Научная статья на тему 'Институты гражданского общества: новые вызовы и векторы образования'

Институты гражданского общества: новые вызовы и векторы образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
187
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ (СО НКО) / СУБЪЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ / INSTITUTES OF CIVIL SOCIETY / SOCIALLY ORIENTED NON-PROFIT ORGANIZATIONS / SUBJECTS OF EDUCATION / SOCIAL AND EDUCATIONAL EFFECTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сафина Зульфия Нурмухаметовна

Рост самоорганизующихся организаций и нарастающая динамика общественных инициатив в сфере образования обозначили появление устойчиво развивающего нового субъекта системы образования. Институты гражданского общества стали активными социальными акторами формального, неформального и информального образования. Анализ образовательных практик социально ориентированных некоммерческих организаций свидетельствует, что данные структуры имеют потенциал, обладают компетенциями в реализации функций образования развивающей, социализирующей, воспитательной, адаптационной, инкультурации, интеграции и других, а также участвуют в реализации целей и задач государственной политики в области образования, внося концептуальные и качественные изменения в ее развитие. В образовательные программы и проекты СО НКО вовлечены практически все категории граждан, которые в ситуации субъект-субъектных коммуникаций достигают социально-образовательных результатов через освоение новых социальных ролей, моделей взаимодействия с окружающими миром, духовно-нравственного развития, личностного самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сафина Зульфия Нурмухаметовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutes of Civil Society: New Challenges and Vectors of Education

The growth of self-organizing organizations and the growing dynamics of public initiatives in the sphere of education have marked the emergence of a steadily developing new entity in the education system. Civil society institutions have become active social actors of formal, informal, and informational education. Analysis of the educational practices of socially-oriented non-profit organizations shows that these structures have the potential, have the competence to implement the functions of education developping, socializing, educational, adaptive, inculturation, integration and others, participate in the realization of the goals and objectives of the state policy in the field of education, conceptual and qualitative changes in its development. In educational programs and projects of non-profit organizations, almost all categories of citizens are involved, who, in the situation of subjectsubject communications, achieve social and educational results through mastering new social roles, models of interaction with the surrounding world, spiritual and moral development, and personal self-determination

Текст научной работы на тему «Институты гражданского общества: новые вызовы и векторы образования»

20/$/3 ■

З. Н. Сафина

УДК- 378.1

ИНСТИТУТЫ

ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ВЕКТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

дним из результатов кризисных явлений российского общества стала активизация институтов гражданского общества в различных сферах жизнедеятельности граждан, в том числе в сфере образования, которая, начавшись в конце XX в., привела к структуризации и формализации общественных организаций и объединений, определению приоритетных направлений своей работы. Динамика развития гражданского общества показывает, что ее институты сопричастны к проблемам страны, современным вызовам поиска нравственного фундамента, социальной справедливости, вызовам личности в определении смысла жизни, ее ценностей, вызовам системы образования в модернизации ее целей, задач и функций, вызовам самого гражданского общества в роли и реальных возможностях участия в решении ситуативных проблем общества, перспективных задач развития страны.

Отметим, что гражданское общество представлено разнообразными по организационным формам институтами, в уставных документах которых обозначены различные аспекты образования - предоставление образовательных услуг, просветительская, информационная, консультационная деятельность в сфере образования, содействие развитию образования. Что характеризует некоммерческие организации (НКО) как субъект образования? Это - ответственность, гражданская сознательность, относительно независимая позиция, конструктивность, способность работать в проблемных ситуациях, создавать условия реализации человеческих способностей, самореализации, личностного и социального развития.

В рамках данной статьи мы обратились к опыту некоммерческих организаций, общественные инициативы которых обозначили новые направления в развитии образования, гибкие и мобильные образовательные программы с реализацией самых разнообразных функций образования - социализации, воспитания, адаптации, реинтеграции, социальной защиты, инкультурации и др. Целевой аудиторией, потребителями, субъектами образовательного процесса, стали женщины, мужчины, семьи, лица с инвалидностью - дети и взрослые, мигранты, наркозависимые и соза-висимые, здоровые люди и лица с ВИЧ, заключенные и вышедшие из мест заключения, люди «серебряного возраста» и другие.

Приоритеты в образовательной деятельности НКО выстраивались в том числе и через поддержку общественных инициатив, реализацию социально значимых проектов, что сопровождалось последовательным и целенаправленным вхождением социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО) в систему образования как полноправных ее субъектов. Отметим, что к таким организациям можно отнести устойчиво развивающиеся, постоянно обучающиеся объединения, которым характерен высокий профессионализм ее руководителей, освоенность ключевых профессиональных компетенций, конкурентоспособность и инновационность.

