Научная статья на тему 'Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста'

Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3874
384
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРА / ДЕТСКАЯ ИГРУШКА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ИГРОВАЯ СРЕДА / GAME / CHILDREN''S TOY / PERSONALITY DEVELOPMENT / PRESCHOOL AGE / GAME ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ханова Татьяна Геннадьевна, Хлебникова Светлана Викторовна

В статье предпринята попытка показать значение детской игрушки для развития разных сторон личности ребенка дошкольного возраста, определить ряд принципиальных требований к детским игрушкам, их подбору и размещению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF TOYS IN THE DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article attempts to show the importance of a child's toy for the development of various aspects of the personality of a child of preschool age, to determine a number of basic requirements for children's toys, their selection and placement.

Текст научной работы на тему «Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста»

Профессиональный уровень. Студент использует инновационные и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что обеспечивает индивидуальному становлении и развитию индивидуальных способностей обучающихся; владеет ИКТ как комплексом технологичных, научных, инженерных методов и способов, определяющих эффективную организацию труда, владеет и продуктивно управляет процессом и способен обрабатывать данные; активно пользуется в получении учебной и научной информации; владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций, игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики; владение игровыми технологиями в ходе урока математики позволят им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете; интерес к успеху, стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания.

Промежуточный уровень. Студент не всегда использует инновационные и современные информационные коммуникативные технологии, как средство обучения, что не всегда обеспечивает индивидуальное развитие индивидуальных способностей обучающихся; слабо владеет ИКТ как комплексом технологичных, научных, инженерных методов и способов, определяющих эффективную организацию труда, слабо владеет и не достаточно продуктивно управляет процессом и не способен обрабатывать данные; иногда пользуется в получении учебной и научной информации; слабо владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций, игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики; слабо владеет игровыми технологиями в ходе урока математики, что позволит им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете; не всегда проявляет интерес к успеху, стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, не всегда умеет четко выполнить задания.

Начальный уровень. Если студент не знает и не владеет инновационными и современными информационными коммуникативными технологиями, как средством обучения, то он не обеспечит собственное индивидуальное развитие индивидуальных способностей обучающихся; слабо владеет ИКТ как комплексом технологичных, научных, инженерных методов и способов, определяющих эффективную организацию труда, слабо владеет и не достаточно продуктивно управляет процессом и не способен обрабатывать данные; иногда пользуется в получении учебной и научной информации; слабо владеет разнообразными технологиями и техниками, формами и методами при решении разнообразных задач и ситуаций, игровым предметным технологиям, элементам проблемного обучения, формируя увлекательность и интерес к занятиям математики; слабо владеет игровыми технологиями в ходе урока математики, что позволит им в будущем выполнять, не затрудняясь психологически, различные математические упражнения и нестандартные задачи, выполнять разнообразные арифметические действия, тренироваться в устном счете; не всегда проявляет интерес к успеху, стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, не всегда умеет четко выполнить задания.

Выводы. Таким образом, осуществив работу по выявлению уровней сформированности организационной культуры будущего учителя математики, мы пришли к выводу, что это поможет в дальнейшем более эффективно исследовать объекты и субъекты познания формирования у учителя математики организационной культуры, построить и изучить особенности и характеристики всех компонентов изучаемого процесса с целью получения результаты объяснений педагогических условий,способных изменить уровни и качество организационной культуры будущего учителя математики.

Литература:

1. Алиева Р.Р. Основные подходы к изучению проблемы формирования организационной культуры будущего учителя. // Вестник университета (ГУУ). - М: Государственный университет управления, 2013. -№13. - С. 170-173.

2. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Структурные компоненты, критерии и показатели сформированности организационной культуры. // Вестник Северо-осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2014.- №1. - С. 113-117.

3. Словарь иностранных слов: Более 4500 слов и выражений / Н. Г. Комлев. - М.: ЭКСМО, 2006. -669 с. с. 211

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Ханова Татьяна Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); студент Хлебникова Светлана Викторовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород)

ЗНАЧЕНИЕ ИГРУШКИ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье предпринята попытка показать значение детской игрушки для развития разных сторон личности ребенка дошкольного возраста, определить ряд принципиальных требований к детским игрушкам, их подбору и размещению.

