Научная статья на тему 'Интеграция неформального и формального образования: модели взаимодействия'

Интеграция неформального и формального образования: модели взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1175
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / INTERACTION MODEL / EDUCATION / INTELLECTUAL PROPERTY / FORMAL EDUCATION / INFORMAL EDUCATION / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

Рассматриваются структурные компоненты разных типов моделей взаимодействия дополнительного, общего и высшего образования. Акцентируется внимание на показателях, позволяющих оценить изменение качества образования для каждого типа модели взаимодействия неформального и формального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сошенко Инесса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION: INTERACTION MODELS

The structural components of different interaction models of additional, general and higher education is considered. The author focuses on indicators which evaluate changes in the quality of education for each type of interaction models of informal and formal education.

Текст научной работы на тему «Интеграция неформального и формального образования: модели взаимодействия»

УДК 37.014.5

И. И. Сошенко

ИНТЕГРАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНОГО И ФОРМАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МОДЕЛИ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Рассматриваются структурные компоненты разных типов моделей взаимодействия дополнительного, общего и высшего образования. Акцентируется внимание на показателях, позволяющих оценить изменение качества образования для каждого типа модели взаимодействия неформального и формального образования.

Ключевые слова: модели взаимодействия, образование, объекты интеллектуальной собственности, формальное образование, неформальное образование, качество образования.

Сегодня уже очевидно, что конкурентоспособность любого государства на международной арене зависит от эффективности системы образования, способной производить высококвалифицированные кадры, соответствующие потребностям экономики (кадры, создающие новые знания; проводящие исследования мирового уровня; выпускающие высокотехнологичную продукцию; создающие наукоемкие инновационные предприятия) и привлекать в экономику «умные» деньги (инвестиции, привлекающие в проекты новые знания, технологии, компетенции) [1]. Таким образом, социальный заказ государства и общества обозначил приоритетное понимание места и роли образования в становлении и развитии инновационной социально ориентированной модели экономики России.

В основополагающем для отрасли образования документе, вступившем в силу 1 сентября 2013 г., Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [2], определена новая парадигма образования и воспитания, что, в свою очередь, требует новых форм организации образовательного процесса.

Основными вызовами для системы образования сегодня являются:

- коммерциализация социальной сферы;

- переход на уровневую систему образования;

- формирование непрерывного образования;

- внедрение федерального государственного образовательного стандарта;

- внедрение сетевых форм реализации образовательных программ;

- внедрение электронного обучения и дистанционных технологий;

- развитие инклюзивного образования;

- изменение потоков финансирования системы образования.

Важно подчеркнуть, что в современном обществе максимально расширяется понятие образования, в котором выделяются формальное, неформальное и информальное. Дополнительное образование детей (неформальное образование) становится мощным образовательным сектором, кото-

рый может конкурировать со школьным (формальным) образованием. Перед центрами дополнительного образования детей, с одной стороны, стоит задача интеграции с системой общего образования как ресурсного центра, с другой стороны, требуется постоянное доказательство экономической эффективности их функционирования и совершенствование качества оказываемых образовательных услуг. В связи с этим становится перспективной интеграция разных уровней образования, позволяющая обновить содержание образования, стимулировать инновационные практики, а также наиболее эффективно сочетать ресурсы каждого из партнеров для решения конкретных образовательных задач.

Обратимся к сложившейся практике взаимодействия дополнительного, общего и высшего образования на примере Томской области. Проведенный анализ позволил выделить несколько типов моделей такого взаимодействия: модель ресурсного взаимодействия, модель проектного взаимодействия, модель профильного взаимодействия, модель профессионального взаимодействия, модель экспертного взаимодействия. Ниже рассмотрены перечисленные модели и их влияние на качество образования.

Модель ресурсного взаимодействия предполагает организацию внеурочной деятельности на базе школ ресурсами дополнительного образования детей или высшего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения. Такими ресурсами могут являться материальнотехническая база и образовательные программы, соответствующие запросам конкретного образовательного учреждения. Данные программы разрабатываются как на основе нормативных требований, так и с учетом результатов маркетинговых исследований, направленных на изучение образовательного заказа разных субъектов (детей, родителей, педагогов, управленцев системы образования). В табл. 1 представлены структурные компоненты модели ресурсного взаимодействия на уровне формального, неформального и информального образования.

