Научная статья на тему 'Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов на примере студенческого тренингового центра ПензГТУ как элемента молодежного центра в направлении неформального образования'

Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов на примере студенческого тренингового центра ПензГТУ как элемента молодежного центра в направлении неформального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТРЕНИНГОВЫЙ ЦЕНТР / МОЛОДЕЖНЫЙ ЦЕНТР / PROFESSIONAL MOBILITY / NON-FORMAL EDUCATION / TRAINING CENTER / YOUTH CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Херенская Елена Алексеевна

Желание постоянно совершенствовать и неимение возможности для обучения методами и инструментами развития личности приводит к острой потребности в организации неформального образования, в том числе в образовательных организациях. В программу личностного роста обучающихся в условиях социокультурной среды технического вуза многоуровневого образовательного комплекса «Пензенский государственный технологический университет» входит деятельность студенческих объединений, участие в которой формирует профессиональную мобильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Херенская Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL MOBILITY OF FUTURE SPECIALISTS ON THE EXAMPLE OF THE STUDENT TRAINING CENTER OF PENZA STATE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY AS AN ELEMENT OF THE YOUTH CENTER IN THE DIRECTION OF NON-FORMAL EDUCATION

The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной мобильности будущих специалистов на примере студенческого тренингового центра ПензГТУ как элемента молодежного центра в направлении неформального образования»

Литература:

1. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22.

2. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.; Экопрос,1993. - 576 с.

3. Игрушки наших детей: Как выбирать игрушки / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина и др. -М.: Дрофа, 2013. - 348 с.

4. Изгаршева В. М. Игрушки и пособия для детского сада - М.: Просвещение, 1987. - 175 с.

5. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой- М.: Просвещение, 1982. - 129 с.

7. Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 143 с.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: Утв. 30.04.03: Введ. в д. 15.06.03. - М., 2017. - 24 с.

9. Сунеева И.В., Ханова Т.Г. Методическое сопровождение внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс ДОУ // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. - 2018. - С. 365-368.

10. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. - 56 с.

11. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108-110.

12. Ханова Т.Г., Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Современные проблемы педагогического образования. -2017. - Вып. 57. - Ч. IV. - С. 203-210.

Педагогика

УДК:378.2

проректор по воспитательной работе Херенская Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА ПЕНЗГТУ КАК ЭЛЕМЕНТА МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА В НАПРАВЛЕНИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Желание постоянно совершенствовать и неимение возможности для обучения методами и инструментами развития личности приводит к острой потребности в организации неформального образования, в том числе в образовательных организациях. В программу личностного роста обучающихся в условиях социокультурной среды технического вуза - многоуровневого образовательного комплекса «Пензенский государственный технологический университет» входит деятельность студенческих объединений, участие в которой формирует профессиональную мобильность.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, неформальное образование, тренинговый центр, молодежный центр.

Annotation. The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio - cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

Keywords: professional mobility, non-formal education, training center, youth center.

Введение. Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»). Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения. Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую

различные степени организованности образовательных услуг: формальное, неформальное и информальное образование. По данным ЮНЕСКО в наиболее успешных странах дополнительным (неформальным и информальным) образованием охвачено 30-40 % населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17 %, в России — около 8 %. Результаты информального и неформального образования, по приведенным ранее данным показывают, что в западных странах модели развития и официального признания такого образования являются развивающейся практикой, в то время, как в России в настоящее время эффективность этих форм образования остается открытым вопросом. Анализируя эффективность каждой модели, приведём ключевые характеристики, сравнив все три модели:

- Формальное образование — процесс получения знаний проходит в хорошо организованном и иерархически упорядоченном контексте, завершающийся выдачей бланка государственного образца — диплома о начальном/среднем профессиональном или высшем образовании или аттестата об окончании школы. Данный процесс имеет установленную по разным программам длительность, основанную на государственной учебной программе и государственных стандартах образования, который организован преимущественно формальными, зарегистрированными организациями.

- Неформальное образование — процесс получения новых знаний зачастую протекает вне специализированного образовательного пространства, при этом существуют конкретные цели, методы и методики, а главное, результат обучения. Может проводиться образовательными или общественными организациями, различными клубами и кружками, секциями, при обучении с преподавателем или тренером индивидуально, и представляет собой разнообразные тренинги, курсы, семинары, круглые столы, которые сопровождаются выдачей документа, подтверждающего дополнительное повышение квалификации — сертификат участника, диплом повышения квалификации, свидетельство.