Ключевые слова: игра, детская игрушка, развитие личности, дошкольный возраст, игровая среда. Annоtation. The article attempts to show the importance of a child's toy for the development of various aspects of the personality of a child of preschool age, to determine a number of basic requirements for children's toys, their selection and placement.

Keywords: game, children's toy, personality development, preschool age, game environment.

Введение. Игрушка - незаменимый спутник жизни любого ребёнка, не только развивает и воспитывает в нём положительные качества, но также и является хорошим другом и партнером по игре. Игрушка оказывает огромное влияние на личность ребёнка, особенно, на его психику, является источником радости, вызывая различное эмоциональное отношение. Игрушка не только даёт знания об окружающей действительности, но и приобщает к культурным традициям народа, занимавшегося изготовлением детских игрушек.

Формулировка цели статьи. Цель статьи - показать значение игрушки в развитии личности ребенка дошкольного возраста и уточнить основные требования к отбору и размещению игрового оборудования в детском саду. Отметим, что игрушка не часто рассматривается как предмет научного исследования, поскольку воспринимается преимущественно как составная часть игровой реальности, как элемент игры. Довольно часто взрослые не придают серьезного значения детской игрушке, а ведь она предназначена не только для досуга и развлечений. Следует отметить, что игрушка способствует социализации человека в обществе, позволяет формировать личность ребенка, передает социокультурный исторический опыт.

Изложение основного материала статьи. Значение игрушки как важного средства психического развития ребенка дошкольного возраста признается многими исследователями, педагогами и психологами. Подчеркнем, что еще народная педагогика использовала игрушку для знакомства детей с окружающим и приобщения к миру взрослых. Игра и игрушка — обязательные спутники детства. Как указывала Н.К. Крупская, каждый ребенок нуждается в игре, эту потребность можно объяснить тем, что таким образом ребёнок стремится познакомиться с окружающим, подражая взрослым и проявляя активные действия [10].

В ряде исследований, основанных на изучении игровой деятельности дошкольников (Е.А. Флериной, Е.А. Коссаковской, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и др.), показано значение игрушки в развитии познавательной активности детей, любознательности, сенсорных способностей, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и др. [5; 6; 10]. Кроме того, доказано, что необходимо дифференцировать игрушки по возрастам и обучать детей игровым действиям с ними. Помимо этого, игрушка служит для ребенка носителем информации.

Следует отметить, что игрушка в целом, достаточно хорошо изучена. Она прошла через много тысячелетий, видоизменяясь и совершенствуясь, но не потеряла своей сущности и значимости для развития ребёнка. Несмотря на технический прогресс в современном мире, игрушка, особенно мягкая, достаточно популярна и распространена в настоящее время, ведь она даёт ребенку ощущение защищённости, безопасности, являясь одновременно самым близким и дорогим другом.

Игрушка - это особенный предмет, который предназначен для игры и реализации других видов детской деятельности. Игрушка является достаточно разнообразной по типам, материалам, технике создания, предназначению, соответственно возрасту и воспитанию. При таком многообразии игрушек в них, в первую очередь, отображены настоящие вещи и предметы, с которыми воспроизводит действия ребенок. В условности изображения предмета отражаются его типичные черты, которые отличают один предмет от другого.

Игрушка, по мнению большинства ученых, - важнейшая составляющая любой культуры. Какова культура, таковы и игрушки. Через игрушку происходит передача детям самой сущности отношений людей, сложного «устройства» мира. Другими словами, игрушка - это как бы «игривое зеркальце» жизни и фантазии, бытия и сознания, способна отобразить специфику окружающего мира: социума, природы, рукотворного мира, технического прогресса, информации, др. Так как игрушка - это предмет культуры, она представлена в ней носителем социально-культурной информации. Ведь ей свойственны разнообразность и неограниченность форм, поэтому её роль заключается в предназначении быть предметом для игры. Игрушка также является духовным образом хорошей жизни и хорошего мира, а также прообразом представлений о добре - истинном или ложном. Истинная игрушка утверждает добро и определяет отличие добра от зла. Дошкольник искренне любит свою игрушку, делится с ней своими секретами, переживает вместе с ней свои эмоции, бережет и защищает ее.