Таблица 1

Структурные компоненты модели ресурсного взаимодействия

Ключевые субъекты взаимодействия Продолжительно сть взаимодействия Цель интеграции субъектов взаимодействия Запрос субъекта образования

Формальное образование

Школа ДОУ УДОД Вуз Государство Условно постоянное/продолжительное (ограничено условиями договора о взаимодействии) Реализация ФГОС Формализован

Неформальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Условно постоянное/продолжительное (ограничено условиями договора о взаимодействии) Расширение спектра оказываемых образовательных услуг. Укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия Частично формализован

Информальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Непостоянное/фрагментарное (ограничено интересом субъекта образования) Расширение спектра оказываемых образовательных услуг. Укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия Частично формализован

Примечание. Здесь и с табл. 2-5: ДОУ - дошкольное образовательное учреждение; УДОД - учреждение дополнительного образования детей.

Анализ структурных компонентов модели показал, что для формального образования объединяющей целью ключевых субъектов взаимодействия является реализация ФГОС как в начальной школе и в среднем звене, так и в вузе. Запрос субъекта образования формализован (выполнение учебного плана). Для неформального и информального образования цели взаимодействия - расширение спектра оказываемых образовательных услуг и укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия. Данные цели достигаются посредством ориентации при разработке образовательных программ субъектов взаимодействия на индивидуальные образовательные потребности субъекта образования (индивидуализация и персонификация обучения). Следовательно, повышение качества образования в рамках модели ресурсного взаимодействия достигается за счет совершенствования условий обучения (использование материальнотехнической базы субъектов взаимодействия), совершенствования содержания образования (разработка совместных образовательных программ, в том числе сетевых образовательных программ субъектами взаимодействия), совершенствование кадрового обеспечения реализации образовательных программ (привлечение преподавателей вузов, УДОД, коммерческих структур). Качественное изменение результатов обучения в рамках модели ресурсного взаимодействия можно проследить по следующим показателям: развитие компетенций субъектов обучения, участие в конкурсном отборе и реализация целевых программ; высокие показа-

тели неакадемических олимпиад субъектов обучения. Независимая оценка эффективности модели осуществляется посредством внешней экспертизы по отдельным заранее установленным направлениям и критериям и положениям внутреннего мониторинга.

В рамках данной модели учреждения дополнительного образования детей или высшего образования берут на себя функцию по организации внеурочной деятельности на базе общеобразовательных учреждений г. Томска по одному из направлений: общекультурное, спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, проектное, научно-техническое творчество.

По мнению авторов, организация внеурочной деятельности школьников как на базе школ, так и на базе учреждений дополнительного образования детей является одной из наиболее эффективных форм взаимодействия дополнительного и общего образования. Это достигается за счет работы высококвалифицированных педагогических кадров учреждений дополнительного образования детей, которые непосредственно не заняты в образовательном процессе внутри школы, а значит, могут в отличие от педагогов школ проводить занятия не на бегу; снять психологическое напряжение как за счет обновления круга общения, так и за счет раскрытия творческого потенциала ребенка, способствуют индивидуализации и персонификации обучения и развития. Важно обратить внимание на то, что сегодня ресурсное взаимодействие высшего и обще-

го образования преимущественно носит одноразовый характер. Так, университеты активно включаются в отдельные мероприятия в формате экскурсий в музеи, лаборатории, библиотеки, объекты инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия) и коллективно-творческих дел - олимпиады, конкурсы, игры, тематические встречи на факультетах, которые носят рекламный характер (привлечение абитуриентов). Перспективным направлением развития модели ресурсного взаимодействия является широкое использование материально-технической инфраструктуры высшего образования (лаборатории, центры коллективного пользования, бизнес-инкубаторы и т. д.) для стимулирования развития совместной исследовательской деятельности детей и молодежи региона.