Официальная статистика свидетельствует о количественном и качественном росте некоммерческих организаций, к примеру, в настоящее время в Республике Татарстан действует более 600 СО НКО, что примерно на треть больше показателей прошедшего года. Численность работников, занятых в некоммерческом секторе, составляет более 263 тыс. чел., количество вовлеченных в добровольческую деятельность НКО - свыше 53 тыс. человек. За данными цифрами, как правило, долгая история развития организации, конкретные социально-образовательные результаты. Более 876 тыс. людей воспользовались услугами некоммерческих организаций, что на 73 тыс. больше, чем в 2015г., в том числе в сфере образования, здравоохранения, культуры и кинематографии, спорта [3].

Становлению институтов гражданского общества как партнеров органов власти и местного самоуправления в решении социально-образовательных задач способствовала системная поддержка государством некоммерческих организаций, реализующих социально значимые проекты, которая началась с принятием Федерального закона №40-ФЗ в 2010г. [1]. Формами поддержки являются имущественная, консультационная, информационная, финансовая, которые вывели уровень взаимодействия СО НКО на конструктивный диалог и делегирование функций, в том числе в реализации образовательных услуг населению.

Гражданское общество инициировало появление новых по формам, целям и задачам общественных объединений, которые также вовлечены в решение проблем образования. Например, в Общественной палате Российской Федерации (данные институты гражданского общества начали действовать с 2006 г.) среди рабочих органов - Комиссия по развитию образования и науки. Аналогичная Комиссия по образованию и науке присутствует в структуре Общественной палаты Республики Татарстан. Через разнообразные формы работы, общественный контроль реализуемых программных документов, экспертизу законопроектов в сфере образования, данные структуры зачастую формируют актуальную повестку образовательных проблем, содействуя качественному развитию образования в целом [3].

Вносят свой позитивный вклад в эту тему общественные советы при органах исполнительной власти - также относительно новые институты гражданского общества с участием в его работе представителей некоммерческого сектора. Например, одним из проектов Общественного совета при Министерстве образования и науки Республики Татарстан стал социально-образовательный проект -«Республиканское родительское интернет-собрание» с участием в его работе родительского сообщества, педагогов, общественных организаций, например, Ассоциации школьных психологов РТ «Параллель», образовательных организаций, эффективной обратной

20/Я/&

связью с целевой аудиторией. Темами проекта стали - «О ресурсах семьи в адаптации ребенка к школе и мотивации его к обучению; Виртуальная жизнь ребенка: Интернет -друг или враг? Выбираем профессию или будущее? - о роли семьи в формировании жизненных целей и профессиональном самоопределении подростков; Стресс у ребенка: как распознать и чем помочь» и другие [8]. Такой формат работы позволяет расширить географию просветительской деятельности и вовлечь в диалог широкое представительство заинтересованных структур, демонстрируя современные технологии в реализации важнейших функций образования, расширяя его понимание как полифункциональной системы.

Конкурсные механизмы, прежде всего, российские президентские гранты для НКО и субсидии республиканского уровня определяют государственные приоритетные направления социальной политики с ожиданием социальных инициатив в их решении ресурсами институтов гражданского общества. Например, в конкурсе по предоставлению грантов Президента РФ некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина в 2017 г., было обозначено 12 направлений, среди которых поддержка проектов в области науки, образования, просвещения; поддержка проектов в области культуры и искусства; охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни; поддержка семьи, материнства, отцовства и детства и другие [10].

Среди номинаций Конкурса Кабинета Министров РТ в 2017 г. - «Образование, гра-жданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, профилактика негативных явлений в подростковой и молодежной среде»; «Противодействие коррупции»; «Развитие институтов гражданского общества и общественного самоуправления, защита прав граждан»; «Культура и искусство»; «Укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений»; «Защита семьи,

детства и материнства, социальная поддержка ветеранов и инвалидов и социальное обслуживание»; «Экология и охрана окружающей среды», в каждой из которых представлены социально-образовательные проекты для различных целевых групп [9]. По итогам федерального конкурса 89 некоммерческих организаций Республики Татарстан, ставшие победителями с общей суммой поддержки 125 млн. руб., будут реализовывать проекты в текущем году, также информируя общественность о своих результатах.