Таким образом, игрушка - это атрибут для детской игры и вместе с тем, важное педагогическое средство, имеющее огромное воспитательное и развивающее значение [1]. В детской игре игрушка выполняет ключевую роль: позволяет моделировать, отображать реальные действия взрослых (шоферу нужен автомобиль, летчику - самолет). В этом и есть её главное назначение: выполнение активных действий, самореализация, выражение собственных мыслей и чувств [10]. Хорошая игрушка мотивирует ребенка к размышлениям, ставя перед ним разнообразные игровые задачи, и тем самым развивая инициативу и познавательные способности. Например, техническая игрушка демонстрирует устройство конкретного автомобиля или велосипеда, способ приведения его в движение, т.е. знакомит с элементами механики. Строительный материал и конструкторы, модели для изготовления самодельных игрушек развивают творческие конструктивные способности, стимулируют развитие пространственной ориентировки и логическое мышление. Особое место в этом смысле принадлежит Лего-конструированию и робототехнике, освоение которых значительно расширяет технические познания дошкольников и, в силу их огромного развивающего потенциала, сегодня представляет одно из перспективных направлений дошкольного образования [9; 12].

Главная особенность любой игрушки заключается в том, что в ней в обобщенном виде заложены типичные черты, свойства предмета, в соответствии с которыми ребенок в игре может воспроизвести те или другие действия (кукла - обобщенный образ человека; автобус, трамвай - обобщенные образы транспорта; медведь, волк - обобщенные образы животных). Игрушки таким образом способны расширять детский кругозор, стимулировать интерес к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развивать самостоятельность, творчество, ловкость, воспитывать коммуникативные навыки, дружеские взаимоотношения, способность к согласованным со сверстником действиям, умение управлять своим поведением [11].

Итак, игрушка является предметом детских забав и развлечений, служит для развития умственных, нравственных, физических и эстетических способностей, то есть способствует разностороннему развитию ребёнка. Она помогает ребёнку познать окружающую действительность, способствует развитию его мышления и речи, пробуждению творческой инициативы [10]. Поэтому игрушка вместе с детской книгой являются первыми произведениями искусства, входящими в жизнь детей. Игрушка как часть общечеловеческой культуры наиболее педагогически ценна, так как позволяет развить всесторонне гармоническую личность дошкольника.

Довольно часто игрушка способна подсказать ребенку игровой замысел, напомнить о полученных впечатлениях и переживаниях, тем самым повлиять на развитие воображения и чувств [6, с. 18]. Игрушка дает информацию о людях различных профессий и национальностей, тем самым, воспитывает интерес к труду взрослых, уважение к результатам их труда, готовность помочь. Основным назначением детских игрушек является побуждение детей к совместным играм, пробуждение их инициативы и фантазии. Игрушка - это художественное произведение, которое направлено на то, чтобы точно передать выразительность образа человека, животного, предмета [6, с. 20].

Однако сегодня становятся все более популярными среди детей игрушки, представляющие угрозу для неокрепшей психики дошкольников (скелетоны, вампиры, ведьмы и т.п.), в которых дети знакомятся с демоническими образами, отражающими злодеев и монстров. Подобные образцы антиигрушек не входят в отечественную традиционную культуру, они способны передать детям только отрицательные стороны и негативно повлиять на их психическое развитие. То ли дело народные: дымковская или богородская игрушки, вызывающие радость и позитивное настроение, это жизнеутверждающие игрушки. Учение Л.Н. Гумилева об этносе рассматривает игрушку, в том числе и народную, не только в качестве предмета культуры, но также и в качестве элемента этноса. Ведь такие игрушки как бы «вырастают из народа», воспитывая и формируя личность народа. В игре с ней происходит приобщение маленького гражданина к культурному народному наследию, формируется положительное ощущение мира, помогающее в борьбе с унынием и пессимизмом [2].

Игра в дошкольном возрасте как самостоятельная детская деятельность формируется в процессе активной жизнедеятельности ребенка, способствуя освоению социального опыта человечества, поэтому в данном случае игрушка - своеобразный эталон тех предметов, с которыми предстоит действовать и о которых предстоит узнать их назначение и освоить способ действия с ними. Чем больше различных действий можно совершить с игрушкой, тем она интересней для ребенка, тем шире её роль в воспитании. Психологи называют это свойство игрушек - операциональные возможности, т.е. возможности совершать практические действия [3]. Поэтому игрушка должна иметь следующие динамические свойства: реальная подвижность частей или деталей, механизм движения или звучания и т. д.