Вторая модель, которая активно используется педагогическим сообществом, - модель проектного взаимодействия. Такое взаимодействие предполагает совместную деятельность его субъектов по достижению запланированной цели и предусматривает появление конкретных результатов в установленные сроки. В состав данной модели могут включаться не только учреждения высшего, основного и дополнительного образования, но и государственные структуры (департаменты, комитеты и др.), коммерческие структуры (предприятия всех форм собственности), общественные организации. Для школ и учреждений дополнительного образования детей данная модель означает включение детских коллективов в социально значимую деятельность. Для государственных структур реализация модели проектного взаимодействия означает встраивание традиционных форм и институтов взаимодействия

субъектов системы образования в новую систему либо постепенное замещение новыми механизмами, стимулирующими реализацию стратегических задач образования. Участие коммерческих структур в модели проектного взаимодействия носит не только рекламный характер социально ответственных бизнес-структур, но и апробирует механизмы государственно-частного партнерства. Участие общественных организаций развивает практики в сфере позитивной социализации молодежи, гражданского самосознания и гражданского общества России. Структурные компоненты модели проектного взаимодействия представлены в табл. 2.

Таким образом, в рамках модели проектного взаимодействия для формального, неформального и информального образования общими целями являются укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия и развитие социально значимой деятельности. Повышение качества образования в рамках данной модели достигается за счет совершенствования кадрового обеспечения реализации проектной деятельности (привлечение преподавателей вузов, УДОД, коммерческих структур и общественных организаций к образовательному процессу) и совершенствования условий обучения (использование материально-технической базы субъектов взаимодействия). Изменение качества образования в рамках модели проектного взаимодействия осуществляется через систему условий и методов, средств и критериев решения задач проекта. Проследить динамику качества результатов обучения возможно по следующим показателям: развитие компетенций субъектов обучения, участие в конкурсном отборе и реализация грантовых и спонсорских программ.

Таблица 2

Структурные компоненты модели проектного взаимодействия

Ключевые субъекты взаимодействия Продолжительность взаимодействия Цель интеграции субъектов взаимодействия Запрос субъекта образования

Формальное образование

Школа ДОУ УДОД Вуз Государство Условно постоянное (ограничено жизненным циклом проекта) Реализация ФГОС. Развитие социально значимой деятельности. Укрепление имиджа организации -субъекта взаимодействия Формализован

Неформальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Условно постоянное (ограничено жизненным циклом проекта) Укрепление имиджа организации -субъекта взаимодействия. Развитие социально значимой деятельности Частично формализован

Информальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Ограничено (ограничено условиями договора о взаимодействии) Укрепление имиджа организации -субъекта взаимодействия. Развитие социально значимой деятельности Частично формализован

Модель профильного взаимодействия подразумевает объединение ресурсов высшего профессионального, общего и дополнительного образования детей. Основная цель такого взаимодействия - организация профильного обучения отраслевой направленности. Для учащихся 9-11-х классов внедряются элективные курсы, курсы по выбору, профориентационные курсы по конкретному профилю по следующим возможным направлениям подготовки: физико-математической, научно-технической, естественно-научной, гуманитарной. Реализация данной модели позволяет учреждениям высшего профессионального образования формировать профессиональную ориентацию выпускников общеобразовательных учреждений, способствует последовательной адаптации студентов к профессиональной деятельности. Для школ взаимодействие в рамках данной модели означает развитие профильного обучения. Учреждениям дополнительного образования детей реализация модели профильного взаимодействия позволяет расширить спектр предлагаемых образовательных услуг для старших подростков. В своем исследовании И. Ю. Малкова и Е. В. Вторина выделяют несколько организационных форм в сетевых проектах профильного образования:

- сетевые профильные классы, обеспечивающие углубленное освоение предметных знаний, профилизацию в учебном предмете, развитие компетенций учебной деятельности.

- сетевые профильные школы, обеспечивающие эффективное освоение предметных областей (гуманитарная, физико-математическая и т. п.), профили-зацию учебной деятельности, развитие компетенций образовательной деятельности [3, с. 199-200]. В качестве перспективного направления развития профильного образования авторы выделяют создание центра организации сетевого профильного образования, который должен стать координатором сетевой системы профильного образования в регионе [3, с. 199-200]. Структурные компоненты модели профильного взаимодействия представлены в табл. 3.