Обратимся к анализу отдельных социальных практик СО НКО, свидетельствующих о принадлежности институтов гражданского общества к системе образования, о реализации ряда функций, целей и задач данного социального института. Например, социальный проект «Мир в нашем городе» некоммерческого партнерства «Инициатива» направлен на содействие решению проблемы противодействия экстремизму через повышение роли педагога как проводника антиэкстремистских идей, поиск действенных педагогических технологий, в том числе во взаимодействии с учащимися и студентами. Серия семинаров-дискуссий, мастер-классов, тренингов, например, по распознаванию информационных угроз в медиасреде, альтернативным формам взаимодействия с родительской общественностью пополнили «портфолио» педагогов и психологов, организаторов воспитательной работы инструментарием развития необходимых компетенций, методов работы в весьма сложной проблематике, тем самым внеся свой вклад в развитие системы образования.

Целевыми аудиториями социально-образовательных программ Частного учреждения ДПО «Городской центр образования» являются лица с инвалидностью, учащиеся, студенты, родители. Задачи проекта «Уроки доброты как эффективная технология формирования инклюзивной среды в образовательном учреждении» обозначены в его названии -создание инклюзивного социокультурного пространства для социализации, адаптации, интеграции лиц с инвалидностью, толерантной территории равных возможностей. Отли-

чительной особенностью данной организации как СО НКО является последовательность в развитии темы доступной инфраструктуры для лиц с инвалидностью во всех сферах жизнедеятельности, например, содействие трудоустройству через деятельность специально созданного Центра, повышение психолого-педагогической культуры родителей детей с инвалидностью, родителей-опекунов.

Проблематику доступности и качества образования развивают Татарское республиканское отделение общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих» с темой «Подготовка тьюторов с ограниченными возможностями здоровья по слуху как необходимого звена в инклюзивном образовании»; Автономная некоммерческая организация «Ассоциация содействия больным синдромом Ретта» с информированием общества об особенных детях и развитием проекта «Взаимоподдержка»; АНО Центр нравственного воспитания детей и молодежи г. Казани «АКМЕ» с проектом „Я могу говорить!" (Адаптация детей-инвалидов инновационными медийными средствами).

Таким образом, гибкие, востребованные социально-образовательные программы и проекты СО НКО развивают образование как открытую систему с множеством связей, качественно изменяя поведение ее участников, что характерно для класса нелинейных систем, которые становятся социальными акторами в сценарном развитии новых направлений образования, систем, подсистем, компонентов и структур непрерывного образования. Отметим также, что образовательная деятельность СО НКО демонстрирует амбивалентность ее функций - личностно-регуля-тивную, которая направлена на решение компенсаторной, развивающей, адаптивной задач человека, и социально-регулятивную, ориентированную на развитие конкурентоспособных, социальных качеств личности, позволяющих ей быть востребованной в условиях современного рынка труда [11, с. 58]. Именно эти организации отличаются быст-

рым реагированием на социальные запросы общества, умением выстраивать взаимодействие с органами власти, бизнесом, всеми заинтересованными в решении проблемы структурами. Принцип социального партнерства в данном случае является основой для объединения ресурсов и реализации инновационных по содержанию, эффективности социально-образовательных программ.

Автономная благотворительная некоммерческая организация «Новый век», работающая с 2007 г., позиционируется в гражданском секторе как НКО, нацеленная на пропаганду здорового образа жизни, профилактические кампании в ходе спортивных мероприятий, аутрич - работу и организацию низкопороговых сервисов для групп риска, а также системную деятельность по адаптации и интеграции трудовых мигрантов [5]. Востребованные на российском рынке международные практики работы с мигрантами, реализуемые с учетом российского опыта, позволили «Новому веку» создать уникальные социально-образовательные программы обучения иностранных граждан правам и обязанностям, нормам и правилам поведения в принимающем обществе. Внедрение мобильного приложения «М-Не1р для мигрантов» как информационного канала по актуальным вопросам жизнедеятельности с возможностями онлайн консультирования и постоянной связью с государственными и негосударственными службами помощи, муль-тилингвальность проекта (проект реализуется на русском, узбекском и таджикском языках) вывели программы работы с данной категорией граждан на новый качественный уровень, в том числе во взаимодействии с органами власти в реализации государственной миграционной политики.

Для СО НКО приоритетным стало формирование эффективных механизмов трансляции социального заказа государства, например, в повышении качества жизни пожилых людей. Региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров» по Республике Татарстан на протяжении многих лет реализует социально-образовательный проект «Университет третьего

20/Я/&

возраста» с вариативным содержанием образовательных программ, позволяющих удовлетворить потребности людей серебряного возраста, вернуться к полноценной жизни, уйти от одиночества в динамичный мир общения и востребованности [10; 13].