- Информальное образование — индивидуальная деятельность человека, направленная на познавательный процесс, который сопровождает его повседневную жизнь, при котором не всегда существует конкретный результат. Оно носит спонтанный характер, реализуется путем активизации людей в культурно-образовательной среде, а именно общение между собой, чтение, посещение театров, музеев и различных культурных учреждений, путешествия, просмотр СМИ и т. д., где взрослый превращает все средства образовательных потенциалов общества в инструменты своего самосовершенствования, результат ежедневной работы, семейной и досуговой жизни, который не имеет чёткой структуры [31.

Желание постоянно совершенствовать и неимение возможности для обучения методами и инструментами развития личности приводит к острой потребности в организации неформального образования, в том числе в образовательных организациях.

Университет выступает центром социокультурного пространства, создающим позитивные социальные воздействия на обучающихся, обеспечивающим комфортную психологическую среду и способствующим их гармоническому развитию и самовоспитанию.

Формирование общекультурных (социально-личностных) компетенций обучающихся ПензГТУ осуществляется в социально-значимой проектной деятельности.

Для формирования профессиональных компетенций создана структура управления в сочетании со студенческим самоуправлением, которая обеспечивает целенаправленную, организованную систему действий по обеспечению эффективной деятельности всех участников образовательного процесса. Это система особого внутриорганизационного сервиса, управленческого обслуживания функционирования и развития образовательного учреждения [11.

Объединение субъектов вуза (преподавателей, сотрудников, студентов) на основе общих ценностей, смыслов общения и взаимодействия, характеризующееся наличием общих традиций, инноваций, помощью в поддержке друг другу, составляет основу социокультурной среды вуза и служит развитию профессионализма педагогов и успешной социализации и самореализации студентов. Участие студентов и преподавателей в совместной деятельности способствует развитие добровольческих инициатив и единства всех субъектов социокультурной среды вуза. Создаются условия для развития инициатив студентов и преподавателей в решении социально значимых проблем посредством организации учебной и внеаудиторной деятельности.

В программу личностного роста обучающихся в условиях социокультурной среды технического вуза -многоуровневого образовательного комплекса «Пензенский государственный технологический университет» (далее - ПензГТУ) входит деятельность студенческих объединений. С 2016 г. в ПензГТУ функционирует студенческий тренинговый центр «Потенциал» (далее - центр, тренинговый центр).

Целями деятельности Студенческого тренингового центра являются:

• Всестороннее развитие обучающихся ПензГТУ и развитие у студентов новых личностных и профессиональных компетенций и реализации потенциала в тренерской деятельности посредством осуществления образовательно-просветительских тренинговых проектов и программ;

• Развитие неформального образования студенческой молодежи;

• Содействие развитию, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

• Подготовка студенческой молодежи к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

Задачами Студенческого тренингового центра являются:

• Создание условий для развития и реализации личностных и профессиональных компетенций обучающихся ПензГТУ;

• Организация процесса получения новых знаний, умений и навыков обучающихся ПензГТУ;

• Содействие администрации ПензГТУ в реализации образовательных и воспитательных программ;

• Проведение работы, направленной на повышение сознательности обучающихся ВУЗа, требовательности к уровню своих знаний, развитие активной гражданской позиции обучающихся, их социальной зрелости, самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию;

• Укрепление межвузовских, межрегиональных и международных связей;

• Развитие корпоративной культуры обучающихся и укрепление положительного имиджа ПензГТУ в студенческой среде на уровне города, региона, округа, страны;

• Привлечение квалифицированных сотрудников ПензГТУ и приглашенных специалистов из других учебных, научных и производственных организаций к проведению образовательных занятий для студентов.

Основными направлениями деятельности Студенческого тренингового центра являются:

• школа обучения тренеров СТЦ;

• проведение образовательных занятий, тренингов, мастер-классов для студентов ПензГТУ всех форм обучения;

• создание и проведение образовательных программ, интерактивных занятий, лекций, мастер-классов, тренингов квалифицированными сотрудниками ПензГТУ и приглашенными специалистами из других учебных, научных и производственных организаций для студентов ПензГТУ и его подразделений.

Базовые темы образовательных программ и интерактивных занятий: ораторское искусство; творческое мышление; креативность; ряд занятий на самоанализ, самооценку, уверенность; эмоциональный интеллект; основы тренерской работы; позиционирование тренера, проведение игр и упражнений; разработка тренинговых программ; групповая динамика; тайм-менеджмент; целеполагание; планирование; стрессоустойчивость, личная эффективность; выбор, принятие решений; позитивное мышление; проактивность; привычки; конфликтология; организация мероприятий; невербальное общение; эффективные коммуникации; командообразование, работа с командой; манипуляции; самопрезентация; мотивация, самомотивация; студенческое самоуправление; стипендиальное обеспечение; СМИ и информационное обеспечение; социальное проектирование.

