Научная статья на тему 'Роль неформального образования в социализации молодежи и способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами'

Роль неформального образования в социализации молодежи и способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖИ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кумратов А.В., Цветкова М.А.

Неформальное образование является одним из важнейших элементов образовательной системы России. Однако в научной литературе данный термин чаще используется по отношению к послевузовскому образованию, повышению квалификации. В данном исследовании особое внимание уделено неформальному образованию учащейся молодежи, автор обращает внимание на роль неформального образования в процессе социализации и становления личности. Основное внимание в работе автор акцентирует на социально-педагогических условиях эффективного взаимодействия педагогов с организациями неформального образования. Такой взгляд будет интересен специалистам в области дополнительного образования, педагогам, психологам, воспитателям. Результаты исследования расширяют знания о неформальном образовании и способах взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль неформального образования в социализации молодежи и способы взаимодействия педагогов с неформальными структурами»

9. Кон И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1989. - 329 с.

10. Тойнби А.Дж. Постижение истории [Текст] / А.Дж.Тойнби. - М., 1991. - С. 256-274.

11. Солдатова Г.У Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г.У Сол-датова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000. - С. 177-239.

12. Солдатова Г.У Тренинг «Учимся толерантности» [Текст] / Г.У Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова // На пути к толерантному сознанию. -М.: Смысл, 2000. - С. 177-239.

РОЛЬ НЕФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ И СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ С НЕФОРМАЛЬНЫМИ СТРУКТУРАМИ

© Кумратов А.В.*, Цветкова М.А.

Ставропольское президентское кадетское училище, г. Ставрополь

Неформальное образование является одним из важнейших элементов образовательной системы России. Однако в научной литературе данный термин чаще используется по отношению к послевузовскому образованию, повышению квалификации. В данном исследовании особое внимание уделено неформальному образованию учащейся молодежи, автор обращает внимание на роль неформального образования в процессе социализации и становления личности. Основное внимание в работе автор акцентирует на социально-педагогических условиях эффективного взаимодействия педагогов с организациями неформального образования. Такой взгляд будет интересен специалистам в области дополнительного образования, педагогам, психологам, воспитателям. Результаты исследования расширяют знания о неформальном образовании и способах взаимодействия педагогов с неформальными структурами.

Ключевые слова неформальное образование, социализация молодежи, дополнительное образование, неформальные организации.

Современный этап развития системы российского образования определяется новыми требованиями к формированию внутреннего мира личности в целях преодоления негативных социальных явлений и повышения человеческого потенциала страны. Отвечая на поставленные задачи, учитывая возрастающие потребности общества и человека, современный педагог должен

* Воспитатель учебного курса.

обращается к многообразию образовательных форм, в том числе и к возможностям неформального образования.

Термины неформальное и информальное образование были введены в педагогический обиход в 60-70-е годы ХХ века во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам. Они акцентировали внимание педагогической общественности на важности образования и подготовки, получаемой вне стен официально признанных и предназначенных для этого специальных учебных заведений [4].

Сложилось определенное понимание формального, неформального и информального образования. Приведём ключевые черты, присущие каждому из них:

Формальное образование - происходит в организованном и иерархически структурированном контексте, завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, имеет определенную продолжительность по времени и основывается на государственной учебной программе, организовано формальными, преимущественно зарегистрированными, организациями.

Неформальное образование - происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером, а также представляет собой различные курсы, тренинги, короткие программы, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа, чаще всего носит целенаправленный и систематический характер.

Информальное образование - индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер; спонтанное образование, реализующееся за счёт собственной активности индивидов в насыщенной культурно-образовательной среде; общение, чтение, посещение учреждений культуры, путешествия, средства массовой информации и т.д., когда взрослый превращает образовательные потенциалы общества в действенные факторы своего развития, результат повседневной рабочей, семейной и досуговой деятельности, не имеет определенной структуры [3].

Министерство образования и науки РФ отобразило данные понятия в проекте «Российское образование 2020», где говорится, что обучение в течение всей жизни становится необходимым и все более значимым элементом современных образовательных систем. Все большую роль в них играет как неформальное образование (курсы, тренинги, короткие программы, которые могут предлагаться на любом этапе образования или профессиональной карьеры), так и информальное (спонтанное) образование, которое реализуется за счет самообразования граждан в насыщенной культурно-образовательной среде [1].