Игрушка оказывает огромное влияние на развитие ребёнка, поэтому следует определить ряд принципиальных требований к игрушке для того, чтобы она не навредила маленькому ребёнку. Должен осуществляться тщательный подбор игрушек в соответствии с требованиями, при этом важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Детская игрушка должна быть красочно и привлекательно оформлена [6, с. 11], быть реалистичной и передавать основные, типичные черты окружающей действительности. Как писал А. М. Горький, игрушка должна вызывать у ребёнка более или менее длительное удивление, так как это, по мнению ученого, и является началом понимания и пути к познанию [6, с. 20]. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но в то же время, простой. Привлекательности можно достичь благодаря изяществу формы, яркостью окраски. Эстетичность её в оформлении заложена в содержании, назначении и материале.

Отметим, что игрушка должна быть не только привлекательной и яркой, но и нести в себе определенный смысл, оказывать положительное влияние, приносить радость, вызывая эмоциональное отношение. Игрушка (кукла, медвежонок или собака) должна быть хорошим другом, обеспечивать своему хозяину защиту и безопасность. Это очень важно, поскольку, как уже выше отмечалось, есть игрушки, негативно воздействующие на эмоциональную сферу детей, вызывая агрессию или страхи. Таких игрушек не должно быть.

Игрушка должна активизировать проигрывание разнообразных социальных ролей и ситуаций, которые касаются семьи, профессий взрослых, дружбы, общественной жизни (библиотека, школа, путешествия) и т.д. В играх с такими игрушками дошкольник осваивает смыслы и ценности конкретного рода отношений и деятельности взрослых, способы продуктивного общения, познает себя. Сюжетная игрушка не способна дать полное представление образца социальных отношений, но при этом является их символом, помогая их раскрыть. Именно образные игрушки и атрибуты сюжетной игры помогают обслужить действия живого персонажа, реализуя желания и замыслы ребенка в качестве исполнителя принятой роли [7, с. 109].

В СанПиНах указано, что в дошкольных образовательных организациях необходимо использовать безвредные для здоровья детей игрушки, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы (сертификаты) о подтверждении безопасности, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий [8, п. 6. 10]. Игрушка должна быть безопасной, не иметь острых углов, мелких слабо закрепленных деталей [6].

Необходимо добавить, что особые требования предъявляются к материалу. Мягкие пушистые игрушки способны вызвать позитивные эмоции, стимулируя интерес ребенка к игре, в то время как игрушки с шершавой и холодной поверхностью наоборот вызывают отвращение, негатив.

Важно рассмотреть вопрос о том, как должны быть размещены игрушки. Поскольку игрушки в детском саду находятся полностью в распоряжении детей, их необходимо размещать в доступных для дошкольников шкафах или стеллажах в соответствии с их ростовыми показателями. Крупные игрушки обычно располагают на полу, на нижних полках, мелкие - на высоких полках, но таким образом, чтобы каждую игрушку ребенок мог достать самостоятельно [4, с. 13-14]. Знакомить детей с новыми игрушками необходимо постепенно, при этом сопровождая словом и показывая определённые действия с ними. Важно дать каждой игрушке своё имя, вместе с детьми определить ее место жительства в группе.

В целом, соблюдая требования к детской игрушке и осуществляя грамотный их отбор в соответствии с возрастом, особенностями и интересами конкретных детей, возможно реализовать образовательные задачи и обеспечить оптимальные условия для развития всех сторон личности дошкольника.

Выводы. Игрушка - неотъемлемая часть любой игры. Хорошая игрушка способна пробудить в ребенке лучшие нравственные качества, интерес к общению со сверстниками, активизировать его познавательные интересы через решение проблемных игровых ситуаций, тем самым обеспечить развитие его личностных и творческих способностей. Возникнув много тысяч лет назад, детская игрушка постепенно видоизменялась и совершенствовалась, не потеряла своей актуальности, и сегодня по-прежнему занимает особое место в жизни каждого ребёнка.

Литература:

1. Бывшева М.В., Ханова Т.Г. Особенности социальной ситуации развития в дошкольном детстве // Вестник Мининского университета. 2016. № 3 (16). С. 22.

2. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. - М.; Экопрос,1993. - 576 с.

3. Игрушки наших детей: Как выбирать игрушки / Е.О. Смирнова, И.В. Филиппова, Е.Г. Шеина и др. -М.: Дрофа, 2013. - 348 с.