Главным субъектом деятельности тренингового центра выступает студент, который самостоятельно ставит свои личные, образовательные и профессиональные цели, следует индивидуальному плану развития -занимает проактивную позицию. Студент инициирует проекты по неформальному образованию, формулирует предложения по улучшению, развитию студенческой образовательной деятельности, выступает с инициативами. Плюс деятельности тренингового центра в субъект-субъетных отношениях, так как студенты являются участниками проектов тренингового центра, а также организаторами, тренерами, менторами, наставниками, координаторами и фасилитаторами конкретных тренинговых программ.

Помимо студентов в тренинговом центре работу со студентами выстраивают психологи, преподаватели и сотрудники ПензГТУ. Они содействует развитию студента по индивидуальной плану, сначала обучая студентов инструментами и методами личностного роста, затем оказывая наставническую и экспертную поддержку, и заканчивая постттренинговым сопровождением каждого студента в тренинговом центре.

Сложившееся представление о профессиональной мобильности человека как способности менять профессию или род деятельности в условиях высокой динамичности общественных отношений и связей предполагает также способность к успешной самореализации в общественной среде. Однако, мобильность, являясь одним из основных показателей профессиональной и социальной востребованности субъекта, выступает одновременно как ценностно-смысловое образование, как тип реагирования личности на различные ситуации в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

Приобретение профессиональной мобильности носит достаточно сложный характер и зависит как от личностных особенностей человека и условий его стихийной социализации, так и от ее целенаправленного формирования, осуществляющегося путем использования различных форм педагогического и психологического воздействия. В подобной ситуации изучение и реализация формирования профессиональной мобильности у молодежи стали одной из важных задач современных педагогики и педагогической психологии. Современной высшей школе необходимо формировать это качество у своих выпускников, что сможет помочь им сделать успешную профессиональную карьеру и добиться определенного социального статуса. Цель образования, в данном случае, заключается в направленности на качественное усвоение обучающимися необходимого содержания с одной стороны, и, с другой - на развитие их личностных качеств, что обуславливает потребность общества в специалисте, способном преобразовывать окружающую действительность и самого себя в соответствии с запросами развивающегося социума в высших учебных заведениях.

Основные принципы работы студенческого тренингового центра «Потенциал»:

1. Фокус неформального обучения задаёт студент - студент лично несет ответственность за планирование и результаты обучения, создавая при помощи наставника индивидуальный план развития. В тренинговом центре созданы все условия образовательной и творческой деятельности для самостоятельной и групповой работы. Помимо неформального обучения студенты совместно с преподавателями создают проекты, направленные как на самих студентов, так и на преподавателей, а также потенциальных абитуриентов.

2. Лояльности. Студенческий центр создает разного рода задачи для студентов, от легких до сложных, не имеющих гарантированного ответа. Тем самым студент в процессе деятельности может превышать собственные ожидания, выходить за рамки стандартов, находить решения посредством креативного и критического мышления. И именно такой подход приветствуется среди участников тренингового центра, где каждый может попробовать то или иное решение задачи, получая при этом обратную связь от наставников. Тем самым создается искусственная ситуация успеха для студента, которая в дальнейшем переходит в формирование компетенций в реальной жизни.

3. Открытость. Любой студент имеет возможность обратиться в тренинговый центр с определенным запросом. Для этого в центре существует большое количество программ для развития каждого участника центра.

4. Межрегиональное сотрудничество. Тренинговый центр в рамках сотрудничества с другими университетами постоянно организовывает программы личностного и профессионального развития, применяя опыт коллег из других регионов. Таким образом, обучение и развитие студентов проходит более разнообразно и эффективно, исходя из предпочтений и запросов самих студентов.

Эти принципы позволяют эффективно и за более короткий период создать индивидуальный план развития ( далее - ИПР) для каждого студента, в котором он сам совместно с наставником определяет промежуточные цели, конкретные эффективные способы их достижения, требуемые ресурсы и сроки выполнения необходимых для реализации ИПР действий. Для реализации ИПР наставники предлагают использовать не только ресурсы университета, но и помогают проанализировать и определить тот ресурсный потенциал, который есть у каждого студента для постоянного личностного развития и профессионального роста.

Выводы. Систематическое участие в тренинговом центра ПензГТУ в качестве организатора проектов, тренера и даже слушателя позволяет студентам формировать в себе определенные общекультурные компетенции: умение работать в команде, лидерские способности, умение принимать решение и брать ответственность за них, а также профессиональная мобильность.