Согласно проекту к 2020 году система неформального образования в России будет характеризоваться:

- многообразием поставщиков образовательных услуг;

- прозрачной для рынка труда и поставщиков образовательных услуг системой квалификаций;

- наличием механизма подтверждения результатов полученного неформального образования через экзамены и сертификацию;

- работой образовательных консультантов и брокеров, которые оказывают гражданам поддержку в выстраивании сложных образовательных траекторий, проходящих нередко и через формальные, и через неформальные институты [1].

Таким образом, неформальное образование становится неотъемлемой частью образовательной системы, а это значит, что современный педагог должен стимулировать ребенка на обучение в неформальных организациях и уметь направить учащегося, оказать помощь в выборе. Ведь вступая в юношеский возраст, человек в определенной мере отворачивается от родительской семьи, ищет новую компанию, которая должна защитить его от пока еще чуждого общества. Между потерянной семьей и не обретённым обществом молодой человек стремится примкнуть к себе подобным. Образующиеся таким образом первичные группы призваны удовлетворить потребность в социальной защите и обеспечить молодому человеку определенный социальный статус. Именно неформальное образование позволяет ребенку самостоятельно выбрать предмет своих интересов, а также группу сверстников, единомышленников с которой он будет обучаться, а это способствует своевременной и безболезненной интеграции в обществе и социализации, формированию и утверждению позитивной, активной действующей гражданской позиции.

Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов с организациями неформального образования.

Первое условие. Организация занятости и досуга учащихся в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. В целях эффективного взаимодействия с представителями неформальных объединений необходимо предлагать привлекательные для молодежи пути и способы проведения досуга. Например, спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, фестивали молодежной моды, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, инициативы в области молодежного предпринимательства, рекламы и т.д. Подготовка и участие учащихся в подобного рода мероприятиях способствует проявлению интереса, а порой и вынуждает посещать специальные кружки, секции и пр.

Второе условие. Взаимодействие педагога с неформальными объединениями должно носить гибкий, личностно ориентированный и вариативный

характер. Простое информирование о существующих организациях не должно быть единственной формой взаимодействия с ними. Необходимо включать в процесс взаимодействия методы и формы совместной работы: привлечение специалистов к проведению разовых акций, мероприятий, празднованию памятных дат.

Третье условие. Компетентность педагога в области ценностей и особенностей неформальных объединений. Компетентность педагогов и психологов предполагает наличие у них знаний, умений и навыков взаимодействия с молодежными объединениями, в том числе и субкультурами и их участниками. Четвертое условие. Ориентация работы с молодежью на личностные идеалы в молодежной среде. Вопрос о том, кто из современников воплощает в себе идеал молодого человека, безусловно, волнует как самих молодых людей, так и взрослых - родителей и педагогов. Кто воплощает в себе молодежные ценности? Такими людьми могут быть известные молодые спортсмены, музыканты, артисты, писатели, политики и общественные деятели, предприниматели или неформальные (иногда - криминальные) лидеры. Педагогам, специалистам по работе с молодежью нужно содействовать выдвижению авторитетных, достойных и ответственных лидеров, которые воплощают в себе молодежные идеалы, и систематически их поддерживать. Необходимо также по возможности привлекать популярных людей к работе с молодежью, приглашая их на разнообразные мероприятия: конференции, круглые столы, фестивали, форумы, выставки и т.д.

Соблюдение всех вышеперечисленных условий требует от педагога не только компетентности в вопросах неформального образования, но и творческого подхода к работе, социальной мобильности и гражданской активности. Ведь главная задача современного педагога - воспитание всесторонне развитой личности, активного образованного гражданина своей страны, решая такую объемную задачу настоящий педагог не вправе замыкаться исключительно на материале своего урока, новые стандарты требуют не только выходить за рамки своего предмета, но и за рамки учебного занятия и даже школы.

Список литературы:

1. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фру-мин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. - 2008. - № 1. -С 32-64.

2. Дубовская Е.М. Социально-психологические характеристики неформальной группы подростков [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - N 6 (20). - С. 5. - Режим доступа: http://psystudy.ru.

3. Илакавичус М.Р. Неформальное общекультурное образование взрослых - ресурс развития личности и общества // Актуальные вопросы совре-

менной педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). - Уфа: Лето, 2013. - С. 212-214.

4. Макареня А.А, Ройтблат О.В., Суртаева Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. - 2011. - № 4. - С. 59-63.

5. Мальгин В.Е. Неформальное образование детей и взрослых как новая сфера деятельности современной спортивной школы // Молодой ученый. -2014. - № 20. - С. 599-601.

6. Мальгин В.Е. Неформальное образование: сущность и перспективы детских и молодежных неформальных объединений // Молодой ученый. -2014. - № 13. - С. 267-269.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.