В рамках модели профильного взаимодействия общей целью интеграции субъектов взаимодействия для неформального и информального образования является укрепление имиджа организации -субъекта взаимодействия. Для формального образования такими целями могут являться повышение регионального среднестатистического балла по ЕГЭ по профилю подготовки, повышение процента поступивших в высшие учебные заведения по профилю подготовки, привлечение абитуриентов. Повышение качества образования в рамках модели профильного взаимодействия достигается за счет совершенствования кадрового обеспечения реализации проектной деятельности (привлечение преподавателей вузов, УДОД к образовательному процессу), совершенствования условий обучения (использование материально-технической базы субъ-

Таблица 3

Структурные компоненты модели профильного взаимодействия

Ключевые субъекты взаимодействия Продолжительность взаимодействия Цель интеграции субъектов взаимодействия Запрос субъекта образования

Формальное образование

Школа УДОД Вуз Государство Ограничено (ограничено временем потребления услуги) Повышение регионального среднестатистического балла по ЕГЭ по профилю подготовки. Повышение процента поступивших в высшие учебные заведения по профилю подготовки. Привлечение абитуриентов Формализован (получение общего среднего образования, уровня знаний соответствующих научной картине мира и необходимых для продолжения обучения на высшей ступени)

Неформальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Ограничено (ограничено временем потребления услуги) Укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия Частично формализовав не формализован. (ориентация на реализацию индивидуальных творческих возможностей личности)

Информальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Ограничено. (ограничено условиями договора о взаимодействии) Укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия Частично формализовав не формализован. Получение знаний необходимых для осуществления профессиональной деятельности /развитие творческих способностей личности

ектов взаимодействия) и совершенствования образовательных программ (дифференциация, персонификация и индивидуализация обучения). Ключевыми показателями, позволяющими проследить изменение результатов обучения, могут быть высокие показатели предметных олимпиад субъектов обучения, процент поступивших в высшие учебные заведения по профилю подготовки, балл ЕГЭ по профилю подготовки (выше среднего). Независимая оценка эффективности модели профильного взаимодействия может проводиться посредством внешней экспертизы по отдельным заранее установленным направлениям и критериям, а также критериям разработанного внутреннего мониторинга.

Кадровый потенциал и материальная база учреждений высшего образования традиционно существенно превосходят потенциал учреждений дополнительного образования детей и школ, а также способны обеспечить новое качество и содержание образования.

Модель профессионального взаимодействия подразумевает сопровождение инновационной деятельности учреждений общего и дополнительного образования детей посредством организации процесса профессионального становления и развития педагогов. Сегодня в Томской области педагоги имеют активную профессиональную позицию и предъявляют осознанный образовательный заказ на услуги повышения квалификации и профессиональной подготовки. Даная модель направлена на возмещение индивидуальных образовательных дефицитов педагогов. Это становится возможным

благодаря практической направленности предлагаемых образовательных программ дополнительного профессионального образования, введению современных электронных коммуникаций (дистанта), включения вариативной части в базовый учебный план образовательной программы. Одним из направлений работы в рамках модели профессионального взаимодействия является подготовка будущих педагогов, в рамках которой традиционно вводятся спецкурсы и заключаются договоры с учреждениями общего и дополнительного образования о прохождении практики. Структурные компоненты модели профессионального взаимодействия представлены в табл. 4.

Повышение качества образования в рамках модели профессионального взаимодействия достигается за счет совершенствования кадрового обеспечения (совместная деятельность по повышению профессионального уровня - повышение квалификации, профессиональная переподготовка, научнометодическое сопровождение), условий обучения (научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности, применение новых образовательных технологий) и образовательных программ (ориентированность на практику). Выявить прецеденты изменения качества образования в рамках модели профессионального взаимодействия можно через изменение структуры профессиональной компетентности. Оценка эффективности реализации модели профессионального взаимодействия осуществляется посредством самоанализа и внешней экспертизы. Важно подчеркнуть, что внешняя экспертиза в рамках модели профессионального

Таблица 4

Структурные компоненты модели профессионального взаимодействия

Ключевые субъекты взаимодействия Продолжительность взаимодействия Цель интеграции субъектов взаимодействия Запрос субъекта образования

Формальное образование

Вуз Коммерческие структуры Государство Общественные организации Ограничено (ограничено временем обучения) Привлечение студентов и молодых специалистов к профессиональной деятельности. Соответствие выпускника профессиональному стандарту по направлениям подготовки (например, профессиональному стандарту педагога) Формализован

Неформальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Ограничено (ограничено временем обучения) Привлечение студентов и молодых специалистов к профессиональной деятельности. Соответствие выпускника профессиональному стандарту по направлениям подготовки (например, профессиональному стандарту педагога) Частично формализован

Информальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Ограничено Укрепление имиджа организации - субъекта взаимодействия. Соответствие выпускника профессиональному стандарту по направлениям подготовки (например, профессиональному стандарту педагога) Частично формализован

взаимодействия формализована (задается программой государственного экзамена, итоговой аттестации) и носит разовый характер (экспертиза по завершении обучения).