Благодаря активной позиции университета в рамках межрегионального сотрудничества и участия в федеральных проектах, студенты, показавшие лучшие результаты на уровне университета, могут иметь возможность обучаться и обучать сами на региональных и всероссийских проектах, применяя компетенции, сформировавшиеся у них в организации деятельности в студенческом тренинговом центре. Именно это позволяет постоянно совершенствовать программу личностного роста в университете, обмениваясь опытом с другими организациями и проводя молодежные исследования в сфере неформального образования по всей России.

Литература:

1. Козлова Н.В., Тимонина Т.А., Серебрякова А.И., Щеглова Е.А. Концепция воспитательной работы с обучающимися в социокультурной среде Пензенского государственного технологического университета на 2014-2018 год. - 2014. - 470 с.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетентности как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2

3. Неформальное образование: состояние, проблемы, перспективы: сборник материалов республиканской науч.-практич. конф.; Брест, 15 ноября 2013 г. / Брест. гос. ун-т имени А.С. Пушкина; Н.А. Леонюк [и др.]. - Брест: БрГУ, 2014. - 139 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук, доцент Хлыбова Марина Анатольевна

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д. Н. Прянишникова (г. Пермь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ АСПИРАНТОВ

ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация. Статья посвящена описанию педагогических условий организации самостоятельной работы аспирантов в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе. В статье отмечена необходимость самостоятельной работы как одного из важнейших компонентов структуры планирования образовательного процесса. Показано, что при организации самостоятельной работы следует ориентироваться на соотношение объема аудиторной и внеаудиторной работы, на соответствие содержания учебных материалов современному состоянию науки и техники и специфике научно-технической литературы. Организация систематического педагогического контроля над выполнением всех видов самостоятельных работ является одним из важнейших факторов, стимулирующих самостоятельную работу аспирантов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, изучение иностранного языка, педагогический контроль, аспирантура, неязыковой вуз.

Annotation. The article is devoted to the description of pedagogical conditions of postgraduate students' independent work in the course of the foreign language study in a non-linguistic higher educational institution. The necessity of independent work as one of the crucial components of the educational process planning is pointed out. It is shown that the organization of independent work should target the ratio of in-class to independent work hours, correspondence of educational resources to the modern state of science and technics as well as its compliance to the specifics of the scientific textual materials. The organization of systematic pedagogical supervision over the accomplishment of all kinds of independent work is shown to be one of the crucial factors for stimulating postgraduate students' independent work.

Keywords: independent work, foreign language study, pedagogical supervision, postgraduate education, non-linguistic higher educational institution.

Введение. Высшее образование на современном этапе находится в процессе серьезных изменений. Закрепление аспирантуры на третьем уровне высшего образования завершает переход структуры российского высшего образования к Болонской системе. Переход на уровневую (трехуровневую, многоуровневую) систему высшего образования актуализирует вопросы организационного и методического обеспечения учебного процесса подготовки кадров высшей квалификации, в том числе вопросы организации самостоятельной работы аспирантов.

В свете происходящих изменений в структуре учебных планов с увеличением количества часов, отводимых на самостоятельную работу, последняя становится ведущей формой организации учебного процесса в аспирантуре [1]. Применительно к вопросу обучения аспирантов иностранному языку, необходимость организации самостоятельной работы дополнительно диктуется неоднородностью состава языковых учебных групп по специальностям и уровню подготовки. Усиление роли самостоятельной работы в обучении иностранному языку позволяет до определенной степени скорректировать данную неоднородность.

Изложение основного материала статьи. Самостоятельная работа аспирантов - это планируемая учебная, научно-исследовательская, научная работа, выполняемая в аудиторное и внеаудиторное время при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа является процессом активного, целенаправленного приобретения и закрепления обучающимися новых знаний и умений.

Самостоятельная работа должна способствовать достижению такого уровня развития ее субъекта, когда он «оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для ее реализации знания и способы деятельности; когда он может планировать свои действия, корректировать их, соотносить полученный результат с поставленной целью» [2, с. 94]. Таким образом, формирование самостоятельности как качества личности является необходимым процессом на пути формирования специалиста, ориентированного на организацию и успешное ведение научно-исследовательской деятельности.

Анализ проблемы планирования и организации самостоятельной работы аспирантов по иностранному языку позволяет выявить педагогические и методические условия, способствующие повышению эффективности осуществления самостоятельной работы в контексте непрерывного уровневого высшего

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.