4. Изгаршева В. М. Игрушки и пособия для детского сада - М.: Просвещение, 1987. - 175 с.

5. Коссаковская Е.А. Игрушка в жизни ребенка: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1980. - 64 с.

6. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Т.А. Марковой- М.: Просвещение, 1982. - 129 с.

7. Попова Е.В. Игры и игрушки для детей раннего и дошкольного возраста: курс лекций. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 143 с.

8. СанПиН 2.4.1.3049-13. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций: санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: Утв. 30.04.03: Введ. в д. 15.06.03. - М., 2017. - 24 с.

9. Сунеева И.В., Ханова Т.Г. Методическое сопровождение внедрения робототехники и легоконструирования в образовательный процесс ДОУ // Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. - Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина. - 2018. - С. 365-368.

10. Флерина Е.А. Игра и игрушка. М.: Просвещение, 1973. - 56 с.

11. Ханова Т.Г., Вавилова В.С. Особенности современной субкультуры детской игры // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 11. - С. 108-110.

12. Ханова Т.Г., Кольцова И.Н., Сунеева И.В. Необходимость внедрения робототехники и легоконструирования в дошкольные учреждения // Современные проблемы педагогического образования. -2017. - Вып. 57. - Ч. IV. - С. 203-210.

Педагогика

УДК:378.2

проректор по воспитательной работе Херенская Елена Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Пензенский государственный технологический университет» (г. Пенза)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОГО ТРЕНИНГОВОГО ЦЕНТРА ПЕНЗГТУ КАК ЭЛЕМЕНТА МОЛОДЕЖНОГО ЦЕНТРА В НАПРАВЛЕНИИ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. Желание постоянно совершенствовать и неимение возможности для обучения методами и инструментами развития личности приводит к острой потребности в организации неформального образования, в том числе в образовательных организациях. В программу личностного роста обучающихся в условиях социокультурной среды технического вуза - многоуровневого образовательного комплекса «Пензенский государственный технологический университет» входит деятельность студенческих объединений, участие в которой формирует профессиональную мобильность.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, неформальное образование, тренинговый центр, молодежный центр.

Annotation. The desire to constantly improve and the lack of opportunities for learning methods and tools of personal development leads to an urgent need for the organization of non-formal education, including educational organizations. The program of personal growth of students in the socio - cultural environment of the technical University-a multi-level educational complex "Penza state technological University" includes the activities of student associations, participation in which forms professional mobility.

Keywords: professional mobility, non-formal education, training center, youth center.

Введение. Современная модель организации общественной жизни представляет собой развитую систему, основанную на рыночных подходах к хозяйствованию, достижениях научно-технического прогресса, информатизации и инновациях, что, в свою очередь, предопределяет смену подходов и способов восприятия и познания окружающей действительности. Указанные факторы обуславливают объективную необходимостью модернизации системы образования в целях достижения максимально возможных результатов, продиктованных требованиями внешней среды. В данных условиях традиционные подходы организации образовательного процесса, имеющие в основе установку получения «образования на всю жизнь» в рамках одного диплома оказываются мало эффективными в силу несоответствия быстро меняющимся и динамично развивающимся условиям внешнего окружения, — возрастают требования к личности в части профессиональной мобильности, освоения необходимых навыков, актуальных направлений деятельности, инновационных технологий.

Изложение основного материала статьи. Сегодняшние тенденции таковы, что в качестве одного из главных элементов новой модели организации системы образования выступает модель непрерывного обучения с установкой «LonglifeLearning» («обучение в течение всей жизни»). Основными принципами системы непрерывного образования в течение всей жизни, сформулированными Международной комиссией ЮНЕСКО по образованию и выражающими суть данного процесса, являются: «научиться познавать»; «научиться реализовывать»; «научиться жить вместе»; «научиться жить». В этой связи очевиден вывод о необходимости изменения существовавшей до настоящего времени концепции образовательной политики, что приводит к развитию сферы образования взрослых, включающей новые образовательные программы, новые подходы к организации образовательного процесса, новые формы проведения обучающих классов и другие соответствующие изменения. Наряду с этим, происходит признание различных, в том числе и не существовавших ранее видов образования. ЮНЕСКО вводит специальную терминологию, отражающую

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.