Содействие социализации личности, развитию творческого и духовного потенциала, самопознания и самореализации обозначены как приоритетные направления деятельности многих СО НКО. Например, общественная организация «Казанский центр «Достижения молодых!» многие годы занимается темой вовлеченности учащихся в предпринимательство, реализуя в настоящее время проект «Первый детский коворкинг - пространство для повышения квалификации в области прикладной экономики для будущих лидеров республики». Региональная общественная организация «Союз отцов» работает в проблемном поле повышения роли отцовства и отца в семье и в воспитании детей. Общественные организации экологической направленности содействуют экологическому просвещению граждан, в том числе через участие в мероприятиях по благоустройству территории, высадке деревьев, заботе о животных. Отдельной темой выступает для СО НКО гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, формирование у молодежи осознания необходимости сохранения историко-культурного наследия страны, где присутствует эмоциональная включенность субъектов социально-образовательных процессов, мотивация сопричастности и искренности. Известны инициативы волонтерских объединений в сохранении исторической памяти, развитии межпоколенных связей, возрождении ГТО как инструмента популяризации здорового образа жизни и другие социально-образовательные программы федерального и регионального уровней, играющих неоценимую роль в нравственном становлении молодёжи, создании устойчивого фундамента российской самоидентичности.

Особое место в гражданском обществе занимают профессиональные сообщества, образовательные функции которых направлены

на формирование экспертного знания в своих сферах деятельности, создание квалификационных стандартов специальностей, контента ключевых компетенций, этических норм и ценностей.

Одним из важнейших вопросов для СО НКО остается тема достижения социально-образовательных эффектов. Многие общественные организации освоили инструментарий измерения количественных и качественных результатов образовательной деятельности через цифры, показатели, динамику, «прочувствование» ситуации. К результатам также относят действенные технологии, вариативные модели социального партнерства, устойчивость развития проекта. В вопросах изучения теоретических проблем и практического опыта развития гражданского общества в России участвуют кафедры, лаборатории, например, кафедра гражданского общества МГИМО - одна из первых была создана в 2008 г. на основе обращения Общественной палаты Российской Федерации, аналогичная кафедра действует на базе Казанского Инновационного университета им Тимирясова [6; 7].

Таким образом, основные выводы нашего исследования состоят в следующем: институты гражданского общества стали действенными субъектами системы образования, их деятельность актуализирует проблемное поле системы через выявление специфических социально-образовательных запросов различных категорий граждан; вариативные образовательные потребности формируются и реализуются через социальные проекты, инновационные технологии с включенностью в процесс всех участников - социальных партнеров - органов власти и местного самоуправления, бизнеса, представителей целевой аудитории. Сами СО НКО располагают значительным интеллектуальным, организационным, нравственным потенциалом для реагирования на современные вызовы общества и личности. Основные направления в образовательном контексте выстраиваются по приоритетам, обозначенным государством в программных документах, и реализации гражданских инициатив через личностно-регуля-

тивную и социально-регулятивные функции образования. Социально-образовательные эффекты конкретизируются цифрами, динамикой, устойчивостью развития проектов, а также косвенными показателями - мотивацией к дальнейшему участию в мероприятиях организации, новыми инициативами, вовлеченностью в общественную жизнь. Целями и задачами СО НКО определены - социально-культурное, духовно-нравственное становление личности, воспитание гражданственности и патриотизма, содействие вопросам самоопределения личности, повышения уровня социальной ответственности человека в семье, в обществе, развитие осознание необходимости повышении качества жизни человека во всех сферах - экологии, здоровья, труда. Анализ лишь отдельных аспектов деятельности институтов гражданского общества открывает перспективы дальнейшего изучения весьма многогранной и значимой для темы - роли и вклада общественных ограняющий и объединений в позитивное развитие страны.

АННОТАЦИЯ

Рост самоорганизующихся организаций и нарастающая динамика общественных инициатив в сфере образования обозначили появление устойчиво развивающего нового субъекта системы образования. Институты гражданского общества стали активными социальными акторами формального, неформального и информального образования. Анализ образовательных практик социально ориентированных некоммерческих организаций свидетельствует, что данные структуры имеют потенциал, обладают компетенциями в реализации функций образования - развивающей, социализирующей, воспитательной, адаптационной, инкультурации, интеграции и других, а также участвуют в реализации целей и задач государственной политики в области образования, внося концептуальные и качественные изменения в ее развитие. В образовательные программы и проекты СО НКО вовлечены практически все категории граждан, которые в ситуации субъект-субъектных коммуникаций достигают социально-образователь-

ных результатов через освоение новых социальных ролей, моделей взаимодействия с окружающими миром, духовно-нравственного развития, личностного самоопределения.

