенциальных возможностей и ресурсов неформального образования станет весомым вкладом в создание инновационной среды, обеспечивающей современную модернизацию России и успешную социализацию подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА И ВЕБЛИОГРАФИЯ

1. Асмолов А.Г. Дополнительное образование детей как зона ближайшего развития образования России: от традиционной педагогики к педагогике развития. Стенограмма межрегионального семинара-совещания 13-15 марта 1996 г. Петрозаводск, 1996. С. 6-8.

2. Асмолов А.Г. Шок настоящего // Образовательная политика. 2010. № 3. С. 3-4.

3. Бодренкова Г.П. Системное развитие добровольчества в России: от теории к практике. М.: АНО «СПО СОТИС», 2013.

4. Буйлова Л.Н. Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования // Развитие системы образования - обеспечение будущего: В 3 кн. Кн. 1: Монография / Авт. кол.: А.А. Артемьев, М.Р. Бечвая, И.С. Богомолова и др. Одесса: Куприенко С.В., 2013. С. 71-94.

5. Волков А.Е., Климов А.А. Квалификационный капитал и развитие систе-

мы непрерывного образования России // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / Сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 190-197.

6. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 15 мая 2013 г. № 792-р. URL: http://base.garant.ru/70379634/

7. Мудрик А.В. Социализация человека. М.: Академия, 2004.

8. Мухлаева Т.В. Международный опыт неформального образования // Человек и образование. 2010. № 4. С. 158-162. URL: http://iovrao.ru/?c=118

9. Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее? Доклад Общественной палаты РФ. М., 2007. URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/2011/05/06/1268032543/1%20 Doklad.pdf

10. Посцан Л. Неформальное образование в Республике Молдова (2012): состояние и перспективы // Неформальное образование для региональных демократических трансформаций. Киев, 2012. С. 74-86. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2012/12/book-final.pdf

11. Сабуров Е. Пора потеснить классно-урочную систему // Русский журнал. 15.06.2007. URL: http://www.russ.ru/ Mirovaya-povestka/Pora-potesnit-klassno-urochnuyu-sistemu

12. Формальное, неформальное и другие формы непрерывного образования // MURZIM - База Знаний. 31.05.2012. URL: http://murzim.ru/nauka/pedagogi-ka/obwaja-pedagogika/26456-formalnoe-neformalnoe-i-drugie-formy-nepreryvno-go-obrazovaniya.html

13. Фрумин И.Д., Поляруш П.П. Частно-государственное партнерство в образовании: уроки международного опыта // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / Сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2009. С. 235-265.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.