Следующий тип взаимодействия - модель экспертного взаимодействия.

Сегодня рынок образовательных услуг заполонен псевдоинновациями в образовании, которые представляют собой модификации товара или услуги, не затрагивающие их реальных потребительских качеств, но представленные как «переворот на рынке» [4, с. 137] и псевдоноу-хау. При этом важно обратить внимание педагогической общественности на то, что в соответствии с положениями IV части Гражданского кодекса Российской Федерации ст. 1465 гл. 75 [5, с. 562] говорить о наличии в образовательном учреждении ноу-хау возможно только тогда, когда соблюдаются одновременно следующие существенные условия:

- информация (предполагаемое ноу-хау) зафиксирована на материальном носителе (оформлена на бумажном или электронном носителе информации);

- информация может принести коммерческую выгоду организации как сегодня, так и в перспективе;

- информация является результатом интеллектуальной деятельности (уникальной и не очевидной для специалиста);

- доступ к информации ограничен посредством установления для нее режима коммерческой тайны.

Как правило, такие условия соблюдаются учреждениями высшего профессионального образования, которые заинтересованы в коммерциализации разрабатываемых технологий, обеспечении лидирующих позиций на рынке образовательных услуг и выстраивают научно-образовательную инновационную инфраструктуру (центры коллективного пользования, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, малые инновационные предприятия). К сожалению, в общем среднем и дополнительном образовании детей в настоящее время не развит сегмент защиты и внедрения результатов интеллектуальной деятельности. Остро стоит вопрос, который долгое время было не принято публично обсуждать в педагогическом сообществе, -это вопрос нарушения авторских и смежных прав. Проблема интеллектуального пиратства связана не только с несовершенством законодательной базы, но и с нарушением педагогической этики. В связи с этим академичная вузовская среда востребована как экспертная площадка по выявлению уникальных практик конструирования нового содержания образования. Г. Н. Прозументова выделяет аналитические линии (задачи) экспертизы образования:

- проявление прецедентов (уникальных мест) изменения образования, возникающих по инициативе самих участников образовательной практики;

- опознавание сути и содержания инициативных изменений образования (качества изменений);

- установление границ изменения образования путем указания на результаты и возможные последствия реализации личных инициатив;

- оценивание образовательных инноваций относительно их потенциала и ресурсности для совершенствования системы образования;

- выработка рекомендаций по усилению и использованию образовательных инноваций и инновационного ресурса в образовании [6, с. 15].

А это, в свою очередь, должно привести к обновлению содержания образования и профессиональному развитию педагогов - субъектов инновационной деятельности. Так, С. И. Поздеева, рассматривая условия профессионального становления педагога, подчеркивает, что сегодня «педагог не приближается к какой-то профессиональной “норме” в виде количественного списка умений и компетенций, а изменяется профессионально и личностно именно благодаря пробному действию, т. е. участию в образовательной инновации» [7, с. 196].

Структурные компоненты модели экспертного взаимодействия представлены в табл. 5.

Основной целью интеграции субъектов взаимодействия является экспертиза образовательных проектов, программ, научно-методических материалов и образовательных разработок. Отличительным признаком цели интеграции является статус субъекта взаимодействия, который может выступать как в роли заказчика экспертизы, так и в роли эксперта (исполнителя). Как правило, заказчиком экспертизы выступают субъекты формального взаимодействия, а экспертов (исполнителей) - субъекты неформального и информального образования. Специфическим субъектом взаимодействия выступает государство, которое одновременно является заказчиком и исполнителем экспертизы образовательных проектов, программ, научно-методических материалов и т. д. Повышение качества образования в рамках модели экспертного взаимодействия достигается за счет совершенствования кадрового обеспечения (в рамках совместной деятельности по повышению профессионального уровня субъектов взаимодействия), совершенствование условий обучения (экспертное сопровождение профессиональной деятельности), совершенствование образовательных программ (конструирование содержания образования через экспертную деятельность). Независимая оценка эффективности реализации модели экспертного взаимодействия