Ключевые слова: Институты гражданского общества, социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО), субъекты образования, социально-образовательные эффекты.

SUMMARY

The growth of self-organizing organizations and the growing dynamics of public initiatives in the sphere of education have marked the emergence of a steadily developing new entity in the education system. Civil society institutions have become active social actors of formal, informal, and informational education. Analysis of the educational practices of socially-oriented non-profit organizations shows that these structures have the potential, have the competence to implement the functions of education - develop-ping, socializing, educational, adaptive, incultu-ration, integration and others, participate in the realization of the goals and objectives of the state policy in the field of education, conceptual and qualitative changes in its development. In educational programs and projects of non-profit organizations, almost all categories of citizens are involved, who, in the situation of subject-subject communications, achieve social and educational results through mastering new social roles, models of interaction with the surrounding world, spiritual and moral development, and personal self-determination.

Key words: Institutes of civil society, socially oriented non-profit organizations, subjects of education, social and educational effects.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 05.04.2010 г. №40-ФЗ (ред. от 27.05.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально-ориентированных некоммерческих организаций» [Электронный ресурс] - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_99113.

2. Запесоцкий А. С. Образование: философия, культурология, политика [Электрон-

20/Я/&

ный ресурс]. - М.: Наука. - 2002. - 456 с. -URL: https://elibrary. ru/item. asp?id=19876522.

3. Ежегодный доклад Общественной палаты Республики Татарстан. Основные направления деятельности за 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.oprt.taar.ru.

4. Краснопольская И. И. Прогнозирование развития гражданского общества в России: методологические возможности и ограничения [Электронный ресурс] / И. И. Красно-польская, С. А. Шашнов // Гражданское общество в России и за рубежом. - 2017. - № 1. -С. 40-45. - URL: URL:https://elibrary.ru/item. asp?id=27378539.

5. Официальный сайт АНО «Новый век» [Электронный ресурс]. - URL: http://newcentu rykazan.ru/.

6. Официальный сайт Казанского инновационного университета им. Тимирясова В. Г. (ИЭУП) [Электронный ресурс]. - URL: https://ieml.ru/.

7. Официальный сайт МГИМО [Электронный ресурс]. - URL: https://mgimo.ru /study/faculty/sgp/kgo/.

8. Официальный портал Министерства образования и науки Республики Татарстан [Электронный ресурс]. - URL: http://mon.tata rstan.ru/roditelskoe_sobranie.htm.

9. Официальный портал Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан [Электронный ресурс]. -URL: http ://mtsz.tatarstan.ru/rus/respublikanskie -2263 597.htm.

10. Официальный портал Регионального отделения общероссийской общественной организации «Союз пенсионеров» по Республике Татарстан [Электронный ресурс]. -URL: http://soyuz.pfrrt.ru/.

11. Официальный портал Фонда президентских грантов [Электронный ресурс]. -URL: https://президентскиеrранты.рф/.

12. Сафина З. Н. Становление региональной системы образования взрослых. - Казань: Академия управления «ТИСБИ», 2005 -180 с.

13. Сафина З. Н. Потенциал социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии неформального образования // Дополнительное профессиональное образование в стране и мире. - 2014. - №3 (9). -С. 7-10.

В. Ш. Масленникова

УДК -373.7

СОВРЕМЕННЫЕ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ПОДХОДЫ

К НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ

ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

С овременные социально-политические процессы обуславливают постановку новых задач перед системой профессионального образования - формирование личности с высоким качеством мышления, творческими способностями на основе постепенной реорганизации процесса профессионального образования. Умения и навыки самостоятельного приобретения знаний, способствующих формированию инновационных компетенций, являются важнейшим условием обеспечения жизнедеятельности общества в целом. Определяющим в системе глубины и качества подготовки будущего специалиста должен стать инновационный процесс.

Отсюда инновационное образование - это смена парадигмы, новая педагогика, новые образовательные технологии, ориентированные на развитие творчества конкретных субъектов образовательного взаимодействия. Как следствие, возрастает роль системы научно-методического обеспечения инновационного развития профессионального образования, под которым понимается целенаправленная система деятельности коллектива образовательного учреждения, способствующая решению аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно-дея-тельностных и коррекционно-регулирующих задач по управлению достижением результа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.