Таблица 5

Структурные компоненты модели экспертного взаимодействия

Ключевые субъекты взаимодействия Продолжительность взаимодействия Цель интеграции субъектов взаимодействия Запрос субъекта образования

Формальное образование

Школа ДОУ УДОД Вуз Коммерческие структуры Государство Общественные организации Постоянное или ограниченное Экспертиза образовательных проектов, программ, научно-методических материалов и образовательных разработок (заказ/исполнение) Формализован

Неформальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Постоянное или ограниченное Экспертиза образовательных проектов, программ, научно-методических материалов и образовательных разработок (заказ/исполнение) Формализован

Информальное образование

УДОД Коммерческие структуры Общественные организации Постоянное или ограниченное неустойчивое Экспертиза образовательных проектов, программ, научно-методических материалов и образовательных разработок (заказ/исполнение) Частично формализован

осуществляется посредством внешней экспертизы (постоянное экспертное сопровождение деятельности).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одним значимым результатом реализации модели экспертного взаимодействия могут и должны стать объекты интеллектуальной собственности, исчерпывающий перечень которых изложен в ст. 1225 ч. IV Гражданского кодекса Российской Федерации [5, с. 438], являющиеся фундаментом экономики, основанной на знаниях.

Итак, внедрение разных моделей интеграции неформального и формального образования на базе конкретного образовательного учреждения открывает новые возможности для изменения и конструирования нового содержания образования;

обеспечения повышения качества оказываемых образовательных услуг и результатов обучения; профессионального развития педагогов; стимулирования создания объектов интеллектуальной собственности; развития инновационной среды для формирования «инновационного человека, который не только способен в полной мере использовать достижения науки и техники, но и ориентированный на создание инноваций, внедрение их во все сферы общественной жизни» [1]. Следует акцентировать, что реализация обозначенных выше моделей требует организационно-управленческого, нормативно-правового, научно-методического и информационного сопровождения каждым из субъектов интеграции.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (дата обращения: 11.12.2013).

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/ obrazovanie-dok.html (дата обращения: 11.12.2013).

3. Взаимодействие вузов и школ для становления открытого образовательного пространства: потенциал, проблемы, задачи управления / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: ТМЛ-Пресс, 2013. 304 с.

4. Сошенко И.И. Междисциплинарный характер понятия «инновации» // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 13 (141). С. 136-142.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Статут, 2013. 688 с. (Кодексы от КонсультантПлюс).

6. Экспертиза образовательных инноваций / под ред. Г. Н. Прозументовой. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. 156 с.

7. Поздеева С. И. Особенности гуманитарного управления инновациями для становления профессионализма педагога начальной школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 194-196.

Сошенко И. И., директор офиса коммерциализации образовательных и научно-технических разработок, аспирант. Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.

E-mail: sii2007@yandex.ru

Материал поступил в редакцию 26.02.2014.

1.1. Soshenko

INTEGRATION OF FORMAL AND INFORMAL EDUCATION: INTERACTION MODELS

The structural components of different interaction models of additional, general and higher education is considered. The author focuses on indicators which evaluate changes in the quality of education for each type of interaction models of informal and formal education.

Key words: interaction model, education, intellectual property, formal education, informal education, quality of education.

References

1. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020. URL: http://minsvyaz.ru/ru/doc/?id_4=685 (Accessed:

11.12.2013) (in Russian).

2. Federal Law of 29 December 2012 № 273 FZ “On Education in the Russian Federation”. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (Accessed: 11.12.2013) (in Russian).

3. Interaction of universities and schools for the formation of open educational space: potential problems, control problems. Under the editorship of G.N. Prozumentovoy. Tomsk, TML-Press Publ., 2013. 304 р. (in Russian).

4. Soshenko I. I. Interdisciplinary nature of the concept “innovations”. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 13 (141), pp. 136-142. (in Russian).

5. The Civil Code of the Russian Federation. Moscow, Statut Publ., 2013, Codes from ConcultantPlus (in Russian).

6. Examination of educational innovation. Under the editorship of G. N. Prozumentovoy. Tomsk, TSU Publ., 2007. 156 p. (in Russian).

7. Pozdeyeva S. I. The humanitarian features of innovation of innovation for the teacher competence formation at primary school. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 9 (137), pp. 194-196 (in Russian).

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.

E-mail: sii2007@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.